Виды древесных материалов 5 класс

Урок древесина (5 класс)

Урок «Древесина и ее применение. Виды древесных материалов»

Цели урока:

  • Рассказать учащимся, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке.

  • Дать определение терминам.

  • Иметь представление о роли древесины в жизни человека.

  • Воспитывать в учащихся любовь к труду.

Оборудование: тетрадь, ручка, карандаш.

Ход урока

1. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Беседа с учащимися:

Что является богатством нашей страны? (лес)

Какие виды древесины вы знаете? (береза, клен, ель:)

Какие изделия можно сделать из дерева? (игрушки, шкатулки, изделия для быта, украшения:)

2. Объяснение новой темы:

Лес — это не только деревья и кустарники, но и сложный комплекс растений и животных, в который входят также травы, мхи, лишайники, грибы, звери, птицы и насекомые. Человек издревле находил в лесу все необходимое для жизни: пишу, лекарства, жилище, одежду, орудия труда, домашнюю утварь и многое другое. Но все это давалось ему нелегко. Недаром имеющая символическое значение широко известная поговорка «Не руби сук, на котором сидишь!» родилась в лесном краю. Там, где эта заповедь нарушалась, лес жестоко мстил. Только при бережном отношении к лесу, к каждому его кустику, к каждой травинке человек мог рассчитывать на его щедроты.

Тайны древесного ствола

Вблизи хорошо знакомое дерево можно узнать по цветам, листьям, хвое, плодам. Но это только летом, а как же быть зимой, ранней весной и поздней осенью?

И в эти времена года, оказывается, не так уж трудно узнать дерево по характерному расположению почек, их величине и форме, по сережкам, стволу и ветвям. «Каково дерево, таковы и сучья»,- говорится в народной пословице. У каждого дерева свои неповторимые форма, цвет и фактура сучьев. Они могут быть прямыми или изогнутыми, гладкими или узловатыми, с блестящей или матовой, коричневой, зеленой или серой корой.

Вершина ствола дерева вместе с сучьями образует крону.

Крона — это одна из трех основных частей дерева, выполняющая при его жизни определенные функции. Листья или хвоя кроны усваивают углерод из воздуха, образуя на солнце органические вещества, идущие на построение растительного организма дерева.

Другая часть дерева — корни. Их можно сравнить с фундаментом и сваями, которые удерживают ствол дерева в вертикальном положении.

Третья часть дерева — ствол. Он удерживает тяжелую крону и служит проводником питательных веществ поступающих от корней и поступающих в листья.

Ствол — самая ценная часть дерева.

Распиливая бревно поперек волокон, получают торцовый разрез, а раскалывая вдоль волокон — продольные разрезы: тангентальный и радиальный. Радиальный разрез можно получить только в том случае, если он проходит строго через сердцевину. Остальные же продольные разрезы, идущие параллельно сердцевине на любом расстоянии, будут называться тангентальными. Все доски, получаемые на пилораме, имеют тангентальные разрезы, за исключением двух досок, выпиленных из середины бревна, поэтому в практике тангентальные разрезы иногда называют досковыми.

Очень важным разрезом при определении древесины является торцовый. На нем видны сразу все основные части древесного ствола: сердцевина, древесина и кора. Для определения породы древесины на практике достаточно изучить макроструктуру небольшого куска дерева, который отпиливают от доски бруска или кряжа. Ориентируясь на годичные кольца, делают тангентальный и радиальный срезы. Все срезы тщательно отшлифовываются вначале крупнозернистой, а потом мелкозернистой наждачной бумагой. Необходимо также иметь под рукой лупу с пятидесятикратным увеличением, баночку с чистой водой и кисть.

В середине ствола многих деревьев хорошо видна сердцевина. Она состоит из рыхлых тканей, образованных в первые годы жизни дерева. Сердцевина пронизывает ствол дерева до самой вершины, каждую его ветку. И по этому поводу жители Самарской губернии загадывали такую загадку: «В лесу с лесом наравне растет, а свету не видит». У лиственных деревьев диаметр сердцевины чаще бывает больше, чем у хвойных. Очень большая сердцевина у бузины. Удалив сердцевину, можно довольно легко получить деревянную трубочку. Такие трубочки исстари шли у народных музыкантов на изготовление различных духовых инструментов: жалеек, свирелей и дудок. У большинства деревьев сердцевина на торцовом разрезе круглая, но есть породы с иной формой сердцевины. Сердцевина ольхи на торце напоминает форму треугольника, ясеня — квадрата, тополя — пятиугольника, а сердцевина дуба напоминает пятиконечную звездочку.

На торце вокруг сердцевины концентрическими кольцами расположены годичные, или годовые, слои древесины. На радиальном разрезе годичные слои видны в виде параллельных полос, а на тангентальном — в виде извилистых линий. Каждый год дерево словно рубашку надевает новый слой древесины, а за счет этого ствол и ветки становятся толще.

Между древесиной и корой расположен тонкий слой живых И клеток, называемый камбием. Большая часть клеток идет на строительство нового годичного слоя древесины и совсем незначительная часть — на образование коры. Кора состоит из двух слоев — пробкового и лубяного. Расположенный снаружи пробковый слой защищает древесину ствола от свирепых морозов, знойных солнечных лучей и механических повреждений. Лубяной слой коры проводит воду с выработанными в листьях органическими веществами по стволу вниз. В волокнах дуба происходит нисходящее сокодвижение.

Кора — деревьев очень разнообразна по цвету (белая, серая, коричневая, зеленая, черная, красная) и по фактуре (гладкая, пластинчатая, трещиноватая и т. д.). Многообразно ее применение. Кора ивы и дуба содержит много дубильных веществ, используемых в медицине, а также в красильном деле и при выделке кожи. Из коры пробкового дуба вырезают пробки для посуды, а отходы служат заполнителем морских спасательных поясов. Хорошо развитый лубяной слой липы идет на плетение различных хозяйственных вещей.

Древесина наших лесных пород окрашена обычно в светлый цвет. При этом у отдельных пород вся масса древесины окрашена в один цвет (ольха, береза, граб), у других центральная часть имеет более темную окраску (дуб, лиственница, сосна). Темно-окрашенная часть ствола называется ядром, а светлая периферическая- заболонью.

В том случае, когда центральная часть ствола отличается меньшим содержанием воды, т. е. является более сухой, ее называют спелой древесиной, а породы — спелодревесными. Породы, имеющие ядро, называют ядровыми. Остальные породы, у которых нет различия между центральной и периферической частью ствола ни по цвету, ни по содержанию воды, называют заболонными (безъядровыми).

Из древесных пород, произрастающих на территории России, ядро имеют: хвойные — сосна, лиственница, кедр; лиственные — дуб, ясень, ильм, тополь. Спелодревесными породами являются из хвойных ель и пихта, из лиственных бук и осина. К заболонным породам относятся лиственные: береза, клен, граб, самшит.

Однако у некоторых безъядровых пород (береза, бук, осина) наблюдается потемнение центральной части ствола. В этом случае темная центральная зона называется ложным ядром.

Молодые деревья всех пород не имеют ядра и состоят из заболони. Лишь с течением времени образуется ядро за счет перехода заболонной древесины в ядровую.

Ядро образуется за счет отмирания живых клеток древесины, закупорки водопроводящих путей, отложения дубильных, красящих веществ, смолы, углекислого кальция. В результате этого изменяются цвет древесины, ее масса и показатели механических свойств. Ширина заболони колеблется в зависимости от породы, условий произрастания. У одних пород ядро образуется на третий год (тис, белая акация), у других — на 30-35-й год (сосна). Поэтому заболонь у тиса узкая, у сосны широкая.

Переход от заболони к ядру может быть резким (лиственница, тис) или плавным (орех грецкий, кедр). В растущем дереве заболонь служит для проведения воды с минеральными веществами от корней к листьям, а ядро выполняет механическую функцию. Древесина заболони легко пропускает воду, менее стойка против загнивания, поэтому при изготовлении тары под жидкие товары использовать заболонь следует ограниченно.

Сосна. Хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красного цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, мебели. В строительстве судов, вагонов, мостов.

Ель. Хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.

Лиственница. Плотность лиственницы выше сосновой на 30%. Пролежав долго в воде — становится твердой как камень. Из коры изготовляют красно-коричневую краску. Применяется для изготовления домов, колес, посуды, мостов.

Кедр. Ядровая порода. У древесины кедра широкая белая заболонь с желтым оттенком и розовато-охристым ядром. Применяется для половицы, мебели, карандашей.

Береза. Лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных фанеры, мебели, посуды, ружейных лож, лыж.

Осина. Лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.

Липа. Лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.

Дуб. Лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, мостов и вагонов.

3. Практическая работа: определить породы древесины по образцам, выданным учителем.

4. Итог урока: проверка практической работы.

5. Задание на дом: выучить определения.

§ 21. Древесина как природный конструкционный материал

Учебник для 5 класса

Технология

Древесина — один из самых распространенных материалов, который люди научились обрабатывать еще в древности. Огромное количество изделий из древесины окружает нас и сейчас: предметы домашнего обихода, мебель, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты и многое другое.

В 5 классе вы освоите основные операции и приемы обработки древесины, научитесь применять разнообразные инструменты, с помощью которых можно изготовить простые и полезные вещи.

Постигнув основы художественной резьбы, вы сможете украсить изделиями из древесины вашу комнату, кухню, сделать подарок друзьям и близким.

Приобретенные умения всегда пригодятся вам в жизни.

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При изготовлении различных изделий из древесины необходимо учитывать породу дерева. Из уроков природоведения вы знаете, что деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою — хвойными. Лиственными деревьями являются береза, осина, липа, ольха и другие породы. Хвойными деревьями являются сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и др.

Ствол дерева (рис. 79) имеет толстую часть — комель и тонкую — вершину. Снаружи ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного.

Рис. 79. Строение ствола дерева: 1 — сердцевина; 2 — годичные кольца; 3 — ядро; 4 — заболонь; 5 — камбий; 6 — лубяной слой; 7 — пробковый слой

Пробковый слой коры — отмерший, а лубяной служит проводником питательных веществ от корней к кроне.

Древесина — это основная внутренняя часть ствола. Она состоит из множества слоев — годичных колец. За каждый год ствол прирастает со стороны слоя камбия на одно кольцо. Кольцо состоит из мягкой древесины внутри и твердой — снаружи. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Годичные кольца образованы расположенными вдоль ствола волокнами древесины. Волокно состоит из вытянутых цепочек древесных клеток.

Рыхлый и мягкий центр ствола дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий расходятся сердцевинные лучи. Они проводят воду, воздух и питательные вещества внутрь дерева. У некоторых пород деревьев сердцевинные лучи создают красивый рисунок на радиальном разрезе ствола.

Породы древесины определяются по следующим характерным признакам: принадлежности к лиственным или хвойным, по запаху, текстуре, твердости и цвету. Если разрезать древесину вдоль волокон, на плоскости разреза будет виден характерный рисунок. Этот рисунок называют текстурой. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатый рисунок. Текстура древесины некоторых пород дерева показана на рисунке 80.

Рис. 80. Текстура древесины: а — ореха; б — карельской березы; в — красного дерева

Из древесины получают различные древесные пиломатериалы,

При распиливании стволов деревьев в поперечном направлении получают бревна, а в продольном — такие виды пиломатериалов, как брус, бруски, доски, пластины, четвертины, горбыль (рис. 81).

Рис. 81. Пиломатериалы: а — брус четырехкантный; б— брус двухкантный; в — бруски; г — доска обрезная; д — доска необрезная; е — пластина; ж — четвертина; з — горбыль; 1 — пласть, 2 — кромка, 3 — торец, 4 — ребро

Брус — пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным, а если с четырех сторон, то четырехкантным.

Брусок — пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной толщины.

Доска — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Пластины получаются при продольном распиливании бревна пополам, а четвертины — на четыре части.

Горбыль — выпиленная боковая часть бревна.

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласти, кромки, ребра и торцы.

Пластью называют широкую, а кромкой — узкую плоскость пиломатериала.

Торцом называют торцевой срез (плоскость) пиломатериала.

Ребром является линия пересечения плоскостей пиломатериала.

Наряду с пиломатериалами используются древесные материалы, получаемые иными способами. К ним относятся: фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты.

Фанера является конструкционным древесным материалом. Ее получают путем наклеивания друг на друга трех и более листов лущеного шпона (рис. 82).

Рис. 82. Склеивание фанеры: а — листы шпона; б — фанера

Лущеный шпон получают срезанием широкой стружки с вращающегося бревна (чурака) острым ножом на лущильном станке (рис. 83). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона.

Рис. 83. Схема получения лущеного шпона: 1 — бревно; 2 — нож; 3 — прижим; 4 — лента шпона

Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках. Затем листы намазывают клеем, накладывают друг на друга так, чтобы волокна соседних листов были перпендикулярны, и склеивают под прессом. Так получается фанера.

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Ее применяют в строительстве домов, изготовлении мебели, машиностроении.

Лущеный шпон применяют для изготовления изделий из гнутоклеёной древесины, например стульев, ящиков, столов, клюшек.

Древесно-стружечные плиты (ДСП) получают путем одновременного прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. ДСП изготовляют толщиной 10-26 мм. Эти плиты прочны, почти не коробятся. Из них делают мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако ДСП выделяют вредные для здоровья вещества. Поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях.

Древесно-волокнистые плиты (ДВП) (оргалит) получают прессованием в виде листов пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. У оргалита ровная и гладкая поверхность серого цвета, он хорошо гнется. Применяют ДВП для внутренней отделки помещений — стен, потолков, полов, а также для изготовления мебели и дверей.

Существенным недостатком фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит является то, что они боятся сырости. Под действием влаги фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.

Практическая работа № 23
Определение пород древесины, пиломатериалов и древесных материалов

Вам потребуются: образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.

Порядок выполнения работы

  1. Используя таблицу 5, определите породу древесины выданных учителем образцов по характерным признакам.
  2. Рассмотрите образцы пиломатериалов и определите их названия.
  3. Найдите в пиломатериалах пласть, кромку, торец, ребро.
  4. Найдите среди образцов фанеру, ДСП и ДВП.

Таблица 5

Номер
образца

Вид
(хвойн./
листв.)

Свойства

Порода
древесины

Цвет

Запах

Твердость

Текстура

Новые понятия

Контрольные вопросы

  1. Чем различаются дерево и древесина?
  2. Какие породы деревьев наиболее распространены в вашей местности?
  3. Где применяется древесина сосны, березы, дуба?
  4. Как образуются годичные кольца дерева?
  5. Перечислите и опишите известные вам пиломатериалы.
  6. Чем отличаются древесные материалы от древесины?
  7. Что такое шпон и где его применяют?
  8. Как получают фанеру, ДСП, ДВП?

§ 5. Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины

Учебник для 5 класса
(мальчики)

Где же удобнее всего выполнять ручную обработку древесины?

Рабочим местом для ручной обработки древесины в учебных мастерских является столярный верстак (рис. 14, а) и стул (рис. 14, б). Верстак — это стол, имеющий крышку 1 с задним 4 и передним 7 зажимами, которые служат для закрепления заготовок из древесины при их обработке. Длинную заготовку, закрепляемую горизонтально в переднем зажиме, для удобства размещают на выдвижной опоре 6.

В крышке верстака есть отверстия (гнёзда) 2 прямоугольной формы, в которые устанавливают деревянные брусочки, имеющие форму клина (клинья), а также углубление — лоток 3, предназначенный для размещения различных инструментов (например, рубанка). Мелкие работы можно выполнять сидя на стуле.

Заготовку для обработки на верстаке закрепляют между клиньями так, как показано па рисунке 15: один торец заготовки упирают в клин стола 1, а другой, вращая рукоятку 3 по часовой стрелке, поджимают клином заднего зажима 4. Чтобы закрепить более длинную заготовку, клин стола извлекают из своего отверстия (выбивая ударами снизу вверх) и устанавливают его в другое гнездо, находящееся на большем расстоянии от заднего зажима. При закреплении заготовки клинья 1 и 4 должны располагаться ниже обрабатываемой поверхности заготовки 2, чтобы не мешать обработке.

Рис. 15. Закрепление заготовки на верстаке: 1 — клин стола; 2 — заготовка; 3 — рукоятка зажима; 4 — клин заднего зажима

Перед началом работы необходимо проверить, соответствует ли верстак твоему росту. Для этого встань рядом с верстаком, опусти руки вниз и положи ладонь одной руки на крышку верстака. Если при этом не приходится сгибать руку или наклоняться, значит, верстак соответствует твоему росту (рис. 16).

Рис. 16. Соответствие верстака росту работающего

При ручной обработке деревянных заготовок на столярном верстаке применяют различные инструменты (рис. 17).

Рис. 17. Основные инструменты для обработки древесины: а — рубанок; б — молоток; в — напильник; г — киянка; д — ножовка; е — свёрла; ж — стамеска; з — шило

Правила безопасной работы

  1. Не повреждать крышку верстака режущим инструментом.
  2. Чтобы детали зажимов при закреплении заготовок не сломались, не прикладывать излишних усилий к рукояткам зажимов.
  3. Забивать клинья в гнёзда и выбивать их можно только киянкой.
  4. По окончании работы удалять стружку с крышки верстака только специальной щёткой-смёткой.

Знакомимся с профессиями

Основная профессия столярного производства — столяр. Столяр с помощью столярных инструментов выполняет разметку, пиление, строгание, сверление, сборку, зачистку и отделку разнообразных изделий из древесины: дверей, оконных рам, мебели и др. Затачивание и наладка дереворежущих инструментов также относится к столярным работам. Современный столяр в своём труде широко применяет механические и электрические пилы, рубанки, дрели, шлифовальные машинки.

Практическая работа № 3

Организация рабочего места для столярных работ

  1. Ознакомься со столярным верстаком в учебной мастерской, найди зажимы, гнёзда, лоток.
  2. Определи, соответствует ли верстак твоему росту.
  3. Закрепи заготовку с помощью заднего зажима, как показано на рисунке 15.
  4. Закрепи длинномерную заготовку с помощью переднего зажима, расположив её на выдвижной опоре.

Новые слова и понятия

Столярный верстак (крышка, задний и передний зажимы, выдвижная опора, отверстия (гнёзда), клинья, лоток), столяр.

Проверяем свои знания

  1. Назови основные части столярного верстака.
  2. Для какой цели в крышке верстака имеется несколько огверстий (гнёзд)?
  3. Каково назначение выдвижной опоры верстака?
  4. Какие инструменты для обработки древесины ты знаешь?

Презентация: «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий», 5 класс, технология презентация к уроку по технологии (5 класс)

Слайд 1

Древесина и древесные материалы для изготовления изделий Арсентьева Н.В. Учитель технологии ГБОУ СОШ № 539 Санкт-Петербург

Слайд 2

Древесину как строительный и конструкционный материал получают из стволов деревьев. При выборе заготовок необходимо учитывать породу и строение древесины. Мы уже знаем что дерево имеющее листву называется «лиственным», А имеющую хвой «хвойными». Растущее дерево состоит из кроны(сучьев, ветвей и листьев(хвои)). 1. Строение дерева

Слайд 3

Ствол дерева

Слайд 4

1. Сердцевина- Рыхлый и мягкий центр ствола дерева. 2. Годичные кольца- основная внутренняя часть ствола состоящая из множества колец. 3. Ядро-располагается вокруг сердцевины. 4. Заболонь-молодой слой древесины находящийся под корой.

Слайд 5

5. Камбий-находится под корой дерева. За каждый год ствол со стороны камбия прирастает на 1 кольцо. 6. Лубяной слой-внутренний слой коры, живой, служит проводником питательных веществ. 7. Пробковый слой-наружный слой коры, мёртвый.

Слайд 6

При изучении строения древесины различают 3 основных разреза 1.Торцовый. — Проходит поперёк волокон древесины. 2. Радиальный . — Проходит через середину ствола. Он параллелен волокнам. 3. Тангенциальный . – проходит не по середине. 1 3

Слайд 7

2. Порода древесины Определяется по: принадлежности(лиственные, хвойные), запаху, текстуре, твёрдости и цвету.

Слайд 8

Если разрезать древесину волокон то на плоскости разреза будет виден рисунок (текстура). Красивая поверхность имеет богатый рисунок, к примеру орех. В России красивую текстуру имеет: дуб, ясень, карельская берёза, а также породы красного дерева, растущие в Африке, Америке и Австралии.

Слайд 9

3. Пиломатериалы При распиливании стволов деревьев поперечном направлении получают брёвна, а в продольном различные «пиломатериалы»: брусья, бруски, доски, пластины, четвертины, обапол, пласть , кромка, торец и ребро.

Слайд 10

Брус . – Пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным , а если с четырёх сторон – то четырёхкантным . Четырёхкантный брус Двухкантный брус

Слайд 11

Брусок. – пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной толщины.

Слайд 12

Доска. – пиломатериал толщиной не более 100 мм и шириной более двойной толщины

Слайд 13

Пластина. – продольное распиливание бревна на пополам

Слайд 14

Четвертина. – продольное распиливание бревна на четыре части.

Слайд 15

Пласть . – широкая плоскость пиломатериала. Кромка. – узкая плоскость пиломатериала. пласть кромка

Слайд 16

Торец. – поперечный разрез пиломатериала торец

Слайд 17

Ребро. – линия пересечения плоскостей пиломатериала. ребро

Слайд 18

4. Конструкционные материалы Конструкционные древесные материалы это: шпон, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их так называют потому, что из них можно строить конструкции изделий.

Слайд 19

Фанера. – прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнётся и обрабатывается. Её применяют в строительстве домов, изготовления мебели. Машиностроении и даже в самолётостроение. Фанера состоит из лущёного шпона.

Слайд 20

Лущёный шпон. – применяется для изготовления изделий из гнутоклеёной древесины(стулья, ножки столов, хоккейных клюшек). Его получают срезанием широкой стружки с вращающегося бревна на лущильном станке. Бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые потом высушивают в сушилке. Затем листы намазывают клеем, накладывают друг на друга и склеивают под прессом. Так получается фонера .

Слайд 21

Древесностружечные плиты(ДСП) – получают путём одновременного прессования и склеивания измельчённой древесины(стружка, опилки). Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами. Из ник делают мебель, двери и пол. Однако они выделяют вредные(токсичные) вещества. Поэтому их не желательно применять в жилих помещениях.

Слайд 22

Древесноволокнистые плиты(ДВП)( оргалит ) – получают прессованием в виде листов пропаренной и измельчённой древесной массы. Они имеют серый цвет, ровные и гладкие поверхности, хорошо гнутся. Применяют для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, полов, потолков а также для изготовления мебели и дверей. Существенным недостатком фанеры, ДСП и ДВП является то, что под действием воды и влаги фонера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Берегите дерево!

Тема: «Древесина – природный конструкционный материал» план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Проект урока технологии

Тема: «Древесина – природный конструкционный материал»

5 класс

Учебник: В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс

Технология: ЛОО

Учитель: Денисенко А.И.

Методическое обоснование урока

Использование занимательных заданий в учебном процессе – один из важнейших приемов развития у учащихся положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий, одно из условий подготовки молодежи к осознанному выбору профиля своей будущей деятельности в одной из сфер общественного труда.

В 5-6 классах я стараюсь включать в образовательный процесс больше игровых и занимательных заданий для формирования устойчивого мотива к деятельности. И в тоже время они являются промежуточным звеном между начальными и старшими классами

Достижение эффективности и качества образовательного процесса, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Тема урока «Древесина – природный конструкционный материал». Данный урок является 3-4 уроком в разделе «Технология обработки древесины».

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Структура урока (90 минут)

Мотивационный 5 мин

Целеполагание 3 мин

Планирование деятельности 2 мин

Реализация плана деятельности 75 мин

Подведение итогов урока 5 мин

Инструменты и оборудование:

Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;

Карточки с заданиями (каждому ребенку);

Карточки для практической работы (каждому ребенку);

Тесты (каждому ребенку);

Кроссворд (каждому ребенку);

Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Формы работы:

самостоятельная, индивидуальная, групповая

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пояснения и примечания

Мотивационный

Приветствие учеников.

Проверка явки учащихся.

Вступление.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны.

Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий.

Знаете ли вы, что

— береза среднего размера имеет 35…40 тысяч листьев общей площадью 100…150 квадратных метров

— cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. — самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Дети включаются в урок.

Слушают внимательно.

Доброжелательный тон, учителя, приветствие и вступление к уроку, использование вступления располагает к общению, и создает благоприятную атмосферу, создает положительный мотивационный аспект.

Целеполагание

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их.

Итак, тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал», Записать на доске.

Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют с помощью учителя цели на урок.

На данном этапе учащиеся при помощи учителя учатся ставить перед собой цели на урок.

Планирование деятельности

А сейчас давайте составим план действий на урок.

Повторение изученного на прошлом занятии

Изучение нового материала

Практическая работа

План урока записать на доске.

Повторим домашнее задание

Изучим новый материал

Выполним практическую работу

Наличие плана работы, приводит к организованности, дисциплинирован- ности и контролированию деятельности.

Реализация плана деятельности

4.1 Актуализация знаний

Изучение нового материала

4.3 Закрепление

Практическая работа

Повторим домашнее задание, перед вами задания 2 уровней сложности:

Задание № 1 (Приложение 1) более сложное нужно разгадать кроссворд, разгадав его вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии.

Задание № 2 (Приложение 2) вам необходимо обозначить элементы верстака.

После выполнения организуется взаимопроверка, оптимальным являться будет обмен между разными карточками.

После проверки карточки сдаются учителю.

Беседа с детьми

Существуют деревья имеющие листву, их называют?

И деревья имеющие хвою, их называют?

Назовите древесные породы которые относятся к лиственным?

Хвойным?

Из каких частей состоит дерево?

Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части

А сейчас давайте назовем «положительные качества древесины» и

«отрицательные качества древесины»

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую — вершинную. Поверхность ствола (рис. 8) покрыта корой (7). Кора — «одежда» для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) — проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?

Рыхлый и мягкий центр дерева — сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева, камбий (5) — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. «Камбий» — от латинского «обмен» (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон.

Ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на изделия.

Физкультминутка

А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (Приложение 3).

Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике.

Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины записывая признаки в карточку (Приложение 4).

Если остается время

то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 5).

Ребята выполняют

задание

Лиственными

Хвойные

береза, осина, дуб, ольха, липа и др.

сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои

Записывают в тетрадь

Легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Горючесть, коробление при высушивании, подвержена гниению.

Учащиеся слушают и рассматривают

рис. 8 Строение древесины. (в учебнике)

Можно определить возраст дерева.

Записывают в тетрадь основные разрезы ствола:

Торцовый

Радиальный

Тангенциальный

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Работают с учебником

Выполняют практическую работу

Слушают с интересом

Дифференцирован-ный подход наиболее оптимален, т.к. учащиеся самостоятельно определяют степень трудности задания, это снижает напряжение как нервное так и психическое, ребята чувствуют себя более комфортно. Воспитательные задачи на уроке решаются с помощью проведения взаимо- и самопроверки, которые воспитывают у детей такие качества как ответственность, взаимопомощь, аккуратность.

В ходе беседы с учениками рассматриваются новые сведения. При этом удерживается постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждают, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых

4.4 Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

§2 вопросы к параграфу,

«Мост» (Приложение 6)

Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта).

Записывают д/з в дневник

5.Подведение итогов урока

5.1 Итог урока

5.2 Рефлексия

Ребята, какие знания вы сегодня получили?

Достигли ли мы целей урока? Проверим.

Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части?

Назовите виды деревьев?

Ребята посмотрите пожалуйста на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине:

Вершина горы

Урок понравился, весь материал мне понятен

Подножие горы

Урок не понравился и я ничего не понял

Высказываются по очереди

Древесина

Лиственные, хвойные

Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы

Учатся анализировать обобщать и делать выводы.

Ученики имеют возможность показать свое отношение к изученному и уроку в целом. Учитель же делает соответствующие выводы. При подготовке к следующему уроку учитывает данные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание № 1

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)

Вопросы:

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется наш учебник? (Технология)

3.Основание верстака — это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, предназначенные для упора заготовок (Клинья)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев

1. Листопадные и вечнозеленые

2. Лиственные и хвойные

3. Высокие и низкие

4. Вечнозеленые, травянистые и кустарники

5. Травянистые и кустарники

Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

1. Сосна, ель, каштан, можжевельник

2. Дуб, осина, береза, тополь

3. Кедр, ель, сосна, лиственница

4. Смородина, крыжовник, ананас

Вопрос № 3. В каком из справочников наиболее вероятно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

1. Справочник молодого слесаря

2. Справочник молодого животновода

3. Справочник молодого столяра

4. Справочник по деталям машин и механизмов

5. Справочник по математике

Вопрос № 4. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

1. Туя, сосна, липа, акация

2. Вяз, банан, кедр, ольха

3. Можжевельник, лиственница, кедр, пихта

4. Тополь, ольха, осина, каштан

Вопрос № 5. Древесина какого дерева является наиболее ценной для мебельного производства?

1. Осина

2. Красное дерево

3. Тополь

4. Ель

Вопрос № 6. В чем заключаются наиболее характерные признаки хвойных пород?

Смолистый запах и «полосатая» текстура.

«Полосатая» текстура и муаровый блеск.

Блеск и капиллярная структура.

Недлинные коричневые штрихи по всей поверхности древесины и смолистый запах.

Вопрос № 7. К какой группе пород принадлежит изображенный на фотографии фрагмент дерева?

Лиственная порода.

Хвойная порода.

Вопрос № 8. Почему в столярном деле наиболее часто используют именно хвойную древесину?

Потому, что она имеет красивую текстуру и приятный смолистый запах, что привлекает к ней внимание многих людей.

Потому, что хвойная древесина легко поддается обработке и к тому же пропитана смолистыми веществами, а следовательно, меньше подвержена гниению по сравнению с лиственными породами.

Потому, что она имеет высокую прочность и плотность, а следовательно, может выдерживать высокие механические нагрузки.

Вопрос № 9. На каких фотографиях изображены текстуры хвойных пород?

На фото 1, 2, 4

На фото 1, 3, 4

На фото 2, 3, 4

На фото 1, 2, 3

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Вопрос № 10. Какая из хвойных пород является наиболее стойкой к гниению?

Сосна.

Лиственница.

Ясень.

Кедр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

№ п/п

Порода древесины

Признаки

Твердость

Запах

Цвет

Текстура

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные сведения о некоторых породах деревьев

БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не умирает, когда с него срывают кору — она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет продолжать расти лежа.

Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан — высочайшее дерево на нашей планете, которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в «Книге рекордов Гиннесса» за 1991 г. рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.

БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний Восток). Местное название его «железная береза». Она в полтора раза крепче чугуна. Если выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.

КЕДР. Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево достигает лишь среднего роста человека.

Собственно научное название этого дерева — сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на юге — в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полтора-два раза больше, чем обычные сосны — 800-850 лет.

В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в два-три раза чище, чем в операционной.

КЕТЕМФ. это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество — тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!

ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в том, что плоды ханги содержат почти… чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.

СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.

Секвойи принадлежат к «живым ископаемым». Они были распространены по всему Северному полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими деревьями когда-то прогуливались гигантские ящеры — бронтозавры и динозавры, а на ветвях отдыхали предки современных птиц — птеродактили.

Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор Сьерра-Невада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 3-4 тысячи лет, а по подсчетам годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст — 4830 лет!

Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.

Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней свободно разместились оркестр из 4-х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.

Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж. В одном из музеев Нью-Йорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150 человек.

Самая большая секвойя называется «Основатель» (112 м высоты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *