Виды кукольного театра

Виды кукольного театра в детском саду

Ирина Куценко
Виды кукольного театра в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Станица Каневская Краснодарского края

Виды кукольного театра

в детском саду.

(мультимедийная презентация)

подготовили:

музыкальный руководитель: Иванова Ульяна Михайловна

учитель-логопед: Куценко Ирина Владимировна

2012 год

Весь кукольный театр в детском садуможно разделить на несколько его видов:

1. Стендовый

2. Верховой

3. Напольный

4. Настольный

Они, в свою очередь, включают в себя великое множество разновидностей, которые продолжают пополняться новыми идеями творческих людей нашего детского сада.

Рассмотрим некоторые разновидности на примере театральных игрушек, изготовленных или реставрированных силами сотрудников детского сада.

Итак, стендовый театр можно условно подразделить на театр:

1. На фланелеграфе

2. Магнитный

3. Теневой

4. Театр куклы с «живой рукой»

5. Театр на фартуке

Верховой театрможно условно разделить на:

1. Театральная игрушка – би-ба-бо

2. Театральные игрушки – ложковые

3. Театральная игрушка – штоковая

4. Театральная игрушка – рукавичная

5. Театральная игрушка – перчаточная

6. Театральная игрушка – куклы-выскочки

7. Театральная игрушка – куклы на гапите

Настольный театр:

1. Плоскостной

2. Вязаный

3. Конусный

Напольный театр:

1. Марионетки, попрыгунчики

2. Ростовые напольные куклы для детей и для взрослых.

Стендовый театр используется педагогами с 1-й младшей группы для рассказывания сказок, потешек, стихов; со 2-й младшей группы данный вид театра может быть использован уже для показа детьми на различных видах занятий и в самостоятельной деятельности.

С его помощью можно реализовать следующие задачи:

1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Воспитывать умение следить за развитием действия в спектакле.

3. Развивать речь, обогащать словарный запас детей, работая над формированием умения строить предложения, четко произносить слова.

4. Учить детей импровизировать.

5. Учить детей правилам элементарного кукловождения.

Настольный театр призван решать, кроме вышесказанных задач,еще и следующие:

1. Развивать бережное отношение к театральным игрушкам.

2. Развивать чувство ритма (при кукловождении театральная игрушка движется в ритме повествования или стихотворения).

3. Вызывать эмоциональный отклик на музыку и желание поиграть под нее с театральной игрушкой.

4. Формировать умение концентрировать свое внимание.

5. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

6. Учить приемы кукловождения в настольном театре.

Верховой театр можно использовать с детьми, начиная со средней группы. Спектакли должны быть подобраны соответственно возрасту и программным задачам, решаемым в детском саду. Театральные игрушки верхового театра изготовляются легкими, небольшими, т. к. ребенку еще трудно удерживать ее на вытянутой руке. Идеальным вариантом для начала работы с верховыми куклами является ложковый театр. Он удобен для кукловождения и прост в изготовлении.

С помощью верхового кукольного театра мы, в добавление к ранее перечисленным задачам,можем решить еще и такие:

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Развивать мышцы плечевого пояса, укреплять позвоночник.

3. Побуждать к поиску выразительных особенностей данного вида театра.

4. Развивать творческую самостоятельность.

5. Научить правилам манипуляции верховыми куклами.

Напольный театр используется, в основном, детьми старшего дошкольного возраста, т. к., в дополнение к предыдущим,решает следующие задачи:

1. Совершенствовать умение создавать игровые и танцевальные импровизации.

2. Изучить приемы вождения напольных кукол.

3. Расширять словарь, добиваясь качественного театрального произношения.

4. Решать вопросы нравственного воспитания, социализации ребенка.

Все вышеперечисленные виды кукольного театра могут сделать любой вид деятельности ребенка в детском саду привлекательным и запоминающимся. Варианты внедрения кукольного театра в различные виды деятельности, используемые в детском саду,следующие:

1. Развитие речи.

2. Сюжетно-ролевая гимнастика.

3. Математика.

4. Свободная самостоятельная деятельность

5. Музыка.

6. Театрализованная деятельность.

Виды театральных кукол

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Верховые куклы – т. е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.

Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника. Юбку с обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках, а затем – ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещался актер со своими куклами.

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т. н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т. н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т. н. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой – перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения. Сценическая площадка, по которой движутся куклы, называется платформой и находится на уровне глаз зрителей. Выше находится огражденное пространство, т. н. тропа, с которой кукловоды, скрытые от публики, управляют марионеткой.

Среди других видов театральных кукол существуют следующие:

Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т. д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю. Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х. Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму. Подобные автоматы первоначально использовались в культовых целях, когда на глазах изумленных зрителей происходило чудо оживления статуи божества. Позже куклы-автоматы получили широкое распространение на ярмарочных аттракционах и в аристократических светских салонах (в Санкт-Петербургском Эрмитаже представлены роскошные механические часы-автомат «Павлин»). По этому же принципу устроены и часы на фасаде Московского театра кукол им. . Сегодня в определенном смысле потомками этих автоматов можно считать компьютерные игры, в процессе которых по сути разыгрывается виртуальное театральное представление с интерактивным участием игрока.

Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.

Кукольный театр в ДОУ

Светлана Баранушкина
Кукольный театр в ДОУ

Статья

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В ДОУ

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей дошкольного возраста. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театредети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др., – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль куколтолько как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому важно уже детям этого возраста показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д.

Для осуществления этих целей кукольный театр обладает большими возможностями.

Кукольный театрвоздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу образно-конкретного мышления дошкольника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Увиденное в театрерасширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольныйспектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.

Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для всестороннего воспитания детей.

Кукольный театр, показываемый педагогом в детском саду, играет особую роль. Педагог учитывает интересы и развитие детей при выборе репертуара и даже во время показа спектакля. Он может выделить отдельные места спектакля, подчеркнуть какие-то слова и фразы, замедлить или ускорить подачу текста. Он может показать спектакль в любое время, когда надо занять или развлечь детей, отметить какое-нибудь событие.

Из разнообразных видов кукольного театра наибольшей популярностью в детских садах пользуются театр кукол-петрушек, теневой театр, картонный и театр игрушек.

В театре игрушек используются обычные детские игрушки. Место их действия – простой стол, поэтому при подготовке к показу спектакля игрушек не требуется почти никаких поделок.

Театр петрушек назван так по имени старинного народного героя Петрушки. Куклы-петрушки надеваются на руку кукловода, спрятанного за ширму; кукловоды управляют куклами и говорят за них.

В театре игрушек и в театре петрушек все объемное. Этим они близки друг другу.

В теневом и картонном театрах все плоскостное.

В теневом театре зрители видят на экране тени силуэтов. Силуэты делаются из картона и покрываются тушью. В картонном театре имеется сцена, по которой двигаются картонные фигурки, только они не покрываются тушью, а раскрашиваются.

Для теневого и картонного театра можно пользоваться одной и той же рамой.

Любое из театральных зрелищ даст детям новые впечатления, доставит радость, внесет большое оживление на детских праздниках, а также в обычные дни, в часы, отведенные для игр.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

по принципам социального функционирования;

по видам театральных кукол и способам их управления.

1. Классификация по принципам социального функционирования.

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.

В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:

– иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);

– театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);

– лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность – пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

См. также ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ С.В.ОБРАЗЦОВА.

Татьяна Шабалина

«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие — в их устройстве.
Простейшими являются перчаточные куклы. С перчаточными куклами многие из вас, ребята, знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два — в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень — гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла — самая распространенная в кукольном театре.
Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла — марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде — театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это — мимирующие куклы.

Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

В последние годы театр теней становится популярным и в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *