Викторина про толерантность

Мероприятие, посвященное толерантности для начальных классов «О тех, кто рядом» классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мероприятие, посвящённое толерантности для начальных классов

«О тех, кто рядом».

Подготовила учитель начальных классов Охохонина Н.В.(2015г.)

Цели:

Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

Оборудование:

1)На доске : «Уважайте в себе и других человеческую личность!»

(Д. Писарев).

2)Карточки со словами; кружки красного и чёрного цвета;

3) Мультфильм о толерантности.

4) Толерантность это:

  • терпимость к чужому мнению;
  • понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий;
  • доброжелательность в отношении к окружающим;
  • умение считаться с интересами и вкусами других людей.

Ход мероприятия:

— Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нашу встречу я бы хотела начать с таких слов:

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л. Толстой)»

— Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово «толерантность».

1.Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».

Роли: автор, Юра, няня, сестра, Трезор

(учитель) Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

(Илья)»Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

(Ксюша М.)— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

(Ксюша Т.)— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

(Юля) А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

(Люба)— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

— О чём мечтал Юра?

— А как он поступал на самом деле?

— Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?

— Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности.

В. А. Сухомлинский

1.Ситуация для обсуждения.

Представьте, что вы живёте в доме, где через стенку живёт другая семья. Вы готовитесь ложиться спать, вам утром в школу, родителям на работу. А у соседей праздник, музыка грохочет, люди танцуют, громко смеются, веселятся, прыгают. Сможете ли вы заснуть под этот шум?

— Кто мне скажет, какая проблема может возникнуть?

(Взаимоотношения с соседями).

— А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?

(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

— Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно, здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола «здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы здороваться со своими соседями?

Ситуация для обсуждения.

Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!» кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный – просто ужас!».

А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

— Какую ошибку допустил Кеша?

— Как нужно здороваться с соседями?

3.Игра (на доске)

— Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.

Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.

Итог обсуждения:

— Зачем нужны эти положительные качества? Какой можно сделать вывод из всего сказанного?

  • Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
  • Помогать, если возникнут проблемы;
  • Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.

4. Физкультминутка.

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

  • Хлопают все присутствующие;
  • Встанут и похлопают Только девчонки;
  • Встанут и похлопают Только те, кто любит вкусно поесть;
  • Только те, кто опаздывает на уроки;
  • Только те, кто хорошо учится;
  • Только те, кто не любит каникулы;
  • Только те, кто любит сладкое;
  • Только те, кому нравится играть в футбол;
  • Только те, у кого прекрасное настроение.

4. Мой сосед по парте.

— Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.

— Что же мы знаем о своих соседях по парте?

Я предлагаю такую игру-викторину, нужно выйти трём парам, которые сидят вместе за партой. Встаньте друг к другу спиной, я буду задавать вам по очереди вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

Викторина.

— Когда у него день рождения?

— Какие у него(неё) глаза?

— Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?

— Какого цвета волосы?

— Где работают его мама и папа?

— Какие домашние животные живут у них дома?

— Чем увлекается в свободное время?

— Какой у него любимый цвет?

— В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?

— Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.

5. Упражнение “КОМПЛИМЕНТЫ”

-Ну а теперь немного отдохнем (желающие выходят в круг, поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки)

Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Стихотворение:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

6. Мультфильм о толерантности.

— Почему все смеялись над существом зелёного цвета?

— Что случилось, когда прошёл дождик?

— Какова главная мысль этого мультфильма?

— Так что же такое толерантность?

— Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

— Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

∙ Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его и ломаешь его игрушку.

∙ Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

∙ С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.

∙ Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

∙ Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

— В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

  • Саша плохо одет…

1.Это неважно.
2.Ты подсмеиваешься над ним.

  • Пожилая женщина медленно идет.

1.Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2.Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

  • На твоих глазах на кого-то нападают…

1.Ты пытаешься защитить его.
2.Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

  • Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

1.Ты стремишься лучше узнать его.
2.Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».

  • К тебе подходит ребенок-инвалид…

1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
(Дети считают)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует тепло,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

— Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

— У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

— И в заключении нашего урока мы вместе споем «Песенку о друге»

1.Если с другом вышел в путь /2р.

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть/2р.

А с друзьями много

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной?

2.Там, где трудно одному /2р.

Если будет туго,

Где чего – то не пойму /2р.

Разберусь я с другом.

3.На медведя я, друзья, /2р.

Выйду без испуга.

Если с другом буду я /2р.

А медведь без дуга.

Кроссворды на тему «Толерантность»

Кроссворд для 5 класса на тему: Культура Древнего мира.
Цели:
1.Проверка, активизация и закрепление знаний учащихся по изученному материалу;
2.Развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, творческих способностей учащихся;
3.Создание творческой атмосферы на уроках.
«Культура Месопотамии»

По горизонтали
3. Какой народ первым применил бронзовое оружие, изобрел клинопись, а также открыл колесо на несколько веков раньше египтян.
6. Как называется многоступенчатое культовое сооружение в Древнем Междуречье. Это строение символизировало Вселенную.
7. Как называется крылатый бык с человеческой головой (дух-хранитель).
9. Имя правителя шумерского города Урука в XXVII-XXVI вв. до н.э. Он стал основным героем шумерских сказаний. Поэмы о нем и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском языке, но и на других языках Западной Азии.
12. Название одного из древних городов-государств в Междуречье.
13. Согласно преданию, бог Эа считает, что лучше бы бог Энлиль послал льва, волка, голод или мор вместо этого. Что это?
15. Столица Ассирийского государства в VIII—VII вв. до н.э. В этом городе была создана библиотека, в которой нашли более 20 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами.
16. Государство Древнего Мира в Северном Междуречье (на территории современного Ирака), которое просуществовало почти 2000 лет.
По вертикали
1. Бог-покровитель города Вавилона.
2. Как звали жену вавилонского царя Навуходоносора, для которой было создано одно из Семи чудес света, впоследствии названное садами Семирамиды.
4. Орошение. (Подвод воды для увлажнения засушливых полей и увеличение запасов влаги.)
5. Вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.
8. Способ письма на глиняной табличке.
10. Последний из великих царей Ассирии, правил в VI в. до н. э. В его правление была собрана первая систематическая библиотека на Древнем Ближнем Востоке.
11. Река в Месопотамии. Древние египтяне, впервые достигнувшие берегов этой реки, назвали ее «рекой, текущей наоборот», — так их поразил тот факт, что река течёт не на север, как привычный и знакомый им Нил, а на юг.
14. Одна из двух основных рек Месопотамии.
«Культура Древнего Египта»

По горизонтали
3. Растительный материал, на котором писали в Древнем Египте.
5. Прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.
6. Древнеегипетский зодчий Древнего царства, верховный сановник Джосера (2630—2611 до н. э.), верховный жрец Ра в Гелиополе. Позже был обожествлен и почитался как бог врачевания. Считается первым известным в мировой истории архитектором и учёным.
7. Высокая массивная стена. Такие стены сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм.
9. Бог-творец, почитаемый в столице Древнего царства. Он создал вселенную, восемь первых богов, а потом создал мир и все, что есть в нем — растения, животных, людей, города и т.д.
10. Французcкий историк и лингвист, основатель египтологии. Он расшифровал тексты Розеттского камня и
27 сентября 1822 года сделал об этом сообщение в Академии надписей в Париже.
11. Пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, для перемещения колёсного транспорта.
12. Священный цветок молодости, жизни. Из этого цветка выходит бог солнца Ра.
14. Знак древнеегипетской письменности.
16. Столица Древнего царства.
18. Божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. Один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств.
20. Одна из величайших богинь древности. Покровительница женщин. Она почиталась как супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.
21. Древнеегипетская богиня закона, истины, справедливости, вселенской гармонии. Она изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове.
По вертикали
1. Как в современной литературе принято называть египетских царей?
2. Гробницы царей Древнего и Среднего царств, воплощающие идею божественного величия правителя.
4. Царь Древнего Египта, правивший в XIV в. до н. э., выдающийся политик и религиозный реформатор. Сын Аменхотепа III и царицы Тейе (Тии).
8. В архитектуре Древнего Египта — большой зал храма или дворца с регулярно поставленными колоннами.
9. Вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну.
13. В древнеегипетской мифологии — один из верховных богов. Почитался как дарующий жизнь и влагу бог зерна, виноделия, покровитель и судья царства мертвых.
15. Гранёный, суживающийся кверху каменный столб с заострённой пирамидальной верхушкой. Символ солнечного луча.
17. Тростниковая палочка для письма.
19. Богиня радости, веселья, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.
«Культура Древней Греции»

По горизонтали
1. Мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.
4. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
5. В архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами.
7. Архитектурный термин, принятый архитекторами для обозначения компонентов, расположенных над колонной: архитрав, фриз и карниз.
8. Завершение (обычно треугольное) фасада здания, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
12. Архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
13. Спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном.
14. Геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной (под прямым углом) линии, образующей ряд спиралей. Разработан в Древней Греции.
15. Ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусстве Древней Греции – один из периодов развития искусства VII-VI вв. до н.э.
18. Тонкая мраморная плита, расположенная между триглифами в дорическом фризе. Ее обычно украшали рельефами.
20. Город-государство в Древней Греции.
21. Двусторонний топор, символ божества и предмет культового поклонения на острове Крит.
По вертикали
2. Произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и изделия утилитарного назначения, выполненные из обожженной глины.
3. Венчающая часть колонны.
6. Вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны.
8. В древнегреческой мифологии богиня правосудия.
9. Место для зрелищ. Род искусства, передающего художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед зрителями.
10. Как называется порядок расположения архитектурных элементов, разработанный в Древней Греции?
11. Горизонтальный выступ, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды.
16. В Древней Греции: представление, развившееся из песен, исполнявшихся на праздничных шествиях в честь бога Диониса.
17. Архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Характерна для ионической капители.
19. Античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Был распространен у греков и римлян.
«Древний мир»

По горизонтали
2. Геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной (под прямым углом) линии, образующей ряд спиралей. Разработан в Древней Греции.
4. Город-государство в Древней Греции.
9. Храм, посвященный всем богам, построенный в Риме в 118 — 125 г.г. н.э.
10. Решающее влияние на формирование древнеримской культуры оказали греки и… (Кто еще?)
11. Как называется государство Древнего Мира в Северном Междуречье (на территории современного Ирака), которое просуществовало почти 2000 лет.
12. Человек, умеющий произносить речи.
13. Многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье. Сооружение символизировало Вселенную, причем террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный мир, видимый мир живых существ и мир небесный.
14. Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде.
17. В архитектуре Древнего Египта большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.
19. Как называется пещера в Испании с наскальными рисунками эпохи верхнего палеолита, которую случайно открыли в 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью.
22. Водовод в виде моста над оврагом, рекой, дорогой.
25. Кто вскормил, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н.э.
26. Вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.
27. Дугообразное перекрытие проёма в стене или пространстве между двумя опорами в архитектуре Древнего Рима.
28. Священный цветок молодости, жизни. Из этого цветка выходит бог солнца Ра.
По вертикали
1. Площадь – первоначально рынок, со временем большая открытая площадка города, место общественных встреч и деловой активности древних римлян. Все основные общественные здания и государственные учреждения располагались вокруг него.
3. Какое государство Древнего Мира расположилось в долине реки Нил.
5. Пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую.
6. Как называется изображение или орнамент, который составляют из кусочков разноцветных камней, стекла, и других материалов.
7. Кто был самым главным и могущественным человеком в Древнем Египте? Он являлся вождем и покровителем своего народа, верховным жрецом, верховным военачальником и верховным политиком.
8. Кто первым применил бронзовое оружие, изобрел клинопись, а также на несколько веков раньше египтян открыл колесо?
9. Огромное каменное сооружение, использовавшееся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
10. Как сами греки до сих пор называют свою страну.
15. Античная философия выработала идею гармоничного человека внешне прекрасного и внутренне доблестного. Как называется эта философия?
16. Круглый или овальный театр без крыши, для разнообразных массовых зрелищ.
17. Имя правителя шумерского города Урука в 27-26 веках до н.э. Он стал основным героем шумерских сказаний. Поэмы о нем и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском языке, но и на других языках Западной Азии.
18. Выдающийся древнеегипетский зодчий периода Древнего Царства, верховный сановник Джосера (2630—2611 до н.э.), верховный жрец Ра в Гелиополе. Позже был обожествлен и почитался в качестве бога врачевания. Считается первым известным в мировой истории архитектором и учёным.
20. Орошение (подвод воды для увлажнения засушливых полей и увеличение запасов влаги).
21. Ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусстве Древней Греции – один из периодов развития искусства VII-VI веков до н.э.
23. Архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Характерна для ионической капители.
24. Вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Классный час «Терпение и терпимость»

Цель: формирование у обучающихся знаний об определенных нравственных качествах человека – терпение и терпимость.
Задачи:
-Учиться контролировать и оценивать свои действия при общении с окружающими;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных источников;
-уметь учитывать другое мнение и позицию, стремиться к сотрудничеству.
Назначение. Внеклассное мероприятие «Терпение и терпимость» разработано в рамках подготовки к Дню толерантности, который будет отмечаться 16 ноября. Мероприятие запланировано для проведения в 5 классе. Материал мероприятия подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, ребята! Наше занятие я хочу начать словами поэта Эдуарда Асадова:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( Ответы учащихся) Сегодня мы погорим о терпении и терпимости. Все вы знаете, что любое, даже нехитрое дело, требует терпения. Посмотрите, как бабушка вяжет носок:

Терпеливо накидывает она на спицу петельку за петелькой, считает их, чтобы вышло ровно и красиво. Никуда не спешит, вяжет молча, сосредоточенно.
А теперь присмотритесь к тому, как мама готовит обед:

Режет овощи, варит бульон, картошку или макароны. Часа два мама не отходит от стола и плиты, пока не приготовит обед для своей семьи.
Терпение необходимо и вам, ребята. Когда вначале какое-то дело не получается, не стоит огорчаться. Просто надо повторить его ещё и ещё раз, пока не придёт умение. Недаром говорится: «Есть терпение – будет и умение». С первого раза умение не приходит никогда.
Ребята, а как вы думаете, что означает пословица «Терпение и труд всё перетрут»?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, если человек проявляет терпение, много трудится как, например, спортсмены перед соревнованиями или артисты перед выступлением, он обязательно сможет перебороть трудности и добиться успеха. Приведите примеры, когда терпение и труд помогли вам.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение «Стану чемпионом», которое прочитает Даниил Осокин:
В серебристых огоньках снег над стадионом.
Я катаюсь на коньках – стану чемпионом!
Нет, не просто научиться на одном коньке крутиться –
Непослушный скользкий лёд разбежаться не даёт.
Я катаюсь, я стараюсь, я под музыку лечу.
Я уменья набираюсь – чемпионом стать хочу!
Верю, что терпенье, труд трудности все перетрут!
Воспитатель: Спасибо. Как вы думаете, ребята, этот мальчик сможет стать чемпионом? Почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Труд и терпение связаны между собой. Без терпения не сделать ни одного дела. Наверняка вы все знаете пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Эта пословица одна из самых известных. В чём её смысл?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Правильно, в том, что любое, даже самое небольшое дело требует усилий. Писатель Лев Толстой как-то сказал такую фразу: «Сама даже кашка не сварится!» И это верно. Чтобы сварить обычную кашу для ребёнка, нужно было в те времена затопить печь, найти чугунок или кастрюлю, ложку, молоко, крупу, сахар, соль. Необходимо затратить время и труд, чтобы каша получилась вкусной.
Но вернёмся к пословице. Как вы думаете, почему в народе считалось, что для того, чтобы поймать рыбку, нужно немного труда?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Дело в том, что пословица эта родилась очень давно. Население Руси было тогда невелико, а вот зверей в лесах и рыбы в реках водилось видимо-невидимо. Порой удачливый рыбак мог схватить рыбу голыми руками. Но и в те времена рыбацкий труд требовал и знаний, и терпения, и умения. Рыбаки плели сети, мастерили удочки, строили лодки, чтобы передвигаться по реке или озеру.
А как вы полагаете, легко ли поймать в реке или озере рыбу?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Не совсем. Для этого нужно подготовить удочку, накопать червей или купить в зоомагазине мотыля. Затем необходимо приготовить тару для рыбы. Чтобы удачным был улов, нужно рано встать. Рыбаки знают, что лучше всего рыба ловится на утренней зорьке.
Сейчас в реках водится не так много рыбы, как в былые времена, и ловить её стало сложнее. А как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Да, большинство рек загрязнены, рыбы отравлены.
Ребята, вспомните и приведите примеры, когда взрослые, обращаясь к вам, применяли эту пословицу.
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Всюду нужен труд» в исполнении Алины Киселёвой.
До чего не коснусь, всюду нужен труд
Утром только проснусь, а дела уже ждут
Нужно птичек покормить, на окне цветок полить,
Приласкать котёнка, поиграть с сестрёнкой.
Нужно книгу почитать и платочек вышивать,
Разучить стихотворенье и попробовать варенье.
Всем известно: без труда не вынешь рыбку из пруда.
Воспитатель: Спасибо. У слова «терпение» один и тот же корень, что у слова «терпимость». Что же означает слово «терпимость»?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Оно значит умение без вражды, терпеливо относиться к чужим мнениям, взглядам, поведению. Например, в одном из классов нашей школы есть разные дети: Афо – армянин, Илькен – азербайджанец, Регина – туркменка. Эти дети разных национальностей. В нашей стране живут много разных народов. Население Земли очень велико! Люди, живущие на нашей планете, относятся к разным расам и нациям. Раса – это большая группа человечества, объединённая общими признаками: цветом кожи, волос, разрезом глаз. Люди, живущие в Европе, относятся к европеоидной расе, в Африке – к негроидной, в Азии – к монголоидной.
Люди, объединённые общей территорией, говорящие на одном языке, имеющие сходную культуру и традиции, составляют определённую нацию. Но всё человечество, независимо от цвета кожи и разреза глаз, языка и культуры, мечтает быть счастливым и здоровым, жить в мире и согласии, трудиться, растить детей.
Проявление уважения, терпимости к окружающим называется толерантностью. Обязанность взрослых – защищать малышей от пропаганды социального, расового и национального неравенства, от нетерпимости по отношению к другим расам, нациям и народам. Вот как говорится в стихотворении «Дружите, дети!», которое прочитает Дмитрий Салейкин:
Мы с тобою не похожи цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас – мы с тобой из разных рас.
Ну так что же, что с тобой мы не похожи?
Мы ведь дети – ты и я, и у нас одна Земля.
Надо мной и над тобою всюду небо голубое,
В ясном небе солнце светит, шепчет нам: «Дружите, дети!»
Воспитатель:
-О чём мы сегодня говорили на занятии?
-Что такое терпение?
-Как связаны между собой терпение и труд?
-что такое терпимость:
-Когда следует проявлять терпимость?
-Почему нетерпимость ведёт к вражде, а терпимость – к дружбе?
-Что такое толерантность?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Занятие закончено. Можете быть свободными. Всем спасибо.

День толерантности в школе. Сценарий

«Ты и я — мы оба разные, ты и я — мы оба классные». Материал для проведения дня толерантности в школе
Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга — цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.
Дорогие друзья! Представляю вашему вниманию подборку материала для проведения дня толерантности в школе.
Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!
Определения толерантности:1.Сотрудничество, дух партнёрства.
2.Готовность мириться с чужим мнением.
3.Уважение человеческого достоинства.
4.Уважение прав других.
5.Принятие другого таким, какой он есть.
6.Способность поставить себя на место другого.
7.Уважение прав быть иным.
8.Признание многообразия.
9.Признание равенства других.
10 Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия
Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
Принимать людей таковыми, каковы они есть.
Уважать чувства и интересы других людей.
Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.
Викторина1.Как вы понимаете слово «Толерантность»?
2.Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
3.Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашем классе и почему?
4.В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности?
5.Расшифруйте аббревиатуру «ООН».
6.Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.
7.Какой год является Международным годом толерантности?
8.Назовите самое нетолерантное событие в истории России и в истории Мира.
Пословицы и поговорки:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Сам себя губит, кто других не любит.
Всякий человек в деле познается.
Где хотенье, там уменье.
Артель дружбою крепка.
Одна пчела меду не натаскает.
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Согласье крепче каменных стен.
Терпение и труд все перетрут.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Жизнь дана на добрые дела.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
И готово, да бестолково.
Языком говори, а рукам воли не давай.
Терпение дает умение.
Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом.
Не рой яму другому – сам упадешь.
Высказывания великих людей:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.» (Б. Шоу)
«Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание». (Л.Толстой)
«…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». (Ф.Бэкон)
«Сострадание правит миром». (Древнеиндийская пословица)
«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)
«Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства». (Л.Толстой)
«Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций)
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера». (С.Смайлс)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л.Толстой)
«Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон)
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент — Экзюпери)
Сказка «Улыбка»
— Ну разве можно быть такой капризной? — сказал гном, выглянув из-под кровати и сердито потирая лоб. Он услышал громкий плач Вилы и свалился с картины, за которой так сладко уснул. — И это каждое утро… Ты скоро станешь такой же, как я, — продолжал он, вытаскивая зеркальце, чтобы отыскать среди своих морщин шишку.
— Уходи-и-и, не хочу тебя видеть, — плакала Вила, — ничего не хочу.
— Подожди. А знаешь ли ты, что может сделать улыбка? — спросил гном.
Девочка замотала головой.
— Так улыбнись, и я тебе покажу.
— Мне никак, я не умею, — ответила Вила и собралась снова заплакать.
— Ну, я научу тебя, — рассмеялся гном и пустил солнечный зайчик ей прямо в глаза. Она зажмурилась и спрятала лицо в ладошках.
— Раз, два, три… пора! — крикнул гном.
Девочка опустила руки и улыбнулась. За окном послышались чьи-то шаги.
Высокий хмурый старик, стуча палкой, проходил мимо. Он был очень занят своими делами и, случайно увидев Вилу, отвернулся.
— Теперь беги за ним, — сказал гном, только надень мои башмаки, а то ты не успеешь за своей улыбкой.
Вила хотела возразить, что ее ноги не поместятся в таких маленьких башмаках, но они уже сами очутились на ней, и она побежала за стариком. Он был недалеко и почему-то шел гораздо медленнее. Когда Вила поравнялась с ним, то увидела на его лице свою улыбку. Старик остановился около цветочницы и купил букетик ландышей. Теперь он совсем не спешил и даже перестал стучать палкой. Цветы пробудили в нем воспоминания, и он отправился на окраину города, где стоял покосившийся дом под черепичной крышей. Когда-то он был там счастлив.
На балконе в кресле спала некрасивая девушка. Лицо ее казалось бледным и печальным. Ей снилось, что знакомый поэт навсегда прощается с ней… старик долго смотрел на девушку, а затем, встав на цыпочки, бросил цветы прямо ей на колени. Она не проснулась, но на губах ее вдруг появилась легкая улыбка.
Старик пошел дальше, а Вила осталась. Молодой человек с толстой тетрадкой постучался в дом. Девушка открыла глаза и увидела ландыши. Улыбка сделала ее такой прекрасной, что, когда она отворила дверь, молодой человек не узнал ее.
Это оказался поэт. Он всегда был занят своими стихами, считал себя непризнанным и к девушке приходил только затем, чтобы читать свои произведения.
— Спасибо вам, — проговорила она, сжав его руку.
— За что? — спросил поэт, не понимая ее, но девушка решила, что он притворяется.
Она поставила ландыши в стакан и стала смотреть на молодого человека такими сияющими глазами, что он не мог читать стихи и тоже улыбнулся…
— Вот это да! — подумала Вила, узнавая свою улыбку на лице важного министра.
Министр торопился на встречу с послом из соседнего государства и чуть не налетел на поэта, который рассеянно шел посреди улицы и улыбался. Министр хотел рассердиться, но не смог и теперь продолжал путь совсем в другом настроении.
На переговорах должен был решиться вопрос о войне, но благодаря улыбке Вилы дипломаты договорились и, заключив мир, расстались очень довольные.
Садовник вышел на дорогу, по которой возвращался министр. Голубой флажок трепетал на карете.
— Мир, — облегченно вздохнул садовник и улыбнулся.
Он подошел к яблоне и погладил ее ветви. Белые бутоны потянулись к небу.
— Еще немного солнца, и они распустились бы, — сказал садовник. Облака, нависшие над землей, раздвинулись, и веселые лучи заглянули в сад. Бутоны лопнули, и яблоня расцвела.
— Ну, видела, что может сделать одна улыбка? — сказал гном, когда Вила вернулась.
— Да, ответила девочка. — Теперь я всегда буду улыбаться.
Гном захлопал в ладоши.
(Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2001. — 310 с.)
Стихотворение И.Токмаковой «Сказочка о счастье»
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он.
И порой Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
«Нельзя так жить!» —
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порущить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
-О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду. С
казал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
-О, мой король,- вскричал солдат,-
Тебя я видеть очень рад!
Прошу, покорнейший: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха. —
Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось.
Жара Сменяется ненастьем.
Король торопит: -В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету,
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго Сказал:
«Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожи найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна
И осветила путь она,
Нелегкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает,
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Только добрый человек с добрым сердцем способен творить добро.
«Сила УЛЫБКИ» автор Домаренок Татьяна
Где-то в каком-то краю, с двух сторон широкой реки в двух поселках жили люди. Жили они там много лет,и все у них было как будто поровну. И река одна и та же, и земля плодородная, и леса с ягодами и грибами,и заботы похожие — как детей вырастить, как дом построить и сад посадить. Но только вот жили они как-то по-разному.
В одном поселке с одной стороны реки люди были веселые и жизнерадостные. Они часто улыбались и смеялись, и потому горести чаще обходили их стороной, а если когда-либо и случались, то все же легче переживались. Да и небо над этим поселком почти всегда было светлое и солнечное.
В другом же поселке на другой стороне реки люди почему-то были невеселые и сумрачные. Они никогда не улыбались. Похоже, они совсем забыли, что это такое — улыбаться. Эти люди часто плакались друг другу о своих неудачах и горестях и потому еще хуже переживали их. Все их горести, которые на самом деле, может быть, и не были такими страшными, переносились с трудом, и не было этим невзгодам и горестям ни конца, ни края. От бесконечных волнений и переживаний даже небо над поселком не переставало плакать и почти всегда было затянуто тучами. Вот такие дела!
Наверное, так бы и жили эти несчастные люди в хмуром и безрадостном поселке и по сей день, если б не произошел один замечательный случай. Дело в том, что в веселом и жизнерадостном поселке на другой стороне реки было столько улыбок, что они уже не помещались на всех лицах, а летали по воздуху, как бабочки. Но вполне понятно, что каждой улыбке хочется поселиться на каком-то лице и принести радость его обладателю. Вот и стали такие «бесхозные» улыбки улетать из поселка, чтобы поискать себе нового хозяина.
Как-то одна из улыбок, самая смелая и сильная перелетела через реку и оказалась в «невеселом» поселке. Но как она ни старалась приклеиться к какому-нибудь хмурому лицу, у нее из этого ничего не получалось. Люди смахивали ее с лиц, как нечто лишнее и неразумное. От такой неудачи Улыбка так расстроилась, что сама чуть не заплакала, но вовремя спохватилась. Ведь она-то как-никак Улыбка и должна быть всегда веселой и радостной! «Бесхозная» Улыбка хотела уже улететь с этого нерадостного поселка назад, но вдруг увидела маленького мальчика с совочком для бабочек, ловящего бабочек в саду. Решила Улыбка поиграть с ним. И случайно угодила к нему в сети. Мальчик обрадовался и радостно… улыбнулся!
Потом он побежал домой, улыбаясь и весело крича что-то своей маме. А мама, увидев своего улыбающегося малыша, сама тут же улыбнулась ему в ответ. Вот так и побежала Улыбка от одного лица к другому. И вскоре уже весь хмурый доселе поселок стал улыбчивым и веселым, как и его сосед. И небо над ним просветлело, а жизнь стала радостнее. Вот так яркая и живая Улыбка одного малыша спасла от хмурости и мрачности жизни многих людей.
Игры
I. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
• Вам понравилось это упражнение?
• Почему?
• Что нового вы узнали друг о друге?
• Были комплименты одинаковыми или разными?
• Почему разные?
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.
II. Беседа в кругу.
Дети садятся в круг, вместе с учителем.
— Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.
III. Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
• Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
• О чем вы мечтаете?
• Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
• Что нового вы узнали?
• Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.
IV. Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
• Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги….)
• Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
V. Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
• Как вы узнали где ваша группа?
• Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
• Почему никто не обращал на тебя внимания?
• Как ты себя чувствовал?
• Ребята почему вы не обращали на него внимания?
• Хотели ли вы быть на месте вороны?
• Тяжело ли быть не похожим на всех?
• Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать…»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
VII. Творческая работа. «Толерантный мир»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Как это было в прошлом году
16 ноября в школе прошли классные часы о толерантности. В 1-4 классах проведены беседы о дружбе и взаимопомощи. Они были разнообразными по форме проведения и тематике. Ребята показывали сценки, разбирали пословицы, анализировали рассказы и сделали вывод о том, что приятно, когда другим делаешь добро. В 4 классах ребята с интересом прослушали сказочку о счастье, после которой сделали вывод, что человек должен жить в мире с собой и с окружающими
5-11 классы подготовили газеты и коллажи для информационного стенда «Толерантность – это…»:
5-6кл. – «Толерантность – это возможность найти новых друзей»
7-8 кл. – «Толерантность – это путь к миру»
9кл. – «Толерантность начинается в семье»
10-11кл.-«Толерантность начинается с меня»
На переменах были проведены акции «Танцуем вместе!» и «Вместе весело поем под гитару!».
После уроков был проведен мастер-класс «Дружба крепкая», на котором ребята изготовили с помощью ладошек ВЕСЕЛЫХ ДРУЗЕЙ и украсили этими работами школу.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Дружба крепкая»День толерантности в 5 классеКлассный час о толерантности в 5 классеВнеклассное мероприятие в 1 классе по толерантности

Досуг для детей 6–7 лет «Что такое толерантность?»

Ирина Приймак
Досуг для детей 6–7 лет «Что такое толерантность?»

ДОСУГ для детей 6-7 лет

«ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?»

Цель:

— способствовать формированию толерантности у детей

— знакомство с принципами уважения всех без исключения людей

— воспитание уважения к традициям и обычаям разных народов

— обогащение культурного опыта дошкольников

— способствовать развитию интереса к играм разных народов

— формировать желание дружить друг с другом, помогать

— расширение представлений о дружбе, как одной из высших ценностей в мире.

Оборудование:

Презентация «Что такое толерантность?», мультимедийная установка, атрибуты для игр.

Ход мероприятия:

Легенда североамериканских индейцев.

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично – красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно – розового цвета. Так появились европейцы.

На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. У нас разный цвет кожи, волос, глаз, мы говорим на разных языках, у нас разные традиции и обычаи и даже любимая еда у нас у всех разная. И чтобы жить в мире и согласии мы должны быть толерантными. (слайд 3)

Ребята, а в какой стране живем мы?

— В России.

— Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей. Мы живем в красивейшем городе Санкт – Петербурге. Здесь живут русские, украинцы, молдаване, грузины, армяне, таджики, азербайджанцы и т. д. когда – то эти люди или их предки приехали в наш город и остались здесь навсегда. И в наш детский сад ходят ребята, родители которых родились в других странах. Но все вместе мы граждане России.

Вы готовы? (да)

Будем праздник отмечать? (Да)

Будем мы молчать, скучать? (Нет)

Будем дружно танцевать? (Да)

Будем дружно мы играть? (Да)

Может спать вас уложить? (Нет)

Как я рада, что ребята в детском садике дружны.

Дети читают стихи:

Мы рады всем ребятам

И детям всей Земли…

Из гор или из тундры,

С аула иль степи.

К нам в сад пришли ребята

Чингиз и Алия,

Муса пришел когда-то

Теперь дружу я с ним.

Не важно, что родился

Мой друг в другой стране,

Товарища не бросит

Он никогда в беде!

Казах он иль татарин,

Таджик или грузин,

В саду прекрасном нашем

Подружимся мы с ним!

И пусть я с кожей белой,

А друг мой потемней,

Не в этом вовсе дело,

А в дружбе с ним моей!

И если друг мой честен,

И не кривит душой,

Мы скоро в школе сядем

За партой за одной!

Мы все знаем, что надо доброжелательно относится к людям, но не всегда помним об этом. нам не хватает толерантности, а проще говоря, уважительного, отношения друг к другу.С этим мы сталкиваемся ежедневно: деремся из-за игрушек, обижаем, тех, кто слабее, отворачиваемся от больных, гоним тех, кто выглядит не так как мы, не обращаем внимание на просьбы…

Так что же такое толерантность? (слайд 4)

Толерантность — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям — это уважение и понимание многообразия мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Давайте поиграем в игру «Как здороваются люди разных национальностей»

• Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.

• В Саудовской Аравии хозяин дома после рукопожатия кладет свою левую руку на плечо гостя и целует его в обе щеки.

• Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.

•В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.

• Индусы при приветствии складывают ладони пальцами вверх так, чтобы их кончики поднялись до уровня бровей. Если близкие люди не виделись давно, возможны объятия. Мужчины крепко обнимаются, похлопывая друг друга по спине, а женщины держат друг друга за предплечья и прикасаются щеками по одному разу справа и слева. На словах инудс приветствует бога в лице встреченного — «Намасте!»

•Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона. Самый низкий и уважительный — сакэйрэй, средний — под углом 30 градусов, легкий — всего на 15 градусов. При этом они говорят «День настал».

• Корейцы и китайцы тоже традиционно кланяются,однако все больше китайцев предпочитает здороваться по-современному: подняв над головой сцепленные руки. Но если несколько китайцев познакомятся с новым человеком, они могут ему и зааплодировать — отвечать на это нужно тем же.Традиционная фраза приветствия в Китае переводится: «Ел ли ты сегодня?»

• На Среднем Востоке кланяются с опущенной головой, опущенными и прижатыми к телу руками. Ладонь правой при этом покрывает кисть левой — это знак почтения.

• В некоторых североафриканских странах подносят правую руку к своему лбу, потом к губам, а затем — к груди.Это означает: «я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя». Африканские масаи прежде, чем подать руку встречному знакомому, плюют на нее. А кеннийские акамба просто плюют друг в друга, не утруждаясь протягиванием руки — тем не менее, это знак глубокого уважения. В Замбези хлопают в ладоши, приседая.

• В Тайланде соединяют ладони прикладывают к груди или к голове — чем выше, тем почтительнее приветствие. Жест сопровождается возгласом «вай» — его продолжительность также зависит от статуса встречного. Здороваясь с уважаемыми персонами, мужчина делает низкий поклон, а женщина приседает в своеобразном реверансе. Если встретились ровесники, поклон будет небольшим, символическим.

• Тибетцы правой рукой снимают с головы шапку, а левую закладывают а ухо и высовывают язык. Таким причудливым способом демонстрируется отсутствие дурных намерений.

•Аборигены Новой Зеландии при встрече вообще вытворяют невообразимое: свирепо выкрикивают слова, хлопают ладонями по бедрам, со всей силы топают ногами, сгибают колени, выпячивают грудные клетки, высовывают языки, выпучивают глаза. Этот сложный ритуал может понять только «свой», таким образом аборигены и распознают чужаков.

• Эскимосы несильно ударяют друг друга кулаком по голове и по спине. Делают это только мужчины.

• Полинезийцы, наоборот, гладят друг друга по спине при встрече, обнюхиваются и трутся носами. «Носовое» приветствие в ходу и у жителей Лапландии — они будто греют замерзшие носы.

• Жители острова Пасхи вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, затем поднимают их над головой и, разжав, «кидают» руки вниз.

• В некоторых индейских племенах принято приседать на корточки при встрече незнакомца и сидеть так, пока он не заметит — это демонстрирует миролюбие. Иногда при этом снимали обувь. Входя в дом, африканские зулусы сразу садятся, не дожидаясь приглашения на это или приветствия. Хозяева жилища поздороваются с гостем лишь после того, как он примет сидячую позу.Традиционное вербальное приветствие у них гласит: «Я тебя увидел!»

• Обитающие в Сахаре туареги начинают здороваться на расстоянии ста метров друг от друга,и затягивается это на длительное время: они прыгают, кланяются, принимают странные позы — все для того, чтобы распознать намерения встречного.

• В Египте и Йемене прикладывают ладонь ко лбу, повернув ее в сторону того, с кем здороваются.

• Арабы скрещивают руки на груди.

• Австралийские аборигены приветствуют друг друга танцем.

• В Новой Гвинее иностранцев приветствуют взлетом бровей. В Европе так же приветствуют близких друзей или родных.

• Там, где принято рукопожатие, слова приветствий все равно разнятся. Англичане приветствуют друг друга вопросом, который в буквальном переводе означает «Как ты действуешь?». Но вообще, если англичанин спросил у вас «Как поживаете?», нужно ответить «А вы как?» — и ритуал будет считаться завершенным. Если вы начнете подробно рассказывать, как вы на самом деле поживаете, это вызовет у англичанина неприязнь — в Англии не принято делиться проблемами при встрече. У них и рукопожатия короткие и энергичный — они не любят тактильных контактов.

• В Америке тоже приняты рукопожатия, но молодой американец может поприветствовать своего друга, похлопав его по спине.

(слайд 5)

А знаете ли Вы, что ваше будущее зависит от того, какими Вы видите себя и других? Давайте поговорим об этом и… подумаем … Если кто-то считает, что он самый хороший, а все другие плохие. И поэтому он может поучать, и оскорблять других… В результате такому человеку будет сложно работать в коллективе, у него не останется друзей, будут ссоры с его семьей и окружающими его людьми, он не сможет жить счастливо. Такойчеловек будет источником различных конфликтов: в семье, коллективе, обществе. В результате такому человеку будет сложно работать в коллективе, у него не останется друзей, будут ссоры с его семьей и окружающими его людьми, он не сможет жить счастливо. Такойчеловек будет источником различных конфликтов: в семье, коллективе, обществе. (слайд 6)

Поэтому мы должны стремиться жить в мире добра, красоты и дружбы и взаимопонимания.И нашим девизом в жизни должны стать слова: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими». (слайд 7,8)

— Ребята, а чем похожи все дети Земли?

— Ответы детей

— Да. Все дети любят играть.

Есть игры известные во всем мире,в которые вы сможете играть даже не зная языка: футбол, прятки, догонялки.

Сегодня мы свами поиграем в игры разных народов — и вы увидите, что многие из них похожи на игры, в которые играем мы с вами.

АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания)

Играют 10 и более человек.

Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

БУЙВОЛЫ В ЗАГОНЕ (Судан)

Играют 10 и более человек.

Ход игры: игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приемы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удается, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

ШАРИК В ЛАДОНИ (Бирма)

Играют не менее 6 человек. Нужен шарик или камешек.Ход игры: игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30 – 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.

ЛЕВ И КОЗА (Афганистан)

Играют 10—20 человек. Нужны маски льва и козы.

Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» – за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

ДОБРОЕ УТРО, ОХОТНИК! (Швейцария)

Играют 10-15 человек.

Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись,поворачивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются,игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА (Германия)

Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях,звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

-Молодцы!

— Понравились вам игры? В какие вы будете играть? А какие похожие игры есть в России?

-Ответы детей

Осталось попрощаться с нашими друзьями и гостями. Но и прощаются, оказывается, люди по-разному. Единственным средством показать доброе отношение к окружающим является улыбка. Давайте улыбнемся на прощание!

Игра-викторина на тему «Толерантность»

ИРА-ВИКТОРИНА

«Толерантность»

Ход мероприятия

1.Организационный момент

На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.

Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

1. Приветствие (слайд №1)

Здравствуйте!

Игра «Давайте поприветствуем друг друга»

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

Давайте познакомимся…..(представить организаторов, помощников), а в группах ребята знакомятся выполняя упражнения на знакомство.

Упражнение: «Имя и эпитет».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.

2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2)

— Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:…»

слайд № 3 задание)

Задание 1. Время на выполнение задания 2 минуты.

Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.

Анимация проверка задания

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

— Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

— Какой вывод вы сделали для себя?

3. Что такое толерантность?

— Все эти понятия можно объединить, одним словом.

(слайд № 4) «Отгадай ребус»

(слайд № 5) Ребус

Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты.

Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ

— Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 6,7).

— И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

(слайд № 8)

— Что означает слово толерантность?

— На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

— Конечно, это слово терпимость.

(слайд № 9 задание)

Составьте синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Задание 3. Время на выполнение задания 5 минут.

5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание)

— Когда отмечают День Толерантности?

Задание 4. Время на выполнение задания до 1 минуты.

Проверка

(слайд № 11)

— 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

— Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

— В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.

(слайд № 12 задание)

«Что бы это значило?»

Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты.

Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист).

Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь).

Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце).

Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга).

Проверка

(слайд № 13)

Выполнив следующее задание, вы соберете изображение символа толерантности.

(слайд № 14 задание)

Собери пазл (картинки для пазлов в презентации слайд №14)

Задание 6. Время на выполнение задания 3 минуты.

Проверка

Анимация проверка задания. По щелчку выходят картинки эмблемы

Мы видим, что визуальным выражением толерантности является радужный спектр, символизирующий многообразие цветов и оттенков, своеобразие всех людей мира.

— Каждый цвет толерантности – это качества, которые должен проявлять по-настоящему толерантный человек.

Задание 7. Выберите пять слов — качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением.

Время на выполнение задания 2 минуты.

Проверка

Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы:

Быть толерантным, значит быть…..

(слайд № 15 задание)

Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках.

Восстановите пропущенное слово в пословицах

Задание 8. Время на выполнение задания 3 минуты.

(слайд № 18) Анимация проверка задания. По щелчку выходят пословицы.

Проверку выполняем в следующей очередности:

1-группа красных смайликов;

Для дорогого друга ВОРОТА настежь.

Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.

Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.

2- группа желтых смайликов;

Только сильные УМЕЮТ прощать.

Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ, чем прощение просить.

Сильнее всех ПОБЕД — прощение.

3- группа зеленых смайликов;

Доброе слово ЛЕЧИТ, злое калечит.

ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.

Доброе братство лучше БОГАТСТВА.

4 — группа синих смайликов.

Где ЛАД, там и клад.

В СОГЛАСНОМ стаде и волк не страшен.

ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать.

Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по разным странам.

Внимание! Викторина.

«Такие разные народы»

Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония

судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)

В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его

просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ)

В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть

заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым – открыть переднюю и

впустить год новый. (АНГЛИЯ)

Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть

под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее – прямо в окна.

Таким образом, они желают Новому году светлого пути. (КУБА)

«Национальные блюда на нашем столе»

Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)

Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)

Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК)

Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек.

(ЛАВАШ)

«Загадки». Загадки разных народов учат быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (СПИЧКИ)

Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (МОРОЗ).

Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (МОСТ)

Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит». (НОЧЬ)

(слайд № 22)

Подведение итогов. Вручение грамот.

И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:

Только в этом спасенье,

Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.

Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим

Равнодушным не быть.

Всего вам доброго, счастья, успехов!

(слайд № 23)

Спасибо за участие в игре!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *