Внеурочные занятия

Содержание

Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе (опыт работы МБОУ Кагальницкой СОШ № 1)

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Цели внеурочной деятельности

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

Мой класс с первого класса идёт по ФГОС. В основной школе — третий год. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Ежегодно, разрабатывая программу внеурочной деятельности, мы сохраняем направления, используем разные формы.

Так, например, в первый год мы старались охватить все пять направлений через кружковую работу в школе – 10 часов в неделю. Не скрою, тяжело было всем: школьникам, родителям, учителям. Но всё новое, неисследованное всегда вызывает трудности. Мы с успехом закончили пятый класс. Наиболее успешными для ребят оказались программы “Туризм”, “Краеведение”, “Я – исследователь”. Исследовательская деятельность школьников предполагала знакомство с азами создания проектов, исследовательских работ, поэтому лучшими были только две работы. Коль я в этом классе веду уроки русского языка и литературы, поэтому работы были по литературоведению, они опубликованы на сайте “Портфолио ученика”.

Во второй год мы продолжили кружковую работу, т.к. большинство программ внеурочной деятельности были рассчитаны на два года обучения. И снова исследовательская деятельность принесла свои плоды. Ребята, освоив азы, стали исследователями в биологии, истории, конечно, и в литературе. Работы опубликованы на школьном сайте и на сайте “Портфолио ученика”.

В этом учебном году целью программы стало создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи организации внеурочной деятельности

1. Развитие духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим.

2. Расширение рамок общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках “себя”.

3. Личностное становление учащихся, развитие интеллекта.

4. Развитие общекультурных способностей, эстетических знаний, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.

5. Совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа и безопасного образа жизни.

6. Формирование экологической культуры.

Все мероприятия проходят в тесной связи с библиотекой, музеем, Домом детского творчества, детской спортивной школой, музыкальной школой. Надо сказать, что все проводимые мероприятия – на высоком уровне, что уже можно говорить о результатах и эффектах внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности

1. “Социальный заказ” сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

— любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;

— осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

— уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

2. Личностные результаты

— ориентация в системе моральных норм и ценностей;

— ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

— сознание, признание высокой ценности жизни во всех е? проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

— гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

— уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

— уважение к личности и е? достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей и т.д.

3. Коммуникативные результаты:

— координация различных позиций в сотрудничестве;

— формулирование и аргументация собственного мнения и позиции;

— аргументация своей точки зрения, умение отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

— адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;

— умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения.

4. Познавательные результаты:

— реализация проектно-исследовательской деятельности;

— наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

— осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

1. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2. Принцип социального заказа.

3. Принцип целостности.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода.

5. Принцип детоцентризма (в центре находится личность).

6. Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.

7. Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

8. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В рамках внеурочной деятельности к 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова в первом полугодии было проведено мероприятие в форме литературно-музыкальной гостиной “Казачьи посиделки”. Это интегрированное мероприятие: предметы – литература, музыка, внеурочная деятельность. Представлен опыт работы в региональном компоненте двух педагогов: учителя музыки и учителя литературы.

Цель мероприятия: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Донского края. Без ложной скромности скажу, цель мы достигли. Коль это ФГОС, задачи, прежде всего, были нацелены на формирование УУД. Особенно личностного характера – приобщение к национальным традициям, изучение культуры казачества (фольклор: песни, пословицы) всё было представлено в многообразии. Особенное внимание было уделено гимну Ростовской области и войска Донского, как к одному из символов края, воспитание гордости за свою малую родину. Мы гордимся тем, что родились и живем здесь.

По исполнению гимна уч-ся была видна глубина проникновения в смысл слов, не случайно исполнение было акапельно. Особый акцент сделан на совместное исполнение уч-ся и педагогов, ибо ничто так не влияет на воспитание, как личный пример педагога или любого взрослого человека. Возвращаясь к ФГОС, скажу, что особенно обращали внимание на деятельностную основу мероприятия, разнообразие форм: погружение в быт казаков – “Казачья горница”, приобщение к обычаям – сбор в поход казака, приготовление чая, расширение рамок общения – два педагога, тесное сотрудничество и уч-ся, и педагогов.

Все этапы были оптимально наполнены содержанием, применены разнообразные методы воспитания. Каждый школьник участвовал в разной степени. Ни один не остался в стороне, причём, это воля уч-ся.

Мероприятие прошло чётко, в темпе, школьники, несомненно, были активны, бодры, веселы, проявляли неподдельный интерес. Достаточно высокий эмоциональный настрой.

Рефлексия – обязательный нынче элемент и для уч-ся, и для педагогов, прошла быстро, лаконично, искренне. Уверена, никто не остался равнодушным, у всех в душе остался след от мероприятия.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогов — сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.

3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.

6. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Внеурочка: что это такое и как она реализуется в школе

Такое явление, как внеурочная деятельность, появилось в российских школах несколько лет назад. В рамках проекта можно найти действительно интересные программы. О некоторых из них рассказываем в нашей статье.

Что такое внеурочная деятельность

Согласно Приложению к Письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Регламентируют ее Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.10.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897» и Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Специализации внеурочной деятельности

Поскольку в большинстве российских школ пять учебных дней в неделю, то и специализаций для внеурочки традиционно выделяется тоже пять. Официально к ним относятся следующие направления:

  • общеинтеллектуальное (факультативы, олимпиады, конференции, предметные недели по различным школьным дисциплинам);
  • общекультурное (экологические проекты, экскурсии на природу, посещение театров и музеев);
  • духовно-нравственное (духовное краеведение, патриотические мероприятия, знакомство с национальной культурой, организация школьных выставок);
  • спортивно-оздоровительное (различные спортивные кружки и секции, дни здоровья, шахматы (подробности в этой статье), подготовка к сдаче норм ГТО, олимпиады и соревнования, приобщение к здоровому образу жизни (важно не переусердствовать, об этом мы писали в одной из наших прошлых публикаций);
  • социальное (психологические тренинги, социальные акции и проекты).

Замысел таков: в каждый новый будний день ребенок осваивает новую сферу деятельности (по понедельникам математика, по вторникам физкультура и так далее). При этом образовательные учреждения могут сами выбирать наполнение для каждого вида дополнительных занятий.

Для наглядности рассмотрим ниже несколько курсов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Общеинтеллектуальное направление

По этому виду внеурочной деятельности существует наибольшее количество программ. Расскажем о двух факультатива по физике: для средней школы, и для начальной.

Элективный курс «Луч света в темном царстве» (для учеников 8–9-х классов)

Его разработала учитель физики из Ростова-на-Дону Ирина Михайловна Локтева.

Тема курса − световые явления (отражение, преломление, излучение и распространение света, оптические иллюзии, строение глаза и т. д.). Программа рассчитана на 15 часов и состоит из восьми модулей, в рамках которых ребята учатся работать с различными оптическими системами, разбирают механизмы оптических иллюзий, строят изображения в линзах, плоских и сферических зеркалах.

Ирина Михайловна подчеркивает, что речь идет о специфических навыках, умениях и знаниях, получив которые, ученик поймет, хочет ли он и может ли изучать физику на профильном уровне.

Плюсы.

  1. Развивает метапредметные навыки − программа по физике связана с биологией (изучение анатомической модели глаза), литературой (анализ отрывков из художественных произведений, работа с фольклором), ИЗО (изготовление портрета в технике силуэтной живописи), технологией (моделирование цветов, организация показа мод, создание камеры-обскуры), экономикой (изучение оптической защиты денежных купюр) и т. д.
  2. Включает задания для самостоятельной работы учеников: создание презентаций и проектов, проведение опытов и исследований, выполнение индивидуальных и групповых творческих работ.
  3. Позволяет строить обучение в разных форматах (лекции-диалоги, семинары, фронтальные опыты, викторины).

Минусы.

  1. Чтобы действительно заинтересовать учеников, педагог должен любить свой предмет, уметь творчески подойти к организации процесса изучения материала. Эти качества есть не у каждого учителя.
  2. Не всегда в школе есть все необходимое оборудование. Это означает либо дополнительные расходы, либо реализацию урезанного варианта программы, что снижает ее эффективность.

Программа элективного курса «Луч света в темном царстве»

Программа по физике «Элементы природы» (для начальных классов)

Автор программы − учитель информатики (имеет квалификацию преподавателя физики), из Сургута Павел Станиславович Омельчук.

Пропедевтический курс объемом 103 часа рассчитан на учеников 1–3-х классов, то есть рассчитан 34 часа в течение каждого учебного года. В первом классе дети изучают воду и воздух, во втором – воздух (продолжение предыдущей программы) и землю, в третьем – огонь и человека.

Программа включает в себя и теоретический курс, и дискуссии, и объяснения-рассуждения. Но главное в ней – физические и химические опыты. Вот лишь некоторые из тем, с которыми дети познакомятся в начальной школе: поверхностное натяжение, неньютоновская и ферромагнитная жидкости, закон Архимеда и кружка Пифагора, принцип Бернулли, пневматический подъемник, маятники Максвелла, Фуко и Галилея, числа Фибоначчи, атомы, электричество, магнитное поле и индукция, превращения энергия, дифракция, квантовая физика и так далее.

Ребята узнают, почему лед скользкий, как пользоваться бумажной кастрюлей, почему возможны незадуваемые свечи, как разрезать стекло обычными ножницами, как изогнуть воду и свет, как сделать динамик из пластиковых тарелок и многое другое. Программа опытов немного напоминает мини-версию московского «Экспериментаниума».

Плюсы

  1. Расширяет кругозор, способствует формированию системного мировоззрения.
  2. Развивает умение анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
  3. Прививает самостоятельность: дети сами ставят опыты, а не наблюдают за их проведением.
  4. Знакомит с базовыми понятиями в области физики, астрономии, химии, биологии, экологии, истории и географии, а значит в средних классах им будет легче освоить школьную программу по предметам естественно-научного цикла.
  5. Повышает мотивацию к обучению.

Минусы

  1. Для ведения курса педагог должен иметь знания глубокие знания по физике и химии.
  2. Не у каждой начальной школы есть соответствующая материальная база для закупки необходимого оборудования. Однако автор курса подчеркивает, что для большинства экспериментов не требуется специальных приспособлений.

Программа по внеурочной деятельности «Элементы природы»

Духовно-нравственное направление

Факультатив по этике «Азбука добра» (для учеников 1–4-х классов)

Автор − учитель начальных классов из Белгорода Татьяна Михайловна Устинова.

Курс объемный, рассчитан на все четыре года обучения: 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2–4-м классах. В течение каждого года изучаются одни и те же блоки, меняется только их содержание: «Школьный этикет», «Правила общения», «О трудолюбии», «Культура внешнего вида», «Внешкольный этикет.

На занятиях ребята учатся взаимодействовать с окружающими, заменять внешний контроль (со стороны родителей и учителей) самоконтролем, изучают и приобщаются к нормам морали и нравственности. Все это − через игры, дискуссии, изучение произведений художественной литературы и фольклора, в индивидуальной и групповой работе над проектами.

Плюсы

  1. Знакомит с правилами поведения в общественных местах (к сожалению, не все родители считают нужным объяснить ребенку правила поведения в социуме).
  2. Учит мирным путем разрешать конфликты.
  3. Развивает привычки оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Минусы

  1. Программа длительная, рассчитана на четыре года (не все дети проходят ее до конца).

Программа факультатива по этике «Азбука добра»

Общекультурное направление

Элективный курс по экологии «Жизнь планеты в наших руках» (для учеников 10-11-х классов)

Этот курс продолжительностью 35 часов разработала учитель из Курской области Галина Борисовна Лагутина. За это время подростки изучают различные аспекты экологической ситуацию района, где они живут: состояние местных рек и озер (рекогносцировочные исследования, определение органолептических показателей, составление экологического паспорта), а также состояние атмосферы.

В программу включено посещение промышленных предприятий, влияющих на экологическую ситуацию в районе, подготовка презентации, написание эссе на экологические темы.

Кроме создания проектов, старшеклассники занимаются исправлением ситуации: разыскивают места несанкционированных свалок и ликвидируют их своими силами (естественно, речь идет только о небольших свалках), ведут активную просветительскую работу среди местных жителей, убеждая их не загрязнять природу и переходить на раздельный сбор мусора. В заключение программы для ребят проводят экскурсию в Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина, расположенный в Курской области.

Плюсы

  1. Подростки учатся занимать активную гражданскую позицию и осознают, что именно от них самих зависит, какой будет экология района, города, края, страны.
  2. Курс воспитывает ответственность и учит бережному отношению к природе.
  3. Школьники учатся работать в команде и совершенствуют коммуникативные навыки.

Минусы

  1. Даже в школьных субботниках некоторые старшеклассники участвуют неохотно, поэтому их будет довольно сложно привлечь к уборке свалок.
  2. Участвовать в экологическом элективе смогут только высокомотивированные дети – очевидно, их будет немного.

Программа элективного курса «Жизнь планеты в наших руках»

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе

В поисках новых идей для проведения внеурочных занятий непременно посетите данный тематический раздел на МААМ. Литература и искусство, фольклор и художественный труд, хореография и театрализации, спорт и здоровьесбережение – вот примерный перечень тем, мероприятия по которым представлены на этих страницах.

Кружки, секции, факультативы призваны раскрывать склонности и интересы учащихся, поощрять их стремление к самостоятельной продуктивной деятельности по своему выбору. Материалы, собранные в этом разделе, помогут Вам сделать эту работу более разнообразной, интересной и эффективной.

Вам в помощь – положительный опыт по организации внеурочной деятельности.

Содержится в разделах:

  • Начальная школа. 1-4 классы

Показаны публикации 1-10 из 384.
Все разделы | Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе

Новое

Конспект внеурочного мероприятия по трудовому воспитанию в 7 классе для детей с легкой УО «Путешествие в город мастеров» Конспект внеурочного мероприятия по трудовому воспитанию. Тема: «Путешествие в город мастеров» 7 класс (основная школа с легкой УО) Цель: формирование у детей с УО представлений о мире профессий Задачи: Коррекционно-развивающая: — развивать эстетический вкус, смекалку,…

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составленав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам…

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе — Внеурочная деятельность в 3 классе «Творческая мастерская» для учащихся и их родителей

Публикация «Внеурочная деятельность в 3 классе «Творческая мастерская» для…» В начальной школе на занятиях в «Творческой мастерской» мы с ребятами, действительно, творим! Наша внеурочная деятельность – это интересный процесс, который помогает детям проявить свои творческие способности, смекалку, креативность, если хотите… Каждую четверть мы творим с…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Приёмы и методы работы по повышению мотивации во внеурочной деятельности. Из опыта работы Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную, творческую деятельность обучающихся? Над этой проблемой я настойчиво работают в течении…

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг» Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг» составлена на основе методических рекомендаций программы внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозиной: Москва, Академкнига/учебник 2012г, в соответствии с концепцией комплекта «Перспективная начальная…

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса «В гостях у сказки» г. Пролетарск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пролетарская средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Пролетарской СОШ №6 Подпись _ Комарова Л.В. Приказ от 30.08.2019 года № 109…

Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе — Конспект занятия по внеурочной деятельности «Дружба»

Статья «Конспект занятия по внеурочной деятельности…» ГКОУ Шарьинская школа-интернат. Конспект воспитательного занятия «Дружба» Выполнила воспитатель: Михина Светлана Валериевна 2018 г. Место проведения:Шарьинская школа-интернат. Форма проведения: практико – ориентированное занятие. Цель мероприятия: формировать нравственные…

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности Направление внеурочной деятельности: Духовно-нравственное Название программы: Родной край Тема: Родословная моей семьи Класс: 2-й Цель: Способствовать формированию у учащихся умения составлять родословное древо своей семьи; Планируемые результаты: Предметные: — понятие…

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков» для 1–4 классов 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые…

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «Сказочный пони» во втором классе Конспект внеурочного занятия по литературному чтению Тема: «Герои из сказок» Класс: 2 Цель: уточнение, закрепление знаний и представлений детей о героях сказок Задачи: Обучающие: закрепить знания детей о героях сказок через выполнение упражнений, ответы на вопросы викторины,…

Страницы: 2 3 4 … 39

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе статья на тему

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

Учитель: Владимирова С.А

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся; формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стал:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в классе была организована по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное

Задачи:

  • Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций
  • Развитие инициативы и творчества детей
  • Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
  • Пропаганда здорового образа жизни

Описание места внеурочных занятия в учебном плане.

(1ч в неделю, 1 класс-33 ч, 2-4 класс по 34 ч)

Занятия по внеурочной деятельности «Правила этикета», «Пишу красиво и правильно», «Занимательная математика», «Час здоровья», «Оригами» проводятся в моем классе один час в неделю и реализуются в ГПД. Занятия внеурочной деятельности проводятся с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Все программы по внеурочной деятельности составлены на 4 года обучения для обучающихся 1 – 4 классов средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских программ и программы внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ «СОШ №19» г. Чебоксары на 2011-2015 гг.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.

Общаясь с детьми, родителями я пришла к выводу, что внеурочная деятельность в школе даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 90% родителей учащихся моего класса положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование. Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Программа курса «Правила этикета» составлена для обучающихся 1 – 4 классов средней общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А. М. Максимовского «Этикет делового человека» и программы внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ «СОШ №19» г. Чебоксары на 2011-2015 г.г.

Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм — заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Методы работы

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

развивающие нравственное сознание;

активизирующие, пробуждающие творческие способности

личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного занятия «Правила этикета»

Личностные результаты:

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). — Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

— Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

— Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

  • Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
  • Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
  • Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

  • Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
  • Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • — Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • — Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

  • Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
  • Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
  • Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

  • Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
  • Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
  • Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи.

Предметные результаты

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать по строенную конструкцию с образцом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты внеурочного занятия «Пишу красиво и правильно»

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения внеурочного занятия «Час здоровья»

Универсальными компетенциями являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами являются следующие умения:

  • организовывать отдых и досуг;
  • излагать факты истории развития спорта, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
  • представлять занятия «Час здоровья» как средство укрепления здоровья;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Программа внеурочной деятельности в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение Бронцевская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю Директор МОУ «Бронцевская СОШ»

___________________ И. Ю. Иост

Программа внеурочной деятельности

обучающихся школы

в соответствии с ФГОС

на 2018-2019 учебный год

2018 г.

  1. Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

  • САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

  • Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;

  • Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.

  1. Пояснительная записка.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МОУ «Бронцевская СОШ» (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
-территориальное расположение школы;
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность.),
-материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

  1. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

  1. Организация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

  • духовно-нравственное;

  • общеинтеллектуальное;

  • социальное;

  • спортивно-оздоровительное;

  • общекультурное.

Направление

Название кружка/секции

Количество часов в неделю

Спортивно-оздоровительное

Секция «Теннис»

Подвижные игры

Духовно-нравственное

«Основы православной культуры»

«Вокруг тебя-мир»

Общекультурное

«Занимательный английский»

«В мире книг»

«Путешествие по Франции»

«Драматический»

«Друзья французского»

«Хоровой»

Общеинтеллектуальное

«Занимательная математика»

«Веселая грамматика»

«Хочу все знать»

«Юный математик»

«Мастерская юного словесника»

«Обучение с увлечением. Занимательный русский язык»

«По ступенькам русского языка»

«Тысяча и одна задача»

«Вездесущая химия»

«Химический решебник»

Социальное

«Историческое краеведение»

«Мир Калужской области»

«Юные краеведы»

Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  • Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.

  • Участие в олимпиадах

  • Разработка проектов к урокам.

2. Спортивно-оздоровительное:

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.

  • Участие в районных и областных портивных соревнованиях.

3.. Социальное:

  • Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.

  • Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.

  • Участие в творческих конкурсах, в акциях.

  • Духовно-нравственное:

  • Беседы, экскурсии.

  • Участие и подготовка к мероприятиям.

  • Разработка проектов.

  • Сюжетно-ролевые игры.

4. Общекультурное:

  • Беседы, экскурсии.

  • Подготовка и участие в конкурсах.

  • Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

5. Духовно-нравственное:

  • Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

  • Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

5.Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:

— непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

— развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

— совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.

Учащиеся школы

Администрация школы

Классный руководитель

Взаимодействие

Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы

Родители

Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей

Учителя предметники

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.

6.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

— конкретное планирование деятельности;

— кадровое обеспечение программы;

— методическое обеспечение программы;

— материально- техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

— педагоги школы, реализующие программу;

— библиотекарь;

— педагог-психолог;

— социальный педагог;

— педагоги дополнительного образования.

  1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС ООО.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным спортивным залом, библиотекой, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.

Школа располагает с кабинетом, оборудованными компьютерной техникой, большинство предметных кабинетов подключены к локальной сети Интернет и оснащены интерактивным оборудованием.

8. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Личность самого обучающегося
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.

1. Элективные курсы

Название курса

Класс

Руководитель

Количество часов

Количество детей

«Читаем, размышляем и сочиняем».

Царицына Н.М.

«Погружаясь в глубину поэтического текста»

Царицына Н.М.

«Решение нестандартных задач»

Шевченко О.И.

«Математика: избранные вопросы»

Шевченко О.И.

«Политика и право».

Бушин Е.В.

«Мир в многообразии».

Бушин Е.В.

«Избранные главы биологии. Биология животных»

Катенина Т.Н.

Избранные главы биологии. Биология растений, грибов, лишайников

Катенина Т.Н.

«Основы военной службы»

Бушин Е.В.

«Антитеррор-основы противодействия терроризму»

Бушин Е.В.

2. Курсы по выбору

Название курса

Класс

Руководитель

Количество часов

Количество детей

«Комплексный анализ текста»

Царицына Н.М.

«Элементы тригонометрии».

Тихонова Е.А.

«Введение в профессию»

Тихонова Е.А.

3. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС

Название внеурочной деятельности

Руководитель

Направление деятельности

Количество

часов

Количество детей

Режим работы

«Занимательная математика»

Качина Л.П.

Интеллектуальное

Среда

«Занимательная математика»

Качина Л.П.

Интеллектуальное

Четверг

«Занимательный английский»

Мурашова Т.В.

Общекультурное

Вторник

«Веселая грамматика»

Кривова В.Ф.

Интеллектуальное

Понедельник

«Хочу все знать»

Кривова В.Ф.

Интеллектуальное

Вторник

«Основы православной культуры»

Лукашина Т.В.

Духовно-нравственное

Понедельник

«Основы православной культуры»

Лукашина Т.В.

Духовно-нравственное

Вторник

«Основы православной культуры»

Лукашина Т.В.

Духовно-нравственное

Среда

«В мире книг»

Чеботарь Е.М.

Общекультурное

Понедельник

«В мире книг»

Чеботарь Е.М.

Общекультурное

Вторник

«В мире книг»

Чеботарь Е.М.

Общекультурное

Четверг

«Подвижные игры»

Орехов

Д. С.

Спортивно-оздоровительное

Среда

«Подвижные игры»

Орехов

Д. С.

Спортивно-оздоровительное

Среда

«Подвижные игры»

Орехов

Д. С.

Спортивно-оздоровительное

Пятница

«Подвижные игры»

Орехов

Д. С.

Спортивно-оздоровительное

Пятница

«Друзья французского»

Шмелева Л.П.

Общекультурное

Среда

«Друзья французского»

Шмелёва Л.П.

Общекультурное

Среда

«Друзья французского»

Шмелёва Л.П.

Общекультурное

Среда

«Юный математик»

Тихонова Е.А.

Интеллектуальное

Понедельник

«Мастерская юного словесника»

Смирнова Д.А.

Интеллектуальное

Вторник

«Обучение с увлечением. Занимательный русский язык»

Смирнова Д.А.

Интеллектуальное

Среда

«По ступенькам русского языка»

Смирнова Д.А.

Интеллектуальное

Четверг

«Историческое краеведение»

Бушин Е.В.

Социальное

Четверг

«Юные краеведы»

шБуин Е.В.

Социальное

Вторник

«Вокруг тебя-мир»

Царицына

Н. М.

Духовно-нравственное

Пятница

«Тысяча и одна задача»

Рыжова Н.А.

Интеллектуальное

Понедельник

4. Кружки и секции

Название кружка

Руководитель

Направление деятельности

Количество часов

Количество детей

Возрастной состав детей

От школы

От ЦДТ

«Путешествие по Франции»

Шмелёва Л.П.

Общекультурное

11 — 12

+

«Хоровой»

Денискина М.Н.

Художественно-эстетическое

+

«Вездесущая химия»

Пираторов И.В.

Интеллектуальное

+

«Химический решебник»

Пираторов И.В.

Интеллектуальное

+

«Драматический»

Шмелёва Л.П.

Общекультурное

+

«Мир Калужской области»

Бушина Е.В.

Туристско-краеведческое

+

«Теннис»

Иост И. Ю.

Спортивно-оздоровительное

+

5. Занятость детей во внеурочное время

Школа

класс (указывать параллели)

Количество детей в классе

Занято в кружках и секциях

Занятых внеурочной деятельностью в рамках ФГОС

МОУ «Бронцевская СОШ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *