Воображение

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Оно помогает применять знания в решении проблем, так как благодаря развитому воображению мы учимся воспринимать ситуацию четче и быстрее придумывать решения. Основная тренировка для воображения — чтение захватывающих рассказов или просмотр фантастических фильмов.

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2.Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность. По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

Глава 637 – Силы воображения /
Чернокнижник в Мире Магов

«Мир Воображений — огромная сокровищница, но она наполнена множеством опасностей…». — Лейлин глубоко размышлял над этим.

В отличие от Мира Магов, Мир Воображений не страдал ни от какого ущерба, и по-прежнему оставался страшным миром, который сохранил свое древнее великолепие. Демоны внутри этого места являлись существами, которых боялись даже древние маги.

Кроме того, Мир Воображений хранил в себе еще больше опасностей, чем реальный мир. Малейшие ошибки могли привести к потере источника души. Была ли это встреча с демоном или другой опасностью окружающей среды, все представляло для него большую угрозу.

Что, если бы они нашли его лабораторию и использовали ее в качестве трамплина, чтобы добраться до Мира Магов? Только от одной этой мысли по спине Лейлина пробежали мурашки.

Хотя он не возражал против того, чтобы к нему относились как к предателю человечества, он не собирался делать ничего, что не принесет ему пользы.

Кроме того, Лейлин уже давно начал рассматривать центральный континент как свой собственный. Он не хотел, чтобы еще более сильная организация занимала его. С объединённой мощью центрального континента, как сейчас, любой демон мог заставить Мир Магов дрожать от страха.

В такой ситуации ему ничего не будет.

«Лучше не привлекать внимания и сосредоточиться на разведке!» — Лейлин утешил Фрею и сразу же принял решение перенести замок в другое место. Он полностью закрыл эту зону, превратив ее в зону для наблюдений.

Фрея была очень тактичной и быстро ушла. Это было вполне нормально, что во время высокосложных экспериментов, произошло подобное. Она видела серьёзность Лейлина, что означало, что данный инцидент был крайне опасен. Поэтому то она сразу и поддержала его решение.

По правде говоря, у нее не было другого выбора. Такие мощные излучения представляли большую опасность для низкоранговых чернокнижников и магов, а она не собиралась рисковать своим ребенком.

Что касается Лейлина, то он решил отдалиться ради обследования этого излучения.

Благодаря многочисленным катастрофическим экспериментам, различные ситуации и процессы стали отличным исследовательским материалом для него. С наигранными следами неудачного эксперимента, сформированным И. И. Чипом, многие чернокнижники были обмануты им и не обращали внимания на его действия. Его тайные исследования Мира Воображений теперь могли беспрепятственно продолжаться.

Его астральное врата теперь превратились в странный мост, соединяющий Мир Магов и Мир Воображений. Лейлин в настоящее время стоял перед половиной тела статуи человека, погрузившись в глубокие мысли.

«Как и ожидалось, вторжение Мира Воображений уже началось?» — Заметив нежелательное присутствие этой статуи в своей лаборатории, Лейлин погладил подбородок, разглядывая её. Как мост соединяющий два мира, сама лаборатория была сильно загрязнена излучением из Мира Воображений. Особенно после нескольких экспериментов, лаборатория Лейлина, в конце концов, немного изменилась.

Лейлин ощутил, что вторжение из Мира Воображений не прекращалось ни на минуту, постоянно модифицируя материалы и другие вещи в лаборатории. Если бы Лейлин, не перенес замок, могло случиться что-то крайне неприятное.

Лаборатория теперь казалась весьма опасной даже по меркам Лейлина. Он не смог удержаться и его рука пробежалась по поверхности статуи, позволив ему ощутить кожей грубую текстуру.

И. И. Чип спроецировал некоторые плотно упакованные данные перед глазами Лейлина, но они не содержали того, что больше всего он хотел видеть.

«По моим прошлым наблюдениям, это время, когда вторжение из Мира Воображений достигло своего пика. После этого пространство между ним и лабораторией будет расширяться до тех пор, пока связь с Миром Воображения не будет полностью потеряна…». — Мир Воображения и Мир Магов были двумя совершенно разными большими мирами. Они походили на две параллельные линии, а лаборатория была точкой, соединяющей их оба воедино.

Возможно это произошло из-за пера совы, или из-за уникального взрыва астральных врат. Как бы то ни было, вероятность такого случая была практически незначительной. Лейлин не мог ее создать.

С движением пространства и самих миров они в конечном итоге отделятся, а лаборатория потеряет свою таинственную функцию.

Это не продлится долго. Энергия, необходимая для соединения двух отдельных миров, оказалась огромной. Хотя Лейлин не понимал конкретного принципа работы этой связи, он был уверен, что она когда-нибудь исчезнет.

Через симуляции И.И. Чипа стало известно, что концентрация излучения из Мира Воображений в лаборатории достигла своего пика.

«Учитывая, насколько высока скорость коррозии, сюда могут нагрянуть и демоны…», — смотря на график, показанный ему И. И. Чипом, а также на график, показывающий плотность излучения силы воображения, холодный пот выступил на лбу Лейлина.

Связь между его лабораторией и Миром Воображений достигла своей высшей стадии, но уже начала ослабляться. Однако этой стадии хватило даже для того, чтобы какое-либо существо 7 ранга или выше могло попасть в его лабораторию. Другими словами, если демон в Мире Воображения найдёт лабораторию, то может воспользоваться ею, чтобы попасть в Мир Магов!

Это был удобный путь, не требующий кровавого пути и жертвоприношений души, препятствующих вторжению демонов.

«К счастью, пока нет ни одного демона, но этот период будет длиться всего несколько дней…». — Выражение облегчения промелькнуло на лице Лелйина. В этот короткий промежуток времени шансы демонов найти лабораторию были крайне низкими, но если таковое произойдёт, то его удача должно была быть очень низка. Из-за этого, он мог легко воспользоваться предоставленным временем для изучения Мира Воображений.

При этой мысли Лейлин обследовал предметы в лаборатории. Кроме статуи, сейчас перед ним стоял еще один экспериментальный стол, где ранее высились астральные врата. На нём в больших количествах лежали растения и образцы руды.

Многие предметы из ветхих зданий, такие как заброшенные пальто и шляпы, были помещены в грязную кучу. Вокруг уже были начертаны мощные связывающие руны, изолирующие их ауры и излучение.

«Мир Воображений — это мир состоящий из иллюзий. Почему же эти вещи существуют даже после того, как они вошли в Мир Магов?» — Лейлин уже давно раздумывал над этим вопросом. Сова говорила ему, что Мир Воображений создан из снов всех разумных существ, поэтому все вещи в том мире и были настоящими.

Что-то в виртуальной земле могло быть перенесено в реальный мир, но даже древние демоны и тому подобные существа могли на самом деле появиться в Мире Магов. Вокруг Мира Воображений крутилось слишком много загадок.

«Может главным виновником всего этого является сила воображения?» — Миры Воображения и Магов сильно отличались. Даже понятие воздуха могло там отсутствовать. Обычные люди могли запросто задохнуться в тот момент, когда ступят на земли того мира. Однако в Мире Воображения всё еще имелась обильная флора и фауна, что еще больше смущало Лейлина.

Мир Воображений пронизывался необычной энергией, силой, которую Лейлин назвал силой воображения. Он считал, что именно эта сила привела к тому, что Мир Воображений стал настолько странным и не соответствовал обычным правилам.

«И. И. Чип! Используй астральное зрение и выведи многоцветные графики. Примени автоматический фильтр». — Приказал Лейлин.

. — Ответил И.И. Чип.

Астральное зрение являлось уникальной визуальной способностью Небесной Астральной расы. Поскольку они жили в астральном пространстве, их глаза могли видеть вещи, невидимые глазами обычных магов.

Собрав информацию о них в Небесном городе, Лейлин попытался подражать строению их глаз. С помощью способности Чернокнижника и экспериментов с родословными, ему удалось создать странный эффект.

Благодаря манипуляциям И.И. Чипа, глаза Лейлина обернулись сверкающим синим светом. Казалось, будто на месте его глаз появилось два сапфира.

Цвета были отфильтрованы в его зрении, оставив только темно-красный. В отличие от багрового цвета родословной, этот красный цвет имел определенную темноту, в которой казалось содержалось злобное намерение мира. Это заставило Лейлина чувствовать себя невероятно неудобно.

«Еще вчера сила воображения не была такой плотной!» —Лейлин наблюдал, как темный цвет становится все более насыщенно-алым и потряс головой, испытывая беспокойство.

Он подошел к столу экспериментов и смёл различные предметы с его поверхности, доставая прекрасное блюдо Петри, которое, казалось, состояло из одних только кристаллов. Лейлин не мог даже разглядеть его содержимое.

Внутри находился крошечный организм, похожий на черного жука с массивными сложными глазами и шестью конечностями с обратными крючками на них.

Лейлин мог видеть большое количество накопленной силы воображения в его глазах, словно дополняющих их.

— Сила воображения! Слияние иллюзий и реальности. Сила, которая существует, чтобы превзойти законы? — Лейлин бормотал себе под нос, а руками выспустил слой сверкающего белого света.

*Свист!* Темно-красные потоки воздуха попали в его руку и быстро рассеялись. Сила души 5 ранга, которой он гордился, в действительности могла мало что сделать этой силе воображения!

— Это что-то совершенно иное… — Горько усмехнулся Лейлин. Через мгновение он погрузил чашку Петри в другой бассейн, от которого издавалось громовое потрескивание.

— Начинаем эксперимент № 581! — Лейлин выполнял всевозможные эксперименты, ища что-то, способное помешать силе воображения, что позволило бы ему использовать эту силу самому!

Анализ слова воображение

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова воображение

Мы предлагаем Вам перевод слова воображение на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • imagination — фантазия, грезы
    • творческое воображение — creative imagination
  • imaginary
  • imagery — изображение
  • Phantasie — фантазия, сила воображения
    • собственное воображение — eigene Phantasie
    • сила воображения — Kraft der Imagination
  • Traum
  • Einbilden
  • Trugbild — фантазия
  • Fancy — фантазия
  • imagination — фантазия, мысль
    • богатое воображение — imagination fertile

Гипо-гиперонимические отношения

способность воображение

Какой бывает воображение (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

лишенной поражающей потрясающей блесткой захватывающей дразнящей волнующей подавляющей имеющей возбуждающей щекочущей превышающей компьютерной полной ужасающей занимавшей тревожащей завораживающей диковинной дурацкой философской захватившей исполненной давящей примитивной обставленной преисполненной тончайшей некоей пугающей услужливой уводящей требующей волнующейся превосходящей ошеломляющей раздражающей затрагивающей ученой пьянящей манящей другой терзающей удовлетворяющей превращающей основой вдохновляющей впечатляющей доступной второй сослагательной сплошной притягивающей пробуждающей толикой

Что может воображение? Что можно сделать с воображением (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

возникнуть рисоваться предстать возникать представляться отделяться представиться появиться пронестись рисовать помешать представлять нарисоваться складываться всплыть вставать видеть завести заставить создать поразить завладеть рождаться превратиться встать мелькнуть промелькнуть вспыхнуть поражать вызвать пленить заставлять стоять разворачиваться достичь признаваться родиться сочетаться пленять играть занимать любить действовать допускать захватить расправляться вызывать мешаться даваться предоставляться превратить представать нарисовать проецировать заполнять утомлять привести преобразиться подхватить затащить стимулировать превращаться питать продолжить

Ассоциации к слову воображение

пылкость влияние предел подробность действительность вид реальность создание пора воля тема готовность размер поиск предвидение сочетание отношение помощь человек легкость секунда интеллект слово сравнение труд узда начальник ум конец прошлое стремление основа цель момент бумага связь образ место куб воспоминание повод ночь течение мир мгновение часть сила отчаяние область сэм порядок германия предмет ребенок детство скульптура день бог исключение кен власть магия разработчик действие

Гиперонимы слова воображение

  1. способность

Сфера употребления слова воображение

Общая лексика Психология Медицина Реклама Психоанализ

Морфологический разбор (часть речи) слова воображение

Часть речи: существительное Род: женский Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного воображение

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) воображение воображения
Родительный (кого, чего?) воображения воображений
Дательный (кому, чему?) воображению воображениям
Винительный (кого, что?) воображение воображения
Творительный (кем, чем?) воображением воображениями
Предложный (о ком, о чём?) воображении воображениях

Предложения со словом воображение

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Имеющая воображение живо разделяла с одетым господином плохо 8 хорошо 0 2. Щекочущая воображение неторопливо встала на разбитое колено плохо 9 хорошо 0 3. Доступная воображение нерешительно встала на всякую защиту плохо 9 хорошо 0

Что такое воображение?

Любовь Уварова
Что такое воображение?

Воображение — психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта Л Афонькина, Урунтаева)

Воображение — синтез запаса впечатлений, представлений, опытных знаний и создание новых образов и фантазий. (Бардиер, Ромазан, Чередникова)

Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.

Эти определения взяты из разных источников, но все они говорят о создании новых образов на основе уже имеющихся представлений впечатлений, знаний и т. д. Причем выделить в ситуации момент, когда проявляется только воображение и не проявляется, допустим, память или мышление невозможно,потому что психические процессы про те кают одновременно: в каждое мгновение более десятка миллиардов нервных клеток человеческого мозга создают единую симфонию» его психической жизни.

Поскольку воображение является функцией коры больших полушарий головного мозга, то следует сразу сказать о влиянии воображения на работу многих систем человеческого организма. Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися богатым воображением и впечатлительностью, дают интересные факты о влиянии воображенияна протекание физиологических процессов:

Флобер ясно чувствовал вкус мышьяка во рту, когда писал сцену отравления Эммы Бовари, а Вольтер каждый раз заболевал годовщину Варфоломеевской ночи — мысли об убитых безвинно вызывали у него приступ лихорадки.

Слово авторитетного человека, неосторожного врача может быть причиной нервных расстройств или даже серьезных заболеваний. Сюда также может быть отнесен и педагогический бестактный, неправильный поступок учителя, воспитателя.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием воображения. Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок — это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности. Конечно, это воображение пассивное, ведь ребенок не создает ничего нового, но подобное узнавание — важнейший шаг на пути его формирования.

И все же корни воображения следует искать е действиях с предметами, из которых рождается предметная игра. А необходимый элемент игры — это воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто», и свободное преобразование ребенком накопленных преставлений, не стесняемое правилами логики, однако,до известного предела: можно вообразить себе, что изюминка — это шайба, а ложечка — клюшка, но наоборот — уже нет, потому что передвигать ложечку изюминкой меньшей мере неудобно. Значит, все-таки внутренняя логика существует, и главное условие здесь -возможность выполнять с предметом-заместителем те же действия, что и с реальным предметом.

С развитием речи изменяется и характер создания воображаемой ситуации: ребенок переходит к опорам иного рода — слогу. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное превращение воображения ребенка из внешней деятельности с предметами во внутреннюю — словесную. Речь, общение помогают детям представлять предметы, которые они до этого не видели. Многочисленные исследования показали, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения: ведут к его отставанию, обеднению. И богатство детского воображения лишь видимое: ребенку, никогда не видевшему слона, легко представить, что слон розовый, -в этом слабость детского воображения. Но в любом случае не стоит говорить, что это не — правда, что розовых слонов не бывает, Всегда следует выяснить, почему ребенок говорит так и знает ли он какие бывают слоны на самом деле.

Богатство воображения прямо зависит от богатства прошлого опыта, знаний, памяти. Сопоставление новых знаний и прошлого опыта, не определенность возникающих ситуаций включает работу воображения -процесс поиска нестандартных решений однородных, подобных задач. Все это роднит воображение с мышлением, помогает им выполнить общую познавательную функцию. И когда по тем или иным причинам воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться даже в существовании весьма реальных, но необычных вещей. К. Чуковский писал,что когда в одной из школ повели разговор об акулах кто-то из детей закричал:»Акулов не бывает!»

Воображение и мышление, возникая в чувственном познании, помо-гают ребенку оторваться» от конкретной ситуации, взглянуть на проблему с разных точек зрения, и в тех случаях, когда мышление бессильно, ему на помощь приходит воображение. Оно помогает ребенку восполнить тот пробел знаний, который не позволяет ему решить задачу с помощью мышления.

Говоря об особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста, особенно хочется подчеркнуть, что ребенок не терпит грубого вмешательства в свои фантазии. Взрослые должны быть осторожны, чтобы ненароком не разрушить хрупкий волшебный мир, созданный малышом в своем воображении.

Фантазии ребенка следует отличать от детской лжи. Фантазирование

всегда бескорыстно и не наносит вред окружающим людям. Ложь — это намеренное искажение действительности с целью получения какой-либо выгоды (чтобы похвалили, дали конфету, не ругали). Фантазии ребенка в отличие ото лжи, более разнообразны и сопровождаются положительными эмоциями, ведь фантазирует ребенок всегда для удовольствия.

У старшего дошкольника в отличие от младшего, мышление направ-ляет работу воображения. Если младший дошкольник непроизвольно ис-кажает признаки и функции объектов из-за недостатка знаний, не сфор-мированной критичности мышления, то старший дошкольник намеренно заменяет реальность вымыслом, т. е. воображение приобретает элементы произвольности. В этом отношении весьма показательны так называемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети.Четырехлетняя девочка поет: «дам кусок молока и кувшин пирога» (из Чуковского). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки привычных элементов для достижения эмоционального комического аффекта. Важно, что рядом с этим заведомым искажением действительности существует, как эталон, правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы, и тем самым еще более утверждающиеся.

Переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в деятельность самостоятельную внутреннею — важнейшее условие развития художественного творчества (сочинение сказок, историй стихо-творений, изобразительная и конструктивная деятельность). Именно слово сопровождает и предваряет творческий процесс сливаясь воедино. В мире искусства творческая фантазия художника не может лишь копировать реальность. Она преображает ее, и тогда не только люди, но и птицы, и рыбы, растения и камни — все вокруг говорит ему.

В старшем дошкольном возрасте с помощью слова и благодаря воображению ребенок уже умеет планировать сбою деятельность, появляется замысел, достижение цели, результата вызывает значительные трудности, а спланированная с помощью речи деятельность становится более успешной. Планирующая функция речи обеспечивает планирующую функцию воображения, а включение в процесс воображения слова делает его осознанным и произвольным.

Воображение обеспечивает способность взглянуть на ситуацию со стороны другого человека, умение поставить себя на его место, понять его мысли и чувства. А это приводит к тому, что дошкольник уже может предвидеть развитие ситуации, ее продолжение. При этом ребенок учится не только сочувствовать другому, но и помогать ему.

В жизни существует множество правил поведения, которые надо не-укоснительно выполнять. Многие из них достаточно абстрактны и поэтому трудны для понимания ребенка, а к развернутым логическим объяснениям малыш еще не привык. И вот тут на помощь приходит воображение, яркая наглядная динамичная картина,ситуация:

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке,

И всех, кто съезжает, хватают за пятки!

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам! (Е. Токмакова)

Но тут сразу же следует оговорится, что необходимо соблюдать разумные пределы вымысла, не запугивая ребенка, не вызывая у него страх.

Желание защититься от отрицательных эмоций приводит к тому, что ребенок представляет себя большим, сильным, великодушным. С помощью воображения он пытается преобразить не только настоящее,но и прошлое: разбитая чашка снова стала целой, мама не сердится, грузовик — нашелся. Тем самым малыш как бы избавляется от ранящих его воспоминаний, внутреннего психологического дискомфорта, эмоционального напряжения, неблагополучия. Т. О. воображение выполняет здесь защитную функцию -защищает личность от тяжелых травмирующих переживаний

Образы воображения яркие, динамичные, подвижные помогают ребенку преодолеть недостаток общения или расширить его круг, уйти от одиночества. То есть, мы видим, игра детей — это непросто мир фантазии, воображения, она подчиняется своим особым законам, по которым игрушки и окружающие предметы «добры» к ребенку, они «знают» и «чувствуют»,что нужно маленькому фантазеру, и охотно выполняют его желания. Почему бы обыкновенной варежке не превратиться е щенка, а щенок не заговорит-человеческим голосом? Будем же осторожны с этим миром творческой детской игры, где просто прутик превращается в лошадь, а дощечка в острый меч, лопухи у забора — в могучих великанов. А может быть попробовать и нам, взрослым, взять в руки, волшебную палочку» и развеять чары злого волшебника или сокрушить смертных врагов? Может быть тогда нашим детям будет легче поделиться с нами своими мыслями, переживаниями, желаниями и мечтами?

Литература:

Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии. М. Институт практ. психологии, 1996.

Симановский А. З. Развитие творческого мышления детей. -Яроелаель, «Академия развития», 1996.

Кряжева Н. Л Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, «Академия развития», 1996.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.знакомим малышей с окружающим миром: М.:Просвещение: Учебная литература, 1997.

Эйнон Д.Творческая игра: От рождения до 10 лет. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Чего на свете не бывает? Под ред. Дьяченко Дгаевой Е. А. М,:11р. ,1991

Значение слова &laquoвоображение»

  • Воображе́ние — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или мира, не существующего вообще — сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.); способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
    Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающиеся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
    По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Источник: Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *