Вопросы брейн ринг

Викторина в форме «Брейн-ринг»

Вопросы для «Брейн-ринга»

1. Что означает эмблема «Мерседеса»?

(Три стихии: земля, вода, воздух)

2. Назовите профессию, которой занимались в начале века преимущественно девушки. В их обязанности входило запоминать около 500 имен и фамилий.

(Телефонистки)

3. В российском фольклоре ее считали начальницей над ведьмами и помощницей сатаны.

(Баба-Яга)

4. По средневековой легенде — призрачный корабль, обреченный никогда не приставать к берегу.

(«Летучий голландец»)

5. В 1968 году в Америке в телесериале для домохозяек появилась первая игровая реклама. Что в ней рекламировали?

(Мыло. Отсюда и «мыльные оперы»)

6. По-турецки «даш» — камень. А как будет звучать по- турецки «черный камень»?

(Карандаш)

7. В мифологии об этой птице говорится, что она сжигала себя и возрождалась из пепла молодой и обновленной. Это символ вечного возрождения. Что это за птица?

(Феникс)

8. Как называется улица, у которой дома только с четными или нечетными номерами?

(Набережная)

9. Скажите пожелание, в котором содержится 2 м, 13 см, 600 микрон ровно?

(Шесть футов под килем)

10. В греческой мифологии полуптицы-полуженщины, завлекавшие моряков своим пением и губившие их.

(Сирены)

11. Как называется деревянная трость с натянутым пучком конских волос, служащая для игры на струнных музыкальных инструментах?

(Смычок)

12. Как называется жена сына?

(Сноха)

13. Обособленный подвижный задний отдел тела животных?

(Хвост)

14. «Бусы», применяемые для отсчета молитв.

(Четки)

15. Как называется растение, растущее в кастрюле в кабинете биологии?

(Фикус)

16. Русская загадка:

Свернешь — клин,

Развернешь — блин. (Зонт)

17. Закончите фразу известного философа Абуль-Фараджа: «Мы браним себя только для того, чтобы…»

(Нас похвалили)

18. Человек, который из религиозных побуждений уединяется в пустынных местах.

(Отшельник)

19. Человек, владеющий многими языками.

(Полиглот)

20. Как называется жанр американского кино, посвященный героизации первых поселений в западных районах Америки?

(Вестерн)

21. Покажите жест, равнозначный одному из жестов египтян, который означает у нас приветствие.

(Жест военных — отдача чести)

22. В какой стране Новый год встречают не в полночь, а с восходом солнца?

(Япония)

23. Когда часы бьют 12, жители стремятся с каждым ударом съесть по одной виноградинке. В какой стране это происходит?

(На Кубе)

24. Определить лишнее: молочная река, яблоня, речка, Баба-Яга.

(Баба-Яга как отрицательный элемент)

25. Пан Черника, Граф Вишенка, Виноградинка, Лук- порей. Что лишнее?

(Лук-порей не ягода)

26. Учитель спросил ребят, куда впадает река Белая? Один из учеников сказал, что в реку Каму, другой — в Кубань, а третий — в Ангару. Кто прав?

(Каждый из ребят прав, так как у нас три реки Белые.)

27. Какая птица носит называется также как танец?

(Чечетка)

28. Какой породы была собака в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»?

(Шпиц)

29. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?

(У пингвинов)

30. Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя?

(Гоголь)

31. Что за трава, которую даже слепые знают?

(Крапива)

32. Отчего старых лосей называют «сохатыми»?

(Сохатый — от слова «соха», на которую похожи рога старого лося)

33. У какого зверя лапы вывернуты ладошками наружу?

(У крота: его лапы приспособлены для рытья земли)

34. В воде родится, а воды боится.

(Соль)

35. Без ног приходит, без языка рассказывает?

(Письмо)

36. Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?

(Лавровый лист)

37. В 1560 г. французский посол Нико привез порошок одного растения, которое совершило путешествие через Гаити, Испанию и Португалию. Этот порошок стал использоваться мужчинами. Как называется это растение?

(Табак)

38. У кого уши на ногах?

(У кузнечика: орган слуха у него не в голове, а в голенях передней пары ног)

39. Кто автор стихотворения, первая строчка которого звучит так: «Я пришел к тебе с приветом»?

(А. Фет)

40. Какое второе название имеет роман Ф. Купера «Первая тропа войны»?

(«Зверобой»)

41. Изготовление какого пищевого продукта никогда не удается с первой попытки?

(«Первый блин всегда комом»)

42. Как звали древнеримского бога, имевшего два лица?

(Янус)

43. Какой город иногда называют третьим Римом?

(Москва)

44. Какая российская певица в своих песнях утверждает, что у нее в жизни было лишь три желания и три счастливых дня? (А. Пугачева)

45. Какой город стал родиной самого знаменитого в истории XX века рок-н-ролльного квартета?

(Ливерпуль, группа «Битлз»)

46. Для какого народа число «4» считается самым несчастливым?

(Японцы)

47. В какой стране находится пять самых крупных в мире банков?

(Япония)

48. В какой европейской стране президент избирается 1 раз в 7 лет?

(Франция)

49. Как по-латыни звучит «шестимесячный»?

(Семестр)

50. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями?

(Вавилон)

51. С каким самым первым из семи христианских таинств встречаются на жизненном пути верующие в Христа люди?

(Крещение)

52. В старину лицо при барском доме или дворце, развлекавшее забавными выходками господ и гостей.

(Шут)

53. Нередко мы сталкиваемся с таким явлением, как обман. Скажите, а когда впервые обманули человека?

(Когда дали соску)

54. Почему словом «конфетти» называют разноцветные кружочки, которыми на праздниках для забавы осыпают друг друга?

(«Конфетти» — итальянское слово. А в Италии на карнавалах бросают друг в друга не бумажные кружочки, а маленькие конфеты в пестрых обертках)

Вопрос 1: Интернет-шутка гласит: «Если человек действительно добился в жизни успеха, то у него страница не в «ПЕРВОМ», а во ВТОРОЙ. Назовите в правильном порядке ПЕРВЫЙ и ВТОРУЮ, начинающиеся на одну и ту же букву.

Ответ: «Вконтакте», Википедия.

Вопрос 2: Он родился в ирландском графстве Мит и всю жизнь вел дневник погоды. А что он создал в 1806 году?

Ответ: Шкалу силы ветра.

Зачёт: Синонимичные ответы.

Комментарий: Фрэнсис Бофорт.

Вопрос 3: Герой произведения Ивана Охлобыстина отказывается спать на надувном матрасе, ссылаясь на гипертрофированную ПЕРВУЮ, и отказывается спать в гамаке, ссылаясь на гипертрофированную ВТОРУЮ. Назовите ПЕРВУЮ и ВТОРУЮ.

Ответ: Боязнь воды и боязнь высоты.

Вопрос 4: Актриса Ольга Куриленко рассказывает, что когда она недавно оказалась в Оксфордском университете, посмотрела на обстановку в его корпусах и общежитиях, то вспомнила совсем другое заведение. Назовите это другое заведение.

Ответ: Хогвартс.

Комментарий: Обстановка напомнила ей учебное заведение из серии фильмов о Гарри Поттере.

Вопрос 5: В средние века жители Западной Европы мылись довольно редко. Обычно все члены семьи по очереди мылись в одном чане. По одной из версий, эта традиция стала причиной появления устойчивого выражения. Какого?

Ответ: Выплескивать младенца с водой.

Комментарий: Младенца мыли последним.

Вопрос 6: Как по-чукотски звучит «самец белого медведя»?

Ответ: Умкы.

Зачёт: Умка.

Вопрос 7: На выставке «Люби кутюр», прошедшей в Москве в феврале 2007 года, было немало композиций в стиле черного юмора. Например, Мэри Поппинс возвращается к детям с лицом Майкла Джексона и лентой через плечо с надписью «Невиновен». А какой любимый советскими детьми персонаж превращается в Годзиллу и персонажа с картины Дали «Сон»?

Ответ: Крокодил Гена.

Вопрос 9: В Англии XIX века ОНА являлась объектом продажи. Считалось, что ОНА приносит удачу. Англичане называют ЕЕ «детская шапочка». А как ЕЕ называем мы?

Ответ: Сорочка.

Зачёт: Рубашка.

Вопрос 10: В 2008-2009 гг. Швеция намерена осуществить инвестиции в украинскую энергетику: в частности, реализовать проект по модернизации котельных. Проект будет реализован в Ровенской, Тернопольской, Донецкой и… Назовите четвертую область.

Ответ: Полтавская.

Комментарий: К 300-летию Полтавской битвы, видать…

Вопрос 11:
В книге об исследователях начала XIX века упоминается факт совместного путешествия «Географа» и «Натуралиста». Во время этой экспедиции путешественники открыли залив и мыс в Австралии и назвали их в честь своих кораблей. Как эти корабли назывались?

Ответ: «Географ», «Натуралист».

Комментарий: Именно так корабли и назывались.

Вопрос 12: В 1889 году итальянский король Умберто I с супругой захотели попробовать блюда неаполитанской кухни. Ко двору был призван мастер Рафаэле Эспозито с супругой. Блюдо, которое они приготовили, содержало помидоры, моцареллу и базилик — цвета итальянского флага, — что очень понравилось королеве. Назовите имя королевы.

Ответ: Маргарита.

Комментарий: Приготовленную пиццу Эспозито назвал в честь королевы Италии Маргариты — так появилась знаменитая пицца «Маргарита».

Вопрос 13: В одной из статей рассказывалось о том, как в Советском Союзе отмечалось 1 мая 1986 года и как много тогда, в первые дни после Чернобыльской катастрофы, замалчивалось руководящими лицами государства. Цитата из статьи: «Наш народ, как известно, или (пропуск), или ликует. 1 мая 1986 года ликовал». Какой глагол мы пропустили?

Ответ: Безмолвствует.

Комментарий: Безмолвствует, зачастую, из-за незнания; обыгрывается знаменитая пушкинская ремарка «Народ безмолвствует» из «Бориса Годунова».

Вопрос 14: Закончите рекламным слоганом из четырех слов шутку: «Налоговый инспектор Галина Пустовойт поможет вам уменьшить ваши налоги. …».

Ответ: «… Гала! Зачем платить больше?!».

Вопрос 15: Прослушайте анекдот. Поймала лиса цыпленка. Хотела его съесть. А он заплакал и говорит: «Отпусти меня. Я тебе папу и маму приведу». Лиса поверила и отпустила. Цыпленок забрался на крышу и смеется: «Поверила, дура! А я из ИКСА!». В Большом энциклопедическом словаре статья «ИКС» находится между статьей о способе украшения разных изделий и статьей о скрытом периоде какой-либо болезни. Назовите ИКС.

Ответ: Инкубатор.

Комментарий: Между «Инкрустацией» и «Инкубационным периодом».

Вопрос 16: Чтобы привлечь внимание к одной из глобальных проблем, правительство Мальдивов провело получасовое заседание ТАМ. Пародийная радиопередача называется «Дым ТАМ». Назовите два слова, которые мы заменили словом «ТАМ».

Ответ: Под водой.

Комментарий: В результате глобального потепления Мальдивы вполне могут оказаться под водой.

Вопрос 17: Шуточное наблюдение: «- Я покажу тебе мир, — сказал парикмахер, отрезая эмо ЕЕ». Назовите ЕЕ одним словом.

Ответ: Челка.

Вопрос 18: Прослушайте мнемоническую фразу: «В глубокой теснине Дарьяла, где жил осетинец седой…». Какой слово автор вопроса заменил словом «осетинец»?

Ответ: Амфибрахий.

Комментарий: Данная мнемоническая фраза позволяет запомнить чередование ударных и безударных слогов в амфибрахии. В оригинале фраза звучит так: «В глубокой теснине Дарьяла, где жил амфибрахий седой…».

Вопрос 19: У Шекспира в «Венецианском купце» марокканский принц говорит местной красавице, что согласился бы ради ее любви СДЕЛАТЬ ЭТО. Назовите самого известного из тех, кто СДЕЛАЛ ЭТО во второй половине XX века.

Ответ: Майкл Джексон.

Комментарий: СДЕЛАТЬ ЭТО — изменить цвет кожи.

Вопрос 20: Юмористическое наблюдение: «Знаете, ли вы что если (пропуск), то лошади придется думать за двоих?». Заполните пропуск названием произведения, появившегося в 1866 г.

Ответ: «Всадник без головы».

Вопрос 22: В 1931 году в результате паники на финансовом рынке Лондона фунт стерлингов отошел на второй план и лидером на долгие годы стал американский доллар. Любопытно, что основной причиной этой паники считается ОНА. Назовите ЕЕ.

Ответ: Великая Депрессия .

Комментарий: Американский кризис негативно повлиял и на европейскую экономику, и это в

Вопрос 23: Олимпийский комитет Чили одним из своих декретов утвердил ЭТО национальным видом спорта. Начиная с 1931 года победителю выпадает честь открытия военного парада в День независимости. Перед открытием парада президенту вручается коровий рог, наполненный чичей. Назовите ЭТО.

Ответ: Родео.

Зачёт: Чилийское родео.

Комментарий: В 1910 году, в год столетия независимости Чили, решено было найти какой-либо национальный символ, и им стало родео. А перед открытием парада гуасо (так называются чилийские ковбои) подает президенту коровий рог с чичей.

Вопрос 24: В Израиле его имя звучит как «Гольят». Назовите его имя в более известной нам греческой транскрипции.

Ответ: Голиаф.

Вопрос 12: Согласно афоризму Игоря Карпова, ИКС возвращается, чтобы сообщить о промахе. Назовите ИКС одним словом.

Ответ: Бумеранг.

Вопрос 13: Скажите на языке суахили «территория народа ганда».

Ответ: Уганда.

Комментарий: Именно так переводится название африканской страны.

Вопрос 20: В ведийской мифологии ОНА трактуется как лук бога-громовержца Индры. Игорь Голубенцев назвал ЕЕ тропой от снов к небу. Назовите ЕЕ.

Ответ: Радуга.

Вопрос 17: В одном мультфильме гигантские ОНИ загораются и взлетают в воздух, после чего слышится взрыв и с неба падают хлопья. Назовите ИХ.

Ответ: Кукурузные початки.

Зачёт: Початки кукурузы ; кукурузины.

Комментарий: Кукурузные початки взрываются, и с неба падает попкорн.

Источник(и): М/ф «Семейка Крудс» (2013).

Вопрос 14: Словарь воровского жаргона определяет это слово среди прочего как соучастник и компаньон. А еще этим словом евреи называли царя Персии Кира. Назовите и вы это слово.

Ответ: Кореш.

Вопрос 17: Гомер назвал героиню «Илиады» Елену красивейшей. Но «прекрасной» она не названа Гомером ни разу — а все потому, что греческие воззрения о прекрасном практически полностью совпадали с аналогичными критериями русского классика. Приведите эти четыре критерия.

Ответ: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» для учащихся 9–11-х классов

Цели и задачи:

  1. Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.
  2. Умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации.
  3. Самостоятельный поиск знаний.
  4. Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным детям.
  5. Представить обучение как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.

Подготовительный этап: в классах набирается команда из 6 человек. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.

ТСО, оборудование: 2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, Гонг.

Оформление зала: шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.

Начало игры

Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Затем по своему усмотрению приглашает за игровые столы первые две команды. Игра началась.

Вопросы к брейн-рингу

  1. Что общего между природным явлением , романом Ильи Эренбурга и правлением Хрущева? (Оттепель)
  2. В каком из балетов П.И.Чайковского все первое действие происходит у Новогодней елки? (Щелкунчик).
  3. Русский художник, автор картин “Утро в сосновом бору”, “Дождь в дубовом лесу” (Шишкин).
  4. Он спал и лежал на печи ровно 33 года, а когда проснулся, то встал и даже угодил на картину художника Васнецова. Кто это и как называется картина Васнецова? (Илья Муромец, “Три богатыря” Васнецова)
  5. Коренное население Антарктиды? (Нет населения)
  6. Опасное место на болоте? (Топь)
  7. Кто из великих драматургов утверждал, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”? (У.Шекспир)
  8. Самая крупная статуя в мире? (Статуя Свободы в США)
  9. Можно ли иногда сказать, что железо – это жидкость? (Да, если его нагреть)
  10. Являются ли шахматы олимпийским видом спорта? (Нет)
  11. В Москве живут москвичи, в Туле – туляки, а в Архангельске кто? (Фрхангелогородцы)
  12. Это слово по латыни означает “переворот”, по-гречески – “катастрофа”, а как это слово произносим мы? (Революция)
  13. У русских – царь, у египтян – фараон, у франков – король, у арабов -….? (Халиф)
  14. Что делает Мертвое море мертвым? (Соль)
  15. Это слово не сходит со страниц газет, звучит по радио, ТВ. Знакомо оно и вам: способ формирования власти? (Выборы)
  16. Назовите “цветные моря” нашей планеты. (Белое, Красное, Черное, Желтое, Мраморное)
  17. В поезде Stop кран красного цвета. А какого цвета он в самолете? (Его там нет)
  18. ХХ век известен развитием Олимпийского движения. Вспомните его традиции и ответьте, где проходили Олимпийские игры 1940 и 1944 гг.? (Войны и Олимпийские игры несовместимы, поэтому в годы Второй мировой войны Олимпийские игры не проводились, но сохранили порядковый номер)
  19. Как появилось название денежки – копейка? (При Иване Ш новые деньги – серебряная монета с изображением князя на коне с копьем в руке)
  20. Всем известна картина Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джаконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека. (Брови)
  21. Что означает выражение “Сизифов труд”? (Тяжелая, бессмысленная, безрезультатная работа)
  22. Почему у греческой богини правосудия Фемиды завязаны глаза? (Чтобы судить беспристрастно. На весах – добро и зло)
  23. Одно из главных изобретений Архимеда. Без него автомобилисты не рискуют отправляться в дорогу, особенно дальнюю. (Домкрат )
  24. Эта женщина – легенда родилась во Франции, но завоевала весь мир. Ее называли королевой, но не политика интересовала ее. Она была законодателем и предложенные ею законы безукоризненно исполнялись всеми женщинами. (Коко Шанель)
  25. Сколько раз ходил к морю старик из сказки “О рыбаке и рыбке”? (6 раз)
  26. Откуда на Руси пошло выражение “остаться с носом”? Что оно означает? (Нос – взятка. Если взятку не приняли и надежды на положительное решение дела невелики, отсюда и выражение – остаться с носом)
  27. В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть? (Рубль)
  28. Что означает обычай снимать перчатку при встрече, чтобы поздороваться? (Показать, что у тебя нет оружия, руки чисты, как и помыслы)
  29. Вода морей и океанов горько-соленая. Использовать ее для бытовых и технических нужд можно только после опреснения. Назовите простейший способ опреснения? (Кипячение)
  30. Этот популярный литературный герой мечтает о заграничном городе с красивым названием, в любом деле любит заявлять о себе как о главнокомандующем и при этом всегда чтит уголовный кодекс. (Остап Бендер)
  31. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Порожняя, внутри ее образуется взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха)
  32. Великий русский ученый, поэт, художник, гордо утверждавший, что “может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать”? (Ломоносов)
  33. При изготовлении какого головного убора для военных за основу был взят шлем, который носили русские богатыри? (Буденовка)
  34. Князь Потемкин-Таврический, фаворит Екатерины П прославился как строитель Черноморского флота, генерал-фельдмаршал, но в какой “баталии” он потерял глаз? (В кабацкой драке)
  35. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова)
  36. Что означает крылатое выражение “Бойся данайцев, дары приносящих”? (Коварный, опасный дар или уступка. Троянский конь из “Илиады” и “Одиссеи”
  37. Александр Македонский говорил, что отцу он обязан тем, что живет, а своему учителю – тем, что живет достойно. Назовите имя учителя. (Аристотель)
  38. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко: 1) раздора, с чего началась Троянская война 2) запретный плод с древа познания в раю, 3) яблоко Ньютона, подтолкнувшее ученого на открытие закона тяжести)
  39. Однажды лиса похвалялась перед львицей своим многочисленным выводком: “Посмотри, сколько у меня лисят! И ежегодно нарождаются новые. А у тебя что? Только один детеныш… Что ответила львица лисе? (Оценивается на креативность, оригинальность ответа)
  40. Философ Плутарх: “Природа для того каждому дала 2 уха и 1 язык, чтобы…” Продолжите мысль. (…больше слушать – меньше говорить”. Возможны различные варианты ответа. Оценивать по оригинальности , креативности)
  41. В допетровской России орденов не было, но людей награждали. Не выходя из зала, наградите ведущего одной из высших наград того времени. (Назвать по имени-отчеству)
  42. В одном источнике указано: “Бородинская битва началась утром 26 августа 1812 года” , а другой историк Рамбо писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в датах? (Россия жила по старому календарю).
  43. Его роман в стихах современники называли “энциклопедией русской жизни”. Кто автор романа? Название Романа? (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”)
  44. По словам министра полиции Александра 1 графа Балашева, на вопрос Наполеона: “Какова ближайшая дорога, ведущая на Москву?”, от указал ему промежуточный пункт этой дороги, бессмысленный в географическом плане, но весьма поучительный в плане историческом. Назовите этот пункт. (Полтава)
  45. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Есть еще одно изобретение Архимеда, которое и сейчас используется в быту и технике. Что это? (Винт Архимеда, в быту используется в мясорубке)
  46. У себя на родине ее называют по-разному: “старая леди”, “железная мадам”, “Собор воздушных потоков”. Подросток Ги де Мопассан, высмеивая ее называл “Длиннющей пирамидой”. О ком или о чем идет речь? (Эйфелева башня)
  47. Скажите по- французски “непредусмотренные чрезвычайные обстоятельства” (Форс-мажор)
  48. Кому принадлежит крылатая фраза: “Что и требовалось доказать”? (Евклиду. Этой формулой кончалось каждое математическое рассуждение великого греческого математика)
  49. Назовите самый известный мертвый город. (Помпеи)

Конец игры

Итак, игра завершена. Объявляются победители (участники поименно), вручаются грамоты, призы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила игры

В игре “Брейн-ринг”:

  1. Принимает участие несколько команд.
  2. Команды состоят из 6 человек, включая капитана.
  3. Игра продолжается от 1 до 3 часов, в зависимости от количества команд.
  4. На ринг вызываются 2 команды. Команды вызывает ведущий по своему усмотрению.
  5. Каждая из команд может сыграть несколько раз или вообще не выйти на ринг (в зависимости от активности).
  6. Победившей в каждой игре считается та команда, которая быстро наберет 3 очка (команда получает на свой счет 1 победу).
  7. Победившая команда остается на ринге, с не соревнуется другая команда, которую вызывает ведущий и т.д.

При игре команд на ринге:

  1. Ведущий задает вопрос.
  2. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута.
  3. Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг.
  4. Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения).
  5. Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок.
  6. Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперника (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты).
  7. Правильный ответ дает команде 1 очко.
  8. Если команды не дали правильного ответа, то во втором раунде разыгрывается 2 очка и т.д.
  9. В каждой игре проводится несколько раундов (пока одна из команд не наберет 3 очка – 1 победа).
  10. Победившей в игре считается та команда, которая выиграет больше игр и набирает большее количество побед (баллов), т.е. больше игрового времени провела за столом и набрала большее количество баллов)

Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.

Урок «Брейн-ринг». Как провести брейн-ринг? Советы и рекомендации

Как провести игру в школе?

Брейн-ринг целесообразно проводить в качестве урока повторения и обобщения или как контрольный урок. В этом случае он проводится в одном классе одним учителем по конкретному предмету. Но еще увлекательнее бывают интегрированные брейн-ринги по двум предметам сразу. Проводятся Брейн-ринги и между двумя классами.

Здесь тоже возможны различные нюансы. Можно пойти по тому же пути, что и телевизионная программа, то есть выбрать две команды, а остальные ученики становятся зрителями. Они могут ответить на вопрос в том случае, если на него не может ответить ни одна команда. За это зрители получают очки или баллы, которые тоже потом переходят в оценки.

Но чаще учителя идут другим путем и делят класс на несколько команд с разумным количеством игроков: скажем, четыре команды по семь игроков. Делить на команды можно с помощью жребия. Конечно, в этом случае существует опасность появления команды, в которой не окажется ни одного сильного ученика; с другой стороны, если предложить детям разделиться так, как они считают нужным, возникнет та же самая опасность: все будут хотеть попасть в одну команду с отличником, никто не захочет кооперироваться с двоечниками или просто тихонями, которые не смогут быстро и активно работать. Если же учитель разделит школьников на команды своей властью, останутся обиды. Некоторые дети не захотят работать вместе с теми, с кем они «не водятся». Особенно это касается подростков, для которых личностные отношения очень важны. В связи с этим жеребьевка представляется все-таки наиболее рациональным подходом для деления на команды. Можно, например, на картонках написать номера от 1 до 4 и предложить школьникам вслепую вытянуть билетик из непрозрачного пакета или коробочки. Читайте о других способах деления детей на команды.

Примеры

  • Экологический брейн-ринг; 4 класс
  • Брейн –ринг по теме «Причастие» (Командный урок-зачет в 6 классе)
  • Брейн-ринг по теме «Мы — патриоты. Сирень 45-го года». Внеклассное мероприятие по истории для 10 класса
  • Презентация-игра «Брейн-ринг «Робототехника»
  • Презентация «Брейн-ринг «Волшебные сказки»; 2-3 класс
  • Математический брейн-ринг «Интеллектуалы»; 6 класс
  • И другие материалы на тему «брейн-ринг».

Каковы цели урока в формате Брейн-ринга?

В зависимости от того, проводится ли урок в качестве итогового контрольного или в качестве урока обобщения и систематизации, он преследует несколько различные цели.

В первом случае предполагается, что все ученики уже владеют необходимым объемом информации; вопросы подбираются как на знание базового материала, так и опережающего характера или на сопоставление материала с реальной жизнью.

Во втором случае можно предлагать вопросы дискуссионного характера, в ходе которых как раз и происходит систематизация знаний. С этой целью часто лучше провести урок-конференцию или диспут. Брейн-ринг несколько уступает им по функциональности. Ограничить время обсуждения двадцатью секундами можно лишь в том случае, если вопросы будут очень легкими. Но тогда игра станет недостаточно интересной. Лучше дать на обсуждение минуту или даже две, ориентируясь на возраст учеников. Тогда можно сыграть три боя, каждый до пяти баллов.

Как подобрать вопросы?

Хорошо, если вопросы подбираются разнотипные: и те, которые требуют знания определений или формул, и те, которые основываются на практических навыках (например, расставить знаки препинания, решить пример или задачу). Но некоторые вопросы желательно сформулировать так, чтобы школьники могли связать полученную информацию со своей практической жизнью. Желательны и вопросы, которые требуют рассуждения и размышления: все-таки за столами должно быть какое-то обсуждение. К примеру, можно предложить задачу по генетике на жизненном материале, расчет бюджета, составление объяснительной записки и т.п.

Ход игры

Едва ли есть смысл ради 2-3 игр в год конструировать какие-то кнопки, разве что вы любитель материть. В большинстве случаев для сигнала достаточно поднятой руки капитана, беспроводной кнопки дверного звонка или запуска звука на смартфоне.

А вот секундомер или хотя бы песочные часы на одну минуту очень пригодятся; это необходимо, чтобы не было ссор: закончилось или не закончилось время. Итак, класс делится на команды; каждая команда должна быстро выбрать капитана и, возможно, название. Затем команды рассаживаются за четырьмя столами (можно сдвинуть вместе 2 или 3 парты). Ведущий находится по центру, чтобы его хорошо было видно и слышно всем сидящим за столами. Можно выбрать также жюри из числа отличников или уважаемых в классе учеников или пригласить старшеклассников.

Учитель объясняют правила:

  • за каждый ответ команда получает одно очко;
  • бой ведется до пяти очков;
  • на обсуждение дается одна минута (или две в зависимости от класса);
  • будет сыграно три или пять боев;
  • побеждает та команда, у которой в конце игры окажется больше очков.

Хорошо, если у каждой команды есть наблюдатель, который на специальном листе отмечает, кто из игроков высказывал больше версий (или больше правильных версий); это будет учтено при выставлении оценок. Ведь все-таки, хотя это игра, но также и урок и предполагается, что все участники действа получат оценки.

Итак, учитель зачитывает вопрос и запускает секундомер (или переворачивает песочные часы). Начинается обсуждение.

Если одна из команд считает, что она знает правильный ответ, капитан поднимает руку или встает. Можно придумать другие способы сигналов: например, звонить в колокольчик.

Ведущий спрашивает ответ; если он правильный, то команда получает очко. Для упрощения подсчета баллов можно давать какой-нибудь предмет (например, жетон).

Если ответ неправильный, то учитель предлагает остальным командам продолжить обсуждение. Обычно им дается время, оставшееся до конца ответа. Если никто не мог не смог дать правильного ответа, то учитель сам отвечает на этот вопрос. Если есть зрители, то можно адресовать вопрос им. Можно предложить командам продолжить обсуждение после урока и подготовить правильный ответ в виде письменной работы на следующий день на отдельную оценку.

После окончания боя надо провести небольшую динамическую паузу. Можно включить музыку; можно предложить командам сменить стол.

После окончания всех боев подсчитывается общее количество баллов и объявляется победитель.

Команду-победителя надо как-нибудь отметить. Будет не совсем справедливо, если это будут просто «пятерки».

В команде могут оказаться один-два человека, которые вообще не отвечали на вопросы. И надо заранее решить, получат ли они тоже пятерки или все же нет. Но, кроме хороших оценок, желательно отметить победителя какими-нибудь небольшими сувенирчиками. Подарите блокноты, шариковые ручки, забавные ластики. Если речь идет о младших школьниках, даже символический дешевенький подарок вызовет бурю восторга у ребенка. Более взрослым лучше подписать грамоты или похвальные листы.

Оформление мероприятия

Брейн-ринг — это все-таки необычный урок, и это желательно как-то подчеркнуть в оформлении кабинета.

Кроме тех предметов, которые могут потребоваться во время проведения урока (приспособлений для проведения опытов, портретов писателей или ученых, если есть вопросы, которые требуют этого), нужно что-нибудь еще.

Можно купить нетканые скатерти четырех разных цветов и оформить столы, за которыми будут сидеть команды.

Уже упоминалось про песочные часы или секундомер.

Баллы тоже желательно выдавать в виде какого-нибудь предмета. Если нет возможности приобрести какие-нибудь шарики, жетончики, мелкие фигурки, можно использовать просто кусочки картона, оформить их в стиле урока. Например, там могут быть:

  • формулы, если это урок физики, математики, химии;
  • изображения растений или животных для урока биологии;
  • буквы для уроков родного или иностранного языка и так далее.

Можно вырезать жетоны из красочных открыток или написать на них что-нибудь забавное.

Это лишь некоторые идеи для проведения урока в формате брейн-ринга. Это интересная форма и довольно зрелищная. На такой урок можно пригласить гостей; неплохо он будет смотреться и в качестве открытого.

«Брэйн-ринг» Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы материал на тему

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

«Брэйн-ринг»

Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Нам лето дарит яркий праздник,
И главный гость на нём – игра!

Она наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать!

Ребята, скажите мне, а вы хотите стать умнее и находчивее, узнать интересное, разгадать трудное? Хотите весело и пользой провести досуг? Тогда мы предлагаем вам…поиграть. Игра – это всегда азарт, интерес. Поиск, неожиданные находки и открытия. Игра – это способ познания окружающего мира. В игре мы растём и взрослеем.

И в этом вы сегодня убедитесь сами. Потому что сегодня для вас — игра «Брэйн-ринг». И нам нужно выбрать две команды по 6 человек, а остальные будут зрителями.

(выбирают команды, рассаживаются за столами)

А сейчас выберем капитанов команд. Я задам каждой команде по вопросу. Тот, кто ответит первым на вопрос, становится капитаном команды.

1. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква «Р».)

2. Представь, что ты кондуктор поезда. Поезд везет 1200 ящиков. В каждом ящике 100 коробок. В каждой коробке — пара ботинок. Сколько лет кондуктору? (Ответ может быть любым, но остроумным)

3. К тебе пришли гости, а в холодильнике — бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? (Холодильник)

Ведущий объясняет правила игры. Одной из команд выдается кубик с разноцветными сторонами. Каждая сторона соответствует теме вопроса:

— желтый – русский язык;

— красный – сказки;

— оранжевый – наша Земля;

— зеленый – растения;

— синий – животные;

— фиолетовый – юмористические загадки.

Команда бросает кубик. Ведущий зачитывает вопрос на выпавшую тему и произносит слово «время». Командам дается 15 секунд на обсуждение вопроса (если необходимо ☺). Отвечает та команда, которая первой зазвонит в колокольчик (свистнет в свисток, нажмет на пищащую игрушку и т.п.). За правильный ответ команде начисляется 2 очка. Если ответ неправильный, отвечает другая команда. В случае ничьи каждой команде дается по одному очку.

Тема «Русский язык»

— Найдите лишнее слово: пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

— Какая буква исчезла из слов? БРБН СТРТ СТКН НГРД МРК (А)

— Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Доподлинно известно, что именно его оторвали на базаре любопытной Варваре. (Нос)

— Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет? (Суффикс)

— Что такое «инфинитив»? (Неопределенная форма глагола, отвечающая на вопрос «Что делать?»)

— Какая буква в алфавите стоит на 23 месте? (Х)

— Как называется речь одного человека? (Монолог)

Тема «Сказки»

— В какой стране жили бременские музыканты? (Германия).

— Как звали пантеру из сказки Киплинга «Маугли»? (Багира).

— Назовите любое волшебное заклинание.

— Позовите Сивку Бурку. (Сивка Бурка вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой)

— Какой предмет из сказки «Мороз Иванович» уронила Рукодельница в колодец? (веретено)
— Герои каких сказок совершили путешествие благодаря перелетным птицам? (Нильс с дикими гусями, Лягушка-путешественница с утками)

— Кто говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс? (Буратино)

— Как звали самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Степа)

— В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво»)

— В какой сказке роль волшебной палочки выполняет цветок? («Цветик-семицветик»)

Тема «Наша Земля»

— Назовите фамилию купца, нашего земляка, совершившего «Хождения за три моря» (А. Никитин).

— Назовите известные вам «цветные» моря (Черное, Красное, Белое, Мраморное, Желтое).

— Какой город-порт называют Северными воротами нашей страны? (Мурманск).

— Какой город нашей страны менял свое название 4 раза? (Санкт-Петербург)

— Назовите самое глубоководное озеро нашей страны. (Байкал).

— К какому месту подойти можно только с юга? Ветер здесь тоже дует только с юга. Где находится и как называется это место? (Северный полюс.)

— Назовите писателей, которые писали о природе. (3-5)

— Назовите животных, занесенных в Красную книгу (3-5)

— При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейки)

— Во время грозы мы часто видим вспышку молнии, а через несколько секунд слышим раскаты грома. Почему мы слышим гром позже, чем видим молнию? (скорость света больше скорости звука)

Тема «Растения»

— Назовите самую крупную ягоду. (арбуз)

— Назовите растение, цветы которого появляются первыми и без листьев? (мать–и–мачеха)
— В России, как и во многих странах, это растение называют «цветком солнца», а из его семян изготавливают полезное масло? (подсолнух)

— Хвоя какого дерева опадает? (лиственница).

— Какие цветы носят женские и мужские имена? (иван-да-марья, иван-чай, анютины глазки).

— Какой цветок считается символом Японии? (хризантема)

— Какой цветок носит имя звезды? (астра)

— Какой цветок символизирует болтливость? (колокольчик)

— Какой синенький цветок римляне называли «царским»? (василёк)

Тема «Животные и птицы»

— Почему зайцу легче бежать с горы, чем под гору? (Задние лапы намного длиннее передних, с горы он часто кувыркается).

— Где у кузнечика уши? (На передних лапах).

— Какие ноги у жирафа длиннее? (ноги у жирафа одинаковые)

— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

— Какая птица не может взлетать с земли? (Стриж)

— У какого хищного зверя наших лесов след похож на след человека? (у медведя)

— Что регулярно делает кабан, что ухаживать за своей шкурой? (валяется в лужах грязи)

— Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)

Тема «Юмористические загадки»

— Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

— Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

— Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

— Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

— Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

— Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

— Горело 5 лампочек, 2 потухли. Сколько лампочек осталось? (5).

— Сколько приблизительно дверных ручек в школе? ( В 2 раза больше, чем дверей).

— Где на земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые).

Через каждые шесть-восемь вопросов командам дается письменное задание.

  1. Закончите предложения, вспомнив фразеологизмы
  2. Перевертыши
  3. Составить как можно больше слов из слова АКТИВНОСТЬ

Пока команды выполняют задания, проводятся игры со зрителями.

  1. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Ведущий читает пословицы с ошибками, зрители исправляют)

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

На горе шапка горит.

Не зная броду, не суйся в моду.

  1. Презентация «Игра со зрителями»

3. Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Жучка будку не доела – неохота, надоело.

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Подводятся итоги игры. Победители награждаются медалями «Самый умный», участники и зрители (по желанию) – картинками с изображением мудрой совушки.

1 Ведущий: Закончился конкурс, закончилась встреча,
Настал расставания час…
Но вы не грустите, вы к нам приходите,
Мы встретимся с вами не раз!

Приложение

1. Закончите предложения,

вспомнив фразеологизмы:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Водой …

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни …

2. Перевертыши

Строчки из песен и стихотворений

Ты ненавидишь мою коровку (Я люблю свою лошадку)

Вылетел комар из плова (Села муха на варенье)

Не надо ползать красиво водителям по снегу (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)

У деда скончалась одна грустная курица (Жили у бабуси два веселых гуся)

Увядали дыни и арбузы, утонули дожди под землей (Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой)

Во поле срубили березку (В лесу родилась елочка)

Дылда-дочь от мамы смылась (Крошка-сын к отцу пришел)

Громче, кошки, пес в подвале! (Тише, мыши, кот на крыше)

Стоит коровка, не шевелится (Идет бычок, качается)

Пословицы и поговорки

От смелости затылок мал (У страха глаза велики)

Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)

Лысина — мужское безобразие (Коса – девичья краса)

Чужие ботинки дальше от ног (Своя рубашка ближе в телу)

На милиционере валенки мокнут (На воре шапка горит)

Собак не страшиться — по городу гулять (Волков бояться – в лес не ходить)

Брейн ринг

Правила игры

Две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответивший первым лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. На данный момент существует несколько версий правил «Брейн-ринга», отличающихся количеством разыгрываемых вопросов и способом начисления очков за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Брэйн-Ринг» («Брейн-Ринг», «Brain-Ring»)

Игры на опережение появились вскоре после осознания того простого факта, что в общем случае спортивное «Что? Где? Когда?» непривлекательно для постороннего зрителя. А вот определить, какая из команд может быстрее ответить на поставленный вопрос — это уже гораздо интереснее.

Реквизит, необходимый для «Брэйна»

Прежде всего, конечно, понадобятся вопросы. Обычно вопросы для «Брэйн-Ринга» представляют собой те же вопросы «Что? Где? Когда?», но более простые. Хотя и не всегда. Вообще, лучший вопрос для «Брэйна», наверное, тот, на который команды могут найти ответ в течение минуты, а не в процессе его чтения («кнопки»). Вопросы можно найти с помощью ссылок на страничке «Конкурсы и вопросы».

Поскольку команды частенько находят ответ практически одновременно, возникает потребность в аппаратуре для определения того, кто же, всё-таки, решил отвечать раньше. Лучше всего это сделать с помощью специальной установки — брэйн-системы (советы по сборке системы для «Брэйн-Ринга»). Конечно, если нет системы, можно играть и без неё. Например, капитаны могут хлопать в ладоши, стучать по столу, включать настольную лампу или протыкать воздушный шарик. Но с повышением профессионализма команд или при наличии лёгких вопросов без электроники определить, кто был быстрее, практически невозможно (лучшим кнопочникам для останова системы требуются сотые доли секунды).

Правила игры

В классическом варианте «Брэйн-Ринга» одновременно играют две команды по шесть человек (не более) в каждой. Однако, можно проводить игры и при одновременной игре большего количества команд (от трёх до шести), хотя я лично предпочитаю игру команда на команду.

Ведущий зачитывает вопрос. При окончании чтения вопроса включается брэйн-система (или подаётся команда «Время»). После светового или звукового сигнала, свидетельствующего о начале обсуждения, команда может нажать на кнопку (или другим оговоренным способом сообщить о своей готовности отвечать). Если команда нажимает на кнопку до сигнала, фиксируется, так называемый, «фальстарт» и команда теряет право отвечать на этот вопрос. В этом случае оставшиеся команды могут отвечать в любой момент до окончания времени обдумывания. Если несколько играющих команд нажимают на кнопки до сигнала, фальстарт фиксируется только у команды, нажавшей первой. За правильный ответ команде начисляется одно очко. В телевизионном варианте «Брэйн-Ринга» применялось также накопление очков (если ни одна из команд не даёт правильного ответа, то за следующий вопрос команды могут получить уже 2 очка и т.д.), но в спортивных играх накопление используется редко. Если первая команда ответила неправильно, остальные команды продолжают обдумывание вопроса и, в свою очередь, сообщают о своей готовности отвечать нажатием на кнопку. Команда имеет право не отвечать на вопрос. Обычно на обдумывание вопроса отводится минута, однако, после ответа первой команды или фальстарта, на обдумывание может даваться 20 секунд, а не всё время до конца минуты.

Бои проводятся или на фиксированное количество вопросов или до определённого числа очков у победителя. В первом случае каждой группе команд задаётся заранее оговоренное количество вопросов (5, 7, 9 и т.д.). Если по окончанию боя счёт остаётся ничейным, а по схеме игр необходимо выявить победителя, задаются дополнительные вопросы, пока одна из команд не даст правильного ответа. Во втором случае бой продолжается, пока одна из команд не наберёт нужное количество очков. Сколько вопросов будет задано в таком случае заранее неизвестно. Если играет более двух команд, первая из команд, набравшая нужное количество очков, занимает первое место и прекращает игру, следующая команда, ответившая на нужное число вопросов, занимает второе место и т.д.

Схемы игр

Соревнования по «Брэйн-Рингу» можно проводить следующими способами:

  • Олимпийская система — все команды разбиваются на пары (тройки, четвёрки и т.д.), те из команд, которые проигрывают бой, выбывают из соревнований, а победители снова разбиваются на группы и так до определения чемпиона. Преимущества системы в значительно меньших затратах времени и вопросов. Недостаток — слишком малое количество боёв у многих проигравших команд.
  • Круговая система — каждая команда играет с каждой. Обычно проводится с фиксированным числом вопросов в бое, победитель получает 2 турнирных очка, проигравший — 0 турнирных очков, за ничью каждая из команд получает по 1 турнирному очку. Команда, набравшая наибольшее количество турнирных очков после окончания всех игр, побеждает. При равенстве очков у нескольких команд, победитель определяется по дополнительным показателям (встреча команд между собой, разница «забитых» и «пропущенных» и т.д.). Преимущество системы в одинаковом количестве игр у всех команд, недостатки — значительные затраты времени и вопросов.
  • Смешанная система — команды разбиваются на несколько групп, в каждой из которых проходят игры по круговой системе. Определённое количество команд из каждой группы проходит в следующий круг соревнований. В следующем круге команды или опять делятся на группы или играют по олимпийской системе. Достоинства этой схемы в том, что она даёт гарантированное число игр каждой из команд, но экономит время и вопросы. По такой системе проходят Чемпионаты Украины по «Брэйну».
  • «Лесенка» — наиболее зрелищная система игры, но и наименее спортивная. Начинают игру две команды. Проигравшая команда покидает соревнования, а победитель играет со следующей командой. Чемпионом становится победитель последнего из запланированных боёв. Понятно, что команды, вступившие в игру позже, получают преимущество.

Вариации на тему «Брэйн-Ринга»

  • «Кто последний?». Игра интересна при участии четырёх-шести команд. Как и в «Брэйне» отвечает та команда, которая готова сделать это первой, но ведущий не сообщает, правилен ли этот ответ. Остальные команды имеют право дать свой вариант ответа, не совпадающий с уже прозвучавшими. Когда желающих отвечать больше нет или закончилось время обсуждения, ведущий оглашает правильный ответ. Правильно ответившая команда (такая может быть только одна), получает столько очков, сколько прозвучало вариантов ответа.
  • «Брэйн» без фальстартов. Игра происходит по правилам обычного «Брэйн-Ринга», но нажимать на кнопку можно в любое время после начала чтения вопроса, т.е. фальстарт не фиксируется. Обычно перед началом вопроса ведущий сообщает, что именно будет спрашиваться в вопросе (например, «Назвать имя. Великий русский поэт сделал эпиграфом к своему произведению о недоросле слова «Береги честь смолоду». Назовите его имя»).
  • «Лебединая песня». Игра проходит по правилам обычного «Брэйн-Ринга» или «Брэйна» без фальстартов, но команда, в случае правильного ответа соперника, теряет одного человека, который покидает игровую площадку. Вариантов определения победителя существует несколько: В первом случае в бою побеждает команда, команда-соперник которой потеряла всех игроков, в следующем круге команды-победительницы опять начинают игру в полном составе. Во втором варианте бой ведётся на определённое количество вопросов, а в следующий круг команда-победительница переходит с тем числом людей, которое осталось после предыдущего боя. Команда, потерявшая последнего игрока, выбывает из соревнований.
  • «Чеширский кот». В отличие от предыдущего варианта, в «Чеширке» игрок уходит у команды, правильно ответившей на вопрос. Побеждает команда, первой избавившаяся от всех игроков. Игрок команды-победительницы, ушедший из-за стола последним, получает звание «Улыбка Чеширского кота».

Брейншторм в лагере: как использовать методы бизнес-тренеров

Методика мозгового штурма (англ. — brainstorm) у всех на слуху. Сейчас этим словом называют любой процесс генерации идей: «Нужны идеи! Давайте поштормим!». Однако это название вполне конкретной методики со своими задачами и правилами, состоящей из четырёх шагов:

  • Объяснение правил + разминка;
  • Генерация и запись всех идей без критики;
  • Критика и выбор идей для дальнейшей разработки;
  • Доработка выбранных идей.

Спешим показать вам конкретную, известную всем задачу, решаемую методом адаптированного мозгового штурма.

Задача, поставленная вожатым: сделать проект от групп на поределённую тему, описать стадии его подготовки, распределить обязанности между ребятами, подготовить и защитить проект. Соответственно задача первого классного часа: выбрать тему проекта. Вот здесь и поможет брейншторм. Возьмём длительность — 40 минут, количество ребят в отряде — 20-30. Что делаем дальше?

До — организация пространства

Чтобы не тратить время мероприятия, нужно заранее подготовить рабочие зоны. Поделите количество ребят на шесть, чтобы получить число рабочих групп. Для каждой из них нужно организовать стол со стульями вокруг него и подготовить листы бумаги и ручки.

Что вам понадобится из материалов:

  • листы бумаги и ручки (можно попросить ребят взять свои ручки и черновики);
  • Что-то клеящееся для маркировки: стикеры/наклейки.

5 минут: вступление

Объедините при входе в комнату ребят в команды по 6 человек (способы объединения в команды — тема отдельной статьи, которую мы обязательно напишем) и попросите их занять рабочие места.

Расскажите, что сегодня вы будете придумывать тему для общего проекта в необычном формате. Выпишите эту задачу на доску, чтобы она была перед глазами. Важно объяснить, что это не соревнование между группами, это просто способ собрать больше идей. Попросите каждую команду выбрать одного человека, который будет записывать. Проверьте, что у них есть бумага и ручки. Важно выбрать конкретного человека, который будет записывать. Если что-то не записать сразу, то потом это может не вспомниться.

7 минут: генерация и запись идей

Объясните правила первого такта: «Сейчас у вас будет 7 минут на то, чтобы написать как можно больше идей для темы проекта. Главное — просто называть идеи, не развивать их и не критиковать. Задача человека с ручкой и бумагой — записывать абсолютно всё. Вопросы? Итак, ваши 7 минут пошли». Вы просто следите за временем и напоминаете, сколько ещё осталось.

3 минуты: критика и выбор идей

Подведите итог: «Отлично, сейчас у каждой команды есть список тем».

Объясните правила следующего такта: «На следующий этап у вас есть три минуты. Я попрошу человека, который записывал идеи в каждой команде, зачитывать их по порядку. Внутри команды вам нужно коллективно решить, оставляете вы идею на доработку или нет. Вычёркивайте те, которые решили не дорабатывать. В конечном итоге каждая команда должна оставить ровно три идеи. Вопросы? Поехали». И засекаете три минуты.

15 минут: доработка трёх идей

Подведите итог: «Сейчас у каждой команды должны остаться три темы. Возьмите три листа бумаги и на каждом листе сверху напишите название темы как заголовок». Проверьте.

Объясните правила следующего такта: «Сейчас у вас будет 15 минут на доработку идей. На каждую отводится по пять минут, я буду говорить, что время переходить к следующей. За каждую пятиминутку вам нужно описать выбранную тему по Х пунктам (выпишите их на доске) и написать их на соответствующем листе. Вопросы? Приступаем к первой теме: возьмите первый лист, ваши 5 минут начались. Пункты для описания — на ваше усмотрение. Это могут быть подтемы, стадии и роли в подготовке, ресурсы (например, сайты, которые могут помочь в поиске информации), главные герои (если вы ставите спектакль) и так далее. Всё зависит от проекта, который необходимо реализовать.

Спустя первые пять минут скажите, что пришло время отложить первый листок и взять второй. Аналогично спустя ещё пять минут.

7 минут: презентация идей + голосование

Подведите итог: «Сейчас у каждой команды есть по три разработанные идеи. Итого у нас 12 идей (если было 4 команды)».

Объясните дальнейшие действия: «Сейчас я попрошу каждую команду зачитать свои идеи. Коротко, не поясняя, только то, что написано на листах». Зачитывают все команды.

Попросите нарисовать в углу каждого листа с темой квадрат (размером примерно 5×5 см) и после этого повесить листы на доску. В это время попросите остальных достать ручки. Можно также заранее подготовить маленькие стикеры/наклейки и раздать каждому по 2 штуки.

Объясните дальнейшие действия: «Теперь я попрошу каждого подойти к доске и проголосовать за две идеи, в которых вы бы больше всего хотели участвовать. Поставьте в квадрате галочку, нарисуйте точку, приклейте стикер». Фраза «проголосуйте за то, в чём вы бы хотели участвовать», в отличие от «… за то, что вам нравится» добавляет осознанности и ответственности — ведь ребятам потом с этим работать.

Теперь нужно подсчитать голоса и объявить результат — какая тема была выбрана большинством голосов. Поздравить, можно похлопать.

3 минуты: распределение обязанностей

Теперь важно, чтобы идеи не остались на бумаге, а пошли в разработку. Выберите ответственных за каждый пункт и установите сроки. Например: «На следующий классный час Саша и Ева приносят распечатанный сценарий и список главных героев». Или «10 человек, которых мы сейчас выбрали, находят по три статьи на эту тему и присылают мне на почту».

Важно сформулировать в вещественном виде: не «найти», а «принести», «выписать», «прислать», чтобы вы могли оценить результат. Подготовьте заранее список класса, где вы сможете выписать, кто и какую зону ответственности на себя взял.

Ребятам важно показать, что формат работы бывает другой, нестандартный. Представьте, они заходят. А потом вы раздаёте им стикеры. И ещё всё это время их никто не контролирует — они сами обсуждают и креативят. И ведь это интересно!

Мы за то, чтобы приёмы, которыми пользуются коучи, бизнес-тренера, вожатые в прогрессивных лагерях и менеджеры креативных агентств, внедрялись в привычный образовательный процесс. Потому что это круто. Потому что детям будет искренне интересно.

Ссылки

  • База вопросов, игравшихся на спортивных соревнованиях по «Что? Где? Когда?», «Брейн-рингу» и «Своей игре»
  • База вопросов на Tutor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *