Воспитательная технология

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова. статья по теме

Воспитатель ГПД Башмакова А.Я.

Технология коллективного творческого воспитания

Игоря Петровича Иванова.

«Каждое дело — творчески, иначе – зачем!

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?
Каждое дело — людям, иначе — зачем?»

Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. И.П.Иванов продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов, 1959 году — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников, в 1963 году — Коммуну им. А.С.Макаренко — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.

Организация творческого воспитания — это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.

КТД — это общественно-важное дело. Первейшее его назначение — забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

КТД — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.

КТД — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

  • Формирование и развитие коллектива;
  • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
  • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
  • Обучение правилам и формам совместной работы.
  • Реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.

Виды коллективных творческих дел.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

  • Трудовые КТД.

Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).

  • Познавательные КТД.

Цель: формировать потребности в познании.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).

  • Художественные КТД.

Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

  • Спортивные КТД.

Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).

  • Общественно-политические КТД.

Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

  • Организаторские КТД.

Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной — организаторской деятельности (газета-«молния», день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Стадии коллективного творческого дела.

Первая стадия — стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого’? Когда? Где? Кто? С кем?
Вторая стадия — коллективное планирование.

Третья стадия — коллективная подготовка.

Четвертая стадия — проведение КТД — это итог работы, проделанной при подготовке.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе — задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

Шестая стадия — воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Пять условий педагогического успеха.

Первое условие — общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.
Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие — единый коллектив.

Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие — творчество, а не шаблон.

Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
Методика организации и проведения КТД.

Создание мотивации ребенка для участии в КТД

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:

—Потребность в коммуникации.

—Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.

—Желание выиграть (дух соревнования).

—Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

—Осознание развивающей роли КТД.

—Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей — так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Организационные моменты КТД.
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
1. Реклама дела.
2. Подготовка материалов для участников дела.
3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для «Зарницы»).
4. Оформление места проведения дела.
5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).
6. Подготовка призов победителям.
7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).
8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
9. Организация прессы: фото, видео, статьи.

Заключение
Групповая деятельность воспитанников — это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.

Технология КТД И. П. Иванова

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18

Игорь Петрович Иванов (1923–1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.

Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся. Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел (КТД) по методике И. П. Иванова. В методике коллективного творческого воспитания выделяют четыре основных компонента:

— коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни,

— обязательное проявление творчества,

— сменяемость всего актива,

— особая позиция педагога.

В каждом деле проявляется сущность коллективного творческого взаимодействия. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, которое представляет собой общую заботу друг о друге, об окружающих людях. Оно коллективное, т. к. планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с воспитателями и воспитанниками. Оно творческое, т.к. представляет собой непрерывный поиск лучших решений, отвергаются шаблоны, готовые сценарии никогда не повторяется одинаково.

Технология организации КТД состоит из шести последовательных этапов.

Первый этап – предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются варианты дела, продумывается содержание деятельности. При решении о проведении дела руководствуются социальными критериями выбора дела (польза, радость людям, сплочение коллектива), а также значимостью для личностного роста каждого, например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?». Чтобы такое целеполагание состоялось и дети заинтересовались предстоящим делом, необходимо создать соответствующий настрой коллектива, прояснить цели и ценности. Для этого педагог выбирает различные формы: беседу, предварительную анкету, игровые приемы поиска в выборе дела, «живую анкету», организацию рекламы, также хорош прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива.

Второй этап – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать и т. п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения: «мозговой штурм», аукцион идей, конкурс на лучший проект, анкета предложений, круг общения, разведка дел по маршрутам («малыши», «микрорайон», «библиотека» и др.). Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5–8 человек, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кто будет участвовать? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где и как лучше провести КТД? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения.

Для усиления личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого – к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей и предложений, планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, надо обеспечить возможность выбора – работать в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и непринятых к реализации идей (в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли (критиков, организаторов групповой работы, технических работников), возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

На данном этапе происходят выборы совета дела – инициативной группы, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания для микрогрупп.

Третий этап. Объект особого внимания – это подготовка воспитательного КТД. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. На этапе коллективной подготовки дела уточняются план подготовки и проведения КТД, организуются микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть встречи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, организуется пресс-центр и т. д. Предполагаются строгое распределение ролей, определение места и времени проведения дела. В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД важно сделать акцент на добровольность принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо выполнение этого фрагмента педагогом в случае отсутствия добровольцев, поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные.

Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание на то, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними.

Четвертый этап – проведение КТД. Начало как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств могут выступать песня, вступительное слово ведущего, музыка и др. Само дело должно соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Все члены коллектива выполняют роли, предусмотренные сценарием, от каждого ожидается активное участие в КТД. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Окончание КТД должно упрочить вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний. На этой стадии могут быть использованы следующие приемы:

— подчеркнутое равенство команды, дружеской пары и личного действия;

— публичное признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому лучшему …»);

— направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»);

— добровольность участия в коллективном деле.

Пятая стадия в проведении КТД – коллективное подведение итогов. Важность этого этапа заключается в следующем: если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления. В коллективном анализе должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация анализа создается через:

— постановку соответствующих рефлексивных вопросов (Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Помогло ли оно что-то понять в себе?);

— право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять;

— подчеркивание ценности для всех не только единства мнений, но и несовпадения позиций.

Совет дела оценивает свою работу, анализирует качество выполнения организаторской роли. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему делу. Обсуждение должно быть откровенным, поэтому важно верно избрать форму (общий сбор – «огонек», анкета о проведенном деле, разговор в кругу, линейка с творческими рапортами, «молнии», стенные, радио-, фото-, «живые» газеты, высказывания в другой форме).

Завершающий шестой этап – последействие. На этой стадии педагоги обсуждают результаты КТД между собой. Важно закрепить положительный опыт, исправить ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе определяются ближайшие перспективы, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается новое коллективное творческое дело.

Ситуативные технологии

Ситуативные технологии разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощренно манипулирует товарищами и даже взрослыми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры»:

— задает участникам ссоры вопросы, которые побуждают каждого из них по-своему описать происходящее;
— дает «пострадавшей стороне» понять, что видит ситуацию так же, как она;
— выводит поссорившихся на размышление о том, почему так развивались их отношения;
— обсуждает с детьми варианты разрешения случившегося.
Такая технология позволит создать у детей собственный опыт оценки поступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обнажить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.
Такого же рода технологией воспитания является технология организации «ситуации успеха». «Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуация успеха» должна возникнуть в деятельности ребенка):
— культивирования настроения доброжелательности, дружелюбия;
— снятия страха перед деятельностью;
— скрытой помощи, завуалированного инструктирования;
— «авансирования» ребенка (термин А. С. Макаренко), то есть оглашения его достоинств, подбадривания, подкрепления его «персональной исключительности»;
— усиления мотивов деятельности;
— педагогического внушения (мобилизующее на успех);
— педагогической оценки результатов деятельности и проявленных

Рекомендуемые страницы:

Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя

Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Приложение 1.

Воспитательная технология

– совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребёнку
  • Современные воспитательные технологии

    • технология проектного обучения;
    • личностно-ориентированная технология;
    • технология здоровьесберегающая;
    • технология учебной деловой игры;
    • технология развития критического мышления;
    • технология КТД И. П. Иванова;
    • технология проведения учебных дискуссий;
    • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
    • технология создания ситуации успеха;
    • шоу-технологии;
    • ситуативные технологии.

    В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

    Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

    Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

    Постулаты КТД:

    – коллективное творчество;

    – единое дело и добровольное участие в нём;

    – свобода выбора форм деятельности;

    – содружество взрослых и детей;

    – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

    Виды коллективных дел:

    Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

    Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

    Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

    Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

    Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

    Ситуативные технологии

    Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

    Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

    1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

    2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

    3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

    4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

    Тренинг общения

    – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

    Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

    Здоровьесберегающие технологии

    • это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся;
    • создание благоприятного психологического климата на уроке;
    • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

    Создание благоприятного психологического климата на уроке

    Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

    Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

    К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

    Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

    По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

    Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

    Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

    Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

    На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

    Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?

    Советы взрослым от детей:

    • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
    • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
    • Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
    • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
    • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
    • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
    • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
    • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
    • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
    • Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
    • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
    • Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

    Педагогические технологии воспитательной работы. материал на тему

    Педагогические технологии воспитательной работы.

    Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

    Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

    Воспитательная технология — совокупность форм, методов, способов,

    приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

    Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
    • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
    • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
    • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
    • по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология;
    • по подходу к ребёнку

    Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

    • Диагностирование
    • Целеполагание
    • Проектирование
    • Конструирование
    • Организационно – деятельностный компонент
    • Контрольно – управленческий компонент

    Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

    Содержанием воспитательных технологий являются:

    • Научно обоснованные социализированные требования
    • Передача социального опыта
    • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
    • Социализированная оценка ученика
    • Организация творческого дела
    • Создание ситуации успеха

    Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

    Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

    Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

    • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
    • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
    • Содержательная (предметная) деятельность
    • Завершение
    • Проекция на будущее

    Рассмотрим отдельные педагогические технологии:

    Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

    Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

    • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
    • благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
    • развитие и становление познавательных сил ребенка;
    • идеал воспитания – самовоспитание;

    Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

    Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

    – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

    Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а » мы сделали, решили, сделали»).

    Постулаты КТД:

    • — коллективное творчество;
    • — единое дело и добровольное участие в нём;
    • — свобода выбора форм деятельности;
    • — содружество взрослых и детей;
    • — развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

    Виды КТД

    • Трудовые КТД (Трудовой десант»)
    • Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг»)
    • Художественные КТД (художественно-эстетическое творчество)
    • Спортивные КТД («Спартакиада»)
    • Экологические КТД (забота о живом мире природы)

    Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

    Идеи и принципы:

    • в воспитании нет главного и второстепенного;
    • воспитание – это прежде всего человековедение;
    • эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
    • принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
    • культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
    • приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.

    Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

    • Переход от педагогики требований к педагогике отношений
    • Гуманно – личностный подход к ребёнку
    • Единство обучения и воспитания
    • Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
    • превращение школы Знания в школу Воспитания;
    • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
    • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
    • ценностей;
    • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
    • возрождение национальных культурных традиций;
    • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
    • постановка трудной цели.

    Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

    В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

    • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
    • коммуникативную: освоение культуры общения;
    • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
    • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
    • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
    • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    1. Педагогические игры достаточно разнообразны:

    • дидактическим целям;
    • организационной структуре;
    • возрастным возможностям их использования;
    • специфике содержания

    2. По характеру педагогического процесса бывают:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
    • познавательные, воспитательные, развивающие;
    • репродуктивные, продуктивные, творческие;
    • коммуникативные, диагностические;
    • профориентационные и другие.

    3. По характеру игровой методики делятся на:

    • предметные;
    • сюжетные
    • ролевые;
    • деловые;
    • имитационные;
    • игры – драматизации.

    4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

    5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

    • различают игры с предметами и без них;
    • настольные;
    • комнатные;
    • уличные;
    • на местности;
    • компьютерные и с ТСО;
    • с различными средствами передвижения.

    Технология «Создание ситуации успеха»

    Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Воспитателям нужно поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы.

    Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

    Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

    Технология воспитания

    Тема: Технология воспитания: основные этапы реализации

    Модульно-познавательный аспект

    Технология воспитания

    В. Процесс воспитания — закономерное, последовательное, организованное, непрерывное, систематическое управления развитием и формированием личности. Главным элементом его является педагогическое взаимодействие-передача (обмен) теоретических и практических знаний (образование) и духовных ценностей.

    2. Структурные компоненты процесса воспитания:

    — смысл и цель (учебная задача);

    — формы и методы;

    — субъекты взаимодействия;

    — активность субъектов взаимодействия;

    — материальные, социальные и духовные ценности;

    — социальные нормы;

    — социально-психологическая ситуация;

    — личностно-развивающий результат.

    3. Цель воспитательного процесса: передача новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования соответствующих установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности.

    4. Субъекты воспитательного воздействия:

    Семья — школа — средства массовой коммуникации — первичный коллектив (контактный) — неформальные группы.

    5. Составляющие воспитательного процесса (практическая реализация):

    — педагогическая диагностика;

    — педагогическое прогнозирование;

    — организация учебно-познавательной деятельности;

    — организация предметно-трудовой деятельности;

    — организация социально-коммуникативной деятельности;

    — организация ценностно-ориентационной деятельности;

    — регулирование и коррекция деловых и товарищеских отношений.

    6. Критерии эффективности: самопознание, самосознание, самовоспитание, отношение к учебе и овладению знаниями, к общественно-политической жизни, общественно полезного труда, товарищей, родителей, интересов государства.

    Модульно-технологический аспект

    Характеристика технологии воспитания

    Технология воспитания — сложное динамическое явление, которое осуществляется на основе целенаправленного и организованного формирования личности гражданина независимого государства.

    Цель и задачи технологии воспитания определяются потребностями современного общественно-экономического развития Украины. Система воспитательной работы в нынешней школе базируется на идеях гуманизма, обновление, демократичности и предусматривает ряд основных аспектов:

    а) идею реалистичных целей воспитание и разностороннее развитие личности;

    б) идею общественной жизнедеятельности детей и взрослых — замену авторитарности влияния учителя на непосредственное сотрудничество с учениками, которое базируется на национальной самовизначеності;

    в) идею самоопределения ученика — процесс интеграции (объединения) отдельных положительных качеств в единое целое;

    г) идею направленности личности — центр всей воспитательной работы должен быть направлен на ученика, а не на программы воспитания;

    г) идею добровольности чтобы учитель добивался проявлению у учащихся интереса, стремление к саморегуляции своих природных сил, собственной инициативы и творчества в выполнении действий.

    Технология воспитания личности ученика базируется на объективных и субъективных факторах.

    Формирование положительных общечеловеческих качеств личности (человечность, доброта, честность) имеет объективный закономерный характер.

    Система организованных, целенаправленных воздействий на личность ученика со стороны родителей, учителей, друзей составляет субъективный фактор.

    Основные этапы реализации воспитательного процесса

    Этапы технологии воспитания

    1. Овладение нормами и правилами поведения. Прежде чем действовать, воспитанник должен ознакомиться с теми нормами и правилами поведения, согласно которым он должен жить. Общие правила поведения подаются в Библии и другой духовной литературе. Более конкретно эти правила детализированы в распорядке дня учащихся от И до II класса. На этом этапе ученики должны не только глубоко усвоить правила, но и понять их суть, обусловленность данных правил и норм поведения потребностями экономического развития суверенной Украины.

    2. Формирование убеждений. В процессе формирования убеждений воспитатель должен применять самые разнообразные методы и приемы, дающие возможность добиться глубокого понимания общественных норм и правил поведения.

    Убеждения — это твердые взгляды, которые базируются на определенных положениях, мыслях, в сознании ученика связанные с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, безоговорочной убежденности. Убеждения формируются опытом ученика под влиянием окружающей действительности в процессе учебно-воспитательной работы и повседневной жизни.

    3. Формирование чувств ученика. Формирование чувств личности является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

    Чувства — это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловлено их соответствием или несоответствием потребностям личности.

    К. Д. Ушинский писал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства (чувство): в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души и ее строя».

    Формирование чувств заключается в том, чтобы воспитать не безразлично отношение к важным явлениям жизни, а побуждать к адекватного (соответствующего) положительного эмоционального отношения. Процесс формирования чувств является достаточно сложным и происходит в течение всей жизни. В воспитательной работе с учащимися процесс формирования чувств должен быть адекватен их возрастным особенностям психологического развития.

    4. Выработка умений и навыков в поведении. Этот этап предполагает обучение детей умениям и навыкам действовать в процессе общественных отношений согласно требуемых норм и правил поведения в осуществлении познавательной и физической деятельности.

    Убеждения — это, можно сказать, руководство к действию, ибо на этой основе необходимо выработать позитивные и необходимые умения и навыки в поведении ученика.

    5. Самовоспитания личности ученика. Самовоспитания предполагает опору на развитие творческих способностей и собственных интересов ученика.

    Каждый из названных выше этапов процесса воспитания действует в тесной взаимосвязи и являются диалектически взаємообумовленим, потому что в целом влияет на формирование личности сознательного гражданина Украины.

    6. Движущие силы процесса воспитания. Основной движущей силой процесса воспитания личности ученика являются противоречия, возникающие между приобретенным опытом поведения и новыми потребностями в поведении, между потребностями поведения и возможностями и способами их удовлетворения. Эти противоречия являются движущей силой, которая выступает диалектически организующим началом в воспитательном процессе личности школьника.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *