Воспитательный процесс

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

Смотреть что такое «ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ» в других словарях:

  • Процесс воспитания — процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формирование личности, организацию и стимулирование активной… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Процесс воспитания — процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формирование личности, организацию и стимулирование активной… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • процесс — а, м. 1) Ход развития какого л. явления; последовательная смена состояний в развитии чего л. Исторический процесс. Необратимый процесс. Процесс воспитания. Процесс творчества. Бракоразводный процесс. Ускорить процесс созревания садовых культур.… … Популярный словарь русского языка

  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия

  • Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и… … Энциклопедия современной юридической психологии

  • Процесс обучения — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В П.о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П.о.… … Педагогический терминологический словарь

  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

  • Персонализация воспитания (и обучения) — (лат. – личность) – создание в процессе воспитания и обучения специальных условий, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей. Это возможно посредством привнесения в педагогический процесс… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Инновация, инновационный процесс — процесс создания, распространения и использования новшеств, т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быт осуществлены при условии масштабности их использования эффективности результатов могут быть стать основой… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Высокая теория воспитания — (ВТВ) устоявшийся термин для обозначения теории воспитания, принятой в Мире Полудня братьев Стругацких. ВТВ не существует в законченном виде, но ряд её положений, предпосылки для её возникновения, ожидаемые трудности с её внедрением… … Википедия

Воспитание в педагогическом процессе

Воспитание в педагогическом процессе

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

2. Основы педагогической технологии.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

Содержание лекционного материала

1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации, создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

  1. генетическая наследственность;
  2. социальная и культурная принадлежность семьи;
  3. обстоятельства биографии;
  4. профессиональный и жизненный статус;
  5. особенности нации и исторической эпохи.

Субъективными факторами могут служить:

  1. психические особенности личности;
  2. мировоззрение и ценностные ориентиры;
  3. система взаимоотношений человека с другими людьми;
  4. организованные воспитательные воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций и всего общества.

Выделяется целая совокупность задач воспитания личности:

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

6. Экологическое образование и воспитание.

7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.

9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.

Концепция воспитания современной личности:

  1. Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.
  2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
  3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.
  4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
  5. Наличие в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни.
  6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

2. Основы педагогической технологии.

Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:

  1. как совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве;
  2. как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (Шепель В.М.);
  3. как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей;
  4. и т.д.

Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.

Педагогический процесс также нуждается в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.

Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:

  1. постановка цели педагогического взаимодействия;
  2. анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
  3. осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним;
  4. передача опыта вербальными и невербальными способами;
  5. организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса;
  6. предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
  7. умение управлять своим поведением и реакциями.

Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии, раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.

Выделяются следующие методы воспитания:

  1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций);
  2. методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
  3. методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
  4. методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.);
  5. методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).

Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.

В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:

  1. Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др.
  2. Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры.
  3. Индивидуальные формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.

Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):

  1. добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
  2. разнообразие форм работы;
  3. демократичность и открытость всех форм работы;
  4. активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
  5. широкое вовлечение всех;
  6. принцип романтики, игры и интереса.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи

Семейное воспитание — система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.

В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.

Задачами семейного воспитания являются:

  1. создание условий для роста и развития ребенка;
  2. передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
  3. научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания;
  4. воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника;
  3. открытость и доверительность отношений в семье;
  4. оптимальность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность старших в своих требованиях;
  6. оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
  7. справедливость оценки действий и поведения ребенка.

При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:

  1. Не применять к ребенку насилия!
  2. Не срывать зло на ребенке!
  3. Не бить ребенка!
  4. Не лгать и не обманывать ребенка!
  5. Не запугивать ребенка!
  6. Не разочаровывать ребенка!
  7. Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка!
  8. Не считать ребенка виноватым!
  9. Не бояться активности ребенка.
  10. Не ограничивать свободу ребенка понапрасну!
  11. Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими.
  12. Не выставлять ребенка на посмешище.
  13. Не нарушать данных ребенку обещаний!
  14. Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.

Литература

Теория воспитания

Процесс воспитания

1. Суть процесса воспитания

2. Процесс воспитания как система

3. Особенности воспитательного процесса

4. Закономерности и принципы воспитания

5. Цель и задачи воспитания в современной школе

6. Механизмы становления личности

7. Школы гуманистического воспитания 8 Самовоспитание учащихся

Суть процесса воспитания

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Понятие «воспитание» употребляется в педагогическом смысле — как целенаправленная воспитательная деятельность педагогов (классных руководителей) в общеобразовательном учебном заведении с целью решения конкретных воспитательных задач. Место и роль процесса воспитания можно понять, сравнивая понятия «формирование личности», «социализация личности» и «воспитание».

Формирование, как уже отмечалось, является процессом становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — социальных, экономических, идеологических, психологических и др. Социализация — это процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношений, который длится в течение жизни индивида и имеет определенные стадии становления и развития личности. Процесс воспитания — это управление процессом личностного развития ученика путем создания благоприятных условий (X. И. Лийметс). Благоприятными условиями следует считать педагогически обоснованную организацию среды, деятельности, общения, стимулирование и т.

Воспитание является компонентом общечеловеческой культуры. Культурные достижения складывались на протяжении тысячелетий, а ученик должен их усвоить в предельно короткий срок. С этой позиции процесс воспитания служит целенаправленной помощи ребенку в его вхождении в современную культуру. Он невозможен без организованного взаимодействия, сотрудничества, партнерства вигхователив и воспитанников. Главная суть взаимодействия воспитателя и воспитанника является ее направленность на активное разнообразную деятельность последнего, его самореализации и самоутверждения в этой деятельности.

В таком случае процесс воспитания — динамическое взаимодействие (сотрудничество, партнерство) воспитателя и воспитанников, направленная на усвоение воспитанником в различных видах деятельности ценностей культуры, осуществление его самореализации, самоутверждения, личностное развитие.

Воспитание … — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает … В. А. Сухаштський

Процесс воспитания как система

Основой процесса воспитания является деятельность ученика как субъекта в различных видах и формах. Генетически исходной является внешняя, предметная деятельность, которая порождает все виды внутренней психической деятельности. Общую психологическую структуру деятельности характеризуют действия и операции, соотносятся с потребностями, мотивами, целями ученика; средства деятельности, ее результаты. Поэтому в состав процесса воспитания входят в качестве компонентов: целевой, стимуляционной-мотивационный, содержательный, операцинно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

В воспитании, как и в любом другом общественном процессе, теория прогнозирует лишь среднее состояние. Отклонение от него в конкретных случаях могут быть значительными. Если их не контролировать и не корректировать процесс, то можно получить неожиданные результаты, далекие от поставленной цели. В связи с этим воспитательный процесс всегда имеет определенную последовательность коррекций, каждая из которых направлена на восстановление оптимальной течения.

Часть воспитательного процесса, которая находится между двумя коррекциями, называют воспитательной ситуацией. Как «отрезок» процесса, воспитательная ситуация включает в себя все структурные компоненты целостного процесса.

Основу ситуации составляет воспитательное воздействие, которая имеет задачу воспитания, адекватной ему содержание, способы воспитания. Воспитательное воздействие не отождествляется только с влиянием педагога. В ее состав входят непосредственные и косвенные воздействия. Среди них — влияния, организованные педагогом, влияние самой личности воспитателя, отдельного ученика, группы, коллектива; акт руководства самовоспитанием школьника. Существенным признаком воспитательного воздействия является задача воспитания. Воспитательной ситуацией может быть откровенный разговор с учащимися, диспут, встреча, праздник и т.

Воспитательная ситуация основным «отрезком» воспитательного процесса, а сам процесс воспитания — взаимосвязанным цепям воспитательных ситуаций, развивающихся. Отсюда процесс воспитания является само-развивающей системе. В ней процессом развития охвачены не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействия с воспитанниками. Развивается целостный объект, который, будучи системой, несколько больше, чем совокупность составляющих. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания психологического, социально-психологического, социологического, технологического. Теория воспитания приобретает собственного объекта исследования. 1

В процессе воспитания выделяется содержательная и процессуальная стороны. их единство становится очевидной только при достаточно высокой степени абстрагирования, который позволяет выйти за пределы тех конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. То есть представление о воспитательной деятельности воспитателя, классного руководителя еще не является процессом воспитания в целом. Действие того, чтобы увидеть за этой деятельностью несколько целостное, необходимо осуществить педагогическое абстрагирования. Заметим, что на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается; чрезмерное абстрагирование вызывает угрозу отрыва от действительности.

Внутреннюю структуру и организацию процесса воспитания иллюстрирует схема «Процесс воспитания» (рис. 13).

Процесс воспитания является сложной динамической системой. Любая система не может существовать вне определенной средой и становится понятной лишь во взаимодействии с ним. В соответствии с принципом иерархичности процесс воспитания является лишь одним из компонентов социальной среды. Поэтому анализ воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия процесса воспитания как системы со средой. В свою очередь, каждая воспитательная ситуация, как элемент воспитательного процесса, сама является системой и одновременно выполняет роль элемента сложных систем (нравственного воспитания и др.). Совокупность элементов можно изучить только при условии фиксации всей системы в действии. А это значит, что нужно определить участие элементов в процессе, то есть в непрерывном изменении во времени. Именно поэтому процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Анализ процесса воспитания в динамике — значит определить, как он зарождался, развивался и будет развиваться в будущем.

В современной теоретической педагогике существует много критериев выделения (отделения) различных структур процесса воспитания.

По критерию связи и зависимостей между компонентами, которые обеспечивают эффективность протекания процесса, выделяется такая последовательность его организации: 1) проектирование процесса, включая определение целей и конкретных задач воспитания; 2) определение содержания воспитания (организация трудовой, природоохранной, ценностно-ориентированной, художественной, спортивной и др. Деятельности); 3) формы, методы регулирования межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; 4) контроль и подведение итогов, установленные соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач (рис. С).

Следующая структура тоже основывается на выделении последовательных этапов процесса, но по другому критерию — по критерию последовательности этапов и соответствующих педагогических действий. Она имеет стадии: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности 1.

Первым этапом процесса воспитания является осознание воспитанниками норм и правил поведения, которые им предлагаются. Для того, чтобы вести себя правильно, необходимо определить для себя критерии поведения. AC Макаренко практиковал проведения с воспитанниками специальных бесед теоретического характера: о честности, отношение к посторонним, своих, государственных вещей, сдержанность, уважение к женщине, ребенка, пожилого возраста. Им была разработана даже теория поступков по отношению к обществу. Подобные беседы разрабатывал и проводил с учениками В.А. Сухомлинский, большинство из них описаны в книгах по вопросам воспитания школьников.

Источники получения знаний о нормах и правилах поведения разные: слово воспитателя, его личный пример, пример других людей, интересная книга, статья в газете, журнале и тому подобное.

Большинство воспитательных систем на этом этапе обращали мало внимания, надеясь, что воспитанники со временем и сами поймут, что, для чего и почему следует делать. Главное — деятельность, то есть формирование необходимого поведения. Чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с помощью телесных наказаний) быстро исправит положение. Отечественная школа 20-80 лет, наоборот, гиперболизировали данный этап, предпочитала словесным методам воспитания, в ущерб следующим этапам, которые требуют действия.

Вторым этапом воспитания является формирование отношения учащихся к нормам и правилам поведения, предлагается. Важно, чтобы ученик не просто понимал и осмысливал то, что ему рассказывают, показывают или предлагают сделать, а проявлял при этом чувства. В частности, если ему объясняют, как важно быть добрым, отзывчивым и внимательным к людям, он должен почувствовать и чувство сожаления и сострадания к тем, о ком рассказывает учитель, о ком нужно заботиться. Абстрактное понятие чести становится понятным, доступным, когда ученика спрашивают о том, если бы он отреагировал, если бы, например, была поражена честь его любимой девушки, сестры. Чувство патриотизма легче пробудить, если обратить внимание ученика на реальные изменения, происходящие в его семье, родном селе, городе. Таким образом, только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели могут побудить ученика к действию.

Третьим этапом является формирование взглядов и убеждений. Формирование взглядов — это этап восприятия, усвоения и преобразования усвоенных норм в личное достояние. Это потенциальная готовность к действию. Убеждение — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении, взгляды, которые служат руководством в жизни. Убеждение связанные с действием, они оказываются в работе, отношении к труду, обязанностей, в отношениях с людьми, в разных поступках, действиях и т. Формирование убеждений является сложным процессом. Далеко не каждое усвоенное понятие правильно сформировано представление переходит в убеждение. Наиболее надежным путем формирования убеждений является организация опыта поведения, создание ситуаций, которые требуют проявления позиции в действии, тренировки с целью осуществления правильных действий.

Четвертым, главным этапом воспитательного процесса является формирование общей направленности личности в процессе различных видов деятельности. Тренировка в деятельности, многократные повторения обеспечивают формирование навыков и привычек поведения, отвечает сложившимся убеждениям, то есть производятся привычки такого поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности. Чем больший вес в структуре воспитательного процесса приобретает педагогически целесообразна, хорошо организованная деятельность, тем выше становится эффективность воспитания.

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Выступление для педагогического совета » Особенности организации учебно-воспитательного процесса в современной школе: от профессионализма к качеству «

Особенности организации

учебно – воспитательного процесса

в современной школе:

от профессионализма к качеству

Учение — это лишь один из лепестков того цветка,

который называется воспитанием.
Сухомлинский В. А.

Актуальность

Переориентация современного начального образования ставит педагогические коллективы школ перед необходимостью пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в школьных учреждениях. В процессе перехода на новые государственные образовательные стандарты начального общего образования эти задачи не потеряли своей актуальности, но их решение требует инновационных подходов к организации образовательной деятельности.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный урок? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием.

Ключевыми задачами при организации
образовательной деятельности я считаю:

наполнить жизнь ребенка интересным содержанием;

творческий подход к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов;

широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций; вариативность в отборе тем, форм, средств, методов, (новизна и разнообразие);

исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма;

внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

При организации учебно – воспитательного процесса использую разнообразные формы, методы и приемы. Приведу примеру некоторых форм работы.

Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет в работе,

когда вырастет.

А.С.Макаренко

Игра – неотъемлемый компонент урока. Играя, дети раскрывают свои способности, таланты, учатся жить в коллективе, подчиняться его законам и правилам.

Организация игровой деятельности осуществляется на всех уроках

сюжетные игры, игры с правилами;

создание игровых ситуаций;

игры с речевым сопровождением;

пальчиковые игры;

беседа, ситуативный разговор;

игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами);

составление и отгадывание загадок;

Начиная с добукварного периода, дети сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно учатся не только отгадывать загадки, но и составлять их. Этот вид деятельности развивает интеллектуальные способности, творчество, наблюдательность, речь и память.

Обучающиеся начальной школы очень активны и подвижны. Направлять их двигательную активность в нужное русло мне позволяют разнообразные формы. Это:

подвижные игры с правилами;

подвижные дидактические игры;

игровые упражнения, игровые ситуации;

соревнования;

спортивные игры и упражнения;

спортивные праздники;

гимнастика (утренняя и пробуждения);

Ежедневно один ребенок проводит перед началом занятий утреннюю гимнастику, что позволяет детям окончательно пробудиться, стать активнее, активизировать внутренние ресурсы.

Деятельность — единственный путь к знанию.

Шоу Б.

Для реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования и развития творческой личности использую деятельностные методы обучения.

наблюдение, экскурсия;

решение проблемных ситуаций;

экспериментирование, исследование;

моделирование;

интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);

реализация проекта;

Метод проектов

В настоящее время использование проектов рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с обучающимися начальной школы. Думаю, что метод проектов будет востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся.

Проекты используются на уроках математики («Задачи – расчеты», «Числа в пословицах и поговорках»), окружающего мира ( «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»), литературного чтения («Праздник поэзии»), русского языка («Тайна имени», «Зимняя страничка»).

При подготовке проекта по русскому языку «Зимняя страничка» дети ознакомились со стихотворениями о зиме, народными приметами. Была совершена экскурсия в природу с целью наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, составляли сочинения – миниатюры «Как я помогаю птицам зимой». Дети не получали готовые знания, а являлись непосредственными участниками образовательного процесса. В результате проведенной работы у обучающихся повышается познавательный интерес к обучению, что ведет к росту результатов качества знаний.

Никакое обучение и воспитание невозможно без трудовой деятельности. Для формирования ответственности, трудолюбия использую следующие формы работы:
дежурство;

совместные действия.

субботники

конкурсы

беседы, диспуты;

проведение классных часов;

моделирование жизненных ситуаций;

коллективные и индивидуальные поручения, задания.

При подготовке к внеклассным мероприятиям школьники делятся на группы, которые получают определенные задания. Например, к празднованию Нового года определила направление работы каждой группы: «Украшение классной комнаты», «Оформление стенгазет», «Изготовление новогодних украшений», «подготовка конкурсов».

Большое значение для воспитания патриота и гражданина своей республики имеет духовно — нравственное воспитание.

«Спеши делать добро»

Проведение праздников, викторин

Игры нравственного содержания

Организация выставок рисунков, цветочных композиций.

«Азбука дорожной безопасности»

Уроки мужества

Уже традиционным в нашей школе является проведение Уроков мужества ко Дню Победы и Дню освобождения Донбасса. Дети с интересом знакомятся со страницами истории Великой Победы, ведут поисковую работу, готовят стихотворения и песни военных лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность обучающегося по формированию и развитию познавательной активности, творческих способностей . Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.

Макеевская общеобразовательная школа І — ІІІ ступеней № 21

Особенности организации

учебно – воспитательного процесса

в современной школе:

от профессионализма к качеству

Харитонюк О.Н.

учитель начальных классов

Общая характеристика процесса воспитания

Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным словом явления.

Исходное значение слово «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни. Первоначально это слово в русском языке соответствовало своему исходному значению.

Конечно, в современном обществе, воспитание не ограничивается вскармливанием и научением каким-либо простейшим (пусть и жизненно необходимым) навыкам. Кроме того, в нашей обыденной жизни часто понятие «воспитание» приравнивается к «нравоучению», «наставлению», «длинному и нудному морализированию». Подобные явления показывают, насколько многие из нас далеки от педагогического знания и хотя бы минимального представления о сущности и необходимых составляющих воспитания.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной среды, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Исходя из определения, видно, что современная педагогика исходит из того, что понятие воспитание отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Эти взаимодействия и обусловленные ими коммуникативные связи обозначаются понятием воспитательные отношения.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Для воспитания характерны следующие особенности:

  1. 1. Целенаправленность и планомерность процесса воспитания.
  2. 2. Двусторонность.
  3. 3. Целостность.
  4. 4. Противоречивость.
  5. 5. Скачкообразность.
  6. 6. Многофакторность.
  7. 7. Длительность.
  8. 8. Связь индивидуализации и социализации личности.
  9. 9. Системность.

Аналогично, как в теории обучения, анализ закономерностей воспитания, выявление описываемых в них связей между различными компонентами воспитательного процесса, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации воспитания.

Принципы воспитания по своей сути -основные положения и нормативные требования, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания.

Принципы воспитания – исходные положения о способах достижения воспитательных целей с учетом законов воспитательного процесса.

Принцип воспитания, по сути, – вывод, который основан на выявленной, подтверждённой и объяснённой закономерности, которая, в свою очередь, обосновывается выявленными противоречиями, присущими процессу воспитания (например, между нравственно-этическим идеалом общества и реальным уровнем и поведением воспитанника, или между признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактически преимущественно словесным характером воспитания).

К основным принципам воспитания относят:

  1. Принцип общественной направленности воспитания, заключающийся в соответствии воспитания социальным потребностям, интересам народа, страны, традициям, нормам.
  2. Принцип субъектности, заключающийся в развитии способности воспитанника сознавать своё «Я», оценивать себя, отстаивать свою позицию, сопротивляться негативному влиянию среды, проявлять личные качества и способности.
  3. Принцип взаимодействия воспитания с общественными процессами.
  4. Принцип целостности воспитательного процесса.
  5. Принцип непрерывности воспитания.
  6. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, формирование жизненного оптимизма.
  7. Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника.
  8. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.
  9. Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников.

10. Принцип активизации нравственно-волевых сил воспитанников с возбуждением непосредственного интереса к делу и профессиональному росту.

Педагог должен всегда помнить, что принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного, полного, комплексного, одновременного и фронтального воплощения в практику. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных – они важны одинаково и все. Кроме того, принципы воспитания – не рецепты, они не заменят знаний, опыта и мастерства педагога.

В процессе осуществления процесса воспитания особую важность приобретает то, чем наполнено взаимодействие педагога с воспитанниками и воспитанников с окружающим миром. Очерчивая ту совокупность ценностных отношений, которая относительно полно исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, мы обращаемся к ещё одной составляющей процесса воспитания – содержанию воспитания.

Содержание воспитания – основные ценностные отношения, которые формируются в процессе воспитания.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям (человек, жизнь, общество и т.д.), а так же совокупность общепринятых, выработанных культурой, отношений (свобода, совесть, справедливость, равенство).

Ценностные отношения носят обобщающий характер и включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Рассмотрим составляющие основных ценностных отношений:

  • Ценностное отношение к природе – интегрирует в себе наслаждение флорой и фауной; заботу о животных и растениях; беспокойство по поводу гибели природы; стремление к общению с природой и т.д.
  • Ценностное отношение к человеку – интегрирует в себе умение обнаруживать присутствие другого человека в окружающей среде; умение учитывать автономию и интересы другого человека; умение помогать человеку по мере сил; умение понимать человека во всех его проявлениях, объясняя то, что кажется странным; содействовать благу человека на Земле и т.д.
  • Ценностное отношение к жизни – интегрирует в себе признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; образ жизни, достойный человека; осмысленную жизненную позицию и т.д.
  • Ценностное отношение к обществу – интегрирует в себе знакомство с общепринятыми нормативами; знание правовых основ и политического устройства; патриотизм и любовь к Родине и т.д.

| следующая лекция ==>
Технология контроля образовательного процесса | Основные методы воспитания

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1946;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *