Возраст это в психологии

Вопрос 40. Возрастная периодизация психического развития человека

  • •Вопрос 1. Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии.
  • •Вопрос 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
  • •Вопрос 3. Характеристика эмпирических методов исследования в психологии.
  • •Вопрос 4. Психоаналитическое направление в психологии.
  • •Вопрос 5. Сущность и основные понятия гештальтпсихологии.
  • •Вопрос 6. Гуманистическое направление в психологии.
  • •Вопрос 7. Психологическая теория деятельности в трудах с.Л.Рубинштейна а.С.Леонтьева
  • •Вопрос 8. Сознание как высшая форма отражения действительности, его структура и психологическая характеристика.
  • •Вопрос 9. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
  • •Вопрос 10. Основные виды деятельности. Их характеристика и развитие.
  • •Вопрос 11. Самосознание: его структура, генезис и роль психической организации личности.
  • •Вопрос 12. Понятие личности. Современные психологические теории личности.
  • •Вопрос 13. Активность личности: потребности и мотивы
  • •Вопрос 14. Психология характера: общее понятие, структура, формирование характера.
  • •1.2 Структура и свойства характера
  • •Вопрос 16. Психология памяти
  • •Вопрос 17. Психология мышления.
  • •Вопрос 18. Основные виды мышления и их характеристика.
  • •Вопрос 19. Воображение. Его функции и виды.
  • •Вопрос 20. Психология воли
  • •Вопрос 21. Общая характеристика внимания.Виды и свойства внимания
  • •Вопрос 22. Межличностные отношения в социальной группе и методы их изучения
  • •Вопрос 23. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная функции общения.
  • •1. Коммуникативная сторона общения.
  • •3.Перцептивная сторона общения :
  • •Вопрос 24. Групповая динамика и социально- психологические феномены в группе.
  • •Вопрос 25. Общая организационная схема психологического исследования.
  • •Вопрос 26. Ощущения и восприятие.
  • •Вопрос 27. Поведенческая психология.
  • •Вопрос 28. Психология эмоций.
  • •Вопрос 29. Общая характеристика способностей. Задатки и способности. Развитие способностей.
  • •Вопрос 30. Теория поэтапного формирования умственных действий п. Я. Гальперина.
  • •Вопрос 31. Психическое развитие в раннем детстве.
  • •Вопрос 32. Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте.
  • •Вопрос 33. Психическое развитие в дошкольном возрасте.
  • •Вопрос 34. Игра и развитие в детском возрасте.
  • •Игра как ведущая деятельность
  • •Вопрос 35. Педагогические и психологические аспекты самовоспитания.
  • •Вопрос 36. Деятельностные теории учения
  • •Вопрос 37. Психологический анализ проблемы неуспеваемости школьника
  • •Вопрос 38. Зрелость как психологический возраст
  • •Вопрос 39. Образование и развитие. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенез
  • •Вопрос 40. Возрастная периодизация психического развития человека
  • •Вопрос 41. Психологические закономерности возрастного развития.
  • •2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка.
  • •Вопрос 42. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития
  • •Вопрос 43. Формирующие методы в психологических исследованиях.
  • •2.4.1. Суть формирующего эксперимента
  • •2.4.2. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента
  • •Вопрос 44. Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности.
  • •Вопрос 45. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
  • •Вопрос 46. Ассоциативно-рефлекторные теории учения.
  • •Вопрос 47. Психологические аспекты компьютеризации обучения
  • •Вопрос 48. Теория учебной деятельности Эльконина д.Б., Давыдова в.В.
  • •Вопрос 49. Теории психического развития
  • •Вопрос 50. Психологическая характеристика юношеского возраста.
  • •3) На личностном и межличностном уровне.
  • •Вопрос 51. Психология личного и профессионального развития учителя
  • •Вопрос 52. Индивидуализация и дифференциация обучения. (м.К. Козлова, м.К. Акимова)
  • •Вопрос 53. Развитие учебной деятельности школьника
  • •Вопрос 54. Психологическая служба в образовании. Проблемы и перспективы развития.
  • •Вопрос 55. Культурно-историческая теория психического развития л.С. Выготского.
  • •Вопрос 56. Психологическая характеристика подросткового возраста.
  • •Вопрос 57. Мотивация учения школьника и её развитие.
  • •Вопрос 58. Теория в.В. Давыдова о формировании теоретического мышления.
  • •Вопрос 59. Методы изучения возрастного развития.
  • •Вопрос 60. Категория возраст. Структурные компоненты психологического возраста.
  • •Вопрос 61. Старость как биосоциопсихологическое явление
  • •Вопрос 62. Понятие «психологическая готовность к школе»
  • •Вопрос 65. Основные категории педагогики
  • •Вопрос 66. Педагогический процесс как целостная, динамическая система, его движущие силы.
  • •Вопрос 67. Cодержание образования как основа базовой культуры личности
  • •Вопрос 68. Основные направления воспитательного процесса
  • •Вопрос 70. Закономерности, принципы и направления воспитания.
  • •Вопрос 71. Педагогическое общение, его сущность и функции.
  • •Условия эффективности педагогического общения
  • •Стиль педагогического общения
  • •Вопрос 72. Система форм и методов воспитания. Виды и средства воспитания.
  • •Выбор воспитательных средств
  • •Вопрос 73. Основные дидактические концепции
  • •Вопрос 74. Основные тенденции развития образования
  • •Цели и задачи модернизации российского образования
  • •Вопрос 75. Характеристика процесса обучения.
  • •Виды и стили обучения
  • •Вопрос 76 Понятие о воспитательных системах
  • •Вопрос 77 Современные дидактические принципы средней школы
  • •Вопрос 78 Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная)
  • •Вопрос 79 Современный урок в образовательном процессе. Психолого-педагогический анализ урока.
  • •Системный анализ урока ( по в.П.Симонову) Показатели оценки урока :
  • •Технология системного подхода к анализу урока :
  • •Вопрос 80 Современные концепции воспитания
  • •Вопрос 80 Современные концепции воспитания (2 вариант)

Понятие психологического возраста. Структура возраста по Выготскому.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. Она постоянно изменяется.

Одним из структурных понятий возраста или механизмом психического развития является социальная ситуация развития.

Социальная ситуация развития, поЛ.С. Выготскому, – это складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста неповторимое отношение между человеком и окружающей его социальной действительностью, это исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Социальная ситуация, ее основные черты определяют путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития.

Новообразование, по Л.С. Выготскому, – это качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

(В дальнейшем эти понятия будут проанализированы и дополнены последователями Л.С. Выготского)

К концу каждого возрастного этапа внутри социальной ситуации развития складываются фундаментальные противоречия развития, которые «взрывают» эту ситуацию изнутри, приводят к скачку в развитии, возникновению новообразований. (Примером такого противоречия может служить ситуация, формирующаяся в психическом развитии дошкольника: к концу этого возрастного периода сформировано уже достаточно много предметных умений, но в ребенок не имеет возможности их реализовать во «взрослой» деятельности).


Возраст, согласно Л.С. Выготскому, о – это объективная категорию, включающая три характеристики: 1) хронологические рамки отдельного этапа развития, 2) специфическая социальная ситуация развития, складывающаяся на конкретном этапе развития, 3) качественные новообразования, возникающие под ее влиянием.

В периодизации психического развития Л.С. Выготский выделяет чередующиеся стабильные и критические периоды. Существование этих периодов обусловлено действием диалектических законов развития: в стабильные периоды (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

Выготский предлагал выделять т.н. центральное новообразование в каждом возрастном периоде. Оно является главным и как бы ведущим для всего процесса развития, определяет перестройку всей личности ребенка. Центральное новообразование выводит личностное развитие ребенка на качественно иной, более высокий уровень, в то время как вокруг него располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов.

Опираясь на понятие центрального новообразования, Л.С. Выготский называет центральными линиями развития в определенном возрасте те процессы развития, которые непосредственно связаны с основным новообразованием, другие, частичные процессы, изменения, происходящие в данном возрасте, он считает побочными линиями развития. Роль различных линий развития со временем изменяется (опять же, в силу действия диалектических законов развития – закона перехода количественных изменений в в качественные и закона единства и борьбы противоположностей), и это приводит к тому, что линии развития, бывшие в предыдущем возрастном периоде побочными, становятся центральными в этом возрастном периоде, и наоборот.При переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой. (Сапогова Е.Е., 2005)


Со временем сами новообразования не остаются неизменными, они видоизменяются, отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего (стабильного) возраста, включаясь в их состав, трансформируясь в них.

30.Психологическая характеристика детей раннего возраста, особенности и новообразования возраста.

По данным, которыми в настоящее время располагает является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие. Раннее детство– это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др. отмечали этот как определяющий в развитии ребенка.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями : прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.

Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннеедетство – сензитивный период для усвоения речи. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.

Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.

Однако, как писал Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.

Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим : Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном

Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа:

1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.

2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.

3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески). Это является предпосылкой для развития игры.

Наиболее значимы для развития ребенка

Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.

Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.

Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.

Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение. Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.

Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями. По словам Л. С. Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Поэтому главная роль отводится в этом сенсорному развитию

Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.

Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.

Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое личностное развитие ребенка, т. е. способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.

Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).

Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.

На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.

Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п., но её исполнение еще невозможно без помощи взрослого: он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.

А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.

Ранний возраст– это начальный этап формирования личности. У ребенка появляется эмоциональное отношение к : осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Возникновение сознания «Я»,»Я хороший»,»Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.

Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.

Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я»ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.)и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения», обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).

Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.

Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста, это феномен «Я» и личное действие.

Вторая часть вопроса.

После года начинается новый этап развития ребенка. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движениями рук. С этого времени ребенок уже и не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года — период раннего детства — приносят ребенку новые большие достижения.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

Главное психологическое новообразование раннего возраста: отделение ребёнком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

В ходе психического развития ребёнка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребёнок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребёнка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребёнок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребёнка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели.

К концу раннего детства ребенок овладевает целенаправленными действиями при рисовании, при игре в кубики. Он начинает обозначать словами то, что хочет изобразить или построить. Однако словесная регуляция действий ещё очень слаба: замыслы детей неустойчивы, они изменяются по ходу дела, на них влияет восприятие результатов собственных действий, замыслы сплошь и рядом не доводятся до конца. В течение всего раннего возраста влияние ситуации часто оказывается сильнее, чем влияние объяснений взрослого и возникших у ребенка намерений.

Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребёнок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребёнку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребёнка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребёнок начинает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребёнку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и.т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько сильным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребёнка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника). Таким образом, социальное развитие выступает как ситуация овладения отношениями с посредником (старшим), с соучастником усвоения норм (ровесником), с миром постоянных вещей. Тем самым выделяются три вида зависимостей, каждая из которых, с одной стороны, имеет свою специфику, а с другой — опосредована остальными.

В раннем возрасте ребёнок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует её самому ребёнку. Имя отражает национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребёнок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребёнка и одновременно идентифицирует его с определённой культурой. Важность имени для формирования личности ребёнка нельзя переоценить. С имени ребёнка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребёнок раннего возраста начинает своё общение с окружающими, когда овладевает речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне. Имя предоставляет ребёнку особый вид идентификации — с нацией, с предком рода, семьи.

Один из наиболее важных моментов развития ребёнка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.

В начале раннего детства ребёнок ещё не отделяет возникающих у него чувств, желаний от вызывающих их внешних причин. Он непрерывно находится в движении, в действии, его внутреннее состояние всё время меняется, и в этой изменчивости для ребёнка выступают только люди и предметы, на которые направлены его желания и действия. Ребёнку трудно осознать, что человеком, отдельным от других, источником разнообразных действий является он сам. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице и нередко беседуют с собой, как с посторонним, — уговаривают, ругают, благодарят. Слитность с другими людьми, которую испытывают дети, часто проявляется в их высказываниях.

Ребёнок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему миру, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребёнка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика.

Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделённого от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребёнка.

Ребёнок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появлению нового отношения ребёнка к взрослым. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, пользоваться такой же самостоятельностью и независимостью.

Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней. Примеров автономных детских слов множество. Так, детское слово «пу-фу» может означать йод, ранку, горячую кашу, сигарету, из которой идет дым, огонь, сам процесс тушения и многое другое, где нужно дуть. Слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку, шубу и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. С точки зрения взрослого в этих вещах нет ничего общего. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости совершенно неважен, а для малыша он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего непосредственным ощущением и своим собственным, неповторимым опытом. Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во взрослом смысле слова, и в то же время он уже говорит.

Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Рождение первых настоящих слов ребенка происходит в предметном сотрудничестве со взрослым и проходит через три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово. Усвоение слов имеет примерно ту же логику, что и усвоение орудийных действий.

На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложения, падежей, предлогов, союзов и т.д.). Овладение грамматической структурой языкапозволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.

Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий. Функционально-предметные образования, сформированные в практической деятельности ребенка, отражаются в его сознании и способствуют развитию мышления.

Формирование интеллектуальных операций у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет в основном происходит в процессе овладения орудийными действиями. Во-первых, эти действия являются более определенными и постоянными, чем все другие виды действия; поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различными предметами (т.е. связь орудия с теми предметами, на которые направлено его действие).

Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка — это предмет, из которого можно пить независимо от ее цвета, размера, формы, веса и т.д. Но именно эти физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии, и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов.

При усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих черты общих понятий.

Таким образом, ранний возраст — период интенсивного психического развития ребенка, которое происходит по нескольким линиям. Наиболее важными из них являются:

· развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым;

· развитие активной речи ребенка;

· развитие произвольного поведения;

· появление игровых замещений;

· формирование потребности в общении со сверстником;

· развитие самосознания и самостоятельности ребенка;

· овладение прямой походкой.

Однако, несмотря на значительный прогресс в психическом развитии, на протяжении всего раннего возраста ребенок остается существом ситуативным, все действия и все психические процессы которого определяются наглядной ситуацией.

Критерии научного и ненаучного знания в психологии

Критерии научного и ненаучного знания в психологии
Наука это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно- организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Основные отличия науки от обыденного познания
1. наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Например, «атом» или «процесс самоактуализации».
2. Как следствие вышесказанного, наука характеризуется специальным языком, пригодным для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла (напр., электричество, клонирование, спрос и предложение и т.д.).
3. В рамках науки существует особая система специальных орудий или средств, посредством которых изучаются объекты, т.е. существует специальная научная аппаратура и техника.
4. В рамках науки существуют специфические способы обоснования истинности знания, напр., экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана, установление связей, системы, между знаниями и т.д. То есть, системность и обоснованность научного знания – еще один из признаков, отличающих его от обыденного знания.
5. Другое важное различие – это различия в методах познавательной деятельности.
Так, приемы посредством которых выделяются объекты обыденного познания, как правило, не осознаются людьми в качестве специфического метода познания – «шёл, шёл и вдруг увидел что-то, и начал думать…». Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу.
И если ученый не определит сам для себя и для научного сообщества в целом, совокупность методов, в широком смысле, посредством которых он выделил изучаемый объект из всей системы связей природы/реальности, то в своем следующем эксперименте, или в эксперименте уже другого ученого, исследованию может подвергнуться иной объект!
Поэтому в науке изучение объектов, всегда сопровождается осознанием методов, посредством которых исследуются объекты.
Можно даже сказать, что объекты всегда даны человеку лишь в системе определенных приемов и методов его научной деятельности.
наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах научной деятельности. Выработкой и систематизацией знаний второго вида занимается методология

Другая отличительная особенность науки заключена в субъекте научной деятельности – т.е. речь идет об ученом. Ученый – это не только человек, обладающий специальными научными знаниями, но это человек, усвоивший определенную систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для науки (напр., ценность научной истины, установка на поиск истины, установка на получение нового знания и т.д.). В этом же пункте необходимо упомянуть и о существовании специальных социальных институтов занимающихся передачей научных знаний от одних поколений другим.

В 1942 г. Р. Мёртон – основатель социологии науки, анализируя науку как социальный институт, выделил четыре нормы (императива), составляющие этос науки:
Универсализм – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, полы, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
Коллективизм/общность – научное знание должно свободно становится общим достоянием.
Организованный скептицизм – каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.
Бескорыстность – т.е. первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины
Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания.Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться.Поппер утверждал, что научное знание рационально не из-за наличия обоснования, а из-за того, что мы способны критически его рассматривать. Научное знание появляется не из-за появления новых обоснований, а из-за критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем.

Гиппенрейтер: Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. обычный человек располагает определенными психологическими знаниями.
чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны.
Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Подобный способ особенно отчетливо виден у детей.
научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.
Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С
введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.
История науки, в том числе психологии, знает немало примеров того, как ученый в малом и абстрактном усматривал большое и жизненное. Когда И. В. Павлов впервые зарегистрировал условнорефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека.
Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.
научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во- вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Тема 11. Психология старости

1. Физическое и психическое развитие в старости.

1. Физическое и психическое развитие в старости

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

8.2. Основные понятия возрастной психологии

Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.

Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст – генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Социальный возраст – социальные изменения, которые происходят в психике, измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека, а жизненные и возрастные изменения, определяют мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно — количественных признаков.

Абсолютный (календарный или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), определяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализация во времени.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Лонгитюдное исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время.

Метод эксперимента – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.

Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Новообразование развития – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

Закон развития высших психических функций – первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловный рефлекс – относительно постояннаянаследственно закрепленная стереотипна форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма, осуществляемое с помощью нервной системы.

Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы. Полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.

Условные рефлексы новорожденного – рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.

Зрительное сосредоточение – проявляется в реакциизамирания, прекращении движений и задерживании взгляда на ярком предмете.

Слуховом сосредоточении – проявляется в реакциизамиранияи направлении головы в сторону раздражителя.

Улыбка – способ выражения положительных эмоций, появляется позднее, чем плач.

Комплекс оживления – бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека,выполняющего роль матери) и проявляющееся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.

Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти.

Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых ребенком.

Активный словарь – совокупность слов, произносимых ребенком.

Аффективная окрашенность восприятия – такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию.

Наглядно–действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Предметно — манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях, в ходе которых происходит усвоение способов их употребления и развитие способностей и умений.

Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Личные действия (по Д.Б. Эльконину) – действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способностях осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

«Режиссерская игра» ‑ вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку).

Кризис 3 лет – период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».

Внешнее «Я — сам» ‑ одно из новообразований раннего детства, проявляющееся в самостоятельных действиях ребенка и связанное с развитием первичных форм самосознания.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого).

Частный случай негативизма. Немотивированное противодействие тому, что исходит от других.

Упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие – связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Протест-бунт – частые конфликты с родителями.

Деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.

Обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.

Ориентировочное действие – действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Реальные отношения (в игре) ‑ отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений).

Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Контекстная речь – речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.

Эгоцентризм – неспособность ребенка, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Ролевая игра ‑ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, и игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; совместная, групповая игра, в которой участники распределяют, берут на себя различные социальные роли.

Игра с правилами – вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план, и главным оказывается четкое выполнение правил игры.

Игровые условия – участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы.

– то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Сюжет игры – отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

Игровое действие – действие, свободное от операционально-технической стороны, действие со значениями, носит изобразительный характер.

Воображаемая (мнимая) ситуация – перенос значения с одного предмета на другой.

Правило замещения в игре – замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Соподчинение мотивов – способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор. Это означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.

Произвольность поведения – это опосредованность поведения определенным представлением. По Д. Б. Эльконину, в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, затем становится все более обобщенным (в форме правила или нормы). На основе П. п. появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Преодоление познавательного эгоцентризма – частое переключение с одной роли на другую в процессе игры, переход с позиции ребенка на позицию взрослого, что приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу выполнения действия – его контроль и коррекция.

Сенсорные эталоны восприятия – это выработанные человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений. Каждый вид эталонов не просто набор отдельных образцов, а система.

Действия восприятия – выделяют три основных вида:

идентификация – свойство воспринимаемого предмета совпадает с эталоном;

отнесение к эталону – частичное совпадение свойства предмета с эталоном;

моделирование – при восприятии объектов со сложными свойствами, которые могут быть определены при помощи одного эталона.

Образное мышление – решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.

Познавательное воображение – помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.

Аффективное воображение – выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.

Внеситуативно-познавательная форма общения – (3-4 года). Ведущий мотив – познание. Ребенок задает много вопросов («возраст почемучек»). Взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.

Внеситуативно-личностная форма общения – (6-7 лет). Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.

Психологическая готовность к школе – развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Выделяют личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность к школе.

Кризис 7 лет по Л.И. Божович – период рождения социального «Я» ребенка.

Младший школьный возраст – период жизни (детства) человека от 6-7 лет до 10-11 лет.

Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций.

Учебная операция – один их компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено.

Учебная задача – один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия.

Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные стороны и признаки.

Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

Рефлексия – способность осознавать свои особенности; осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций другого.

Моральные (нравственные) чувства ‑ высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Произвольность и осознанность психических процессов – новообразования младшего школьного возраста, характеризующиеся значительным влиянием воли и сознания ребенка на протекание всех психических процессов.

Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям и обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив – побуждающий и определяющий направленность деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Мотив достижения успеха ‑ потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.

Мотивация избегания неудачи – стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.

Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.

Пубертатный кризис – кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

Гормон роста – соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза.

Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) – новообразование сознания, через которые подросток сравнивает себя с другими(взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности.

Негативная идентичность – тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытка найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.

Предопределенная идентичность – некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др.

Маргинальная личность – личность, принадлежащая двум культурам.

Личностная рефлексия – важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

«Я — концепция» ‑ относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.

Реальное Я – представление о себе в настоящем времени.

Идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

Динамическое Я – то, каким субъект намерен стать.

Фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать. Если бы это оказалось возможным.

Гипотетико-дедуктивное мышление – фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью.

Формирование психосексуальной зрелости в юности – биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом.

Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации.

Социальные половые роли – социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Полоролевое поведение – поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное ни них.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Самосознание в юношеском возрасте – самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.

Мировоззренческий поиск – социальная ориентация личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Жизненный путь человека – процесс поэтапного присвоения человеком общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.

Критерии ценности жизненного пути – психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентация ценностных установок.

Социальное время – совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.

Социальный ритм – насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.

Поколение – интервал времени между средним возрастом родителей и их детей.

Возрастная когорта – группа людей, родившихся в одном определенном году.

Внутренняя свобода личности – способность личности принять себя как целостность и найти наиболее подходящий путь для самореализации.

Кризис идентичности – некоторая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы и т.д.

Геронтология – наука, изучающая процесс и историю старения с биологической, химической, физической и психологической точек зрения.

Старение – комплекс изменений, происходящих в организме с течением времени и наиболее заметных именно в преклонном возрасте.

Акме – «цветущая сила» ‑ вершина физических возможностей человека, высшая ступень, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».

Зрелость (взрослость) – наиболее продолжительный период жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.

Профессиональная деятельность – деятельность, направленная на решение задач, важных для той или иной социальной сферы и включающая мотивацию этой деятельности, специфические приемы и способы выполнения производственных операций.

Зрелая личность – физическая и психическая зрелость личности, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли – это его личностная зрелость, которая проявляется в отношениях.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Гетерохронность развития – (неравномерность) несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Феномен «опустевшего гнезда» ‑ период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

Симбиотические отношения – такого рода отношения возникают в семьях, где мать одна воспитывает ребенка или, имея мужа, не удовлетворена браком и всю свою нерастраченную любовь «обрушивает» на сына (дочь).

Менопауза – необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте и может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями.

Климактерий – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин.

Феномен «эмоционального сгорания» ‑ эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *