Все о бабочке

Проект по теме «В царстве бабочек» проект (3 класс) по теме

«Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа№75 III — IV видов для детей с нарушением зрения»

Проект по теме:
«В царстве бабочек»

Направленность проекта:

практико-ориентированный

Сроки реализации:

апрель 2013г

Руководитель:

учитель начальных классов высшей кв. категории Шагивалеева А.Г.

Участники:

обучающиеся 3А класса ГОУ С(к)ОШ №75, родители

Набережные Челны

2013 г

Добрый день, уважаемые участники конференции!

Слайд

Свой проект по теме «В царстве бабочек» представляют Вам ученики 3а класса школы №75.

Слайд Надя

Актуализация

Тему выбрали не случайно. А все начиналось так: на уроке окружающего мира мы узнали, что одно из самых древнейших царств на Земле –это царство животных. Ученые-зоологи делят их на несколько групп. Одной из них являются насекомые. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливая и яркая окраска их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница.Описано— и список этот пополняется по сей день — около ста пятидесяти тысяч видов чешуекрылых, как ученые называют бабочек. Бабочки бывают очень красивыми, и доставляют удовольствие человеку любоваться ими. Их до сих пор в некоторых местностях называют душечками. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их представителей можно встретить практически в любой точке планеты. Порхающая бабочка как частичка неба, упавшая на землю. Нам захотелось более детально изучить жизнь бабочек.

Слайд Валерия Надя

Поставили

цель проекта: познакомиться с бабочками луга, раскрыть тайны этих удивительно красивых и разнообразных насекомых.

Разбили ее на задачи:

  • провести исследование, которое даст возможность детально изучить жизнь бабочек;
  • учиться с помощью взрослых и самостоятельно находить ответы на возникшие вопросы, анализировать информацию и делать выводы;
  • подготовить и обобщить материал в виде сборника «Бабочки в стихах и загадках».

Слайд Наиля

В плане работы прописали предполагаемые мероприятия:

  • Провести экскурсию в музей истории города на выставку «Живые тропические бабочки»;
  • Провести опрос школьников, посетить кабинетбиологии в нашей школе;
  • Посетить библиотеку с целью знакомства с литературой о насекомых;

Подобрать стихи, загадки, песни о бабочках,составить сборник «Бабочки в стихах и загадках»;

  • Написать письмо людям от имени бабочек;
  • На уроках ИЗО, труда сделать поделки на эту тему.

Слайд Даша

Опрос школьников

Чтобы узнать, что знают школьники об этих насекомых, мы провели в нашей школе опрос. Мы задавали вопросы «Ты знаешь, как появляются бабочки?», «Долго ли новорожденная бабочка готовится к полету?», «Где они зимуют?», «Почему надо охранять бабочек?» и другие. Сделали вывод:

Из 7 опрошенных только один знает, что некоторые бабочки хищные, 2ученика объяснили, отчего зависит окраска крылышек, узоры на них; не знают, почему надо охранять бабочек 4 человека, какие бабочки занесены в Красную книгу-все опрошенные.

Слайд Даша

Мы сделали вывод: дети знают стадии превращений бабочек, из чего сделаны крылья, где находятся органы слуха, но не все знают,где зимуют бабочки, их родину, роль в природе.

Анкета для школьников «Что ты знаешь о бабочках?»

1.Ты знаешь, как появляются бабочки?

2.Долго ли новорожденная бабочка готовится к полету?

3.Из чего сделаны крылья?

4. Отчего зависит окраска крылышек бабочки, узоры на них? Имеют ли они значение в жизни бабочек?

5. Чем и как питаются эти существа? Все ли бабочки питаются нектаром?

6. Есть ли у них зрение, слух, обоняние?

7. Где они зимуют?

8. Какие бабочки начинают летать весной самыми первыми?

9. Сколько видов бабочек существует?

10. Почему нельзя ловить бабочек?

11. Какие бабочки занесены в Красную книгу?

12. Есть ли музеи для бабочек?

Мы сделали вывод:дети знают стадии превращений бабочек, из чего сделаны крылья, где находятся органы слуха, но не все знают,где зимуют бабочки, их родину, роль в природе.

Слайд

Знакомство с внешним видом бабочек Дамир

Одной из задач нашего исследования было знакомство с внешним видом бабочек. С этой целью мы подбирали объемные фигуры из разных материалов, рельефные и контурные рисунки, обследовали их, рисовали по трафарету бабочек разных размеров и форм крыльев и узнали, что у каждой бабочки есть четко ограниченная голова, грудь и брюшко, три пары ног, 2 пары крыльев и как бы насечки на теле. Отсюда и название – «на-се-ко-мые». Путем сгибания по линии оси определили, что рисунок на крылышках одинаковый – зеркальное отражение изображения, то есть симметричный.

Слайд Даша

На вопрос «Отчего зависит окраска крылышек бабочки, узоры на них?» нашли ответ в большой энциклопедии природы для детей.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, в которыхнаходится красящее вещество–пигмент. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.

Все пятна и пятнышки, полосы и полосочки, прозрачные окошечки и прочее имеют важное значение в жизни бабочек. Дневные бабочки по расцветке узнают друг друга. Многим расцветка помогает удачно маскироваться и тем спасаться от врагов, отпугивать их. А некоторые южноамериканские предупреждают врага о своей несъедобности.

Вывод: бабочки относятся к чешуекрылым, чудесная окраска крыльев зависит от пигмента и имеет важное значение в их жизни.

Слайд Валерия

В центральной городской библиотеке, в энциклопедии «Чтотакое? Кто такой?», «Зачем и почему?» мы нашли ответы на вопросы «Чем и как питаются эти существа? Есть ли у них зрение, слух, обоняние?». Органы слуха находятся на брюшке. Вкусовые органы находятся на лапках.

Насекомые принюхиваются усиками, усики чувствуют запахи издалека. Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку и располагается под головой, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Длина хоботка различна. Самый длинный хоботок у бражников,35 см.Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые виды могут питаться и фруктами, абабочка мертвая голова любит полакомиться медом из ульев. В общем, бабочки – сладкоежки. Не так давно были разгаданы некоторые загадки про бабочек. Например, некоторые бабочки в течение своей жизни вообще ничего не кушают. Представляете? Оказалось, что они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами. Есть и такие, кому для развития требуется еда животного происхождения. Южные бражники питаются соком раненых деревьев, у них короткий хоботок.

Вывод: гусеницы питаются, в основном, твердым растительным материалом, взрослые бабочки–нектаром и другими растительными соками. Также есть и такие, которые в течение своей жизни вообще ничего не кушают и бабочки –хищники.

Слайд Надя

Из большой энциклопедии природы для детей мы узнали, что бабочки живут от нескольких недель до одного года. За свою жизнь бабочка проходит несколько самых настоящих превращений. За этими превращениями мы проследили по контурным рисункам учебника «Биология» для 7 класса.

Сначала – мама-бабочка откладывает очень маленькие яички. Через некоторое время из яиц вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.

Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или неподвижную куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.У разных бабочек куколки выглядят по-разному. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой. Наконец, из куколки вылупляется бабочка. Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать. Из книги А.А.Плешакова «Зеленые страницы»…. мы узнали, что новорожденная бабочка готовится к полету от 2 до 4 часов.

Вывод: За свою жизнь бабочка проходит несколько самых настоящих превращений: мама-бабочка откладывает яички, из яиц вылупляются личинки-гусеницы,затем гусеница превращается в неподвижную куколку,а из куколки выводится бабочка.

Слайд Дамир

По типу поведения бабочки бывают дневные и ночные. И зимуют они по-разному. Прослушав по компьютеру рассказ из мультимедийного пособия мы узнали где и как они зимуют. Некоторые зимуют в теплых укрытиях: в пещерах, подвалах, на чердаках жилых домов, например, крапивница, в сухой листве или под корой деревьев (лимонница). А вот репейницы-настоящие путешественницы, осенью их родители улетают в теплые края, а весной совсем как перелетные птицывозвращаются на родину. Нелегко приходится им во время трудного перелета, не все долетают до нас.

Вывод: зимуют бабочки в пещерах, подвалах, на чердаках жилых домов, в сухой листве или под корой деревьев,а некоторыеулетают на юг.

Слайд Даша

Весной вся природа просыпается от долгого зимнего сна. Вылетают погреться на солнышке и первые весенние бабочки. Ты знаешь, какие бабочки начинают летать весной самыми первыми?

Весной самыми первыми начинают летать:

Крапивница.

Эта яркая бабочка начинает летать уже в апреле. Свои яички она откладывает на листья крапивы, поэтому её и прозвали крапивницей. Размах крыльев 4-5 см.

Лимонница

Эту бабочку прозвали так за ярко желтый цвет её крыльев. Лимонница –долгожитель. Гусеницы бабочки живут и питаются на листьях крушины, поэтому ее называют еще крушинница.

Капустница

Эта бабочка с белыми крыльями летает с ранней весны до осени. Её очень не любят садоводы за то, что гусеницы бабочки живут на листьях капусты, сильно их повреждая. Гусеницы ядовиты, поэтому даже птицы их не клюют.

Боярышница

Бабочка белого цвета с черными жилками. Гусеницы боярышницы живут на черемухе. В жаркие дни бабочки скапливаются около водоемов и жадно сосут воду. Именно с этой бабочкой связан миф о «кровавых дождях». Во время вылупления из куколки, бабочка оставляет капельку красной жидкости, которая застывает на деревьях, кустах.

Вывод: весной самыми первыми начинают летать крапивница, лимонница, капустница, боярышница

Слайд

Валерия

Нужно ли охранять бабочек, ведь не все из них полезны? ….

В нашей стране бабочек, вредящих человеку, обитает не менее тысячи видов, а более сотни видов нуждается в охране. Из мультимедийного пособия «Бабочки Прикамья» мы узнали, что некоторые из них занесены в Красную книгу:

павлиноглазка Артемида, малый ночной павлиний глаз, бражник «Мертвая голова», лента орденская малиновая и голубая,аполлон, махаон и др. Ведьбабочки являются участниками единого круговорота жизни на планете: опыляют растения, удобряют почву. Бабочка ассоциируется с влюбленностью, с жарким летом, а у некоторых народов является символом бессмертия. А римляне говорили, что они словно цветы, сорванные ветром и парящие по небу. Дарить украшения и игрушки в виде бабочек – значит желать здоровья и долголетия.

Даша

Из журнала «Вокруг света» мы узнали, что бабочек разводят в специальных фермах, их называют инсектарии или музей насекомых. Их создают для знакомства людей с природой далеких стран, изучения, разведения и сохранения редких видов насекомых. С давних времен приручали тутовый шелкопряд, из его нитей делали шелковую ткань.

Самый известный Дом бабочек находится в Лондоне в ботаническом саду Кью-Гарденс.

Валерия

Мы написали письма людям от имени бабочек, вот строчки из этих писем:

Обращаюсь ко всем ребятам: не губите бабочек! Без тутового шелкопряда у нас не было бы шелковых тканей.

Люди, не ловите нас для коллекции, ведь у каждого из нас в природе есть свое место!

Посмотри по сторонам, ведь мы никому не мешаем!

Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту. Берегите эту удивительную живую радугу!

Вывод: многие бабочки — насекомые полезные, так как участвуют в опылении неисчислимого количества видов растений. Некоторые растения опыляются только бабочками.

Наиля.

О гусеницах и бабочках написаны книги. Самая известная из них появилась в VII веке. Называется «Книга о гусеницах», автор и художник книги — Мария Сибилла Мириан. Познакомились с книгами «Синий махаон», «Что ты знаешь о насекомых?», А.А. Плешаков «Атлас-определитель», «Великаны на поляне», «Зеленые страницы» и др.

Мы нашли дидактические игры, стихи, загадки, приговорки, ребусы, корригирующие гимнастики после сна. На классном часе провели конкурс чтецов.

Слайд Наиля

Презентация продукта нашего проекта.

Используя эти материалы, мы создали свой сборник «Бабочки в стихах и загадках» по Брайлю для незрячих детей.

Надя

Также продуктом нашего проекта являются поделка, сделанная Голубевой В., загадки, ребус, сказка, составленные Голубевой В, Потаниной Н.

Даша

В процессе работы мы узнали много нового и важного. Хотелось бы нам поделиться этими знаниями с ребятами нашей школы. – Прочитайте и обсудите в группах текст-обращение «Зеленая страница», который составили.

ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА

ВНИМАНИЕ!

Мы, ученики 3-а класса, обращаемся ко всем учащимся школы:

  • «Помните, что дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни! (В.Берестов)
  • Все полезные бабочки полезны как опылители. Некоторые растения опыляются только бабочками. Не разрешайте ловить бабочек для забавы. Берегите их!
  • Не рви в лесу и на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
  • Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
  • Не шуми в лесу, в парке. Шум, громкая музыка, крики пугают птиц и зверей.
  • » Хочешь увидеть – стань невидим. Хочешь услышать – стань неслышим. Хочешь узнать – затаись.» (Н.И.Сладков).

www. madame.ucoz.ru

Доклад на тему «Бабочки»

Республика Саха (Якутия)

МБОУ Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа имени Ю.Н.Прокопьева

Бабочки Якутии, занесенные в Красную книгу

Егорова Оля

ученица 4 класса

МБОУ ВВОШ имени Д.С.Спиридонова

руководитель:

Васильева Н.М.

учитель начальных классов.

2015

  1. Введение

  2. Бабочки Якутии, занесенные в Красную книгу:

2.1. Аполлон обыкновенный

2.2. Аполлон Аммосова

2.3. Бархатница Аммосова

2.4. Медведица Менетрие

2.5. Медведица Пюнгелера, или Фридолина

2.6. Медведица Ольшванга

2.7. Медведица Арктическая, или Высокогорная

2.8. Чернушка Гольцовая (якутский подвид)

2.9. Малый Ночной Павлиный Глаз

2.10. Рыжий Ночной Павлиный Глаз.

  1. Заключение

  2. Список использованной литературы

Цель: Бабочки Якутии и их роль в природе.

Задача: изучение бабочек Якутии, занесенных в Красную книгу.

1. Введение

Отряд чешуекрылых является одним из самых богатых, разнообразных видов насекомых в мире. Он начисляет 150000 видов бабочек, а в Якутии известны более 1000 их видов. Из них занесены в Красную книгу:

  • Аполлон обыкновенный;

  • Аполлон Аммосова;

  • Бархатница Аммосова;

  • Медведица Менетрие;

  • Медведица Пюнгелера, или Фридолина;

  • Медведица Ольшванга;

  • Медведица Арктическая, или Высокогорная;

  • Чернушка Гольцовая (якутский подвид);

  • Малый Ночной Павлиный Глаз;

  • Рыжий Ночной Павлиный Глаз.

Летом бабочки, одна красивее другой, украшают природу. Они питаются пыльцой цветов. Если осторожно взять бабочку в руки и внимательно присмотреться, удивляешься как же необычайно красиво украсила их крылья природа.

В последнее время в Якутии количество бабочек с каждым годом уменьшается. Некоторые виды стали исчезать. Это зависит от загрязнения природы. Обработка, удобрение полей химикатами, отходы, свалки ведут к гибели большинства бабочек. Исчезающий вид браконьеры могут и вовсе уничтожить. Так браконьеры из Чехословакии увезли из Якутии на родину для продажи один из редчайших видов. А в 1993 году в Верхоянском районе поймали двоих браконьеров из Новосибирска, которые хотели пополнить свою коллекцию более 100 редкими видами бабочек. Из-за этого у нас бабочек становится все меньше и меньше.

Просто так ловить бабочек не разрешается. Ведь они дополняют, украшают нашу природу. Без них все великолепие нашей родины, матушки-земли блёкнет.

  1. Бабочки Якутии, занесенные в Красную книгу

    1. Аполлон обыкновенный.

Распространение. В Якутии распространен восточносибирский подвид hesebolus, который встречается в юго-западных и центральных районах. Остальные подвиды распространены в Европе, Азии, на юге Урала, Сибири, Восточном Казахстане, Монголии, Тянь-Шане. Локален.

Места обитания и образ жизни. Разнотравные луга в долинах рек Лена, Алдан, Амга, открытые остепненные пространства аласно-таежного региона в северной части Лено-Амгинского междуречья. Вид оседлый, популяция из года в год обитает в одном и том же месте. Бабочки летают во II и III декадах июля, гусеницы развиваются на растениях рода очиток (Sedum), в старшем возрасте кормятся одиночно, зимуют обычно яйца.

Численность и лимитирующие факторы. Численность находится в прямой зависимости от состояния среды обитания, поэтому вид очень редок вблизи населенных пунктов. Вероятными причинами резкого сокращения численности вида являлись интенсивный выпас скота, весенние палы, а в Центральной Якутии, возможно, еще и авиахимические обработки саранчовых с применением ДДТ и ГХЦГ, проводившиеся в 1950-1960 гг.

Принятые и необходимые меры охраны. Вид был занесен в Красные книги многих стран, МСОП, СССР, РСФСР, Конвенцию о международной торговле видами фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения. В Якутии, кроме предложения включить его в охранный список, других мер пока не предпринималось.

Нуждается в строгой охране, особенно вблизи населенных пунктов. Необходимо ввести запрет на отлов бабочек в коммерческих целях, а так же выявить и взять под охрану ценные местообитания, чтобы исключить отрицательное воздействия вытаптывания скотом, распашки земель, весенних палов, химических обработок. Следует организовать микрорезерваты, пропагандировать охрану редких видов насекомых среди населения.

2.2. Аполлон Аммосова.

Распространение. Эндемик гор Яно-Колымского водораздела, распространен на хребте Сунтар-Хаята (верховья р. Восточная Хандыга), имеются сведения о находках в Магаданской области и на севере Хабаровского края. Локален.

Места обитания и образ жизни. Горные тундры, мелкощебнистые осыпи черного сланца на склонах южной экспозиции и высотах 1300-1800 м. Могут совершать локальные миграции в долинные лиственничники. Лет имаго приходится на первую половину июня, бабочки посещают цветки хохлатки Городкова (Corydalis gorodkovi), яйца откладываются поодиночке в основания растений, генерация, вероятно, двухлетняя. Биология не изучена.

Численность и лимитирующие факторы. Чрезвычайно редкий.

Принятые и необходимые меры охраны. В 1990 г. постановлением Совета Министров ЯАССР виду придан статус особо охраняемого уникального представителя фауны Якутии. На основании исследований, проведенных в 1991 г. сотрудниками Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, для охраны аполлона Аммосова и других представителей уникальной флоры и фауны этого в 1996 г. организован ресурсный резерват “Сунтар-Хаята” региона. Как один из самых угрожаемых видов Якутии, нуждается в строгой охране. Необходимо ввести запрет на отлов и вывоз бабочек в коммерческих целях. Следует усилить охрану вида на территории ресурсного заповедника ”Сунтар-Хаята”, ввести штрафные санкции за незаконный отлов этих насекомых.

2.3. Бархатница Аммосова

Распространение. Восточносибирский вид, впервые был описан в долине р. Лены по сборам Ю.Н. Аммосова. В пределах Центральной Якутии встречается по долинам Лены, Алдана, Вилюя и Амги. По материалам Института систематики и экологии животных СО РАН известен на севере Амурской области

Места обитания. Сухие остепненные луга на надпойменных террасах.

Численность. Чрезвычайно редкий.

Размножение. Лет имаго в июне. Биология не изучена.

Враги, болезни, конкуренты. Нет данных.

Принятые меры охраны. Предложено включить вид в охранный список охраняемых насекомых.

Необходимые меры охраны. Нуждается в строгой охране. Необходимо ввести полный запрет на отлов и вывоз бабочек в коммерческих целях, а так же провести работу по выявлению и охране ценных местообитаний, пропаганде охраны вида среди населения.

2.4. Медведица Менетрие

Распространение. Найдена в Центральной Якутии (Бестях), на хребте Сунтар-Хаята, а также между низовьями рек Яна и Индигирка (р. Муксунуоха). Общий ареал охватывает Среднюю Финляндию и Карелию, где, по мнению К. Микколы, вероятно, к нынешнему времени исчез; встречается на границе Среднего и Нижнего Приобъя, в Эвенкии, северо-восточном Казахстане (Алтай и, вероятно, Саур), северо-восточном Алтае, Саянах, Прибайкалье, Забайкалье, Приамурье, Приморье, Сахалине, а также, вероятно, в северо-восточном Китае.

Места обитания и образ жизни. Поляны и редины во влажных таежных местах. Бабочки, по всей видимости, ведут сумеречный образ жизни, так как на источники света не привлекаются. Бабочки летают в конце июня — июле, откладывают яйца группами. Гусеницы младших возрастов живут группами, старшие — одиночно; по пищевой специализации — полифаги, кормятся на различных двудольных травах и кустарничках; зимуют, по всей видимости, несколько раз.

Численность. По всей видимости, низкая; однако, специальные учеты не проводились. В других районах ареала бабочки также очень редки. Несколько более обычны, но малочисленны, в Среднем Приамурье (север Амурской области).

Принятые необходимые меры охраны. Необходимо категорически запретить отлов и вывоз этих бабочек с территории Якутии в коммерческих целях. Следует усилить охрану вида на особо охраняемых территориях таежной зоны и ресурсном резервате «Сунтар-Хаята».

2.5. Медведица Пюнгелера, или Фридолина

Распространение. В Якутии известны встречи единичных экземпляров. Здесь встречаются два хорошо различимых подвида — на хребте Становой (долина р. Малый Оконон, окрестности пос. Нагорный) обитает подвид H. p. puengeleri (O. Bang-Haas, 1927); на хребтах Сунтар-Хаята (верховья р. Восточная Хандыга) и Верхоянском (верховья р. Келе) встречается H. p. fridolini (Torstenius, 1971). Также встречается в заполярных районах Швеции (нац. парк Абиско), на Кольском полуострове (Хибины), на южном Урале, юге Магаданской области (Сеймчан), Чукотке, включая остров Врангеля, Аляске (ssp. fridolini Torst.), на Алтае, в Туве и северо-западной Монголии (ssp. perunovi Dubat.), Восточном Саяне, Хамар-Дабане (ssp. puengeleri Pngl.). Обитает также в Корее и на Камчатке, однако, подвидовая принадлежность этих популяций не установлена.

Места обитания и образ жизни. Высокогорные тундры; бабочки часто держатся на каменных россыпях, сидят на покрытых лишайниками камнях. Имаго встречаются с конца июня до начала августа.

Яйца откладываются группами по нескольку десятков штук на камни; длительность их развития 1-2 недели. Гусеницы обычно держатся в дневное время под камнями; в младших возрастах — группами, в старших — одиночно; по пищевой специализации они, по всей видимости, достаточно широкие полифаги, развиваются на различных двудольных травах и кустарничках, однако, судя по наблюдениям в Швеции, в природе питались на Salix herbacea и Saxifraga seguieri. Зимуют гусеницы, как минимум два раза. Окукливаются в тонком полупрозрачном коконе под камнями. Стадия куколки длится 16-20 дней.

Численность. По всей видимости, очень низкая; однако, специальные учеты не проводились. В других местах ареала бабочки также крайне редки.

Принятые и необходимые меры охраны. Необходимо категорически запретить отлов и вывоз этих бабочек коммерческих целях.

2.6. Медведица Ольшванга

Распространение. В Якутии известен по единственному экземпляру, найденному в дельте р. Лена на территории Усть-Ленского заповедника (остров Дунай). Несколько более обычен на Южном Ямале. Не исключено, что к этому виду относится указание нахождения Arctia caja L. в тундре на р. Догдо

Места обитания и образ жизни. Тундры. Бабочки встречаются в июле.

Численность. Неизвестна.

Принятые и необходимые меры охраны. Необходима охрана этого вида на территории Усть-Ленского заповедника. Следует запретить отлов и вывоз этих насекомых в коммерческих целях.

2.7. Медведица Арктическая, или Высокогорная

Распространение. В Якутии найден на хребтах Сунтар-Хаята (верховья р. Восточная Хандыга) и Становой (верховья р. Туксани), а также в низовьях Индигирки и Центральном Верхоянье. Действительное распространение, по всей видимости, гораздо шире, так как этот вид известен из сопредельных районов Таймыра (Таймырский заповедник), Чукотки (остров Врангеля) и севера Хабаровского края (р. Мая, приток р. Уда). Вне территории Якутии встречается почти по всем высоким горам Сибири, на Полярном Урале, в заполярных районах Скандинавии и Северной Америки.

Места обитания и образ жизни. Зональные и горные тундры. Иногда бабочки держатся на крупных каменных развалах, скрываются между камней. Имаго летают в конце июня — начале августа. Самки откладывают яйца группами на твердый субстрат (например, камни). Гусеницы младших возрастов живут группами, старшие — одиночно; по пищевой специализации — полифаги на различных двудольных травах и кустарничках. В зависимости от погодных условий в любом возрасте могут уходить в зимнюю диапаузу, поэтому длительность их развития может сильно изменяться в зависимости от погодных условий. Окукливаются в тонком полупрозрачном коконе, у основания камней или на растениях. Стадия куколки длится 2-3 недели.

Численность и лимитирующие факторы. Очень низкая. С территории Якутии известны находки единичных экземпляров. В остальных местах ареала бабочки также очень редки.

Принятые и необходимые меры охраны. Вид занесен в Красную книгу Бурятской АССР. Необходимо запретить отлов и вывоз этих бабочек в коммерческих целях. Следует усилить охрану вида на территории ресурсного резервата «Сунтар-Хаята».

2.8. Чернушка Гольцовая (якутский подвид)

Распространение. Якутский подвид обитает на хребте Черского; известен только из истоков Иньяли и Мюрюле, на хребтах Порожний и Онельский. Остальные подвиды встречаются от северо-восточного Казахстана (Тарбагатай и Алтай), по горам южной Сибири через Алтай и Саяны до Хамар-Дабана; обитает также в Северной Монголии, а номинативный подвид — в горах Колорадо (Северная Америка).

Места обитания и образ жизни. Крутые склоны с каменистыми осыпями, покрытые разреженным лиственничником, редкой травянистой и кустарниковой растительностью от 1000 до 1500 м над уровнем моря. Кроме того, бабочки встречались на открытых травянистых опушках с выходом камней на береговой террасе р. Иньяли. Лет имаго со второй половины июня до конца июля.

Численность и лимитирующие факторы. Локально бабочки бывают довольно многочисленны, до нескольких десятков особей на 1 км маршрута.

Принятые и необходимые меры охраны. Желательно организовать резерват в истоках рек Иньяли и Мюрюле. Необходимо запретить отлов и вывоз с этих бабочек в коммерческих целях

2.9. Малый Ночной Павлиный Глаз

Распространение. Широко распространен в Евразии, в Якутии встречается по долине Лены на север до Якутска, а также по среднему течению р. Алдан в пределах Усть-Майского улуса. Центральная Якутия — северный предел распространения вида.

Места обитания и образ жизни. Смешанные лиственные леса с прогреваемыми опушками и полянами, поймы мелких лесных рек, заросли кустарников. Бабочки летают в начале лета. Гусеницы многоядны, питаются на голубике, спирее, березе, боярышнике, иве сухолюбивой. Куколка зимует в плотном коконе. Биология не изучена.

Численность лимитирующие факторы. Редкий.

Принятые и необходимые меры охраны. Занесен в Красную книгу СССР. Предложено включить вид в список охраняемых насекомых. Необходимо ввести запрет на отлов и вывоз бабочек в коммерческих целях.

2.10. Рыжий Ночной Павлиный Глаз

Распространение. В Якутии встречается по долине Лены на север до Якутска, а также по р. Алдан в Усть-Майском улусе.

Места обитания и образ жизни. Долинные шлейфовые лиственные леса; подрост березы в средневлажных лиственничниках. Бабочки летают в мае-июне. Гусеницы отрождаются в июне, развиваются на березе, ольхе, ивах; окукливаются в августе. Зимует куколка. Биология не изучена.

Численность и лимитирующие факторы. Редкий.

Принятые и необходимые меры охраны. Предложено включить вид в список охраняемых насекомых. Необходимо ввести запрет на отлов и вывоз этих бабочек коммерческих целях.

3. Заключение.

Якутия богата разнообразием бабочек. К сожалению, в последнее время с каждым годом их количество уменьшается. Это зависит от загрязнения нашей природы. Не даром в народе говорят: «Когда природа загрязняется, первыми исчезают бабочки».

Я пришла к выводу, что нам необходимо беречь бабочек нашего края, не ловить их напрасно. Ведь они делают нашу природу краше. Без них все великолепие нашей родины, матушки-земли блёкнет.

4.Список использованной литературы

Бабочки: фото и описание

Бабочки, или Чешуекрылые — отряд летающих насекомых, насчитывающий более 158 тысяч видов. Это одна из крупнейших групп насекомых, причём предполагается, что науке неизвестно ещё около 100 тысяч видов, из-за чего можно сделать вывод, что бабочек на нашей планете более 200 тысяч видов. Распространены они практически по всему миру (за исключением Антарктиды).

Описание бабочек

Размах крыльев у различных видов бабочек составляет от 0,4 до 31 см. Крупнейшими представителями отряда являются Тизания Агриппина и Птицекрылка Королевы Александры, размах крыльев обеих достигает 31 см. В среднем же, размеры бабочек редко превышают 5-10 см, особенно если говорить о Европе и России.

Развитие чешуекрылых происходит с полным превращением. Из яиц вылупляются личинки (гусеницы), развиваются, растут (поедая растительность), после чего превращаются в куколки, из которых вылупляются прекрасные бабочки.

Чешуекрылые обладают типичным для насекомых строением тела, состоящим из 3 сегментов: небольшая голова, грудь и брюшко. Покрыто тело твёрдым хитиновым покровом, выполняющим защитную и поддерживающую функции. В наличии имеются фасеточные глаза и пара усиков (улавливают запахи и колебания воздуха). Крылья насекомых обычно покрыты маленькими плоскими чешуйками, за что отряд и получил своё название.

Внешний вид, узоры и окрас крыльев у различных видов бабочек может сильно отличаться. Некоторые виды в процессе эволюции получили окрас крыльев, сливающийся с местом их обитания, что повышает выживаемость насекомых. Другие виды, наоборот, выделяются на местности своим ярким окрасом. А у некоторых видов окрас и вовсе может быть оптическим (зависит о преломления света). Вариаций окраса крыльев насекомых настолько много, что выделить нечто общее среди всех видов не представляется возможным. Именно благодаря этому бабочки и достигли такой популярности. Они считаются одними из самых красивых насекомых планеты.

Образ жизни бабочек

Большинство видов чешуекрылых ведут дневной образ жизни. Питаются они цветочным нектаром, пыльцой, фруктами (обычно — перезревшими и гниющими), соком деревьев, мёдом и т.д. Имеются среди бабочек и хищники, хотя это большая редкость. Питаются они, преимущественно, кровью больших животных (прокалывают кожу хоботком).

Для нескольких сотен видов бабочек характерна миграция в течение сезона. Объединяясь в огромные стаи, они совершают долгие перелёты на большие расстояния (обычно, в более тёплые места). Выглядит это потрясающе!

Роль бабочек в природе

Бабочки играют важную роль в пищевых цепочках. Правда, в большинстве из них отводится им незавидная участь пищи. Входят эти насекомые в рацион птиц, рептилий, мелких млекопитающих, паразитических насекомых, амфибий и т.д. Для природного баланса даже такая роль очень важна, исчезновение бабочек может привести к вымиранию и других видов животных.

Помимо этого, бабочки также занимаются опылением растений, что важно также и для человека. Благодаря опылению происходит цветение и созревание фруктов, овощей, ягод и некоторых злаковых культур. Правда, стоит отметить, что основную роль в опылении растений выполняют пчёлы, а бабочки лишь помогают им в этом. Но всё же, свой вклад в данный процесс они вносят.

К сожалению, в результате хозяйственной деятельности человека численность бабочек постоянно сокращается. Некоторые виды находятся на грани полного исчезновения.

Красочная презентация о бабочках презентация к уроку (окружающий мир, 3 класс) по теме

Слайд 2

БАБОЧКИ Бабочки papa-vlad.narod.ru

Слайд 3

Бабочки летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов и откладывают яйца на листьях растений. Бабочки летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов и откладывают яйца на листьях растений.

Слайд 4

Вот так под микроскопом выглядят яйца, которые откладывают бабочки. Вот так под микроскопом выглядят яйца, которые откладывают бабочки.

Слайд 5

Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы. Когда гусеница вылупляется, она сначала съедает оболочку своего яйца, и только после этого принимается за листики растений. Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы. Когда гусеница вылупляется, она сначала съедает оболочку своего яйца, и только после этого принимается за листики растений.

Слайд 6

У гусеницы есть глаза, и эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют. Первые три пары ног у гусеницы настоящие – в них есть суставы и гусеница может управлять ими. Еще несколько пар ног без суставов расположены сзади. У гусеницы есть глаза, и эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют. Первые три пары ног у гусеницы настоящие – в них есть суставы и гусеница может управлять ими. Еще несколько пар ног без суставов расположены сзади.

Слайд 7

Гусеница не может дышать через рот, как это делаем мы, она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца». Гусеница не может дышать через рот, как это делаем мы, она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца».

Слайд 8

Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой.

Слайд 9

Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на свое тело, и получается куколка. Вот как это происходит: Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на свое тело, и получается куколка. Вот как это происходит:

Слайд 10

Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по-разному: Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по-разному:

Слайд 11

Через некоторое время в куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать и своего старого домика – куколки, который ей становится уже не нужен.

Слайд 12

Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья , она начинает летать. Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать.

Слайд 13

Бабочка очень интересно устроена. Усики-антенны ей нужны для того, что бы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. У бабочек нет костей, зато её тело имеет твёрдую оболочку. Бабочка очень интересно устроена. Усики-антенны ей нужны для того, что бы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. У бабочек нет костей, зато её тело имеет твёрдую оболочку.

Слайд 14

У бабочки четыре крыла: два передних и два задних. Передние и задние крылья могут работать независимо. В крыльях у бабочек есть жёсткие вены, которые придают крыльям форму. Через вены в крылья поступают питательные вещества. У бабочки четыре крыла: два передних и два задних. Передние и задние крылья могут работать независимо. В крыльях у бабочек есть жёсткие вены, которые придают крыльям форму. Через вены в крылья поступают питательные вещества.

Слайд 15

Когда бабочка хочет кушать, она садится на цветок, разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар. Хоботок – это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов. Когда бабочка хочет кушать, она садится на цветок, разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар. Хоботок – это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов.

Слайд 16

У всех взрослых бабочек шесть ног, хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги – еще две ноги очень маленькие и их трудно разглядеть. Эти две маленькие ножки помогают бабочке управлять хоботком. Вкус бабочка чувствует ногами. Если она встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернет свой хоботок и начнёт пить нектар. У всех взрослых бабочек шесть ног, хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги – еще две ноги очень маленькие и их трудно разглядеть. Эти две маленькие ножки помогают бабочке управлять хоботком. Вкус бабочка чувствует ногами. Если она встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернет свой хоботок и начнёт пить нектар.

Слайд 17

С отличие от гусеницы, глаза у бабочки устроены сложно. Она видит даже больше, чем мы: кроме обычных цветов, она видит еще и ультрафиолет. Еще бабочка может смотреть в разные стороны одновременно. С отличие от гусеницы, глаза у бабочки устроены сложно. Она видит даже больше, чем мы: кроме обычных цветов, она видит еще и ультрафиолет. Еще бабочка может смотреть в разные стороны одновременно.

Слайд 18

Тело и крылья бабочки покрыт мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. Они бывают очень красивыми! Тело и крылья бабочки покрыт мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. Они бывают очень красивыми!

Слайд 19

Учёные дают бабочкам и другим животным греческие и латинские имена, потому что этими языками люди уже не пользуются и поэтому значение слов в этих языках уже не меняется. Учёные дают бабочкам и другим животным греческие и латинские имена, потому что этими языками люди уже не пользуются и поэтому значение слов в этих языках уже не меняется.

Пищей для гусениц являются растения. Но некоторые виды можно назвать хищниками и паразитами. Основным питанием взрослых бабочек является нектар, сок растительного или животного происхождения. У некоторых видов бабочек хоботок вообще не развит, они не питаются, поэтому живут несколько часов или дней.

Годовой цикл развития бабочки разный, в зависимости от вида. Чаще всего за год бабочки дают одно поколение. Встречаются виды, дающие и по две-три генерации в год.

Самая характерная особенность представителей отряда бабочек, или чешуекрылых, – две пары крыльев, покрытых крохотными чешуйками, которые остаются на пальцах в виде пыльцы, если бабочку неаккуратно взять в руки. От цвета и расположения этих чешуек, складывающихся в прихотливый узор, зависит окраска крыльев бабочек.

Кроме того, у некоторых видов бабочек имеются бесцветные чешуйки, преломляющие световые лучи, – они придают их крыльям металлический блеск. Яркая верхняя сторона крыльев служит для привлечения партнёра или может соответствовать окраске посещаемых цветов, а порой она отпугивает врагов или предупреждает о том, что бабочка ядовита. А окраска нижней поверхности крыльев (испод) в сочетании с их формой призвана сделать присевшую отдохнуть бабочку незаметной для врагов.

Размах крыльев молей составляет всего 3—8 мм, а некоторые тропические бабочки и павлиноглазки не поместились бы на развороте этой книги, если изобразить их в натуральную величину. Ротовые органы большинства бабочек преобразованы в мягкий, спирально закрученный хоботок, приспособленный для высасывания жидкой пищи.

Строение бабочки

Строение гусеницы

Бабочки – насекомые с полным превращением. Из отложенных самкой яиц выходят червеобразные личинки (гусеницы). У гусеницы сегментированное, вытянутое тело с тремя парами грудных ног. Несколько пар выростов на брюшке называются ложными ножками. В отличие от взрослых особей, у гусениц ротовой аппарат грызущего типа.

В основном насекомые предпочитают употреблять в пищу пыльцу, нектар цветов, древесные соки, переспевшие фрукты, но есть и особые виды, являющиеся привередами в пище. Так, например, бражник — любитель мёда, проникает в улей и наслаждается любимой пищей. Некоторые представители семейства нимфалидов восполняют потерю влаги, употребляя в пищу мочу и пот диких и домашних животных. Некоторые тропические бабочки в качестве влаги предпочитают крокодильи слезы.

Насекомые, вовсе не имеющие ротового аппарата и живущие крайне мало, используют припасы, которые были сделаны в момент нахождения гусеницей. Некоторые виды бабочек являются настоящими вампирами. Они восполняют потерю сил за счёт употребления крови животных.

Отряд бабочки, или чешуекрылые

Чешуекрылые являются самой крупной группой насекомых из типа членистоногие животные. Характерная особенность всех представителей отряда бабочек – чешуйчатый разноцветный покров тела и крыльев. Эти чешуйки являются не чем иным, как видоизмененными волосками. Они имеют различный окрас, могут составлять сложные и причудливые рисунки.

Еще одним опознавательным признаком у отряда бабочек выступает сосущий ротовой аппарат в виде длинного трубчатого хоботка. Для приема пищи бабочка выдвигает длинный хоботок, погружает его в глубь цветка и всасывает нектар.

Основным источником пищи для отряда бабочек является нектар цветов, поэтому их считают основными опылителями цветковых растений. Существует мнение, что с появлением на Земле цветов возникли бабочки.

Сегодня насчитывается около 150 000 видов чешуйчатых, которые обитают на всех материках, кроме Антарктиды. Особенно ярко окрашенными бабочками богаты тропические области. Кроме бабочек существует еще несколько похожих отрядов насекомых: равнокрылые, двукрылые, блохи. Предлагаем познакомиться с основными представителями каждого отряда:

  1. Равнокрылые. Насчитывается более 30 000 видов. Сюда относятся цикады, белокрылки, листоблошки, червецы, тли, галлицы, щитовки. Все они относятся к сосущим насекомым, которые питаются соком растений. Они имеют колюще-сосущий рот наподобие хоботка. Почему же их называют равнокрылыми? Природа наделила их двумя парами прозрачных крыльев – передними и задними.
  2. Двукрылые. К этому отряду относится миллион видов. Они возникли еще более 100 млн лет назад. Всем знакомы укусы комаров и надоедливых мух. У них наблюдается наличие передней пары крыльев. Их задние крылья можно назвать небольшими придатками – жужжальцами, поддерживающими равновесие во время полета.
  3. Блохи. Насчитывается больше 1000 видов. Это небольшие насекомые без крыльев и со сплющенными боками. Размер блох – от 1 до 5 мм. У них большое брюшко и ноги, но маленькая грудь и голова. Они имеют скользкое и гладкое тело, усеянное щетинками и волосками. Все это для того, чтобы легче передвигаться по шерсти животных, где обитают блохи. Взрослая блоха – это кровосос, который паразитирует на птицах и млекопитающих.

В природе и жизни человека чешуекрылые имеют большое значение. Ведь бабочки прекрасно опыляют растения. Многие крупные бабочки, такие как махаон, аполлон, просто завораживают своей красотой. Они становятся экспонатами многих энтомологических коллекций.

Размножение бабочек

Всем известно, что бабочки бывают ночные и дневные. Эти насекомые проходят в процессе развития полное превращение. Сначала они откладывают яйца, из них вылупляются личинки, совершенно непохожие на взрослых особей. Это гусеницы. С помощью слюнных желез гусеницы выделяют слюну и шелковые нити. Именно из них гусеницы плетут себе кокон для куколки.

Описание строения

Чешуекрылые могут иметь размеры от 2 мм до 15 см. Самой маленькой бабочкой считается моль-малютка, которая обитает на Канарских островах. Самым крупным видом является парусник Маака, который распространен в Европе.

Как и другие насекомые, бабочки имеют брюшко, голову и грудь. Наружный скелет представляет собой прочный хитиновый покров. У бабочек имеется две пары крыльев с видоизмененными волосками-чешуйками. Именно с помощью этих чешуек крылья приобретают рисунок и окрас. Бабочки могут летать на длительные расстояния. Эти насекомые бывают двух полов.

Тело бабочки разделяется на 2 больших отдела — тело и крылья. В состав тела входит голова, достаточно жестко соединенная с туловищем. Она имеет круглую форму с приплюснутым затылком. Большие глаза, которые занимают бо́льшую часть головы, имеют круглую или овальную форму, и сложное строение, которое позволяет насекомым различать некоторые цвета и хорошо воспринимать движущиеся предметы.

У многих видов имеются дополнительные глаза, которые расположены за усиками. Значение усиков состоит в том, чтобы помогать насекомым ориентироваться в пространстве, воспринимать изменения потока воздуха и улавливать некоторые запахи. Длина и строение изменяются от вида к виду.

Грудь состоит из трех частей. Первая, самая маленькая, включает в себя три пары лапок, на которых расположены шпоры, обеспечивающие чистоту усиков. Брюшко цилиндрической формы состоит из десяти сегментов в виде колец и расположенных в них дыхальцев. Крылья бабочки покрытыми мелкими чешуйками, это хорошо видно на картинке, созданной при макросъемке. Размер крыльев, цвет, строение изменяются в зависимости от принадлежности к виду.

Конспект урока «Насекомые. Бабочки»

Макарова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

Государственного казённого образовательного учреждения для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».

Конспект урока живого мира по теме «Насекомые. Бабочки»

Планируемые результаты:

1. Предметные:

Знать, что бабочки – это насекомые.

Узнавать бабочек на рисунке.

Выявить особенности строения бабочки.

2. Метапредметные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассматривать иллюстрации рабочей тетради и презентации.

Извлекать из них информацию об особенностях строения бабочки.

Осуществлять самопроверку.

Отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.

3. Личностные

Осознать разнообразие и красоту насекомых.

4. Коррекционные

Корректировать и развивать связную устную речь при работе над деформированным текстом.

Тренировать образную память.

Интегрировать сенсорную информацию в целостный образ.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, и этот урок проведу у вас я. Для того, чтобы нам познакомится поближе, я хочу пригласить вас на волшебную полянку.

2. Актуализация знаний.

Ой! Мне кажется, в моём кубике что-то шевелится. Что же это может быть? Давайте посмотрим. Это бабочка. Ребята, посмотрите, может и у вас в кубиках тоже есть кто-нибудь?

А кто из вас видел настоящих бабочек?

А что умеет делать бабочка? Правильно, бабочки умеют летать.

Дыхательная гимнастика.

Наши бабочки не настоящие, поэтому они не умеют летать. Давайте им поможем. Для этого на них нужно подуть. Вот так! Попробуйте!

Ой, устали бабочки. Каждая бабочка любит отдыхать на своём цветке.

Моя бабочка красного цвета, поэтому я посажу её на красный цветок.

_______, какого цвета твоя бабочка? Посади её на цветок такого же цвета.

А твоя бабочка, какого цвета?

3. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке мы узнаем, кто такие бабочки, познакомимся со строением тела бабочки и узнаем, почему нельзя брать бабочек в руки?

А свои наблюдения мы будем отмечать в специальных тетрадях, которые называются «Дневники наблюдений».

4. Изучение нового материала.

Скажите, какое сейчас время года? /Весна/. Сейчас ещё холодно и все бабочки спят, поэтому мы пока не сможем за ними понаблюдать. Но давайте представим, что мы очутились на волшебной поляне. /Звуковой эффект/. Чувствуете запах цветов? Посмотрите, сколько вокруг бабочек!

Давайте возьмём самую большую бабочку и рассмотрим её поближе. Что есть у бабочки?

Сколько у бабочки усиков?

Сколько крыльев?

Покажите, где у бабочки туловище, голова, усики, крылья.

От других насекомых бабочек отличает, прежде всего, четыре крыла с ярким рисунком. Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок

Как вы думаете, зачем бабочке хоботок?

Для того, чтобы ответить правильно на этот вопрос, я предлагаю вам сесть за парты и посмотреть небольшой фильм.

/Просмотр видеофильма/

Кто же догадался, для чего бабочке нужен хоботок? Хоботок – это рот бабочки. Когда бабочка хочет кушать, она садится на цветок, разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар. Хоботок – это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.

5. Первичная проверка усвоения знаний

А сейчас я предлагаю открыть наши дневники наблюдения и выполнить несколько заданий.

1. Открываем страницу 2 и читаем задание.

— Кто же такие бабочки?

— Что умеют делать бабочки? Бабочки умеют летать.

Гимнастика для глаз.

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел,

Встрепенулся, всколыхнулся,

Взвился вверх и улетел.

Следите глазами за бабочкой. Бабочка летает повсюду: налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу, вверх, вниз и назад спешит.

— Как проводят зиму бабочки?

2. На странице 3 нам предлагается вспомнить, какое строение у бабочки (сопровождение на интерактивной доске).

Музыкальная физминутка (надевают ободки – усики).

Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)

Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.

А теперь давайте, выполним эти движения под музыку. Я показываю – вы повторяете.

6. Применение полученных знаний на практике, осознание, осмысление учебного материала.

Продолжаем работу в тетрадях. Открываем страницу 4 и выполняем задание.

Тело и крылья бабочки покрыт мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. Если посмотреть на бабочку, то заметить чешуйки невозможно, но есть специальный прибор, помогающий разглядеть чешуйки бабочки. Это микроскоп.

/Работа с микроскопом/

Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать.

Практическая работа.

А теперь я предлагаю вам создать свой узор на крыльях бабочки. С каким материалом мы будем работать? Мелкие песчинки будут выполнять роль чешуек. Перед вами песок красного, синего и жёлтого цвета. Работать мы будем в парах.

Ноутбуки – индивидуальный маршрут.

1. Сначала работаем с верхней парой крыльев. Договоритесь с соседом по парте, каким цветом будут эти крылья. Отклеиваем клейкую ленту с помощью красной полоски.

2. Берём песок нужного цвета и осторожно засыпаем отклеенную часть.

3. Лишний песок стряхиваем в тарелочку.

4. Теперь работаем с нижней парой крыльев. Отклеиваем клейкую ленту с помощью красной полоски.

5. Берём песок нужного цвета и осторожно засыпаем отклеенную часть.

6. Лишний песок стряхиваем в тарелочку.

/Организации выставки работ/

7 . Подведение итогов.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке. Для этого ещё раз пролистаем дневник наблюдения.

Тема нашего урока?

Кто такие бабочки?

Что умеют делать бабочки?

Строение бабочки……………………………………………………………

Какую роль выполняют чешуйки?

8. Домашнее задание.

Продолжить работу в дневниках наблюдения.

9. Рефлексия.

В заключение нашего урока давайте оживим поляну, на которой мы познакомились в начале урока. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы были активны, узнали новое о насекомых, вы очень довольны собой, тогда посадите свою бабочку на красный цветок. Если вы испытывали трудности, но смогли их преодолеть, то посадите своих бабочек на синий цветок. Тем, кому было совсем не интересно работать на уроке, кто ничего не узнал нового, те пусть поместят свою бабочку на жёлтый цветок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *