Все о деде морозе

Как и где живет Дед Мороз и Снегурочка

Главные хранители новогодних традиций – это, конечно, Дед Мороз и Снегурочка. Каждый ребенок знает, что в ночь с 31 декабря на 1 января добрый дедушка и его внучка разносят подарки и оставляют их под елкой. Но немногие знают, где же живет Дед Мороз и как устроен его быт. А ведь у дедушки есть несколько резиденций, каждую из которых может посетить любой желающий. Итак, давайте посмотрим, как живет Дед Мороз.

Великий Устюг – главная усадьба.

Самая знаменитая вотчина дедушки находится в Великом Устюге. Резной терем в окружении соснового бора выполнен в лучших традициях русской архитектуры. На территории комплекса есть ледовый каток, кузница, пасека, аттракционы, кафе, гостиницы и даже дом моды, где шьют наряды для дедушки и его внучки.

Красивейшая Тропа Сказок, украшенная ледяными скульптурами, расположена в живописном лесу. Прогуляться по ней можно с сопровождение сказочных помощников Деда Мороза.
В дни новогодних праздников в усадьбе проходят народные гулянья и тематические фестивали.

Особая гордость обитателей резиденции – это почта Деда Мороза. Написать письмо дедушке может любой желающий. Попросить об исполнении мечты можно и в «Комнате желаний», где есть специальные колокольчики, под звон которых все загаданное обязательно будет исполнено.

Усадьба работает круглый год. Всем посетителям здесь выдается специальная Грамота, которая свидетельствует о том, что вы побывали в настоящей резиденции Деда Мороза.

Резиденция в столице.

Есть у дедушки свои владения и в Москве. В парке «Кузьминки» у Деда Мороза и Снегурочки есть свои персональные терема. Здесь они встречаются с детьми и устраивают конкурсные программы. В московских владениях дедушки тоже есть почта, куда можно отправлять свои послания.

Интересна московская вотчина Деда Мороза и своим Домом Творчества. Здесь проходят выставки, фестивали и театрализованные представления.

Уральская усадьба.

На Урале у Деда Мороза тоже есть своя резиденция. Вести хозяйство здесь помогают Хозяйка Медной горы и Данила-мастер. На Урале дедушка живет на берегу озера Балтым. Здесь для гостей есть масса развлечений: снежные горки, электромобили, аттракционы.

Особая гордость уральской резиденции – это северные олени. В уральской усадьбе с ними можно пообщаться и даже прокатиться в оленьей упряжке.

Белорусская резиденция.

В Белоруссии Дед Мороз живет в Беловежской Пуще – красивейшем заповедном месте. Здесь у него есть сказочный дворец, который охраняют два деревянных рыцаря – Дуб-Дубович и Вяз-Вязович. В тронном зале усадьбы дедушка встречается с детьми. Свой домик есть и у Снегурочки – красивый резной теремок, который всегда рад гостям. А в «Хате Деда Мороза» можно хорошо подкрепиться — всех желающих здесь угощают традиционными белорусскими блюдами.

Настоящая достопримечательность усадьбы – аллея знаков восточного календаря.
В своей белорусской резиденции Дед Мороз хранит главные сокровища – рисунки малышей. Для них здесь построено специальное хранилище.

Костромской терем Снегурочки.

Кострома – родина Снегурочки. Здесь она живет вместе со своими помощниками – Домовым, Домовихой и котом Баюном. Живет внучка Деда Мороза в резном тереме, где есть настоящая ледяная комната. В таком жилище Снегурочке не страшно даже теплое время года, ведь здесь все сделано изо льда. Увидеть эту красоту может любой желающий. Для этого просто нужно приехать в Кострому и посетить знаменитый теремок.

Лапландская усадьба.

Есть у Деда Мороза резиденция и в Лапландии. Нет-нет, наш дедушка не сосед Санта-Клауса, как вы могли подумать. Наш Дед Мороз живет не в Финляндии, а в Лапландском заповеднике, который находится в Мурманской области. Здесь у него есть терем на березу озера Чунозеро, украшенный детскими рисунками и подделками. Здесь дедушка принимает гостей в новогодние праздники. Лапландский заповедник – уникальный природный объект, поражающий первозданной красотой. Здесь можно не только пообщаться с Дедом Морозом, но и увидеть прекрасные северные пейзажи.

Дед Мороз и Снегурочка: интересные факты

Дед Мороз и Снегурочка большинством воспринимаются исключительно как символы Нового года. Но знаете ли, как появились эти персонажи, когда у них дни рождения и какое значение имеют детали их костюмов? Предлагаем узнать ответы на эти и другие интересные вопросы, связанные со Снегурочкой и Дедом Морозом.

Фото: mil.ru

Дед Мороз: интересные факты

Близится Новый год, который в сознании многих связан с Дедом Морозом и Снегурочкой. Сложилась культурная традиция встречать с этими персонажами Новый год, ждать от них подарков и сюрпризов.

Поздравление от Деда Мороза — обязательная составляющая любого детского и не только праздника. Веселый, добрый и могучий Дед Мороз — олицетворение счастья и защиты, мира и благоденствия.

Фото: Википедия

Все детишки ждут от него подарков и радостных встреч. Но кое-кто из ребятишек уже задается вопросом, а существует ли Дед Мороз или все-таки под елку и под подушку подарки кладут заботливые папы и мамы.

Не скрывайте правду от любопытных и критически мыслящих детей, расскажите все, как есть. А эти сведения про Деда Мороза помогут быть убедительными и красноречивыми:

Как появился Дедушка Мороз

История Деда Мороза началась в незапамятные времена, когда люди искали защиты у сил природы. Этот герой — продукт мифологического сознания человека. В древние времена жизнь и выживание человека напрямую зависели от сил природы. Люди персонифицировали их, наделяли чертами человека, создавали идолы, которым поклонялись.

Наряду с Даждьбогом, Велесом, Стрибогом, Ярилом, в славянской и русской мифологии существовали и второстепенные герои: Вихрь, Вий, Огневица, кикимора и домовой, Баба-Яга и Леший. К этой категории относится и Мороз.

Мороз встречается в календарно-обрядовых ритуалах зимнего цикла. Позднее этот герой перекочевал в народные сказки, где чаще всего представлен как старик с белой бородой, укутанный в теплую шубу. Он потрескивает елками, усиливает стужу, разрисовывает витиеватыми рисунками окна.

С этим персонажем многие знакомы по сказкам о мачехиной дочери и падчерице, о мужике и Морозе. В России в XIX веке огромной популярностью пользовалась сказка «Мороз Иванович», записанная и опубликованная князем Владимиром Одоевским.

Кадр из мультфильма «Снегурочка»

Где живет Дед Мороз, когда у него день рождения

Если дети спрашивают адрес Деда Мороза, куда можно отослать письма с просьбами о подарках, то смело называйте Великий Устюг. Этот город считают официальной родиной сказочного персонажа. Здесь находится официальная резиденция Деда Мороза.

Жители Великого Устюга хранят традиции и ежегодно 18 ноября отмечают день рождения Деда Мороза. В этот день, считали наши предки, наступает настоящая зима. Поэтому устюжане, поддерживая традицию, 18 ноября чествуют Мороза или, как называют старые люди, Трескуна.

В театрализованном представлении участвуют Баба-яга, которая прибывает из Ярославской области, Снегурочка приезжает из Костромы, а из Архангельска — Снеговик. Посещают в этот день Великий Устюг и коллеги Деда Мороза: финский Йоулупукки, якутский Чисхан, чешский Микулаш, карельский Паккайне.

Фото: Википедия

Наряд Деда Мороза

В сказках этот герой всегда богато и добротно одет. Устюжане стараются придерживаться высоких сказочных стандартов, поэтому своего Деда Мороза одевают как можно шикарнее, но при этом не отступают от традиций.

У Деда Мороза шикарная шуба из красного, синего или белого бархата, расшитая серебряными нитями и стразами. Они формируют флористический узор. На руках у доброго волшебника узорчатые варежки, а на голове — теплая шапка на лебяжьем пуху. Богатое убранство Деда Мороза — символ достатка и благополучия.

Обязательный атрибут — сани Деда Мороза. Они впечатляют размерами и красотой: это большое транспортное средство, построенное по старинным чертежам. Его красят в красный цвет и украшают белым рисунком. Середина саней устлана мехом. В сани впрягают лошадей.

Если дети спросят, зачем Деду Морозу посох, то объясните это таким образом: посох — это символ власти. Дед Мороз с помощью него может наказывать злых людей и сказочных существ (замораживать), творить чудеса и награждать смелых и чистых душой людей (одаривать, раскрашивать дома, лес, упрощать зимнее путешествие, согревать и пр.).

Теперь знаете, где живет Дед Мороз, как выглядит и когда празднует день рождения. Эта информация поддержит детскую веру в чудеса и добро. Узнавая больше об этом герое народных сказаний, дети приобщатся к традициям своего народа, научатся их уважать и хранить. Кроме того, зная адрес Деда Мороза, малыши уже сейчас могут отправлять ему письма с просьбами о новогодних подарках.

В гости к Деду Морозу: куда отправиться?

Снегурочка: интересные факты

Все знают, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. Однако мало кому известно, почему и когда появился этот образ, где сейчас живет Снегурочка и как она должна выглядеть.

Кадр из мультфильма «Снегурочка»

Расскажем обо всем подробнее:

Как появилась Снегурочка

Снегурочка стала напарницей Деда Мороза только в 1937 году, когда в Советском Союзе родилась оригинальная традиция праздничных мероприятий, проводимых в Кремле. До этого момента об этом персонаже вспоминали в сказках. Правда, там действовала маленькая девочка, вылепленная из снега, — Снежевиночка.

Рождением образа Снегурочки в том понимании, которое бытует до сих пор, обязаны драматургу Александру Островскому. Он написал в 1873 году пьесу «Снегурочка» по мотивам народных сказок. В ней снежная девушка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны (в мифологии ее матерью была Вьюга-Метелица). Она гибнет, как только ее касаются лучи Ярила-солнца. Композитор Римский-Корсаков в 1882 году обработал эту пьесу и создал по ее мотивам оперу.

Со временем возраст героини изменился, как и ее статус. В современных новогодних представлениях Снегурочка — внучка Деда Мороза и его помощница.

Кадр из мультфильма «Раз, два, три! Елочка, гори!»

Где живет Снегурочка

Местом рождения Снегурочки считают поместье Александра Островского в деревне Щелыково, что в Костромской области, а также усадьбу Абрамцево (возле Сергиева Посада), которая принадлежала Савве Морозову. Здесь художник Васнецов создал картину «Снегурочка». Однако сейчас официальная резиденция этого новогоднего персонажа находится в Костроме.

День рождения Снегурочки

Десять лет тому впервые стали отмечать день рождения Снегурочки. Не известно, по каким источникам, однако установили, что напарница Деда Мороза родилась в ночь с 4-го на 5-е апреля. Этот день с 2009 года — официальная дата рождения Снегурочки.

Кадр из мультфильма «Когда зажигается елка»

Как выглядит Снегурочка

В мифологическом сознании Снегурочка ассоциируется с застывшей водой. Это юное, жизнерадостное языческое божество, которое дарит миру в заснеженную пору особенную красоту.

Эти значения образа выражает наряд Снегурочки. По традиции ее одежда должна быть исключительно белого цвета. В XX веке для ее костюма стали использовать ткани небесно-голубого оттенка. Головной убор Снегурочки — венец из восьми лучей. И венец, и одежды украшали серебряными нитями и жемчугом.

Снегурочка и Дед Мороз — это не просто новогодние символы, а элементы оригинальной национальной культурной традиции. Эти образы — воплощение особенной картины мира, литературной традиции. Они олицетворяют народные представления о добре, справедливости, радости.

Прикоснитесь к истории появления этих героев, расскажите об их происхождении и значении детям. Это поможет сохранить культурную идентичность и своеобразие.

История появления Деда Мороза и Снегурочки

Деду Морозу более 2 тысяч лет! Его прообразом наши предки считали сурового и страшного старика, которого называли разными именами: Трескун, Зимник, Морок, Студенец. И был этот старик очень злой и могущественный. Он мог заморозить одним дуновением. От взмахов его посоха замерзали реки и озера, а леса и деревни мгновенно покрывались инеем.

Визит старика с мешком обычно предвещал беду: после его ухода в доме оставались обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить деревню от страшного визита, свирепому старику приносили общую жертву — в мороз привязывали к ели юную девушку. «Почему именно девушку?» — спросите вы. Женщина могла сделать меньше физической работы, поэтому представляла наименьшую ценность. Тем более, в период холодной зимы и лютого голода, девушки часто оказывались лишними ртами (обузой).

Таким образом, прообраз Деда Мороза – злой старик, живущий на Севере в стране Мертвых; прообраз новогодней елки – это дерево, символизирующее бессмертие (вечнозеленая ель), к которому приносили жертвоприношения; а прообраз Снегурочки – это замерзшая девушка, которую приносили в жертву, чтобы выиграть право пережить еще одну холодную зиму.

В 1840 году в рассказе В.Ф. Одоевского впервые появился персонаж — Дед Мороз с именем Мороз Иванович. Его нрав по-прежнему был суров, но в характере появилась доброта. Так постепенно стал складываться новый образ Деда Мороза.

После 1917 года новогодние праздники в России были отменены и возобновились только в 1935 году, когда на празднике в Москве появился Дед Мороз со Снегурочкой. Так Дед Мороз и Снегурочка стали символом самого любимого народного праздника — Нового года, заменившего в СССР праздник Рождества Христова.

После распада СССР, образ Деда Мороза стал тесно переплетаться с европейским новогодним персонажем — Санта Клаусам. Схожесть основана в первую очередь на доброте и на приношении подарков детям, которые хорошо вели себя в течение года. Что касается внешнего вида, то русский Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом, предпочитает передвигаться пешком или на санях, запряженных резвой тройкой коней. День Рождения Деда Мороза приходится на 18 ноября (по данным статистики, именно с этого дня в России наступает зима). Теперь перейдем к Санта Клаусу, у которого своя интересная история.

История возникновения Санта Клауса

Прообраз Санта Клауса — Святой Николай Чудотворец, который прославился еще при жизни, благодаря своей доброте и щедрости. Хотя щедрость он проявлял тайком, но всё равно скоро всем становилось известно, что загадочным благодетелем был именно Николай Чудотворец (епископ Мирликийский). Одна из легенд гласит, что он узнал о трёх сёстрах, чей отец обеднел и не мог дать за них приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр в печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки. Так люди стали верить, что, развешивая носки возле печи в Рождество, можно получить подарки от Святого Николаса.

В XX веке Санта Клаус стал еще более популярен во всем мире благодаря маркетингу производителей напитка «Coca-Cola». Именно маркетинговая кампания этой фирмы включала в себя рекламные акции, когда актёры, изображающие Санта Клауса, работали на рождественских ярмарках и общались с детьми.

Вид у Санта Клауса следующий: Санта носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце и штаны под цвет куртки, на ногах у него черные сапоги. Передвигаться Санта Клаус предпочитает на санях, запряженных оленями.

И в заключение хочется сказать, что какое бы имя не носил новогодний Волшебник (Дед Мороз, Санта Клаус, Пер НОэль, Синдерклаас, Йоулупукки и так далее), в какой наряд бы не был он одет, на чем бы он не приезжал – это все не так важно. Главное, что он добрый!

P.S. Советуем посмотреть в преддверии Нового года замечательный семейный фильм «Рождественские хроники» (2018 год). Фильм подарит вам новогоднее настроение и частичку волшебства.

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.

Согласно другой версии, “прапрадедом” современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX – начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть “дней рождения”, ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после “Словаря славянских богов”.

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться — лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где “и летом студено”.
Великий Устюг — нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке – Санта-Клаус, а у нас – Дед Мороз.

Кто он такой – наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз – персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза – богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз – образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).

Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж – Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун – злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза – кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой – традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы – густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец – седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы – единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба – длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте – это не Дед Мороз, а один из его многочисленных “младших братьев”. Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы – перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка – красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки – полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие “неточности”: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки – белые, расшиты серебром – символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость – символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки – неизвестно.

Пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь – серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро – символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от “подделки”. Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох – хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.
И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок “европейских собратьев” изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи “диким Морозко”, этим самым посохом народ-то и “морозил”.

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороз.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в»в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) — единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) — вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) — только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей — предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг — рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Маринка Картинка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *