Все о колоколах

Доклад-сообщение Колокольчик описание для детей 1, 2, 3 класса

Гуляя по лесу или полю, можно сразу заметить удивительное растение колокольчик. Он приглянулся людям благодаря своей форме. С виду цветок напоминает маленький колокольчик, висящий на тоненьком стебельке, от этого и пошло его название. Колокольчик достаточно красивое растение, с приятным синим оттенком. Колокольчик растет на лугах, больше всего эти цветы предпочитают лесные поляны. Многие виды приспособились к существованию в горах. Горные цветы немного отличаются от тех, которые растут в поле. У них небольшой стебель, на котором расположились очень красивые и крупные цветки. Это связано с тем, что маленький колокольчик растет под солнцем, которое щедро одаряет его своими лучами.

Колокольчик считается неприхотливым растением. Они засеивают местности, где преобладает неприхотливый климат. Все же около большого и шумного города их редко встретишь. На это повлияла деятельность человека, которая привела этот вид к исчезновению. Людям нравятся эти замечательные цветы, они их срывают, украшая свои дома. Но колокольчик недолго стоит в вазе, он быстро начинает засыхать и портиться. Поэтому лучше всего оставить его расти на поляне, среди привычного места. Пусть колокольчиком наслаждаются не только поля и луга, но еще и маленькие насекомые.

Цветок колокольчик интересен своим разнообразием. К примеру, на лугах растет раскидистый вид колокольчика. Он известен тонким стебельком, с помощью которого колокольчик цепляется за высокую траву, медленно поднимаясь к солнышку. Свое название раскидистый колокольчик получил за то, что на его стебельке растет множество цветов. Когда на улице хорошая погода, колокольчик с большим удовольствием наслаждается небом и солнцем, но когда наступает ночь, он склоняется к земле. Лепестки колокольчика срастаются, поэтому не закрываются на ночь. Благодаря этому свойству, цветок стал отличным местом для ночлега многих насекомых, прячущихся от дождя или угрозы.

Колокольчики всегда считались не только удивительными цветами, стоит заметить, что они еще и полезны. Колокольчиковый настой обладает противовоспалительными и противомикробными действиями. Его используют для лечения головной боли и кашля. Цветок колокольчик интересен тем, что он долгое время может жить на одном и том же месте. Созревшие семена осыпаются в землю и прорастают новым цветком следующей весной. С начала лета, и до самой осени можно наблюдать прекрасные колокольчики. К этому цветку следует относиться очень бережно. Его занесли в Красную книгу, из-за того, что люди уничтожают колокольчик для своих целей. Иногда цветок вырывают с корнем, а этого делать не следует. На сегодняшний день много полян без колокольчиков, и это очень расстраивает. Природа подарила их нам, чтобы мы ими любовались, а не вырывали. Пусть лучше колокольчик растет у себя дома в лесу под солнышком, чем увядает в вазе.

Доклад Колокольчик в лесу

Колокольчик – это очень красивое травянистое растение, которое насчитывает более 400 видов. Растет преимущественно на лугах и в лесах, но встречается также в горах. Есть невысокие виды до 50 см в высоту, а есть и такие, стебли которых достигают 1,5 метра. Стебель чаще прямостоящий, но бывают вьющиеся и стелющиеся виды.

Своим названием это растение обязано форме цветов, напоминающих колокол. По легенде в ночь на Ивана Купала можно даже услышать их перезвон. Цветы чаще голубого или фиолетового цвета, светлые или темные, реже – белые или розовые. Они обычно наклонены вниз и собраны в соцветия в виде метелки. Из-за своей красоты эти цветы собирают, поэтому им грозит исчезновение. Делать этого не стоит еще и потому, что собранные в букет колокольчики очень быстро вянут, даже если их поставить в воду. Если колокольчики растут в засушливых местах, то их цвет темнее, в более влажных местах – светлее.

Есть виды колокольчиков, которые выращивают в садах и на клумбах. Они отличаются более крупными цветами. Это многолетнее растение, поэтому поляны колокольчиков в одном и том же месте цветут из года в год. Обычно колокольчик цветет в середине лета. После этого образуется плод, напоминающий коробочку, из которого высыпаются мелкие семена.

Ночью и во время дождя колокольчики закрываются. Они часто служат укрытием для насекомых. Колокольчики имеют медовый приятный аромат, в них много пыльцы, что делает их хорошими медоносами.

Колокольчик – не только красивое, но и очень полезное растение. Различные его части (цветы, стебель, корень) используют в медицине для лечения кашля, головной боли. Отвар растения борется с микробами, поэтому им промывают раны, лечат лишай, полощут горло.

Некоторые виды колокольчиков съедобны. Их листья и цветы добавляют в салаты из-за высокого содержания витамина С.

Описание для детей 1, 2, 3 класса

Колокольчик

Популярные темы сообщений

  • Виды теплопередачи в быту

    Передача тепла в бытовых условиях происходит тремя путями: за счет теплопроводности, излучения или конвекции. При теплопроводности энергия передается от более нагретой части к менее нагретой. Она характерна для твердых тел.

  • Реки Воронежа

    Река, которая протекает в городе Воронеже – одна из самых больших и известных рек в Российской Федерации, она кстати еще и является одним из многочисленных притоков Дона и делит Воронеж на две равные части,

  • Дарий I

    Одним из знаменитых значимых людей 6 века до нашей эры был Дарий. Внук царя Персии Аршама. Дарийтал царём Персии результате заговора. Дарий отличался большим опытом в ведении войн. Это было серьёзной заслугой,

Стихи, пословицы, загадки о колоколах

Стихи, пословицы, загадки о колоколах

Составила учитель МБОУ «Средняя образовательная школа № 5 г. Пересвета»

Новикова Наталья Николаевна

для уроков ОРКСЭ в 4 классе

2019год

КОЛОКОЛА ТРЕВОГИ
Днем колокола звонят
тихим тоном.
Ночью же они гудят
гулким стоном.
Днем колокола звонят —
будят души.
Ночью же они не спят —
ты послушай.
Днем колокола звонят:
ждут рассвета.
Ночью же они хотят зим,
не лета.
Днем колокола звонят —
в радость людям.
Ночью же они грустят —
что-то будет.
Людмила Кабанюк

Колокола
Колокольный звон над Римом
кажется почти что зримым, —
он плывёт, пушист и густ,
он растёт, как пышный куст.
Колокольный звон над Римом
смешан с копотью и дымом
и с латинской синевой, —
он клубится, как живой.

Маргарита Алигер

ПЕРЕЗВОН КОЛОКОЛЬНЫЙ
Благовест колокольный —
Нынче праздник престольный,
Поспешает к заутрени люд.
Боль унять и тревогу,
И покаяться Богу
Души грешные в церковь несут.
Образам поклониться,
В тишине причаститься
И усердно молитву шептать.
Очищаясь от скверны,
За грехи и неверье
На колени пред Господом стать.
Чтоб помог в наше время
Пронести жизни бремя,
От пороков презренных сберечь.
Отбивая поклоны,
Помолясь на иконы,
Поминальные свечи зажечь.
Виталий Сайнчин

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ

Колокольные звоны — вековечные стоны,
Что плывут над Россией, словно волны зари,
Пережиты запреты — воссияли иконы…
Пробуждайте же души, мастера-звонари!
Колокольные звоны, задушевные звоны,
Вы утешьте, родные, горе тех матерей,
Что целуют портреты, как святые иконы,
Потеряв в диких войнах, сыновей, дочерей
.Колокольные звоны, вы поставьте заслоны,
Возведите препоны и огню, и золе.
Чтобы вещие звуки, словно зерна науки,
Прорастали бы миром на цветущей земле.
Колокольные звоны, сердцу милые звоны,
Вы парите над нами вечной тайной своей.
Так несите народам благие законы,
Чтоб любовь воцарилась над планетою всей!

Людмила Кудрявцева

«Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон.

Как шум от стали журавлиной —

И в звучных листьях замер он…»

Ф. Тютчев

«Пасхальный благовест».

Колокол дремавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

С. Есенин

ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА СВЯТОЙ РУСИ

Звонят колокола святой Руси,

Перекликаясь с ветром льются звоны.

Тепло на сердце, Господи, прости,

Грехи земные и прими поклоны.

И помоги с дороги не свернуть,

Не оступиться, обойти пороки.

Позволь добро всем людям донести

В наш мир неугомонный и жестокий.

Храни любовь от мрака и от лжи,

Убереги от боли и потери,

Заблудшим душам место укажи,

Прости им всё и дай в себя поверить.

Звонят колокола святой Руси,

Сердца и души счастьем наполняют,

В надежде землю грешную спасти

Нас исцеляют радугою рая.

Вадим Задорожный

КОЛОКОЛТНЫЙ ЗВОН

Осуществляя связь времён,

Мы возрождаем наши души!

И пусть невежды и кликуши

Кричат и затыкают уши,

Но слышен колокольный звон!

Иван стотысячный проснётся!

Очнётся страждущий народ!

От сна Россия вдруг очнётся

Вновь слышен колокольный звон!

Пространство наполняет светом,

Осуществляя связь времён

Художником, певцом, поэтом

Услышан колокольный звон!

Огонь священного искусства

Огнём любви мне полнит грудь!

В сердцах людей святые чувства:

Все слышат колокольный звон!!!

Николай Берек

Пословицы

1. Хороший колокол звучит даже от лёгкого прикосновения

2. Без языка и колокол нем

3. Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает.

4. Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню.

5. Звони поп в колокола, чтобы попадья не спала.

6. Дан попу колокол, хоть звони, хоть об угол колоти!

7. Поп за колокол, а мы за ковш.

8. Чужой человек в доме колокол.

Загадки

  1. Хоть нем я и глух, а станешь бить меня, я закричу.

  2. Кричит без языка, поет без горла.

  3. Что с ушами и языком,
    А ничего не слышит и не понимает?

  4. С ушами — глух, тревожу слух.

  5. За уши повесят да за язык подергают, станет говорить.

  6. Живой мертвого бьет, а мертвый во все горло орет.

  7. Сивый жеребец во весь мир ржет.

  8. На каменной горке воют волки.

  9. Рыкнул вол на семь сел.

  10. Лезу, лезу по железу,
    Вылезу на мостик,
    Дерну быка за хвостик,
    Бык заревет, весь народ соберет.

  11. Осередь базара бык базланит.

  12. Бык железный, хвост конопляный,
    Косы до полу, голос до неба.

  13. Сидит петух на воротах:
    Голос до неба, а хвост до земли.

  14. Утка крякнула, берега звякнули,

  15. Море взболталось, вода всколыхалась.

Доклад-сообщение про Колокола

Колокол – музыкальный инструмент куполообразной формы с язычком внутри этого купола. Звук извлекают путём удара языка по стенке. Есть варианты без язычка, но это редкость. Там по стенкам купола ударяют специальным молотком.

Как и многие другие вещи, первые колокола появились в Китае. В Европе этот инструмент появился намного позже. Древний колокол делался из железа. Это сейчас их отливают из бронзы, чугуна и даже стекла, иногда используют и драгоценные металлы.

У колоколов всего 2 функции:

  1. Музыкальная.
  2. Сигнальная.

Как музыкальный инструмент колокола используют в церквях. Звук колоколов с колокольни Храма слышен далеко вокруг. Перезвоном собирают народ к богослужению, в праздники оповещают о начале литургии. Иногда ударяют в один колокол. Этот звон называют благовест. А иногда звонят во все колокола. Человек, который этим занимается, зовётся звонарь. Чаще звонари – это мужчины, ведь иногда язык колокола довольно тяжёлый и требуется немало сил и умения, чтобы инструмент издал звук.

В качестве сигнального инструмента колокола широко использовались раньше. В деревнях на площади вешался колокол. Звонили в него по особым случаям: ярмарки, собрания, праздники. Или во время беды: пожар, смерть. Иного способа собрать народ не было, именно колокольный звон был понятен и хорошо слышен всем жителям.

Сейчас колокола тоже используются как сигнал. Рында на корабле – это не что иное, как колокол. В него бьют, чтобы обозначить время, как сигнал тревоги или оповещение для других судов в тумане. Применяется колокольчик и в школах. Первый и последний в жизни школьника звонок издаётся с помощью колокола.

По размеру колокола бывают разные: от многотонного инструмента, до маленького колокольчика, который можно прикрепить на булавке к одежде. Самый знаменитый многотонник – это Царь-колокол, который находится в Москве, в Кремле. Ежегодно сотни тысяч туристов приезжают посмотреть на него. Увы, этот колокол больше никогда не зазвонит. Большой кусок откололся от него. Хотя по назначению Царь-колокол никогда и не использовался.

Приписывают колоколам магические и целебные свойства. Говорят, что колокольный звон исцеляет от бессонницы, помогает восстанавливаться организму после операций, успокаивает душевнобольных и даже разрушает раковые клетки. Не выносит колокольный звон и нечистая сила. Правда это или нет доподлинно не известно, но в любом случае послушать мелодичный колокольный звон всегда приятно и интересно. А колокола – это тот инструмент, который всегда будет востребован.

Картинка к сообщению Колокола

Популярные сегодня темы

  • Ростовская область

    Российская Федерация состоит из множества субъектов, которые имеют свою историю и особенность. Одним из самых значимых субъектов России является Ростовская область. Расположена она на юге евр

  • Сахарный диабет

    Сахарный диабет – заболевание хронического вида, развивающиеся по причине недостаточного количества или полного отсутствия специального гормона (инсулина)

  • Деньги

    Деньги – это инструмент, который делает нашу жизнь более предсказуемой, и как минимум, даёт возможности покупать необходимый минимум для выживания.

  • Рысь (Красная книга)

    Животный мир богат разнообразием видов и подвидов. Только семейства кошачьих насчитывает огромное количество хищников. Одной из отряда хищников является рысь обыкновенная. Данный хищник наход

  • Первый искусственный спутник Земли

    С самого начала своего развития человек постоянно тянулся к знаниям, и, конечно же, тянулся к звёздам. Эта тяга в итоге привела его к тому технологическому прогрессу, который мы имеем сейчас.

  • История создания швейной машины

    Как гласит пословица «Встречают по одежке» на сегодняшний день полностью подчеркивает ее. Ведь именно то, как вы одеты и является внешним образом. Если сейчас можно купить в любом магазине од

Колокольчик – красивое растение, которое было названо так из-за формы цветков, похожей на колокол.

Такие цветы начали прорастать в горных местностях, а затем появились и в лесах, и на полях. Даже в пустынных местах и на скалах можно встретить колокольчик.

Живет такое растение на Кавказе, в Европе и Азии. Некоторые виды можно встретить и в Северной Америке. В России насчитывается около 150 видов колокольчика!

Это растение является многолетним, травянистым. Но изредка можно встретить и однолетние цветы рода колокольчиковых.

Как же выглядит такое необычное растение?

Цветочки по своей форме похожи на маленький колокольчик. Окраска у цветков разная. Может быть белого, сиреневого, синего и нежно-розового цвета. Соцветие колокольчика в виде кисти или метлы. Плод коробчатый, с 4 или 6 отверстиями. Листья маленькие, стеблевые. Чаще всего отпадают уже к цветению.

Высота колокольчика может быть разной. В зависимости от вида и места произрастания можно встретить как совсем маленькие, еле заметные цветы, так и высокие, мощные растения. Колокольчик может вырасти до 1 метра в длину!

Расцветают эти цветы в самом начале лета. Одни колокольчики все время в стоячем положении, поэтому на ночь они закрывают свои цветки. А вот у других цветочки и день и ночь опущены книзу, поэтому любоваться ими можно в любое время суток.

Это растение многолетнее, но иногда можно встретить и однолетние колокольчики.

Размножается такой цветок с помощью семян, а также черенкованием. Если растение однолетнее, то размножить его можно только семенами.

Несмотря на то, что колокольчик растет сам по себе, люди с охоткой выращивают его в садах и огородах. Зачем? Такое растение можно употреблять в пищу, благодаря его благоприятным воздействиям на человеческий организм.

Очень часто применяют настой из колокольчика для лечения ангины, простуды и стоматита. Также ванна с добавлением отвара этого растения оказывает на человека успокоительный эффект.

Происхождение церковного колокола, звонарства, как свидетельствует христианская традиция, берет начало от легенды, согласно которой металлические колокола были включены в сакральный ритуал ноальским епископом Павлином (353— 431 гг.). Согласно легенды форма их была подсказана полевыми цветами-колокольчиками.
На заре христианства призывы на богослужение делались устно, через людей низшей клировой иерархии — лаосинактов (народособирателей). Позже в монастырях созывали на богослужение в храм окликами-оглашениями около дверей келий (аллилуйя). Затем в употребление в приходских и монастырских церквях вошло било, или клепало (металлическая болванка). Константин Великий, кроме того, позволил употреблять в церковном ритуале и музыкальные инструменты (трубы). Считается, что распространение колоколов в церквях Европы берет начало во времена Карла Великого (VII в.). Отливались они из сплава меди и олова, позже начали добавлять железо и серебро. Римский папа Иоанн XIV ввел обычай крещения колоколов. Колоколу присваивали имя какого-нибудь святого. Считали, что колокола обладают силой, которая выгоняла дьявола и спасала от болезней.
В Восточной Европе колокола впервые появляются в середине IX в. По просьбе византийского императора Василия Македонянина (867-886 гг.) венецианский дож Орса привез в Константинополь для новопостроенной церкви двенадцать колоколов. Однако это нововведение не сразу укрепилось. В Византии по-прежнему широко использовались била. Окончательно колокола утвердились здесь только после взятия Константинополя крестоносцами (1209 г.).
Первое летописное упоминание о появлении колоколов у восточных славян датируется 988 годом, годом крещения Руси. В самом начале XI в. колокола появляются в Новгороде. До нашествия монголов они были в Ирининской и десятинной церквях в Киеве, с 1107 г. — во Владимире и Новгороде-Северском, в Полоцке. Первоначально колокола на Руси, как и на Западе, были небольшие.
Первые колокола завозились в славянские земли из-за рубежа. В Киеве их начали отливать только в XIII в. Однако в восточнославянских землях искусство звонарства на определенное время было остановлено татаро-монгольским нашествием и снова появились привозные колокола. Однако уже в XVI-XVIII вв. в Беларуси звонарское ремесло становится одним из распространенных, о чем свидетельствуют памятники, в частности известный колокол из церкви в деревне Молодово, отлитый в XVII в. в Ковно мастером Мартином Гофманом. В местные мастерские охотно приглашаются и зарубежные мастера.

Башня-колокольня с часовней святителя Иоанна Златоуста

Так или иначе, использование колоколов требовало устройства специальных конструкций — звонниц. Первые звонницы появились при базиликах святого Иоанна Патеранского и святого Петра в Риме. Одни из наиболее древних появились звонницы в Вероне и Равене. Это были круглые в плане башни, которые стояли отдельно от зданий. Формы и конструкции их были заимствованы у оборонительных сооружений. Башни-звонницы широко распространяются в романской Европе.
Во времена Киевской Руси колоколов при церквях было не много и специальные звонницы скорее всего не строились. Первые летописные упоминания о звонницах относятся к XIV в. В домонгольский период церкви были преимущественно деревянные, и звонницы при них представляли собой обычные козлы. Позже при крупных каменных церквях деревянные столбы звонниц менялись на каменные, количество столбов увеличивалось, над ними появилась крыша. Так постепенно сформировался тип северорусской звонницы — каменной башни с арочными проемами для колоколов в один или два яруса. Первоначально каждый арочный проем завершался своей крышей, позже появилась общая двускатная крыша с башенкой посередине. Такие звонницы делались на церковных стенах над воротами или стояли в виде отдельных построек (Псков, Новгород, Ростов, Ярославль, Кострома, Тверь, Смоленск).

Храмовый комплекс в с. Усово

Иконографические материалы свидетельствуют, что уже в XVI в. наравне с каменными звонницами были известны и деревянные в виде шести-восьмигранных башен. В России наибольшее распространение они получили в XI-XVI вв. восьмигранные и многоярусные звонницы завершались шатрами с лукообразными куполками. Генезис их форм берет начало в традициях деревянного оборонительного зодчества. Особенностью архитектуры звонниц в допетровской Руси было то, что они не имели конструктивно-планировочного единства с церковными сооружениями, что, наоборот, было присуще звонницам романской и готической Европы. Как правило, они возводились отдельно, и только изредка «прислонялись» к одной из сторон храма. Звонницы, объемно-планировочно связаны с композицией храма, в России появляются в конце XVII—XVIII вв.
На Руси колокола крепились на несущих балках неподвижно, звук вызывался с помощью «языка», «телепня». Это давало возможность отливать колокола значительных размеров и веса. В католических, протестантских храмах колокола подвешивались свободно и приводились в движение при помощи специального рычага.

Особенности колоколен и звонниц Беларуси

Как и в других странах Европы, в Беларуси колокола первоначально использовались с сигнально-оповещальными целями. На башнях замчищ и городищ оборудовались в верхних ярусах (на вершине шатра) дозорные площадки, которые с помощью колоколов позволяли подавать звуковой сигнал жителям окрестных селений и посадов. На известном «Чертеже» города Витебска 1664 г. рядом с многочисленными деревянными башнями показана и звонница Андреевского монастыря, квадратная в плане, двухъярусная, с шатровой крышей. Именно такого типа звонницы были широко распространены в деревянном культовом зодчестве Беларуси начиная с XV-XVII вв. Однако продолжали существовать, особенно в деревенских приходах и приписных церквях, и примитивные била. Металлическую болванку крепили на столбе или перекладине около входа в церковь. Использование била на Полесье отмечалось в XIX — начале XX в. Традиционность такого звонарства подтверждается и использованием бил и сегодня. Примитивная конструкция бил стала началом простейших столбовых звонниц: два-четыре столба соединялись балками и накрывались двускатной крышей. Известны были и простейшие варианты в виде столба с разветвлением и маленькой крышей (Лыково, Кореличский район). Конструкция из четырех столбов, соединенных сверху обязательна, может уже рассматриваться как переходная от открытых к закрытым столбовым звонницам. В последних стены из дощатой обшивки. Несущую роль выполнял каркас их брусьев. Были и другие пути развития конструкции звонниц. Форма отдельных из них заимствована у храмов оборонного типа. (Сынковичи, Мурованка, Супрасль, Камаи). Позже башни-звонницы становятся неотъемлемой частью ренессансных и барочных костелов (Слоним, Дятлово, Березвечье, Глу¬бокое, Лужки и др.), в том числе и деревянных (Дуды, Кемелишки, Клющаны, Свиранки, Валовель и т. д.). Аналогичные звонницы-башни были и у однобашенных католических и реформаторских храмов (Заславль, Ружаны, Новый Свержень), в том числе и деревянных (Кобрин, Селевичи, Завароты). Как уже отмечалось, генетически из архитектуры культовых построек «выросли» звонницы над верхними ярусами притворной части церкви. Такие звонницы или непосредственно пристраивались к западной стене нефа (Пречистенская церковь в Доропеевичах Малоритского района, 1781; Георгиевская в Альбе Ивановского района, 1780 г. и др.), или соединялись с нефом узким проходом (Михайловская церковь XVIII — начала XX в. в Рамеле Столинского района, Ильинская церковь 1794 г. в Гомеле и др.). Однако во многих деревянных церквях и костелах башни-звонницы быстро утратили функциональное значение. Рядом на церковных дворах начали для удобства ставиться отдельные, двух-трехъярусные деревянные звонницы (Дуды, Кемелишки, Леонполь, Геранены и т. д.). Отдельную группу создают звонницы, которые развились из надвратных башен деревянных оборонительных сооружений. На известном рисунке Зигмунда Глогера такая звонница XVIII в. в Клецке. В деревянной культовой архитектуре Беларуси эти звонница совмещали функции ворот (Георгиевская церковь XVII — начала XVIII в. в Синкевичах Лунинецкого района, церковь Рождества Богородицы XVII в. в Лясковичах Ивановского района и т. д.). В качестве примера назовем и звонницу церкви XVIII в. в Черске Брестского района. Консольно свешенный верхний ярус здесь напоминает известные в деревянном оборонительном зодчестве обламы. Ворота-звонницы строились и при въездах на кладбища, они были украшением многих кладбищенских ограждений (деревни Сосенка Вилейского, Щитковичи Стародорожского районов и др.). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что как отдельные сооружения звонницы в Беларуси существовали преимущественно в деревянном зодчестве. Каменные и деревянно-каменные звонницы в XVIII начале XX в. встречались в единичных случаях, в то время как в Украине и в России строительство каменных звонниц (звонных стенок) существовало как отдельная отрасль сакрального каменного зодчества. Необходимо отметить известные звонницы Московского кремля XVI-XVII вв., многоярусную звонницу XVIII в. Киево-Печерской лавры и т. д.

Деревянные звонницы Беларуси можно систематизировать в следующей типологической последовательности:

1. Било. Наиболее древнее приспособление церковного звонарства. 2. Столбовые звонницы. Самая простая выявлена в деревне Лыково Кореличского района на кладбище: маленький колокол закреплен в разветвлении и накрыт шатровой крышей. Широкое распространение имели звонницы из двух столбов с перекладиной и двускатной крышей. Примером может служить звонница из деревни Любно Пинского района(XIX в.). В ней под двускатной крышей закреплены три небольших колокола. На определенной высоте — подиум из досок. Немного более сложной выглядит такая же конструкция, но уже из четырех столбов с обвязочными балками и крестовиной для крепления колоколов (Юрьевская церковь в Крыжовичах Слуцкого уезда, согласно рисунку Д. Струкова второй половины XIX в.). Дальнейшее развитие такого типа — завершение столбовых опор шатром (шатровой крышей). Такие звонницы были при многих церквях и костелах (Руда-Яворская и т. д.). При церкви Святой Анны в деревне Крысово Слуцкого уезда (согласно рисунку Д. Струкова второй половины XIX в.) — звонница из четырех столбов под высокой шатровой крышей. Пропорции заметно вытянуты по вертикали. На рисунке Д. Струкова деревянной церкви в Прилуках звонница аналогичного строения имеет более приземистый вид. Такие звонницы могли иметь в нижней части подиум (Рашковка, Каменецкий рай¬он, XIX в.). Звонницы на четырех столбах были и двухъярусные, имели дополнительную обвязку. Для увеличения надежности в углах делались подкосы (Крыжичи, Лидский уезд, по материалам ЦГИА Литвы). 3. Логичным завершением развития архитектуры столбовых звонниц стала боковая дощатая обивка. В верхней части, где подвешивались колокола, оставлялись открытые проемы (Косаричи Слуцкого уезда, согласно рисунку Д. Струкова второй половины XIX в.). Так сформировались звонницы каркасного типа. По габаритам в плане и высотном решении они почти аналогичны срубовым. В этом случае в конструкции, кроме вертикальных стоек и горизонтальной обвязки, появляются диагональные связи (Дуды Ивьевского района, XVIII в.; Трокели Вороновского района, XVIII в.). 4.Срубовые звонницы, как правило, двух- и трехъярусные. Основой служит сруб-четверик, с шатровой навесом-стрехой. Из него вырастает основанный на системе балок каркас верхнего, открытого яруса, который переходит в шатровую крышу, часто завершенную куполком (Шерешово, Пружанский район, 1729 г.). В некоторых трех- четырехъярусных звонницах верхние ярусы могли быть срубными. В них вырезаны проемы, которые закрываются ставнями (Слуцк, XVIII в.; Давид-Городок, XVII в.; Молодово, Гомель начало XX в.). 5. Звонницы-врата. Известны каркасные (столповые), срубовые, каменные, срубно-каменные. Ставились на оси входа в церковь (костел). Примером каркасной может быть звонница-врата начала XX в. за кладбище деревни Сосенка Вилейского района. Нижний ярус является сквозным проходом и имеет штакетного типа калитку. Образец срубных ворот- звонницы — звонница церкви XVII (?) в. из деревни Николки Узденского района: звонница-четверик словно вырастает из срубного фронтона. Чаще срубной делалась только основа куполка, далее шел каркасно-столбовой верх и шатер. 6. Звонницы-приделы. Возводились на входе, чаще трех- четырехъярусные, с высокой шатровой крышей и маковкой (церковь Рождества Богородицы в деревне Дубенцы Сталинского района и .). В XIX — начале XX в. такие звонницы достраивались ко многим униатским церквям и перестроенным костелам. 7. Звонницы двухбашенных костелов. О генезисе их развития было сказано выше. Одним из ярких и многочисленных примеров является Георгиевская церковь (бывший костел) в деревне Валовель Дрогичинского района (1786 г.), а также костелы в Дудах, Кемелишках, Клющанах, Леонполе и т. д. В XIII — начале XX в. появились многочисленные каменные костелы и часовни неоготических, неоренессансных и необарочных форм с двух башенными звонницами Среди памятников сакральной архитектуры Беларуси звонницы выделяются прежде всего тем, что они в сравнении с другими типами сооружений восходят к древним источникам формирования. Они донесли (закрепили) многие черты оборонной архитектуры и форм ряда предшествующих культурно-исторических эпох (готики, ренессанса, барокко). Их развитие стало отражением различных идейных направлений архитектуры западных и восточных ареалов Европы, взаимодействия деревянного и каменного зодчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *