Все о социализации

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

Задание 21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человек многому переобучается. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин)

21. Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы стороны и определена сущность каждой из них:

1) десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения);

2) ресоциализация (усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших).

Элементы ответа могут быть приведены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно названы две стороны, и определена сущность каждой из них

2

Правильно названы одна-две стороны, и определена сущность одной из них

1

Правильно названы только одна-две стороны.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых? (Используя текст, приведите одно различие.) Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) различие по тексту: в детском и подростковом возрасте социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм; со вступлением во взрослую жизнь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.

Различие по тексту может быть сформулировано иначе;

2) другие различия, например:

— взрослая социализация в большей степени связана с инициативной деятельностью самого индивида по освоению новых социальных ролей;

— взрослая социализация связана с воздействием на индивида существенно большего количества агентов социализации;

— взрослая социализация в большой степени связана с формальными группами и организациями.

Могут быть указаны другие дополнительные различия

Правильно указаны различие по тексту и два других различия

2

Правильно указаны два любых различия

1

Правильно указано только одно любое различие.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Изменение статусов может быть показано на следующих примерах:

1) поступление в вуз связано с окончанием средней школы и приобретением статуса студента, изменением круга общения и режима учёбы, большей свободой;

2) женитьба (замужество) связана(-о) с приобретением новых личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, с необходимостью строить отношения с супругом;

3) трудоустройство влечёт появление определённых служебных обязанностей, необходимость следования корпоративным нормам.

Изменение статусов человека может быть показано иначе

Изменение статусов показано на примере трёх указанных авторами вех в биографии человека

3

Изменение статусов показано на примере двух указанных авторами вех в биографии человека

2

Изменение статусов показано на примере одной указанной авторами вехи в биографии человека

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны возможные задачи государства и используемые средства, например:

1) выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев (установление образовательных стандартов, гарантии обязательного общего образования, различные программы профессионального образования, доступность высшего образования);

2) создание условий для участия граждан в политической жизни (привлечение совершеннолетних граждан к участию в выборах, референдумах посредством социальной рекламы, акций в вузах);

3) формирование правосознания граждан, профилактика правонарушений (введение специальных школьных курсов по изучению правил дорожного движения и т. п.).

Могут быть указаны другие возможные задачи, иные средства

Правильно указаны три возможные задачи и средства достижения каждой из них

3

Правильно указаны две-три возможные задачи и средства достижения любых двух из них

2

Правильно указаны одна-три возможные задачи и средства(-о) достижения любой одной из них.

ИЛИ Правильно указаны только три возможные задачи

1

Правильно указаны только одна-две возможные задачи.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Источник: ЕГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 2018. Вариант 1.

Человек в своём страхе склонен к охоте на ведьм.

Стоит лишь сказать, что люди в чёрных шляпах — это злодеи, и может начаться уничтожение людей в чёрных шляпах.

Эта особенность позволяет антисоциальной личности очень легко сделать окружение хаотичным и опасным.

Человек, будучи человеком, не является по природе ни храбрым, ни спокойным. И он не обязательно злодей.

Даже антисоциальная личность — в свойственной ей извращённой манере — совершенно уверена, что поступает наиболее правильным образом, и обычно считает себя единственным хорошим человеком среди своего окружения, полагая, что все её действия направлены на благо каждого. Единственный изъян в её рассуждениях заключается в том, что если убить всех, то некого будет защищать от воображаемого зла. Поведение человека по отношению к его окружению, его ближним — это единственный способ определить, является ли он социальной личностью или антисоциальной. Мотивы социальных и антисоциальных личностей в отношении самих себя сходны — самосохранение и выживание. Просто они добиваются этого разными способами.

Итак, поскольку люди не являются от природы ни спокойными, ни храбрыми, кто угодно относится с настороженностью к опасным людям, а значит, может начаться охота на ведьм.

Следовательно, узнавать социальную личность ещё важнее, чем антисоциальную. Тогда невинные не будут «расстреляны» просто из-за предубеждения, неприязни или из-за какого-то кратковременного отклонения от норм поведения.

Социальную личность легче всего описать, сравнив с противоположностью — антисоциальной личностью.

Не составляет труда отличить одно от другого, и никогда не следует составлять тест, который позволяет выявлять только антисоциальных личностей. Тест должен охватывать как высокие уровни человеческих поступков, так и низкие.

Тест, позволяющий обнаружить только антисоциальную личность, но не позволяющий выявить социальную личность, был бы подавляющим тестом. С таким же успехом можно было бы попросить ответить «Да» или «Нет» на вопрос «Вы всё ещё бьёте свою жену?». Любой человек после такого теста был бы признан виновным. Такой метод мог бы устроить инквизицию, но не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.

Поскольку общество действует, процветает и живёт исключительно за счёт усилий социальных личностей, необходимо знать их, так как именно они, а не антисоциальные личности, являются ценными людьми. Это те люди, которые должны иметь права и свободу. На антисоциальных личностей обращают внимание только для того, чтобы защищать социальных личностей и помогать им.

И принцип власти большинства, и намерение цивилизовать общество, и даже весь род человеческий потерпят поражение, если люди не смогут выявлять антисоциальную личность и препятствовать ей, помогать социальной личности и выдвигать её на первый план. Ведь само слово «общество» подразумевает общественное поведение, и без него общества не было бы совсем, а было бы только варварство, где риску подвергаются все люди, независимо от того, хорошие они или плохие.

Когда вы показываете, как можно распознать людей, приносящих вред, то в этом есть недостаток: эти люди затем сами используют данные характерные черты применительно к порядочным людям, чтобы выследить их и уничтожить.

Лебединая песня каждой великой цивилизации исполнялась под музыку стрел, топоров или пуль, которыми антисоциальные личности добивали последних порядочных людей.

Правительство опасно только тогда, когда антисоциальные личности могут им управлять и использовать его в своих целях. Конечный результат — уничтожение всех социальных личностей и в итоге крах Египта, Вавилона, Рима, России или Запада.

Вы можете увидеть из описания характерных черт антисоциальной личности, что интеллект не служит критерием для выявления такой личности. Она может быть сообразительной, глупой или иметь средние умственные способности. Поэтому те, кто чрезвычайно умён, могут подняться до значительных высот, даже стать во главе государства.

Влиятельность и способность или желание возвыситься над остальными тоже не являются признаком антисоциальной личности. Когда они действительно становятся влиятельными или возвышаются, они, однако, довольно заметны по общим последствиям их действий. Они могут быть и невлиятельными людьми, занимать очень низкое положение в обществе и не желать ничего лучшего.

Таким образом, только приведённые выше двенадцать характерных черт определяют антисоциальную личность. И двенадцать противоположных им черт являются единственным критерием для определения социальной личности, если мы не хотим отступить от истины.

Чтобы честно и наверняка выявить антисоциальную личность или заявить, что кто-то ею является, необходимо рассмотреть ещё и положительные стороны человека.

У любого под воздействием стресса могут случаться вспышки антисоциального поведения. Это не означает, что он антисоциальная личность.

У настоящей антисоциальной личности присутствует большинство характерных черт антисоциальной личности.

У социальной личности присутствует большинство характерных черт социальной личности.

Итак, нужно проанализировать как хорошее, так и плохое, чтобы безошибочно отнести человека к антисоциальным или социальным личностям.

При рассмотрении таких вопросов лучше всего иметь многочисленные и разнообразные свидетельства и доказательства. Один или два отдельных случая ничего не решают. Следует рассматривать все двенадцать характерных черт социальной личности и все двенадцать характерных черт антисоциальной личности и принимать решение на основе фактических доказательств, а не мнений.

Двенадцать наиболее важных характерных черт социальной личности таковы:

1. Когда социальная личность рассказывает о чём-то, она говорит конкретно: «Джо Джонс сказал…», «Газета „Стар“ сообщила…» — и даёт источники информации там, где это имеет значение или где это возможно.

Она может использовать обобщение «они» или «люди», но она редко делает это в связи с заявлениями или мнениями тревожного характера.

2. Социальная личность имеет большое желание передавать хорошие новости и не стремится передавать плохие.

Она может даже не побеспокоиться о том, чтобы передать критическое замечание, когда оно не имеет значения.

Она предпочитает создавать у людей ощущение, что они нравятся и нужны, и скорее перестарается в подбадривании, чем в критике.

3. Социальная личность передаёт сообщения без значительных искажений, и если она умалчивает о чём-то, то чаще всего о том, что может кого-то оскорбить.

Она не любит ранить чувства людей. Она иногда ошибается, воздерживаясь от передачи плохих новостей или приказов, которые, как ей кажется, содержат критику или являются резкими и грубыми.

4. Лечение и перевоспитание дают очень хорошие результаты, когда их применяют к социальной личности.

Хотя антисоциальные личности иногда обещают исправиться, они не делают этого. Только социальная личность может легко измениться или улучшиться.

Социальной личности часто достаточно указать на её нежелательное поведение, чтобы она полностью изменилась в лучшую сторону.

Чтобы социальные личности следовали правилам, не требуется уголовных кодексов и жестоких наказаний.

5. Друзья, знакомые и родственники социальной личности обычно здоровы, счастливы и имеют высокий моральный дух.

Истинная социальная личность очень часто вызывает улучшение здоровья или приносит удачу просто своим присутствием.

Она, по крайней мере, не понижает уровень здоровья и морального духа своих знакомых.

Когда социальная личность заболевает, то её выздоровление протекает так, как и ожидается, и ничто не мешает успешно её лечить.

6. Социальная личность обычно выбирает в качестве мишени для исправления правильные объекты. Она починит проколотую шину, а не станет колотить по лобовому стеклу. Следовательно, там, где дело касается ремёсел или владения механизмами, она может ремонтировать вещи и заставлять их работать.

7. Социальная личность обычно завершает начатые ею циклы действия, если это возможно.

8. Социальная личность стыдится своих проступков и с неохотой признаётся в них. Она берёт ответственность за свои ошибки.

9. Социальная личность поддерживает созидательные группы и имеет склонность протестовать против разрушительных групп или сопротивляться им.

10. Социальная личность протестует против разрушительных действий. Она помогает созидательным и полезным действиям.

11. Социальная личность помогает другим и оказывает активное сопротивление действиям, которые причиняют вред.

12. Для социальной личности собственность является чьей-то собственностью, и она предотвращает или осуждает кражу собственности или неправильное обращение с ней.

Социальные личности движимы желанием помочь другим и принести как можно больше добра как можно большему числу людей и областей жизни. Большая часть человечества состоит из социальных личностей.

Основное побуждение

Социальная личность в силу своей природы действует ради наибольшего блага.

Её не преследуют воображаемые враги, однако она распознаёт действительных врагов, когда они существуют.

Социальная личность хочет выживать и хочет, чтобы другие выживали, в то время как антисоциальная личность втайне хочет их гибели.

По сути, социальная личность хочет, чтобы другие были счастливы и чтобы у них всё было хорошо, в то время как антисоциальная личность с большой изобретательностью добивается, чтобы у других всё шло из рук вон плохо.

Основной критерий для определения социальной личности — это не её успехи, а её побуждения. Преуспевая, социальная личность нередко становится мишенью для антисоциальной личности и поэтому может потерпеть неудачу. Но её намерения предполагают, что её собственный успех принесёт пользу другим, в то время как антисоциальная личность ценит только гибель других людей.

Если мы не сможем выявлять социальную личность и оберегать её от ненужных ограничений, а также выявлять антисоциальную личность и ограничивать её действия, наше общество и дальше будет страдать от безумия, преступности и войн, а человечество и цивилизация не просуществуют долго.

Из всех наших технических навыков в Саентологии умение проводить такое разделение является самым важным, поскольку без него мы не сможем использовать никакие другие умения, так как не будет места, где их можно применять, — не будет цивилизации.

Не уничтожайте социальных личностей и не упускайте возможности лишить силы антисоциальных личностей, пресекая их попытки навредить остальным людям.

Одно то, что человек поднимается над своими ближними или занимает важное положение, не делает его антисоциальной личностью. Одно то, что человек может властвовать над другими или управлять ими, не делает его антисоциальной личностью.

Только побуждения, которыми человек при этом руководствуется, и последствия его действий позволяют отличить социальную личность от антисоциальной.

Если мы не поймём, каковы настоящие характерные черты этих двух типов личностей, и не будем использовать их в качестве критерия, мы будем и дальше жить в недоумении, кто же является нашим врагом, и тем временем будем несправедливо поступать со своими друзьями.

За каждым человеком числятся насильственные действия или бездействия, за которые его можно было бы осудить. Во всём мире нет ни одного совершенного человеческого существа.

Но есть те, кто старается делать добро, и те, кто стремится вершить зло, — и, зная приведённые здесь факты и характерные черты, вы можете распознать их.

расследования, проводимые якобы для того, чтобы обнаружить и разоблачить предательство, нечестность, и т.п. и обычно базирующиеся на сомнительных или не относящихся к делу доказательствах. Выражение возникло после «охоты на ведьм» в городе Сейлем, штат Массачусетс, в 1962 году, когда было казнено двадцать человек, которых на основе недостаточных доказательств обвинили в колдовстве.

особый суд, учреждённый в конце XV века и подчинявшийся правителям Испании, королеве Изабелле I (1451—1504) и королю Фердинанду V (1452—1516). Испанская инквизиция выявляла иудеев, мусульман, а позже и протестантов, чьи верования противоречили Римской католической церкви, этих людей допрашивали, применяя пытки, чтобы получить «признания», заключали в тюрьму, судили и сжигали на кострах. По приказу Томаса де Торквемады (1420—1498), первого и наиболее печально известного великого инквизитора, а также личного священника испанского короля и королевы, тысячи людей были изгнаны из Испании и тысячи были убиты. В 1834 году инквизиция в Испании была отменена.

последнее свершение человека, группы и т.д. перед смертью. Выражение происходит от древнего поверья, будто лебедь поёт раз в жизни — перед смертью.

столица Вавилонии, древней империи на юго-западе Азии (располагавшейся на территории нынешнего Ирака), которая процветала примерно с 2100 по 689 гг. до н.э. Являясь в то время самым важным городом в Западной Азии, Вавилон был знаменит своими величественными храмами и дворцами.

Cоциальная личность. Социальное развитие, роли, поведение, статус и типы личности

Социальное развитие личности

Социальное развитие личности — необходимое условие грамотного выбора, построения и развития взаимодействия с окружающим миром и людьми, с учётом индивидуальных особенностей человека. Это результат, к которому стоит стремиться. Жизнь человека постоянно предусматривает контакт и общение с себе подобными, в целях реализации личных и общественных насущных вопросов и задач. Любой контакт предполагает взаимодействие и следующий за ним выбор дальнейшего пути развития. Одним из главных проявлений социума, в отношении конкретно взятого человека, является его влияние на личность, начиная с рождения и до глубокой старости. Люди, вещи, предметы и события, которые присутствуют в мире, имеют своё место быть здесь, вне зависимости от нас. То есть, каждый из них занимает свою нишу объективно и оказывает на человека влияние. Это влияние проникает в отдельно взятого индивида посредством и через суждения, мнения и верования, которые имеет любой человек. Только после этого мы накладывает на своё восприятие окружающий материальный мир (объективную реальность). Развитие человека, как личности сводится к одному — научиться правильно выбирать в океане ежедневных предложений свой путь к реализации насущных личных и общественных задач. На этом пути Вы найдёте успех, признание, общение, новый опыт, а может и вторую половину и т.д.

Социальное развитие личности и согласие. Согласие — вера, проверенная полученным личным результатом или результатом того человека, кому вы безоговорочно доверяете или верите. Но не забывайте про нашу пословицу «доверяй, но проверяй». Стоит лишь вспомнить про получение личного результата, как проверка не заставит себя долго ждать. Развитие личностифактически обозначает для зрелого человека доверять, но проверять свой выбор, получением собственного положительного результата. Это дорога в обход манипуляции и лжи, это дорога согласия и равновесия. Не будьте скупы временем на проверку предложений, поступающих в Ваш адрес ежедневно. «Скупой, платит дважды», именно это подразумевает данная пословица. Время — главный герой на арене жизни, относитесь к нему с уважением и любовью, и Ваш личный социум обретёт мировые границы и признание.

Социальное развитие личности и адресный опыт. Многих людей, в зрелом возрасте, интересует словосочетание «своё предназначение», «выполнение собственного пути». В реальной жизни, происходит следующее. Накопленный жизненный опыт побуждает и провоцирует их расширить и изменить грани восприятия окружающего непосредственного, реального мира. Каждый начинает понимать, что у тела (биологической оболочки) есть дата рождения и дата смерти. И человек постепенно начинает осознавать, что двигается по кругу суеты, обыденности и мамоны. Ко всему прочему, этому способствует окружение, в ролях родителей, друзей и знакомых, особое значение играют СМИ. Они стремятся заякорить, остановить естественное развитие личностии превратить её в корзину для потребления и переваривания ненужных разговоров, обсуждения чужих мнений и негативных новостей от СМИ. СМИ это система манипулирования истиной. Очень часто, на голую истину, надевают красивую рубашку, не имеющую под собой качественной, да и вообще, никакой основы. И навязывают, втюхивают информационный мусор, разнообразные товары, новости, низкосортные телепередачи и фильмы. Негодования и пересуды граждан, попавших под влияние красивой рубашки, потом колыхают весь океан социума, включая семью, город, страну, создавая на пустом месте море иллюзий, затрудняющее всем выбор и жизнь. Что делает большинство граждан нашей страны? Обсуждают новости, к сожалению, в львиной доле, негативные. Чем больше обсуждают и осуждают, тем меньше времени остаётся на реализацию своих насущных вопросов и задач. И, как ранее мы уяснили, время есть главный герой получения собственного результата. Всё просто, чем больше времени играете в чужие игры, тем меньше остаётся на свою.

Социальные роли личности

Социальная роль — относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус отвечает на вопрос «Кто он?» (учитель, инженер, пенсионер), а роль — «Что он делает?», «Какие социально-типичные аспекты поведения проявляет?». В ходе длительного выполнения социальной роли у человека формируется некоторое представление о себе и закрепляются определенные свойства и черты личности. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Одни социальные ожидания выражены в четких правилах и инструкциях, другие подчас просто не осознаются. Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо исполняет свою роль, то группа, окружающие люди применяют к нему социальные санкции, меры принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, выговор, неодобрение. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность, либо он выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с тем, кто его ценит.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение — своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, т.к. человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я». Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей, побуждает освоить роль, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы: 1) если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заманчивы те права, те льготы, которые доступны исполнителю определенной роли; 2) если овладение ролью позволяет человеку приобрести социально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, действия человека, его активность обусловлены прежде всего внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

Социальное поведение личности

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям. Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано. Прежде всего орудийной деятельностью (изготовление орудий труда), использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным. Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.

Установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности. В 1934 году американский исследователь Лапьер провел эксперимент, результаты которого впоследствии стали известны под названием “парадокс Лапьера”. Лапьер путешествовал по США с двумя студентами-китайцами. Они посетили 252 отеля и во всех случаях (за исключением одного) встретили радушный прием. После завершения путешествия Лапьер обратился к владельцам 251 отеля с письмами, в которых сообщал, что снова намерен посетить эти места и просил ответить, может ли он надеяться на их гостеприимство. Ответ был получен из 128 отелей, причем только в одном случае было согласие, а в других письмах – отказ или уклончивые формулировки. Лапьер решил, что между реальным поведением хозяев и их отношением к китайцам есть расхождение.

Причина “парадоксального” поведения заключалась в том, что у каждого человека не одна, а несколько социальных установок разных уровней, которые срабатывают в зависимости от ситуации. Как известно, человеческие потребности определенным образом структурированы и находятся в иерархической зависимости. При удовлетворении потребностей низшего уровня актуализируются потребности высшего уровня. Каждому уровню потребностей соответствует определенный уровень социальных установок. В данном случае, когда гости прибыли в отель, сработала элементарная фиксированная установка. В результате – хороший прием. В дальнейшем в действие вступили ценностные ориентации и соответствующие им установки. Как следствие этого действия – отказ. Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых, это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.

Социальный статус личности

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон). В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; системы ценностей, характерных для данного общества. Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение. Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.

Таким образом, мы должны усвоить: Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию; Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям; Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль невозможна без таких условий, как: ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом; социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Социальные типы личности

Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки. Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций: традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации); идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие); фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием); реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем); потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний). Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах. Интересными в научном плане представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).

Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия. Материальная и духовная культура, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни личности. Образ жизни представляет собой способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, группы, слоя, общества. В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые могут приобретать различную окраску; быть основой норм, которые ориентируют человека, группу на тот или иной тип использования имеющихся материальных возможностей и тип межличностных отношений.

Образ жизни характеризуется такими показателями как: 1) распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы; 2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения; 3) обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.

Выделяют три стороны образа жизни: уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении); качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей); стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.

Понятие и критерии социализации

  1. I. Понятие и значение охраны труда
  2. I. Понятие общества.
  3. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  4. II. Понятие социального действования
  5. III.4. Критерии оценки преступления. Вина
  6. А. Понятие жилищного права
  7. А. Понятие и общая характеристика рентных договоров
  8. А. Понятие и признаки подряда
  9. А. Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг
  10. А. Понятие и элементы комиссии
  11. А. Понятие и элементы простого товарищества
  12. А. Понятие обязательств из неосновательного обогащения и основания их возникновения

Социализация — сложный и многогранный процесс. Термин «социали­зация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет одно­значного толкования. В соответствии с обобщенной трактовкой про­цесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систе­му норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей навыки, умения, знания. Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. При этом индивид формируется как член конкретного общества, к которому он принадлежит. Поэтому социализация американца будет существенно отличаться от социализации русского или представителя какой-нибудь африканской страны.

Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социализации, — это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В соответствии с одной точкой зрения, присущей ряду представителей западной психологии, индивид является объектом целенаправленных воздействий со стороны социума в плане приспособ­ления его к социальной жизни; акцент при этом сделан на принуждении, навязывании взглядов и норм поведения. Другая точка зрения акценти­рует внимание на активности индивида в процессе социализации, на его субъектной позиции в ходе присвоения норм и ценностей общества. Конкретные условия и социальное окружение могут либо препятство­вать проявлению активности и целенаправленно формировать конформ­ную личность, либо способствовать развитию таких качеств личности, которые позволят человеку стать индивидуальностью.

В отечественной социальной психологии наиболее распространено следующее понимание процесса социализации: Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ин­дивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систе­му социальных связей, а с другой стороны — активное воспроизводство ин­дивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

При таком понимании социализации фиксируются не только про­цесс социальной ориентировки и усвоение социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов со­циального самоопределения.

В целях конкретизации содержания социализационного процесса можно выделить в его структуре следующие грани, или смысловые до­минанты, позволяющие анализировать процесс социализации.

Во-первых, акцепт в анализе социализации может быть сделан на транс­ляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов со­циальной категоризации. Социальное развитие личности в этом случае бу­дет рассматриваться преимущественно как процесс инкулътурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интернализации социального опыта. Акцепт будет сделан на самом содержании усвоенного и механизмах этого усвоения.

В-третьих, внимание может быть уделено анализу возможных ре­зультатов социализации, т. е. социализация как адаптация.

Все перечисленные аспекты социализации характеризуют ее пассив­ную сторону, т. е. момент «вхождения» человека в общество. Активная сторона социализации, связанная с воспроизводством человеком усво­енного социального опыта, редко становится предметом социально-пси­хологических исследований.

В четвертой доминанте анализа процесса социализации акцент сде­лан на активности субъекта социализации, которая проявляется во мно­гих сферах: в приверженности разным ценностям, в выборе ролей, в ис­пользуемых способах разрешения ролевых конфликтов, в выборе способов самопрезентации и др. Здесь акцент сделай на рассмотрении социализации как процесса социального конструирования.

Следует заметить, что перечисленные четыре грани процесса социа­лизации выделены условно, в реальности они неразрывно слиты друг с другом.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о критериях этого процесса, на основе которых можно определить социализирован человек или нет.

Критериями социализированности личности явля­ются:

1) содержание сформированных установок, сте­реотипов, ценностей человека;

2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни;

3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

4) Однако главным критерием соадализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее- независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации личности не в том, чтобы превратить человека в послуш­ный «винтик», а в удовлетворении потреб­ности в самореализации (А. Маслоу) и в развитии спо­собности для успешного осуществления этой цели.

Содержание социализации

Содержание социализации – это то, что индивид должен усвоить в ходе процесса социализации. Что же конкретно он должен усвоить?

Исходя из положения, что социализация представляет собой процесс становления личности, выделяются три сферы, в которых, прежде всего, и осуществляется становление личности: деятельность, общение, само­сознание.

1. Первая сфера — деятельность. На протяжении всего процесса социа­лизации индивид осваивает все новые виды деятельности. При этом происходят три процесса:

ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, которая осуществ­ляется через посредство личностных смыслов, т. е. означает выяв­ление для каждой личности особо значимых аспектов деятельно­сти, причем не просто уяснение их, но и их освоение;

центрирование вокруг главного вида деятельности, сосредоточе­ние внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей;

освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

2. Общение. Процесс общения рассматривается в кон­тексте социализации со стороны его расширения и углубления. Рас­ширение общения — умножение контактов человека с другими людь­ми. Углубление общения — это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться в парт­нере, более точное его восприятие.

3. Развитие самосознания личности. В са­мом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление у человека образа его Я, самооценки и уровня притязаний.

Кроме перечисленных основных компонентов, которые входят в содержание социализации, можно выделить дополнительные. К ним можно отнести следующее:

4. Приобретение знаний. Объем усвоенных знаний задан программой общеобразовательной школы. Однако, индивидуальность человека проявляется в том, что он может усвоить большее количество знаний, или же не усвоить даже минимум.

5. Освоение навыков и умений. В каждый исторический период формируются определенные умения и навыки. Например, раньше каждая женщина должна была уметь вышивать, а сейчас важным является умение пользоваться компьютером.

6. Традиции. Традиции могут быть как у одного человека, так и у всей группы в целом (традиции класса, семейные традиции, национальные традиции, традиции государства). Наличие традиций организует человека, способствует формированию его самоуважения. Они также помогают в педагогической деятельности.

7. Присвоение норм и правил этикета.

Процесс социализации понимается как единство изменений во всех этих сферах. Эти сферы, взятые в целом, создают для индивида «расширяю­щуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систе­му социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход, поэтому нет другой формы ос­воения действительности, кроме ее активного преобразования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *