Все про букву ы

Буква Ы, звук [ы]

Введение

На этом уроке познакомимся с необычной буквой.

Послушайте слова: камыш, былинка, прыгать, рысь, мыло.

В этих словах есть один общий звук . Познакомимся с этим звуком и его буквой.

Характеристика звука

Произнесем слово сыр. Понаблюдаем за звуком . Мы можем растянуть этот звук, произнеся слово сыр протяжно. Голос проходит свободно, не встречает преград, этот звук – гласный. Особенностью звука является то, что он может стоять только после твердых согласных звуков.

Примеры

Рис. 1. Примеры

Звук в середине слова, после твердых согласных звуков. Отмыть, покрытый (Рис. 2).

Рис. 2. Примеры

Звук на конце слова, после твердых согласных звуков.

Морозы, помидоры, заботы, огурцы (Рис. 3).

Рис. 3. Примеры

Важность буквы Ы в словах

Звук и буква Ы не встречаются в самом начале слова. Поэтому заглавной буквы Ы не существует.

Ы всегда служить готова,

Только не в начале слова.

Слов с начальной буквой Ы

Не найдете в книгах вы!

Буква Ы важна тем, что помогает различать слова и может своим присутствием в слове полностью изменить его значение.

Например: Мила – мыла. Первое слово – это имя девочки. Заменим одну букву, и это слово станет обозначать действие (Рис. 4).

Рис. 4. Пример

Мишка – мышка

Из-за замены одной буквы большой медведь становится маленькой мышкой (Рис. 5).

Рис. 5. Пример

Ми – мы: заменив одну букву в названии ноты, получим слово мы (Рис. 6).

Рис. 6. Пример

Упражнение

Вспомните слова, в которых буква Ы оказывается на разных позициях в слове.

Буква Ы близка к началу слова: сын, нынче, дырка (Рис. 7).

Рис. 7. Слова-примеры

Буква Ы в середине слова: мартышка, крыса (Рис. 8).

Рис. 8. Слова-примеры

Буква Ы в конце слова: ковры, птенцы, сады (Рис. 9).

Рис. 9. Слова-примеры

Печатная буква Ы

Печатная буква Ы похожа на мягкий знак, к которому приставили палочку (Рис. 10).

Рис. 10. Печатная буква Ы

Чтобы лучше запомнить букву, нарисуйте ее.

Учимся писать строчную букву Ы

Начинаем писать сверху. Ведем наклонную прямую, чуть не доводя до строчки, закругляем и продолжаем закруглять до середины буквы, делаем поворот точкой, далее ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением (рис.11).

Рис. 11. Строчная буква Ы

На занятии мы познакомились со звуком , с его буквой и научились эту букву писать. Узнали, в чем особенность буквы и звука . Выполнили упражнение.

Домашнее задание

  1. Попробуйте слепить букву Ы из пластилина.
  2. Может ли слово начинаться на букву Ы?
  3. Чем важна буква Ы?
  4. Придумайте слова, в которых звук был бы в конце слова.

Список рекомендованной литературы

Буква ы, обозначающая гласный звук [ ы]

Тема: Буква ы, обозначающая гласный звук

Цели:

1. Образовательные:

Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук , учить наблюдать за

позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;

Работать над развитием фонематического слуха

Отработка техники чтения; закрепить понятия кто? что?;

Работать над понятием множественного и единственного числа;

Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.

2. Развивающие:

Пополнение словарного запаса;

Развитие речи учащихся; связанной правильной речи, внимания;

Развитие мышления, логики; памяти,

Развитие мелких мышц руки;

3. Воспитательные:

Привитие бережного отношения к учебным материалам.

Приобщение детей к литературе;

Воспитание культуры общения

Ход урока.

1.Организационный момент

Повторение изученного материала.

— Что нам помогает общаться? (Речь.)

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

— Из чего состоят предложения? ( Из слов.)

— Из чего состоят слова? (Из звуков.)

2.Работа по таблице «Звуки речи» ( Лента букв)

— Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

— Чем отличаются согласные от гласных?

— Чем отличаются ударные гласные от безударных?

— При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)

-Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
— Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
— А после коровы? (После коровы медведь.)
— Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
Игра «Внимание!»

-Запомните расположение животных, закройте глаза.
-Что изменилось?

6. Звуковой анализ слов
— Отгадайте загадку.
За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

— Это лиса

— По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей)

-Произнесите слово, выделяя голосом второй звук. (Ли-и-иса)

7. Речевая разминка

1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»

Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)

3) Работа над скороговоркой

Мама мыла Милу мылом.

— Произнести скороговорку, выделяя звуки ,.

— Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

— Произнести скороговорку с разной интонацией:

— спокойно;

— сердито;

— весело, бодро

-Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:

-Что делала мама?

-Кого мыла мама?

-Чем мама мыла Милу?

-Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

4. Слого-звуковой анализ слов: «Мила» и «мыла»

— Чем отличаются схемы? Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?

— Какой звук указал нам на мягкость согласного звука ?

— Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука ? Произнесите его.

— Что можете сказать о звуке ?(Поётся, тянется, произносится голосом без прегра

Работа над новым материалом. Знакомство со звуком и буквой ы

1. Постановка темы урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой и звуком, который она обозначает. Вы научитесь писать новые буквы.

2. Фонетическая зарядка

— Как пыхтит тесто? (Пых-пых)

5.Игра «Найди одинаковый звук в словах»

— Какой одинаковый звук есть в словах-отгадках на загадки?

1) Загадки

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

(рыбы)

Под полом таится,
Кошки боится.

(мышь)

Что любит мышка?

(сыр)

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка

(тыква)

2) Работа над выделением звука

– Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

(Звук , когда мы говорим, мы произносим звуки.)

.4) Итог

ы – дает – он гласный, может быть ударным или безударным.

5) Показ буквы ы печатной и прописной, её анализ (Образец написания буквы)

6) Работа в парах (на партах у детей листочки со стихами)

– Как произносятся согласные звуки перед звуком ?

– А какой гласный звук дает мягкость согласного?

Работа в тетради по печатанию

– Звук обозначается буквой ы.

– Давайте напечатаем эту букву:

ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

– Вспомните и назовите слово с буквой ы.

Работа в «Прописи» № 1

1. Коллективный анализ слов «осы» и «совы», составление схем у доски и в тетради

2. Самостоятельное раскрашивание рисунков к словам

3. Самостоятельная работа в «Прописях» № 1

ХII. Работа в тетради по печатанию

XIII. Итог урока:

-Чему учились на уроке? С какой буквой познакомились?

— Что обозначает буква Ы? Назовите все изученные гласные звуки. В чём отличие гласных от согласных?

– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

– Приведите примеры.

XIV. Рефлексия.

Тема: звук и буква и.

Цели урока:

Развитие фонематических процессов.

Обучение соотнесению звука с буквой.

Задачи:

Формировать умение соотносить звук И, букву И, познакомить с артикуляцией и характеристикой звука И.

1.Развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук И среди других звуков, в слогах, в словах; фонематический анализ и синтез – на основе упражнений в определении места звука И в слове, в составлении слова из заданных звуков.

2.Развивать пространственно-временные представления.

3.Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память.

Воспитательные: работать над формированием положительной мотивации к урокам,к школе.,трудолюбие.доброту..

Ход урока.

Орг.момент:

Ответьте предложением:

– Какое сейчас время года? Какое сегодня число, месяц? Какой день недели? Будет завтра?

1. Речевая разминка, развитие пространственных представлений.

Работаем по правилу:

“Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.”

– Поставьте на локоток правую руку, закройте правой рукой правый глазик, правое ушко; поставьте на локоток левую руку – закройте левой рукой левый глазик, левое ушко …

2.Работа над новым материалом

Самый главный гость -звук И.

Научим всех гостей правильно произносить звук И– зеркала, артикуляция И –проверка –

Произносим И громко, тихо, шёпотом. Характеристика звука И.

Поймайте для гостей звук И – хлопните в ладоши:

А,и,о,у,ы,и,э,ап,их,ан,ну,ни,ты,ти,дом,мир.

Соотнесём звук И с буквой И:

Руки – на локоток, взяли карандаш: “Пальцы дружно вверх глядят, превратиться в И хотят”.

– На что похожа буква И? Откуда и куда идёт “поясок”?

Возьмите карточку,

Анализ элементов буквы Ии.

Письмо строчной и заглавной букв Ии

3. Активизация словаря, развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ира и Игорь на летних каникулах были в деревне у бабушки Инны. Вышли Ира и Игорь на хозяйственный двор, а по двору гуляют -индюк, свинья, утки, куры, гуси.

Обобщите, исключите лишнее. (Ллишнее -2 варианта: свинья, куры)

– Возьмите цифровой ряд. Покажите место буквы И в оставшихся словах – названиях картинок.

4. Физкультминутка:

Отдыхаем вместе с гостями:
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая-
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы. Две руки –
Правая и левая.
Воды моря и реки
Загребают, плавая.

– В каких словах услышали И?

– Что изменилось на хозяйственном дворе?

5. Рефлексия.

Ира и Игорь, когда гостили у бабушки, часто ходили в лес за ягодами.

Называем, если услышите звук И, запишите букву И в тетрадь.

Ягоды: малина, клюква, смородина, земляника, черника, морошка, брусника, голубика.

. Вспомните, какие это были ягоды. Назовите, какое варенье сварила бабушка Инна из этих ягод: из малины – малиновое… Молодцы!

6. Итог.

Долго Ира и Игорь вспоминали про отдых у бабушки Инны. Какую букву они больше всего полюбили? Возьмите ручку, пропишем в воздухе И заглавную, и строчную.

Понравилось ли вам на занятии? Оцените свою работу.

Конспект занятия «Звук [Ы] и буква Ы»

ирина солдатенко
Конспект занятия «Звук и буква Ы»

Тема № 8. Звук и буква Ы

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизиро-ванных речевых радов.

2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).

3. Научить правильно произносить звук , выделять его в середине и в конце слов.

4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.

5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

6. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение после-довательности элементов автоматизированного ряда).

Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку отве-тить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала Задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко».

Взрослый произносит гласные звуки , , тихо и громко, ребе-нок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ре-бенка произнести любой гласный звук тихо или громко.

Задание 3. Знакомство со звуком .

Фонетические упражнения.

Медведь ревет: ыыыы. (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы. ;пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ. ;па-роход удаляется: ЫЫЫЫыыыы.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука :

— губки не напряжены;

— зубки разомкнуты;

— язычок отодвинут глубоко в ротик;

— горлышко «работает».

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

а, у, ы, а, у, о, ы. ; ым, ум,. ; ды, мы, ма. ; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка.

Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисован-ных предметов те, в названии которых есть звук , голосом выделить звук в слове, определить место звука в слове (середина, конец слова, используя карточку и красный кружок.

Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус., мос., бол., ко. ;ДЫ: са., хо., пло., ря.

Задание 7.Вместе со взрослым закончить слово:

Мы. (-ло, лы. (-жи, сы. (-нок).

Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).

Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинако-вый последний звук появился во всех этих словах?»

двор — дворы, забор —. , комар —. , топор —. , шар —.

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук .

Задание 10. Подобрать слова со звуком .

Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом сло-ве.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло.

Я. Аким

Задание 12. Вспомнить названия предметов со звуком .

Задание 13.Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Задание 14. Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

На что похожа буква Ы?

Игры с буквой.

Задание 15. Анализ слов дом,дым: выкладывание схем слов из круж-ков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Договорить предложения,выбрав подходящее по смыслу слово:

Из трубы идет. Строители построили новый. (дом, дым).

Урок обучения грамоте по теме: «Звук [ы], буква ы»

Цели:

  1. Познакомить со звуком и буквой Ы.
  2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
  3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

Оборудование:

I. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

II. Новый материал.

— Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

— Давайте потянем звук . (ы — ы — ы. . .)

— Давайте попоем, (ы — ыы — ы — ыы. . .)

На доске: «звуковички»

— Каким «звуковичком» можно обозначить звук ? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

— А кто знает, какой буквой обозначается звук ? (Буквой ы.)

— Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

— А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

— А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

На доске: табличка (буква ы — печатная и письменная).

— Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

На доске: алфавит.

— Найдите место буквы ы. Покажите.

Ф/м

Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке — целый мир,
В каждом мире — вкусный сыр,
В каждом сыре — восемь дыр.

Вопрос для самых внимательных:

В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук ?

Назовите. (Дети называют слова.)

Дети приводят примеры слов.

— Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук .

Вывод: звук в начале слова не произносится.

Двустишие

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

— Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова — умная птица, ученая.)

— Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

Ф/м

Совушка — сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит!

— Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)

— Где в слове — отгадке слышится звук ?

— Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

На доске картинка “Бобры”.

— Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

— Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

— Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

(Свободные высказывания детей.)

А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

— Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

— Как автор называет бобров? (Дровосеки.) Почему?

Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

— От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

— Мы узнали, какие бобры — мастера — дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

— От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

Все бобры добры

Для своих бобрят.

— В каких словах есть звук? Где он произносится?

— Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята — детеныши.)

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

Идут бобры

В сыры боры.

— В каких словах есть звук ? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

Ф/М

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

III. Обобщение

— Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке — поднимите руки.

— Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

— Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы — если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову — свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее — бумажную сову.

Всем детям раздаются призы.

— Урок окончен. Спасибо.

1. Ы — (рус., фант.) голый вепрь, проклятый святым Микой (Икающий лес братьев Стругацких).
2. Ыал-Усуга — посёлок в Якутии в междуречьи рек Тумара и Келе, впадающих в Алдан. 63,35 °с.ш. и 130,05 °в.д.
3. Ыгыатта — она же Ыгыта — река на западе Якутии, левый приток Вилюя. Длина 601 км, площадь бассейна 11,2 тыс. кв. км. Берега реки круты и каменисты, течение быстрое, вода прозрачна и холодна. Уровень реки зависит от выпадающих в её долине дождей, в устьи глубина до 4 сажен. Была известна обилием на своих берегах цветных камней, называемых вилюйскими изумрудами, рубинами, сердоликами, халцедонами, яшмами, аквамаринами и полуопалами. Камни имели округленную форму и лежали всегда в русле реки или на песчаных отмелях.
4. Ыгыта — см. Ыгыатта
5. Ыйбён — (корейск., буквально — воины за правое дело, армия справедливости), в средневековой Корее народное ополчение (главным образом из крестьян) для отражения иноземных захватчиков; возникло в конце X в., в период нашествия киданей. В новое время это — вооруженные отряды корейских патриотов, боровшиеся с японскими агрессорами. Партизанская борьба таких отрядов приняла в Корее широкий размах в 1905—08 гг. после установления японского протектората. Лишь разгромив или оттеснив в глухие районы основные силы Ыйбёнов в августе 1910 г., японские империалисты аннексировали Корею.
6. Ыйсан — (625 — 702 гг.) выдающийся буддистский деятель Кореи периода Объединения. Полагал, что всё сущее в мире подобно отражению в глади морской поверхности и что истина может быть познана только в мире души.
7.Ыйсон — село в Южной Корее в районе Кёнсан-Пукдо. Железнодорожная станция. Ок. 36,30 °с.ш. и 129 °в.д.
8. Ыйчхон — (1055 — 1142 гг.) выдающийся деятель корейского буддизма периода Коре. Сын вана Мунджона. Являлся автором значительного числа буддистских сочинений, в большинстве своём не сохранившихся. Был главным организатором и руководителем издания «Продолжения большого свода сутр» («Сокчангён») в 4769 томах. Пытался преодолеть соперничество между традиционной и дзэн-буддистской школами, выдвинув учение о том, что путь открытия истины строго индивидуален и может быть любым, будь то углубленное изучение сутр или медитация.
9. Ыллымах — посёлок в Южной Якутии в 55 км к ЮЮВ от г. Томмот. Ок. 59 °с.ш. и 127 °в.д.
10. Ыльчи Мундок — полководец государства Когурё, организатор победы над китайскими захватчиками в 612г. Жил во II пол. VI — I пол. VII вв.
11. Ымыяхтях — посёлок в Центральной Якутии в 30 км к С от Якутска, на левом берегу Лены. 62,27 °с.ш. и 129,53 °в.д.
12. Ын — старое корейское имя. Известен Пак Ын Сик — корейский историк, философ, деятель национально-освободительного движения на рубеже XIX и XX вв.
13. Ынахсыт — нежилой посёлок в Якутии, на левом берегу реки Тамма, впадающей в Лену, 7 км к Ю от пос. Даркылах. 60,58 °с.ш. и 130,22 °в.д.
14. Ынтаев Владимир — руководитель ансамбля «Алтай-кай», лауреат премии ЮНЕСКО, рекордсмен планеты по длительности горлового пения, 2004 г.
15. Ынталы — село в Карагандинской области Казахстана в 50 км к северу от железнодорожной ветки на Байконур. Ок. 49 °с.ш. и 71 °в.д.
Ыныкчанский — посёлок на юго-востоке Якутии. Ок. 60 °с.ш. и 138 °в.д.
17. Ынырга — село в Горном Алтае; в нескольких километрах к югу от посёлка Сейка, на реке, которая впадает в левый приток Бии.
18. Ыомжу — железнодорожная станция в Пхеньяне, Северная Корея.
19. Ыппыт — молочно-товарная ферма в Центральной Якутии в 20 км к З от Лены. 62,54 °с.ш. и 129,20 °в.д.
20. Ыр — общее название песен у некоторых тюркских народов. У кумыков в Дагестане исполняются народными сказителями.
21. Ырбан — село в Туве в устье реки Хам-Сыра, впадающей в Большой Енисей. Ок. 51,30 °с.ш. и 95,40 °в.д.
22. Ыспарта — город и вилайет (административно-территориальная единица) на среднем Западе Турции. Расположены к северу от Таврических гор. Координаты города — ок. 37 °с.ш. и 30,45 °в.д.
23. Ыстаннах — остров на реке Лена в Центральной Якутии. 63,40 °с.ш. и 128,15 °в.д.
24. Ыстаннах-Хочо — посёлок в устье Олёкминской протоки Лены на севере Якутии.
25. Ытыккельское — озеро в Якутии, к востоку от Якутска. Это небольшое озеро на реке Татта, левом притоке Алдана. На берегу озера раньше располагался 20. Ытыкельский Преображенский погост с деревянной церковью, в которую приходило до 7000 якутов Бутурусского улуса.
26. Ытык-Кюёль — село в Якутии на федеральной автомагистрали «Колыма» в 239 км к востоку от Якутска. Ок. 62 °с.ш. и 134 °в.д.
27. Ытык-хая — он же Сургуев камень — гора в Якутии, на берегу Лены в 40 верстах ниже Якутска. Месторождения железной руды, бурого каменного угля и строительного камня.
28. Ытымджа — река на юге Якутии, левый приток Гонама. Течёт с запада на восток, примерно на 56 ° 40′ с.ш. и у 128 °в.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *