Вязание крючком для детей

Вязание крючком подразделяется на следующие виды: простое вязание с помощью короткого крючка, тунисское вязание длинным крючком, вилочное, с применением крючка и специальной вилки (шалевой скобы), гипюр или ирландское (брюссельское) кружево, где отдельные мотивы, связанные крючком соединяются в изделие.

Существует два способа вязания: плоское и круговое. В простом вязании крючком при плоском вязании возможно направление движения вперёд и назад (с поворотом в конце каждого ряда и вывязыванием петель поворота) — при таком вязании отсутствует изнаночная сторона, либо только вперёд, с обрывом и закреплением нити в конце каждого ряда. В круговом вязании изделия вяжутся либо цилиндрической формы (без шва), либо круговой.

Как вязать крючком

При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой руки. Крючок держится в правой руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.

Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье, шаль, варежки и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты, воротник и т. д.) или украшений (салфетки, занавески, скатерть и т. д.).

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 1

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 2

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 3

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 4

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 5

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 6

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 7

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 8

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 9

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 10

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 11

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 12

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 13

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 14

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 15

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 16

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 17

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 18

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 19

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 20

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 21

Пошаговый самоучитель вязания крючком. Урок 22

Как и многие другие прикладные виды рукоделия, вязание крючком позволяет изготавливать интересные, уникальные и практичные изделия. Научиться вязать крючком непросто, но, обладая усидчивостью, терпением и пространственным воображением, можно наработать необходимые базовые навыки.

Даже те, кто вовсе не умеет читать схемы и не понимает, как формируются петли (люди с нулевым уровнем мастерства), смогут сориентироваться по графическим рисункам, фотографиям и текстовому описанию приемов.

Выбор крючка

Так как крючок является главным инструментом, он должен быть удобным. Это главный критерий при его выборе. Производители выпускают крючки из самых разных материалов, но наиболее популярными на протяжении многих лет остаются металлические инструменты.

Современные крючки изготавливают из нержавеющей стали, это легкий, прочный и долговечный материал. Он не стирается и не красит пряжу (как алюминиевые), не гнется и не ломается (как пластиковые и деревянные). Однако это не значит, что все остальные типы инструментов бесполезны.

Например, деревянными крючками больших размеров удобно вязать трикотажную или мохеровую пряжу, они легкие и не позволяют нити скользить. Недорогие пластиковые зачастую покупают для вязания 1-2 изделий.

Металлические инструменты могут быть с ручкой или без ручки, удобны оба вида. Вязальщице стоит попробовать повязать разными крючками, чтобы составить собственное мнение. Некоторые считают, что крючки без ручки слишком впиваются в пальцы и прокручиваются, другие говорят, что им натирает пластиковая или деревянная ручка.

При выборе инструмента с ручкой, стоит проверить, насколько прочно соединены металлическая и деревянная (или пластиковая) части. Нередко стальной крючок выпадает и его приходится подклеивать.

По длине инструменты разделяются на классические крючки (12-16 см) и инструменты для тунисского вязания (20-40 см). Крючки для тунисского вязания также бывают простыми и на леске.

Большое значение имеет размер и форма головки крючка. Она должна быть не очень острой, иначе может поранить кожу пальцев. От диаметра головки зависит размер петли и столбика, поэтому важно подобрать крючок, соответствующий толщине пряжи. Обычно производители пряжи для вязания пишут рекомендованные размеры инструментов на этикетках, но это скорее советы, чем точные указания.

Например, чтобы подобрать крючок для работы с пряжей толщиной 400 м/100 г, нужно учесть:

  • состав материала (акрил или мохер легче шерсти и хлопка, поэтому при одинаковом метраже фактическая толщина нити будет разной);
  • тип изделия, которое планируется (свитера и пуловеры вяжутся не так плотно, как шапки, варежки и носки. Но шарфы должны быть гораздо более рыхлыми и пластичными, чем плечевые изделия);
  • индивидуальную плотность вязания (одним и тем же крючком можно связать рыхлое полотно или затянуть столбики и получить очень тугое вязание).

Научиться вязать крючком с нуля можно, приобретя несколько крючков с близкими размерами (например, №2,5, №3 и №3,5) и протестировать их на выбранной пряже.

После стирки образцов станет понятно, какое полотно лучше соответствует задумке вязальщицы.

Выбор пряжи

Для обучения вязанию крючком подойдет гладкая пряжа с тугой круткой. Однако не стоит покупать самую дешевую акриловую нить, так как работать с искусственным волокном не так приятно, как с натуральным. Ручное вязание всегда сопряжено с тактильными ощущениями и выбор качественной, интересной пряжи в немалой степени формирует отношение к виду рукоделия в целом.

Пряжа, с которой удобно работать:

  • гладкая без крупных ворсинок и рельефных вкраплений;
  • с равномерной толщиной (без декоративных утолщений);
  • со средним метражом (около 250-350 м/100 г);
  • однотонная (меланжевая нить или пряжа секционного окрашивания мешает воспринимать узор);
  • со смешанным составом (очень хорошо ложится в полотно нить, состоящая из хлопка с акрилом или из шерсти с добавлением хлопка или акрила).

Ориентируясь на рекомендации по выбору пряжи, можно составить список свойств материала, которые затрудняют процесс обучения вязанию:

  • неравномерная толщина, рельефы и цветные пятна на пряже;
  • слишком густой пух и ворс (волоски запутываются вокруг крючка, мешают увидеть фактуру полотна и понять, все ли верно связано);
  • пряжа, состоящая из многих нитей, которые не скручены между собой (крючок плохо захватывает рабочую нить, расслаивает ее);
  • материал из льна, жесткого хлопка, «скрипучего» акрила;
  • слишком тонкая или толстая пряжа, с которой сложно справиться.

Эти советы помогут подобрать пряжу для вязания образцов и тренировки навыков, но для изготовления одежды или интерьерного декора стоит выбирать материалы по другим критериям. Они варьируются в зависимости от того, какое изделие будет связано, для каких целей и на какой возраст.

Как читать схемы вязания крючком: нюансы

Научиться вязать крючком с нуля проще всего по схемам и графическим изображениям базовых приемов.

Несмотря на то, что все основные элементы в технике вязания крючком выполняются одинаково во всех странах, на схемах они могут быть обозначены разными значками. Есть условные обозначения, которые применяются чаще других, но нередко дизайнеры применяют собственные уникальные символы.

В любом случае, к схемам всегда прикладывается ключ к расшифровке условных обозначений, чтобы не было недоразумений и ошибок. Чаще всего ключ представляет собой таблицу, но может выглядеть, как список или часть текста описания.

Существует 2 вида схем для вязания крючком: для прямых и круговых полотен. Соответственно, схемы бывают составлены при помощи поворотных или круговых рядов. Интересно, что круговое вязание используется не только для изготовления круглых мотивов и полотен, но также для вязания квадратов, прямоугольников, шестиугольников и даже треугольников.

Оба типа схем состоят из одинаковых символов, но выглядят по-разному. Чаще всего они содержат определенную часть узора, которая периодически повторяется: это раппорт. Если рассмотреть схему, составленную прямыми и поворотными рядами, то раппорт будет иметь вид прямоугольника (несколько столбиков в ширину и несколько рядов в высоту).

Особенность таких схем в том, что количество столбиков в нижней части раппорта (в 1-м ряду) такое же, как в верхней (например, в 5-м ряду). Это говорит о том, что полотно не расширяется и не сужается, оно ровное. Читать такую схему следует последовательно по рядам снизу вверх. Первый ряд (и все нечетные) читается справа налево, второй (и все четные) — слева направо.

Иногда первым рядом в схемах считается наборная цепочка, поэтому порядок прочтения сбивается (однако принцип сохраняется). Проще всего найти начало ряда по петлям подъема. В зависимости от высоты ряда, он может начинаться с одной, двух и большего количества петель подъема.

Примеры прямой и круговой схем вязания крючком

Если же посмотреть на круговую схему, то ее раппорт обычно имеет вид клина: в нижней части он намного уже, чем в верхней. Это связано с тем, что каждый ряд кругового полотна шире, чем предыдущий. Так происходит формирование мотива.

Круговые схемы читаются от центра к внешнему краю. Каждый ряд (Рд) формируется в одном и том же направлении: справа налево. Такие узоры также требуют, чтобы в начале ряда были воздушные петли подъема.

Особенность круговых рядов в том, что они всегда заканчиваются присоединительными столбиками. Об этом часто забывают начинающие, но это важный момент, который позволяет получить аккуратный и правильно связанный мотив.

Как правильно держать крючок и нить

Каждая вязальщица сама определяет для себя наиболее удобный метод удержания крючка и захвата нити.

Есть 2 наиболее популярных метода:

  • Крючок проходит между указательным и большим пальцем и ложится на руку сверху.
  • Инструмент также зажимают большим и указательным пальцами, но его свободный край уходит под ладонь.

Рабочую нить пропускают через указательный палец второй руки (левой), слегка ее натягивая. При этом полотно держат большим и средним пальцами левой руки, а указательный немного отводят в сторону.

Как начать работу

При вязании прямых полотен крючком самым первым действием становится набор цепочки из воздушных петель (ЦВПт). Чтобы рассчитать количество ВПт, необходимо сложить число Пт во всех раппортах и прибавить ВПт подъема (для разных узоров необходимо различное количество Пт подъема).

Многие мастерицы предпочитают не вычислять точное число ВПт для начального ряда, они просто вяжут длинную ЦВПт, затем провязывают первый ряд по узору. Лишние ВПт просто распускают.

Важно помнить, что ВПт могут получиться более тугими, чем столбики в последующих рядах. В таком случае полотно будет стянуто внизу, это приведет к тому, что изделием будет сложно пользоваться. Стоит вязать ЦВПт более крупным крючком (на 2 размера больше, чем инструмент, которым вяжется основное полотно) или намеренно растягивать ВПт при наборе.

Научиться вязать крючком с нуля круговые полотна можно, если потренироваться в наборе воздушных петель. Однако круговые мотивы начинают вязать с выполнения кольца. Классический способ создания кольца — это вязание короткой ЦВПт (4-10 ВПт) и замыкание ее в круг присоединительным столбиком.

Как научиться вязать крючком с нуля: метод кольца амигуруми

Однако в последние годы популярность получил метод кольца амигуруми. Он заключается в том, что рабочая нить несколько раз оборачивается вокруг пальца, затем снимается и первый ряд узора вяжется в полученное кольцо. Необходимо знать, что при таком способе начала кругового мотива следует очень крепко затягивать свободную нить и надежно прятать ее хвостик.

Вязальные узоры: базовые элементы

Набор основных вязальных приемов — это своеобразный алфавит для вязальщиц. Невозможно прочесть ни одного слова, если не изучены буквы.

Точно также нельзя приступать к вязанию узоров, прежде чем будут освоены базовые элементы:

  • ВПт: для формирования первой ВПт можно воспользоваться любым удобным способом.

Далее основание первой ВП берут в левую руку и зажимают двумя пальцами, РбН перебрасывают через указательный палец. Кр. вводят в петлю, захватывают РбН и протаскивают через петлю. Аналогично выполняют остальные ВПт.

  • ПлСт — простейший элемент, который образуется, когда Кр. входит в Пт предыдущего Рд, захватывает РбН и протаскивает эту нить через петлю на Кр. На рабочей стороне полотна образуется аккуратная косичка, а с изнанки — штрих.

Существуют также ПлСт с Н. Перед вводом Кр. в Пт основания, нужно сделать Н (движение Кр. от себя так, чтобы РбН оказалась переброшенной через него). Затем захватывается РбН и одновременно протаскивается через петлю предыдущего Рд и через Н. Такой элемент получается выше, чем СтБН, но ниже, чем СтСН.

  • СтБН: для его формирования Кр. должен войти в Пт основания, захватить РбН и протащить на лицевую сторону. Затем Кр. снова захватывает РбН и протаскивает ее через 2 Пт.
  • СтСН: сначала выполняется Н. Далее Кр. необходимо ввести в Пт предыдущего Рд, подхватить РбН и протащить на лицевую сторону. Затем снова подхватывается РбН и провязывается новая Пт вместе с Н. После очередного подхватывания РбН провязываются 2 последние Пт. В зависимости от узора, столбики могут иметь 2 и больше Н (3, 4 и даже 5).
  • ССт: фактически, это тот же ПлСт, но он выполняет соединительную функцию. Если нужно сопоставить 2 полотна или конец кругового ряда с его началом, то используют ПлСт, а в описаниях его называют ССт.
  • Скрещенные СтСН. Этот элемент образуется путем сочетания двух СтСН и одной ВПт. Сначала пропускают одну Пт основания и во 2-ю вяжут СтСН (он наклонен вправо). Затем выполняют 1 ВПТ и вяжут СтСН, возвращаясь на 2 Пт основания назад (он наклонен влево). Таким образом, второй Ст пересекает первый.
  • 2 СтБН, провязанные вместе (Ст с общей вершиной). Этот прием позволяет заузить полотно, так как верхний край Рд получается более коротким, чем нижний. Вначале Кр. вводят в 1-ю Пт основания, захватывают РбН и формируют петлю. Затем, не завершая вязание первого СтБН, начинают выполнять 2-й. Когда на Кр. окажется 2 незаконченных СтБН, захватывают РбН и протаскивают через все петли.
  • ПШСт: этот декоративный элемент очень объемный и требует большего количества пряжи, чем остальные приемы. На Кр. набрасывают Н, вводят его в петлю основания формируют Пт на лицевой стороне полотна. Эту Пт вытягивают до нужной высоты.

Действия повторяют необходимое количество раз (3-9 повторений), вводя Кр. в одну и ту же Пт основания, а затем одновременно провязывают все Пт на Кр.

  • Незаконченные СтСН выполняют по аналогии с двумя СтБН с общей вершиной. Первый СтСН вяжут до половины, затем начинают выполнять второй. На завершающем этапе протаскивают РбН через все Пт на Кр.
  • Пико — декоративный элемент, которым обрабатывают открытые края изделия или включают в состав ажурных узоров. Для его формирования вяжут 3 ВПт подряд, затем вводят Кр. в основание первой ВПт и выполняют СтБН. Таким образом, ВПт образуют небольшую арку или зубчик.

  • Вязание по кругу — это техника, при которой каждый последующий Рд шире предыдущего. Круговой Рд начинается с ВПт поворота, а заканчивается ССт.
  • Рачий шаг — вид рельефной обвязки края. Это классические СтБН, выполненные в обратном направлении. То есть, Рд формируется не справа налево, а слева направо.
  • Петли поворота — второе название для ВПт подъема. Если Рд состоит из СтБН, то требуется 1 Пт подъема, если из СтСН — 2-3 Пт. Количество Пт поворота напрямую зависит от высоты Рд. Необходимо учитывать, что Пт подъема заменяют собой первый Ст в ряду.

Научиться вязать крючком с нуля можно только после того, как будут тщательно отработаны и доведены до автоматизма все эти элементы.

Убавление и прибавление петель

Когда минимальная практика наработана и простейшие элементы выполняются легко, можно приступать к более сложным приемам.

Например, стоит освоить прибавление и убавление петель. Редко можно встретить изделие, связанное крючком без использования этих приемов.

Вязать крючком с нуля можно научиться, если уметь формировать проймы, горловины и окат рукава. Даже тем, кто намеревается изготавливать только игрушки или шапки, не обойтись без умения сокращать и прибавлять петли.

Сократить количество столбиков в ряду можно несколькими способами:

  • пропустить петлю основания и провязать Ст в следующую петлю (но тогда останется отверстие);
  • провязать 2 или 3 Ст с общей вершиной;
  • не довязать последний Ст в ряду (получится ступенька);
  • провязать вместо 1-го Ст полустолбик и начать ряд со 2-го Ст (также будет ступенька).

По аналогии с принципами сокращения полотна можно перечислить способы прибавления петель:

  • провязать между Ст воздушную петлю, над которой в следующем ряду будет новый Ст (в этом месте сформируется отверстие);
  • выполнить 2 или 3 Ст с общим основанием;
  • удвоить первый или последний Ст в ряду.

В случае, когда необходимо сформировать ступеньку в начале ряда, можно провязать нужное количество ВПт, а затем в каждую из этих петель выполнить столбик.

Многие схемы ажурных узоров, разработанные для вязания больших изделий (свитеров, пуловеров, платков и шапок), уже включают прибавление и сокращение столбиков. Это очень удобно, так как не нужно самостоятельно проектировать орнамент.

Простые изделия для новичка крючком

Вязаный шарф или палантин является отличным вариантом первого серьезного изделия. Обычно это прямоугольное полотно, выполненное каким-либо узором или просто столбиками. Здесь нет прибавлений и сокращений, поэтому невозможно запутаться или испортить проект.

Для более смелых и уверенных в своих силах вязальщиц возможностью проявить себя может стать простой свитер или пуловер. Современная мода разрешает носить широкие плечевые изделия с примитивным кроем, поэтому моделировать и воплощать задумки становится довольно просто.

Фактически, можно даже не выполнять горловину и проймы, а связать 4 прямоугольных детали (перед, спинку и 2 рукава). Однако, лучше смотрится одежда с проймами, даже если они имеют минимальную глубину.

Для такой модели подходит любой узор: от элементарных столбиков до сложных ажурных орнаментов. Детали переда и спинки до пройм можно вязать цельным полотном вкруговую или сразу разделить их и вязать по отдельности. Участки от начала пройм и до верха деталей необходимо выполнять прямыми и поворотными рядами.

При желании, можно вывязать круглую, V-образную или прямоугольную горловину. Также отлично смотрится вырез «лодочка», когда верх детали закрывают ровно и формируют очень короткие плечевые швы (сшивают перед со спинкой по плечам с двух сторон).

Еще одна модель для начинающих вязальщиц — летний топ с открытой спиной. Благодаря техническому рисунку, можно легко понять, как должен выглядеть готовый топ.

Прямые участки полотна вяжутся столбиками с накидом. Центральную часть необходимо вязать, руководствуясь схемами А.1, А.2, А.3. В начале ряда следует использовать схему А.1, затем работать по схеме А.2 и завершить ряд по схеме А.3. Финальную часть топа нужно вязать по схеме А.4.

Когда деталь будет готова, необходимо связать длинный шнур. Края детали завернуть и подшить, чтобы внутрь можно было заправить шнур. Для оригинального топа была использована пряжа из 100% хлопка с толщиной 200 м/100 г. Плотность вязания составила 18 СтСН на 10 см и 9 Рд на 10 см. На размер S-M-L потребуется 150 г пряжи.

Порядок работы:

  1. Связать ЦВПт из 42-44-44 Пт. Выполнить первый ряд СтСН, прибавив с каждой стороны по одному СтСН.
  2. Второй Рд вязать по схемам А.1-А.3. Когда схемы будут провязаны один раз в высоту, необходимо продолжить вязание этим узором, прибавляя столбики с каждой стороны. Общая высота детали должна составить 13-14-14 Рд. А ширина 71-77-77 Ст.
  3. С каждой стороны полотна связать по 27-30-38 ВПт и в следующих рядах вывязать из этих петель СтСН. При этом в центральной части полотна выполнять узор по схеме А.4.
  4. Вязать до тех пор, пока общая высота детали не составит 24-26-28 см по центру.
  5. Обрезать нить, подшить края детали внутрь на 2 см.
  6. Связать для завязок 140-150-160 ВПт, повернуть работу и в каждую ВПт выполнить по одному ПлСт.

На завершающем этапе необходимо постирать и просушить изделие на горизонтальной поверхности, затем продеть завязки в топ. Это довольно простая, но очень эффектная и актуальная модель. Даже новичок, который совсем недавно научился вязать крючком с нуля, сможет с ней справиться.

Анна Океан

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео о вязании крючком

Как научиться вязать крючком с нуля легко и быстро:

Обучение дошкольников вязанию крючком.

Татьяна Литвинова
Обучение дошкольников вязанию крючком.

У каждого человека есть своё увлечение. Я люблю вязать. Работая в детском саду, я поняла, что вязание – это очень востребованный вид деятельности. Начала я с того, что вязала куколкам наряды, салфеточки, покрывала. Потом пришла в голову идея создать магазин, в котором все товары вязанные. Позже появился вязанный кукольный театр, вязаные картины и многое другое. «А почему бы не научить этому увлекательному занятию детей?» — однажды подумала я. Ведь вязание не только доступно для старших дошкольников, но и очень полезно. Развивается мелкая моторика руки, а это находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Также развивается эстетическое восприятие, формируется потребность творчески проводить свободное время и многое другое.

Обучение дошкольников вязанию я организовала в форме занятий кружка. Путем проб и ошибок поняла, что освоить вязание крючком детям легче, чем спицами. Предпочтительно работать с шерстяной пряжей средней толщины.

Первые занятия я посвятила знакомству с материалами и технике безопасности. Основной задачей первого этапа обучения является формирование у детей интереса и желания научится вязать. В этом вся сложность! Ребенку необходимо научится держать крючок, набирать петли, провязывать столбики. Это работа не одной недели. Пока появится первый результат, интереса уже нет. И увлекательное занятие может легко превратится в утомительный труд. Поэтому уже самые первые шаги решено было обыгрывать. Например, дети создавали пушистое солнышко, а на самом деле учились правильно держать крючок.

Когда пришло время учить детей выполнять первые петельки, то стало ясно, что это отличный материал для создания декоративных панно, ведь повторюсь, детям так важно сразу видеть результат своего труда! Вот примеры интегрированных занятий (вязание и аппликация). Сначала дети вырезают ствол и ветви дерева, наклеивают их на основу, а потом украшают его осенними листочками из разноцветных вязанных первых петелек.

Или вот такой замечательный подсолнух, спрятавшийся за забором.

Для колючего ежа не достаточно нескольких петелек. Чтобы создать такого Колюнчика нужно иметь достаточное мастерство. Ребенок уже овладел техникой создания первой петельки, можно двигаться дальше!

Следующий этап, ребенка нужно научить вязать цепочки из воздушных петель и использовать их в аппликационных работах. Например, гитара, подарок папе на 23 февраля. Струны – это длинные вязаные цепочки, приклеенные на клей ПВА.

В этой же технике можно сделать улитку.

Вязаные цепочки можно совмещать не только с аппликацией. Можно организовать дидактические игры «Выложи букву», «Сложи из цепочки цифру», «Не цепочка, а геометрическая фигура» и многое другое.

Вязаные цепочки можно использовать для изготовления браслетов и бус для сюжетных игр и подарка маме на 8 марта. Достаточно только добавить несколько бусин и украшение готово.

Научив детей набирать воздушные петли и замыкать их в кольцо, можно предложить детям освоить следующий этап – вязание по кругу столбиками без накида. Обвязав небольшое колечко, получаются милые кружочки, из которых дети с удовольствием создают свои маленькие шедевры! Например, корзина с цветами.

Или яблоня со спелыми яблочками, некоторые из которых уже упали на мягкую травку (первые петли).

Никого не оставят равнодушным ветка красной и чёрной смородины.

В заключении хочется отметить, что уделяя должное внимание развитию мелкой моторики,я решаю сразу несколько задач: косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовлю к овладению навыками письма, развиваю эстетическое восприятие окружающей действительности.

Учимся вязать на спицах. Урок 1

Данный мастер-класс рассчитан на тех, кто совсем не умеет вязать на спицах, но хотел бы научиться. В первую очередь, научиться вязать для себя и своей семьи, своих детей. Для того чтобы можно было пополнить гардероб и при этом сэкономить.

Для работы нам понадобятся спицы и пряжа.

Спицы бывают:

Прямые — одна сторона такой спицы заострена, а на второй стороне находится ограничитель в виде колечка, шарика, конуса и т.д. для того, что бы петли с этого конца спицы не сползали и не распускались. Такие спицы парные.

Круговые — они представляют собой два недлинных наконечника соединенных между собой леской или тросиком. На таких спицах удобно вязать по кругу, без краевых петель.

Носочные — эти спицы идут набором из пяти не длинных спиц. Каждая из этих спиц заострена с двух сторон, и можно вязать как одной, так и второй стороной спицы. На них вяжут по кругу носки, чулки, варежки, можно горловину свитера.

Любые из этих спиц имеют свой размер. Размер спиц определяется их толщиной. При покупке вы можете на упаковке увидать размер спиц, на прямых спицах на ограничителе иногда ставят размер. Со временем упаковка теряется, маркировка стирается, размер забывается. Как определить размер спиц, которые есть в наличии? Можно взять штангенциркуль и измерить толщину спицы. Если такового инструмента под рукой нет, значит, берем лист бумаги, протыкаем спицей отверстие и измеряем ширину этого отверстия.

Сколько мм, такой размер спицы.

Размер спиц может быть от 0,5 мм до 45 мм.

Совет! Для того чтобы научится вязать, не берем тонкие спицы, не берем толстые спицы (даже 5 мм). Берем ходовой размер от 2,5 до 3,5! И еще: если у вас нет спиц и вы собираетесь их купить, не покупайте суперфирменные и супердорогие! Главное, они должны быть гладкие, чтобы пряжа по ним легко скользила!

Теперь о пряже. Спицами можно вязать из абсолютно любой пряжи, даже использовать для вязания катушечные нитки или веревку. Но пряжа и спицы должны соответствовать друг другу.

Совет! Для того чтобы научится вязать, не берите дорогую пряжу. Не берите темную или красную пряжу, от этих цветов быстрее устают глаза. Возьмите светлую недорогую пряжу, например, акриловую, шерсть с акрилом, хлопок с акрилом по толщине 280–350 м на 100 грамм. В таком случае вы будете видеть результат своего труда, и этот процесс не будет вас утомлять.

Как подобрать спицы по толщине пряжи? Сложить нить вдвое, слегка скрутить = оптимальной толщине спицы. И не столь важно, что там производитель порекомендовал на этикетке, поскольку вы подбираете спицы под свою руку.

Если пряжа и спицы готовы, можем начинать!

Для того чтобы начать вязание, надо набрать петли.

Способов набора петель множество, мы будем рассматривать классический.

Для этого мы берем нить в левую руку, оставляем «хвостик», причем, чем длиннее этот «хвостик», тем больше петель вы сможете набрать! Вам придется выяснить это экспериментальным путем! Нить накручиваем на большой и указательный пальцы левой руки, а в правую руку берем две спицы сложенные вместе. Зачем? Для того чтобы первый ряд мы смогли провязать без труда и он не был затянутым, а край изделия не стягивал.

Две спицы вводим под нить на большом пальце, поворачиваем кончики спиц и захватываем нить, лежащую на указательном пальце.

На спицах образуется первая петля, затягиваем ее.

Вторую и все последующие мы набираем аналогично — вводим спицы под нить на большом пальце, захватываем нить. Лежащую на указательном пальце и затягиваем петлю на спицах. Только в этом случае у нас уже есть первая петля и получаются две нити: та, которая на указательном пальце она идет от клубка и ей мы набираем петли. И та которая на большом пальце — это тот «хвостик», который мы оставили для набора петель, им мы затягиваем петли, и он тоже постепенно уменьшается.

После того как мы набрали необходимое количество петель (я набрала 20 для образца), мы аккуратно вытягиваем одну спицу. Петли свободно расположены на спице.

Каждая петля имеет переднюю и заднюю стороны (доли). Соответственно, передняя расположена ближе к нам, а задняя дальше.

В левой руке у нас находится спица с петлями, которые мы будем провязывать. А правая рука со спицей вяжет (это рабочая спица), и на спице находятся уже провязанные петли. Спицы при этом мы держим, как маленький ребенок ложку — захватом в кулак, только большой и указательный пальцы держат кончик спицы, а остальные три придерживают вязаное полотно. Приношу свои извинения левшам, я не знаю, как можно вязать левой рукой.

Мы рассмотрим классические варианты вязания петель.

Лицевая петля. На схемах очень часто обозначается вертикальной черточкой. Чтобы ее провязать, рабочую спицу, которая находится в правой руке, вводим в переднюю долю петли, находящейся на левой спице, захватываем нить, идущую от клубка (рабочую нить) и протягиваем через петлю на левой спице. На правой спице образуется новая петля. Ту петлю, которая уже провязана, мы стягиваем (сталкиваем) ее с левой спицы.

Совет. Рабочая нить лежит на указательном пальце левой руки, не натягивайте ее сильно во время работы, от этого полотно будет стянутым и очень плотным. Будет тяжело вязать. Также не вытягивайте длинные петли, иначе полотно будет рыхлым. Петли должны плотно, без натяжения обхватывать спицы.

Если мы будем вязать по кругу только лицевыми петлями, то получим полотно, где есть лицевая (гладкая) и изнаночная стороны. Такая вязка называется чулочной, лицевой гладью или ее еще называют кулирной гладью.

При вязании двумя спицами в одном и другом направлениях у нас будут поворотные ряды. Каждый раз, довязав до конца ряда, мы будем поворачивать работу, и рабочая спица будет находиться в правой руке. При вязании поворотными рядами первая петля ряда не провязывается, для того чтобы края полотна не были растянутыми. Она просто снимается.

Если мы будем вязать только лицевыми петлями поворотными рядами, то получим полотно, одинаковое, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Такая вязка называется платочной.

Изнаночная петля. На схемах обозначается горизонтальной черточкой. Чтобы ее провязать мы накидываем рабочую нить, идущую от клубка на левую спицу. Правую (рабочую) спицу вводим под переднюю долю петли и одновременно под рабочую нить, которая лежит на петле. Поворачиваем кончик правой спицы и захватываем рабочую нить, протягиваем ее через петлю. На правой спице образуется новая петля. А с левой мы стягиваем (сталкиваем) провязанную петлю.

Если мы будем вязать поворотными рядами с лицевой стороны лицевыми петлями, а с изнаночной стороны изнаночными петлями, то мы получим полотно, связанное лицевой или кулирной гладью. Так оно выглядит с лицевой стороны.

А так с изнаночной.

Хочу обратить ваше внимание: на последних двух фотографиях можно увидеть, что часть образца связана платочной вязкой, а часть — лицевой гладью. Даже на фото видно, что платочная вязка смотрится шире, это за счет того, что с лицевой стороны чередуются лицевые и изнаночные ряды петель. Эта вязка не скручивается, и ею иногда оформляют края изделий.

С помощью только этих двух петель можно создавать узоры и рисунки. Об этом поговорим в следующий раз.

На сегодня задание:

  1. Научится набирать петли и определить для себя, какой длины должен быть «хвостик» для набора петель.
  2. Связать образец платочной вязкой поворотными рядами.
  3. Связать образец лицевой гладью поворотными рядами.

Вязание для новорожденных крючком – один из самых популярных запросов в сети! Будущие мамочки и бабушки всегда хотят, чтобы именно их младенцу достались самые нежные и, разумеется, практически уникальные вязальные комплекты. Сегодня мы предлагаем вам связать один из двух необычных крестильных наборов своими руками: исключительно для девочки и универсальный, подходящий и для девчушки, и для мальчишки!

Крестильный набор для девочки

Во время вязания будут задействованы следующие инструменты и материалы:

  • тонкая пряжа из акрила – 180 грамм;
  • ленточка из атласа белого цвета – 2 метра, толщина – 1 см;
  • декоративные цветочки;
  • крючок № 1;
  • спицы № 2,5.

Схемы и выкройки

Крестильный набор подойдет на малышку в возрасте 1-3 мес.

Фантаз. уз.: согласно схем 1 и 4.

Отделку выполняем по схеме 2.

Макушка вяжется по схеме 2.

При вязании спицами изнаночные ряды провязываем по рисунку.

Плотность вязки: 10 см = 32 п.

Набор для девочки на крестины: мастер класс

Кофточка

Вяжется кр. № 1 как одна деталь, вязание начинается с разреза горловинки.

Наб. с помощью кр. № 1 цепь из 70 в. п. и продолжаем далее по описанию.

Контрастной ниткой помечаем детали следующим образом:

  • 35 п. для левой полочки;
  • 50 п. для рукава;
  • 71 п. для спины;
  • 50 п. для рукава;
  • 35 п. для правой полочки.

Объединяем петельки полочек и спины и получаем 141 п. Вяж. их кр. по сх. 1, создавая 14 рапп. = 169 п.

Связав 15 см от кокетки, завершаем вязание.

Возобновляем работу на 50 п. каждого из рукавов по схеме 1, создавая 5 рапп. = 60 п. После связанных 12 см от кокетки, завершаем работу.

Сборка

По низу рукавчиков поднимаем спицами № 2,5 по 40 п. и вяж. 3 см резиночкой 1 х 1 и закрываем петельки по рисунку. Сшиваем рукава. Полочки и разрез горловинки обвязыв. 2 р. отделки по сх. 2. Продеваем ленту из атласа между петельками второго рядка кокеточки и закрепляем цветочки. Кофточку нужно хорошенько увлажнить и дать ей высохнуть на горизонтальной поверхности.

Шапочка

Используя кр. № 1 и белые тонкие нитки, выполняем начальное колечко и вяж. далее по сх. 3, завершая кажд. из рядков сс. и нач. его тремя воздушными петлями подъема = 80 п.

Затем прод. работу по сх. 1, оставляя без провязывания 9 п. и формируя 7 рапп. = 85 п.

Связав 14 см узора, завершаем работу.

Готовую шапочку хорошенько увлажняем и даем ей просохнуть, расправив на горизонтальной поверхности.

Вязание начинается с голенища.

Используя крючок № 1 и тонкую белую нитку, набираем цепочку из 36 в. п. и замыкаем ее в круг с помощью сс. Все последующие рядки также заканчиваем соединит. с.

Для подъема вяж. средние 9 п. рисунком по сх. 4 в течение 4-х р., временно отложив остальные 27 п.

Затем продолжаем работу на отложенных петлях и, подняв петельки по боковым сторонам подъема, уз. по сх. 1 на протяжении 2 р. формируем 6 рапп.

Для стопы продолжаем работу с. с н., провязывая с. с н. из кажд. с. с н. предыдущего рядка, пропуск. в то же время в. п. = 48 п.

Вяж. 3 р., провязывая в кажд. рядочке по обе стороны, соответствующие середине пяточки и середине носочка, 5 с. с н., закрытые вместе = 24 п. и завершаем вязание.

Вторая пинеточка вяжется точно так же.

Выполняем шовчик на пяточке. Верхний краешек голенища обвязываем 2 р. отделки по сх. 2. Продеваем ленточку из атласа в дырочки и завязываем бантики.

Готовые пинеточки хорошенько увлажняем и даем им полностью высохнуть.

Вот и все, крестильный комплект для новорожденного малыша крючком готов!

Пинетки для новорожденных: видео мастер-класс

Универсальный крестильный набор для мальчика и девочки

В набор для крещения входят: кружевной жакетик с кокеточкой, ползунки, шапочка и пинетки.

Жакет для грудничка

Во время вязания будут задействованы следующие инструменты и материалы:

  • белую пряжу (180 метров на 50 грамм) – около 50 грамм;
  • крючок № 2,5;
  • белая ленточка из атласа – 75 см.

Размер – 68, подойдет и для новорожденных малышей, и для крох 1-2 мес.

Кайма: вяжется по схеме (указаны лицев. и изнаночн. рр.). Повторяем петельки раппорта: 1 х 1-13 рр.

Рюш:

Плотность вязания осн. уз.: 37 п. = 10 см.

Как связать жакет крючком для новорождённых: описание

Вяжется сдельно в направлении сверху вниз.ъ

Набираем крючком цепочку из 143 в. п. + 3 в. п. п. и вяж. 2 р. с. с н. Далее – 13 р. каймы = 333 с. с н.

Продолжаем вязать осн. уз. = 399 п.

Через 4 р. от начала осн. уз. делим работу пополам на две полочки.

Левую полочку вяж. осн. уз., первые 67 п., прибавляем 1 п. = 68 п. и далее ровно. Связав 17 см полочки, заканчиваем.

Левый рукав: продолжаем вязать 66 п. осн. уз., прибавляем 1 п. = 67 п. на высоту в 12 см, после чего заканчиваем.

Спинка: прибавляем 1 п., 131 п. прод. вяз. осн. уз., прибавляем 1 п. = 133 п. Вяж. ровно. Через 17 см с начала вяз. спинки заканчиваем.

Правый рукав: прибавляем 1 п., 67 п. прод. вяз. осн. уз. = 68 п., вяж. их на высоту 12 см, заканчиваем.

Правая полочка: приб. 1 п., 67 п. вяж. осн. уз. = 68 п. Вяж. ровно на высоту в 17 см, заканчиваем работу.

Сшиваем жакетик по бокам и выполняем нижние швы на рукавах. Разрез горловинки обвязываем рюшами.

По низу рукавов вяжем 1 р. с. без н. и 1 р. рюшек. Вертикальные краешки полочек и низ жакетика обвязываем 1 р. с. без н. Все швы слегка отпариваем.

Продеваем атласную ленточку через дырочки в первом рядочке каймы. Вяжем две «шишечки» и пришиваем их к полочкам.

Вязанные крючком ползунки

Чтобы связать данные ползунки, нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • белая пряжа (180 метров на 50 грамм) – 100 грамм;
  • крючок № 2,5.

Ползунки подойдут малышу до 2 мес. (68 р.).

Треугольный узор на 18 п.: вяжем по схеме, где указаны лицев. и изнаночн. рр. Повторяем п. рапп.: 1 х 1-10 рр.

Каждый р. начинаем с 3 в. п. п. вместо 1 с. с н.

Осн. уз.: с. с н.

Узор из планочек: *1 с. без н., 3 в. п., 1 с. без н. в 1-й с. без н., пропускаем 2 п. основы*, от * до *, сс.

Дырочки для пуговиц: пропускаем 3 с. без н., выполняя 3 в. п.

Плотность вязания осн. уз.: 27 п. х 12 р. = 10 х 10 см.

Как связать ползунки: описание вязания

Правая часть

Вяжем цепочку из 54 в. п. + 2 в. п. п., вяжем уз. с треугольниками. Продолжаем осн. уз.

Через 13 см оставляем справа для шлицы 1 х 3 п.

Спустя 35 см от набора, оставляем для проймочки петельки с 29 по 37 и обе стороны заканчив. отдельно.

Со стороны спины оставляем для пройсочки в кажд. р. еще 1 х 3 и 1 х 2 п.

Спустя 44 см от набора, оставляем слева для разреза горловины спины 12 п.

На уровне в 45 см от набора оставляем п. плеча и заканчив. вязание.

Со стороны переда выполняем убавки для проймочки – как на спине.

Спустя 41 см от набора, оставляем для разреза горловинки 1 х 4 п. и затем в кажд. р. 1 х 3 и 2 х 1 п.

Спустя 45 см от набора, заканчив. вязание.

Левая часть

Вяжется симметрично правой.

Пуговицы

Сшиваем плечи и штанины, выполняем шов посередине спинки. Вертикальные края шлицы обвязываем 6 р. с. без н., при этом по произвольно выбранной планке равном. приб. 6 дырочек для пуговок.

Остальные края ползунков обвязываем узором для планочек.

Пришиваем пуговки.

Шапочка и пинетки

Во время вязания будут задействованы следующие инструменты и материалы:

Подойдут на размер 68.

Рюшик:

Вяж. цепь из 99 в. п. + 1 в. п. п. (перед шапки), осн. уз., при этом в 1 р. пропускаем по 3 в. п. основы, выполняя по 3 в. п. = 99 п.

Спустя 12 см от набора, вяж. на центральных 31 п., отложив по обе стороны нужное кол-во п., и вяж. с. с н. (затылок).

Спустя 15 р. от нач. вяз. затылка, заканчив..

Выполняем швы.

Нижний краешек обвязываем 3 р.:

  • 1 р.: с. с н.
  • 2 р.: *1 с. с н., 1 в. п., пропускаем 1 п. основы*, от * до *, заканчив. 1 с. с н.
  • 3 р.: с. с н.

Передний край шапки обвязываем рюшами.

В дырочки, образованные вторым рядом обвязки, продеваем ленту из атласа.

Спустя 6 р. от набора, оставляем все п. = край верха пинеточки.

Верх складываем пополам в ширину, в это время середина – пяточка. Складываем подошву и среднюю часть вдвое в ширину и присоединяем к верху с помощью с. без н.

Верхний краешек пинеточек обвязываем 1 кр. р. с. с н. и рюшиками.

Продеваем ленточку из атласа в дырочки между рюшами.

Все вещи хорошенько увлажняем и даем им полностью высохнуть.

Вязание комплекта для новорожденных крючком завершено!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *