Задачи на вычитание 1 класс

Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

«На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

«Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 15, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 19, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 23, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 24, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 28, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 32, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 33, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 35, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 44, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть

Страница 5, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

2 класс

Страница 63. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 7, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 13, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 27, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 60, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 84, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 96, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 34, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 61, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 66, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Страница 67, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 68, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 106, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 110, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 69, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 33. Вариант 2. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 69, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 57, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 64, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Страница 11, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 26, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 63, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 85, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 99, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 25, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 46, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 79, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 50, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 26, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

5 класс

Задание 367, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 373, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Упражнение 14, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 15, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 39, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 107, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 108, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 165, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 166, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 486, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 365, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 367, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 382, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 384, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 392, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 393, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 418, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 430, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 443, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 449, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Знакомство с задачей и её составными частями

Текст задачи

Среди данных текстов найдите текст задачи (рис. 1).

Рис. 1. Варианты текстов

Чтобы выполнить это задание, необходимо знать, чем отличается текст задачи от других текстов (рис. 2).

Текст задачи включает в себя две части – то, что известно – условие, то, что необходимо найти – вопрос.

Рис. 2. Из чего состоит задача

Прочитайте первый текст.

Ваня поймал 4 рыбки, а Саша – 2 рыбки.

В этом тексте есть только условие, из которого мы узнали, сколько рыбок поймали мальчики. Вопроса в тексте нет, значит, это не задача (рис. 3).

Рис. 3. Текст без вопроса не является задачей

Прочитайте второй текст.

Ваня поймал 4 рыбки, а Саша – 2 рыбки. Сколько рыбок у Саши и Вани вместе?

В этом тексте нам известно, сколько рыбок поймал каждый мальчик, значит, есть условие. Еще в этом тексте записано, что надо найти, значит, есть вопрос. Значит, этот текст является задачей (рис. 4).

Рис. 4. Текст задачи

Прочитайте третий текст.

На сколько яблок больше, чем груш?

В тексте есть вопрос, но нет условия, следовательно, этот текст не является задачей (рис. 5).

Рис. 5. Текст без условия не является задачей

Второй текст – это задача, так как в нем есть 2 части: условие и вопрос.

Сделаем рисунок к задаче (рис. 6).

Рис. 6. Рисунок к задаче

Схема задачи

Рисунок помогает установить, что неизвестно – целое или часть. Но если числа большие, то делать рисунки неудобно: слишком много предметов нужно рисовать. В этом случае на помощь приходит схема-отрезок, поделенная на части (рис. 7).

Рис. 7. Схема-отрезок

Схема – это часть задачи, которая поможет правильно установить взаимосвязь между условием и вопросом задачи.

Составим выражение к этой задаче и найдем его значение.

Чтобы составить выражение по рисунку или схеме, необходимо еще раз перечитать вопрос задачи.

Сколько рыбок у Вани и Саши вместе?

Мы знаем, сколько рыбок поймал Ваня и сколько рыбок поймал Саша, то есть нам известны части, а найти нам нужно целое (рис. 8).

Рис. 8. Что нужно найти

Решение задачи

Чтобы найти целое, нужно части сложить: к 4 прибавим 2.

Мы составили выражение к данной задаче. Выражение – это еще одна часть задачи.

Найдем значение этого выражения. К 4 прибавим 2, получим 6.

В скобках запишем сокращенно слово «рыбки». Сокращаем до первой буквы гласного звука.

Полученное равенство называется решением задачи. Решение – это часть задачи.

Полученное значение выражения, 6 рыбок, является ответом. Ответ – это последняя часть задачи (рис. 9).

Рис. 9. Ответ задачи

Из каких логических частей состоит задача?

Когда мы читаем текст задачи, мы можем выявить только 2 части – условие и вопрос. Остальные части задачи – схема, выражение, решение и ответ – появляются в ходе решения задачи.

Задание: соберите задачу

Соберите задачу. Соотнесите записи в рамках с соответствующими терминами (рис. 10).

Рис. 10. Задание на составление задачи

В первой рамке записано то, что нам известно, – это условие задачи.

Во второй рамке записано равенство – это решение задачи.

В третьей рамке записано, что надо узнать в задаче, – это вопрос задачи.

Наглядно показать условие и вопрос задачи нам помогает схема задачи в пятой рамке.

На схеме весь отрезок обозначает целое, то есть все конфеты, которые были у Даши сначала. 5 конфет на схеме поделили на две части: первая часть – это 2 конфеты, которые Даша отдала брату, вторая часть – это конфеты, которые остались у Даши. На схеме видно, что необходимо узнать, сколько конфет осталось у Даши. Значит, надо найти часть. Выбираем выражение, где из целого нужно найти часть. Соединяем шестую рамку с термином выражения.

Осталась одна рамка с ответом на вопрос задачи. Сколько конфет осталось у Даши? 3 конфеты – это ответ задачи (рис. 11).

Рис. 11. Схема задачи

Иногда условие задачи прячется в вопросе задачи.

Задача 2

Сколько лап у двух котят?

Давайте попробуем узнать, что известно в этой задаче. По условию известно, что есть 2 котенка. А что еще нам известно, но об этом в задаче не говорят? Каждый из вас знает, что у котенка 4 лапки. Общие известные данные не всегда упоминаются в условии задачи.

Значит, нам известно, что есть 2 котенка и у каждого по 4 лапки – это условие задачи. Надо узнать, сколько лапок у двух котят – это вопрос задачи. Сделаем краткую запись содержания задачи с помощью схемы (рис. 12).

Рис. 12. Схема к задаче 2

На схеме видно, что надо найти целое. Составим выражение (рис. 13).

Рис. 13. Выражение для решения задачи 2

Значение выражения равно 8 – это ответ задачи. У двух котят 8 лапок (рис. 14).

Рис. 14. Иллюстрация задачи 2

Задача 3

Прочитайте текст задачи 3.

У Толи было 3 марки. Сестра подарила ему еще 2 марки.

Можно ли данный текст назвать задачей?

В этом тексте есть условие, но нет вопроса, значит, это не задача. Для того чтобы этот текст стал задачей, к условию надо выбрать вопрос.

1. Сколько марок было у Толи?

В первом вопросе хотят узнать то, что уже известно. Этот вопрос к данному условию задачи не подходит.

2. Сколько марок стало у Толи?

Второй вопрос задается о том, что нам неизвестно, и мы можем это узнать.

3. Сколько лет Толе?

Третий вопрос не соответствует условию задачи. Значит, этот вопрос лишний.

Оставляем второй вопрос, и у нас получилась задача.

У Толи было 3 марки. Сестра подарила ему еще 2 марки. Сколько марок стало у Толи?

Давайте решим ее, то есть ответим на вопрос задачи.

Составим выражение. Если сестра подарила Толе марки, то марок у Толи стало больше. Выбираем действие сложения (рис. 15).

Рис. 15. Действие сложения

Мы ответили на вопрос задачи, значит, мы ее решили.

Сегодня на уроке мы познакомились с задачами и ее логическими частями.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  • Из каких частей состоит задача?
  • Задача.

На солнышке грелось 4 утенка. К ним прибежало 5 гусят. Сколько стало птиц?

А) Прочитайте условие задачи.

Б) Прочитайте вопрос задачи.

В) Нарисуйте схему задачи.

Г) Как решить данную задачу?

Д) Какой ответ получили?

  • Решите задачу.

У Ванечки было 5 книг. Бабушка подарила ему еще 2 книги. Сколько книг стало у Ванечки?

  • *Составьте задачу по рисунку и решите ее.

Рис. 16. Рисунок к задаче (Источник)

Рис. 17. Рисунок к задаче (Источник)

Задачи по Петерсону 1 класс. Схемы.

У многих родителей первоклассников, которые занимаются по Петерсону возникают вопросы по решению задач и составлению к ним схем.

В 1 классе задачи делятся на 2 типа:

1. Задачи на целое и части.

(Например. а)Мама купила 5 кг. яблок и 4 кг. груш. Сколько всего фруктов купила мама? Представьте. что пакет это целое, в нем груши и яблоки — это части целого. Или другая задача. б)Мама купила 9 кг фруктов — яблок и груш, из них 7 кг яблок. Сколько груш купила мама? Здесь надо найти часть от целого. )

Схема таких задач такая: рисуется 1 линия, которая делится на части:

Схема таких задач такая: Рисуются 2 линии. Одна длинная, другая короткая. И пунктирными линиями идет сравнение:

Порядок рисования схем сравнения:

  1. Рисуем 2 линии. В таких задачах есть 2 предмета, которые сравниваются, один из которых меньше, другой больше (тяжелее и легче). Тот которого больше — ему соответствует более длинная линия, тот которого меньше — короткая.
  2. Рисуем скобки, пунктиром сравнение.
  3. Пишем над скобками цифры, которые известны. Там, где неизвестно — пишем знак вопроса.

При решении задач и возникновении трудностей с схемой (какую же использовать?), я советую во-первых спросить: «Есть ли в задаче сравнение? Есть ли слова: «на столько-то больше», «на столько-то меньше», «на столько-то тяжелее» и т.д.» Если есть, то в схеме рисуются 2 линии. Если же нет, то одна.

Урок математики «Задача. Структура задачи». 1-й класс

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: Познакомить с понятием задача и её составными частями.

Задачи:

Предметные:

  • создание условий для ознакомления с понятием «задача», «части задачи»;
  • знать структуру текстовой задачи;
  • уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи;
  • уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;
  • развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять части и решать задачи;
  • обеспечение первичного усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях;
  • воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

  • наблюдать и делать выводы;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группе, вести диалог;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

4. Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями для практической работы в парах, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

Ход урока

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. (4 мин.)

1. Самоопределение к деятельности

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.

– Сегодня на уроке мы будем наблюдать, рассуждать, стараться запоминать и понимать, внимательно слушать учителя и друг друга.

СЛАЙД 2

1 в. 2 в.
6 + 1 А 3 + 3 Ч
5 – 2 А 7 – 6 З
3 + 3 Ч 6 – 1 А
4 + 0 Д 5 – 2 А
7 – 6 З 6 + 1 А
6 – 1 А 4 – 0 Д

– Найди значения выражений. Ответы (значения) поставь в порядке возрастания.

– Какое получилось слово? (задача)

– Что такое задача? Как вы понимаете это слово?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (4 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Перед вами 4 рассказа: СЛАЙД 3

  1. В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2.
  2. В коробке 6 карандашей, на столе лежат ещё. Сколько всего карандашей?
  3. В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2. Сколько ручек в пенале?
  4. В коробке 6 карандашей, на столе ещё 2. Сколько всего карандашей?

– Какой рассказ будет являться задачей? (разные ответы детей).

– Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?

(Не знаем что такое задача).

III. Выявление места и причины затруднения. (Постановка учебной задачи). (2 мин.)

Цель: Осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений, способностей учащихся; постановка цели урока.

– В каком месте возникло затруднение? (при выборе задачи).

– Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое задача).

– Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.) СЛАЙД 4

– Сформулируйте тему урока? ( «Знакомство с задачей»).

– Сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей. Из каких частей он состоит.

– Откройте учебник на стр. 88.

– Прочитайте, над какими учебными задачами мы будем работать (1 ученик вслух).

– Что мы узнаем? (Узнаем, как построена задача)

– Чему будете учиться? (Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин.)

Цель: выбор способа и средств его реализации.

– Для того, чтобы четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.

1. Из чего состоит текст задачи? (….)

– Чем отличается второй текст от первого? (во втором тексте есть вопрос)

– Значит, что должно быть в задаче? (вопрос)

– Прочитайте. Это задача? (Нет)

– Почему, ведь вопрос есть? (Нет полных данных)

– Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (условие)

– Прочитайте третий текст. Это задача? (Нет)

– Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

– Значит, в задаче вопрос связан с условием.

– Сформулируем первый вывод нашего исследования:

в задаче должно быть условие и вопрос, которые связаны между собой.

– В толковом словаре С.И.Ожегова задача – это «то, что требует решения».

Для того чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (решение).

СЛАЙД 5

УСЛОВИЕ задачи – текст с арифметическими данными.

ВОПРОС задачи – то, что необходимо найти в задаче.

РЕШЕНИЕ задачи – нахождение ответа задачи.

ОТВЕТ задачи – результат решения задачи.

Физкультминутка СЛАЙД 6

V. Реализация построенного проекта. (4 мин.)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

– Что же нужно сделать, чтобы решить задачу? Давайте составим план. СЛАЙД 7

Закончи предложения:

– Любую задачу можно решить. Для этого надо точно знать, как действовать.

– Кто ответит на вопрос: Что такое задача?

– Каковы составные части задачи? СЛАЙД 8

– В каком порядке они располагаются?

VI. Первичное закрепление. (5 мин.)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

– Что я прочитала? (задачу)

– Откройте учебник на странице 88 №3. СЛАЙД 9

– Докажите, что это задача (есть условие, вопрос)

– Что известно из условия задачи? (Слава сделал 5 корабликов)

– Нарисуйте 5 кружочков.

– Что ещё известно? (Отдал 2)

– Как это показать на рисунке? (зачеркнуть)

– Найдите и прочитайте вопрос. РИСУНОК ДЕЛАЕТ УЧИТЕЛЬ

– Как обозначить его на рисунке?

– Как записать решение?

– Запишите в тетрадь решение задачи.

– Кто хочет прочитать своё решение? 5-2=3(к.)– учитель записывает его на доске

– Чего не хватает в нашей задаче? (ответа)

– Назовите ответ задачи. Учитель записывает его на доске.

– Так как же построена задача? (Из каких частей она состоит?) СЛАЙД 10

Обращаемся к схеме: условие, вопрос, решение, ответ.

Физкультминутка СЛАЙД 11

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 мин.)

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Работа в парах

1) Повторение правил работы в паре. СЛАЙД 12

  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит – другой слушает.
  3. Своё несогласие высказывайте вежливо.
  4. Если не понял, переспроси.

2) Работа на карточках.

Задание: соединить линиями части задачи и их названия Приложение 1.

3) Проверка работы. СЛАЙД 13

(Стрелки появляются одна за другой по щелчку.)

VIII. Включение в систему знаний и повторения. (3 мин.)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

– Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр.33

Самостоятельная работа

1 вариант – №1

2 вариант – №2

Задание.

– Подчеркните синим карандашом условие задачи, а красным – вопрос задачи.

– Нарисуйте схему к задаче.

– Запишите решение и ответ задачи.

IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). (5 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

– Какая тема урока? СЛАЙД 14

– Какую цель ставили?

– Достигли ли цели? (да, нет) Чтобы узнать это мы с вами проверим самостоятельную работу.

Фронтальная проверка путём сверки с эталоном СЛАЙД 15

Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте Количество конвертов Всего приглашений
2 пр. ? к. 8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л
Выпили — 12 л
Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м
Израсходовали — 10 м
Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр.
Полили — 5 гр. и 3 гр.
Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к.
Посадили — ? кл. по 6 к.
Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р.
Пришли — 3 д. и 4 м.
Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н.
Подарил — 2 н.
Купил — 5 н.
Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *