Задачи по развитию речи

Цель и задачи развития речи детей

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей рече­вого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письмен­ной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно пользо­ваться правильным русским языком в общении друг с дру­гом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изме­нять слова согласно грамматике русского языка1.

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правиль­ности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали вы­делять две стороны: правильность и коммуникативную це­лесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костома­ров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходи­мой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесооб­разная речь — высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий упот­ребляет языковые единицы в соответствии с нормами язы­ка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксичес­кими конструкциями. Вторая характеризуется как оптималь­ное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разно­образных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты примени­тельно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью2. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы попроблемам рече­вого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использованияязыковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Эксперимен­тальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могутовладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи,безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

«Общая задача развития речи состоит из ряда частных, спе­циальных задач. Основанием для их выделения является ана­лиз форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем раз­вития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформу­лировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный (формирование разных структурных уров­ней системы языка — фонетического, лексического, грам­матического);

— функциональный, или коммуникативный (формиро­вание навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого об­щения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный (формирование способ­ности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого разви­тия детей.

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
Слово 1. Развитие словаря
Звук 2. Воспитание звуковой культуры речи
Словоформа Словосочетание Предложение 3. Формирование грамматического строя речи
Текст Диалог Монолог 4. Развитие связной речи: а) формирование диалогической [разговорной) речи, б) формирование монологической речи

•Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятия­ми и психологическими особенностями овладения языком.

Развитие словаря.

Овладение словарным запасомсоставляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, ка­чества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с ок­ружающими.

Главное в развитии детского словаря — освоение значе­ний слов и их уместное употребление в соответствии с кон­текстом высказывания, с ситуацией, в которой происхо­дит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содер­жание определяются с учетом познавательных возможнос­тей детей и предполагают освоение значений слов на уров­не элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (се­мантическое поле) с другими словами, особенности упот­ребления в речи. В современной методике большое значе­ние придается развитию умений выбирать наиболее под­ходящие слова для высказывания, употреблять многознач­ные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим обра­зом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи— многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, свя­занные с развитием восприятия звуков родной речи и про­изношения (говорение, речепроизношение). Она предпо­лагает: развитие речевого слуха, на основе которого про­исходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспи­тание орфоэпической правильности речи; овладение сред­ствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выра­ботку четкой дикции. Большое внимание уделяется культу­ре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользовать­ся средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство — наиболее благоприятныйпери­од для воспитания звуковой культуры речи. ()владение чет­ким и правильным произношением должно быть заверше­но в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполага­ет формирование морфологической стороны речи (изме­нение слов по родам, числам, падежам), способов слово­образования и синтаксиса (освоение разных топов слово­сочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические катего­рии характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отлича­ется наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообраз­ных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогичес­кой и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой об­щения детей дошкольного возраста. Долгое время в методи­ке обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогичес­кой речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные иссле­дования показывают, что у дошкольников необходимо раз­вивать в первую очередь те коммуникативно-речевые уме­ния, которые не формируются без влияния взрослого. Важ­но учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать само­му, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи разви­ваются умения, необходимые для более сложной формы

общения — монолога. Монолог зарождается в недрах диа­лога (Ф. А. Сохин).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. «В подготовительной к школе группе речь впервые стано­вится для детей предметом изучения. Воспитатель развива­ет у них отношение к устной речи как языковой действи­тельности; он подводит их к звуковому анализу слов». Де­тей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует фор­мированию нового отношения к речи. Предметом осозна­ния детей становится речь1.

Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, на­правленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в.слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор ан­тонимов (слова с противоположным значением), синони­мов (слова, близкие по значению), отыскивают определе­ния и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в фор­мулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позво­ляет сформировать у детей первые представления о разгра­ничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обу­чению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова)»2.

Осознание явлений языка и речи углубляетнаблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствую­щем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача — ознакомление с художественной литературой,не являюща­яся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее мож­но рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетичес­кой функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомле­ния детей с художественной литературой обогащается сло­варь, развиваются образная речь, поэтический слух, твор­ческая речевая деятельность, эстетические и нравствен­ные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художе­ственному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный ха­рактер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующи­ми связями между различными единицами языка. Обога­щая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосоче­таниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь раз­ных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки длянаиболее эффективно­го развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоя­тельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наибо­лее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грам­матического строя, фонетической стороны. В ней прояв­ляются все достижения ребенка в овладении родным язы­ком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое ме­тодическое значение, поскольку от этого зависит правиль­ная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

§ 2. Методические принципы развития речи*

Процесс формирования речи детей должен строиться с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципамипо­нимаются общие исходные положения, руководствуясь ко­торыми педагог выбирает средства обучения. Это принци­пы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических прин­ципов и взаимодействуют с такими из них, как доступ­ность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаи­мосвязи друг с другом (Л. П. Федоренко). Проблема прин­ципов обучения родному языку мало разработана. Методи­сты подходят к ней с разных позиций и в связи с этим называют разные принципы1.

Применительно к дошкольнику на основе анализа ис­следований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от ра­боты, направленной на развитие сенсорных и мыслитель­ных процессов. Необходимо обогащать сознание детей пред­ставлениями и понятиями об окружающем мире, разви­вать их речь необходимо на основе развития содержатель­ной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особен­ностей мышления: от конкретных значении к более абст­рактным; от простых структур к более сложным.Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыс­лительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать та­кие методы и приемы, которые бы способствовали разви­тию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к раз­витию речи.Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду — развития речи как средства общения и познания — и указывает на практическую на­правленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, по­скольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. Специально организован­ные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления рабо­ты с детьми, и подбор языкового материала, и весь мето­дический инструментарий должны способствовать разви­тию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).Язы­ковое чутье — это неосознанное владение закономернос­тями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются анало­гии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начина­ют все более свободно пользоваться формами языка при­менительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их1. Здесь проявляется способность запоминать, как тради­ционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющих­ся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, дол­жна поддерживаться стихийно возникающая ориентиров­ка в звуковой форме языка. В противном случае она, «вы­полнив в минимальной степени свою функцию, необхо­димую для овладения грамматическим строем, свертыва­ется и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового мани­пулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бес­смысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое вос­приятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил рече­вого поведения, которая позволяет ребенку не просто по­вторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков обще­ния, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Простого механического повторения и накопления от­дельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует органи­зовать процесс познания ребенком самой языковой дей­ствительности. В центре обучения должно быть формирова­ние осознания явлений языка(Ф. А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешива­ются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированное™ речевых умений.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грам­матического строя, развитие восприятия речи и произно­сительных навыков, диалогической и монологической речи — отдельные, и дидактических целях выделенные, но вза­имосвязанные части одного целого — процесса овладения системой языка. Впроцессе развития одной изсторон речи одновременно развиваются и другие. Работанад лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она на­правлена на развитие связной речи. В центре внимания пе­дагога должна быть работа над связным высказыванием,в котором суммируются все достижения ребенка вовладе­нии языком.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1260 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Цели и задачи развития речи в дошкольном учреждении.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая1234

Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: — структурный(формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Основная работа по развитию речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы речевого развития дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др. Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохина, Кониной (закономерности речевой деятельности)).Основные направления определения задач речевого развития:

Структурное — формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов.

Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).

Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.Задачи речевого развития :

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

Задачи воспитания звуковой стороны речиможно сформу­лировать следующим образом:

— работа над звуковыми и интонационными характерис­тиками речи;

— формирование представлений о линейных звуковых еди­ницах: звук — слог — слово — предложение — текст;

— различение звуков по их качественной характеристи­ке: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мяг­кие);

— обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и сви­стящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

— развитие умения анализировать слова различной слого­вой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя зву­ками, определение количества слогов;

— нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

8. методы и приёмы развития речи детей: классификация зависимость выбора методов от конкретных задач речевого развития и содержания знаний детейОбщепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно.

9.средства реализации программы по развитию речи дошкольниковПрограмма развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый. В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей. В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. Основная форма дошкольного обучения — занятия. По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные).В детском саду понятие «новый материал» по развитию речи порою бывает относительно, так как дети сталкиваются с теми языковыми явлениями, которыми они повседневно пользуются в своей речи (звуки, интонация, грамматические формы, слова). И все-таки можно с уверенностью говорить о преподнесении детям нового..Некоторые речевые задачи решаются как обязательные на всех занятиях — это формирование умения слушать, отвечать и спрашивать, воспитание правильного темпа речи, средней силы голоса, исправление грамматических ошибок и некоторые другие. Не всякий программный материал может быть преподнесен путем обучения на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т. д. требует естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребенка мотивов его деятельности; большая группа словаря — бытового, природоведческого характера — прочно усваивается в действиях, в практике ребенка (еда, умывание, выращивание растений и т. д.). В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи. Так, труд детей — хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный — эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи. Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения. Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади и др.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т. д.). Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков Созерцание картины, предмета прикладного искусства всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями с товарищами, родными.Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства — естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими, детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.

10.занятие как средство развития речи детей в дошкольном учрежденииВ дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и координируют его.Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.На занятиях внимание ребенка целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо другой деятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им,Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. При усвоении материала, более отдаленного от детей или более сложного, ведущей является учебная деятельность на занятиях, целесообразно сочетающаяся с другими видами деятельности.

⇐ Предыдущая1234

Задачи развития речи у дошкольников.

Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.

О задачах развития речи.

О

дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

• Владение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления ОО «Речевое развитие»:

1/ Развитие речи

2/ Приобщение к художественной литературе

Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:

1/ Развитие речи:

• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

• Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/Приобщение к художественной литературе:

• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие»:

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

• Принцип коммуникативно — деятельностного подхода к развитию речи;

• Принцип развития языкового чутья;

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

• Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

• Общение взрослых и детей;

• Культурная языковая среда;

• Обучение родной речи на занятиях;

• Художественная литература;

• Изобразительное искусство, музыка, театр;

• Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие»по используемым средствам:

1.Наглядные:

2.Словесные:

3.Практические:

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

• Чтение и рассказывание художественных произведений;

• Заучивание наизусть;

• Пересказ;

• Обобщающая беседа;

• Рассказывание без опоры на наглядный материал

• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

• Метод наблюдения и его разновидности

• Рассматривание картин

• Чтение художественной литературы

• Пересказ,

• Заучивание наизусть

• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

• Дидактические игры

1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

• Обобщающая беседа

• Рассказывание

• Пересказ с перестройкой текста

• Дидактические игры на развитие связной речи

• Метод моделирования

• Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

• Речевой образец,

• Повторное проговаривание

• Объяснение

• Указание

• Оценка детской речи

• Вопрос

1. Наглядные

• Показ иллюстративного материала

• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

1. Игровые

• Игровое сюжетно-событийное развертывание

• Игровые проблемно-практические ситуации

• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

• Имитационно-моделирующие игры

• Ролевые обучающие игры

• Дидактические игры

Литература

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д.Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Задачи развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей, обучение их родному языку — одна из самых главных задач воспитания в детском саду. Хорошее владение родным языком обеспечивает эффективное речевое общение ребенка с взрослым и сверстниками. Без речевого общения невозможно полноценное развитие речи ребенка, ведь именно взрослые передают ему опыт, знания, умения, культуру.

Научить ребенка пользоваться родным языком в живом, непосредственном общении с людьми — общая задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста. Она в соответствии с основными компонентами языка и речи состоит из частных задач:

ü развитие диалогической (разговорной) речи;

ü формирование связной монологической речи;

ü обогащение, активизация и закрепление словаря;

ü совершенствование грамматической правильности речи;

ü воспитание звуковой культуры речи;

ü воспитание интереса и любви к художественному слову;

ü подготовка к обучению грамоте.

Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают такой формой речевого общения, как устное говорение. Поэтому ребенка необходимо учить слушать и понимать речь, обращенную к нему, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, задавать вопросы самому.

Развитие речи детей дошкольного возраста начинается с первого года жизни. Со второго полугодия второго года жизни ребенок сам может обращаться к взрослому, выражая свои мысли, желания, чувства, просьбы. Он может постепенно вступать с взрослыми в диалог, что значительно расширяет возможности воспитателя осуществлять воспитание и обучение детей дошкольного возраста, в том числе возможности развивать детское говорение, обучать детей родному языку.

Более сложным видом речевой деятельности является монологическая речь-передача сложного развернутого содержания. Связность монологической речи, как отмечал известный исследователь детской речи Ф.А. Сахин, начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее обеспечению сначала выполняет взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Диалог — первая школа развития связной монологической речи ребенка (и вообще активизации его речи).

В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы второго, а в монологе оратор, последовательно выражая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Общаясь со взрослым, ребенок учится задавать вопросы самому себе. Формирование собственно монологической речи — умения связно рассказывать о предмете, событии начинается в младшем дошкольном возрасте.

Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект, о котором стоит рассказать, уметь анализировать предмет, определять его основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметом и явлениями.

Для достижения связной речи нужно уметь не только выбирать содержание высказывания, но и использовать необходимые речевые средства: интонацию, логическое ударение, слова, которые наиболее точно очерчивают мысль. Надо уметь строить сложные предложения, использовать различные языковые средства для связи предложений, перехода от одного предложения к другому.

Однако все сказанное не означает, что развивать связную речь можно только после того, как ребенок уже хорошо усвоит фонетическую, лексическую и грамматическую стороны родного языка. С самого начала формирование навыков выбора слов, речевых и грамматических средств осуществляется в простых формах связной речи. Когда каждое новое умение — лексическое, фонетическое, грамматическое-используется, мобилизуется детьми дошкольного возраста для построения связного высказывания, можно говорить о реальном освоение воспитанниками этих средств речи.

Таким образом, связная речь, как подчеркивал Ф.А. Сахин, аккумулируя достижения ребенка в усвоении всех языковых средств, в то же время является средством успешного овладения языком-его лексикой, грамматикой, звуковой системой.

Основная единица языка-слово, и совершенствование речевого общения возможно лишь в результате расширения словарного запаса ребенка, что обеспечивает закрепление его знаний и представлений, развитие мышления. Поэтому словарная работа тесно связана с занятиями по ознакомлению с окружающей действительностью.

Важной является и специальная работа над словом как языковой единицей, его смысловым значением. Дети знакомятся с синонимичными отношениями между словами, многозначностью слов.

Слова являются строительным материалом речи, но соединение их в высказывании требует овладения грамматическим строем речи. Формирование грамматического строя речи предполагает работу по трем направлениям:

ü развитие умений изменять слова по формам (существительные по падежам, числам; прилагательные по родам и числам; глаголы по лицам, временам и т.д.);

ü развитие умений строить предложения разных типов;

ü освоение способов образования новых слов (названий детёнышей животных, профессий).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное их применение с целью постепенного развития у детей привычки говорить правильно.

Чтобы донести построенное с помощью семантико-грамматических средств высказывание до собеседника, его произносят вслух. Поэтому на протяжении дошкольного детства необходимо всесторонне совершенствовать звуковую культуру речи детей.

Понятие «звуковая культура» включает культуру произношения и речевой слух.

Задача обучения — развить у детей умение четко и правильно произносить все звуки и звукосочетания в словах родного языка соответственно нормам фонетики и орфоэпии, различать при произношении и на слух близкие по звучанию группы звуков. Необходимо развивать артикуляционный аппарат детей, совершенствовать их дикцию, развивать фонематический слух.

Овладение языком как способом общения будет успешным, когда дети овладеют интонационной выразительностью речи, речевым дыханием, ударением.

Воспитание интереса и любви к художественному слову достигается через ознакомление детей с художественной литературой, развитие у них умений слушать и понимать литературные произведения, анализировать их, восстанавливать (читать наизусть стихи, пересказывать сказки и рассказы). Художественное слово, средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, поговорки) должны стать достоянием ребенка, чем он будет пользоваться в повседневной жизни.

Задачей, которая тесно связана с другими задачами развития речи, но существенно от них отличается, является подготовка к обучению грамоте: если до сих пор речь для детей выступала только средством общения, то здесь она впервые становится объектом познания.

Целью подготовки к обучению грамоте является формирование у детей элементарного осознания речевой действительности, ориентировки в звуковой системе речи. Это достигается через обучение детей звуковому анализу слова, ознакомление со строением слова, словесным составом предложения. На этой основе в дальнейшем осуществляется обучение чтению. В содержание подготовки к обучению грамоте входит и подготовка к овладению письмом.

Указанные задачи развития речи решаются в каждой возрастной группе, но конкретное содержание их разное, потому что зависит от возрастных особенностей детей. Подготовка к обучению грамоте осуществляется в старшем дошкольном возрасте.

Необходимая работа при решении всех задач развития речи обеспечивается преемственностью в решении каждой из них при переходе от одной возрастной группы к другой и синхронной соотнесенностью различных задач в одной возрастной группе.

Содержание работы по развитию речи определяется учебной программой дошкольного образования. В основе этой работы лежит обогащение чувственного опыта, который ребенок приобретает путем ознакомления с явлениями окружающей жизни. Детям сообщаются упорядоченные сведения о доступных их пониманию явлениях быта, природы, труда и общественной жизни, прежде всего нашей республики.

Программой дошкольного образования предусмотрено и формирование у детей собственно речевых умений и навыков (выбор нужного слова из синонимичного ряда, владение элементами словоизменения и словообразования, развитие фонематического слуха, связной речи и др.)..

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 6574;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *