Задачи социализации в обществе

Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направ­лении американской социологии. В тра­дициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к услови­ям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психи­ческой адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макро­группам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лично­стью своих потенций и творческих способностей, как процесс пре­одоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазви­тию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт само­воспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя при­оритет чаще отдается первому.

Наблюдения показывают, что названные подходы имеют мес­то и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспита­ния. Такая абсолютизация объясняется тем, что многими иссле­дователями и практиками не осознан двусторонний характер со­циализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать со­циальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, эт­нические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведе­ния. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, лич­ность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в соци­альную среду, систему существующих социальных связей. Тен­денция социальной типизации личности и позволяет рассматри­вать социализацию как процесс адаптации и интеграции челове­ка в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдель­ным группам.


Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) соци­ализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

· дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более или менее самостоятельных периода: ранняя со­циализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

· трудовая — охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

· послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Отмечая, что социализация — процесс непрерывный, для­щийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важ­ность для становления личности трудовой стадии, когда закла­дываются основные базисные ценности, формируются самосо­знание, ценностные ориентации и социальные установки лич­ности (Сластенин В.А. «Педагогика»).

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Че­рез роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно полу­чить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социа­лизации свидетельствует способность человека входить в различ­ные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Факторы социализации — такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

В. Мудрик выделил основные факторы социализации:

— макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо — «средний, промежуточный») — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

В раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья.

В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников.

В зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.

Понятие, структура и две стороны социализации

Тема 2.2. Социализация личности

1. Понятие, структура и две стороны социализации

2. Стадии и факторы социализации

3. Различия социализации взрослых и детей

Социализация – это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его системе социальных связей». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Две стороны социализации – во-первых, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, системы социальных связей; во-вторых, — это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включении в социальную среду. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В структуре социализации выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (который складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных явлений). Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самосознание не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Самосознание – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Педагогика

А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Возможен и такой случай, отмечает А. В. Мудрик, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный период времени «всплывает», что приводит к немотивированным замыслам и действиям.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых (Л. И. Анцыферова). Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности.

Читайте далее: Формирование личности

33. Сущность социализации и ее стадии

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

  • трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

  • послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

34.Факторы социализации

При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.

Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.

На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

35. Сущность воспитания

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Задачи социализации

Ключевые задачи социализации личности

Человек – это существо, которое является непосредственным участником всех общественных событий и явлений. Он становится объектом исследований таких наук, как социология, социальная педагогика и социальная психология, которые изучают как саму личность, так и те аспекты, которые влияют на ее жизнь, становление и последующее развитие на протяжении всей жизни. В такие периоды жизни человека, как детство, отрочество и юность происходят наиболее значимые внутренние процессы, откладывающие свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Общество крайне заинтересовано в том, чтобы человек создавал свою ячейку общества, соблюдал нормы и правила поведения, а также мог принимать достойное участие в социальной и экономической жизни.

Определение 1

Человек – это субъект социальных отношений и непосредственно социализации. Это обусловлено тем, что на протяжение всей своей жизни, на каждом возрастном этапе перед ним встают все новые как социальные, так и психологические задачи, для их решения он должен осознанно или неосознанно ставить перед собой достижимые цели. То есть, индивид проявляет свою субъектность (позицию в отношении каких-либо событий или явлений) или субъективность (индивидуальное своеобразие мышления и мировоззрения).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Условно можно выделить несколько групп задач, которые решаются человеком на каждом этапе его развития и социализации:

  • Естественно-культурные задачи;
  • Социально-культурные задачи;
  • Социально-психологические задачи.

Социально-культурные задачи чаще всего касаются конкретного этноса, и они могут быть абсолютно разнообразными. Это задачи познавательного толка, моральные и нравственные элементы, ценностно-смысловые задачи. Они объективно определяются как обществом в целом, так и теми этническими и региональными особенностями, которые присутствуют в ближайшем окружении человека. В соответствии с возрастными возможностями от человека ожидают приобщенность к определенному уровню общественной культуры. Владение ею означает принятие некоторой суммы знаний и умений, а также опыта и навыков, определенного уровня сформированности ценностей личности.

В зависимости от того, на каком этапе социализации находится человек, перед ним возникают новые задачи: участие в семейных отношениях, в производственной и экономической деятельности, передачи опыта и знаний в общество. Это также касается задач культурного и социального ряда, которые можно разделить условно на две части:

  • С одной стороны, это задачи, которые представляются человеку в виде вербализованных элементов (институты общества и государства);
  • С другой стороны, это задачи, которые воспринимаются человеком из социальной практики и нравов, а также психологических обычаев, стереотипов из непосредственного окружения человека.

Замечание 1

Стоит отметить, что оба слоя не совпадают между собой, но существуют в неразрывном единстве, так как один элемент не может осознаваться и существовать без поддержки иных элементов и их эффективного функционирования.

Последние задачи социализации – социально-психологические. Они заключаются в становлении самосознания личности, ее самоопределения в данный период времени и в актуальной жизни. Также здесь можно построить некоторые прогнозы на будущее (перспективу), определяется самореализация и самоутверждение, которые на каждом этапе жизни человека имеют свое особое специфическое содержание.

Сферы социализации

Социализация – процесс очень многогранный, которые реализуется в нескольких основных сферах:

  • Деятельность;
  • Общение;
  • Самосознание.

Деятельность подразумевает, что на протяжении всей своей жизни и, соответственно, на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельности, которые позволяют ему вести полноценную жизнь и совершенствовать самого себя. При этом происходит несколько процессов, которые чрезвычайно важны. Во-первых, индивид обязательно должен ориентироваться в системе связей, которые присутствуют в любом виде деятельности. По сути, такая ориентировка осуществляется через освоение личных смыслов, через выявление для каждой личности тех особых и значимых аспектов деятельности, которые затем будут развиваться вместе с самим человеком.

Второй процесс в рамках деятельности – центрирование вокруг преимущественного аспекта, сосредоточение на нем своего внимания и стремление развивать его на протяжение всей своей жизни, выводя на качественно новый уровень. Третий процесс – освоение личностью новых ролей, осмысление их значимости для жизни. По сути, эти процессы определяют деятельность человека.

Общение – это важная часть жизни человека. Без создания вокруг себя коммуникационной сети, без общения с другими членами общества невозможна передача значимой информации, обмен опытом и знаниями. Индивид без общения не развивается, остается на примитивном уровне, не способен адаптироваться к новым социальным, культурным и государственным реалиям. Через общение индивид развивается, познает самого себя и осознает свою собственную значимость. Это очень важно, ведь только через общение и обмен опытом можно действительно понять, что индивиду необходимо и интересно, а какая информация или аспекты он должен развивать в меньшей степени, но ни в коем случае не забывать о них.

Таким образом, перед социализацией стоят некоторые серьезные задачи, которые необходимо реализовать для того, чтобы процесс в действительности состоялся и принес индивиду пользу. Очень важно соблюдать адаптационные и интеграционные условия, расширять сферу общения человеку, его коммуникационные сети, поддерживать их в дальнейшем для того, чтобы накопленный опыт не просто сохранялся, но и распространялся на других членов общества. ответственность за социализацию преимущественно лежит на тех социальных институтах, которые окружают человека, и в которые он включен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *