Задание по русскому языку

Занимательные задания по русскому языку 3 класс

Занимательные задания по русскому языку для учащихся 3-х классов

Вариант №1 (частично с ответами)

1. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:

Отмерь — отрежь.

Хлеб — голова.

Ответ: Семь раз отмерь — один раз отрежь. Хлеб всему голова.

2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».

Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д.

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Рукой подать —

Выйти из себя —

Повесить нос —

4. Подбери по одному слову к схеме:

5 6, 5 зв. _________

5 6, 4 зв. _________

4 6, 5 зв. __________

5. Поставь ударение в словах:

нулевое решение; воздушная петля; украинская песня; золочёные ложки; кухонный нож; сладкие торты.

6. Исправь ошибки в тексте:

Хорошо поседеть осенем или зимним вечиром на мяхком деване. Приятна взять в руки полестать любимую книгу. На первой страницы текст скаски о залатой рыпки.

7. Зачеркни неверные модели слов:

Учительница, тундристая местность, учувствовать, трусиха, поросиха, художник-зверист, купчиха, впоймала, телятница.

Вариант №2 (частично с ответами)

1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:

— маленький, малявка, маляр, малыш;

— гроза, грозный, гроздь, грозовой;

— конница, конник, подоконник, конюшня;

— лень, лентяй, лента, ленивец.

2. Замени выражение одним глаголом:

Зарубить на носу — ……….

Чесать языки — …………

Ответ: запомнить, болтать.

3. Из букв слова «ВТОРОКЛАССНИК» составь 10 существительных.

Ответ: класс, корона, волк, сон, кино, трон, нос, ток, кот, клон, торс, трос, скот, сок и т. д.

4. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КЕС(…)ЕТ.

Ответ: СОН.

5. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(…)АН.

Ответ: БАР.

5. Вставь пропущенное слово:

ПАРУС (САЖА) САРЖА

АНОНС(…)ОГРЕХ

Ответ: СНЕГ (первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова).

7. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:

САИВЛ; РЕОХ; ШПАУК; ШРАУГ.

Ответ: ПУШКА (все остальные слова означают плоды — слива, орех, груша).

8. Вставь слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:

ЛЕС (…) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

Ответ: БОР.

Вариант №3 (частично с ответами)

1. Подбери синонимы к прилагательным:

Тихая езда — …; тихая ночь — …; тихий голос — …; верный друг — …; верный ответ — …; крепкая веревка — …; крепкий чай — …; крепкий организм — ….

2. Подбери слова, противоположные по смыслу:

Работать —

Весёлый —

Ответ: бездельничать, грустный.

3. В каждом ряду подчеркни слово, которое относится к другой части речи:

Берег, огород, обед, красивый.

Быстрый, медленный, проворный, скорый, город.

Ответ: красивый, город.

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

5. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

Кот наплакал — …;

Бить баклуши — …;

Спустя рукава — …;

Зарубить на носу — … .

6. Объясни данные фразеологизмы:

В час по чайной ложке. (Очень медленно и помалу).

С гулькин (с воробьиный) нос. (Очень мало).

Куры не клюют. (Очень много, в избытке).

Как курица лапой. (Неразборчивый почерк).

Курам на смех. (Глупо, бессмысленно).

7. Какие слова так произносятся?

;

8. Составь слово, если в нем: корень — из слова «моряк»; приставка — из слова «прилететь»; суффикс — из слова «русский»; окончание — из слова «зимний».

Вариант №4 (частично с ответами)

2. Расставь ударение в словах: свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

3. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составь с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

4. Разбери слова по составу: свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка.

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни: снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

7. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.

8. Подбери прилагательные к данным существительным:

…. какаду; … шимпанзе; … шампунь; …тюль.

Вариант №5 (без ответов)

1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:

— маленький, малявка, маляр, малыш;

— гроза, грозный, гроздь, грозовой;

— конница, конник, подоконник, конюшня;

— лень, лентяй, лента, ленивец.

2. Саня написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку в вычислении?

3. Исключи лишнее слово:

— акула, азбука, актриса, армия, аптека;

— малина, щука, окунь, кит;

— малина, земляника, смородина, яблоко.

4. Реши анаграмму и зачеркни лишнее слово: дмеьдве, нолье, акшко, оиасн.

5. Какими частями речи могут быть следующие слова: ели, соли.

Составь все возможные словосочетания, укажи, какой частью речи являются эти слова в словосочетании.

6. Какая гласная всегда стоит под ударением? Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог «у»?

7. Образуй слова, где первой частью будут:

Теле-…, кино-…

8. Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:

Пластинка — картинка — павлин.

Сапоги — парашют — фантазия.

Косари — заморозки — летчик.

Вариант №6 (частично с ответами)

1. Реши орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выдели приставку в слове.

(с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь, (с,з)гиб, (с,з)говориться, (с,з)дешний, (с,здравствуй, не видно ни (з,с)ги, (с,з)бить.

2. Напиши выражение «сухая трава» четырьмя буквами.

Ответ: сено.

3. Из какого произведения эти строки? Кто автор?

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе — на земле

Жил старик в одном селе.

Ответ: А.С. Пушкин «Золотая рыбка».

4. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:

Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина.

Ответ: группа, судьба.

5. Найди в тексте ошибки, исправь их.

Молодой месец ниска весел над лесам. Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. В парке куковала запаздалая кукушка.

Ответ: Молодой месЯц ниЗкО вИсел над лесОм. Нежный его свет блЕстел в дождливых тучАх. Пахло мокрОй травой. В парке куковала запОздалая кукушка.

6. Впиши прилагательные по смыслу:

Выпить … кофе. Повесить … тюль. Въехать в … тоннель. Увидеть … фламинго. Натереть … мозоль.

7. Поставь слова во множественном числе.

Трактор — …, директор — …, тюль — …, шофёр — …, фламинго — …, инженер — …, мандарин — …, апельсин — ….

8. Запиши 10 существительных, употребляемых только во множественном числе.

Вариант №7 (без ответов)

1. Поставь в словах ударение:

Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.

2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Ель, юла, сеешь, поют, соловьём.

3. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами: … тюль, … мозоль, …. шампунь, … туннель.

4. Напиши слова (по возможности) с орфограммами, начиная с одной и той же буквы, постепенно увеличивая слово на одну букву.

Урок-игра в 3-м классе «По страницам занимательной грамматики. Люби, цени и знай русский язык»

Цели:

  • Учить детей решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.
  • Развивать в детях творческие и интеллектуальные способности.
  • Воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету.

Организационный момент.

Доска оформлена в виде страниц книги. В класс под музыку входят две команды по 6 человек. Остальные учащиеся – болельщики.

Вступительное слово учителя:

Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Сегодня, наш урок – игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.

Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. На уроке вы сможете проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Во время игры мы приоткроем лишь некоторые страницы занимательной грамматики.

Посмотрите, что это за страницы (учитель открывает название страниц на доске) – Думайка, Отгадайка, Прочитайка, Решайка, Соображайка. А за прочтение этих страниц, в награду за это, книга позволит нам открыть последнюю страницу – Поздравление.

По страницам занимательной грамматики.

I. Думайка.

1) Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем свою игру.

— Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.

Задание:

Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.

2) Игра «Прогулка вдоль алфавита» (можно дать для домашнего задания).

Условия игры:

надо записать 33 слова, все они должны быть именами существительными по 5 букв в каждом слове. Средние (третьи) буквы всех слов должны составить полный русский алфавит.

  • — — а — — шпала;
  • — — б — — рыбак;
  • — — в — — ответ;
  • — — г — — вагон;
  • — — д — — лодка;
  • — — е — — смена;
  • и т.д.

II. Прочитайка.

Прочитайте, если сможете.

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы и сейчас пишут так.

Китайцы пишут свои иероглифы особым образом: они рисуют тушью знаки вертикальными колонками сверху вниз, начиная с правой стороны листа.

Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чтения вы изберете?

Задание:

О И Е М Е А
М П И И Т Р
Ь А Н Н И Б
С Н А В Т О

Ответ:

Обратите внимание на письмо (читайте снизу вверх, начиная с нижнего правого угла).

Вышли как-то лунным вечером зайцы на прогулку, хотели в лес забраться, но на опушке увидели большой камень, на котором что-то написано, Смотрят зайцы и недоумевают.

Белка, сидящая на камне, кричит им сверху, каким образом прочесть эту таинственную надпись, но зайцы, к сожалению, не знают беличьего языка, а сами не могут никак разгадать, что написано.

Помогите зайцам прочесть эту надпись.

Задание:

Т Х Т Ё И
У О А Т Й
Д Д М З В
А И Ж Л О
Н Т И Ю Л
Е Е В Щ К

Ответ:

Туда не ходите, там живет злющий волк. (Читаем сверху вниз, начиная с верхнего левого угла).

III. Отгадайка.

1) В этой загадочной лесенке заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, при чем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах.

2) В горизонтальных рядах впишите по букве в каждую клетку, и вы получите существительные первого склонения женского рода, которые обозначают названия ягод, созревающих в наших лесах.

  • Малина;
  • Калина;
  • Рябина;
  • Черника;
  • Ежевика;
  • Брусника;
  • Голубика;
  • Земляника;
  • Костяника.

IV. Решайка.

1. Задачи–шутки. Загадки–шутки. (для болельщиков).

(Для ответов подбирайте только существительные).

2. «Поле чудес».

V. Соображайка.

Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.

Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.

Ответ: Образование – самое великое благо для человека.

Подведение итога урока.

Какие страницы занимательной грамматики вам особенно запомнились. В какие игры вам ещё хочется поиграть?

Мы приоткрыли лишь некоторые страницы занимательной грамматики. Познакомтесь с книгами. (Учитель знакомит детей с выставкой книг).

А вот и награда. Последняя страница нашей книги. Поздравление. Но прочтёт её тот, кто решит ещё одну логическую задачу.

Читайте: (на воздушных шариках написано слово Молодцы!)

Дети составляют его и читают. Учитель подводит итог и награждает самую активную команду медалями в виде «Мудрой совы», а всех участников грамотами за участие в турнире любознательных по русскому языку.

Задания по русскому языку 3 класс: для самостоятельной работы

Кажется, только вчера малыши стали учениками, и вот они уже третьеклассники. С каждым годом они узнают все больше и больше, полученные знания делают их умнее, придают школьникам уверенности в себе. Задания по русскому языку для самостоятельной работы помогут ученикам третьих классов лучше овладеть полученными знаниями в школе, правильно писать и высказывать свои мысли. Все задания мы приведем в разных тематических разделах, а родители сами смогут составлять подобные упражнения, ориентируясь на наши.

Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»

Задания и упражнения этой тем помогут школьникам научиться определять тип текстов (рассуждение, описание, повествование), определять цели высказывания, интонацию предложений. Третьеклассники должны запомнить и понимать, что текст – это высказывание, которое имеет одно или несколько предложений в своем составе. Они объединяются по смыслу в текст и связываются общей темой.

Задание 1.

Нужно вдумчиво прочитать текст, доказать, что был прочитан именно текст. Определить тему текста и главную мысль. Дать тексту название.

В старой тенистой роще за тихим маленьким озером жил соловей. Он был робкий, маленький и совсем незаметный. Его коричневато-серое оперение делало его похожим на воробушка. Но стоило ему запеть, как раздавался такой чудесный птичий голосок, что равных ему не было по всей округе.

Далее нужно записать текст и подчеркнуть в каждом предложении главные члены.

Задание 2.

Нужно вдумчиво прочитать текст, придумать к нему заголовок. Переписать его в тетрадь.

Возле лужи гуляет утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
Девочка подбежала к луже и увидела, что в воде плещется маленький пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, вертит головкой, крылышками и ножками трепыхает, а выбраться никак не может.
Девочка помогла утенку: достала его из лужи и отпустила на землю. Утенок помчался к матери и братьям с сестрами.

Объяснить, почему автор разбил текст на три абзаца. Придумайте заголовки к каждой части. В переписанном тексте подчеркните двумя линиями все глаголы. Какое значение они имеют в тексте?

Задание 3.

Прочитайте еще раз текст из первого и второго задания. К каким типам они относятся? Какой из них является текстом описанием, а какой – текстом-повествованием? Поясните свои ответы.

Задание 4.

Прочитать варианты заголовков к текстам. Определить по названию тип текстов.

  1. Как мы ходили на речку купаться.
  2. Почему нельзя собирать несъедобные грибы?
  3. Красив Днепр-батюшка!

Объясните свои ответы.

Задание 5.

Необходимо прочитать предложения. Подумайте, как из них можно составить связный текст. Придумайте название составленному тексту и запишите его в тетрадь.

1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст орешника. 4. Вот из-под листика выглядывает большой орех. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветки длинные, гибкие. 6. Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 7. К осени на ветках созрели орешки.

Определите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание? Объясните значение следующих слов и выражений: «шапочка набекрень», «всем орехам орех!», «да какой орех!» Волнистой линией подчеркните все прилагательные. Какое значение они имеют в тексте?

Задание 6.

Прочитайте написанное. Можно ли прочитать это с выражением?

Прошложаркоелетонаступаетхолоднаядождливаяосеньна деревьяхпоявляютсяжелтыелисточккраснеюталыегроздьярябины.

Нужно выделить предложения, расставив все знаки препинания. Записать текст с учетом расставленных знаков препинания. К какому типу относят предложения в этом тексте?

Задание 7.

Прочитайте текст.

Поясните, что означает словосочетание «видимо-невидимо»? В каком значении в тексте употребляется слово «хлеб»? Почему в разных предложениях в коне стоят разные знаки препинания?

Найдите диалог в тексте, поясните, по каким чертам вы его отыскали. Перепишите в тетрадь диалог. Прочитайте его выразительно, соблюдая знаки препинания.

Задание 8.

Прочитайте текст.

Что за растение – овес? Это хлебный злак. Листья у него узкие и длинные, а на конце стебля имеется метелка с колосками. В колосках зреют овсяные зерна. Как люди используют зерна овса? Что можно приготовить из овсяной муки?

Найдите предложения, в которых содержится вопрос. Поясните свой выбор. Почему в тексте использовались вопросительные предложения? Какую информацию несут остальные предложения в тексте. Назовите их. Подчеркните в каждом предложении главные члены.

Задание 9.

Прочитайте тест с выражением.

Будьте внимательны друг к другу. Берегите природу! Не обижайте животных! Любите и уважайте своих родителей. Не радуйтесь чужой беде. Не разоряйте птичьих гнезд. Уступайте старшим место в транспорте.

Как называется этот тип предложений? Что выражается в каждом предложении: просьба, совет, приказ и т.д.? С какой елью в текстах используются побудительные предложения?

Задание 10.

Прочитайте тексты с выражением.

  1. «Ребята! В предложениях
    Стою я для того,
    чтоб выделить волнение,
    тревогу, восхищение,
    победу, торжество!
    Где я, те предложения
    с особым выражением
    произносить должны!»
  2. «В дремучий темный лес пришла осень.
    Много шишек, ягод и грибов принесла с собой.»
  3. «Москва! Как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!»

Каким чувством наполнены стоки в этих текстах? Какие это предложения по интонации? Поясните свой ответ. Что вы знаете о восклицательных предложениях? Что вы знаете о невосклицательных предложениях? Перепишите в тетрадь тексты с восклицательными предложениями. Подчеркните существительные.

Задания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Прежде, чем начать выполнение заданий по этой теме, рекомендуем ознакомиться с темой «Члены речи в русском языке». Для выполнения нужно знать, какая часть речи имеет синтаксические функции.

Прочитайте текст. Разделите его на предложения по смыслу, прочитайте текст вновь и требуемой интонацией.

Когда барсук готовит на зиму постель он заталкивает в нору целый ворох сухих листьев глухой стук заставил его вздрогнуть от неожиданности что это а это упал спелый желудь с дуба.

Поясните, почему вы поставили именно такие знаки препинания? Запишите текст в тетрадь, используя нужные знаки. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Прочитайте текст. Из каждой группы предложенных слов составьте предложения по смыслу.

Запишите в тетрадь составленные предложения. Подумайте, в какую тему их можно объединить. Придумайте свое предложение на эту же тему. Подчеркните главные члены предложения. Поясните, какое значение имеют второстепенные члены в каждом предложении.

Прочитайте текст.

Используя дополнительные члены предложения в скобках, распространите главные члены предложения. Можно ли утверждать, что составленные предложения образуют единый текст? Поясните свой ответ. Придумайте заголовок к тексту.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания.

Лист_я на дерев_х пож_лтели. В гн_зде сидел мал_нький с_венок. Белые ч_йки круж_лись над в_одой. Осенний вет_р жалобно шумит.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите по членам любое предложение.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Дополните главные члены предложения дополнительными, делая из нераспространенного предложения распространенное.

  1. Светит мес_ц.
  2. Расцв_ла душ_стая сирень.
  3. Дож_ь м_росил.
  4. К_ртоф_ль сварился.
  5. Мы ехали по л_есной дороге.
  6. В ог_роде созрели п_м_доры.

В составленных предложениях подчеркните главные члены.

Задания по теме «Лексическое значение слова»

Каждая часть речи имеет свое лексическое значение. Выполняя предложенные задания, нужно обязательно повторить соответствующие темы учебника. Кроме того, в этот раздел мы включили задания на изучение синонимов и антонимов.

Прочитайте текст.

Сколько замечательных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, радостные и светлые гордые и богатые. Другие покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью – береза, солнце, счастье, весна, радость. Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!

Поясните смысл этих слов. Спишите предложения в тетрадь. В первом предложении объясните лексическое значение каждого слова.

Прочитайте текст.

Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, желтые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В каждой капельке загорелись солнечные искорки.

Мы берем альбом, рисуем в нем стебелек травы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.

Поясните, какое явление природы названо красивым словом роса. Выберите любое предложение из текста и определите его лексическое значение.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. К каждому слову подберите синоним (слово, похожее по значению) и антоним (слово, противоположное по значению).

Здра_ствуйте, сах_р, вес_ло, р_бота, сп_сибо, м_ороз, до св_дан_я, х_о_шо, изв_ните.

Подчеркните «вежливые» слова. Поясните, когда их нужно употреблять в речи, приведите примеры. Составьте предложения с каким-либо «вежливым» словом. Запишите его в тетрадь.

Напишите синонимы к следующим словам: интересный, красивый, высокий, далекий, глубокий, вежливый, добрый, ласковый, пушистый.

Напишите антонимы к следующим словам: интересный, плаксивый, высокий, радостный, глубокий, невежественный, добрый, ласковый, колючий.

Задания по теме «Части речи»

При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.

Прочитайте текст.

«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.

Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.

Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.

Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.

Прочитайте текст.

В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.

Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.

Прочитайте текст.

Березки и осинки начинают осыпать золотые и красные пятачки на мололые елочки сверху вниз. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.

Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагаттельное, соединенных руг с другом по смысле и соедините их дугой.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.

Мес_ц сентябрь … . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лечу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршанье.

Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?

Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.

Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?

Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.

Прочитайте текст.

Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.

Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.

Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.

Прочитайте текст. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

Прочитайте текст. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

Тренировочные задания по русскому языку 3 класс

Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Занимательные задания по русскому языку для учащихся 2-3 классов

Занимательные упражнения по русскому языку

Упражнения на обогащение словарного запаса

Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:

Приятель — …(друг),

Солдат — …(боец),

Противник — …(враг),

Работа — …(труд),

Шагать — …(идти).

Упражнение 2. Замените словосочетание одним словом:

Храбрый человек — …(храбрец),

Богатый человек — …(богач),

Сильный человек — …(силач),

Весёлый человек — …(весельчак).

Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).

Упражнение 4. Назови одним словом.

Как называется крупный населённый пункт? (Город).

Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (Народ).

Как называется главный город в стране? (Столица).

Упражнение 4. Замените одним словом:

Промежуток времени в 60 минут. (Час).

Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).

Аппарат для полёта в космос. (Ракета).

Человек, который летал в космос. (Космонавт).

Предприятие, где делают машины. (завод).

Небесное светило. (Солнце).

Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).

Растение, растущее на болоте. (Тростник).

Упражнения со словарными словами.

Упражнение 1. Задания для работы со словарём.

Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.

Выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко; платок, работа, сахар, стакан);

Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).

Упражнение 2. Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).

Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)

Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.

Упражнение 3. Составление маленьких рассказов на темы:

«Учебные вещи». (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.)

«Наш класс». (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто. Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.)

«Наши друзья». (Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя посыпал зерна. Вот сел воробей. Прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.)

Упражнение 4. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш) Непоседа птица эта – одного с берёзой цвета. (Сорока) Где живёт он? – В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь) Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц) Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги).

Упражнение 5. Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова.

( Мальчик чистит пальто. Москва – всем городам мать.)

Упражнение 6. Ответы на вопросы:

Упражнение 7. Комментированное письмо (или выборочный диктант). Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины, что соловей без песни. Москва – всем городам мать. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.

Упражнение 8. Задание на классификацию предметов:

Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей, машин, посуды, одежды и т. др.;

Записать дни недели в нужном порядке;

Записать названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев (или всех месяцев года).

Упражнение 9. Задание для работы со словарём.

Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Или что?

Выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;

Выписать слова, обозначающих признаки предметов;

Упражнение 10. Игры из занимательной грамматики:

«Первый слог потерялся»:

…радь (тетрадь)

…нал (пенал)

…бака (собака)

…хар (сахар)

«Собери слоги»:

бе, за, рё (берёза)

де, ный, жур (дежурный)

воч, ка, де (девочка)

ки, ва, лен (валенки)

«Угадай слово» (для этой игры используют слоговые карточки). Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова: мо…(учащиеся пишут слово мороз или молоко), пе… (пенал или петух), са… (сапоги или сахар) и т. д.

«Из каких слов выпали гласные?»:

м…ш…н… (машина)

з…в…д (завод)

л…с…ц… (лисица)

м…л…к… (молоко)

с…б…к… (собака)

г…р…д (город)

д…р…г… (дорога)

Упражнение 11. Дописывание пропущенных слов:

Главный город нашей Родины — …(Москва).

Береги нос в большой … (мороз).

Декабрь год кончает, …(январь) начинает.

Упражнение 13. Выписать из словаря 5 имён существительных 1-го склонения (победа, погода, берёза, библиотека, ягода).

Упражнение 14. Написать 5 слов (имён существительных) с ь на конце и указать склонение (мебель – 3-е склонение, медведь – 2-е склонение, морковь, картофель, учитель).

Упражнение 15. Подобрать однокоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор, комбайн, поезд (привокзальная, автомобильная, трактор, комбайнер, поездный).

Отгадай загадки

Подбирай такие ответы к загадкам, в которых есть омонимы:

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Отвернуть гайку нельзя ключом, который бьёт из земли, такой ключ ещё называют родником.)

Какую соль не кладут в суп? (Не кладут в суп ноту соль.)

Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Букет нельзя собрать из ноготков (ногтей), которые обозначают роговой покров на конце пальцев.)

В каких лесах нельзя заблудиться? (Нельзя заблудиться в лесах, представляющих временное сооружение из досок или металлических стержней у стен здания для строительных и ремонтных работ.)

Из какого крана не льётся вода? ( Вода не льётся из подъёмного крана.)

Какой лук не кладут в суп? (В суп не кладут лук, представляющий собой оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.)

По какому мостику нельзя перейти речку? (По капитанскому мостику нельзя перейти речку (он представляет собой вышку на корабле.)

Какой губкой нельзя мыться? (Нельзя мыться губкой (губой), представляющий собой край рта.)

Какая гусеница не годится для танка? (Для передвижения танка не годится гусеница – насекомое.)

Какой кистью не выкрасишь стену? (Не выкрасить стену виноградной кистью.)

Сложи слово

На доске записаны части сложных слов. Учащиеся должны записать получившиеся слова.

Лёд колоть (ледокол)

дрова любить (дроворуб)

мясо косить (мясорубка)

книга возить (книголюб)

вода рубить (водовоз)

сено ходить (сенокос)

Использованная литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *