Загадки о России

Классный час-викторина «Россия — Родина моя!»

Классный час – викторина «Россия — Родина моя!»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

Задачи:

  • закрепить знания детей о государственных символах России;

  • воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

  • расширять представления о природе России;

  • развивать умение отгадывать кроссворды;

  • развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

  • развивать познавательные интересы;

  • воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

  • создать радостное и веселое настроение у детей.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть.

Дети поделены на команды, каждая команда находится за своим столом. В викторине участвуют 3 команды (на столах отличительные флажки этих команд). Каждая команда выбирает себе капитана.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель: — Здравствуйте! Ребята, вы прослушали песню «С чего начинается Родина».

— Что такое для вас Родина? (Ответы детей.)

Учитель: — Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос.

Дети читают стихи о России.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Учитель: — Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

— Это название пошло от славянского поселения, обитавшего на берегу реки Рось, которая вытекает из Днепра.

Учитель: — За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем —

Тебя по-славянски назвали Россия. (С. Комратова)

Учитель: — Чтобы любить свою Родину, надо её хорошо знать. Давайте проверим наши знания о России.

  1. Задания викторины.

1 конкурс — разминка: «Что я знаю о России».

(Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают; если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).

Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

  1. конкурс: «Символы государства».

Учитель: Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Дети: Россияне, граждане своей страны,

Всё о гербе, флаге, гимне знать должны.

В этих символах сама Россия,

В них — величие страны, в них – сила.

  1. Восстановить порядок строчек в куплете гимна.

Учитель: — Что такое государственный гимн? (Главная песня страны).

— Когда она исполняется? (В особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Предлагаю командам восстановить правильный порядок четверостишия из гимна России.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Стихи детей о гимне России.

Дети: Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом, растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Для счастья народа, любви, красоты!

Учитель: — Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года (16 лет назад). Накануне нового XXI века у России появился новый гимн. Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.

Исполнение гимна (дети встают и поют 1 куплет гимна с припевом)

  1. Узнай наш флаг (назвать номер российского флага).

Учитель: — Предлагаю командам на слайде выбрать среди разных флагов российский флаг (дети называют номер флага).

Учитель: — Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.) Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу (но есть разные толкования цветов)

Учитель: — Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году (в 17 веке). С тех пор флаг и герб часто менялись у нашего государства. Но в 1993 году Указом Президента Б. Ельцина произошло окончательное восстановление этих символов, они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

Стихи детей о флаге России.

Бело-сине-красный флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Гордо веешь до небес,

Что мы знаем о тебе?

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Пусть над нами будет ясно!

Каждый день будет прекрасным!

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах дедов.

  1. Узнай наш герб.

Учитель: — Надо найти российский герб среди гербов других стран.

— Что изображено на нашем гербе? (Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)

— Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Ученики читают стихи о гербе России.

Вот двуглавый орёл появился,

Стал гербом он русской земли,

Крылья поднял, вооружился,

Три короны власть обрели.

Российский герб, овеянный славой:

Скипетр и держава у орла на щите,

И копьём пораженный змей лукавый –

Нет врагов у России нигде!

3 конкурс «Что мы знаем о нашей Родине?».

Учитель: — Задание для команд о городах нашей родины.

1 команда: Назовите столицу первого русского государства (Москва, Петербург, Киев).

2 команда: Назовите столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

3 команда: Назовите северную столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

Учитель: — Задание о быте и традициях русского народа.

1 команда: Что относится к древнерусским сооружениям? (собор, мечеть, кремль).

2 команда: Как называется жилой дом у русского народа? (хата, изба, юрта).

3 команда: Как называется русский праздник проводов зимы? (Рождество, Масленица, Пасха).

Учитель: — Задание о быте и традициях русского народа.

1 команда: — Что не относится к блюдам русской кухни? (щи, манты, блины).

2 команда: — Какая сказка не является русской народной? («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

3 команда: — Какая река течёт не по территории России? (Енисей, Волга, Амазонка).

4 конкурс «Собери пословицу».

Учитель: — Соберите части известных русских пословиц о родине. Народная мудрость гласит…

Нашему народу ….. родина всего дороже.

Родина любимая — ….. мать родимая.

Человек без Родины, что ….. соловей без песни.

Родину-мать ….. умей защищать.

Нет ничего краше, ….. чем Родина наша.

5 конкурс «Конкурс капитанов».

Учитель: — Русский народ — очень творческий. До нас дошло много произведений народного творчества. Сейчас, дорогие капитаны, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко. («Репка»)

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя-простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота

Выглянул в окошко. («Петушок-золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться,

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

  1. Итог занятия.

1) Подсчёт баллов. Награждение победителей.

2) Учитель: — Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне,народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

3)Дети поют песню о России.

4) Рефлексия.

Учитель: — Ответьте на вопросы: — Что я уже знал?

— Что нового я узнал? — Что мне хотелось бы узнать ещё?

ПРИЛОЖЕНИЕ (раздаточный материал для 3 команд):

Как называется страна, в которой мы живём?

Как называется место, где родился и вырос человек?

Какой город является столицей нашего государства?

Как называют жителей нашей страны?

Кто является главой нашего государства?

Кто является президентом нашей страны?

Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл?

Какой символ нашего государства называют триколором?

Как называется главный закон государства?

Кто охраняет границы нашего государства?

Какое дерево является символом России?

Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях?

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Братских народов союз вековой,

Славься, Отечество наше свободное,

Предками данная мудрость народная!

1 команда: Назовите столицу первого русского государства (Москва, Петербург, Киев).

2 команда: Назовите столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

3 команда: Назовите северную столицу современной России (Москва, Петербург, Киев).

1 команда: Что относится к древнерусским сооружениям? (собор, мечеть, кремль).

2 команда: Как называется жилой дом у русского народа? (хата, изба, юрта).

3 команда: Как называется русский праздник проводов зимы? (Рождество, Масленица, Пасха).

1 команда: Что не относится к блюдам русской кухни? (щи, манты, блины).

2 команда: Какая сказка не является русской народной? («Маша и медведь», «Снегурочка», «Красная шапочка»).

3 команда: Какая река течёт не по территории России? (Енисей, Волга, Амазонка).

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая — родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая — родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Нашему народу Родина наша.

Родина любимая — родина всего дороже.

Человек без Родины, что умей защищать.

Родину-мать мать родимая.

Нет ничего краше, чем соловей без песни.

Викторина «Россия — Родина моя»

ВИКТОРИНА «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ».

Помните, что такое викторина?

Игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой — нибудь общей темой. Само развлечение имеет давнюю историю. Это состязание в остроумии, сообразительности, эрудированности.

Викторина от латинского слова победа.

Сегодня и вы примите участие в викторине.

Читают Стихи Олейник Денис и Кудрявцев Саша

Как вы думаете, какая тема нашего урока-викторины?

Первое задание.

Продолжите фразу. (раздать листы)

Родина – это…_______________________________________________

1. А теперь отгадайте загадки:

1. Он звучит торжественно,

Все встают приветственно.

Песню главную страны

Уважать мы все должны! (Гимн) Поем все вместе 1 и 2 куплет

2.Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак.

У России он особый, Ты назвать его попробуй. (Герб)

3.У него названий много: Триколор, трехцветный стяг –

С ветром прочь тревоги. Бело-сине-красный..(Флаг)

4. Волею народа

Во главе державы избранный по праву (Президент)

Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине — России.

Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Какое дерево является символом России? (Берёза)
6. Общее название всякого населения страны? (Народ)

7. На каком материке расположена Россия? ( Евразия)

8.Главная река Европы, которая течет в России? (Волга)

Объявляется 2-й конкурс. Пословица к слову молвится.

1.В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Всяк кулик своё болото хвалит.
3.Где кто родился, там и пригодился.
4.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
5.Если народ един, он не победим.
1. Москва — всем городам мать.
2.Народы нашей страны дружбою сильны.
3.На чужой стороне Родина милей вдвойне.
4.Нет в мире краше Родины нашей.

5.Родина — мать , умей за неё постоять

5. Одна у человека родная матушка , одна у него и Родина.

6.Жить — Родине служить.

3-й конкурс Я гражданин России.

  1. Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)

  2. Человек, любящий свою родину? (Патриот)

  3. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)

  4. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)

  5. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)

  6. Что обозначает белый цвет российского флага? ( Белый цвет обозначает чистоту стремлений)

  7. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий — волю к миру)

  8. . Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины)

  9. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)

  10. Когда отмечается День России? (12 июня)

4-й конкурс Умелый дизайнер.

  1. Картины родной природы.

  2. Народные промыслы.

3.Русь многострадальная.

4.Шедевры русской живописи.

Домашняя зарисовка. Защита проектов.

5-й конкурс Великие люди России.

1.Царь-реформатор, создатель русского флота? (Петр 1)

2.Кто командовал парадом на Красной площади 9 мая 1941 года? (Жуков Г.К.)

3.Первый космонавт. (Гагарин Ю.А.)

4.Великий полководец и дипломат, выигравший сражение на Чудском озере? (Александр Невский)

5.Составители славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

6.Назовите выдающихся русских полководцев, не проигравших ни одного сражения. (Суворов, Ушаков)

7.Кто изобрел радио? (Попов)

8.Основатель первого государственного университета. (Ломоносов М.В.)

9.Великий русский писатель, который никогда не писал для детей. Но дети зачитываются его произведениями. (Пушкин А.С.) (общий)

10.Он мог, как никто душу леса понять

И нам на полотнах её показать.

Кора как живая и ветки колючи

У сосен и елей больших и могучих.

И мы будто запах смолистый вдыхаем,

Когда на полотна с восторгом взираем.

(Иван Иванович Шишкин) Проект

11.Как называется картина и кто ее автор?

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки,

Ползли гурьбою бурлаки.

( Бурлаки на Волге. Репин Илья_) Проект

5-й конкурс Волжский – город моей мечты.

Нарисуйте герб и флаг нашего города.

1. Как называется центральная площадь нашего города? (площадь Ленина).

2. Почему началось строительство г. Волжского? (потому что на Волге решили построить ещё одну ГЭС)

3.Кто был руководителем этого строительства, его главным архитектором ? (Фёдор Георгиевич Логинов)

4. На месте гибели этого генерала на русском и немецком языках надпись:. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни». Дмитрий Михайлович Карбышев 1(945 года отправляют в концлагерь Маутхаузен, расположенный в 30 километрах от австрийского города Линц. Здесь в ночь с 17 на 18 февраля русский генерал Карбышев вместе с другими военнопленными принял мученическую смерть. Заключенных раздели догола и выгнали на улицу. Потом стали обливать холодной водой под напором. Был сильный мороз. Тех, кто сразу не умирал, снова выгоняли во двор и добивали железными прутьями. Среди них был и генерал Карбышев.

5.Где находится памятник основателю города? (на площади Строителей)

6. Какие площади есть у нас в городе? ( площадь Труда, площадь Ленина, площадь Свердлова, площадь Строителей).

8. Какие две реки протекают вблизи г. Волжского? ( Волга и Ахтуба)

Жюри подводит итог.

Ведущий: Ребята, знаете ли вы как хотели назвать наш город? ( Пятиморск , Электроград , Гидроград, Город Солнца)

Блиц-турнир

  1. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)

  2. Назовите столицу первого русского государства (Киев)

  3. Как звали трех былинных богатырей?

  4. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)

  5. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)

  6. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)

  7. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
    8. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)

Всем известны русское гостеприимство, отзывчивость, чуткость, доброта и хлебосольство. Разрешите вас угостить нашим национальным блюдом -…блинами.

Угощаем блинами.
Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!

1.В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Всяк кулик своё болото хвалит.
3.Где кто родился, там и пригодился.
4.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
5.Если народ един, он не победим.
1. Москва — всем городам мать.
2.Народы нашей страны дружбою сильны.
3.На чужой стороне Родина милей вдвойне.
4.Нет в мире краше Родины нашей.

5.Родина — мать, умей за неё постоять

5. Одна у человека родная матушка , одна у него и Родина.

6.Жить — Родине служить.

1балл

1 команда

2 команда

1 конкурс

Родина – это …(за каждое слово)

2 конкурс. Загадки

3 конкурс. Разминка

4 конкурс Пословица к слову молвится.

5 конкурс. Я — гражданин России.

6 конкурс. Умелый дизайнер.

7 конкурс. Великие люди.

8 конкурс.

Волжский – город моей мечты.

итого

Загадки о символах России

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)

Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её. (ГИМН)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (ГИМН)

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (ГИМН)

От могучего Байкала,
К Енисею убежала
Дочь непокорная,
Река просторная. (АНГАРА)

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро … (БАЙКАЛ)

Стоит Таня
В белом сарафане.
На стройной ножке,
В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА)

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева… (МАТРЁШКА)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР)

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну. (БЛИНЫ)

Загадки гербов русских городов (7 фото)

Что Нептун делает на гербе Великого Устюга? Как Павлин оказался на эмблеме Серпухова? «Россия — это загадка, завернутая или окутанная мистикой, внутри головоломки». Когда смотришь на наши гербы, понимаешь, что Черчилль был прав.Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

Бестиарий Иоанна Грозного

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы — по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли. Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Первый русский брендбук

Спустя столетие, в 1672 году на свет появилась «Большая государственная книга», или » Царский титулярник», которая явило новую геральдическую версию русских земель. В книге мы видим уже 33 герба. Эмблемы некоторых земель, которые присутствовали на печати Грозного, кардинально эволюционировали.

Так, Ростов Великий поменял птицу на оленя, Ярославль – рыбу на медведя, вооруженного секирой, а Рязань сменила лошадь на пешего князя. Однако вряд ли этим изменениях предшествовала какая-то серьезная проработка темы: скорее всего, в основе ребрендинга лежало все тоже свободное творчество изографов, а не исконные символы этих земель. При этом «Титулярник» лег в основу будущих геральдических экспериментов, что окончательно привело к потере первичных символических кодов древних русских территорий.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля». Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны. Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходится и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества — у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенных живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Что мы имеем?

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории. Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли иностранцы.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *