Загадки про камни

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— СТИХИ О КАМНЯХ —
Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего — желание
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что — случайно.
И поделиться, рассказать
О том, что удалось узнать.
Однажды, камни наблюдая,
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть —
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.

~-~-~-~~*~~-~-~-~

— КРАСОТА И БЛЕСК КРИСТАЛЛОВ —
Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны
Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.
Искушённый наблюдатель
Разглядит их жизни тайны,
И по полочкам разложит
Всё, что кажется случайным.
Сколько их — неповторимых
Восхитительных кристаллов,
Божьим промыслом рождённых,
Где-то были — и не стало!
Дерзкой мастера рукою
Превращённых в украшения
Дам капризных. Много-ль толку
От их праздного ношения?
А любовь и созерцание,
Силой тёмною гонимы,
Как и праведные души —
Нынче мало кем ценимы.

~~~***~~~

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— КРИСТАЛЛ —
Когда наскучит суета,
Дела, людские лица,
Я знаю выход — я могу
В кристалле раствориться.
В его прозрачной глубине
— Незыблемая вечность
В нём есть и радость, и покой,
И мира бесконечность.

~~~***~~~

~~~***~~~

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ —
Иные камни в те уносят измерения,
Где Инь и Ян ещё не знали разделения,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём. И с ним переплеталась.

~~~***~~~

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— КРИСТАЛЛ И СОЛНЦЕ —
Таинственных хранитель сил
И древности преданий
— Кристалл холодный, дар Земли
В одежде дивных граней.
Вот он лежит передо мной,
Глубин земных посланец,
И с ним играя, Солнца луч
Свой исполняет танец.

~~~***~~~

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— СТАВРОЛИТ —
Еще не выросли леса, не волновались воды,
Земля, безвидна и пуста — начало всей Природы.
Земная твердь и твердь небес,
И свет первоначальный.
До времени безлюдных мест
Вид грозный и печальный.
Но всемогущий Божий Дух,
Как первый благовест,
Уже вложил в земную твердь
Предвечный Божий Крест.
Настала полнота времён, и нам из недр творения,
Как чудо Божье явлен Он, — знак скорби и спасения.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— И ШАЛЬНОЙ ХОЛОДОК ИЗУМРУДА —
И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
— Лишь они не обманут ни разу.
В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.
Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой,
С нашей бренностью — в вечности звенья.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ТУРМАЛИН —
Однажды с неба радуга упала в огорчении,
Что краток в небе век её, и нету приключений.
А Мать-Земля, приняв её, нашла ей применение —
Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне каменья!
И каждый камень взял, что смог. И что ему положено.
Один проказник-турмалин всё мечется встревоженно.
Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к концу
Он всех камней нарядней стал, и все цвета в себя вобрал.
Прозрачные и яркие кристаллы одиночные,
В срастаниях похожие на клумбочки цветочные —
Сверкают, душу радуя. И украшают полочки —
То призмочки пузатые, то тонкие иголочки.
И дома моего уют
Наполнен тем, что в нём живут —
Мои друзья, прекрасные каменья,
Дары Природы и источник вдохновенья.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ЧЁРНЫЕ КВАДРАТЫ —
В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном смысле
Если ты его не любишь, не одушевляешь мыслью
Если ты в него не вложишь — понимание природы
Если есть оно, конечно. Если нет — рисуй восходы
Или, может быть, закаты. Или чёрные квадраты.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ОТ ГРАНЕЙ ХРУСТАЛЯ —
От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет.
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.

~~~***~~~

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— МАГМА и РУДЫ —

Чтоб снять в земной коре напряг,
Где твердь её волнуется —
В ней магматический очаг
Местами образуется.
Текучесть магмы ей дает
Возможность к продвижению
К земной поверхности,
Чтоб там — случиться извержению.
Застывши же на глубине
(отнюдь не по своей вине)
Рождает магма дивные
Массивы интрузивные,
Которых газами и жаром
Для нас, людей, великим даром
— Родятся, крепнут и растут
Скопления различных руд.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ПИРИТ —

Маршрут позади, разбираем трофеи,
Подарок судьбы или сказочной феи —
Средь кварцевой жилы на счастье добыта
Прекрасная друза кристаллов пирита.
Такие находки — всегда как впервые:
Сверкают вершины кубов золотые,
На гранях штриховка, ступенечки роста,
Порядок и хаос — всё сложно и просто.
И, самую малость, на гранях пирита
Пестрит побежалости радуга. Свита
Его окружает из кварца, кальцита,
Покрытых присыпками халькопирита.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ТЕЛА из СРОСШИХСЯ КРИСТАЛЛОВ —
Внутри пород, средь руд, отвалов,
Подобны то ежу, то шару,
Встречаются то тут, то там
— Тела из сросшихся кристаллов
Пирита, кварца и иных
Разнообразных минералов.
От центра в стороны растут,
Конкрециями их зовут.
Плотны, зернисты иль лучисты
Но формы, в принципе, любой,
Они — конкреции. А что же
Они являют нам собой?
Как для великого началом
Явиться может всякий вздор,
Так и кристаллов зарождению
Способствует мельчайший сор.
Конкреции подобны взрыву
В сильно замедленном кино —
Кристаллов группы, зарождаясь,
Растут от точки, расщепляясь.
Природа-ж малой точки той
Бывает сложной иль простой,
Но для пытливого ума
О том написаны тома.
В жеодах всё наоборот:
От стенок каверн и пустот,
Поверхность оных покрывая,
Кристаллов дружная семья,
У основания срастаясь,
Лишь к центру пустоты растёт.
Внутри которой создаёт —
Подобие дворцовых залов,
В которых стенки из кристаллов.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ДРУЗА —
Друза — это полный хаос
Разно сросшихся кристаллов.
Взрыв, обвал, нагроможденье,
Форм и бликов наважденье.
Только в каждой новой друзе
Что-то новое таится.
В друзах кварц непредсказуем,
И со всех сторон искрится.
Этот хаос привлекает,
Граней множеством сверкает.
Если в прочем беспорядок
Огорчает и смущает,
То в срастаниях кристаллов
— Неизменно восхищает.
Дар природы первозданной,
Друза с горным хрусталём
— Чувства добрые рождает,
И приносит радость в дом.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— БЕРИЛЛ —
Тихий вечер. Тоска, одиночество.
И усталость, и нет больше сил.
Опостылело всё. И лишь хочется
Взять, и молча глядеть на берилл.
Что ни грань — то картина изографа
И на каждой — особый сюжет,
Не создаст гармоничней которого
Ни художник, ни маг, ни поэт.
В глубине его — воды текучие,
Он струится, как вешний ручей,
Этот камень поможет при случае
Лучше тысячи лучших врачей.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ИЗУМРУД —
Изумруд зеленоокий,
Цветом сочный и глубокий,
Восхитительный и скромный
— Не бывает он огромный,
Но, не мал и не велик,
Он отбрасывает блик.
Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий,
Наблюдательному взору
Дарит радости открытий.
А умело обработан,
Обрамлён в златой каркас,
Сочной зеленью своею
Он бодрит, и тешит глаз.
Холодочек изумруда
Не возникнет ниоткуда.
Много лет трудиться надо,
Чтоб он стал вам как награда.
Камень мудрости и силы,
Страж душевного покоя.
С суетой соприкоснётся —
Треснет, может расколоться.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ХРИЗОЛИТ —

Хризолит подарит мягкость,
Гнев ненужный устранит.
Он к уму притянет ясность,
И любовь воспламенит.
Только хризолит, носимый,
На груди подруги милой —
Обладает благотворной,
Исключительною силой.
Если радостно сияют
Хризолиты на груди,
Впереди — любовь и счастье,
А все беды — позади!

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— САМОЦВЕТЫ —

Для тех, кто носит самоцветы,
Жизнь и прекрасна, и проста —
Открыты вечности врата,
Подвластны тайна и мечта.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

«ВОДОПРОВОД»

В подземном царстве для жеод
Был проведён водопровод:
Они проточные с тех пор,
Струится через них раствор.
И в направлении той струи
Кристаллов тонкие слои
Растут быстрее. И они
Вдоль по течению реки
Дают ростки и гребешки,
Подобно водорослям рек…
Меж тем — проснулся человек
И фантастический свой сон
В научный труд оформил он.
Мораль сей басни такова…
Нет, не помогут тут слова.
.
(В тему псевдонаучной схоластической концепции «протекания растворов» через агатовые и иные жеоды)

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

«…!!!…»

Кристалл под Солнцем заискрился,
И пробудил в душе мечты —
Весь мир вокруг преобразился
Когда на камень смотришь ты!
Взирай почаще на каменья,
Смелее трогай их рукой,
И будет в мыслях озарение,
И обретёт душа покой!

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— КАМНИ МОЛЧА НАБЛЮДАЮТ —

Сегодня, по статистике,
Пол-мира тонет в мистике,
Сплошь псевдо-эзотерики
В коммерческой истерике.

Меж тем в умах брожение
О «правильном ношении»,
И о бредовых практиках
С камнями обращения.

И пишется любая чушь
Без всякого смущения,
Поскольку нет любви к камням,
И к людям уважения.
Камней же душам молчаливым —
Быть высоко над этим сором.
Они лишь молча наблюдают,
Смеясь над ним своим узором.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— Много граней у кристаллов —
Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность!
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.
В одном из них — бездонность моря,
В другом журчание реки.
Вобрал топаз всю синь небес,
А кварц включений буйный лес.
Когда же камень достаётся
Тому, кем верховодит бес,
Его пытаются представить
Как кладезь всяческих чудес.
Уж тут Лукавый не скучает,
И всех наивных научает
Простое усложнять пытаться,
И в глупостях соревноваться.
Коктейль корысти с лицемерьем
Хмельным, но очень мутным зельем
Питает праздные умы
В плену маркетинговой тьмы.
Брелками, бусами, шарами,
Прикрыв себя со всех сторон
Иные мнят себя богами
Эзотерических икон.
Но только всё это пустое,
В кристаллах — Божья благодать.
И если камни созерцать,
То можно многое понять.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ПЕРЕД ТВОРЦОМ —

Прежде чем кристалл разрушить,
Создавая украшение —
Помолись перед Творцом,
Попроси прощения.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— ТВОРЦА НИКТО НЕ ПРЕВЗОШЁЛ! —

Попытки Божью красоту
Своим умом разнообразить —
Наверно, тщетны.
Исказить — возможно. Иль обезобразить.
Творца никто не превзошёл,
Велик лишь тот, кто путь нашёл.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

— МОЯ ТИХАЯ ГАВАНЬ —
Возможно, я жив до сих пор потому,
Что Бог посылает в прощение
За грешно-сумбурную бытность мою
— Способность с камнями общения.
Какое общение? — спросите Вы.
Сказать на словах не сумею, увы.
Но если по жизни запутался я,
В них — тихая, добрая гавань моя.

~-~-~-~»~*~»~-~-~-~

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Стихотворения опубликованы в авторских сборниках
«Стихи разных лет» (2005), и «Благодаря и вопреки» (2013)

Камни

КАМНИ

* * *
Белый, голубой, зернистый, красный,
пёстрый, жёлтый, белый, голубой…
Под волною ходят камни праздно,
льются камни в пенистый прибой.
В этой гальке дымчатой и серой
на свету – как вспыхивают вдруг
под водою вольной, полной мерой!
Словно из соцветий яркий луг.
Не храни те камешки на суше:
им, живым, светиться лишь в воде,
а в коробке краски – глуше, глуше…
Хоть цветные, да уже не те.
Я присела у черты прибрежной,
опустила руку в гребень волн.
Мраморный, гранитный, светлый, нежный,
крапчатый и самоцветный сон.
Стихи о камнях, 2007 г.
ПОДСЛУШАННОЕ
Посижу на валуне
в дрёме-полусне.
Спинка гладка и суха.
Круглые бока.
Отдаёт тепло лучей,
вроде бы ничей,
вроде бы простой валун,
только говорун.
. . . . . . . . . . . .
– Сколько идей несу…
Высказаться б сейчас! –
Камень впитал росу
и посмотрел на нас.
Воздухом подышал,
ужика утешал,
бок погрузил в траву:
– Знаешь, зачем живу?
– Знаю: зачем и я,
чудища ты моя…
. . . . . . . . . . . .
– А ты вот инженер, а я вот камень.
А ты детей плодил,
а я – песок вокруг.
Ты столько сотворил всего руками,
а я бессменно согревал гадюк,
летописал погоды и невзгоды,
и мхи кормил, и воды удобрял,
и свет звезды мои хранили своды,
и я – магнит кому-то и портал…
А в общем-то, похожи мы немного.
Ты тоже рыж и так стремишься жить!
И нам обоим предстоит дорога,
куда совсем не хочется спешить…
Камень стихи, 2006 г.
ВАЛУН
Сетка мелких морщинок,
коренастый овал.
Сколько цыпок-песчинок
он на коже собрал…
Леденел и крошился,
выбивался из сил,
у куста умостился
и себя приоткрыл:
он немножко магнитен,
эр-активен слегка,
и вполне габаритен,
и достоин ростка,
и века уминает,
и дождётся, когда,
его плоть разнимая,
загрохочет вода…
А пока смотрит в реку
или шепчет во сне:
– Хорошо человеку,
но неплохо и мне.
Камень стихи, 2006 г.
ТЫ СПИШЬ
Держись, валун, за свой счастливый сон.
Ещё когда-то пожалеешь горько:
зачем мечтал, чтоб вышел почтальон
с повесткой?.. Не спеши спускаться с полки
прибоя. Нет, покойней – быть собой,
пускай в обличьи вытертых ступеней,
жевать лучи и ветер голубой
и не терзаться жаждой впечатлений.
А ну, прикрой-ка лапой мох морщин,
не поднимай расслабленного взора.
Ты спишь, ты счастлив, ты всегда один,
и в этом – света соль, не приговора.
Не знать. Не предавать. Не пить тоску.
Не выносить свою судьбу, как мусор,
на свалку жизни.
…Я ли так смогу?
Тебя ли осенит любовью Муза?..
Как больно – быть! В предчувствии потерь,
оставив за спиной что стало милым…
Не надо, глупый, ты уж мне поверь,
уж ты держись за сон что было силы.
Камень стихи, 2006 г.
КАМЕНЬ
Почётный дворянин морей и устриц,
собрат богов и сверстник славных дел,
теперь он пиала для малой лужицы,
но и ему явиться меж людей.
Времён прошедших, будущих и прочих
клубятся ветры, шорохи, пески
под этой шкурой пёстрых оболочек,
под этой лавой плоти и тоски.
Он облачён в тяжёлые доспехи,
закован в синий шпат и халцедон,
и каждый слой – прошедших жизней вехи,
дневник событий, календарь следов.
Он с нами говорит о суховеях,
землетрясеньях, о морях и льдах.
О циклах солнца и комет Галлея
скулит материковая плита.
Гольфстрима повороты и возвраты,
обвалы, даже вспышки новых звёзд –
всё отразит замшелых плит плеяда,
беседуя на равных и всерьёз.
И эта многозначная структура
на берегу так чутко прилегла,
как будто Вечность пыль с созвездий сдула
и уронила пламя в зеркала.
Стихи про камни, 2009 г.
ПЕРЕРОЖДЕНИЕ
Растение выстреливает в цель
со скоростью волны перерождений.
Миры, миры!.. Весенняя дуэль.
Фрагменты красок, форм и впечатлений.
Черёмухи, сирени, клевера,
их музыка мозаики мгновенной
распахивает настежь веера
иерархии медленной, но верной:
сперва валун… растение… – и вот
ворвался стрекозой в наш миг случайный
Неведомого ветреный пилот,
себя от притяженья отучая.
…Идут недолго пахота и сев,
и ветки снова голы под ветрами.
Но в коконы скользнули, уцелев,
две бабочки – живого неба пламя.
И камень чуть топорщится во сне –
недаром мох проник в его покровы:
сегодня в этом старом валуне
зашевелился клубень жизни новой.
Стихи о камнях, 2007 г.
* * *
Кого согласны мы признать живыми?
Животных, да и то: скрепив сердца.
Но и вещам своё известно имя,
своя известна правда, до конца.
И помнит каждый дом былых хозяев,
скрипит и разрушается без них.
С предметами мы жизнь свою связали, –
ну как их бросить умирать одних?
Любимая игрушка – лучший друг нам.
По крайней мере, как любимый пёс.
И скучно ей без наших рук, и трудно,
и мается – беззвучно и без слёз.
Ведь столько было вложено заботы
и столько было собрано души
в тряпичное ли, кожаное «что-то», –
как нужности теперь его лишить?
Совсем как для водителя – машина:
не просто мёртвый, косный механизм.
Вверяешь ей себя неудержимо –
и чувствуешь любой её каприз.
Сказать по правде – что здесь не живое?
Вода, земля, и камни, и цветы
способны различать оттенки боли
и музыку ценить, как я и ты.
Мы все здесь живы, словно звук и слово,
волною информации продлясь
и после смерти. Нас лишают крови
и плоти, – но бессмертна с миром связь.
Вот и вода хранит все мысли наши,
всё, что сказали сгоряча при ней,
и наша тень на белый камень ляжет –
и вечно будет жить среди камней.
Всё помнит всех. Всё помнит о единстве –
и камень с гор, и человек в толпе.
И Сам Творец – в мельчайшей, слабой искре
от Вечности, ты – в Боге, я – в тебе.
Стихи о камнях, 2011 г.
* * *
Нет, не всегда опасен промедленья
безмолвный грот.
У каждой твари – самоуглубленье
и час немот.
И кто плотнее – просто углублённей,
сознаньем – за.
Но даже древо может накалённо
взглянуть в глаза.
А сон у камня – может, и не сон, а
сознанье-сверх,
когда вбирает мраморное лоно
Вселенной верх.
Стихи о камнях, 2006 г.
МЫ ОДНОЙ КРОВИ
Не всё, что живо, было так всегда.
Не всё, что мёртво, так всегда и было.
Взрывались, улетали прочь светила,
и в море погружались города.
Слеплялись и ползли материки.
По краю тектонических разломов
вставали скалы – горных духов троны, –
смещая направление реки.
Но камень ли не жив был на заре
рождения Земли? Его слагали
планктон и все простейшие – в скрижали,
когда по ходу жизни умирали
и оседали плотно на коре
планеты. И застенчивый моллюск,
и трилобит, и гордый наутилус,
пока в скалу и грунт не превратились,
бесспорно, жизни чувствовали вкус!
И мы ли не опустимся на дно
и не уйдём в подземные глубины,
когда волна грохочет по равнине,
в пещеру и провал смывая глины,
в которых мы лежим уже давно?
Мы братья все по крови – океан,
цветы и горы, глины и деревья,
пернатых птиц извечные кочевья,
и я, и ты, пласты и поколенья,
мы все в один вмещаемся роман.
Его начало – за пределом нас.
Его конца, возможно, и не будет…
А будет только вечная прелюдия,
слагающая звёздный парафраз.
Стихи про камни, 2012 г.
ПУТЕШЕСТВИЕ В КАМЕНЬ
Путешествие в камня
воспетое «небытие»
подтвердит, как обычно,
абсурдность классических «знаний».
Ведь у тех, кто учён,
атрофирован стимул исканий. –
Что с того, дилетанты,
коль втайне сомнения есть
в их уснувших умах!
Не поверят – увы, не проверят.
И поклонится камень,
и плачучи в ножки падёт –
все равно нет причины
им спрыгнуть с добытых высот
и пойти посмотреть,
не закрыты ли наглухо двери
для бесчисленных истин.
Одобрена – только одна.
Что подписано – свято,
и нечего плакать и таять,
разноцветным песком
по крупицам в прибой истекая.
Для дальтоников все
равнозначны по сути тона.
Путешествие в камень,
его темноту, теплоту,
наготу и смиренье,
и тяжесть почти что сизифью,
и морские рубцы,
и стоянье заутрени тихой,
и мечта воплотиться
в далёкую звёздочку ту,
и платочек прибоя –
к горячему твёрдому рту,
и голодных желаний
огромные чёрные грифы…
Камень стихи, 2004 г.
ПУТЬ ВАЛУНА
О несбыточном плачет трилистник,
весь в серебряных росах Луны,
и рябины развесили кисти,
чтоб вздыхали во сне валуны.
Где-то вскрикнет неспящая птица,
зашуршит под ногой лебеда,
и захочется сердцу трудиться:
ни тоски, ни греха, ни стыда.
Только алых рябин оперенье,
да трилистника голос сырой,
да великое камня терпенье
над безмерной его глубиной.
Бейся, сердце, глухое, слепое,
вырывайся из каменных лат
и входи в полосу непокоя –
вековечный для твари обряд.
Не кивай на трилистник печали,
не дрожи на приливы Луны.
Пусть всё в самом наивном начале,
но великие силы даны.
Стихи о камнях, 2007 г.
Ещё стихи о камнях, о живой природе:
«Что знают волны о камнях…»,
Живая Вселенная

Загадки про камни для детей: 25 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал самые лучшие загадки про камни для детей. Сегодня мы вспомним загадки о камнях. Этот природный материал очень разнообразный, бывают камни драгоценные, как отделочный материал или просто строительный, но всегда человек находит прочному материалу верное применение. Камни живут вечно то в египетских пирамидах, то в стенах высотных домов, то в прекрасных алмазных колье на шеях знаменитых красавиц, то в прекрасных украшениях из драгоценных металлов!

***

Берега Невы укрыты
Тем крепким «плащом» знаменитым,
И, отразившись в окнах Эрмитажа,
Летит река под ветерком куражась!
(Набережная покрытая гранитом).

***

По мостовой, не очень гладкой,
Прекрасно скачется лошадке!
Обо что стучатся весело
Подковы с очень звонкой песенкой?
(О дорогу из крепкого булыжника)

***

В золотой оправе
Прекрасный зелень-камень,
Он даже есть в короне
У царя на троне,
Ярче чем листочки
Из весенней почки!
(Изумруд)

***

Дом многоэтажный
Застыл громадой важной!
Из чего стоитель стены
Смастерил ему отменно?
(Из кирпичей)

***

Волны морские, став на дыбы,
Расшибают в брызги лбы!
Что, возвышаясь гордо,
Торчит здесь очень твёрдое?
(Прибрежные камни-скалы)

***

Как в народе назовут,
Рубин, алмазы, изумруд,
Природные творения,
Для взоров наслаждение?
(Драгоценные камни)

***

Ежели пламя
Глину»подрумянит»,
Что будет для деля
На стройке умелым?
(Строительный кирпич)

***

Весь он в граните,
У дома вьётся нитью
Уже четыре года,
На службе пешеходам!
(Тротуар)

***

Аметисты и агаты
Внешне выглядят богато!
Что за красивыми словами
Мы чётко различаем с вами?
(Драгоценные камни: аметист ярко-сиреневый, агат в серо-белых переливах)

***

Этот чудный камень-минерал,
В природе по твёрдости всех обскакал,
И колье из этих минералов,
Стоит удивительно немало!
(Бриллиант, огранённый алмаз)

***

Камешки жёлто-знакомый,
Смолистые, с насекомыми!
Я часто их под пяткой даже,
Разыскивал в балтийских пляжах!
(Янтарь)

***

Все фальшивые алмазы
Называют в мире — стразы!
А бриллианты, что за камни,
Известные из сказок давних?
(Огранённые алмазы)

***

Как называют и сейчас, и ранее,
Алмазы с отшлифованными гранями?
(Бриллианты)

***

По цвету этот камень красный,
В короне царской видим часто,
А ювелиры говорят с любовью:
Он цвета яркой «голубиной крови»!
(Рубин)

***

Этот камень прекрасный,
Изменяет окраску:
Под искусственным светом,
Он красновато-фиолетов,
А под солнышком природным —
Зеленеет благородно!
(Александрит)

***

Красивый минерал — топаз,
Гораздо ярче блеска глаз,
Он жёлтый, розовый моментом
И золотистого оттенка!
Легко любую обработку
Он переносит очень чётко!
(Драгоценный камень)

***

Небесным камнем» этот минерал
Народ в сказаниях назвал,
Цвет голубой небесно,
В рисунках интересных,
Хотя не твёрдый, но окрас
Волшебно-чудный всякий раз!
(Бирюза)

***

Эта каменная ваза,
Впечатляет внешне сразу,
По-гречески, довольно просто —
Переведите слово «пёстрый»,
Ведь оно, между прочим,
Нам давно известно очень!
(Яшма)

***

Булыжник этот помнит даже
Колёса барских экипажей!
Что в городе довольно старом
Лежит между двух тротуаров?
(Булыжная мостовая дорога)

***

Из чего лицо фасада
У дома сделано как надо?
Он стоит здесь двести лет,
Но его прекрасней нет!
(Из крепкого камня)

***

Что за очень крепкий камень?
Так считается веками,
И он как символ «твёрдости науки»,
Его «грызут, испытывая муки!»
(Гранит)

***

Тот камень и метро, и мавзолеи,
Собою украшать умеет,
При отличной полировке,
Нет прекрасней облицовки!
(Мрамор)

***

Тот минерал по сказкам давним
Нарекли «павлиньим камнем»,
Он в природе имеет нередко
Бирюзово-чёрные расцветки!
С греческого «мягкий», в переводе,
Он ценится за красоту в народе!
(Малахит)

***

На аллеях что за плитка,
Лежит красивою открыткой,
Однако не из шоколада!
Сюда всегда какая надо?
(Тротуарная, каменная)

***

В природе они тёмно-красного цвета,
Вениса, червенец, бечета!
Их так раньше звали на Руси,
Какого ювелира ни спроси!
Они под общим именем «гранат»,
Но не плоды, на ветках не висят!
А что порой находят в почве
Как ценности с расцветкой сочной?
(Драгоценные камни, минералы «гранат»)

Кузьминов В.

МАМА И МАЛЫШ

Здесь Вы найдете загадки про полезные ископаемые (руда, янтарь, нефть, уголь, газ, железо и другие). Они продолжают тему географических загадок. Также на сайте Вы найдете загадки по географии , загадки про материки, страны и города.

В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
(Руда)

***

Без труда
Не добывается в шахте…
(Руда)

***

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
(Янтарь)

***

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)

***

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

***

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина)

***

Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрение.

(Торф)

***

В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.

(Уголь)

***

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

(Уголь)

***

От огня происхожу,

От огня и умру.

(Уголь)

***

Охапку лучей

Из топок печей

Нам древнее солнышко дарит,

Нас греет и пищу нам варит.

(Уголь)

***

Закопай — не гниёт,

Кинь в воду — поплывёт.

(Уголь)

***

Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.

(Уголь)

***

Маленький,

Лёгонький,

А тяжело поднять.

(Горячий уголь)

***

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек.

(Природный газ)

***

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

(Песок)

***

Во дворе малыш играл:

Груз в машину насыпал,

Стряпал вкусный пирожок,

Любят дети все …

(Песок)

***

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать и играть.

(Песок)

***

Тянусь я тоненьким столбцом

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла.

(Ртуть)

***

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

(Мел)

***

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен …

(Мелом)

***

Порешал, пописал,

Раскрошился и пропал.

(Мел)

***

Одну её не едят,

А без неё мало что едят.

(Соль)

***

Белый камень в воде тает.

(Соль)

***

Одну меня — не съешь никогда,

А без меня — не вкусна еда.

(Соль)

***

В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

(Соль)

***

В воде родится,

На огне вырастает.

С матерью встретится —

Опять умирает.

(Соль)

***

Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.

(Соль)

***

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

(Соль)

***

Покрывают им дороги,

Улицы в селеньях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение.

(Известняк)

***

Туп конец,

Востёр резец.

Режет листы,

Летят куски.

(Алмаз)

***

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.

(Алмаз)

***

Эта драгоценность обрадует вас —

В кольце чистой каплей сверкает …

(Алмаз)

***

Во мне есть вода, но не мокрая,

Огонь, но не жгучий;

Моё твердое тело бесцветное

И в то же время разноцветное.

(Бриллиант)

***

Ни огня, ни света,

А огнём блестит.

(Золото)

***

Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.

(Драгоценные камни. Самоцветы)

***

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

(Мрамор)

***

Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.

(Железо)

***

Иду воду – красен,
Выйду – черен.

(Железо)

***

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков.

(Железо)

***

Если встретятся оно и вода

Ржавчина появится тогда.

(Железо)

***

Сталевар из руд достал

Нужный людям всем …

(Металл)

***

В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…

(Кристалл)

***
Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

(Гранит)

Методический материал «Полезные ископаемые»

Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.

Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

3. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

5. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком, расцветает от спички.

6. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это?

8. Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи…

По вертикали:

1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

2. Покрывают им дороги.

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он удобрение.

7. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

9. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

ь

Песок известняк газ уголь

Железо

Филворд

Найди полезные ископаемые

п

е

с

г

н

х

г

а

з

м

у

г

о

л

е

ф

с

и

ч

р

а

о

к

и

ц

т

о

з

у

а

г

л

н

н

е

ь

л

в

к

м

ш

ь

з

а

ф

ы

ь

е

с

о

р

ф

ы

в

г

а

п

р

т

р

у

д

а

о

р

а

н

л

н

д

м

а

ч

я

э

ж

и

т

я

к

1. Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи… (Руда).

3. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. ( Гранит).

4. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

5. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

6. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

7. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

8. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

6. Из нефти получают бензин.( +)

7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

10. Из песка делают стекло? (+)

11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

19. Все металлы обладают блеском. (+)

3. Диктант.

1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

4. Дополни предложение.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые). Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. (месторождениями. ) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………(строительстве), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. (металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

5. Топографический диктант.

2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого

3. Подпиши полезные ископаемые

1 2 3 4 5

6. Цифровой диктант

1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

Вопросы

1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».

3. Образуется при разрушении гранита и кварца.

4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор.

6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

Ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5

Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных ископаемых.

ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

Рассказ-загадка

Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

Заполни схему

Что получают из нефти?

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

Занимательные вопросы

1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

(На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

(Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

(Так как добывается из-под земли.)

5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

(От минералов, входящих в ее состав)

6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

(Так как песок хорошо пропускает воду.)

7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)

11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)

12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

(Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)

13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)

14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)

15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)

16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)

Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *