Загадки

В детстве в садике, а теперь в школе, нам очень часто загадывают загадки. Их и мы загадываем своим друзьям и веселимся. Ведь правильно отгадать ответ не сразу получается. Для этого нужно пустить в ход свою логику и фантазию. Вот и получается, что загадки это замечательное развлечение для праздника, и поверьте каждый приглашенный оценит подобные конкурсы, особенно, если они будут шуточными. Но что такое загадка по определению для детей? Какую функцию она несет? И очень интересна история загадки, которая уносит нас к истокам жизни наших предков.

Что такое загадка?

Если опираться на определение, то загадка — это метафоричекое выражение или изображение, которое требует разгадки. Проще говоря, это словесное описание какого-то предмета, явления, качеств, благодаря которому начинаешь понимать, о чем же идет речь. Чаще загадка — это поэтическое стихотворное выражение, которое легко запоминается и ориентируется на испытание сообразительности отгадывающего. Они небольшие, но четкие, с понятной структурой. Может кто-то в загадках видит лишь возможность развлечься, но по природе у них более серьезная функция. Благодаря загадкам, у детей развивается мышление, логика и воображение. При этом дети с удовольствием участвуют в процессе поиска разгадки, ведь все проходит в веселой атмосфере. С помощью загадок дети могут изучать и окружающий мир,его явления, свое тело и многое другое.

История загадки

Если обратиться к истории загадок, то еще в давние времена наши предки пользовались таким видом творчества, чтобы описать явления, объяснить происходящее в мире, природе, вокруг себя. Предки верили в силу загадок, видимо поэтому, чтобы показать, насколько смекалист герой, загадки часто загадываются в сказках. Время шло, а загадка не теряла свою силу. Единственное, со временем она стала претерпевать изменения, и стала больше не иносказательным объяснением предмета или явления, а рассматриваться как развлечение.

В христианские времена загадки также используются в быту и даже в священном писании. Только там она выступает уже в виде мудрых вопросов, где не даются ответы. Человек сам должен понять и отыскать для себя значение отгадки. Самое интересное, на мудрые вопросы каждый может ответить по-разному, с точки своего видения и это будет правильным ответом.

В девятнадцатом веке и по настоящее время загадки стали собирать и сортировать по научным точкам зрения, темам и классификациям. Загадки теперь не только передаются из уст в уста, но и размещаются в книгах, в сборниках загадок, которые покупаем и мы с вами.

Определение: Что такое загадкаА какую оценку поставите вы?

20 детских загадок, которые даются не каждому взрослому

  • 93 16 79 93k

    10 недостатков во внешности, которые боготворят в других странах

  • 93 15 70 63k
  • 137 4 75 22k

    Пользователи сети и авторы AdMe.ru рассказали, что творит с их сообщениями беспощадная автозамена

  • 128 9 58 76k

    20+ доказательств того, что в этом мире каждый получает по заслугам

  • 156 17 105 73k

    20+ стереотипов о женщинах, за веру в которые давно пора выписывать штрафы

  • 183 9 70 65k

    20 человек с особенной внешностью, которые не постеснялись показать ее всему миру

  • 92 10 364 40k

    Психолог рассказала, как воспитывать детей. И ее посты важно прочитать всем родителям

  • 131 6 41 46k

    16 человек, которые доверили пластическим хирургам свое здоровье и однозначно выиграли

  • 116 5 85 38k

    10 комиксов о том, как сильно отличается детство наших детей от нашего собственного

  • 134 4 113 28k

    15 совершенно неожиданных фактов о местах, где все хотят побывать

  • 45 83 55 76k

    Посмотрите на 15 самых красивых женщин прошлого года, которых выбирали люди по всему миру

  • 75 63 38 59k

    Вот как бы выглядели 17 знаменитых женщин, если бы родились мужчинами

  • 103 11 40 104k

    19 человек, которые рискнули сменить прическу и теперь вне себя от счастья (А кто-то кипит от возмущения)

  • 115 6 46 72k

    9 курьезных ситуаций, в которые попали знаменитости, но не потеряли присутствия духа

  • 73 7 93 28k

    Что не так с современным искусством, которое нередко выглядит абсурдным, а стоит при этом миллионы

  • 185 10 104 99k

    Что происходит в Австралии и кто прямо сейчас спасает от огня людей и животных

Загадки на образное мышление с ответами для 5 класса

Кто-то увлекается разгадыванием загадок на различные тематики, а кому-то нравится решать ребусы логические и требующие смекалки. Сейчас не составит затруднений отыскать загадки на образное мышление с ответами для 5 класса на логичность, чтобы развивать мышление у детей школьного возраста. Ведь тренинг логики мыслить содержит в себе направление, развивающее навыки «расставлять все по своим местам». Но и в такого рода задачках нет возможности избежать абстрактных и замаскированных смыслов, тренинги с логическими загадками дают возможность посмотреть на созданную ситуацию со стороны, обнаружить в ней «второе дно».

Если вы считаете, что обладаете логическим мышлением, наберитесь смелости и проверьте себя, разгадывая загадки. Ведь их появление обязано первобытному обществу, и только со временем жанровые направления народностей в своих культурах определили им места. У них даже существовали традиции, в которых разгадывание загадок определяло, достоин ли человек называться воином, чтобы гордо называться мужчиной, или будет продолжать относиться к юношам.

Литературное направление относит загадки к тайнам, которые подвластны только мудрецам. В русских вопросах с хитринкой можно определить народные традиции, употребляемые для определенных обрядов, при работе на земле, уходе за живностью.

Занимаясь с детьми, родителям рекомендуется использовать тесты на логическое мышление. Они отлично будут способствовать развитию образного, абстрактного мышления. А если они в виде стихов – это только плюс для тренировки памяти. Дети же любят забавные вопросы про животных, растительный мир и прочее. Только не следует спешить помогать ребенку – лучше наталкивать его на поиск правильного ответа наводящими вопросами и легкими подсказками.

Отвечая на логические вопросы, вы достигаете нескольких целей. С их помощью развивается память, расширяется кругозор, создается умение размышлять без привычных всем стандартов и штампов, проводить сравнения. И вдвойне приятно, когда ответ совпадет с имеющейся отгадкой.

Примеры загадочных вопросов

  1. в чем содержится тридцать горошин черного перца, пятнадцать – душистого, двенадцать штук гвоздики, семь листков лаврушки? (в одном грамме)
  2. двенадцатиэтажный дом оборудован лифтом. Всего лишь два человека проживает на первом этаже. Далее с каждым этажом численность жильцов увеличивается дважды. Какой кнопкой лифтовой кабины пользуются чаще всего? (под цифрой один)
  3. висит груша – нельзя скушать (электрическая лампочка)
  4. — не лает, не кусает — а в дом не запускает (дверной замок)
  5. сто одежек – все без застежек (капуста)
  6. шел, шел, на землю упал. Ночь пролежал, утром – пропал (первый снег)
  7. один поезд вышел из Москвы до Саратова, второй – из Саратова до Москвы. Скорость первого – шестьдесят километров в час, второго – на двадцать километров больше. Какой окажется ближе к Москве в момент их встречи? (на одинаковом)
  8. полосатый жук, летает долго, очень любит картошку (колорадский)
  9. в парке восемнадцать столбов. Половину покрасили. Сколько столбов стало? (количество их не изменилось)
  10. Петя добирается до школы за пятнадцать минут. Сколько ему понадобится времени, если он пойдет туда с другом? (столько же)
  11. термометр определят температуру плюс десять. Сколько градусов покажет пара? (десять)

Вот видите, нет сложностей в подобных занятиях. Достаточно подобрать определенный перечень загадочных вопросов, чтобы правильно воспитывать и развивать ребенка.

Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста

Умственное развитие дошкольников занимает главное место в учебном процессе детских садов. Выдающиеся педагоги и психологи (И.Н.Андреева, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и другие) исследовали и продолжают делать это в настоящий момент в плане поиска самых оптимальных путей умственного развития детей.

Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Оно осуществляется с целью всестороннего развития детей и тесно связано с моральным, физическим и эстетичным воспитанием. Целью умственного воспитания является повышение уровня общего развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребёнок усваивает знание об окружающем мире, взаимоотношениях людей, внешних качествах, внутренних, существенных взаимосвязей предметов.

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям. Понятие «загадка» давнего происхождение, происходит от слова «думать». Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

3) Загадки – метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)

«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

«Железная птица по небу летает» (Самолёт)

«Едет домик на колесах» (Автобус).

Развиваем мышление и память дошкольников:

I. Игры

1) «Тренируем нашу память».

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о животных, используя описательные характеристики:

− Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).

− Хитрая, рыжая. (Лиса).

− Злой, голодный. (Волк).

− Рыжая, веселая. (Белка).

2) «Самый умный».

Воспитатель просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.

1) По земли скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);

2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);

3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);

4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);

5) Въётся верёвка – на конце головка. (Змея).

II. Изучение загадок напамять.

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их напамять.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).

4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).

5) Въёться молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).

III. Загадки – шутки.

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

IV. Загадки – вопросы

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.

Развиваем воображение дошкольников:

I. Театрализованная игра «Загадки без слов»

Дети разделяются на две подгруппы. Воспитатель с первой группой детей садится за стол и рассматривает иллюстрации к загадкам. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не проговаривая ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается на лавке. После чего дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т.п.), а дети второй подгруппы отгадывают. Потом загадывает вторая подгруппа детей, а отгадывает первая.

II. Творческое задание «Изображения отгадок».

Воспитатель заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе (размещают дети отгадки на листе за собственным желанием).

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).

4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).

5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т.п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Развиваем внимание дошкольников:

І. Загадки – шутки.

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).

II. Загадки – обманки.

Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1) Очень медленно и тихо

По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).

2) Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

3) Кто грызет на ветке шишку

Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).

4) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

III. Игра «Отгадай».

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых объектов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все дети должны отгадать объект за описанием.

− Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).

− Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).

− Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).

− Белое, мягкое, холодное. (Снег).

Во время учения умению разгадывать загадки воспитателям необходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.

Конспект урока «Какие бывают загадки»

Тема урока: «Загадки. Какие бывают загадки.».

Цели урока. Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре. Развитие логического мышления и познавательной активности. Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.

Ход урока.

I.Организационный момент. (Слайд 1)

-Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес? (Слайд 2)

-А зачем? (Ответы детей.)

-Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?

Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок». (Слайд 3)

II. Повторение жанров произведений фольклора.

-Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». Кто помнит, как он назывался?

Правильно. Давайте , ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка.

-Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.) (Слайд 4)

-Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Сегодня будем изучать лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь. (Слайд 5)

III.Работа над понятием «Загадка».

1.Первая Остановка «Царство Бабы-Яги».

Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Появляется Баба-Яга. (Слайд 6)

К вам обращается Баба Яга.

Ей не понравилось, что мы нарушили ее покой, что мы ходим в ее владениях.

Мы с вами в сказочный лес за народной мудростью отправились, но Яге это не нравится, она постарается нам вредить.

Она предлагает нам задание. Кто ее загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!

Загадки:

1)Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес.) (Слайд 7)

2)Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна.) (Слайд 8)

3)Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина.) (Слайд 9)

4)Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) (Слайд 10)

5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.) (Слайд 11)

6) Гость гостил, Золотой мост мостил- Без ножа, без топора, Без железного долота. (Мороз.) (Слайд 12)

7)Лежит брус во всю Русь. Если бы руки да ноги, то бы встал Да до неба достал. (Дорога.) (Слайд 13)

Ну что, отгадали мы загадки Бабы Яги, но она не согласна, чтобы мы двигались дальше.

Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.

Что ж, ребята, разберёмся, что такое «Загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.

2)Работа с учебником.

-Чтение учеником понятия «загадка» на с. 5. (Слайд 14)

-Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание на странице 5.

Вывод. Загадка — короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия. (Слайд 15)

IV.Наблюдение над разнообразием загадок.

-Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.

-Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все- и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.

1)Виды загадок.

Расскажу вам, какие загадки бывают. (Слайд 16)

Загадки- описание свойств, признаков предмета №1 стр.6. Загадки- противопоставления №2 стр.7. Загадки- вопросы №3 стр.7. Загадки- сравнения №4 стр.7

Загадки- описания действий предмета №5 стр.7

Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.

Бабе Яге очень понравилось как вы работали. Она желает вам счастливого пути!

V.Физкультминутка.

Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь». Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».

VI.Работа в тетради.

Остановка » Емелина печка». (Слайд 17)

Ребята! Узнаёте этого героя? Кто это? Из какой сказки?

-Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь, правильно ли мы за народной мудростью идём?

Емеля хочет нам помочь, да вот напасть- печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.

Выполним задание в тетради.

1)Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.

2) «Соберите загадку». Напишите отгадку.

3)Точное слово. Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.

Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.

VIII.Домашнее задание.

Выучить что такое загадка. Прочитать и отгадать загадки в хрестоматии страницы 3 -4

IX.Итог урока.

Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой.

Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каком виде фольклора мы сегодня узнали подробнее?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *