Заглавная и строчная буква

Заглавные (прописные и строчные) буквы русского алфавита представляют собой неотъемлемую часть обучения письму. Как правило, мы учимся писать их уже в школе, но порой подготовка дошкольников требует умения писать красивые буквы еще до поступления в первый класс.

Как научить ребенка писать?

Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.

Прописи

Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.

Карточки с прописными буквами русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Строчные и заглавные буквы

Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:

Также на нашем сайте можно скачать и распечатать русский алфавит в прописях в полном объеме.

Видео уроки

Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию буквы русского алфавита. Как правило, они представляют собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.

Как ни странно, но видео материалы могут помочь в обучении написанию букв русского алфавита. Как правило, видео представляет собой мультфильмы, передачи, где показано поэтапно, как выписывать строчные и заглавные русские буквы, которые, кстати, в прописном варианте могут сильно отличаться. Так что сначала стоит показать ребенку видео материалы, а затем писать буквы самостоятельно.

Как их правильно употреблять?

Употребление заглавных и строчных букв русского алфавита также требует особого внимания. Если мы учимся писать, то обязательно должны учитывать это правило. Заглавные буквы употребляются в названиях:

  • стран;
  • континентов;
  • водоемов (рек, озер, морей, океанов);
  • планет, созвездий;
  • учреждений;
  • печатных изданий;
  • в именах, кличках и т. д.

Все названия, обозначающие единственное в своем роде явление, пишутся с заглавной буквы. Родовые и видовые названия мы пишем со строчной буквы.

Пропись в наши дни

С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.

Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.

И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое. В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека. И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Орфография

Прописные буквы

§ 92. С прописной буквы пишется первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение.

Примечание 1. Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо от наличия или отсутствия знака препинания в конце предшествующей строки.

Примечание 2. После многоточия, не заканчивающего предложения, а обозначающего перерыв в речи, первое слово пишется со строчной буквы, например: А у меня на этой неделе… того… сын помер (Чехов).

Примечание 3. Если вопросительный, или восклицательный знак, или многоточие стоит после прямой речи, а в следующих далее словах автора указывается, кому принадлежит эта прямая речь, то после названных знаков первое слово пишется со строчной буквы, например:

§ 93. С прописной буквы пишется первое слово, следующее за знаком восклицательным, поставленным после обращения или междометия, находящегося в начале предложения, например: О Bолгa! После многих лет я вновь принес тебе привет (Некрасов). Ах! Поскорее бы эта ночь прошла (Чехов).

Примечание. Слово, следующее за восклицательным знаком, поставленным после междометия в середине предложения, пишется со строчной буквы например: Я дo сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет (Гоголь).

§ 94. С прописной буквы пишется первое слово после двоеточия:

1. Если это начало прямой речи, например: Вытеснив меня в кухню, Болеслав шепотом сказал: «Это человек из Парижа, с важным поручением, ему необходимо видеть Короленко, так вы идите, устройте это…» (М. Горький).

2. Если это начало цитаты, являющейся самостоятельным предложением, и первое слово цитаты начинает собой предложение в цитируемом тексте, например: Он раскрыл книгу и прочитал: «Осень 1830 года Пушкин провел в Болдине».

Примечание. Цитата, включаемая в предложение как продолжение его, пишется со строчной буквы например: Когда-то и где-то было прекрасно сказано, что «повесть есть эпизод из беспредельной поэмы судеб человеческих». Это очень верно: да, пoвесть – распавшийся на части, на тысячи частей роман, глава, вырванная из романа (Белинский).

3. Если это начало отдельных рубрик текста, начинающихся с абзаца и заканчивающихся точкой (см. § 128).

§ 95. Пишутся с прописной буквы имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, например: Александр Сергеевич Пушкин, Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский), Макбет, Иван Грозный, Сципион Старший, Иван Кольцо, Соловей Разбойник, Pичард Львиное Сердце, Владимир Красное Солнышко, Петр Первый (Петр I) .

Примечание 1. Артикли и частицы при иностранных фамилиях и имена пишутся со строчной буквы, например: д`Артуа, ван Бетховен, де Валера, Леонардо да Винчи, фон дер Гольц, ла Мотт, Бодуэн де Куртене*, де ла Барт, Абд эль Керим, Кёр-оглы, Измаил-бей.

Примечание 2. Китайские фамилии (они стоят перед именами) пишутся слитно, независимо от числа слогов, и начинаются с прописной буквы. В китайских именах (стоят после фамилии) первая часть начинается с прописной буквы, вторая же, если она есть, пишется со строчной буквы и присоединяется к первой дефисом, например: Цяо (фамилия) Гуань-хуа (имя), Чжань Xaй-фу, Чэнь И.

В личных фамилиях и именах корейцев, вьетнамцев, бирманцев и индонезийцев все части пишутся с прописной буквы и дефисом не соединяются, например: Хо Ши Мин, У Ну, Ко Тун, Аунг Сан, У Ну Мунг, Такин Коде Хмеинг.

Примечание 3. Индивидуальные названия людей, превратившиеся из имен собственных в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: ловелас, донжуан, меценат, ментор.

Но если такие названия людей лишь употребляются в нарицательном смысле, но не превратились в имена нарицательные, то они пишутся с прописной буквы, например: Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов); Не каждый день рождаются Гоголи и Щедрины.

Примечание 4. Индивидуальные названия людей, употребляющиеся в презрительном смысле как родовое название, пишутся со строчной буквы, например: азефы, квислинги.

Примечание 6. Наименования званий, титулов и должностей пишутся со строчной буквы, например: министр, президент, маршал, заслуженный деятель науки, ученый секретарь, сенатор, статский советник, папа, король, шах, хан, паша.

Примечание 7. Наименования высших должностей и почетных званий в СССР – Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Cоветского Союза, Маршал Советского Союза – пишутся с прописных букв*.

§ 96. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии, например: Христос, Будда, Зевс, Венера, Вотан, Перун, Молох.

Примечание. Индивидуальные названия мифологических существ, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: молох империализма.

Примечание. Индивидуальные названия, употребляемые в качестве названий видов животных, пишутся со строчной буквы, например: буренушка (корова), мишка (медведь), барбос (cобака).

§ 98. Пишутся с прописной буквы в баснях, в драматических и других художественных произведениях названия действующих лиц, выраженные именами, обычно имеющими значение нарицательных, например: Пустынник, Медведь, Осел, Пушки, Паруса (в баснях Крылова); Леший, Снегурочка, Дед Мороз (в «Снегурочке» Островского); Сокол, Уж (у М. Горького); Некто в сером (у Л. Андреева).

§ 99. Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, мифологических существ и т. п. (см. §§ 95-98):

а) если они являются в полном смысле слова притяжательными (т. е. выражают принадлежность чего-либо данному человеку, мифологическому существу) и содержат в своем составе суффикс -ов (-ев) или -ин (без последующего суффикса -ск-), например: Марксов «Капитал», Далев словарь, Зевсов гнев, Лизина работа;

б) если они входят в состав названий, равных по смыслу «имени», «памяти» такого-то, например: Ломоносовские чтения.

Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:

а) если они не являются в полном смысле притяжательными, например: пушкинский стиль, суворовская тактика, рентгеновский кабинет, адамово яблоко, базедова болезнь, пастеровская станция, сизифов труд, эзоповский язык, прокрустово ложе;

б) если они являются в полном смысле притяжательными, но содержат в своем составе суффикс -овск- (-евск-) или -инск-, например: толстовская усадьба, тургеневские «Записки охотника», пушкинская квартира.

Примечание 2. Наречия, образованные от индивидуальных названий людей, всегда пишутся со строчной буквы, например, по-пушкински, по-суворовски.

§ 100. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия aстрономических и географических объектов (в том числе и названия государств и их административно-политических частей), улиц, зданий. Если эти названия составлены из двух или нескольких слов, то с прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных слов и родовых названий, как-то*: остров, мыс, море, звезда, залив, созвездие, комета, улица, площадь и т. п., или порядковых обозначений светил (альфа, бета и т. п.), например:

Астрономические названия: Марс, Козерог, Северная Корона, звезда Эрцгерцога Kaрла, созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы, бета Весов.

Примечание. Слова солнце, луна, земля пишутся с прописной буквы, когда они употребляются в качестве астрономических названий, например: вокруг Солнца обращаются следующие планеты: Меркурий, Венера, Земля (со своим спутником Луной), Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон; период вращения Земли; но: обработка земли, восход солнца.

Географические административно-территориальные и иные названия: Памир, Пиренеи, Дарданеллы, Северный полюс, тропuк Рака, Новая Гвинея, остров Святой Елены, острова Королевы Шарлотты, Балеарские острова, Балканский полуостров, мыс Челюскин, мыс Доброй Надежды, Коринфский перешеек, Малые Альпы, Скалистые горы, Главный Кавказский хребет, Ключевская сопка, гора Магнитная, Атлантический океан, Балтийское море, море Лаптевых, Гибралтарский пролив, Онежская губа, Ладожское озеро, Большое Соленое озеро, озеро Байкал, Голубой Нил, река Белая, Москва-река, Волго-Донской канал, Военно-Грузинская дорога, Союз Советских Социалистических Peспублик, Западно-Казахстанская область, Французская Экваториальная Африка, Новгород-Северский, Аскания-Нова, Покровское-Стрешнево, Кремль1, Моховая улица, yлица Горького, шоссе Энтузиастов, Комсомольская площадь, площадь Восстания, Большой Каменный мост, мост Лейтенанта Шмидта, Летний сад, Боровицкие ворота*.

В официальных названиях советских республик и стран народной демократии слово республика пишется с прописной буквы, например: Украинская Советская Социалистическая Республика, Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика, Китайская Народная Республика, Народная Республика Болгария.

Hеофициальные названия государств и их частей, образные названии географических объектов также пишутся с прописной буквы, например: Советский Союз, Страна Советов, Советская Башкирия, Полтавщина, Зауралье, Белокаменная (Москва).

Существительные, входящие в состав сложных собственных наименований и условно называющие предмет, пишутся с прописной буквы, например: Золотой Рог (бухта), Чешский Лес (горы), Красное Село (город), Малые Кочки (улица), Большая Медведица (созвездие).

Но когда они заменяют территориальные названия, то пишутся с прописной буквы, например: языки народов Севера и Востока.

Примечание 2. Артикли и частицы, находящиеся в начале иноязычных географических наименований, пишутся с прописной буквы и присоединяются дефисом, например: Лос-Анджелес, Ла-Манш, Ле-Крезо, Де-Кастри.

Примечание 3. Служебные слова, входящие в состав иноязычных географических названий и находящиеся в середине сочетания, пишутся со строчной буквы, например: Булонь-сюр-Мер, Пьяцца-ди-Сан-Марко.

Примечание 4. Иноязычные родовые наименования, входящие в состав географических названий, пишутся с прописной буквы, за исключением тех, которые вошли в русский язык, например: Aму-Дарья*, Рио-Негро (хотя дарья и рио значат «река»), но Варангер-фиорд, Де-Лонг-фиорд (слово фиорд существует в русском языке как географический термин).

Примечание 5. Географические названия, употребляемые в переносном смысле, сохраняют написание с прописной буквы, например: Мюнхен (в значении «соглашение с фашизмом»), Версаль (в значении «Версальский мир»), Седан (в значении «военный разгром»).

Примечание 6. Названия животных, растений, тканей и других предметов, а также явлений, образовавшиеся от географических названий, пишутся со строчной буквы, например: cенбернар (порода собак), цинандали (сорт вина), бостон (ткань, танец).

§ 101. Пишутся с прописной буквы прилагательные, образованные от собственных географических названий:

а) если они входят в состав сложных географических названий, например: Бельгийское Конго, Московская область;

б) если они входят в состав сложных индивидуальных названий людей в качестве их прозвищ, например: Димитрий Донской, Александр Невский, Петр Амьенский;

в) если они входят в состав сложных названий исторических событий, учреждений и т. п., написание которых с прописной буквы установлено ниже (см. § 102).

§ 102. В названиях исторических событий, эпох и явлений, а также исторических документов, произведений искусства и иных вещественных памятников с прописной буквы пишется первое слово, а также входящие в их состав имена собственные.

Сюда относятся названия, выражаемые:

а) одним именем существительным, например: Октябрь, Boзрождение, Ренессанс, Реформация, Домострой; те же слова могут употребляться в качестве имен нарицательных, и тогда они пишутся со строчной буквы, например: в XVI в. реформация коснулась различных сторон культуры Германии; стиль ренессанс;

б) сочетанием прилагательного, образованного от собственного имени, с именем существительным, например: Петровская реформа, Сассанидская эпоха, Каролингская династия (но: допетровская эпоха, преднаполеоновские войны), Нантский эдикт, Полтавская битва, Парижская коммуна, Эрфуртская программа, Ленский расстрел, Версальский мир, Beнера Милосская, Лаврентьевская летопись;

в) любым иным сочетанием с начальным прилагательным или числительным, например: Долгий парламент, Смутное время, Великая хартия вольностей, Сто дней, Семилетняя война, Третья республика, Июльская монархия, Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая Отечественная война.

Названия исторических событий, эпох и т. п., не являющиеся собственными именами, пишутся со строчной буквы, например: палеолит, феодализм, античный мир, крестовые походы, средние века, вторая мировая война*.

§ 103. Пишется с прописной буквы первое слово в названиях революционных праздников и знаменательных дат, например: Первое мая, Международный женский день, Новый год, Девятое января.

Если начальное порядковое числительное в таком сложном названии написано цифрой, то с пpoписной буквы пишется следующее за ним слово, например: 9 Января, 1 Мая.

Примечание. Названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т. п. пишутся со строчной буквы, например: рождество, троицын день, святки, масленица, великий пост, курбан-байрам, четверг, сентябрь*.

§ 104. В полных названиях орденов все слова, кроме слов орден и степень, пишутся с прописной буквы, например: орден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной Войны I степени, орден Славы II степени*.

§ 105. В названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций Советского Союза пишутся с прописной буквы все слова, входящие в состав названия, кроме служебных слов и слова партия:

Коммунистическая партия Советского Союза.
Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза.
Президиум ЦК КПСС.
Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.
Верховный Совет СССР (РСФСР, УССР и других республик).
Совет Союза.
Совет Национальностей.
Совет Министров СССР (РСФСР, УССР и других республик).
Верховный Суд СССР.
Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов.
Советская Армия и Военно-Морской Флот.

Примечание. С прописной буквы пишутся также все слова, кроме служебных, входящие в названия некоторых международных организаций: Всемирный Совет Mира, Opганизация Объединенных Наций, Совет Безопасности, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

§ 106. В названиях министерств и их главных управлений, а также в названиях других центральных советских учреждений и организаций (кроме указанных в § 105) пишется с прописной буквы первое слово. Если в их состав входят имена собственные или названия других учреждений и организаций, то эти имена собственные и названия пишутся так же, как при самостоятельном употреблении, например:

Министерство иностранных дел.
Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике.
Академия наук СССР.
Главное издательское управление Министерства культуры СССР.

В полных официальных названиях советских учреждений местного значения, высших учебных заведений, зрелищных предприятий, промышленных и торговых организаций и т. п. с пpoписной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, например:

Совет депутатов трудящихся.
Ярославский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся.
Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.
Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
Русский народный хор имени Пятницкого.
Сталинградский тракторный завод.

Примечание. Правило этого параграфа распространяется и на сложные названия международных и зарубежных центральных общественных и профессиональных организаций и государственных учреждений например: Всемирная федерация профсоюзов, Всекитайская демократическая федерация женщин, Государственный совет Польской Народной Республики, Народная палата (Индия).

§ 107. В официальных названиях политических партий пишется с прописной буквы первое слово, если им не является слово партия, например: Польская объединенная рабочая партия, Коммунистическая партия Австрии, Российская социал-демократическая рабочая партия, Союз 17 октября (но: партия социалистов-революционеров).

Условные наименования в составе названий политических партий пишутся с прописной буквы, например: партия Земли и воли (или «Земля и воля»), партия Народной воли (или «Народная воля»).

Примечание. Иноязычные названия политических партий пишутся со строчной буквы например: гоминдан, дашнакцутюн (армянская контрреволюционная партия), лейбористская партия.

§ 108. В выделяемых кавычками наименованиях знаков отличия, названиях литературных произведений, газет, журналов, учреждений, предприятий и пр. пишутся с прописной буквы первое слово и входящие в их состав имена собственные, например: «За трудовую доблесть» (медаль), «Правда», «Ленинградская правда», «Вечерняя Москва» (газеты), «Новый мир» (журнал), «Русская правда» (юридический документ), «Слово о полку Игореве» (поэма), «Горе от ума» (комедия), «Накануне» (роман), «Вновь я посетил» (стихотворение), «Князь Игорь» (опера), «Серп и молот» (завод), «Путь к коммунизму» (колхоз).

В двойных составных названиях с прописной буквы пишется также и первое слово второго названия, например: «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Власть тьмы, или Коготок увяз – всей птичке пропасть».

§ 109. В текстах официальных сообщений и документов написание наименований должностей, званий, установлений и т. п. с прописной или строчной буквы определяется специальными ведомственными инструкциями.

В особом стилистическом употреблении могут писаться с прописной буквы имена нарицательные, например: Родина, Человек.

1 Слово кремль пишется с прописной буквы, когда является собственным именем района города, например: Москва расположена кольцеобразно: в центре находится Кремль, далее идет Китай-город и т. д. Но: В Пскове, как и в других старых русских городах, имеется кремль (здесь кремль – имя нарицательное в значении крепости).

* Комментарий редакции портала

К § 95.

1. Современные написания: Бодуэн де Куртенэ, Ван Дейк.

2. Современная рекомендация о написании высших должностей и почетных званий такова. В официальных текстах названия высших государственных должностей и титулов пишутся с прописной буквы, напр.: Прези­дент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной думы, Премьер-министр Индии, Ее Величество Королева Англии. Однако в неофици­альных текстах эти названия пишутся со строчной буквы, напр.: выборы президента, выступление председателя Госдумы, распоря­жение премьер-министра, прием у королевы. См.: «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания), § 196.

К § 100.

1. Дефисное написание составного союза как-то (в значении ‘а именно’) следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические — работают нормально».

Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия как-то.

2. Рекомендации о написании названий улиц, переулков, площадей и под. после 1956 г. менялись. Д. Э. Розенталь указывал, что следует писать Чистые пруды (улица в Москве, на которой имеются пруды), Кузнецкий мост (улица в Москве, часть которой когда-то занимал мост через реку Неглинку), Никитские ворота (когда-то ворота в стене, окружавшей Москву), Коровий брод, Каретный ряд и другие подобные названия, отражающие прошлое Москвы.

Сейчас такие названия подчиняются общему правилу. Нарицательные существительные в составных географических названиях пишутся с прописной буквы, если они употреблены не в своем обычном значении, напр.: Новая Земля, Огненная Земля (архипелаги), Золотой Рог (бухта), Чешский Лес (горы), Белая Церковь, Минеральные Воды, Сосновый Бор, Вятские Поляны, Царское Село (города), Пушкинские Горы, Камское Устье (поселки), Голодная Губа (озеро), Большой Бассейн (плоскогорье), Золотые Ворота (пролив), Кузнецкий Мост, Охотный Ряд, Земляной Вал (улицы), Никитские Ворота, Рогожская Застава (площади), Марьина Роща (район в Москве), Елисейские Поля (улица в Париже). См.: «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания), § 169, прим. 1.

3. Современное написание: Амударья.

К § 102.

1. Современные написания названий эпох и событий: Античность, Крестовые походы, Средние века, Средневековье, Вторая мировая война.

2. Названия религиозных праздников сейчас пишутся по общему правилу с прописной буквы. Современные написания: Рождество, Троицын день, Святки, Масленица, Великий пост, Курбан-байрам.

К § 104.

Современная рекомендация о написании орденов и медалей такова. Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, не сочетающиеся синтаксически с родовым наименованием, заключаются в кавычки, и в них пишутся с прописной буквы первое слово и собственные имена, напр.: орден «Мать-героиня», орден «За заслуги перед Отечеством», медаль «Ветеран труда», медаль «В память 850-летия Москвы», знак «Маршальская звезда».

Все прочие названия наград и знаков отличия кавычками не выделяются, и в них пишется с прописной буквы первое слово, кроме слов орден, медаль, и собственные имена, напр.: орден Дружбы, орден Отечественной войны I степени, орден Почетного легиона, орден Андрея Первозванного, орден Святого Георгия, медаль Материнства, Георгиевский крест.

В некоторых названиях орденов бывшего СССР с прописной буквы пишутся все слова, кроме слова орден, напр.: орден Красного Знамени, орден Октябрьской Революции.

Конспект урока по обучению грамоте «Письмо строчной и заглавной букв А, а»

Тема урока: «Письмо строчной и заглавной букв А, а»

Цели урока:

— формировать умение правильно писать букву, выделять звук в речи и записывать его с помощью буквы;

— развивать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), моторику рук, внимание;

— воспитывать умение общаться, сознательное соблюдение дисциплины, усидчивость.

Оборудование: пропись №2 В.Г. Горецкий, карточка с изображением буквы.

Краткая аннотация: конспект урока предназначен для учителей начальных классов, занимающихся по УМК «Школа России». В конспекте урока описано поэтапное написание заглавной и строчной букв А, а, используются игровые моменты, ассоциации, стихи и загадки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся

  1. Постановка темы и цели урока.

— В первой прописи мы с вами учились писать элементы письменных букв, а сегодня начинаем писать сами буквы.

— Угадайте о какой букве идет речь:

Вот два столбика наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква ……. А!

  1. Работа по теме урока.

— Сегодня мы будем писать букву А, а.

— Что это за буква и для чего она нужна, вы узнаете, отгадав загадки:

Сам алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов- богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

— Что общего у этих слов? Какой звук мы слышим в начале слова?

— Звук на письме обозначается буквой А.

Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя звучат одинаково. (Демонстрация печатной и прописной букв).

— Сравните эти два значка. Какие элементы у них общие? Чем отличаются?

( Ответы детей).

— У печатной буквы а линия с закруглением вверху и внизу, а у письменной буквы а – линия с закруглением внизу.

— Сколько элементов нужно для написания строчной буквы а?

(два: овал и линия с закруглением внизу).

Посмотрите на написание этой буквы и ее элементов в прописи на с.3.

  1. Работа в тетради.

— На смену веселому карандашу в пропись № 2 пришли веселые человечки.

— Что вы можете сказать о девочке, которая принесла нам букву а?

— Она уверена, что вы не обидите ее букву, а будете писать ее правильно и красиво.

— Посмотрите на первый элемент. Что это? (овал). На что похожи овалы? (на шарики)

Шарик свернутый лежал,

Чтоб в окно не убежал.

А теперь его надую,

С ним по улице пойду я.

(Г. Сапгир)

— Обведите по контуру элементы буквы а.

Письмо буквы а:

Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную линию через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

Учитель показывает написание буквы на доске, дети пишут в тетрадях.

— Рассмотрите схемы и написанные под ними слова. Прочитайте. (Читают умеющие читать дети). Давайте произнесем эти слова по слогам, и определим, какой звук обозначает буква а.

Ма-ма, па-па, ба-буш-ка (гласный звук).

— Обведите по контуру букву а.

  1. Физкультминутка.

Наш Мишутка потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся.

Лапы в стороны развел-

Видно, меду не нашел.

Мишка в улей влез и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Письмо заглавной буквы А.

— Кроме строчных букв в русском языке, есть заглавные. С заглавных букв начинаются имена, фамилии людей, названия город, стран, рек.

— Посмотрите на человечка, который принес нам букву А с.4.

— Давайте придумаем, как его зовут, имя начинается с буквы А. (Алеша, Александр, Аркадий, Артем и т.д.)

— Давайте рассмотрим написание буквы А.

— Из каких элементов она состоит?

(удлиненная палочка с закруглением внизу влево, удлиненная наклонная палочка, петля).

Письмо в прописи элементов буквы А.

Учитель показывает написание буквы А с комментарием:

Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней линии рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонную линию вверх. Не доводя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим петлю влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

Дети обводят и пишут букву А.

Анализ слов и схем внизу страницы.

— Прочитайте слова внизу страницы. (Алик, Анна, мак)

— Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

7. Рефлексия

— Какие буквы мы сегодня учились писать?

— Какой звук обозначает буква а?

— Какие слова пишутся с заглавной буквы?

8. Итог урока

Оценка работы учащихся на уроке. Поощрение наиболее активных.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Письмо заглавной и строчной буквы Б, б»

Инжакова
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Письмо заглавной и строчной буквы Б, б»

Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б

Цель: научить писать заглавную и строчную буквы Б,б, соединения буквы Б с другими буквами, соотносить печатные и письменные буквы Б,б; развивать память, моторику руки, речь, фонематический слух, воспитывать аккуратность при письме.

Планируемые результаты

Личностные: принимают и осваивают роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Предметные: умеют писать заглавную и строчную буквы Б, б, соединяют с другими буквами; умеют проводить поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Б, б; умеют писать слова с изученными буквами, совершенствуют навык письма.

Метапредметные:

— регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

— познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют сравнение букв по заданным критериям.

— коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: прописи к азбуке В. Г. Горецкого, карточка с буквами Б, б.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Проверьте, пожалуйста, все ли вы готовы к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи», пенала).

У вас на столе должно лежать: прописи, пенал.

Тихо сели.

II. Мотивация учебной деятельности.

— Если будем мы стараться.

И усердно заниматься,

То терпение и труд.

Нас к успеху приведут.

— Что необходимо для того, чтобы хорошо научиться писать буквы, слова? (тренироваться в написании)

III. Актуализация знаний.

1. Беседа.

— Какие буквы уже научились писать?

— Назовите гласные буквы, которые вы научились писать?

— Назовите согласные буквы, которые вы научились писать?

— На какой строке мы пишем строчные буквы?

— На какой строке мы пишем заглавные буквы?

2. Минутка чистописания

— Откройте тетради.

-Прочитайте на первой строчке слово, которое вам нужно будет прописать. Зина. Назовите все звуки в этом слове. Обратите внимание на соединение букв.

— Пропишите слово Зина до конца строчки.

— Перед тем как начнем писать, правильно сядьте, положите тетрадь под уголок, правильно возьмите в руки ручку. Соблюдайте наклоны, не выходите за рабочую строку.

— Прочитайте слово на второй строчке: Лиза. Пропишите до конца строчки.

IV. Сообщение материала.

1. Проблемный вопрос.

Ребята, отгадайте,о ком идет речь в моей загадке: Баран, баран, зачем баран Ты сильно стукнул в барабан? Играл бы лучше на трубе, Учил бы с нами букву.

— Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Письмо заглавной и строчной буквы Б, б).

— Чему, по вашему, мы сегодня на уроке должны научиться? (Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную и строчную букву Б, научимся писать слоги, слова и предложения с этой буквой)

2. Знакомство с написанием строчной буквы б.

— Ребята, посмотрите на образец печатной и письменной строчной буквы м.

— Чем они отличаются?

— Посмотрите на образец строчной буквы б.

— Сейчас я на доске напишу строчную букву «б» с объяснением, как ее писать,а вы внимательно смотрите и слушайте: «Начинаем писать букву б чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма.Затем начинаем писать второй элемент: пишем вверх палочку; не доходя до середины широкой вспомогательной строки, делаем плавный поворот вправо».

— Ребята давайте пропишем эту букву в воздухе. Молодцы.

3. Работа в прописях (с. 12).

— Откройте пропись на с. 12.

— Найдите первую строчку у себя в прописи.

— Посмотрите на элементы строчной буквы “бэ”. Сколько их? Правильно, два. Стрелочки-помощницы подсказывают направление написания букв.

Рассмотрите образец строчной буквы т.

– Сколько элементов в букве т?

– Для чего нужны стрелки?

– Обведите элементы буквы.

– Обведите узор «Волны».

– Допишите на первой строке элементы

буквы т.

– На второй строке допишите букву т.

— Обведите элементы буквы б по синему контуру.

— Если мы объединим элементы, то получим строчную букву б.

— Обведите на второй строчке букву б и самостоятельно пропишите до конца строки.

Пальчиковая разминка

«Тесто».

Тесто ручками помнем –

Сладкий тортик испечем.

Серединку смажем джемом,

А верхушку – сладким кремом.

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко.

4. Дидактическое упражнение «Подбери слово к схеме»

— Посмотрите на рисунок в верхней части прописей на с. 12.

— Что изображено?

— Под картинкой нарисована схема слова.

— Как вы думаете, что вам нужно сделать? Подобрать слово к схеме.

— Какое слово соответствует схеме? Белка

— Как вы определили?

5. Письмо слогов.

— Прочитайте слоги на 3 строчке.

— Посмотрите и скажите какое соединение букв: верхнее или нижнее? — Обведите по синему контуру.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Знакомство с написанием заглавной буквы Б.

— Рассмотрите печатную и прописную буквы Б.

— Чем они отличаются? (в печатной – прямые линии, в письменной — наклонные)

— Посмотрите как пишется заглавная буква «Б». (показ буквы)

— Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

— Сейчас я напишу заглавную букву Б с пояснением,а вы внимательно смотрите и слушаете: «Начинаем писать от чуть ниже вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо округлую линию, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляя влево; доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаясь над нижней линией рабочей строки. Третий элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию.

— Давайте попробуем прописать букву «Б» в воздухе.

К.

Сравните строчную и заглавную буквы Н, н.

– Одинаково или по-разному они пишутся?

– Рассмотрите образец заглавной буквы Н.

– Из каких двух элементов состоит заглавная

буква?

– Для чего нужны стрелки?

– Обведите элементы буквы.

6. Работа в прописях (с. 13).

— Из скольких элементов состоит буква Б? 3

-Для чего нужны стрелки?

— Тетрадь кладём правильно – под уголком.

— Обведите элементы буквы Б по контуру.

— На второй строке обведите букву Б по контуру.

— Следите за размером букв; не выходите за линию.

V. Закрепление материала

1. Дидактическое упражнение «Вставь пропущенную букву».

— Найдите 4 строчку на с. 12.

— Вам нужно в словах вставить пропущенную букву-гласную.

— Найдите 5 строчку на с. 13.

— Вначале строки написаны две буквы б-п.

— Вам нужно вставить в конце слова букву б или п.

— Произнесите слово лоб.

— Какой звук слышим? (п)

— Какая буква пишется? (б)

— Как вы думаете, как надо проверить его?

— Нужно изменить так слово, чтобы этот согласный четко слышался, например, лоб-лба, сноп-снопа, зуб – зуба, боб-боба, клуб-клуба.

2. Письмо под диктовку.

— Сейчас я прочитаю предложение.Вы внимательно слушайте и скажите: Сколько в этом предложении слов? У Бори кот.

— Сейчас запишем предложение под диктовку.

— Будем писать по словам. Я диктую, а вы записывайте.

Итак, первое слово пишем с какой буквы? Заглавной.

— Пишем первое слово У. Сколько букв в слове? 1.

— второе слово Бори.

— С какой буквы напишем? С заглавной

— Почему? Ведь в предложении с большой буквы мы пишем только первое слово. Потому что это имя мальчика.

— Сколько слогов в слове Бори. 2.

Какой первый? Бо. Второй? ри.

— запишите слово Бори, соединяя все буквы.

— Третье слово кот.

— Сколько слогов? 1. Сколько букв? 3

— Записываем кот.

— Мы записали предложение. Что поставим в конце предложения? Точку.

— Прочитайте в тетрадях предложение, которое мы записали.

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Какую букву мы сегодня с вами на уроке научились писать?

— Какая была цель урока?

— Достигли мы её?

— Закончите урок фразой:

— Я понял…

— Я узнал….

Написание буквы «б»

Прописная «Б»

Обыкновенную каллиграфическую «Б» пишут искренние оптимисты, страстные по натуре, но в то же время довольно скромные (рис. 2.17).

Рис. 2.17. Обыкновенная каллиграфическая, ровная, округло-красивая буква «Б»

Такая буква, как на рис. 2.18, говорит о своем владельце как о человеке податливом и одновременно выносливом, трудолюбивом и последовательном.

Рис. 2.18. Бледная, без сильных нажимов, каллиграфическая буква «Б»

Букву, похожую на цифру «6», обычно пишут несамостоятельные, трусливые, но амбициозные и резкие люди (рис. 2.19). Поперечная черта, выведенная с ровным, одинаковым нажимом говорит о целеустремленности и постоянстве.

Рис. 2.19. Похожа на цифру «6», только с чертой наверху

Если нажим к концу увеличивается (рис. 2.20), а линия задирается вверх, значит, перед вами амбициозный, склонный к бахвальству и самовозвеличиванию человек.

Рис. 2.20. Сверху нажим сильнее, а линия поднимается вверх

Наоборот, слабый нажим и направленная вниз черта (рис. 2.21) характеризуют человека слабого, часто мнительного и злопамятного. Таким людям нужен справедливый, но жесткий руководитель, способный направить и развить их личностные качества.

Рис. 2.21. Слабый нажим и направление линии вниз

Строчная «б»

Классической принято считать букву «б», которая пишется в виде овала, от которого с правой стороны вверх устремлена черта с крючком на конце (рис. 2.22). Так пишут уверенные в себе люди, которые знают, чего хотят от жизни, и методично продвигаются к своей цели.

Рис. 2.22. Классическая буква «б»

Классический, но немного вытянутый вариант буквы «б», выведенной с сильным нажимом и напоминающей цифру «5» (рис. 2.23). Так пишут люди деятельные, умные, но грубые в выражении своих эмоций. Они достаточно самокритичны, но честолюбивы: если вы пожелаете покритиковать такого человека, помните, что делать это надо тонко и изящно.

Рис. 2.23. Классическая, но немного вытянутая форма

У людей, пишущих букву «б» как на рис. 2.24, много интересов в жизни, они хотят все попробовать и многому научиться. Это у них получается, потому что от рождения они наделены большими способностями. Они умеют пошутить над собой при неудаче. Впрочем, вам тоже мало не покажется, если вы станете предметом их острот.

Рис. 2.24. Буква «б» с тонким, небольшим загибом в обратную сторону

При проведении графологического анализа следует обратить внимание и на то, куда пишущий направляет конечный крючок-изгиб буквы «б»: если вверх, значит, вы имеете дело с хвастливым, тенденциозным человеком, склонным к самолюбованию и раздаче обещаний, которые он не собирается выполнять, если только на него как следует не надавить.

Крючок-изгиб, направленный вниз (рис. 2.25), говорит о человеке жестком и мстительном. Знающие его люди вряд ли могут сказать о нем что-то хорошее, за исключением, пожалуй, тех, кто действительно полезен и необходим этому человеку, так как его положительной чертой является умение быть благодарным.

Рис. 2.25. Крючок направлен вниз

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *