Закономерности развития

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

§ 1. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Глава 3. Основные закономерности психического развития человека

В отечественной психологии.

Теория культурно-исторического развития психики

Л.С. Выготского

Л.С. Выготский (1896 — 1934) заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.

Для Выготского Л.С. развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризу­ется складывающейся к началу каждого возрастного периода со­циальной ситуацией развития.

Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде все­го социальной» (Выготский Л.С.).

Социальная среда, по Выготскому, — это не просто внешнее ок­ружение, а аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, в том числе мир человеческой деятельности. Среда содержит идеаль­ные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого — идеальные формы (по отноше­нию к действиям и речи ребенка), задающие направление онтогене­тического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития.

Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаи­модействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому.

Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе (стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Таким образом, под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности, детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во
времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении
детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, ка­кое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности,
в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть
периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном – память, в младшем школьном – мышление.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Ребенок не похож на маленького взрослого. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. Выделяет стабильные и кризисные периоды.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Они оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. «Под возрастными новообразованиями, — подчеркивал Л.С.Выготский, — следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Кризисные периоды насыщены резкими переломами и изменениями в личности ребенка. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в психическом развитии. Характерно резкое обострение кризиса в середине периода — кульминационная точка, или апогей, по которой датируется кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только не­гативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет ocновное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма он­тогенеза.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:

Границы возраста Характер возраста Название возраста
0 — 2 месяца Критический Кризис новорожденности
2 месяца – 1 год Стабильный Младенческий возраст
1 год Критический Кризис одного года
1 – 3 года Стабильный Раннее детство
3 года Критический Кризис трех лет
3 – 7 лет Стабильный Дошкольный возраст
7 лет Критический Кризис 7 лет
8 – 12 лет Стабильный Школьный возраст
13 лет Критический Кризис 13 лет
14 – 17 лет Стабильный Пубертатный возраст
17 лет Критический Кризис 17 лет

Развитие и обучение.

Проблема соотношения обучения и развития — это один из основных вопросов, связанных с пониманием хода психического развития ребенка. Процесс развития и процесс обучения тесно связаны между собой: обучение непосредственно влияет на развитие, а достигнутый уровень развития в свою очередь существенно меняет протекание процессов учения.

«Существенным признаком обучения, — пишет Выготский, — является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития». Сначала эти процессы возможны для ребенка только в совместной деятельности со взрослыми, но преодолевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка. То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития помогает определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.

Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Уровень актуального развития — тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития. Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух его уровней — актуального развития и зоны ближайшего развития.

Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку, передает ему этот опыт обучение. Значит, обучение не должно приспосабливаться к развитию. Обучение учитывает достигнутый уровень для того, чтобы понять, куда вести дальше. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, которой он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития и одновременно создает новую, которая становиться предпосылкой дальнейшего обучения.

Обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывая к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение является источником развития.

Закономерности психического развития

  • (Возрастная психология)
  • ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    В результате изучения материала данной главы студент должен: знать • предмет и основные понятия детской психологии, термины «психическое развитие», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность», «сензитивный период»,…
    (Психология дошкольного возраста)

  • Клинические закономерности психических расстройств в подростковом возрасте

    Роль пубертатного криза в развитии психической патологии может быть различной – от преципитирующей (т.е. подталкивающей развитие болезни, начавшейся еще в детстве), патопластической до причинной, этиопатогенетической. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические заболевания,…
    (Руководство по судебной психиатрии)

  • Закономерности психического развития человека и возрастная периодизация

    Возникновение возрастной психологии и психологии развития. Факторы и движущие силы развития. Проблема возрастной периодизации. Возникновение возрастной психологии и психологии развития Во многих учениях прошлых эпох (в период Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены…
    (Психология)

  • Закономерности психического развития современных детей и возрастные возможности младших школьников к усвоению теоретических знаний

    Характеризуя теорию развивающего обучения, В. В. Давыдов писал: «Согласно этой теории, содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом – организация совместной учебной деятельности младших школьников…
    (Педагогическая психология)

  • Возникновение возрастной психологии и психологии развития. Факторы и движущие силы развития. Проблема возрастной периодизации. Возникновение возрастной психологии и психологии развития. Во многих учениях прошлых эпох (в период Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены…
    (Психология)
  • Общие и специфические закономерности психического развития

    Запросы практики специального обучения детей с разными нарушениями развития с момента создания соответствующих образовательных учреждений стимулировали в первую очередь психологическое изучение познавательных процессов. Это было необходимо для понимания возможностей детей в усвоении материала, для обоснования…
    (Специальная психология)

  • Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих

    Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого tiphlos (слепой) и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изучения тифлопсихологии являются не только слепые, но…
    (Специальная психология)

  • Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии

    Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л. С. Выготский В результате освоения данной темы студент должен: знать – существенные характеристики высших психических функций; – принцип интериоризации как фундаментальный закон развития ВПФ в филогенезе и онтогенезе;…
    (Психология развития и возрастная психология)

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития.

Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития.

Разные авторы выделяют разные закономерности психического развития…

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Детское развитие подчиняется не биологическим законом, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия с взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день».Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Выготский);

Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания.

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве с взрослым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей, «Большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития». На этой основе, был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться.

Важно отметить, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума, а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления. Очевидно, что основной критерий развития интеллекта ребенка — умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального.

12. Факторы, закономерности и динамика психического развития.

Основными закономерностями психического развития являются:

Неравномерность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Психическое развитие имеет сложную организацию во времени – гетерохронность, т. е. явление неравномерного развития отдельных психических функций. Проявления: 1) сензитивные периоды; 2) бурное развитие психики на ранних этапах онтогенеза по сравнению с поздними этапами. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом.

Цикличность. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Сензитивность– это наибольшая чувствительность. Сензитивный период – это наибольшая чувствительность к определенному роду воздействия.

Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное.

Наследственность — это особая способность человеческого организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.

Среда — это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные ценности.

Задача обучения – сформировать и развить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующие высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же время подготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровню развития.

Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка и процессом его психического развития. Оно участвует в формировании характера потребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя его участия. Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствует принятым общественным нормам и правилам поведения.

Активность — это деятельное состояние детского организма, которое является обязательным условием существования и поведения ребенка.

Ведущая деятельность (ввел Блонский) — это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение.

Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста. Кризис новорожденности, Кризис 1 года, Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания, Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка, Кризис подростковый, 17 лет — юношеский кризис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *