Занятие по психологии

Конспект занятия педагога-психолога в начальной школе план-конспект на тему

Коррекционно – развивающее занятие педагога-психолога

с обучающимися начальных классов

«Волшебная страна Знаний»

Цель: Развитие познавательной деятельности: внимания, словесно-логического мышления, кратковременной памяти; формирование психоэмоционального благополучия, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Обеспечить психоэмоциональный комфорт учащихся как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе;
  • Организовать взаимодействие между детьми как предпосылку формирования навыков учебного сотрудничества;
  • Создать предпосылки для групповой сплочённости.

Коррекционные задачи:

  • Развитие непроизвольного внимания, долговременной памяти, мышления, зрительно-пространственных ориентировок, связной речи.

Оборудование: карточки со словами, картинки с изображениями животных, овощей, фруктов и птиц, музыка для релаксации, цветные карандаши, заготовка рисунка солнца, карточки для упражнения «полянки», презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия

(Стоя)

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте.

Ребята, посмотрите на меня и покажите свои глаза. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

Педагог-психолог: Встреча наша необычная,
Даже очень символичная.
Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Педагог-психолог: Я предлагаю Вам сегодня побывать в сказочной стране Знаний. Вы знаете, что это за страна? Вы хотите попасть в эту страну? Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебнкю страну Знаний (Выполняется ритуал вхождения в страну. Дети сидят с закрытыми глазами, а как только услышат звук колокольчика, смогут открыть глаза (звучит музыка). (Слайд 9)

Ребята, посмотрите какая страна! Представляете, в этой стране, все здороваются по-другому. У них свои традиции. Хотите, научу! Если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, три раза – поклониться друг другу. Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнёром. Раз, два, три, начало игры!

2.Выполнения заданий

  • Город «Лишний». (исключить лишнюю картинку).

Ребята, жители города «Лишний» предлагают выполнить задание. Я вам буду показывать картинки, (на слайде) а вы должны исключить ту картинку, которое не подходит к остальным, и объяснить, почему это слово лишнее. (Слайды 12-15)

Затем ребятам предлагается игра наоборот. На столе разложенны разные карточки, необходимо выбрать три карточки, объедененнх одним общим признаком (ребята сами выбирают карточки и устанавливают признак).

(Слайд 16)

  • Город «Отгадай-ка» — Упражнение «Полянки» (оперативная память). Три уровня сложности. Обучающиеся сами выбирают себе уровень сложности.

(Слайд. 17) «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В котором указан адрес домика»

На первых рисунках нарисованны только две разветленные дорожки и домики в конце них.

На вторых рисунках домиков и дорожек больше.

А на третьих рисунках помимо всего каждый участок дорожки помечен ориентиром, а в письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильно домик».

(Слайд 18) карта

(Слайд 19) Аутотренинг. Ребятам предлагается присесть в круг на стульчики, принять удобную позу и закрыть глаза (звуки леса). Ребята, как вы думаете, где мы? (ответы детей) закройте глаза и представьте как здесь хорошо.

Читается текст под музыку: «Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза). Глубоко вдохните и откройте глаза».

Педагог-психолог: Ребята вам понравилось в лесу? (ответы детей)

(Слайд 20) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Двигательная пауза.

Ручки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, словно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем.

(Слайд 21 )Педагог-психолог: ребята,молодцы! Мы уже прошли два города и наш Незнайка уже не такой грустный. Давайте посмотрим на карту, куда нам дальше идти? (ответы детей)

  • Город «Разгадай-ка» — установи соответсвие (парная работа)

«Подбери слово, противоположное по смыслу»

Ученикам называется слово, к которому они должны подобрать слово, противоположное по смыслу.

Слова для предъявления:

Начало — … (конец)

День — ..„ (ночь)

Высокий — … (низкий)

Замерзание — … (таяние)

Толстый — … (тонкий)

Твердый — … (мягкий)

Красивый — … (уродливый)

Легкий — … (тяжелый)

Большой — … (маленький)

Слайд 22. Педагог-психолог: Ребята, мы с вами наконец справились со всеми заданиями. Весь путь прошли. Теперь мы у города Букваринск. Посмотрите, какой красивый город, какие дворцы. Ребята, давайте сделаем эту страну ещё прекраснее, чтобы в ней всегда светило солнышко? Посмотрите, какое есть солнышко, только у него нет лучиков и мы вместе нарисуем лучики своими ладошками.

Дети прикладывают к солнышку свои ладошки и обводят их карандашом. Как вы думаете Незнайке понравится обучаться в школе? (ответы детей). Чему он научиться? Давайте каждый скажет свое пожелание Незнайке. А нам пора возвращаться. Ритуал выхода из Страны. Ребята закрывают глаза, по сигналу колокольчика открывают глаза.

3. Итог занятия. (Слайд 23)

Педагог-психолог: Молодцы, ребята (поощрение необходимо даже в том случае, если ребята не справились с заданиями), а теперь давайте мы с вами вспомним и расскажем, что мы делали сегодня? (Дети припоминают ход деятельности, рассказывают о проделанной работе) Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? (ответы детей)

Самоанализ своей работы по карточкам.

«Зеленый кружочек» — легко было выполнять все задания

«Желтый кружочек» — возникали небольшие трудности.

«Красный кружочек» — тяжело было выполнять задания, были сложные.

Дети прощаются с педагогом-психологом.

— До свидания, ребята, до новых встреч!

Открытое занятие педагога-психолога на тему «Колючий человек» (1класс)

Коррекционное занятие с использованием метода сказкотерапии для

учащихся 1 класса на тему:

«Колючий человек»

Цель: Обучение учащихся адекватным, позитивным способам общения,

сплочение группы, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

Образовательные:

Развивать чувства переживания, используя ситуацию погружения в «Колючего человека»,

обсуждение путей преодоления негативного отношения к людям, умение поставить себя на место другого человека.

Коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую и крупную моторику, тактильные ощущения.

Продолжить работу по коррекции внимания, памяти, мыслительных процессов.

Воспитательные:

Формировать стремление помогать другим;

Воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.

Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация, на доске таблица оценки деятельности детей, жетоны – грибочки

Оборудование для учащихся: аппликатор Кузнецова; картинки для выкладывания: еж, гриб, груша, морковь, цветок; настольная игра «Левое и правое»; простые карандаши, листы бумаги.

План занятия.

I. Организационная часть.
II. Сообщение темы занятия.

Понятие «колючий человек».
Релаксационная пауза.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз «Крошка Енот».

III. Обобщение и систематизация знаний

IV. Итог занятия.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята!

Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Пусть раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, и настройтесь на работу.

— Сегодня у нас с вами необычная колючая прогулка.

(детям выдаётся аппликатор Кузнецова)

Давайте с вами помассируем себе пальчики, надавите слегка ручками на них, а теперь приложите аппликатор на шею, на голову. Сделайте себе лёгкие колючие упражнения.

А теперь после «колючих» упражнений мягко и нежно погладьте себя, погладьте шею, голову, ладошки.

— Ребята, назовите всё колючее, что вы знаете? (елка, еж, колючая иголка сосны, колючий шарф, кактус).

— А можно ли сказать «колючий человек»? Про какого человека можно так сказать?

Тема нашего занятия «Колючий человек» Назовите его качества. (Слайд1)

угрюмый; грустный, печальный, злой.

(дети называют качества)

— Ребята, вот мы с вами назвали его качества, а какое же выражение лица у него будет?

(грустное).

— Ребята, представьте, что я на минутку превратилась в «колючего человека», а вы попробуйте ко мне обратиться, задайте вопрос. (Как дела? Какое у вас сегодня настроение? Который сейчас час?), а я буду реагировать так, как «колючий человек».

(дети задают вопросы, а психолог их отвергает словами, отстань, не приставай, да, надоел ты).

— Что вы чувствовали, когда я с вами так обращалась? Было ли вам приятно?

Нет.

— А теперь изобразите при помощи мимики и жестов такого человека.

Упражнение 1. «Колючий человек»

— А сейчас, давайте расслабимся, отпустим свою колючесть, угрюмость, станем мягкими, добрыми и приветливыми, как тот (вы должны угадать)……., в гости к которому мы сегодня отправимся.

( Слайд2 с загадкой о еже)

Сказка(слайд 3)

В одном лесу жил-был Ёжик. Он только с виду был колючий, а в душе – мягкий и добрый. И было у него одно желание – увидеть море.

— Неспокойно мне, говорил он Зайчику. Вот здесь в груди ноет. К морю хочется.

Упражнение 2. «Печаль Ёжика (Слайд4)

— Ребята, давайте с вами мимикой и жестами покажем, как Ёжик грустил.

А чтобы Ежик не так грустил, давайте поделимся с ним хорошим настроением и угостим яблочком.(Слайд5)

Зайчик тоже никогда не видел моря и поэтому отвечал:(слайд6)

— Посмотри как у нас замечательно в лесу.

Но Ёжик с каждым днём печалился всё больше и больше. И однажды ранним утром, Ёжик вместе с Зайчонком решили отправиться к морю, но прежде чем отправиться, Ежик решил навести порядок в доме, давайте поможем ему.

Игра «Порядок в доме» Слайд7,8)

Цель: Развитие ориентировки на листе бумаги

Ход игры: дети раскладывают предметы: ежа, гриб, грушу, цветок, морковь в называемые педагогом углы листа бумаги.

Инструкция: положите картинку с изображением ежа в центр листа. Положите грушу в правый верхний угол листа. Морковь в левый нижний угол. Гриб в правый нижний угол. Цветок в левый верхний угол листа.

В лапе у Ёжика была палка, корзинка с едой. Сначала они шли лесом, и тропа причудливо петляла, то в одну, то в другую сторону. Настроение у Ёжика становилось все радостнее и бодрее, но он не думал, что будет трудно, и надо будет выполнять задания.

Ребята, поможем Ежику?

Настольная игра «Левое и правое»

Цель: развивать и закреплять у ребёнка навыки пространственной ориентации; научить работать с рисунком-схемой; расширить активный словарь.

Физкультминутка «Зайчики» (Слайд)

Слайд Продолжаем сказку.

— И вот Ёжик и Зайчонок оказались на лугу. Они увидели, как ярко светит солнышко, летают замечательные бабочки и стрекозы, как поют птицы.

Остановились Ёжик и Зайчонок и заслушались «голосами природы».(звук)

(Что вы услышали? Звуки природы? Что вы чувствовали? Было ли вам приятно?)

Вдруг к Ёжику подлетела бабочка и спрашивает:

— Куда это вы отправились?

— Мы идём к морю, мы никогда его не видели.

— И я не видела, — ответила бабочка. Возьмите меня с собой.

— С радостью, ответили друзья. И бабочка полетела с ними, весело махая крылышками.

Упражнение «Бабочка».

— Ребята, давайте, покажем, как бабочка летела.

«Бабочку» показываем только кистями рук. Руки соединены в области локтей и запястий. Ладони с раскрытым веером пальцами то смыкаются, то разводятся в сторону.

Гимнастика для глаз.

Данные упражнения направлены на снятие напряжения, усталости с глаз.

Продолжаем сказку.

— Долго ли шли наши друзья, коротко ли, только устала бабочка махать своими крылышками.

— Бабочка, садись ко мне на спинку,- говорит Ёжик.

— Ой, я не могу, ты очень колючий.

Лучше я сяду к зайчику он мягкий и пушистый.

— Ну, тогда садись ко мне на ухо – предложил Зайчонок.

Бабочка села, и наши друзья продолжили свой путь дальше.

Наши герои наконец, вышли к морю.(слайд)звук.

— Здравствуй, море! – сказал Ёжик, Зайчонок и Бабочка.

— Здравствуйте, ответило море.

Вдруг подул ветер и бабочку унёс в море. Бабочка громко закричала: (клац)

— Помогите!

Зайчонок и Ёжик бросились к волне. Только Зайчик в воду не полез, он побоялся

воды, и что замочит свою шкурку.

А Ёжик, ни о чём не думая и ничего не боясь, бросился в море и спас бабочку.(2клац)

— Спасибо тебе, Ёжик, не смотря на то, что ты колючий снаружи, ты очень смелый и добрый. Ты очень храбрый и у тебя доброе сердце.

Потом Ёжик, Зайчонок и Бабочка долго сидели и смотрели на море.

Что ж, они пусть остаются, а мы возвращаемся.

Ребята, несмотря на колючки Ежика, он какой? (добрый, храбрый, смелый).

То есть Колючий Ёжик оказался добрым. (слайд)

— А может ли быть так, что «колючий человек» тоже добрый?

— Тогда почему же он «колется»? Почему отвергает нас?

(Плохое настроение, что-то беспокоит, может быть мы грубо к нему обращаемся)

— А что же надо сделать, чтобы «колючий человек» стал добрее, более открытым, весёлым?

(постараться помочь, развеселить, поиграть или может — быть просто оставить в покое, самим не выпускать свои колючки, быть терпимей и добрее).

— Ребята, мы пожелали «колючему человеку» столько добрых слов (перечисляются).

— А в его внешнем облике что-то изменится? (клац)

(внешний вид) Улыбка грустная меняется на весёлую.

— Если мы чаще будем друг другу улыбаться, друг другу говорить добрые слова, мир станет ярче, добрее и нам самим в этом мире жить будет легче и лучше.

Обратная связь

• Что понравилось на занятии, что не понравилось? Почему?

• Что получилось легко, а что было сложно сделать?

А что каждый из вас взял для себя?

(ответы детей).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)

1.История развития групповых методов психотерапии и практической психологии.

2. Сущность и специфические черты группового психологического тренинга.

3. Цели, предмет и задачи группового тренинга.

4. Основные парадигмы тренинга.

5. Классификация и основные виды тренинговых групп.

6. Условия проведения тренинга.

7. Принципы и правила в групповом тренинге.

8. Требования к группе: гомогенность и гетерогенность, качественный и количественный состав групп.

9. Процедура отбора участников группы.

10. Тренинг в системе методов практической психологии.

11. Классификация тренинговых методов. Дискуссия как один из основных методов.

12. Игра как один из основных тренинговых методов.

13. Психогимнастика. Медитативные техники.

14. Метафоры и ритуалы в тренинге.

15. Разнообразие и критерии выбора тренинговых упражнений.

16. Методы работы тренера с прошлыми событиями.

17. Методы работы тренера со «случающимися» событиями.

18. Методы работы тренера с конструируемыми событиями.

19. Обратная связь в тренинге.

20. Применение видеосъемки в тренинге.

21. Психодиагностика и психологический практикум в тренинге.

22. Приемы создания тренинговых техник.

23. Структура тренингового занятия.

24. Логика построения тренинговых программ.

25. Девятишаговая модель подготовки к тренингу.

26. Понятие о групповой динамике. Стадии развития группы.

27. Группы со спонтанной и управляемой динамикой.

28. Понятие о групповой сплоченности и напряжении.

29. Умения, приобретаемые в группе.

30. Логика построения группового процесса.

31. Нестандартные и кризисные ситуации в тренинге.

32. Критерии оценки тренинга и его эффективности.

33. Основные роли ведущего группы.

34. Стили руководства группой.

35. Четырехмерная функциональная модель ведения групп.

36. Эффективный ведущий. Требования к личности тренера.

37. Эффективный ведущий. Навыки, которыми должен владеть ведущий группы.

38. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом.

39. Деятельность ведущего, направленная на отдельного члена группы.

40. Этические проблемы в контексте группового тренинга.

метки: Психология, Занятие, Психологический, Деятельность, Студент, Учебный, Различный, Общий

Практические и лабораторные занятия по психологии

  1. Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психо­логии.
  2. Требования к практическому занятию
  3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

(по карандашеву)

Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психо­логии.

Наряду с лекциями в учебном процессе важная роль отводится практическим занятиям. Практические занятия по психологии имеют целью научить студентов применять теоретические знания на практике. На таких занятиях моделируются фрагменты будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач. Решая задачи, обучаемые отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний. Все формы практических занятий (семинары-практику­мы, собственно практические и лабораторные занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Количество и тематика фиксируются в рабочей программе дис­циплины, разрабатываемой преподавателем

Функции практических занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.

К основным формам практических занятий относят:

— Семинары- практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения практических ситуационных задач вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

— Семинары-дискуссии, на которых обсуждаются различные методики психологического исследования применительно к нуждам практики. В процессе таких занятий обучаемые уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

— Собственно практические занятия проводятся либо в стенах учебного заведения, либо в местах практики. Они имеют цель обучить студентов решению специфических задач по профилю своей специальности. Так, для школьного психолога это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса. Для юридического психолога — задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). … виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям …

Учебная деятельность — это, по существу, решение учебных задач, требующих от студента мыслительных действий различной сложности. Именно поэтому преподавателю нужно готовить их не только для лекций, но и для практических занятий. Существуют учебные пособия по психологическому практикуму, а также специальные сборники задач по психологии. По мере накопления опыта преподавания преподаватель сам составляет задачи.

Два общих принципа к разработке учебных задач для практических занятий.

Первый — это принцип «от теории к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем. Студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в практической жизни, т. е. в быту, в учебной, трудовой, спортивной и др. деятельности. Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а, правильно ответив, показывает уровень своего понимания проблемы. Например, по общей психологии предлагаем такой вопрос: «Известно, что важнейшим элементом психологической структуры деятельности является мотив, причем одна и та же деятельность может иметь несколько мотивов, т. е. быть полимотивированной. Приведите пример такой деятельности и покажите, какие потребности лежат в основе каждого из мотивов».

Второй принцип — «от жизни — к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории. Например, в курсе общей психологии предлагаем задачу: «Пенсионер Петров после часовой прогулки по парку устал и сел на скамейку, чтобы дать отдых ногам и через несколько минут продолжить прогулку. Занимается ли пенсионер Петров деятельностью в психологическом смысле?»

9 стр., 4125 слов

Семинарские занятия 3

Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является эксперимен­тальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (за­кономерностей, зависимостей).

Ведущей дидактической целью практических за­нятий является формирование практических умений — профессиональных (уме­ний выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессио­нальной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходи­мые в последующей учебной деятельности)

Конечно, во многих случаях обе дидактические цели тесно переплетаются, по­этому некоторые виды учебных занятий называют лабораторно-практическими. В процессе проведения лабораторных и практических занятий по психологии:

  1. студенты, с одной стороны, находят подтверждение теоретических положений, убеждаются в наличии определенных закономерностей и зависимостей;
  2. с другой стороны, у них формируются практические умения и навыки организа­ции и проведения психологического исследования, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обрабатывать данные эмпирического исследования, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследования.

Лабораторные работы и практические занятия проводятся по многим психологическим дисциплинам и могут быть направлены на решение следующих учебных задач:

  1. обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретиче­ских знаний по конкретным темам;
  2. формирование умений применять полученные знания на практике,
  3. развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
  4. выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и прак­тических занятий по психологии:

4 стр., 1605 слов

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

… г. 2. «Социальная работа. Теория и организация» Минск «Тетра Системс» 2005г. 3. «Социальная работа для студентов вузов» Ростов — … индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания … той или иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной …

  1. закрепление теоретических знаний на практике;
  2. усвоение умений исследовательской работы;
  3. усвоение умений практической психологической работы;
  4. применение теоретических знаний для решения практических задач;
  5. самопознание учащегося или студента;
  6. саморазвитие учащегося или студента.

Соответствующие задачи ставятся преподавателем при планировании каждой работы. В рамках разных образовательных программ и отдельных занятий они могут сочетаться друг с другом или же отдельные задачи могут выдвигаться на первый план.

При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следует исходить:

  1. из сложности учебного материала для усвоения;
  2. из внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профес­сиональной деятельности;
  4. из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;
  5. из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целост­ного представления о содержании учебной дисциплины.

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психо­логии являются:

  1. демонстрационный эксперимент;
  2. индивидуальные задания;
  3. групповые задания;
  4. эксперимент в парах (подгруппах);
  5. решение психологических задач;
  6. групповая дискуссия;
  7. деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

2. Требования к практическому занятию

13 стр., 6180 слов

Требования к содержанию, оформлению и объему индивидуальных работ, выполняемых студентами 2−3-го курса по «экономической ПсихологиИ»

… в экспериментальной части работы. Индивидуальное задание №20 Тема: Особенности монетарного поведения студентов – экономистов Целью данной работы является исследование поведения студентов — экономистов в ситуациях … подготовки специалистов к научно-исследовательской работе. Целью выполнения индивидуальной работы студентами является формирование у них знаний и умений, необходимых для осуществления …

  1. Постановка проблемы, обоснование типичных ошибок, противоречий и затруднений.
  2. Обоснование ведущих идей, цели и познавательных задач.
  3. Наличие необходимого оборудования, источников информации, письменных заданий, чертежей, схем, карт, таблиц, инструкций, вопросов для самоконтроля.
  4. Инструктаж по технике безопасности и рациональной организации труда, конструированию и разработке идей, моделей, творческому решению задач.
  5. Организация учебно-практической деятельности содержащей следующие действия:

— воспроизведение, повторение, конкретизация опорных знаний;

— осуществление предметных действий, повторяющихся в измененных условиях (тренинг), комментирование действий;

— творческая, самостоятельная работа студентов, постановка учебной задачи, наличие образца, алгоритма или ориентировочной основы действий.

6. Управление деятельностью студентов, обратная связь, индивидуальный подход, консультирование, обучение способам учебно-практической деятельности.

7 Оценка результатов практической деятельности студентов и успешности реализации цели и задач практического занятия.

  1. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

Главная особенность практического занятия заключается в том, что оно состоит из двух частей. Первая теоретическая предполагает воспроизведение теоретических знаний, а вторая — практических ориентирована на перевод знаний в умения (выработка практических умений.

15 стр., 7029 слов

Стремление к избеганию неудачи как фактор, предопределяющий успешность учебной работы студента

… работы студента ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Мотивация и учебная деятельность студентов 1 … возникновении и трансформации мотивов, в организации их взаимодействия, конкуренции и соподчинения … профессиональная направленность учебной деятельности; § выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности … результата приводит к удовлетворённости родом занятий, т.е. к стойкому …

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учеб­ных лабораториях.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студен­тов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные ра­боты и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

  1. внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;
  2. проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;
  1. инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;

  1. выполнение практических заданий;
  2. обсуждение итогов выполнения работы;
  3. оформление отчета о проделанной работе;
  1. оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Организация и проведение занятий, в частности подготовка студентов к заня­тию, инструктаж, выполнение студентами заданий, оформление работы, значи­тельно упрощаются с методической точки зрения, когда существуют письмен­ные методические указания по их проведению.

19 стр., 9183 слов

Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

… дадим рекомендации относительно работы с неформальными организациями и самореализацией личности студента в ней. 1. Личностная самореализация школьников и студентов в неформальных организациях 1.1 … творческих заданиях, которые помогли бы ей проявить себя. 9. Необходимо поддерживать инициативу лидеров неформальных организаций, направленную на групповое взаимодействие. 10. Диагностирование студентов, …

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про­ведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

  • цель работы;
  • пояснения (теоретические положения и понятия);
  • оборудование и материалы;
  • порядок выполнения работы;
  • тип выводов (без формулировок);
  • контрольные вопросы;
  • литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студен­тов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполне­ния работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических занятий возможно со­четание репродуктивных, частично-поисковых и поисковых заданий.

Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная, 2) груп­повая, 3) индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одно­временно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психо­логических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или трой­ках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведе­ния многих лабораторных работ по психологии.

При индивидуальной форме организации занятий каждый из студентов вы­полняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

2. Изу­чение памяти по методикам «Оперативная память», «Смысловая память» (воспроизведение рассказа), «Опосредованное запоминание». 3. Исследование мышления по методикам «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» и др. 4. Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам «Опросник САН» (оперативная оценка самочувствия, активности и настроения), «Опросник Шмишека» (диагностика типа акцентуации личности) и др.

Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом зада­ния и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут вы­ставляться в форме зачета или дифференцированно.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс-контроля уровня подготовки студентов к занятиям. Для этого могут ис­пользоваться, например, программированный или даже автоматизированный тес­товый контроль, постановка коротких и лаконичных вопросов для устной или письменной проверки.

Уроки психологии в школе

  • Начальная школа
    • Развивающее занятие для 1-3(4)-х классов
  • Средняя школа
    • Виды общения
    • Гибкость. Комбинантность (конгруэнтность)
    • Знаки внимания при общении (часть 1)
    • Знаки внимания при общении (часть 2)
    • Как научиться общаться лучше
    • Качества, важные для межличностного общения (часть 1)
    • Качества, важные для межличностного общения (часть 2)
    • Конгруэнтность (продолжение). Ресурсное состояние
    • Конфликт (часть 1)
    • Конфликт (часть 2)
    • Мои права и права других людей
    • НЛП и синтоническая модель общения
    • Навыки НЛП в общении
    • Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». (часть 1)
    • Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». (часть 2)
    • Определение системы модальности собеседника
    • Определение типа «Я-слушания» (часть 1)
    • Определение типа «Я-слушания» (часть 2)
    • Поддержка
    • Позиции в общении
    • Правила ведения дискуссии
    • Психологические особенности публичного выступления
    • Сенсорная острота
    • Стратегии общения
    • Фильтры «Я-слушания» как способ существования различных частей личности
    • Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при общении (часть 1)
    • Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при общении (часть 2)
    • Эмпатия. Обратная связь.
    • Я и моё имя
  • Старшая школа
    • Внимание и его виды. Свойства внимания (часть 1)
    • Внимание и его виды. Свойства внимания (часть 2)
    • Внимание и его виды. Свойства внимания (часть 3)
    • Восприятие и его свойства. Виды восприятия (часть 1)
    • Восприятие и его свойства. Виды восприятия (часть 2)
    • Восприятие и его свойства. Виды восприятия (часть 3)
    • Выбор профессии (вводное занятие)
    • Из истории психологии
    • Исследование свойств личности
    • Методы психологии
    • Мозг, психика, сознание
    • Мышление, его виды и формы (часть 1)
    • Мышление, его виды и формы (часть 2)
    • Мышление, его виды и формы (часть 3)
    • Ощущение. Виды ощущений (часть 1)
    • Ощущение. Виды ощущений (часть 2)
    • ПВК швеи
    • Память, ее процессы и виды (часть 1)
    • Память, ее процессы и виды (часть 2)
    • Память, ее процессы и виды (часть 3)
    • Предмет и задачи психологии
    • Профессиональный ринг (викторина)
    • Профпригодность и ПВК
    • Речь. Виды речевой деятельности (часть 1)
    • Речь. Виды речевой деятельности (часть 2)
    • Самооценка (часть 1)
    • Самооценка (часть 2)
    • Структура личности. Активность, устойчивость, направленность личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *