Занятия с полуторагодовалым ребенком

Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой

Екатерина Андреещева
Конспект комплексного развивающего занятия для детей (1,5–2 года) с мамой

Занятие на тему «Мишка идет на День Рождения».

Цели:

1. Формировать образное и пространственное мышление.

2. Развивать зрительное внимание. Продолжать учить основные цвета.

3. Развивать мелкую и общую моторику. Учить двигаться в общем для всех темпе, работать в команде с мамой, вырабатывать умение выполнять движения в определенном ритме.

4. Формировать представления «много» и «один». Учить находить один и много предметов на картинке.

5. Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику, умение выполнять действия в соответствии с текстом, который произносит педагог.

6. Закрепить умение считать до трех, а также умение сравнивать совокупности «один-много».

Материалы и оформление:Игрушки: Мишка, Кукла, клоун, Собачка, дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото», крупные бусины для нанизывания на шнурок и шнурки, тесто для лепки и формочки, пазлы (для заданий, музыкальные инструменты (погремушки) и корзинки.

Музыкальное сопровождение: Е. Железнова. Музыка с мамой. У Жирафа пятна-пятна, Песня «Кукла с Мишкой пляшут полечку», МУЗЫКА С МАМОЙ. ЖЕЛЕЗНОВА — «Где же наши ручки»

ПЛАН

1. Приветствие

2. Развитие речи. Рассказ Миши.

3. Собирание пазлов — кругов (4-х частей)

4. Подвижная игра «Принеси игрушку»

5. Дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото с буквами».

6. Подвижный танец. У жирафа пятна.

7. Развитие мелкой моторики руки. Нанизывание бусин на шнурок.

8. Физминутка «Кукла с Мишкой пляшут полечку».

9. Формирование представления «Один — много». ОВОЩИ

10. Лепка «Печенье для Мишки».

11. Пальчиковая гимнастика. Лепим печенье.

12. Хороводная игра «Каравай».

13. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре.Родители и дети берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы!

Будем весело играть

И друг другу помогать!

2. Рассказ Миши.

Педагог берет игрушку — Мишку. «К нам пришел в гости Миша. У куклы Маши, моей подруги сегодня день рождения. Она ждет меня в гости гостей и будет очень рада меня видеть. Вы пойдете со мной к ней в гости?»Дети: «Да!»

3. Собирание пазлов — кругов (4-х частей)

Педагог: «Мишка отправился в гости, идет по дорожке, встречает Собачку Лайку, а она совсем расстроилась — хотела она подарить Маше картинки, а они у нее рассыпались и сломались. вот поможем ей ребята?»

Дети: «Да, конечно» Дети собирают пазлы из 3 частей.

Педагог: «Молодцы, а теперь пойдем дальше»

4. Подвижная игра.

Педагог: «Ой,а у Маши совсем нет музыкальных инструментов — нужно принести ей, но сначала соберем их все вместе!» Из общей большой корзины дети носят муз. инструменты (погремушки, маракасы) своим мамам в корзинки. (под быструю веселую музыку).

5. Дидактическая игра «Разрезные картинки. Лото с буквами».

Педагог: «По дороге на День Рождения Миша думает: «Во что же нам поиграть, когда мы все соберемся? И Придумал — у него же есть ЛОТО». Давайте тоже попробуем поиграть — потренироваться!. (Педагог показывает и называет картинки, дети с мамами раскладывают по карточкам)

6. Подвижный танец. Е. Железнова. Музыка с мамой. У Жирафа пятна-пятна

Дети повторяют движения за педагогом и повторяют слова.

7. Нанизывание бусин на шнурок.

Педагог: «По дороге встречаем Клоуна (какой день рождения без клоуна) Он хотел подарить Кукле Маше на день рождения бусы, но они рассыпались, соберем из них бусы. (Дети нанизывают большие бусины на шнурки, пелагог называет цвета бусин. Мамы помогают придерживать шнурок.) Вот какие нарядные бусы получились для куклы Маши»

8. Физминутка «Кукла с Мишкой пляшут полечку».

Дети повторяют движения за педагогом.

9. Формирование представления «Один — много».

Педагог: «Миша решил сделать на День Рождения сладкий фруктовый салат!»

— какие фрукты вы знаете? (ответы детей — яблоко, груша и т. д.)

Педагог показывает картинку с фруктами и называет их. Посмотрите сколько здесь много фруктов! Какого цвета? А у детей на картинках фрукты не окрашены, отдельно лежат разноцветные фрукты — картинку надо собрать вместе. Собрали Молодцы.

10. Подвижная игра. МУЗЫКА С МАМОЙ. ЖЕЛЕЗНОВА — Где же наши ручки.

11. Лепка с помощью формочек «Печенье для Мишки».

Педагог: «Мишка больше всего любит печенье. А Маша не успевает его приготовить к празднику. Давайте поможем Маше и сделаем для нее и для Мишки печенье. (Дети скатывают из теста для лепки шар, сминают его в лепешку и вдавливая в форму, украшают лепку, вдавливая тесто в «отпечатки».)

11. Пальчиковая гимнастика.

Педагог (читает текст, на трех последних строчках поочередно загибает пальцы на руках, начиная с мизинца, а на последней строчке раскрывает ладошку, дети повторяют). Давайте покажем, как кукла Маша пекла печенье.

Кукла Маша печенье пекла,

Печенье пекла,

Всем гостям дала:

Зайке дала, лисичке дала,

Белке дала, мишке дала,

А злого волка прогнала.

Педагог. Давайте угостим Машу и Мишку печеньем. Дети кормят печеньем куклу и мишку.

12. Хороводная игра «Каравай».

Дети вместе с педагогом берутся за руки и поют «Каравай», водят хоровод.

13. Прощание.

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам ещё!

До свиданья, до свиданья,

С вами очень хорошо!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

До свиданья, до свиданья,

Будем весело играть!

А вот такие замечательные печеньки получились у моих деток.

«Что такое развивающие занятия для ребенка, какие бывают и чем они полезны?» — это один из самых актуальных вопросов, который волнует заботливых родителей.

В этой статье я приведу пример развивающих игр, которые помогут развить:

  • речь и мышление малыша,
  • память и внимание,
  • тонкую моторику рук,

а так же обучить:

  • названию цветовой гаммы
  • чтению
  • счету.

Эти игры не только полезны, но и достаточно интересны и увлекательны! Дети с удовольствием принимают в них участие, развивая свои умственные, физические и творческие способности.

1. Пальчиковое рисование.

Пальчиковое рисование – это достаточно простой способ привить малышу любовь к рисованию, развить художественное мышление, сенсорику и мелкую моторику рук. Рисовать пальчиками малютка сможет с самого раннего возраста, ведь метод очень простой: макаешь пальчик в краску и оставляешь изображение на любой поверхности. В начале детки рисуют точки, неупорядоченные кривые линии, короткие завитушки и смешные карлючки. Не поверите, но некоторые картины достаточно понятны и даже имеют название, соответствующее изображению. К примеру, карапузы годовалого возраста на голубом фоне ставят отпечатки пальчиков в виде желтых точек и картина называется: «Звездное небо»! Со временем малыш рисует природу, домики, свою семью, любимые животные и т.д.

Рекомендации специалистов о занятии пальчиковым рисованием:

  • оптимальный возраст малютки для рисования: 6-7 месяцев
  • для рисования использовать только пальчиковые краски, так как они безвредны для малыша, если он потянет пальцы в рот.
  • поверхность для рисования: картон или бумага для рисования белого цвета, форматом А4
  • занятия рисованием должны проходить в непроизвольной форме, по желанию юного художника. Ни в коем случае не нужно заставлять его или навязывать свою идею!
  • храните рисунки несколько месяцев или лет, чтобы анализировать тенденцию развития вашего чада.

2. Игра с кинетическим песком и живым песком для детей.

В наше время все большей и большей популярностью пользуется игра детей с кинетическим и живым песком. Сразу скажу, что они похожи по тактильным ощущениям, но кардинально различаются по цвету и составу.

Кинетическим песком называют песок, состоящий на 98% из натурального песка и 2% силикона (связующего материала). По внешнему виду, т.е. по цветовой гамме песок очень напоминает естественный. По способу хранения и применения: не боится влаги, можно его мыть и хранить в любом месте.

Живым песком называется песок, в состав которого входит: ракушечник, эфирные масла и небольшая часть связующих нетоксичных компонентов. По внешнему виду он мелкофракционный, белого цвета. По способу хранения и применения достаточно привередливый: боится влаги и прямых солнечных лучей, растворяется в воде, хранить в емкости с открытой крышкой, чтобы он «дышал».

Кинетический и живой песок для детей можно купить в магазине для творчества, а можно сделать своими руками.

Как сделать живой песок своими руками

Для того чтобы кинетический песок для детей сделать в домашних условиях нужно взять следующие ингредиенты:

  • 5 чашек мелкодисперсного песка (можно купить в строй магазине)
  • 2 1/2 чашки кукурузного крахмала / кукурузной муки
  • 1 стакан воды
  • пищевой краситель.

Способ приготовления: в чистом ведре смешайте песок с крахмалом. Отдельно в емкость с водой добавьте пищевой краситель любого цвета и хорошо размешайте. Вылейте раствор в смесь песка и крахмала, хорошо размешайте и кинетический песок готов! Сложите к контейнер и накройте крышкой.

С кинетического или живого песка дети с удовольствием лепят пасочки, различные фигуры, сооружения и т.д.

3. Игра для годовалого малыша

Отвечая на вопрос: «Чем занять ребенка в 1 год?», я решила предложить вам игру с картонными трубами.

Для начала вам нужно будет создать стенд из катонных труб.

Возьмите необходимые материалы:

  • большой кусок картона
  • картонные трубы из-под туалетной бумаги, бумажных полотенец и т.д. Чем больше Вы соберете труб, тем длиннее получиться труба для игры
  • цветная бумага
  • клей-карандаш
  • лента
  • помпоны такого размера, чтобы они свободно катились по внутренней поверхности трубы
  • контейнер или емкость, который будет использоваться, чтобы поймать помпоны, выходящие с трубы.

Соберите конструкцию, используя перечисленные материалы. Она будет иметь такой вид, который показан на рисунке.

Суть игры будет заключаться в том, что малыш бросает помпон в верхнюю часть трубы и наблюдает, как с нижней части он вылетает в контейнер.

4. Игры с прищепками

Вы не поверите, но обычные бельевые прищепки являются идеальным материалом для развития мелкой моторики рук. Причем игры можно придумать спонтанно, прищипывая прищепки к различным предметам и подручным материалам. Для начала вы расскажите малышу: как правильно держать прищепку в руках, а затем покажите: как прикрепить ее к чему-либо. Для игры можете вырезать геометрические фигуры в виде круга, квадрата, овала и т.д. Прищипывая к ним прищепки, малыш будет создавать различные поделки! К примеру, прикрепляя по периметру круга прищепки у него получиться солнышко.

Еще один вариант игры, это представить малышу, что прищепка – это рыбка! Нажимая на прищепку, рыбка будет открывать «ротик» и малыш сможет ее покормить. Для корма можете дать малышу сухие макароны, пуговицы и т.д. Правда обязательно следите, чтобы он сам не потянул их в рот!

5. Рисование штампами

Для этой деятельности я подготовила следующие овощи для печати:

  • перец
  • морковь
  • сельдерей сердце
  • картофель
  • огурец

Для создания штампов можете использовать другие овощи и предметы: вилку, початки кукурузы, цуккини, салат, фенхель лампу, растительные отходы, лук, кукурузные початки. К примеру, печать, сделанная палкой сельдерея, напоминает рыбную чешую.

Сразу скажу, что для создания печати достаточно небольшой части овоща, поэтому основную часть можете использовать для приготовления пищи.

Разрезанные вдоль овощи сложите на тарелке. Это и будут штампы. Затем в небольшой емкости смешайте любые краски с водой до сметанообразной консистенции, дайте малышу лист белой бумаги или картона и покажите: как сделать отпечаток на листе бумаги, предварительно омокнув овощ в краску.

Детям безумно нравится это занятие, а рисунки, как Вы видите, получаются достаточно красивые.

6. Рисование песком для детей

Отличным сенсорным материалом является песок, а еще лучше, если его смешать с небольшим количеством крупы (риса, пшена или гречки).

Высыпьте песок на поднос и предоставьте малышу полную свободу действий, подсказывая идеи игры.

Ребенок может:

  • захватывать пригоршнями песок, просеивая его между пальцами
  • рисовать или писать палочкой на песке
  • пальчиком создавать рисунки или писать буквы
  • брать для игры с песком стаканчики, лопатки, ложки, пластмассовые, пластиковые или резиновые игрушки. Кстати, детям очень нравиться засыпать в машинку песок, взбрызгивать песок водой из распылителя.

7. Развитие мелкой моторики во время вырезания ножницами.

Это игра подойдет для ребенка 4 и более лет.

На примере, я покажу вам, как малыш может сделать аппликацию своими руками: сначала вырежет необходимые детали, а затем приклеит их, формируя рисунок.

Для создания цветочной поляны я взяла цветную бумагу желтого цвета для центра цветка, зеленую – для стеблей и разноцветная для лепестков.

Чтобы нарисовать круг, малышка обвела дно стаканчика, а лепестки и стебельки вырезала полосами.

Склеивать детали ребенок тоже должен сам. Вы должны только подсказывать, как это правильно сделать.

8. Сортировка изделий щипцами

Щипцы так же являются замечательным вариантом для развития мелкой моторики, поэтому и эту игру я включила в созданный мной список.

Суть игры заключается в том, что малютка берет щипцами игрушечное животное и переносить его в чашу, помеченную картинкой с изображением среды его обитания. На картинках изображены океан, ферма, деревья (для птиц), почва и цветы. Например, фигурку в виде коровы малютка положит в чашу с фотографией фермы.

Таким образом, юный почемучка не только действует руками, а и познает что-то новое, рассуждает, мыслит, анализирует.

9. Игра «Живопись» для однолетнего ребенка

Идеальный способ приучать ребенка к живописи – это разрешить ему рисовать жидкими красками.

Для игры вам понадобятся следующие материалы:

  • набор жидких красок, к примеру Ziploc, который в можете купить в интернет-магазине
  • бумага формата А4
  • целлофановый мешок немного большего размера, чем бумага
  • лента, чтобы запечатать края мешочка.

Вылейте на бумагу небольшое количество разноцветных красок, поместите ее в пакет и запечатайте лентой. Когда малыш будет водить пальчиками по поверхности целлофана, краска будет соответственно растекаться. Это очень увлекательно и дети от этого занятия в восторге!

10. Материалы для игр с детьми

В завершении я хотела бы акцентировать ваше внимание на том, что многие окружающие нас предметы могут стать идеальным материалом для игр. Главное проявить немного фантазии, а так же заинтересовать ребенка для игры!

Какие же это материалы? Перечень может быть бесконечным, но остановлюсь на самых популярных:

  • войлок
  • шнурок
  • очистители – проволока с цветным ворсом
  • пазлы
  • пуговицы
  • картинки и т.д.

Развиваем ребенка от 1,5 до 2 лет – ничего ли Вы не упустили?

Подробности Наливайкина Людмила Опубликовано 01 Сентябрь 2017

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Итак,

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:

18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной):

19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

32.»Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:

33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту — как быстро вы заговорите на китайском? ).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост — мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.

Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

Может этот список пригодится и другим мамам? Поделитесь с ними в социальных сетях!

Вас может заинтересовать:

Игры на развитие мелкой моторики у детей 1,5-2 лет

Развивающие занятия с детьми 1,5 лет (конспекты)

Детские презентации

Занимаемся музыкой вместе с мамой

Память и внимание (1,5 года)

Чем занять годовалого ребенка дома

Когда ребенку исполняется год, родители могут вздохнуть с облегчением – самое сложное осталось позади. Впереди – самое интересное: время быстрого развития, познания окружающего мира и приобретения новых навыков.

Годовалый ребенок играет на коврике

Занятия для годовалого ребенка с мамой

Годовалые малыши всегда в движении: с любопытством исследуют дальние уголки квартиры, открывают дверцы шкафов, проверяют содержимое ящиков, кастрюль и горшков с цветами.

В годик малыши нуждаются в том, кто поможет совершать новые открытия и сделает это безопасным. Детки внимательно слушают все, что говорят родители, и даже отвечают на своем языке, многое понимают. С удовольствием поддерживают любую игру, предложенную взрослым. Маме не составит труда придумать, чем занять ребенка в 1 год. Увлекает все: ватные палочки, салфетки, коробочки с крышками, тряпочки, кухонные принадлежности.

В этом возрасте малыши радуются мыльным пузырям, музыкальным инструментам. Они легко запоминают и повторяют те действия с предметами, которые делают взрослые: изображают, как мама выдувает пузыри, вслед за папой перебирают гитарные струны, с уверенностью орудуют барабанными палочками и даже производят звуки музыки из дудочки.

Дети любят наблюдать и за своими действиями и последствиями этих действий. Рвут вату, разбрасывают одежду, которую вытащили из шкафа, разливают воду из чашки. Стоит предоставить поверхность, которую можно разукрасить пальчиковыми красками и можно забыть о проблеме, чем занять годовалого ребенка дома.

Совместные занятия с мамой способствуют развитию ребенка в разных направлениях:

  • Развитие речи;
  • Развитие сенсорики и мелкой моторики;
  • Творческое развитие;
  • Общее развитие;
  • Развитие навыков самообслуживания;
  • Физическое развитие.

Все занятия проходят в игровой форме и доставляют только радость.

Зачем годовалому ребенку режим

Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.

Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.

Ребенок рассматривает игрушку

Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.

Развивающие игры для годовалых деток

Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые. Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме. Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:

  1. Для развития речи:
  • игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
  • игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
  • чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
  • чтение мамой книг для детей от года;
  • прослушивание песенок.
  1. Для развития сенсомоторных навыков:
  • раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
  • игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
  • извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
  • игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
  • строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
  • проталкивание предметов через отверстие;
  • скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
  • катание каталки, игрушки на веревочке;
  • разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
  • открывание и закрывание баночек и коробочек.
  1. Для творческого развития:
  • рисование;
  • лепка;
  • работа с тестом.
  1. Для общего развития:
  • изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
  • изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
  • занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
  • изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
  • сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • стимулирование малыша пить из чашки,
  • пробовать есть ложкой,
  • чистить зубы щеткой,
  • знакомиться с горшком.

Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе. Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год.

Ребенок играет в кубики

Развивающие игрушки

Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:

  1. Для развития речи:
  • мыльные пузыри;
  • дудочка.
  1. Для развития сенсорики и мелкой моторики:
  • кинетический песок;
  • самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
  • разноцветные и различные по размеру стаканчики;
  • кубики, пирамидки;
  • сортеры;
  • шнуровка;
  • бизиборд.
  1. Для творческого развития:
  • пальчиковые краски;
  • пластилин;
  • тесто;
  • конструктор;
  1. Для общего развития:
  • матрешки;
  • шарики разных цветов;
  • куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
  • книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
  • игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
  • чашка с носиком;
  • ложка с изогнутой ручкой;
  • зубная щетка детская с мягкой щетиной;
  • красивый горшок.

Интересные идеи для занятий дома

Нет необходимости ограждать ребенка от выполнения домашних обязанностей. Это и поможет малышу быстрее развиваться, и воспитает помощника на радость родителям. Стоит позволить ребенку:

  • Вытирать стол тряпочкой. Можно смочить водой тряпочку, которой обычно протирают обеденный стол или детский столик, показать, какими движениями протирают поверхность, и дать малышу. Он с радостью будет повторять действия. Пусть не все получится идеально с первого раза. Чем чаще родители дают ребенку возможность проявить себя, выполняя простые поручения, и хвалят его, тем быстрее ребенок научится выполнять все правильно, увидит ценность собственной работы, научится ценить чужой труд и поймет, что родители доверяют ему.

Малыш помогает маме

  • Подметать пол щеткой. Этой работой лучше заниматься в паре. Для этого стоит приобрести детский комплект щетки и совочка. Малыш будет наблюдать за родителями и пытаться повторять. Ощущение важности и нужности сыграет роль, ребенок будет рад своему участию.
  • Загружать белье в стиральную машинку. Дети любят подражать взрослым: помогают нести белье из корзины в стиральную машинку или вытаскивать чистое белье из машинки, помогая маме его развесить.

Активное времяпрепровождение для малышей в годик

Умственное и физическое развития детей связаны друг с другом, поэтому в годовалом возрасте необходимо побуждать кроху двигаться побольше. Многие уже ходят и нуждаются в каждодневных тренировках и упражнениях для улучшения навыка. Можно начинать делать простую гимнастику, зарядку по утрам. Через пару месяцев – прыгать.

Становится возможно поиграть в подвижные игры. Это могут быть догонялки и прятки за дверью шкафа или занавесками, игра в мяч или с машиной, предполагающая катание по полу или построенной дороге. Можно бросать и ловить мяч вместе с мамой, катать его.

Хорошим занятием будет забираться и спускаться по ступеням стремянки под присмотром взрослого. Подойдут стопки книг, сложенные в виде ступеней. Если есть шведская стенка, можно позаниматься на ней. Диваны, стулья и кресла можно использовать, чтобы забираться на них и спускаться.

Обратите внимание! Во время активных игр взрослые всегда должны находиться рядом с малышом.

Самостоятельные игры

Помимо игр с крохой, маме необходимо свободное время, выделенное для выполнения домашних дел. Удобно делать какую-то часть работы, пока ребенок спит, но в этом случае следует исключить шумные виды работ. Их придется отложить на время бодрствования карапуза. Чтобы малыш предоставил маме возможность заняться делами, его следует научить играть самостоятельно.

Можно чередовать самостоятельные игры и совместные. Как только внимание малыша занято игрушкой, маме следует заняться делами, при этом находясь рядом, чтобы ребенок чувствовал ее присутствие.

Конечно, на 3 часа отвлечь годовалого ребенка без участия другого взрослого не получится, но на 15-20 минут организовать такое вполне возможно.

Ребенок играет в конструктор

Малыши в год очень любознательны, им все интересно. Обычные для взрослых вещи и предметы воспринимаются детьми совершенно иначе. Стоит показать новые объекты, которые могут заинтересовать ребенка:

  1. Пакеты из супермаркета. Они большие, шуршат, их можно подбрасывать, с ними можно ходить, в них можно складывать игрушки. Если показать, как использовать пакеты, малыш будет играть с ними.

Важно! Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не одевал пакет на голову, – возможно удушье.

  1. Сыпучие предметы: крупы, макароны. Занятие полезно тем, что способствует развитию мелкой моторики. Пересыпание этих предметов в емкости, например, кастрюли, предоставленные мамой, позволит отвлечь малыша. Все может закончиться разбрасыванием этих сыпучих предметов по всей комнате или даже квартире, но этот мелкий вред, нанесенный чистоте дома, не сравнить с пользой от самостоятельно играющего ребенка и развития его мелкой моторики, от которой зависит скорость развития мышления, координации и речи.
  2. Рулон туалетной бумаги. Детям нравится рвать в клочья мягкую туалетную бумагу. Им доставляет огромную радость наблюдать, как она разматывается, когда они ее дергают. Когда рулон полностью размотан, ребенок может еще долго сидеть, обмотавшись бумагой, перебирать ее пальчиками и дорывать то, что еще осталось целым.
  3. Бизиборд. Сооружение из доски с крючками, ручками, замочками, шпингалетами, открывающимися дверцами, колесиками, выключателями, стопперами и прочими атрибутами, которые обычно запрещены, занимают малышей.
  4. Коробка со старыми игрушками. Родителям советуют не покупать много игрушек, а разделить уже купленные на две части и выдавать их ребенку по очереди. В одну часть игрушек ребенок играет, другая – складывается в коробку и достается при необходимости, чтобы занять карапуза. Вытащить и посмотреть все игрушки из коробки – это так увлекательно.

Малыш занят бизибордом

Показатели правильного развития

Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:

  • найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
  • отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
  • строить башню из кубиков или стаканчиков;
  • разбирать и собирать пирамидку из колец;
  • прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
  • прятаться, закрывая глаза руками;
  • ставить детали конструктора друг на друга;
  • показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
  • держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
  • повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
  • пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.

Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.

Развивающие занятия с детьми от 1,5 до 2-х лет

Возраст полутора-двух лет – период активного познания. Занятия для детей 1-2 год развивающие различные навыки должны проводиться регулярно для достижения наилучшего результата.

Основные направления развивающих занятий

Дошколятам до двух лет наиболее важно развитие в следующих категориях:

  • Тонкая и крупная моторика – ползание, хватание, бросание, перебирание.
  • Развитие навыков коммуникации – выражение эмоций, формулирование вопросов, повествование.
  • Формирование речи, пополнение словарного запаса – складывание слов в предложения, восприятие устной речи.
  • Формирование эстетического восприятия – знакомство с музыкой, художественными произведениями, создание красоты в окружающем мире.
  • Развитие интеллекта – знакомство с буквами, соотношением размера, количества элементов, ориентирование в пространстве.

Примеры развивающих занятий

Развивающие занятия для детей 1,5 года и старше подразделяются на категории в зависимости от направленности:

  • Оценка цветов и оттенков, величины, формы, типа предметов. В этом помогут упражнения на сортировку, изучение карточек, поиск отличий.
  • Счет от 1 до 10, начальные знания о буквах, звуках, первые познания в математике. Для этого могут использоваться обучающие книжки, кубики, рамки-вкладыши, карточки.
  • Развитие тонкой моторики. Для этого подойдут упражнения, такие как подбор крышек к баночкам, нанизывание бусин на веревку, различные виды конструктора.
  • Для интеллектуального развития отлично подойдет разучивание простых стишков, считалочек, пение незамысловатых песен, прослушивание музыки.
  • Успехом у малышей пользуются различные творческие занятия, такие как аппликации, раскрашивание, рисование, лепка из пластилина, соленого теста и других материалов.
  • Активные игры на улице – также немаловажная часть развивающей программы. То могут быть любые игры, которые заинтересуют ребенка – прятки, поиск предметов, эстафеты и прочее.

Как правильно организовать развивающие занятия с детьми

Чтобы развивающие занятия для детей 2 лет произвели нужный эффект, важно грамотно организовать их. В первую очередь важен комфорт малыша, как физический, так и психологический. Среди основных принципов:

  • Правильный выбор времени суток, чтобы малыш не был сонным, усталым.

Организация комфорта – использование подгузников-трусиков, которые не сковывают движения и позволяют ребенку чувствовать себя свободно.

  • Не стоит заниматься активными видами упражнений после еды и непосредственно перед сном.

Влажные салфетки – незаменимый элемент, особенно если речь идет о занятиях на свежем воздухе. Они всегда помогут, если нужно сменить подгузник, протереть руки и тело малыша.

Выбор подходящей программы занятий – вопрос индивидуальный. Она должна основываться на личных предпочтениях ребенка и его родителей и учитывать имеющиеся особенности в каждом конкретном случае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *