Занятия с ребенком аутистом

Занятия с аутистами дома и в детских группах

0 14337 25 Июля 2017 в 23:05 Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог

Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка. Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

Цель занятия с аутичным ребенком

Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить причины развития аутизма.

Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

Подробнее об этом можно почитать .

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

Однако есть и второстепенные задачи. Звуковой вектор является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с кожным вектором может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с анальным вектором демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.

Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

  1. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
  2. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
  3. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
  4. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.

Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие игры для аутистов:

  1. Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Режем, режем

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

    Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

  2. Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

    Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

    Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

  3. Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.

Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители зрительного вектора. Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

Поэтому игры на эмоциональное развитие должны занимать в терапии для такого малыша существенное место.

Еще один важнейший критерий эмоционального благополучия любого ребенка – это психологическое состояние матери.

Ощущение защищенности и безопасности малыш получает, только если мама находится в спокойном, сбалансированном состоянии. Без этого успех любой терапии для ребенка с аутизмом всегда остается под вопросом.

Коррекционные занятия для аутичных детей: учитываем индивидуальную симптоматику

Каждый малыш наделен своим уникальным набором векторов. Наличие звукового вектора задает общие свойства всем аутистам. Однако, в остальных своих свойствах они могут существенно отличаться друг от друга.

Например, обладатели кожного вектора – подвижные, гибкие, ловкие. При развитии расстройства аутистического спектра такой ребенок может иметь особые проблемы: двигательную расторможенность, навязчивые движения, «полевое поведение» (подробнее в статье «Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

  1. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
  2. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
  3. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.

Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать агрессию и негативизм.

На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

  1. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
  2. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
  3. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
  4. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
  5. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.

Групповые занятия с детьми аутистами

Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут сенсорные игры.

В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

  1. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
  2. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.

Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Игры и развивающиеся занятия для детей с аутизмом

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!» Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой» Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол» Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. » Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Кол-во часов Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения.
1.ЭТАП
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций
Диагностика активности
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений
Диагностика оценки своего поведения
Диагностика внимания, памяти
2.ЭТАП
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
3.ЭТАП
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
4.ЭТАП
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья
5.ЭТАП
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.
6.ЭТАП
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.
Итоговая диагностика. Диагностика активности.
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

ВСЕГО

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе » клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра » Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

Комплекс индивидуальных занятий с аутичным ребёнком.

Занятие №1

1. Отработать жесты в реальных ситуациях:

Тут – указательным пальцем перед собой или в сторону предмета

Там – указательным жестом вдаль

Да — наклон головы вперёд

Нет – отрицательный жест головой или пальцем, выражающий несогласие

Нет – развести руки стороны, показав отсутствие чего-то

Дай – просить рукой, загибая пальцы

На – протягиваем руку вперед

2. Целенаправленный выдох

Учиться сдувать с ладони кусочки ватки, сначала поднося ладошку близко к губам, потом постепенно увеличивая расстояние.

3. Завести фотоальбом (10на 15), куда необходимо вставить фотографию ребенка и членов семьи, которые с ним живут и подписать фото печатными буквами, например, Андрей, папа, мама…

4. Стихотворение с показом:

Это кошка Мурка ( показываем пальцем на игрушку)

Кс-кс-кс ( пальчиками подзываем кошку к себе)

Мягенькая шкурка ( гладим кошку по спинке)

Кс-кс-кс

Любит молочко лакать

Ням-ням-ням ( кормим кошку)

После молочка- поспать

А-а-а! ( качаем кошку на руках)

5. Упражнения по подражанию. Вы показываете ребенку, а он должен вместе с вами повторять эти упражнения. Упражнение повторяется несколько раз.

Ручки поднимаем, ручками махаем ( машем кистями)

Ручки опускаем, в кулачки сжимаем. ( сжимаем пальцы в кулаки)

6. Учим цвета: красный.

Занятие №2

1. В альбом вставляем картинки с животными с подписями : корова, лошадка, свинья.

2. Делаем в пластмассовой банке с крышкой прорезь и бросаем туда монетки ( 1 , 2, 5 рублей). Когда монетка падает, говорим: «Бах!»

3. Насыпаем в глубокую кастрюлю горох и прячем внутри гороха 2-3 маленькие игрушки ( машинку, шарик для пин-понга, куколку) и просим ребенка найти в крупе игрушку сначала двумя руками, потом одной. (можно использовать коробку с манкой)

4. Стихотворение с показом:

Головка кивает: да! да! да! ( наклоняем голову ребенку)

Глазки моргают: Раз и два ( показываем на глазки и моргаем)

Носик нюхает: А! ( подносим к носику ребенка надушенный кусочек ватки)

Ротик кушает : ням-ням! ( жест кормления)

Я умею кушать сам! ( хлопаем рукой по груди)

5. Учим ребенка чертить прямые линии по линейке карандашом, изображая дорожку, по которой потом можно пройти пальчиками или проехать машиной.

6. Учим цвета: жёлтый.

Занятие № 3

1. В альбом: курица (ко-ко-ко), цыпленок (пи-пи), петух (ку-ка-ре-ку), утка ( кря-кря).

2. Формирование целенаправленного выдоха

Мы салфеточку возьмем ( берем бумажную салфетку)

И в руках ее сомнем (мнем салфетку в шарик)

А теперь подуем : «Ух!» (сдуваем салфетку с ладони)

Улетела! Бух! ( жест рукой вниз, изображающий падение)

3. Стихотворение с показом

Зайка серый скачет ловко, ( прыгаем, как зайчик)

В лапках у него морковка (даем в руки морковку)

4. Выполнение движений под текст. Взрослый сначала выполняет движения вместе с ребенком, потом ребенок должен выполнять движения сам, только под текст , который произносится.

Руки вверх ,руки вниз ( поднимаем и опускаем руки)

и вокруг повернись ( повороты туловища влево, вправо)

Мы совсем не устали ( грозим указательным пальчиком)

Сели-встали, сели-встали! ( Приседаем и встаем)

5. Читаем вместе с ребенком книгу К.Чуковского «Цыпленок». Рассматриваем картинки, спрашиваем, где цыпленок, где курица, кого нашел цыпленок? Кто хотел съесть цыпленка? Прогоняем кошку и т.п. Должна получиться маленькая инсценировка с опорой на картинки. Взрослый должен рассказать ребенку текст с жестами и яркой мимикой.

6. Повторяем цвета: красный и жёлтый.

Занятие №4

1. В альбом вставляем картинки: хлеб, молоко, суп, яйцо.

Даем ребенку инструкции, которые он должен выполнить: Положи хлеб на тарелку. Налей молоко в стакан. Ешь суп.

Если ребенок не может самостоятельно выполнить эти поручения, то помогаем ему своими руками совместно выполнить эти действия.

2. Стихотворение с движением:

Мы потрем наши ладошки ( трем ладошки)

И похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)

3. Классификация предметов, разных по тактильным ощущениям.

Ставим перед ребенком две пустые коробки и бросаем в одну из них шишки, а в другую ватные шарики.

4. Массаж пальчиков рук.

Захватываем большим и указательным пальцами каждый пальчик ребёнка у ногтя и круговыми движениями массируем палец от кончика к основанию, а затем скользящим движением к кончику вытягиваем палец.

5. Рисуем на картоне яйцо, вырезаем его и разрезаем эту картинку на 2-3 части и просим ребёнка сложить картинку.

6. Учим цвета: зелёный.

Занятие № 5

1. Вставляем в альбом следующие картинки: сок, печенье, конфета, ест, пьёт.

Выполнение поручений: Налей сок в чашку. Дай печенье папе. Положи конфету на стол.

2. Мелкая моторика.

а). Собираем в пластиковую бутылку горох, потом завинчиваем крышку и гремим как погремушкой «ча-ча-ча»

б) Сжимаем руки в кулачки и стучим по столу под текст:

Туки – ток, туки – ток,

Так стучит молоток!

3. Стихотворение с показом

Положили куклу ( зайку, мишку) спать ( жест » качаем»)

Стали песню напевать

Баю-бай, баю-бай! (складываем ладошки под ухо)

Глазки, кукла, закрывай! (закрываем глаза)

4. Вырезаем из цветного картона круг диаметром 20 см. Берём набор цветных прищепок. Прикрепляем по кругу прищепки сначала одного цвета, потом можно чередовать прищепки двух цветов (красный-синий-красный-синий…), изображая лепестки цветка.

5. Массаж стоп ног ребёнка под текст.

Что за ножки, что за ножки

У тебя у нашей крошки ( гладим, растираем)

Ни собачке и ни кошке

Не дадим мы твои ножки ( пощипываем)

Эти ножки, эти ножки

Будут бегать по дорожке ( похлопываем ладонями).

6.Учим цвета: зелёный.

7. Аппликация из цветной бумаги «Светофор».

8. Д/игра «Сигналы светофора» (красный-стой, жёлтый- жди, а зелёный свет-иди!)

Занятие №6

1. В альбом: трусы, майка, носки, стирает.

Одевать и раздевать куклу (мишку, зайку). Дать постирать ребёнку его трусы, майку в тазу, чтобы потом он сам прополоскал, выжал , повесил одежду на верёвку и закрепил прищепками. Сначала эти действия необходимо проделывать совместно с ребёнком.

2. Формирование выдоха.

Дуем на шарик для пин-понга через трубочку для коктейлей. Шарик должен катиться по столу.

3. Мелкая моторика

Наши пальчики плясали (крутим пальцами перед собой)

Вот так, вот так,

В кулачки мы их зажали ( сжимаем в кулаки и крутим ими)

Кулачками постучали ( стучим по столу или по ногам)

Вот так, вот так,

До свиданья всем сказали ( машем ладонями)

Вот так, вот так!

4. Угадай, где картинка.

Показываем ребенку и называем картинки, выкладывая перед ним на стол:

Это дом. Это машина. Преворачиваем на глазах у ребёнка картинки, называя их , а потом просим найти нужную картинку. Где дом? Где машина? Ребёнок должен найти картинку и перевернуть её. Если он легко находит две картинки, то можно увеличить их до 3-4 , например: мяч, кошка, часы, носки и т.п.

5. Стихотворение с показом.

Листья в воздухе кружатся ( крутим перед собой кистями рук)

Тихо падают, ложатся ( приседаем и кладём ладони на пол)

6. Нарисовать на листе бумаги трусы, майку, носки и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.

7. Учим цвета: синий.

Занятие № 7

1. В альбом: дом, часы, ключ, очки. Показываем ребёнку эти предметы и объясняем их назначение.

2. Подбираем картинки, где ребёнок спит и плачет. Показывая на первую картинку, читаем текст с показом.

Баю-бай, баю-бай, ( складываем руки на груди и качаем)

Спи скорее, засыпай ( складываем ладошки под щеку и закрываем глаза)

Мальчик плачет и кричит ( пальцами по лицу показываем слёзы)

Пальчик у него болит ( выставляем и показываем пальчик)

3. Мелкая моторика

Тук- тук, я стучу (стучим кулаками по столу)

Новый столик сколочу ( ударяем ладонями по столу)

4. Делаем аппликацию «Дом» из цветной бумаги.

5. Берём губку, мочим её в миске с водой, отжимаем, вытираем со стола, снова мочим, потом отжимаем и т.п.

6. Повторяем цвета: синий и зелёный.

Занятие №8

1.В альбом: банан, яблоко, апельсин, груша.

Обобщающее слово «ФРУКТЫ».

2. Д/игра «Волшебный мешочек». (на ощупь определить фрукт)

3. Стихотворение с движением

Мы кисель варили ( жест » варим» )

Тесто мы лепили ( сжимаем и разжимаем кулачки)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, ( хлопаем)

Слепим мы большой пирог ( разводим руки в стороны)

4. Складываем салфетку пополам, потом ещё раз пополам.

5. Из цветного пластилина лепим желтый банан, красное яблоко, оранжевый апельсин.

6. Текст с крупной моторикой

Снег кружится, снег кружится ( круговые движения двумя руками)

И на землю снег ложится ( приседаем и кладём ладони на пол)

7. Повторяем все цвета.

Занятие №9

1.В альбом: помидор, огурец, морковь.

Обобщающее слово «ОВОЩИ».

2. Д/игра «Волшебный мешочек». (на ощупь определить овощи)

3. Стихотворение с движениями

Тесто мнём, мнём, мнём.

Тесто жмём, жмём, жмём.

Пирожки печём.

4. Лепим из пластилина: красный помидор, зелёный огурец, оранжевая морковка.

5. Д/Игра на классификацию овощей и фруктов. Из чего сварим компот? Из чего сварим борщ?

6. Развитие мелкой моторики. Обвести по шаблону овощи (помидор, огурец, морковку) и выполнить штриховку.

Занятие № 10

1. В альбом: чашка, ложка, вилка, тарелка.

2. Отработка звукоподражания » Ам-ам!» с опорой на картинку.

Говорит собачка «Ам!»

Кошке мясо не отдам!

Ам-ам-ам!

Пришла Маша, села

И всю кашу съела

Ам-ам-ам!

3. Классификация.

В две пустые коробки раскладываем колечки от пирамидки и кубики. Сначала кладём по образцу, потом держим перед глазами ребёнка колечко и кубик и даём инструкцию » Возьми кубик. Возьми колечко и т.п.»

4. Стихотворение с движением

Гули прилетели, на головку сели (машем руками как крыльями, потом опускаем на голову)

Носиком клевали ( указательным пальцем показываем нос)

Крыльями махали (машем руками)

На головке посидели ( руки на голову)

А потом все улетели ( разводим руки в стороны)

5. Учить ребёнка мыть посуду (чашку, ложку, тарелку), держа в одной руке предмет, а в другой губку.

6. Учить собирать картинку, разрезанную на 3-4 части.

7.Обводим рисунок по контуру. Раскрашиваем его.

Занятие № 11

1. В альбом: чайник, кастрюля, сковорода, нож.

Тренировать в быту следующие действия:

— наливать из чайника воду в чашку

— пластиковым ножом резать пластилин или тесто разного цвета (Д/игра «Готовим салат»)

— накалывать на вилку кусочки сосиски, банана.

2. Движения под текст:

Ключик мы возьмём, (берём ключ)

К двери подойдём ( берём за руку ребёнка и идём к двери)

Мы замок откроем ( крутим ключом в замке)

И гулять пойдём ( машем рукой вперёд)

3. Стихотворение с движением

Листопад, листопад, (круговые движения руками)

Листья желтые летят ( крутим кистями)

Листья желтые кружатся (кружимся)

Тихо под ноги ложатся (приседаем и кладём ладони на пол)

Можно выполнять упражнения с листочками.

4. Лепка из солёного теста.

(Лепим прянички из солёного теста круглой или квадратной формы, украшаем крупой/ горохом, фасолью и др./).

Занятие №12

  1. В альбом: стол, стул, шкаф, кровать.

Отработать назначение предметов мебели:

-за столом едим;

-на стуле сидим,

-на кровати спим,

-в шкаф убираем одежду.

  1. Тренировать в быту следующие действия:

— складываем кукольную одежку;

-имитируем глажение кукольной одежки игрушечным утюгом.

  1. Движения под текст:

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится. ( в руках бумажные снежинки)

  1. Развитие мелкой моторики рук: сортировка крупы.

  1. Изготовление из спичечных коробков и цветной бумаги игрушечной мебели (стол, стул).

Занятие №13.

  1. В альбом: дудочка, барабан, колокольчик, погремушка.

  1. Имитируем игру на музыкальных инструментах: колокольчик (динь-динь), барабан (бам-бам), дудочка (ду-ду).

  1. Выполнение инструкций: «Возьми колокольчик, позвени им.» «Поиграй на барабане.» «Подуди в дудочку.»

  1. Чтение песенок, потешек (читает учитель), учащийся играет на музыкальных инструментах по ходу чтения.

  1. Разучивание игры-потешки «Ладушки» (под музыкальное сопровождение).

  1. Нарисовать на листе бумаги дудочку, колокольчик и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.

  1. Работа с мозаикой (выкладывание узора по образцу).

Занятие №14

  1. Учим названия действий: птичка –летит, заяц-прыгает, рыба- плывет, змея-ползёт.

Добавить соответствующие картинки в альбом.

  1. Учим понимать и выполнять команды учителя: сядь, встань, топни ногой, хлопни в ладоши и т.д.

  1. Отработка звукоподражания с опорой на предметные картинки. Д/игра «Кто как голос подаёт?»

Собака гав-гав

Кошка мяу-мяу

Корова му-му

Лошадь и-го-го

  1. Развиваем мелкую моторику пальцев рук. «Пальчиковые игры».

Разучивание стихотворения с движениями:

Мы с Андрюшенькой играем

Пальцы все перебираем:

Этот пальчик-толще всех,

Этот пальчик-всех умней,

Этот пальчик- всех длинней,

Этот- прячется в тенек,

Этот пальчик-малышок!

(Несильно педагог разминает подушечки пальцев ребёнку, надавливая большим и указательным пальцами на ноготок).

  1. Упражнение «Бусы». Нанизывание на тонкую леску макарон, сушек, бусинок.

  1. Упражнения по обводке «Обведи свою ладошку». Затем можно придумать забавный рисунок.

Занятие №15

  1. Учим слова-действия: самолёт-летит, машина-едет, кораблик-плывет.

Добавить соответствующие картинки в альбом.

  1. Учим понимать и выполнять команды учителя, закрепляем цвета: «Дай синий кубик. Дай красный кубик. Положи зелёный кубик слева от красного кубика и т.п.»

  1. Закрепление. Отработка звукоподражания: «Кто как голос подаёт?» (с опорой на предметные картинки).

-Покажи корову. Как она мычит?

-Покажи собаку. Как она лает? И т.п.

  1. Упражнения на классификацию диких и домашних животных (разделить картинки на 2 группы). По необходимости помочь ребёнку.

  1. Стихотворение с движениями:

На полянке два жука

Танцевали гопака.

Правой ножкой топ-топ!

Левой ножкой топ-топ!

Ручки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

  1. Упражнения по обводке «Транспорт». Затем раскрасить цветными мелками.

Занятие №16

  1. Учим части тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, спина.

В альбом добавляем картинку- мальчик.

  1. Учим показывать части тела на кукле, себе.

  1. Стихотворение с движениями:

Раз, два, три, четыре, пять-

Тело будем изучать. (Ребёнок шагает на месте).

Вот спина, а вот животик,

Ножки, ручки, голова, (положить обе руки на голову)

Покачать успел едва.

Шея крутит головой. (покрутить головой)

Ох, устал я! Ой-ой-ой! (руки на щеки)

  1. Учимся одеваться и раздеваться (застёгиваем и расстёгиваем липучки , молнии, клёпки на одежде).

  1. Складывание разрезных картинок из 3-4 частей.

  1. Рисуем пальчиками: «Мимоза»

Занятие №17

  1. Учим части лица: рот, нос, глаза, уши, щёки.

В альбом добавляем картинку- девочка.

  1. Учим показывать части лица на кукле, себе.

  1. Стихотворение с движениями:

Есть у нас на голове:

Уха два и щёчки две.

Носик, ротик и глаза.

Вы запомните, друзья!

  1. Учим выполнять действия: причёсывание волос расчёской, вытирание носа платком.

  1. Шнуровка. Учимся шнуровать ботинок.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Светит солнце ярко, ярко (Поднять руки вверх, сжимать и разжимать пальцы)

От цветов пестреет луг. (Хлопать в ладоши)

В небе радуга, как арка, (В воздухе нарисовать радугу)

Из семи лучистых дуг.

  1. Рисование на тему «Полёт в космос».

Занятие №18

1.Вставляем в альбом следующие картинки: мыло, полотенце, расчёска, мочалка, мальчик умывается, мальчик моет руки, мальчик причёсывается.

2. Отработка практических умений: мытьё рук с мылом, вытирание рук полотенцем, расчёсывание.

3. Стихотворение с движениями

Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки.

Намочит их немножко!

Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

4. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций. (можно посмотреть мультфильм).

5.Разучивание отрывка с движениями:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

6.Нарисовать мыло, полотенце, мочалку и разукрасить.

Комплексные занятия

с учащимся

индивидуального обучения

со сложной структурой дефекта

/1 класс, вариант 9.2/

Разработала: Стасюкевич И.А.

учитель-дефектолог

2017/18уч.год

Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком

Наталья Савчук
Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком

Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребенком

педагога – психолога коррекционных групп

для детей с РАС Савчук Н. В

Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Задачи:

1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.

2. Побуждение к визуальному контакту с педагогом –психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».

3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение,выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».

4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.

5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.

6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.

7. Активизация звукокомплексов.

8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.

Методы:

1. Наглядный.

2. Словесный.

3. Практический.

Методические приемы:

1. Игровой.

2. Повторение.

3. Вербальный

4. Невербальный.

5. Дидактические упражнения.

Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.

Ход занятия:

1) Организационный момент.

2) Массаж пальцев, рук, предплечья.

Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь Ульяны, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой).Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.

3) Речедвигательное упражнение «Пароход».

Педагог-психолог (я)читаю стихотворение:

Пароход плывет по речке.

И пыхтит он, словно печка.

(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).

4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»

Педагог-психолог (я) читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.

Бабушка очки надела,

И внучонка разглядела!

5)Пальчиковая гимнастика «Замок».

Педагог-психолог (я)читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:

На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, (Стучим «замочком» по столу)

Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)

Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)

И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)

6) Игра «Цветные окошечки».

Педагог-психолог (я) раскладываю перед ребенком разноцветные карточки с изображением котенка, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию.Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат».

(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).

7) Упражнение «Геометрические фигуры».

Педагогом-психологом (мною) используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.

(Педагог-психолог (я) раскладываю на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенкуфигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).

8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.

Педагог-психолог (я) предлагаю Ульяне картинки с изображением животного или транспорта. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.)Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.

9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».

Педагог-психолог (я) предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 12 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).

10) Релаксация «Пузырьковая колонна».

Педагог-психолог (я) предлагаю в конце занятия Ульяне подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является — релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).

11) Итог. Педагог-психолог (я) хвалю ребенка, за то, что он хорошо работал на занятии. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю Ульяне встретиться в следующий раз).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *