Жанры русских народных песен

Жанры песен: список с описанием и примеры

Песенный жанр является излюбленным практически у каждого человека. Люди стали напевать еще задолго до появления музыки как таковой. Не зря человеческий голос является самым древним из музыкальных инструментов, который всегда хранится внутри каждого из нас.

Сначала появилась песня, затем — все остальное.

Так какие же бывают жанры песен?

Термин и краткая история

Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.

Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.

В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.

В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.

В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.

Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона. Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное.

Виды песен

Из единого музыкального ствола с каждым столетием разрасталось множество веток, тянущихся в совершенно разных направлениях.

Существуют 2 вида песни:

  • народная, или фольклорная;
  • авторская.

Главное их отличие друг от друга кроется в самих названиях. Искусство предполагает действие, а действие совершается субъектом или субъектами.

Определение первое

Народная песня относится к разновидности фольклора (устного народного творчества). У данного искусства нет одного-единственного создателя. Народная музыка — следствие вклада многочисленного состава людей. Песнь передавалась из уст в уста, приобретая новые нюансы, интонации, слова и даже иной смысл.

Традиционные произведения непосредственно были связаны с народом и их бытовой жизнью: труд, праздники и обряды.

Жанр русской народной песни отличается своей красотой и мелодичностью. Не зря даже за границей иностранцы распевают любимейшую всеми «Калинку-малинку».

Песнь встречается как одноголосного склада, так и многоголосного. Одна из характерных черт русской народной композиции — начало, которое запевает единственный солист либо ансамбль в унисон.

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные — частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;

  • эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • «Ой, мороз, мороз».
  • «Ой, то не вечер».
  • «Солдатушки».
  • «Пойду ль я, выйду ль я».
  • «Валенки».
  • «Тонкая рябина».
  • «Эй, ухнем».

Жанры композиторских песен

Написано неисчисляемое количество музыкальных композиций в различных песенных жанрах. О них мы поговорим ниже.

Авторская

К авторской композиции можно подобрать синоним — бардовская песня. В середине XX века бардовское творчество начинает селиться в разных странах.

Можно выделить несколько особенностей:

  • композитор, написавший песню, сам ее и воспроизводит;
  • помимо музыки, автор сочиняет еще и текст;
  • смысловая нагрузка стоит на переднем плане.

Предшественником авторской песни считается городской романс. С момента возникновения магнитофона в 1950-х годах происходит резкий рост бардовских песен.

Самые известные авторы жанра русской песни: Окуджава, Высоцкий, Новиков, Розенбаум, Старчик, Митяев, Соснора.

Гимн

Композиция несет в себе задачу восхвалять кого-либо или что-либо. Во всех странах он считается «главной песней» и занимает один пост из трех государственных символов страны (наряду с гербом и флагом).

Эстрадная

Данный вид песни относится к жанру, одному из самых популярных в настоящее время. Впервые термин зазвучал еще в начале XX столетия.

Основные черты:

  • важную роль играет ритм;
  • главный акцент на вокале;
  • композиция строится по определенной схеме — куплет и повторяющийся после него припев;
  • текстовая нагрузка часто не столь высока.

Ответвления песен поп-жанра:

Шансон

Во Франции термин был введен в обиход как песня в стиле кабаре (заведение для отдыха с небольшими концертными выступлениями).

Как жанр русской песни включает в себя собирательный образ из:

  • картежных песен;
  • блатных;
  • лирических песен, а также городского романса.

Рок

Является вторым видом (наряду с поп) востребованной музыки в настоящее время. Направление зародилось в начале XX века.

Включает в себя огромнейшее количество поджанров и их разновидностей. Только некоторые из них:

  • альтернатива;
  • арт;
  • бит;
  • гаражный;
  • глэм;
  • гранж;
  • инди;
  • математический;
  • инструментальный;
  • панк;
  • пост;
  • прогрессивный;
  • серф;
  • софт;
  • фолк;
  • хард;
  • поп-рок;
  • рэпкор, а также стоит подчеркнуть метал в качестве разновидности роковой музыки, со всеми вытекающими из него подвидами.

Джаз

Направление зародилось благодаря заслугам африканских ритмов и европейской гармонии. Оно включает в себя, помимо вокальных композиций, и чисто инструментальный вид.

Интересный факт: джазовый инструментальный и песенный жанры являются для восприятия самыми сложными видами музыки, которые требуют от головного мозга анализа гармонического построения. Виртуозы, несомненно, обладают высоким интеллектуальным уровнем, так как импровизация требует еще куда более глубокой работы.

Другие виды

Помимо вышеперечисленных, существует еще огромное количество песенных жанров:

  • блюз — афроамериканская светская музыка;
  • фолк — в нем соединяется фольклор с современными направлениями;
  • рэп — речитатив под ритмичный бит.

Мир полон вокального творчества, и каждый может найти для себя излюбленный жанр.

Русские народные песни

Патриотизм и любовь к своему народу… Как легко и прекрасно выражаются эти чувства в русских народных песнях. Многие из них пели нам бабушки и мамы, мы слышали их на семейных праздниках. Русские народные песни — это отдельный вид искусства, самобытного и интересного. Мало кто знает, что существует много видов русских народных песен:

Русский песенный эпос

  • Русские былины
  • Северная эпическая традиция
  • Сибирские былины
  • Южнорусские и среднерусские былины
  • Исторические русские песни
  • Баллады
  • Небылицы и скоморошины
  • Песни в сказках

Календарные обрядовые песни

  • Поздравительные зимние песни
  • Святочные песни
  • Масленичные песни
  • Весенние песни
  • Семицкие песни
  • Летние песни
  • Песни жатвы

Семейные обрядовые песни

  • Обряды рождения и пестования
  • Плачи и причитания
  • Свадебные обряды

Традиционные лирические русские песни.

Трудовые

  • бурлацкие
  • чумацкие
  • ямщицкие
  • солдатские
  • рабочие

И это далеко не полный список! Среди многообразия народных песен есть и те, которые знает наизусть практически каждый русский человек «Вдоль по Питерской» или «Ой, мороз-мороз…». Эти народные песни стали частью нашей культуры и быта. Мы собрали для вас самые известные русские народные песни.

Ой, мороз-мороз

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/Oj-moroz-moroz.mp3 Ой, мороз-мороз, не морозь меня!
Не морозь меня, моего коня!
Не морозь меня, моего коня!Моего коня, белогривого.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, ревнивая.У меня жена раскрасавица,
А приду домой, все ругается.
А приду домой, все ругается.Я приду домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.
Обниму жену, напою коня.Ой, мороз-мороз, не морозь меня!
Не морозь меня, моего коня!
Не морозь меня, моего коня!

По Дону гуляет казак молодой

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/po-donu-gulyaet.mp3

По Дону гуляет, по Дону гуляет,
По Дону гуляет казак молодой.
По Дону гуляет казак молодой.

А дева там плачет, а дева там плачет,
А дева там плачет над быстрой рекой.
А дева там плачет над быстрой рекой.

О чем дева плачешь, о чем дева плачешь,
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?
О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?

А как мне не плакать, а как мне не плакать,
А как мне не плакать, слез горьких не лить?
А как мне не плакать, слез горьких не лить?

Цыганка гадала, цыганка гадала,
Цыганка гадала, за ручку брала.
Цыганка гадала, за ручку брала.

Не быть тебе дома, не быть тебе дома,
Не быть тебе дома замужней женой.
Не быть тебе дома замужней женой.

Потонешь девица, потонешь девица,
Потонешь девица в день свадьбы своей.
Потонешь девица в день свадьбы своей.

Не верь дорогая, не верь никому,
Поверь дорогая лишь мне одному.
Поверь дорогая лишь мне одному.

Поедем венчаться, я выстрою мост
Я выстрою мост на тысячу верст.
Я выстрою мост на тысячу верст.

Вот слышу-послышу мосточки гудут,
Наверно, наверно невесту везут.
Наверно, наверно невесту везут.

Вот конь спотыкнулся и сшибся с моста,
Невеста упала в круты берега.
Невеста упала в круты берега.

Сперва закричала: «Прощай, мать, отец».
Второй раз вскричала: «Прощай белый свет».
Второй раз вскричала: «Прощай белый свет».

И в третий вскричала: «Прощай, милый мой,
Наверно, наверно, не жить нам с тобой.
Наверно, наверно, не жить нам с тобой.»

Черный ворон

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/cherniy-voron.mp3

Чёрный ворон, чёрный ворон,
Что ж ты вьёшься надо мной,
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.
Ты добычи не дождёшься,
Чёрный ворон, я не твой.

Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой,
Ты добычу себе чаешь,
Чёрный ворон, я не твой.

Завяжу смертельну рану
Подарённым мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить всё об одном.

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за Родину я пал.

Отнеси платок кровавый
Милой Любушке моей,
Ты скажи, она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху стройну
В чистом поле под кустом.
Обвенчальна была сваха
Сабля острая моя.

Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Чую, смерть моя подходит,
Чёрный ворон, весь я твой.
Чую, смерть моя подходит,
Чёрный ворон, весь я твой.

Вставала я ранешенько

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/vstavala-ya-raneshenko.mp3 Ой, вставала я ранешенько
Умывалася белешенько
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка мояНадевала черевички на босу
Я гнала свою корову на росу
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка мояЯ гнала свою корову на росу
Повстречался мне медведь во лесу
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка мояЯ медведя испугалася
Во часты кусты бросалася
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка мояТы, медведюшка-батюшка
Ты не тронь мою коровушку
Ой ли, да ли, калинка мояПесни о школе

Коробейники

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/korobeyniki.mp3

«Ой, полна, полна моя коробушка,
Есть и ситец, и парча,
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!

Пойду выйду в рожь высокую,
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую –
Все товары разложу».

Вот и пала ночь туманная,
Ждет удалый молодец:
«Чу! Идет, пришла моя желанная!»
Продает товар купец.

Катя бережно торгуется,
Все боится передать,
Парень с девицей целуется,
Просит цены набавлять:

«Цены сам платил немалые,
Не торгуйся, не скупись,
Подставляй-ка губки алые,
Ближе к молодцу садись!..»

Знала только ночка темная,
Как поладили они.
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани!

Ой, легка, легка коробушка,
Плеч не режет ремешок,
А всего взяла зазнобушка
Бирюзовый перстенек.

Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок – рубашку белую
Подпоясать в сенокос…

Все поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька:
«Не хочу ходить нарядная
Без сердечного дружка!».

При лужке

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/pri-luzhke.mp3

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь,
Пока не споймаю,
Как споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

Вот споймал парень коня,
Зануздал уздою,
Вдарил шпоры под бока,
Конь летел стрелою.

Ты, лети, лети, мой конь,
Лети. торопися,
Возле Сашиного двора,
Конь, остановися.

Конь остановился,
Вдарил копытами,
Чтобы вышла красна девка
С чёрными бровями, эх.

Но не вышла красна девка,
Вышла её мати,
Здравствуй, здравствуй, милый зять,
Пожалуйте в хату.

А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу,
Разбужу я крепким сном
Спящую девицу.

А девица не спала,
Друга поджидала,
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

По диким степям Забайкалья

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/po-dikim-stepyam-zabaykaliya.mp3

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Бежал из тюрьмы темной ночью,
В тюрьме он за правду страдал.
Идти дальше нет уже мочи –
Пред ним расстилался Байкал.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбацкую лодку берет
И грустную песню заводит,
Про Родину что-то поёт.

Бродяга Байкал переехал,
Навстречу родимая мать.
«Ах, здравствуй, ах, здравствуй, родная,
Здоров ли отец мой и брат?»

«Отец твой давно уж в могиле,
Землею засыпан лежит,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами гремит».

Калинка-Малинка

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/kalinka_malinka.mp3

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Вот мчится тройка почтовая

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/vot_mchitsya_troyka_pochtovaya.mp3

Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой,
Ямщик, уныло напевая,
Качает буйной головой.

«О чем задумался, детина? –
Седок приветливо спросил. –
Какая на сердце кручина,
Скажи, тебя кто огорчил?»

«Ах, барин, барин, добрый барин,
Уж скоро год, как я люблю,
А нехристь-староста, татарин,
Меня журит, а я терплю.

Ах, барин, барин, скоро святки,
А ей не быть уже моей,
Богатый выбрал, да постылый –
Ей не видать отрадных дней…»

Ямщик умолк и кнут ременный
С досадой за пояс заткнул.
«Родные, стой! Неугомонны! –
Сказал, сам горестно вздохнул. –

По мне лошадушки взгрустнутся,
Расставшись, борзые, со мной,
А мне уж больше не промчаться
По Волге-матушке зимой!»

Сама садик я садила

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/sama-sadik-sadila.mp3

Сама садик я садила,
Сама буду поливать.
Сама милого любила,
Сама буду забывать.

Ах, что это за садочек,
За зелененький такой?
Ах, что это за мальчишка,
Разбессовестный такой?

Пустил славушку худую
Все соседи говорят.
За глаза меня ругают,
А в глаза меня хвалят.

При гулянье, при народе
Стал он девку целовать,
А девчонке стыдно стало,
Стала плакать и рыдать.

И мальчишке жалко стало,
Стал ее он утешать,
Купил шелковый платочек,
Начал слёзы утирать.

«Ты не плачь, не плачь, девица,
Не плачь, девица-душа,
Только призыв я отбуду,
Возьму замуж за себя».

«Тебе, мальчик, не жениться,
Меня, девицу, не взять:
Твой папашенька богатый
Не позволит меня взять».

Ой, то не вечер

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/to-ne-vecher.mp3

Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.
Разыгрался, расплясался,
Разрезвился подо мной.

А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать,
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.
Ох, пропадёт, он говорил,
Твоя буйна голова.

Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.

Матушка, во поле пыльно

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/matushka-vo-poly-pylno.mp3

— Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
— Дитятко милое, кони разыгралися.

— Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…

— Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
— Дитятко милое, я тебя не выдам!

— Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

— Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка… Меня благословляют…
— Дитятко милое, Господь с тобою!

Солдатушки

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/soldatushki.mp3 Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто же ваши деды?
Наши деды — славные победы,
Вот где наши деды!
Наши деды — славные победы,
Вот кто наши деды!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши матки?
Наши матки — белые палатки,
Вот кто наши матки!
Наши матки — белые палатки,
Вот кто наши матки!Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто же ваши жены?
Наши жены — ружья заряжены,
Вот кто наши жены!
Наши жены — ружья заряжены,
Вот кто наши жены!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши сестры?
Наши сестры — штыки, сабли остры,
Вот кто наши сестры!
Наши сестры — штыки, сабли остры,
Вот кто наши сестры!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши детки?
Наши детки — пули наши метки,
Вот кто наши детки!
Наши детки — пули наши метки,
Вот кто наши детки!Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши отцы?
Наши отцы — русские полководцы,
Вот кто наши отцы!
Наши отцы — русские полководцы,
Вот кто наши отцы!

Воспой в саду, соловейка

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/vospoy-soloveyka.mp3

Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.

Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Я бы рад, я бы рад тебе воспевати,
Ох, мово голосу не стало,
Ох, мово голосу не стало.

Потерял, растерял я свой голосочек,
Потерял, растерял я свой голосочек.
Ох, по чужим садам летая,
Ох, по чужим садам летая.

По чужим по садам, по садам летая,
По чужим по садам, по садам летая.
Ох, горьку ягоду всё клевал,
Ох, горьку ягоду всё клевал.

Горькую ягоду, ягоду калину,
Горькую ягоду, ягоду калину.
Ох, сладкую малину,
Ох, сладкую малину.

Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в саду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе воспевать,
Ох, я бы рад тебе воспевать.

Живет моя отрада

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/zhivet-moya-otrada.mp3 Живет моя отрада
В высоком терему
А в терем тот высокий
Нет входа никому
А в терем тот высокий
Нет входа никомуЯ знаю, у красотки
Есть сторож у крыльца
Но он не загородит
Дорогу молодца, эхВойду я к милой в терем
И брошусь в ноги к ней
Была бы только ночка
Да ночка потемней
Была бы только ночка
Да ночка потемнейБыла бы только ночка
Да ночка потемней
Была бы только тройка
Да тройка порезвей, эхЖивет моя отрада
В высоком терему
А в терем тот высокий
Нет входа никому
А в терем тот высокий
Нет входа никому

Барыня-рассыпуха

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/barynya-rassypuha.mp3

Пошла плясать по соломочке,
Отойдите рябятёж ка стороночке
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Я пою да все пою, а плясать стесняюся
Зато Коля за троих Одна управляюся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

непереводимая игра трудно различимых старорусских слов

А маво у Ванечки да ва кармане прянички
Да меня Ваня целовать, а я прянечки жевать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Проводил меня миленок и хотел поцеловать
Мать в окошко увидала, гражданин не баловать
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Ах чтож ты стоишь улыбаешься
Подойди ты ко мне да повидаемся
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Рассыпчатая, раззгарчивая хоть наличико некрасива,
Но приманчивая
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Я читать частушки петь кончаю
И сажусь в решето,
До свидания, уплываю за частушками еще
Барыня, барыня, сударыня-барыня
Барыня, барыня, барыня-сударыня

Хас-Булат молодой

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/hazbulat-udaloy.mp3

Хас-Булат удалой
Бедна сакля твоя
Золотою казной
Я усыплю тебя.

Дам коня, дам кинжал,
Дам винтовку свою,
А за это за все
Ты отдай мне жену.

Ты уж стар, ты уж сед,
Ей с тобой не житье,
На заре юных лет
Ты погубишь ее.

Под чинарой густой
Мы сидели вдвоем,
Месяц плыл золотой,
Всё молчало кругом.

Лишь играла река
Перекатной волной,
И скользила рука
По груди молодой.

Она мне отдалась
До последнего дня
И Аллахом клялась,
Что не любит тебя

Князь, рассказ ясен твой,
Но напрасно ты рёк —
Вас с женой молодой
Я вчера подстерег.

Ты невестой своей
Полюбуйся поди —
Она в сакле моей
Спит с кинжалом в груди.

Я глаза ей закрыл,
Утопая в слезах,
Поцелуй мой застыл
У нее на устах.

Тут рассерженный князь
Саблю выхватил вдруг…
Голова старика
Покатилась на луг.

Из-за острова на стержень

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/iz-za-ostrova-na-strezhen.mp3

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам весёлый и хмельной.

Позади их слышен ропот —
Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал.

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.

А она, потупя очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.

Кузнецы

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/kuznecy.mp3

Во ку, во кузнице,
Во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.

Метелица метет

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/metelica-metet.mp3

Вдоль по улице метелица метет,
За метелицей мой миленький идет;
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на приятну красоту,
На твое ли что на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра-молодца меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Окрасился месяц багрянцем

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/okrasilsya-mesyac-bagryancem.mp3 Окрасился месяц багрянцем
Где волны шумели у скал
Поедем, красотка, кататься
Давно я тебя поджидал Я еду с тобою охотно
Я волны морские люблю
Дай парусу полную волю
Сама же я сяду к рулю Ты правишь в открытое море
Где с бурей не справиться нам
В такую шальную погоду
Нельзя доверяться волнам Нельзя? Почему ж, дорогой мой?
А в прошлой, минувшей судьбе
Ты помнишь, изменник коварный
Как я доверялась тебе? И это сказавши, вонзила
В грудь ножик булатный ему
Сама с обессиленным сердцем
Нырнула в морскую волну Окрасился месяц багрянцем
Где волны шумели у скал
Поедем, красотка, кататься
Давно я тебя поджидалДетские песни на Рождество

Посею лебеду

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/poseyu-lebedu.mp3

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Пойду ль я, выйду ль я…

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/poyduy-l-ya-viydu.mp3

Пойду ль я, выйду ль я, да,
Пойду ль я, выйду ль я, да,
Во дол, во долинушку, да,
Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,
Сорву ль я, вырву ль я, да,
С винограда ягодку, да,
С винограда винную.

То ли мне не ягодка, да,
То ли мне не винная, да,
Я цветочек сорвала, да,
Я веночек совила.

Кинуся, брошуся, да,
Кинуся, брошуся, да,
Ко молодцу на колени,
Ко молодцу на колени.

Я у молодца сижу, да,
Я на молодца гляжу, да,
Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да,
Скажи, любишь али нет? – да,
«Я любить-то не люблю, да,
Наглядеться не могу!»

Степь да степь кругом

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/step-da-step.mp3

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой
Умирал ямщик.

И, набравшись сил,
Чуя смертный час,
Он товарищу
Отдавал наказ:

«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла –
В той степи глухой
Схорони меня.

Ты лошадушек
Сведи к батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.

А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.

Да скажи ты ей –
Пусть не печалится,
Пусть с другим она
Обвенчается.

Про меня скажи,
Что в степи замерз,
А любовь её
Я с собой унес».

Степь широкая

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/step-shirokaya.mp3

Ой, ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.

Ой, да не степной орел
Подымается,
То донской казак
Разгуляется.

Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле.
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу.

Ой, ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася…

Тонкая рябина

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/tonkaya-ryabina.mp3

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

А через дорогу,
За рекой широкой
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, судьба такая,
Век одной качаться.

Валенки

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/valenki.mp3

Валенки, да, валенки, ой
Да не подшиты стареньки
Нельзя валенки носить
Hе в чем к миленькой сходить

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Ой, ты Коля, Николай
Сиди дома, не гуляй
Hе ходи на тот конец
Ох, не носи девкам колец

Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Эх, не подшиты стареньки

Чем подарочки носить
Лучше б валенки подшить

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки

Суди, люди, суди, бог
Как же я любила
По морозу босиком
К милому ходила

Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки
Валенки, валенки
Ой, да, не подшиты стареньки.

Вдоль по Питерской

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/vdol-po-piterskoy.mp3

Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской,
Да, ох, ой, по Тверской-Ямской да с колокольчиком
Эх, едет миленький сам на троечке,
Ох, едет лапушка да по просёлочкам.

Ой ой ой ой
Эх, не лёд трещит, не комар пищит,
Это кум до кумы судака тащит.
Ох ох ох ох
Ой, кумушка, да ты, голубушка,
Свари куму судака, чтобы юшка была.
Ох ох ох ох
Ой, юшечка да с петрушечкой,
Поцелуй ты меня, кума-душечка

Ох, поцелуй, поцелуй, кума-душечка.

Во поле береза стояла

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/vo-pole-bereza-stoyala.mp3 Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла. Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли-люли, заломати.
Люли-люли, заломати. Я ж пойду — погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли-люли, заломаю,
Люли-люли, заломаю. Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли-люли, три гудочка.
Люли-люли, три гудочка. Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку.
Люли-люли, балалайку,
Люли-люли, балалайку. Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли-люли, играти.
Люли-люли, играти.Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися!
Люли-люли, проснися!
Люли-люли, проснися!

Борода седая пробудися!
Вот тебе помои, умойся!
Люли-люли, умойся!
Люли-люли, умойся!

Вот тебе рогожа утрися!
Вот тебе лопата помолися!
Люли-люли, помолися!
Люли-люли, помолися!

Златые горы

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2019/06/zlatye-gory.mp3

«Когда б имел златые горы
И реки полные вина,
Все отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна».

«Не упрекай несправедливо,
Скажи всю правду ты отцу –
Тогда свободно и счастливо
С молитвой мы пойдем к венцу».

«Не раз, Мария, твою руку
Просил я у отца, не раз.
Отец не понял моей руки,
Жестокий сердцу дал отказ».

Тогда бежать я с ним решилась,
Поверив клятве роковой,
На божий храм перекрестилась,
В слезах взглянув на дом родной.

Умчались мы в страну чужую,
А через год он изменил,
Забыл он клятву ту святую,
А сам другую полюбил.

А мне сказал, стыдясь измены:
«Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены,
Я провожу тебя с крыльца.

За речи, ласки огневые
Я награжу тебя конем.
Уздечку, хлыстик золотые
Седельце шито жемчугом».

«Не надо мне твоей уздечки,
Не надо мне твово коня,
Ты пропил горы золотые
И реки полные вина».

История русской народной песни

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Вокальная музыка. Русская народная песня.

1.Жанры русской народной песни

Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос­сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевид­ным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду -дома и в школе, в развлече­ниях и в учебе. Вырастает малыш, и новые песни помо­гают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Пес­ни-плачи, песни-причитания провожают человека в послед­ний путь…

Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­римые особенности: харак­терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, — по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую,

хо­роводную от лирической, протяжной.

Жанры русских народных песен:

календарные, лирические, игровые,шуточные,

хороводные, колыбельные,трудовые,

обрядовые,протяжные, исторические,

величальные, солдатские, частушки.

2. Задание 1

Послушай русские народные песни.

«

Ответь на вопросы:

1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

2.Что объединяет эти песни?

3.В чём особенность каждой песни?

По желанию спой русскую народную песню.

3. Песня — душа народа.

Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни — это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт,чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Ах ты степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга — матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной орёл
Подымается,
То речной бурлак
Разгуляется!

Не летай, орёл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу!

Мелодия песни «Ах ты, степь широкая…» нетороплива и величава.

Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя

4. Задание 2.

Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

К.Петров -Водкин «Полдень»

Обрати внимание на большой панорамный пейзаж в картине К.Петрова -Водкина «Полдень» — это обобщённый образ народной жизни на просторах России. Глаз охватывает бескрайние пространства благодаря сферической, или наклонной, перспективе. Мы видим шарообразность Земли, «планетарность» этого грандиозного пейзажа. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всём традиционном укладе крестьянской жизни.

Александр Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)». Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

Б.Кустодиев «Голубой домик».

Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь…

Ответь на вопрос:

1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

В.Поленов Монастырь над рекой

5. Авторские стихи — основа русской песни

Послушай ЗДЕСЬ песню»Вечерний звон» .

Ответь на вопросы:

1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?

2.Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая…» и

«Ве­черний звон»? В чём оно проявляется?

4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?

Русская песня

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей».

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.), а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев. Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс. Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

распевные, с широкой мелодикой (их так и называют — протяжные лирические песни). К тому же распевы украшают мелодию.

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге». В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непогода.

Поднималась непого… погода.

Погодушка немалая,

Эх, нема… немалая,

Немалая, волновая.

Немалая, волно… волновая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *