Жар птица

«Птица — одновременно символ счастья, полёта, мечты; печали, грусти и размышления; прожорливости и коварности. Поэтому, наверное, в мифах, легендах и преданиях и существуют разные птицы.

Итак, Алконост и Гамаюн, Сирин и Феникс, Жар-птица и грифоны — наши сегодняшние герои.

Алконост

Сказочная птица с человеческим лицом, изображавшаяся на старинных русских лубочных картинах. Голос сладок и волшебен. Лик прекрасной женщины. Тело же птичье.

Живёт Алконост в славянском рае (Ирии).

Кто услышит пение Алконоста, забудет всё от восторга и радости. Алконост может яйца нести “на крае моря”, не высиживая, а погружая в морскую глубину. Семь дней подряд стоит ясная, безветренная погода — значит, вот-вот вылупятся птенцы Алконоста.

Интересно, что славянский миф об Алконосте перекликается с древнегреческой легендой о девушке Алкионе. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкион (зимородок). Видимо, так слово попало и в русский язык: это искажение древнерусского выражения “алкион есть птица”.

Сирин

Одна из райских птиц. Её название напоминает название славянского рая — Ирий. Хотя, конечно, название это происходит от греческого слова сирена.

В древнерусской письменности и устных сказаниях — мифическая птица с женским лицом и грудью.

Но Сирин, в отличие от Гамаюна и Алконоста, птица мрачная, тёмная и печальная. Сирин — воплощение несчастной души.

Кто голос этой птицы услышит, тот забывает обо всём. Но скоро сваливаются на человека несчастья и горести всякие.

В русском искусстве Сирин и Алконост — часто встречающийся сюжет.

Гамаюн

Гамаюн — тоже птица, глашатай славянских богов. Она поёт людям божественные гимны, сообщает будущее.

Разгулялася непогодушка,

Туча грозная поднималася.

Расшумелись, приклонились дубравушки,

Всколыхалась во поле да ковыль-трава.

То летела Гамаюн — птица вещая –

Со восточной со сторонушки,

Бурю крыльями поднимая.

Из-за гор летела высоких…

Поэт Николай Клюев посвятил этой птице строки:

Я люблю малиновый падун,

Листопад горящий и горючий,

Оттого стихи мои как тучи

С отдалённым громом тёплых струн.

Так во сне рыдает Гамаюн,

Что забытый туром бард могучий.

Жар-птица

Жар-птица — сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время гневного бога грозы.

В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.

Жар-птица живет в тридевятом царстве, тридесятом государстве в прекрасном саду, окружающем терем Царь-девицы (или у Кощея Бессмертного в пещерах каменных среди других сокровищ, которые он охраняет). Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни. Когда поет Жар-птица — из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью летает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь — все вокруг осветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.

Феникс

Легендарная и в чём-то трагичная птица, которая создает для себя погребальный костер и возрождается из собственного пепла. Место её происхождения связывают часто с Эфиопией. Название дано ей ассирийцами. Ещё в Древнем Египте Феникс был священным существом. Там он назывался Вену и имел сходство с орлом. Рассказывали, что эта птица (только мужского рода) с прекрасным красно-золотым оперением живет пятьсот лет и дольше. Говорят, что в конце жизни Феникс строит гнездо из ветвей благовонных деревьев и поджигает его. Пламя пожирает и птицу, и её гнездо. Из пепла выползает на свет гусеница, и из неё вырастает новый Феникс.

Геродот предлагает версию, согласно которой птица Феникс из Аравии переносит прах отца в яйце в Египет, где жрецы сжигают его.

В раннехристианской литературе Феникс — символ бессмертия и воскресения.

Симург

Исполинская вещая птица древнеиранских мифов, гнездящаяся в ветвях Древа Познания.

Как царь птиц, Симург изображался фантастическим крылатым существом с головой и лапами пса, покрытым рыбьей чешуей (что символизировало его господство на земле, в воздухе и в воде). Его яркое оперение затмевало блеск фазана и павлина. Симурга наделяли способностью исцелять, иногда он выступал орудием судьбы и ему приписывали бессмертие. Он был свидетелем троекратной гибели мира и знает все обо всех эпохах, прошедших и будущих.

Птица Рух

Гигантская птица, известная по арабским сказкам, легендам, по преданиям древних путешественников. Если верить описаниям, эти исполинские птицы были так громадны и могучи, что лапами своими хватали слона, поднимали его в воздух, а затем бросали на землю, чтобы убить и потом расклевать. Они нападали на корабли, забрасывая их огромными камнями и скалами.

Знаменитый путешественник Марко Поло сообщает, что жители острова Мадагаскар рассказывали ему об удивительных птицах, перья которых имеют в длину восемь шагов. С виду они напоминают орлов, только размерами намного больше. Марко Поло прибавляет, что китайские послы повезли Великому Хану перо птицы Рух.

Гаруда

В индуистской мифологии прародитель и царь всех пернатых, безжалостный пожиратель змей, гигантская птица, на которой совершает свои полеты бог Вишну. Его изображают человекообразным существом с орлиным клювом, золотыми крыльями и когтистыми лапами. Движение его крыльев порождало бурю, блеск оперения Гаруды был так силен, что затмевал даже сияние солнца. Гаруда обладал способностью увеличивать свою силу настолько, насколько ему это было нужно.

Гаруда согласился стать ездовой птицей бога Вишну, когда тот признал Гаруду выше себя и поместил его изображение на своем знамени. В храмах Индии издревле поклоняются статуям Гаруды из бронзы или камня, в V веке н. э. появляются его изображения на монетах.

Грифон

Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль и в различных мифах и в литературе неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери

Птицы в славянской мифологии

… «Отчего люди не летают так, как птицы?»* Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.
Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост

Это чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода — пока не вылупятся птенцы.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Сирин

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот — истинное блаженство!

Стратим

Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Феникс

(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.
Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.
В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи — Васнецов, Врубель, Бакст.
*А.Островский «Гроза»

Образ Жар-Птицы у различных народов

В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны.

В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками.

У Славян Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) — сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.
По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке.
По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.
У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.
Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар Птицы, её золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого») царства, откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель».

Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конём-птицей.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Перо жар птицы– предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами. Кто не читал или не слушал в детстве сказку про Ивана-дурака, который нашел перо жар птицы. Именно с этой находки и начались его приключения.

С жар птицей и его пером связано много различных сказок, которыми в итоге стали легендами. Более известным, пожалуй, является лишь цветок папоротника. Также можно отметить, что наша жар птица явно является родственником феникса– огненной птицы из европейских легенд и сказок.

Жар птица по описаниям из сказок и иллюстрациям к ним похожа на павлина, и перо жар птицы – так же напоминает перо из павлиньего хвоста. Размером жар птица также с павлина, в то время, как феникс описывается размером с орла.

Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал.

Также по легендам жар птица стережет цветок папоротника в ночь на Ивана Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.

Огненное перо жар птицы

По всем известной сказке Иван-дурак нашел перо жар птицы в лесу на пне, когда ночью проходил мимо. Это перо светится в темноте, горит, будто огнем светится. Сначала Иван даже решил, что это огонь горит во тьме ночной, но, подойдя поближе, они увидел перо неземной красоты.

По некоторым описаниям это перо золотое, как и все оперение жар птицы, некоторые говорят о красном, оранжевой, желтом и даже малиновом окрасе перьев жар птицы. Кто-то упоминает, что жар птица светится серебром и золотом, а крылья ее огненные, что еще раз доказывает связь жар птицы с фениксом. В книжках жар птицы и ее перья рисуют обычно красными и оранжевыми.

Свойства пера жар птицы

Перо жар птицы может осветить любое, самое темное помещение так, что ночью там будет светло, как не бывает самым ясным днем. Если вы помните сказку, именно так слуга царя заметил, что у Ивана дурака появилось перо жар птицы, мигов доложив об этом своему господину.

По легендам со временем перо жар птицы перестает светиться и гореть огнем,затвердевая и превращаясь в золото. Найдя несколько таких перьев, можно неплохо разбогатеть, знать бы еще, где искать.

Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Перо жар птицы еще долгое время, пока не станет золотым, сохраняет свойства оперения жар птицы. И кроме того, что оно ярко светится, оно дает тепло. По всей видимости, не такое, чтобы им можно было обжечься, так как Иван-дурак брал его голыми руками, но достаточное, чтобы можно было согреться от него. Этакая неплохая грелка.

Как-то мне случайно попалась статья, в которой ссылаясь на славянскую легенду, говорилось о том, что когда боги увидели, что люди ходят по земле ни кого не любя и холодом сердец своих себя губят, отправили они на землю волшебный огонь любви в виде птицы — Жар-птицы.

И с тех пор летает она по земле и разносит огонь любви.
Счастье тому кому удастся поймать ее, но в сто раз большее счастье тому кого Жар-птица почтет за своего повелителя. ВедьЖар-птица больше похожа на расплавленный металл из которого она скорее всего и состоит. Поймать ее можно только в рукавицах, уж очень горяча — обжечься можно очень сильно. Тому-же кому покорится она по своей воле, будет она отдавать свое благотворное тепло всю жизнь. Но как только почувствует она равнодушие тут же улетит — не выносит она его, и убить ее просто… Посади в клетку и погибнет она. Остынет ее пламенное тело и будет в клетке вместо горячей любви холодный кусок золота…
Такая вот красивая легенда. Жаль, что мне так и не удалось найти оригинал.

Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. Феникс – это душа Осириса, это надежда на преодоление пути мертвых. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.

Иранцы знали другое имя этой птицы – Симург. Птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки.

В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.

В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной».

Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом возрождения, завершения «Великой Работы». Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, химический элемент серу и красный цвет.

Описание Птицы весьма сходно для разных народов. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах…» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, ты воссиял Бену на предвечном Холме Бен-Бен…» — так звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира. Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бену, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица. Вряд ли люди точно знали, кто сотворил мир, но образ ослепительной птицы остался в мифах и легендах, и сияли, отражая солнце, обелиски на памятном холме близ Гелиополя.

Если попытаться по сохранившимся преданиям восстановить историю сказочной Жар-птицы, или как она чаще известна — Феникса, то можно рассказать такую легенду.

Прекрасная Птица с ослепительным оперением существовала с самого начала мира, погибая и возрождаясь в очищающем пламени на рубеже эпох. Сама она приносила себя в жертву, и каждый раз, вновь восставая из пепла, обращала свой взгляд за земные пределы, сквозь звезды, к миру чистого света, туда, где рождены были некогда бессмертные боги, и куда она отправлялась в те три дня, пока тело ее превращалось в прах, а душа становилась свободной. Птица знала что было, что есть и что будет, и все же она хранила мир, в котором свила себе гнездо. Люди же, слышавшие о Птице, верили, что подобно ей и они обладают бессмертной душой, лишь меняющей оболочки.

Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления, Пустыню Уничтожения и Смерти. И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.

Редко смертные могли лицезреть прекрасную Птицу во всей ее красе. Чтобы случилось это, на земле должны были воцариться мир и согласие. Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».

Она была совершенным творением Единого, и каждый, кто хотя бы издали видел ее, становился обладателем чудесного дара. Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем. И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.

Сказание о Жар-Птице

Хотите — верьте, хотите — проверьте.
Хотите — слушайте, хотите — услышьте.
Но дело было, былью поросло,
и то, чего не было – небылицами.

Только в одном тридевятом царстве,
небесном государстве
жили-были, красны девицы –
все такие они рукодельницы,
своей статью светлой пригожие,
красотою души погожие.
Только с людями, кто из них знался,
птицей райской представлялся,
птицей огненной обжигающей,
светом мир души озаряющей.
Звали их потому всех Жар-птицами,
изгоняющими все нечистое,
оттого-то всем людям не просто так
песни райских птиц теперь услыхать.
Но ждет каждого птица огненна,
что рукой не взять, не дотронуться,
там, где леший даже не хаживал,
Древо есть одно Жизни верное,
сидит птица там распрекрасная,
жаром пышит и дивным голосом
дарит путнику покой сладостный
и сжигает все, что неладно в нем.
Самому дойти к Древу вряд ли смочь,
не пускают люд силы темные,
стерегут от глаз стражи строгие
по указу свыше небесному.
С давних пор туда провожатые
находились, что знамо-ведали
обойти как чащи темные
и кручины гор непролазные.
Но достойных лишь и удачливых
привести моглось к Древу вечному,
чтоб при встрече с той птицей-девицей
перестал огонь обжигать ее.

Вот и весь сказ дивний тот.
Кто послушен был, пировать – за то.
по добру, по здорову, да во Славу
поживать, да при том не кручиниться!!!
Легенда Крыма о Жар-птице

Давным-давно мир, радость и благоденствие царили в нашем крае. Приезжали гости заморские с диковинными дарами, привечали их местные жители, водили смотреть на диво дивное – Жар-Птицу.

Была птица та красоты необыкновенной: каждое перышко на ней горело и переливалось, и светилась она в ночи, как ясно солнышко. Прилетала Жар-птица каждую ночь, чтобы полакомиться молодильными яблочками, которые росли в то время на нашей плодородной земле. Наевшись, начинала петь небесным голосом песни ангельские. Гости слушали целительное пение и восхищались таким богатым краем и его добрыми жителями.

Шел год за годом, и как-то с одним кораблем приплыла из-за моря Жадность. Заходила она в избы к людям, шептала на ушко злые умыслы.

Стали соседи ссорится друг с другом, выискивали себе гостей побогаче, чтобы доставались им лучшие и самые богатые дары. Мысли чёрные опутали головы, зависть лютая поселилась в добрых сердцах. Стали люди жадными, злыми да негостеприимными, стали злословить и часто ногами топать от гнева.

И затвердела земля, пошла каменьями, иссушилась без людской любви.

Засохли от этого яблоньки с наливными яблочками, некому стало ухаживать за ними. Да и не растут никогда волшебные яблони на земле, где брат брату руки не подаст и где раздор царит между людьми.

Перестала прилетать дивная Жар-Птица за любимым лакомством. Упало последнее наливное яблочко с ветки, зернышки попали в земные трещинки, да и не проросли вновь.

Так и лежат они там до сих пор, ждут, когда почва снова станет мягкой и заботливой. А земля лучше будет, только если на ней люди добрые и хорошие станут жить.

Как снова начнут люди в любви друг с другом сосуществовать, перестанут завидовать и козни злые чинить, так и земля и природа ответят им тем же. И прорастут тогда зернышки молодильной яблони, и снова станет прилетать к нам Жар-Птица. И вновь заморские гости пожалуют с дарами посмотреть на диво дивное, послушать песни ангельские, будут хвалить наш чудный процветающий край.

Образ Жар-птицы на страницах сказок

Министерство образования Саратовской области

Управление образования Волжского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»

Образ Жар-птицы на страницах сказок

Творческую работу

выполнила:

ученица 6 «Б» класса

Бояшева Карина

Руководитель:

Учитель русского языка

и литературы высшей

категории

Краснова Надежда

Федоровна

Саратов-2010

Стр.

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Образ жар-птицы в русских народных сказках………………

Глава 2. Образ жар-птицы в авторских произведениях ………………

Заключение…………………………………………………………….…

Список использованной литературы……………………………………

Приложение………………………………………………………………

Введение

Нет на свете человека, который не знал и не любил бы сказочный, прекрасный образ жар-птицы. Почему же она является для нас одним из любимых персонажей? Я думаю потому, что под жар-птицей подразумевается что-то светлое, доброе, мечта, которая еще не всякому дается в руки, которую еще нужно заслужить, выстрадать. Ее можно сравнить со счастьем, потому что любое счастье, даже самое крошечное, не придет к тебе просто так. Его, как и жар-птицу, надо поймать за хвост, не обжечься, удержать. Иначе какое же оно счастье, если валится в руки по первому зову? Поэтому, наверное, в душе каждого человека живет надежда поймать счастье – жар — птицу в своей жизни. Этот сказочный персонаж служит олицетворением вечных сил. И хотелось бы, чтобы жар-птица стала еще и символом неумирающей детской литературы, той литературы, что питает человека вечной духовной силой.

Цель данной работы – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова. Читая и анализируя сказки, я поняла, что жар-птица играет огромную роль в судьбе героев. Она не только несет на своих крыльях свет, красоту, доброту, но и олицетворяет собой сказочную силу и является добровольным помощником в тяжелых испытаниях.

Глава 1

Образ жар-птицы в русских народных сказках.

Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских народных сказок жар-птицей. Согласно им живет жар-птица в тридесятом царстве.

Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, что человек не может долго смотреть на нее. Глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Ее еще называют огненной птицей размером с павлина. Перья ее светятся голубым светом. Об ее оперение можно обжечься. Одно ее перышко может запросто осветить большую комнату. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.

Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту.

Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.

В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Однако не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание.

В сказке «Царь – девица» главный герой Иван – купеческий сын. Мать его умерла, отец женился, а к сыну приставил дядьку, чтобы тот присматривал за ним. Однажды наш герой встретил царь – девицу и полюбил ее. Но следующая встреча их не состоялась, так как дядька, следуя указаниям мачехи Ивана, воткнул булавку в одежду и он крепко заснул. Когда Иван узнал дядькину измену, он отрубил ему голову и отправился на поиски возлюбленной. Встретив Бабу – Ягу и выпросив у нее трубу, наш герой вызывает себе на помощь жар-птицу. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба – Яга только и успевает, что выдернуть из хвоста жар-птицы несколько перьев. Помогла жар-птица Ивану, отнесла его к избушке, где жила старушка. Она то и помогла найти ему царь – девицу.

Отдельно нужно сказать про перья чудесной птицы. Перо жар-птицы приносит несчастье. В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполненных заданий. Но как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.

В русской народной сказке «Иван меньшой — разум большой» образ жар-птицы представлен нам, читателям, как образ птицы, не только охраняющей границы государства, но своим громким голосом собирающей рать. В этой сказке обычные люди старик со старухой, не имеющие детей, увидели прекрасную чудо-птицу и даже нашли ее гнездо, в котором лежало тридцать три яйца. Старик забрал яйца, из них вылупились тридцать три добрых молодца. Последним тридцать третьим был Иван меньшой — разум большой. Получается, что образ жар-птицы здесь представлен нам еще в образе матери прекрасных молодцев. Много испытаний приходится на их долю. И здесь им на помощь всегда приходит жар-птица. Жар-птица дает сигнал своим сыновьям, чтобы враги не застали врасплох.

  • Кликни-ка сюда на подмогу, чудо-птица, своих сыновей богатырей.

Встрепенулась жар-птица так, что сияние от нее озарило все кругом, подняла вверх голову и закричала тонким голосом. Только смолк ее крик, глядь – мчатся из ближних лесов на вражью рать тридцать два молодых богатыря. Впереди сам царь Иван меньшой. И дрогнула вражья рать. «Крепки границы! А если кто и пожалует — наша матушка, жар-птица, вмиг нам сигнал даст, — сказал Иван меньшой.

В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность. Попав в руки нечестным братьям Ивана-царевича, жар-птица превращается в ворону, показывая, что жар-птица не дается в руки злым и непорядочным людям. Только после того, как Иван-царевич вернулся домой и царю открылась правда, жар-птица приняла свой красивый облик.

Все сказки, в которых живет жар-птица, являются особенными – волшебными. Потому что жар-птица – это не только красивое великолепное существо, но порой она является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания. Я думаю, что во все времена многих из нас всегда будет поражать огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, и мы будем восхищаться этой чудом

Глава 2

Образ жар-птицы в авторских произведениях

(по произведению П.Ершова «Конек-горбунок»)

Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Первое знакомство главного героя происходит с жар-птицей не сразу. Вначале он находит ее перо:

…огонек горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится.

Диву дался тут Иван.

«Что, — сказал он, — за шайтан!»

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыму нету;

Эко чудо – огонек!»

Умный конек –горбунок предупредил Ивана: «Много, много непокою принесет оно с собою». Не послушался Иван. А предостережения горбунка сбылись. Помимо тяжелых испытаний, которые пришлось пройти нашему герою, царь приказал ему достать жар-птицу:

  • Не достанешь мне жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной!»

Отправился Иван с горбунком за чудо птицей.

Когда он увидел стаю жар-птиц, от которых свет разлился над горой, то прошептал:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни, привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать-

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то — сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету –

Словно батюшкина печь!»

О чем нам рассказывает его реакция на диковинных птиц и те сравнения, которые он употребляет, описывая их?

Иван – крестьянский парень и на все смотрит с точки зрения пользы:

«Кабы всех переимать – то-то было бы поживы!» И сравнения его для описания чудесных птиц совсем будничные, взятые из домашнего быта: куры и «батюшкина печь». В его оценке и восхищение: » Неча молвить, страх красивы!» и ирония, потому что хвосты у жар-птиц «сущий смех». Для него эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Поэтому ему даже хочется напоследок «пугнуть» их:

  • Смотри-ка,

Вишь, надселися от крика!

И, схвативши свой мешок,

Хлещет вдоль и поперек.

Ярким пламенем сверкая,

Встрепенулася вся стая,

Кругом огненным свилась

И за тучи понеслась.

Царь, увидев жар-птицу, испугался, он подумал, что это пожар.

Это свет от птицы-жар, — ответил Иванушка.

Все произошедшее с Иваном, послужило для него хорошим уроком.

Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни. Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные сказочные образы обладают земной красотой.

Жар-птица – это ветер, облако, жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.

Заключение.

В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Возродить духовность и красоту задумали наши современники — звезда мирового балета Андрис Лиепа. Он создал спектакль в красивых костюмах, назвав его «Возвращение жар-птицы» Премьера спектакля состоялась в наши дни в Мариинском театре, а затем на сцене Большого театра. В парижском театре «Шатле» спектакль имел такой успех, что под гром аплодисментов занавес поднимали пятнадцать раз.

Образ жар-птицы существовал в далеком прошлом. Наши предки считали, что жар-птица оказывает помощь в поиске кладов. И над сокрытым в земле кладом вовсе не огненный цветок распускает свой бутон, а сама сказочная птица садится на легендарное растение и ждет счастливчика, который ее найдет. Такие легенды приходят к нам из глубины веков.

Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Главным элементом формы наших спортсменов была жар-птица. Мало того, что жар-птица – волшебный образ русских сказок, воплощающий мечту об удаче и благополучии, стремлению к победе, так она еще и на птицу Феникс похожа, которая в Китае считается птицей императора и символом счастья. Очень символично, что жар-птица в виде восьмерки: для китайцев это приемлемо и успешно, для нас – победоносно, просто и красиво.

Образ жар-птицы используют в наши дни и дизайнеры. Одна из них Алена Ахмадуллина представила свою коллекцию, которая похожа на сказку. Алену вдохновили легенды о жар-птице. Коллекция одежды настолько выглядела ярко и блестяще, что все модели могли бы легко сойти за жар-птиц.

Образ жар-птиц вдохновляет и архитекторов. На берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица». На площади почти в 300 гектаров появится огромный развлекательный комплекс. Здесь расположатся гостиницы, стадионы, океанариум. Город – сказка будет основан на известных русских сказочных образах. А самый главный образ – образ жар-птицы, заключен в названии этого чудо – города.

Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.

Список использованной литературы

  1. С.В. Кривушина «Загадочные существа». Издательство «Вече», 2001
  2. С.А. Токарев «Мифы народов мира». Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1997
  3. Н. С. Будур «Сказочная энциклопедия» Москва «Олма-Пресс» 2005
  4. Русские народные сказки «Перо жар-птицы» Москва «Кристина и Ольга» 1994
  5. П.П. Ершов «Конек-горбунок» РИО «Самовар» 1990

Приложение

Жар-птица в русских, и не только, сказках

Жар-птица в русской мифологии основной и практически единственный символ воскрешения. В западной цивилизации ему соответствует птица-Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова. Если смотреть глубже, то имеет это более глубокий смысл – отражение процесса восхода и захода солнца, или, если смотреть еще глубже, символ внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей.

Славяне же свою Жар-птицу напрямую связывали с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них — где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно её сияние принимают за цветок папоротника. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч».
Но Жар-птица не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Она может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем и, например, унести героя сказки «за тридевять земель». В целом сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности, с огневым конём-птицей.
В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной».

У Египтян тоже была своя «Жар-птица» — Бенну (Бен-Бен), которая являлась аналогом Феникса, и в ней была душа бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять». Бенну является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли, что символизировало солнечное начало. Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира».

А иранцы были знакомы с другим именем такой же птицы — Симург. Их птица обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки. В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть.
Была чудо-птица и у евреев, и звалась она Мильхам. Рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие.
Зато китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырёх священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы, пусть даже во сне, означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.
Описание Птиц у разных народов очень даже похоже.
«Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, — было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате XIII века — от неё исходил приятный запах…»

«Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, — писал Геродот. — Её облик и стать весьма напоминают орла, а перья у неё частью золотистые, частью красные».
«Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга — его гребень выражает праведность, его язык искренен» .
Птица-огонь, — полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, — об её оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом.

«О Атум-Хепри, — звучат слова древнеегипетского Гимна о сотворении мира — <… > ты воссиял Бену на предвечном Холме Бен-Бен…»
Никем не сотворенная, бывшая изначально птица летала над водами океана, пока не свила себе, наконец, гнездо на холме Бен-Бен. А может, это был вовсе не Бенну, а прекрасный белый гусь Великий Гоготун, снесший на все том же холме яйцо, из которого родился солнечный бог? Впрочем, многие народы рассказывают истории, что в процессе создания мира принимала участие птица.

Удивительно, что в древности, не смотря на то, что люди не могли точно знать, кто сотворил мир, почти у всех цивилизаций остался образ ослепительной птицы. А мифы и легенды рассказывали, как она сияла, отражая солнце и обелиски на памятном холме близ Гелиополя.

Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков (продолжение)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *