Живая неживая природа

Здравствуй, мой маленький дружок!

Посмотри вокруг. Посмотри на окружающий мир вокруг тебя. Что-то, что ты видишь, например, дома, машины, книги – создал человек. Все остальное – то, что не создано руками людей – называется природой. Значит, природа – это солнце, воздух, вода, звезды, растения, животные и люди.

Природа бывает живой и неживой. Живая природа – это то, что рождается и умирает, то есть растения, животные и человек. А неживая природа – это воздух, вода и земля.

Растения

Как ни странно, растения – тоже живые существа. Они, как животные и люди, пьют воду, едят, дышат, болеют, растут и умирают.

Основные части растения – это корень, стебель, листья, цветы и плоды с семенами.

Стебель

Стебли бывают разные. У цветов стебли тонкие и ломкие, поэтому цветы легко сорвать. Зато у деревьев стебли – это их стволы. Попробуй-ка их сломать! Очень интересный стебель у кактуса: он весь усеян колючками. Наверное, кактус не любит, когда его трогают.

Корень

Корень нужен растению для того, чтобы забирать воду т питательные вещества из почвы. А еще он помогает растению прочно удерживаться в земле. Ты, наверное, знаешь, как раскачиваются деревья при сильном ветре. Если бы у них не было корней, то они бы все повалились на землю.

Но некоторые корни очень вкусные. Например, корень моркови – это та самая сладкая морковка, которую ты ешь каждый день. А из корня свеклы мама варит тебе красный суп под названием борщ. А какие вкусные корни ты еще знаешь или кушаешь?

Листья

Листья растений очень разнообразны. Они отличаются по форме, размеру и даже на ощупь.

У березы, дуба, клена, липы и тополя листья широкие и мягкие. Осенью листья этих деревьев окрашиваются в желтый или красный цвет, а затем опадают. Всю зиму деревья стоят голые, но весной, когда начинает пригревать солнышко, у них вновь вырастают листочки.

У сосны и ели листья – это хвоинки. Они очень острые. За это их еще называют иголками. Сосна и ель целый год остаются зелеными, потому что иголки не боятся морозов.

Цветы

Цветы – самая красивая часть растений. К тому же многие цветы издают приятный запах. Люди с давних времен восхищались цветами и дарили их друг другу в знак любви и уважения. Красота цветов всегда притягивала художников и поэтов. Им посвящено огромное количество стихов и картин.

Плоды и семена

Семена нужны растениям, чтобы создавать как можно больше таких же, как они, растений. Когда внутри плода созревают семена, их разносит ветер, вода или животные.

Ветер разносит плоды-парашютики одуванчика.

Плоды клена имеют крылышки и могут долго кружится в воздуху. Ветер подхватывает их и разносит на новые места.

Птицы клюют семена разных растений и перелетают с одного дерева на другое. Через птичий помет такие семена вновь попадают в почву.

Животные часто закапывают вкусные плоды, чтобы съесть их попозже, и забывают про них. Несъеденные семена могут прорасти.

У репейника на поверхности семян есть маленькие колючки. Они цепляются к шкуре проходящих мимо животных или к одежде людей и таким образом переносятся в другое место, гдe и могут прорасти.

Задание

Выйдите на прогулку и посмотрите и рассмотрите растения, которые растут около вашего дама, в парке или в лесу. Рассмотрите у растений стебель, листья, цветы и плоды с семенами. Сейчас осень. Можно набрать опавших листьев, последних цветов и составить из них букет или картину. Картину можно оформить рамкой под стеклом и она будет радовать вас много времени.

Живая и неживая природа

Урок: Живая и неживая природа

1. Природа украшает наш мир

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.

Рис. 1. (Источник)

2. Что относится к природе, а что не относится

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Рис. 2. (Источник)

Рис. 3. (Источник)

Рис. 4. (Источник)

Рис. 5. (Источник)

Рис. 6. (Источник)

Рис. 7. (Источник)

Солнце, дерево и муравей – это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

3. Определение природы

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Рис. 8. (Источник)

Рис. 9. (Источник)

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

4. Признаки предметов живой природы

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни – они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Рис. 10. (Источник)

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Рис. 11. (Источник)

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Рис. 12. (Источник)

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. (Источник)

Рис. 14. (Источник)

Рис. 15. (Источник)

Рис. 16. (Источник)

Рис. 17. (Источник)

Рис. 18. (Источник)

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Рис. 19. (Источник)

Рис. 20. (Источник)

Рис. 21. (Источник)

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Рис. 22. (Источник)

Рис. 23. (Источник)

Рис. 24. (Источник)

Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек — часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

Рис. 25. (Источник)

Рис. 26. Источник)

Рис. 27. (Источник)

Рис. 28. (Источник)

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 – питание, на рисунке 27 – дыхание, на рисунке 28 – потомство.

5. Связь живой и неживой природы

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

6. Охрана природы

Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

Рис. 29. (Источник)

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рис. 30. (Источник)

Рыбы – вода, птицы – воздух, звери – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Областной центр информационных технологий (Источник).

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Неживая природа — это… Определение, особенности и отзывы

  • 17 Ноября, 2018
  • Направления
  • Наталья Пенчковская

Природа — это емкое понятие, которое включает все окружающие нас объекты, созданные без участия человека, хотя и мы также являемся ее частью. Из школьных учебников мы с детства привыкли делить данное понятие на две отдельные категории: живая и неживая природа. Отличия между ними настолько разительные, что отличить одно от другого смогут даже дошкольники.

Что относится к живой природе? Она состоит из животных, людей, насекомых, рыб, птиц, всех растений, то есть из объектов, которые могут расти и размножаться, кушать и дышать, пить и умирать. За период существования они меняют свой внешний вид, размеры, могут болеть, страдать, чувствовать.

Неживая природа — это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут. Если и происходят какие-либо изменения, то в течение длительного периода, иногда невидимы глазу человека.

Эти два вида природы настолько тесно связаны друг с другом, что вряд ли могли бы существовать отдельно. Ведь каждому живому существу необходимы тепло и свет Солнца, вода, чтобы не испытывать жажду, воздух, чтобы дышать. Ветер помогает растениям опыляться и размножаться семенами. Почва дает питательные вещества растениям, которыми потом питаются люди и животные. Можно составлять множество экологических цепочек, в каждой из которых обязательно принимает участие неживая природа. Это основа всей жизни на Земле.

Основные признаки неживой природы

Если сравнивать объекты живой и неживой природы, то сразу бросаются в глаза определенные отличительные черты, по которым можно дать четкое определение неживой природы. Это нижеперечисленные свойства:

  • Устойчивость к внешним изменениям. Даже по прошествии тысячелетий океан останется таким же синим, камень — твердым, а вершины гор будут так же надежно подпирать небесный свод. Ежедневно мы видим над своей головой днем Солнце, а ночью — Луну. Даже если в процессе выветривания или воздействия воды изменяется окружающий нас ландшафт, то происходит это не за один день, а за многие столетия.
  • Им не нужно питаться.
  • Не требуется воздух для дыхания.
  • Они не размножаются.

  • Не растут и не разрушаются самостоятельно, а также не способны передвигаться. Вы можете вполне резонно возразить, ведь реки текут, однако происходит это из-за снижения уровня поверхности земли, по которой они движутся по руслу.

Изменения в неживой природе

Перемены в существовании объектов неживой природы происходят медленно. Горы образуются в результате сдвигов литосферных плит и со временем немного увеличиваются в размерах, однако за год может высота измениться всего на 1 см. Резкие изменения в неживой природе — это катаклизмы, такие как землетрясения, извержения вулканов, затопление или ураганы. В результате воздействия ветра и воды могут разрушиться горы, измениться очертания берегов рек и озер. Камни постепенно превращаются в песок и пыль, соль может раствориться в воде.

Самым ярким преобразованием неживой природы на планете считается изменение состояния воды. Она может испаряться, подниматься в воздух, выпадать в виде осадков обратно на поверхность земли. От холода жидкость превращается в твердый камень.

Разные состояния объектов

Традиционной классификацией всех неживых объектов природы является объединение в связи с состоянием вещества. Так, можно выделить три основных группы:

  • газы;
  • жидкости;
  • твердые вещества.

Есть объекты неживой природы, например вода, которая бывает во всех перечисленных состояниях, однако в основном они сохраняют одно из свойств в течение всего периода существования. Рассмотрим подробнее, что относится к неживой природе, дальше в статье.

Твердые вещества

Тела, которые имеют большую плотность, называют твердыми. Они прекрасно сохраняют свою форму в течение длительного времени. Перечислим самые распространенные вещества такого вида:

  • горы;
  • камни;
  • минералы;
  • полезные ископаемые;
  • почва;
  • ледники;
  • песок;
  • планеты;
  • астероиды;
  • драгоценные камни.

Многие ученики при вопросе: «Солнце и Луна — это живая или неживая природа?» — ответят правильно: «Неживая». Однако давайте поразмышляем, а к каким объектам эти небесные тела можно отнести. Как всем известно, Луна — это большущий камень, который от постоянного вращения превратился в объект круглой формы. А вот насчет Солнца многие дадут не столь уверенный ответ. В некоторых источниках его классифицируют как твердое тело, однако от огромной температуры все вещества, даже металлы, на его поверхности находятся в жидком состоянии. Да и в составе солнечной структуры ученые обнаружили много газов. Так что вопрос остается без точного ответа.

Жидкости

Это текучие вещества, которые не имеют своей формы, а принимают вид сосуда, в котором находятся. Это промежуточное состояние между твердыми телами и газами. Самой распространенной жидкостью на Земле является вода.

Без нее невозможна жизнь всех живых существ. Вода является средой обитания рыб и млекопитающих, беспозвоночных и моллюсков. Благодаря воде растут растения и вообще стала возможна жизнь на планете.

Для того чтобы жидкости сохраняли свое состояние, необходима определенная температура, причем отдельная для каждого вещества. Даже твердые металлы от жара доменной печи могут принять жидкое состояние. Для продажи газ тоже переводят в жидкость, так что все состояния неживой природы очень относительны и взаимосвязаны один с другим.

Газы

Газообразные вещества не сохраняют ни объем, ни форму. Их молекулы имеют слабые связи и находятся далеко друг от друга, а также обладают большой подвижностью.

Самым распространенным на Земле газом считается воздух. Атмосфера не только служит для охраны планеты от излучения Солнца, но и участвует в дыхании всех живых существ. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Газ есть и в недрах Земли, люди его используют в своих хозяйственных целях.

Отзывы

Объекты неживой природы не только используются людьми для личных целей, от любования ими можно получить огромное эстетическое наслаждение. Нет ни одного человека, который бы не восхищался водопадом или горными склонами, красотой океана или бушующими волнами моря во время шторма. Мы любуемся красивыми камнями и ночной Луной, радуемся летнему солнышку и, как дети, веселимся, увидев в небе после дождя радугу.

Живая или неживая природа нас окружает, человек должен ее защищать и всячески беречь ее ресурсы.

Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.

Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.

  • Микроорганизмы

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов – способность очень быстро размножаться.

Рис. 1. Бактерии

  • Растения

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Воздух
  • 2. Времена года
  • 3. Дикие животные
  • 4. Связь между живой и неживой природой (2 класс)
  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры – огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.

Рис. 2. Белый медведь

  • Человек

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Неживая природа

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.

Они могут находиться в трех состояниях:

  • твердое (камни, горы, песок, лед);
  • жидкое (вода, облако, туман, нефть);
  • газообразное (пар, воздух).

С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.

Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.

Таблица “Признаки живой и неживой природы”

Природа

Неживая

Живая

Воздух, вода, минералы:

  • не дышат;
  • не питаются;
  • не растут;
  • не размножаются.

Человек, растения, животные, микроорганизмы:

  • питаются;
  • дышат;
  • выделяют вещества;
  • развиваются;
  • растут;
  • размножаются.

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Что мы узнали?

При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.

Тест по теме

Оценка доклада

Неживая природа: определение, признаки и классификация

  • Главная
  • Биология
    • Особенности классов птиц: системы, разновидности, жизненный цикл
    • Паук — это насекомое или нет: строение и значение животных в природе
    • Общая характеристика млекопитающих животных и их строение
    • Обмен веществ и энергии в клетке: этапы и формула метаболического процесса
    • Строение кровеносной системы млекопитающих и состав крови животных
    • Семейство крестоцветных: описание видов, значение в природе и для человека
    • Сколько отделов тела есть у человека и других видов живых организмов
    • История и значение зоологии как науки о животных
    • Растителдьная клетка: строение и функции
    • Важные основы генетики человека
    • Прочнейший скелет растения, или механическая ткань
    • Особенности строения птиц и их биологическое значение
    • Строение и биологическое значение двустворчатых моллюсков
    • Ткани растений: виды, строение, назначение и функции
    • Методы и значение исследования генетики человека
    • Строение пищеварительной системы человека и ее анатомические особенности
    • Строение и жизненный цикл особей класса Кишечнополостные
    • Строение семени растений: особенности и химический состав
    • Оплодотворение растений: виды, особенности, процесс и биологическое значение
    • Класс млекопитающие: отряды, главные признаки зверей, образ жизни и примеры
    • Общая характеристика, признаки и влияние на экологию человека типа Хордовые
    • Значение растений в жизни всех существ: что было бы на Земле без них
    • Оплодотворение матки и развитие беременности по триместрам
    • Типы и уровни пищевых цепей, примеры и биологическое значение трофических связей
    • Минеральное питание растений — это залог высоких стабильных урожаев
    • Основные признаки класса млекопитающих, роль в природе
    • Круглые и кольчатые черви: характеристика, виды и особенности строения
    • Ноги пауков — особенности и назначение конечностей членистоногих
    • Что такое генетика: определение, задачи и методы исследования, типы наследования признаков
    • Метаболизм веществ: как он происходит, способы нормализации
    • Мир цветов: растения семейства лилейных
    • К какому классу относятся рыбы: особенности строения и жизненного цикла
    • Редкие растения из Красной книги: исчезнувшие и охраняемые виды
    • Во сколько лет ломается голос у мальчиков: признаки пубертатного периода
    • Во сколько лет ломается голос у мальчиков: признаки пубертатного периода
    • Что такое неживая природа: ее признаки и примеры, взаимосвязь с живой природой
    • Стадии и биологическое значение митоза
    • Что такое антропогенные факторы, и как они воздействуют на природу
    • Анатомические особенности и значение пауков в природе
    • Все о растениях Северной Америки: интересные факты и исчезающие виды
    • Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация
    • Самые великие биологи мира
    • Фотосинтез и его значение в природе: что будет без растений
    • Экологическая пирамида: правило построения, примеры и значение
    • Состав, строение и функции белка в клетке, биологическое значение
    • Природные явления: виды, распространение, методы прогнозирования и способы защиты
    • Пищеварительная система человека: строение и функции органов ЖКТ
    • Экологические знаки в картинках: их назначение и области применения
    • Как беречь природу: общемировая экологическая проблема
    • Растения семейства злаков: описание представителей, значение
    • Что такое рудименты и примеры атавизмов как доказательств эволюции
    • Сколько калорий в килограмме: как грамотно снизить вес
    • Нелюбимые соседи: какие насекомые-вредители отравляют жизнь человека
    • Общая характеристика пауков и представители ядовитых арахнидов
    • Природные зоны лесов мира: характеристика, особенности, растительный и животный мир
    • Интересные факты об амурском тигре и краткое описание животного: сообщение для школьников
    • Зимующие птицы: группы и виды, особенности строения и значение для человека
    • Растения семейства розоцветных: морфологическое описание видов и формула цветка
    • Папоротникообразные растения: описание жизненного цикла разных видов, их роль в хозяйстве
    • Из чего состоит опорно-двигательная система человека и каким заболеваниям она подвержена
    • Кто живет в пустыне: животные и растительность
    • Виды бесполого размножения у растений и животных
    • Характеристика класса паукообразных: членистоногие пауки
    • Популярные породы собак: их происхождение, внешний вид, строение и интересные факты
    • Удивительные гиганты: все про слонов
    • Все о лебедях: описание различных видов, их особенностей, интересные факты
    • Растения степной зоны: описание видов и особенности флоры
    • Как похудеть, зная о свойствах углеводов
    • Дикая природа Африки: хищники и охота на них, мир дикой природы и редкие виды животных
    • Дикие животные Африки: почему лев — царь зверей
    • достояние республики: животные красной книги россии
    • Описание зайца: виды с фото, внешний вид, строение, образ жизни и интересные факты
    • Биологические функции липидов в клетках живых существ: как происходит процесс обмена
    • Чем отличаются различные виды соцветий покрытосеменных растений
    • Голосеменные растения: примеры различных видов, строение, отличие от покрытосеменных
    • Вкусный и полезный опенок летний и его опасные двойники
    • Растения Евразии: видовое многообразие природных зон
    • Функции и строение клеточной мембраны
    • Состав, структура, виды и биологические функции белков
    • Редкие животные из Красной книги России: список видов, их описание и классификация
    • Охрана природы и окружающей среды: источники загрязнения природных ресурсов и охраняемые объекты и территории
    • Атмосферный фронт: что это такое, основные признаки и разновидности, особенности в центральной России
    • Животные Урала: разнообразие природы, фото и интересные факты
    • Сообщение о белом медведе: интересные факты
    • Плодородные равнины степей и лесостепей: географическое положение, фауна и флора
    • Сколько органов чувств у человека: функции и способности систем организма
    • Растения и животные смешанных лесов: типичные представители флоры и фауны
    • Сообщение интересных фактов о медведе
    • Клешни представителей раков: удивительный животный мир
    • Удивительный и жуткий мир: обитатели болота
    • Какие растения называют споровыми: их характерные признаки
    • Сколько ног у осьминога и как он передвигается
    • Борьба за существование в биологии: ее формы и причины
    • Какая часть клетки является самой главной
    • Рациональное природопользование: принципы и примеры
    • Лишайники как индикаторы загрязнения окружающей среды
    • Какова биологическая роль воды в клетке
    • Основное свойство плазматической мембраны
    • Какие факторы свидетельствуют о единстве органического мира
    • Какие организмы относятся к прокариотам
    • Значение бактерий в природе и жизни человека
    • Процессы пластического и энергетического обмена в клетке
    • Дикорастущие растения примеры
    • Продолговатый мозг: анатомия, строение ядер и функции
    • Строение и функции головного мозга
    • Сколько на самом деле пар ног у насекомых
    • Сколько пар рёбер у мужчин и женщин: строение грудной клетки человека
    • Движущая сила эволюции: какие формы естественного отбора существуют
    • Понятие фототрофа в биологии, примеры, тип питания
    • Строение животной (человека) и растительной клетки в биологии
    • Влияние человека на природу, негативное воздействие
    • Строение органов зрения медоносной пчелы
    • Функции и строение органоидов клетки
    • Цитоплазма: химический состав, строение и основные функции
    • Сколько хромосом у нормального здорового человека
    • Что такое клеточный центр и его значение для деления клеток
    • Определение процесса фотосинтеза: какая наука его изучает
    • Какие животные живут в пустыне на территории России
    • Карл Линней: краткая биография и вклад в биологию
    • Сколько мышц насчитывает организм взрослого человека
    • Основные органы чувств у человека
    • Чем отличаются живые виды природы от неживых
    • Особенности немембранных органоидов клетки
    • Сколько костей в теле взрослого человека
    • Биогеохимический круговорот углерода в природе
    • Сколько хромосом имеет кариотип картошки
    • Вакуоль, её особенности: строение, состав, функции
    • Какие органические вещества входят в состав живой клетки
    • Процесс распада органических соединений: диссимиляция
    • Сравнение особенностей растительной и животной клетки
    • Гумус: определение состава, содержание и типа почвы
    • Молекула АТФ в биологии: состав, функции и роль в организме
    • Понятие гомеостаза организма человека в медицине и биологии
    • Неживая природа: определение, признаки и классификация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *