Жизненная ситуация

Дети — это общеславянское слово, этимология этого слова восходит к индоевропейскому «кормить грудью», т. е. дети – «те, кого кормят грудью». Ребёнок — в древнерусском корень этого слова был роб- (в диалектах и сейчас говорят робёнок, робята), тот же самый, что в старославянском слове раб, а само слово выглядело так: робя. Буквально ребенок (робенок) – «сын раба». Именно в таком значении первоначально слово и употреблялось (а ребенка свободных людей называли дитя или чадо). Надо сказать, что сравнение детей или молодых людей со слугами очень распространено во многих языках. А в данном случае получилось наоборот: слово, обозначающее слугу, стало обозначать ребенка. Развитие значения «человек, не имеющий прав» – «ребенок» (поскольку ребенок тоже бесправен, пока не вырастет).

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен, и значительная часть детей по тем или иным причинам попадает в сложные жизненные ситуации. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка являются:

1. Плохие материальные условия жизни семьи

2.Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье

3.Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми

4. Жестокое обращение с детьми

5. Алкоголизм, наркомания

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Сложившая к настоящему времени в России система жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентирована на их семейное устройство. Усыновление, безусловно, является наилучшей и достаточно распространенной формой семейного устройства ребенка-сироты. Усыновленные и родные дети равны в своих правах и обязанностях по отношению к родителям и усыновителям, также и родители, и усыновители равны в своих правах и обязанностях по отношению к рожденному и усыновленному ребенку. Это касается всех сторон жизни ребенка, включая право на наследование.

Содействие семейному устройству

1. Службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Школы замещающих родителей, система отбора будущих родителей

3. Совершенствование регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей

5. Социально-профессиональная адаптация, обучение, трудоустройство, отдых

и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Профилактика семейного неблагополучия и сиротства

1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства,

2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей,

3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье

а) социальная скорая помощь, мобильные бригады

б) телефон доверия, интернет-службы

4.Службы сопровождения (кураторы, участковые, социальные службы, социальный патронаж)

5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, клубы, игровые автобусы и т.д.)

6. Вторичная профилактика- это сопровождение после выхода из интерната и социальная адаптация.

Как правило, не всегда получается дать возможность каждому ребенку воспитываться в семье, поэтому в тех случаях когда отсутствует возможность устроить ребенка в семью, он передается органам опеки и попечительства в учреждения внесемейного воспитания. В такое ситуации государство принимает на себя ответственность за воспитание несовершеннолетнего. Ребенку предоставляется совокупность разнообразных социальных услуг, обеспечивающих охрану его здоровья, надлежащее воспитание и обучение, профессиональную подготовку, а также имущественное обеспечение.

Государство принимает на себя такую ответственность в лице социальных служб для детей. Под данными службами понимаются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей.

Несемейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей являются второй по распространенности формой устройства детей-сирот. Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения детей-сирот, находящихся в учреждениях, их значимость продолжает оставаться высокой.

Воспитание детей в учреждениях с социальной поддержкой подразумевает поддержку и оказание социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Статья 3. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги — действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

ГАРАНТ:

Понятие «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации»

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. — М.: Гардарики, 2006. — 235 с.. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации — семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. — М.: Академия, 2006. — 224 с.. семья неблагополучие социальный поддержка

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

  • 1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • 2. семьи с детьми — инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;
  • 3. семьи, в которых родители являются безработными;
  • 4. многодетные семьи (3 и более детей);
  • 5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);
  • 6. матери — одиночки.

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Родители могут быть лишены родительских прав, а дети отправлены в интернатное учреждение.

ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия (в т.ч. в семье); дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Д.н.в т.ж.с., в соответствии с законодательством имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это обеспечивает выживание и развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе – в общественно-полезном труде. Государство гарантирует судебную защиту прав Д.н.в т.ж.с. В целях защиты прав детей создаются специальные социальные службы, которые разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка, включающую в себя оценку (экспертизу) его состояния, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные мероприятия по социальной реабилитации.

Терминологический ювенологический словарь. 2005.

Трудная жизненная ситуация — что это такое

В жизни каждого человека, как личности или гражданина, могут возникнуть определённые проблемы, которые можно назвать трудной жизненной ситуацией (ТЖС). Как понять, что ситуация действительно трудная, и что делать для её преодоления? Прежде всего, стоит разобраться, что представляет собой ТЖС.

Трудная жизненная ситуация

Что означает «трудная жизненная ситуация»

ТЖС может характеризоваться как нуждаемость в сфере социального существования. Если гражданин имеет нужду в материальном, жилищном или социально-психологическом плане и выбраться из неё без поддержки государства не может, то считается, что он попал в трудное жизненное положение (ситуацию).

Понятие в законе

Государство в Федеральном законе № 195 РФ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ», опираясь на п.4 статьи 3, даёт определение, что трудная жизненная ситуация – это такие обстоятельства, при которых жизнедеятельность человека, как гражданина, нарушена вследствие объективных причин. При этом одним из критериев законодательство считает неспособность самостоятельно разрешить сложившуюся критическую ситуацию.

Поводом для этого могут считаться следующие факторы:

  • болезнь или инвалидность;
  • старческая недееспособность или одиночество;
  • жестокое обращение с детьми со стороны родителей, а также их отсутствие (одного или обоих);
  • неимение собственного жилья или определённого места для жительства.

Сюда правомерно причисляется безработица или малообеспеченность семьи (отдельного гражданина).

Важно! Безработица, как одно из условий сложившейся ТЖС, является на сегодня причиной, которая вызывает неспособность выплачивать ипотеку. В результате просрочки банковских платежей кредитор изымает в счёт уплаты долга квартиру, тем самым осложняя трудную ситуацию отсутствием жилья и денег для жизни.

Ещё один вариант обозначения сложной ситуации в жизни граждан можно прочитать в ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 23.11.2018г.). Там ТЖС определяют, как одно или несколько обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, и последствия, с которыми они не могут справиться самостоятельно.

Понятие ТЖС

Факторы и структура в социальной работе

Тжс это в социальной работе положение, которое определяется органами соцзащиты населения непосредственно при оценке степени нарушения связей гражданина с его окружающим социумом и условий для жизни. В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства.

Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь.

Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам:

  • несоответствие социального поведения индивида общепринятым нормам;
  • частичное или полное нарушение социальных функций индивида;
  • появление новых требований, предъявляемых окружением к нуждающемуся человеку;
  • неопределённость или отсутствие перспектив в изменении положения.

Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.

Структура ТЖС вмещает в себя:

  • участников, причастных к рассматриваемым событиям;
  • действия, которые происходят в ТЖС;
  • пространственные и временные координаты, в рамках которых рассматривается ситуация;
  • индивидуальные переживания и то, как индивид видит и понимает проблемную ситуацию.

Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления.

Объективные и субъективные трудности семьи

Виды проблемных (трудных) ситуаций

Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям:

  • связанные с деятельностью человека: профессиональной или бытовой, аварийной или экстремальной ситуациями;
  • базирующиеся на межличностных отношениях: проблемах взаимоотношений, предконфликтных моментах, конфликтных инцидентах;
  • возникшие в результате внутриличностных проблем: конфликтов, затруднений, кризисов;
  • вызванные обиходными (бытовыми) ситуациями: опасности, неизвестности, потери.

Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов.

Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.

Первый тип – социальные ТСЖ

Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.

Кстати! На возникновение подобных моментов в жизни влияет только сам индивид. Лично он их создаёт своими действиями, сам их переживает и получает негативный опыт.

Второй тип – экстремальные

Результатом таких жизненных моментов принято считать состояние «душевного слома» или «физического выживания». К этому типу относится тяжелейшая утрата в процессе жизни.

К сведению! Ко второму типу относят экстремальные природные, антпропогенные и техногенные ситуации, а также их сложные последствия, проявляющиеся со временем.

Чрезвычайная обстановка, вызванная природными катаклизмами, сопровождает человечество на всех этапах существования. Это силы, неподвластные управлению, однако люди, пытаясь ими овладеть, наоборот, могут не исключить, а спровоцировать возникновение новых эксцессов.

Техногенные (технические) и антропогенные (экологические) кризисы являются результатом действия или бездействия человечества в процессе продвижения технического прогресса и жизнедеятельности на планете.

Примером этого может служить загрязнение окружающей среды и природных угодий отходами производства: механическими или химическими (выбросы в атмосферу, сброс в реки и моря и иные действия).

Попадая в трудные ситуации, человек начинает испытывать психическую напряженность, которая мешает адекватно оценить положение и самостоятельно найти выход.

Виды психической напряжённости в ТЖС

Фазы проживания трудной ситуации

Преодолевая тяжёлые жизненные моменты, человек проходит через несколько этапов. Они зависят от степени социальной адаптации личности и жизненной компетентности (знаний). Их можно выделить в несколько следующих фаз:

  • бессознательные знания – имеющийся у гражданина опыт, который им применяется в непроблемных жизненных ситуациях;
  • бессознательные незнания – применение привычной компетентности в уже изменившейся ситуации, что не может дать ожидаемого результата, но человек этого ещё не понимает;
  • сознательные незнания – поиск альтернативы, накапливание информации, попытка произвести внутреннюю перестройку и понять свои возможности;
  • сознательные знания – момент, когда определено направление действий, но осуществление их ещё не доведено до автоматизма и происходит с помощью совокупности проб, ошибок и анализа результатов.

При применении сознательных знаний (компетентности) человек получает опыт, который дает ему возможность в будущем пребывать в фазе бессознательных знаний. Это позволяет любую трудную жизненную ситуация ставить на ступень обыденной и решать её.

Модель адаптации к ТЖС

Помощь в трудной жизненной ситуации

Из трудных жизненных ситуаций самое пристальное внимание органы соцзащиты населения уделяют неблагополучным семьям, где ребёнок страдает от недостатка понимания со стороны родителей. В зоне особого внимания малообеспеченные и неполные семьи, в которых подросток пропускает школу из-за низкого материального состояния.

В этом случае со стороны государства, в соответствии с утверждёнными законодательством положениями, могут быть приняты следующие меры:

  • денежная помощь в виде выплаты субсидий, различных компенсаций и пенсий (по потере кормильца, инвалидности и т.д.);
  • улучшение жилищных условий;
  • бесплатная психологическая поддержка;
  • реабилитационная медицинская помощь в специальных учреждениях: санаториях, профилакториях и реабилитационных и других оздоровительных центрах;
  • помощь в получении дальнейшего образования на бюджетной основе.

В особо тяжёлых ситуациях, где участниками являются несовершеннолетние дети, к решению проблемы подключаются органы опеки и попечительства. В России это особый государственный исполнительный орган, контролирующий обращение с детьми.

Внимание! Основная цель помощи в трудной ситуации – это помочь нуждающемуся адаптироваться к новым сложившимся условиям жизни и стабилизировать положение.

Адаптация может быть как благоприятной (индивид занимает активную позицию) или неблагоприятной (человек просто приспосабливается).

Человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, может рассчитывать на постороннюю помощь. Чтобы справиться с проблемами и стабилизировать свою жизнь, гражданин должен вносить и свой вклад в виде работы над собой для приобретения активной жизненной позиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *