Зима недаром злится

Анализ стихотворения Зима недаром злится Тютчева 5 класс

Данное стихотворение опубликовалось только после смерти Тютчева. Стихотворение ,будучи наброском, было отправлено князю Гагарину.

Произведение написано обычным дворовым языком. В те времена на нем общались лишь крестьяне. Автор желал воспроизвести сцену из своего детства. Он, находясь далеко от России, попытался описать то время, когда зима не желает уходить, а весна приходит и пытается прогнать сварливую старуху. Желаемого эффекта поэт добился лишь манерой речи, с помощью которой было написано данное произведение.

Произведение не несет какой-либо художественной нагрузки, но крайне хорошо и ярко показывают границу природы, ее состояния, когда одна пора года сменяется другой. Автор говорит о том, что зима должна уходить, ведь ее время уже истекло и в окно стучится весна. Но зима очень злится, не хочет покидать свое место и надеется повернуть время назад. Но это исключено, так как пришедшая весна вдыхает жизнь в ледяные реки, леса и прочее. Она смеется в глаза сопернице и показывает ей, что ее время давно прошло.

Тютчев показывает весну как дитя с волшебным даром, которое способно преобразить мир. Зима же – старуха, которая вечно ворчит и ради того, чтобы остаться на своем месте готова на все.

Текст Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится (1836).

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Анализ

Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).

Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна — с прекрасным ребёнком. Слова «Зима» и «Весна» написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер. Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.

Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега. Весна — месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.

Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как » ведьма злая» ( Зима ) и » прекрасное дитя» ( Весна ) и две эмоции — злость Зимы и смех ( радость ) Весны.
Помимо » злой ведьмы» в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию — «враг» Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными — такой и дана Весна в этом произведении — но это не бессмысленные шалости, это — природная необходимость.

На стороне Весны буквально «всё» — ведь » всё засуетилось, всё нудит Зиму вон». » Всё» — это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, — активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом » поднятым трезвоном».

По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе » стуком в окно», то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. » Гонит со двора». — глагол «гонит» дан здесь как синоним к глаголу «нудит», то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении». Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.

Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (» в глаза хохочет») принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё «пуще». Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: » умылася в снегу и лишь румяней стала. «

С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, — картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Интересно, что метафора » И всё засуетилось» может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:

«Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: «Зима недаром злится», » прошла её пора», Весна в окно стучится и гонит со двора».
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца — одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве — их всего три: «злая» ( «ведьма злая» — инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет » злая» ), «прекрасное» ( «прекрасное дитя» — прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного «румяней» в составном именном сказуемом ( «румяней стала» — обратный порядок слов ).

Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении » Зима недаром злится» очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как «прекрасное дитя» «хохочет», какое оно жизнерадостное ( «Весне и горя мало» — фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( «умылася в снегу» ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (» И лишь румяней стала наперекор врагу» ). Все симпатии автора — на стороне Весны.

Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.

Зима у других авторов

В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора — герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

«…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.»
( И.Никитин )

«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.»
( Сергей Есенин )

В 1852 году, через шестнадцать лет после » злящейся Зимы», Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. «

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как » ведьма», то затем она превратилась в » чародейку», «колдунью». Собственно все эти три слова — ведьма, чародейка, колдунья — синонимы. Правда, в нашем сознании слово » чары» связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.

Анализ стихотворения №4

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится….», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.

Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.

Стихотворение «Зима недаром злится. » Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».

Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая». а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится». «стучится». «гонит». «хлопочет». «хохочет». «шумит». Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.

После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит». Или оттого, что она «румяней стала». ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.

Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» для 5 класса

Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.

Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.

Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».

В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.

Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

В стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в сказочной, аллегорической форме изображена ранняя весна. Это стихотворение очень радостное, поэт хочет передать ощущение счастья от того, что скоро закончится зима и придет весна.

Поэт описывает смену времен года и изменения в природе, словно в сказке, он придает зиме и весне черты людей. Зиму Тютчев изображает в виде злого персонажа: «Взбесилась ведьма злая…» Сразу в нашем воображении встает образ сердитой старухи. Автор использует слова, которые характеризуют Зиму как злое существо: «ворчит», «злится», «враг».

Весна же изображается как совсем юная девочка: она «хохочет», «шумит», «прекрасное дитя». Она как будто играет, а не воюет с Зимой. Даже снег, которым в нее кинула Зима, не огорчил и не напугал Весну: «Весне и горя мало…» Она и ведет себя, как шаловливый ребенок.

Все стихотворение строится на олицетворении: Зима и Весна изображаются как старуха и девочка. Автор даже пишет слова с большой буквы, как имена. Кроме того, автор использует метафоры: «подняли трезвон», «умылася в снегу», «румяней стала».

Мне кажется, Ф.И.Тютчев очень любил весну, поэтому он изобразил ее так радостно и с симпатией. Я тоже люблю весну, и это стихотворение мне очень понравилось.

Related posts:

  1. Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 1 вариант анализа стиха Тютчева Зима недаром злится Изучив стихотворение “Зима недаром злится…” мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что Пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы. А Зима ведет себя как ребенок, отсюда и появляется комичность, это отчетливо …
  2. Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние воды” Стихотворение “Весенние воды” можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу …
  3. Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды Главный образ в стихотворении – красавица весна. Кругом весеннее оживление всех природных явлений и предметов, наконец, оживленных после долгого зимнего сна. Снег только начал подтаивать и сбегать ручьем с гор. В первой части говорится о морозных ночах и струящихся ручьях, пригревающих днем лучами весеннего ласкового солнца. Поэт сравнивает потоки вод с “гонцами”, звонящими по всем …
  4. Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо получилось описать образ зимы, и является одним из лучших произведений С. Есенина, где описывается природа. Автор искусно расписывает снегопад, и изобразил …
  5. “Весенние воды” анализ стихотворения Тютчева Ф. Тютчев написал стихотворение “Весенние воды” в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской. Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда “еще в полях белеет снег”, поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения …
  6. Анализ стихотворения Есенина “Зима” “Зима” – стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом …
  7. Анализ стихотворения Тютчева “Первый лист” Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье “Русские второстепенные поэты” (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал “любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления”. Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева. Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это …
  8. Анализ стихотворения Сурикова “Зима” В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова, имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие …
  9. Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)” По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева “принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики”. Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период …
  10. Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…” В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я …
  11. “Чародейкою зимою” анализ стихотворения Тютчева Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение “Чародейкою зимою” было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года. Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, “волшебного сна”. Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка …
  12. Сочинение на тему: “Время года зима” (Зимушка-зима!) Сочинение на тему: Зимушка-зима! Описание темы: Размышления на тему зима, снег, первые настоящие морозы, узоры на окнах и новогоднее настроение в ожидание нового года. Зимушка – зима! Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Сердца многих писателей, поэтов и художников были тронуты красотой …
  13. Анализ стихотворения Тютчева Рассвет Оглавление Введение Основная идея Взгляды. Вывод Стихотворение Федора Ивановича под названием “Рассвет” было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное. Работа содержит 5 четверостиший: В 1 говорится о том, что природа уже проснулась. Во 2 передается радость того, что настанет светлый день. В 3 происходит поднятие духа Руси. В 4 ощущается …
  14. Стихотворения Ф. И. Тютчева в 5-9-х классах Программа под редакцией В. Я. Коровиной 392 стихотворения Федора Ивановича Тютчева вошли в два томика серии “Литературные памятники” (1965-1966), подготовленные к изданию правнуком поэта К. В. Пигаревым. “…Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и …
  15. “Снежные горы” анализ стихотворения Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить “Весеннюю грозу” или “Зима недаром злится…”. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской. Но Философия поэта на самом …
  16. Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год. Стоит сказать об особенности творчества Федора Тютчева-природа в его стихотворениях – это нечто живое, такое же, как человек. Поэтому во многих стихотворениях автора присутствует параллель или перекликание природы …
  17. Анализ стихотворения Тютчева “Душа хотела б быть звездой В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение “Душа хотела б быть звездой” , дата создания которого неизвестна. Предположительно, …
  18. “Я встретил вас” анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему периоду творчества относится стихотворение “Я встретил вас”, по праву входящее в сокровищницу отечественной любовной лирики. Умудренный жизнью Тютчев написал его на склоне лет (в возрасте 67 лет), 26 июля 1870 года в Карлсбаде. Стихотворение, созданное …
  19. Анализ Стихотворения Тютчева “Умом Россию не понять…” Стихотворение “Умом Россию не понять…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Умом Россию не понять…” было опублико­вано в 1868 году. Тютчев написал его на клочке бумаге. Оригинал хранится в Пушкинском Доме. Произведение относится к философской и гражданской ли­рике. Жанр его – стихотворный афоризм. Стихотворение состоит из одного четверостишия, одной строфы, заключающей в себе философское обобщение поэта о …
  20. Анализ стихотворения Тютчева “Святая ночь на небосклон взошла…” Ночь – важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) – дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим …
  21. Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3 Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “Чародейкою зимою” в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника, ведь основа стихотворения, пусть и находящаяся не на первом плане в тексте-это волшебство, чудо. Как и во многих других творениях Тютчева, данное стихотворение также содержит мысль о …
  22. Анализ Стихотворения Тютчева “Наш век” Стихотворение “Наш век”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Наш век” было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведе­ний, “где задушевные нравственные убеждения поэта высказы­ваются в положительной форме, где открываются нам его поло­жительные духовные идеалы”. Это “истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века”. Произведение мы можем отнести к философской …
  23. Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим В первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее …
  24. Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас -4 Тютчев – очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на мой взгляд, ничем им не уступает. Он описывает в своих стихотворениях уникальные моменты, однажды произошедшие или периодически происходящие в жизни природы или человека, в своих стихотворениях он показывает гармонию в нашем мире. Одно из первых …
  25. “Последняя любовь” анализ стихотворения Тютчева Любовь – непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: …
  26. Твір на тему: “Пора року зима” ( Зимушка-Зима!) Твір на тему: Зимушка-Зима! Опис теми: Міркування на тему зима, сніг, перші теперішні морози, візерунки на вікнах і новорічний настрій в очікування нового року Зимушка – зима! Зима – дивна пора, коли земля вкутується в білосніжну ковдру, а природа засипає, смакуючи в сні майбутнє весняне пробудження. Серця багатьох письменників, поетів і художників були торкнуті красою …
  27. Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19 летнем возрасте отбыл в Германию в составе целой дипломатической миссии. Конечно же это было очень почетно и престижно, однако поэта не оставляло чувство, которое он испытывал при разговорах о своей родине. Именно в данное время …
  28. Анализ стихотворения “О, как убийственно мы любим” Тютчева “О, как убийственно мы любим” (1851). Стихотворение вошло в денисьевский цикл, посвященной Елене Александровне Денисьевой, гражданской жене Тютчева, которую он любил и с которой прожил четырнадцать лет. В глазах петербургского све­та Е. А. Денисьева была осуждена и отвергнута, это ускорило ее смерть от чахотки в 1864 году. Стихотворение звучит как испо­ведь, исполненная трагизма, боли, горечи …
  29. Анализ стихотворения “Еще томлюсь тоской желаний…” Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения – тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неиз­менное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: “милый образ, незабвенный”, “недостижимый, …
  30. Анализ стихотворения “О, весна без конца и без краю…” Стихотворение “О, весна без конца и без краю…” написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение – это истинная поэтическая загадка. Общее впечатление от стихотворения – стремительность и тревожная радость. Отмечаем художественные особенности для того, чтобы помочь в выборе нужных интонаций для выразитель­ного чтения. Трехстопный анапест придает произведению стре­мительность вальса. …
  31. Анализ стихотворения Тютчева “Memento” Стихотворение “Memento” (“Помни”) Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным. Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела. Не в последнюю очередь виной тому …
  32. Анализ стихотворения Тютчева “Море и утес” Стихотворение “Море и утес” – образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой “весны народов”, серии европейских …
  33. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенние воды” Стихотворное наследие Ф. И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам. К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение “Весенние воды”. Оно было …
  34. Анализ стихотворения Тютчева “Probleme” В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение “Problème” (с французского – “Проблема”), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной …
  35. “Вечер” анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово “вечер”? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. “Встретимся вечером! ” – звучит многообещающе. В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное …
  36. Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание) Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Федор Тютчев – не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал …
  37. Анализ стихотворения Тютчева “Волна и дума” Небольшое стихотворение “Волна и дума” создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру “Буря на небе вечернем…” (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив …
  38. Анализ стихотворения Тютчева “Осенний вечер” Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе 19 века. И это неудивительно, так как автор многочисленных стихов о красоте природы сумел органично соединить в своих произведениях традиции российской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од, как по стилю, так и по содержанию, однако имеют куда …
  39. Анализ Стихотворения Тютчева ” Предопределение “ Стихотворение ” Предопределение “. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Предопределение” предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый “де­нисьевский цикл”, в который вошли такие стихотворения, как “Не раз ты слышала признанье…”, “Я очи знал…”, “О, не тре­вожь меня укорой справедливой…”, “О, как убийственно мы любим…”, “Весь день она лежала в забытьи…”. Все они …
  40. Анализ стихотворения Тютчева “Весна” Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил за границей, а его и кумирам являлись Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне, в творчества этого автора также прослеживаются исконно славянские традиции стихосложения. Примером этому является произведение “Весна”, написанное Федором Тютчевым в 1821, незадолго до поездки …

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

Антонина Лёвина
Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

Возрастная группа: подготовительная (5-6 лет).

Тема: «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, выучить его наизусть;

Задачи:

Образовательная: учить внимательно слушать, развивать связную диалогическую речь детей, знакомить с детской литературой, закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; формировать интерес к книге; продолжать знакомить детей с поэзией Ф. И. Тютчева, показать красоту, яркость его поэзии;

Развивающая: развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, расширять мышление и сообразительность, умение работать коллективно, развивать детское творчество, развивать игровую деятельность детей, развивать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, развивать воображение, речь детей, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке;

Воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, прививать детям любовь к родной природе;

Виды детской деятельности: познавательная игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная,

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картины, беседа, дидактическая игра, выполнение движений по музыку, аппликация, пение.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации зимней природы,

портрет Ф. Тютчева, фотографии поэта; аудиозапись стихотворения; выставка книг Ф. Тютчева; гуашь; кисточки; лист альбома; салфетки; магнитофон, презентация стихотворения по слайдам проектора

Предшествующая работа: наблюдение за деревьями; рассматривание зимних пейзажей; рисование деревьев; беседа о поэте и поэзии; выразительное рассказывание стихотворений наизусть.

Словарная работа:

Нудит (устар.) – вынуждает, заставляет зиму уйти вон

Нудит – от глагола «нудеть», то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.

Пуще – больше, сильнее

Ход игровой обучающей ситуации:

Вводная часть

Здравствуйте, ребята. (Здравствуйте).

Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Проходите на стульчики. Присаживайтесь красиво. (Дети проходят на стульчики, присаживаются)

Ребята, я хочу предложить вам прослушать аудиозапись художественного произведения

Воспитатель включает аудиозапись стихотворения

Как вы думаете, какое это художественное произведение? (Ответы детей)

Чем отличается стихотворение от других художественных произведений? (Есть рифма)

Стихотворение относится к поэзии или прозе?

А как называют человека, который пишет поэзию?

А как называют человека, который пишет прозу?

Дети, есть поэты городские и деревенские.

Где живут городские поэты? (в городе)

Где живут деревенские поэты?

(в деревне)

Основная часть

Сегодня я расскажу вам о деревенском поэте, мы познакомимся со стихами знаменитого поэта, который очень любил природу и знал все её тайны. Биография Ф. И. Тютчева. Сегодня я расскажу вам о знаменитом поэте. Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Фёдор Иванович Тютчев – поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Фёдор Иванович жил очень давно. Он родился много лет назад Когда ему было 10 лет, к нему пригласили учителя Сёмёна Егоровича Раича. Он был поэт Учитель научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи

Когда ему исполнилось 15 лет,он поступил в университет, после его окончания уехал далеко за границу. Но там продолжал любить нашу Россию и о ней писал стихи. Его стихи были о природе, о родине, о поэзии.

Однажды друг Тютчева передал тетрадь с его стихами великому поэту А. С. Пушкину. Стихи очень понравились А. С. Пушкину и он напечатал их в своём журнале «Современник». С тех пор стихи Ф. И. Тютчева стали известны всей России

Тютчев написал много книг, посвящённых русской природе, он глубоко чувствовал родную природу и очень любил её

— Хотите послушать?

— В этом стихотворении встретятся новые слова

2. Словарная работа.

3. Послушайте стихотворение поэта Воспитатель читает наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится.».

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Вам понравилось стихотворение?

– Как оно называлось?

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление.)

Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как

относится автор к родной природе? (С любовью.) Какие слова привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?

-Как нужно читать последние строки стихотворения? (Читать с чувством радости)

Физминутка.

— Зима недаром злится (хоровод)

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось (шагаем на месте)

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе (правой, потом левой рукой показать перелёт птиц)

Уж подняли трезвон

Зима ещё хлопочет (хоровод)

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит

Грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»(Дети слушают грамзапись стихотворения)

(Читаю первое четверостишье)

Какие художественные средства использует автор?

(Читаю второе четверостишье)

Что вы услышали о зиме в этом стихотворении? (Ответы детей

Когда я слушаю это стихотворение, мне хорошо представляется зима, которая не хочет уходить В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел последние зимние дни)

Какие художественные средства использует автор?

(Читаю третье четверостишье)

Какие художественные средства использует автор? (Это красивая историю о красоте зимы. Автор использует средства художественной изобразительности, благодаря которым стихотворение лучше запоминается. Фраза «зима недаром злится» означает, что зима как человек, что, конечно, не может быть на самом деле, поэтому эта строка содержит олицетворение).

Красивый пейзаж увидел автор (Мы слышим большое желание автора встретить весну. Автор передаёт чувства, которые пробуждает красавица зима.)

— Хотите его нарисовать?

6. Рисование «Весенний пейзаж» по стихотворению Ф. Тютчева

-Давайте посмотрим, какие красивые у вас получились картины – настоящий весенний пейзаж. Какими словами можно описать наши картины?

Рисуют ватными палочками

Самостоятельное рассказывание стихотворения.

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу так, как будто это вы рассказываете ему о зиме

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. (Двое детей читают стихотворение вслух)

Заключительная часть

– Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? (Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).

Какое настроение осталось у вас от услышанного стихотворения? Как оно называлось?

— Кто его написал?

Фёдор Иванович – наш лучший деревенский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Вы еще многое узнаете об этом поэте в школе и, когда станете взрослыми.

-Хотите посмотреть его книги? (Выставка книг).Я приглашаю вас посетить выставку книг Ф. Тютчева

Анализ стихотворения «Зима недаром злится» Тютчева

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.

История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация – “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Гиперболы – “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году. В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах. Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.

Жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

Важные детали биографии Федора Ивановича Тютчева

В семье Тютчевых пятого декабря одна тысяча восемьсот третьего года произошло радостное для всей семьи и долгожданное для отдельных ее членов событие — на свет появился наследник, которого решили назвать старинным русским именем Федор. Родился мальчик в родовой усадьбе в самых благоприятных для проживания условиях, и первое время здесь же и обучался — все это помогло ему с малых лет получать достойное образование, которое в те годы было доступно только самым обеспеченным гражданам. Здесь же Федор Иванович проявил и безграничную тягу к качественному образованию — читал мальчик взахлеб и без передышки абсолютно все, что только попадалось под руку, а, благодаря своему учителю и главному наставнику, мальчик еще проявил интерес и к художественной литературе, которую он мог читать долгими вечерами, сидя на веранде или в кресле библиотеки.

Любовь к литературе привела Тютчева к тому, что еще в самые ранние годы он увлекся латынью — и здесь ему помог его учитель, который полностью поддержал интерес ученика, помог ему освоить основы и даже углубиться в предмет, и помог настолько, что уже в довольно юном возрасте Федор переводил оды и другие серьезные произведения зарубежных авторов, причем делал это искусно и с присущим ему с самого детства мастерством.

Тяга к творчеству в жизни Тютчева проявилась в самые ранние годы, и это стало первым звоночком, сообщающим всем окружающем о необычайном складе ума юного парня, а также о его очевидной гениальности. Помимо тяги к образованию, Тютчев обладал удивительной памятью, которая и помогла ему запомнить все важные детали не только из детства, но и из всей дальнейшей, довольно непростой, жизни.

В ранние годы Тютчева образование было популярно в основном среди представителей сильного пола — и, скорее всего, именно это двигало родителями, которые с таким упорством привлекали юношу к учебе, ведь умный и образованный человек имел возможность на большое будущее, имел свое мнение на все происходящее вокруг и считался достойным членом высшего общества. Но даже без родительского контроля мальчик обучался стремительнее своих сверстников, потому его успехи были замечены еще в начале его пути.

Домашнее образование Федор Иванович посчитал для себя лишь начальным этапом долгого и непростого пути, и уже в 1817 году Московский университет принял гения своего времени в качестве вольнослушателя на лекциях по русской словесности. Именно здесь он не только получает массу ценных знаний в том объеме, который считает для себя приемлемым, но и знакомится с массой интересных облей, полностью разделяющих его интересы в области литературы, саморазвития и писательского мастерства. Здесь же он становится членом общества по интересам, основным направлением которого является русская словесность, и принимают его здесь с открытой душой — талант писателя оценивают во всех кругах сразу.

Здесь, на чужбине, Федор Иванович знакомится со своей первой женой Элеонорой, с которой обещает быть рядом и в горе, и в радости. К сожалению, счастливой семейной жизни свершиться помешала, видимо, сама судьба. Однажды, во время путешествия из Петербурга в Турин, судно, на котором передвигалась семья Тютчевых, потерпело серьезное крушение, в спасательной операции непосредственными участниками стали все, кто находился на корабле — говорят, семью Тютчевых спасал сам Островский, который волей случая также оказался в этом путешествии. Нежная и слабая женщина с трудом перенесла такой сильнейший стресс, и совсем скоро после приезда домой Элеонора сильно заболела. Совсем немного времени прошло до печального момента ее смерти, которая произошла прямо на глазах писателя — говорят, волосы Федора Ивановича за одну ночь покрылись старческой сединой, а стресс, который пережил он от смерти супруги, сложно сравнить с другими потрясениями всей его жизни.

Несмотря на это печальное событие, Федор Иванович не потерял интерес к жизни — уже совсем скоро он представил свою новую супругу Эрнестину, с которой, по слухам современников, его роман начался задолго до смерти первой жены. Интересно, что и Эрнестина довольно рано потеряла своего супруга — тот скончался от неприятного, но очень распространенного в то время заболевания, а Тютчеву завещал приглядывать за своей супругой. Возможно, именно общее горе так сблизило двух одиноких людей, и именно это подарило им шанс на счастливое будущее вместе.

Несмотря на успешную и действительно стремительно развивающуюся карьеру, в 1839 году Федор Иванович был вынужден оставить службу за границей и отправиться в страну, которую так горячо любил и так часто воспевал в своих произведениях. Здесь его застала и настоящая русская зима, которой так не хватало ему в поездке, и самая теплая, светлая весна, о которой Федор Иванович отзывается с таким теплом и всепоглощающей любовью.

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Стихотворение «Зима недаром злится» было написано Федором Ивановичем Тютчевым как раз в то время, когда писатель много путешествовал по миру. Здесь показано все, что нужно и так хочется увидеть русскому человеку, от всей души скучающему по своей горячо любимой родине. Тютчев в стихотворении убеждает читателя, что такая прекрасная ранняя весна может быть только в родной стране – здесь и весенняя капель, и долгожданное тепло.

Интересно, что времена года в этом стихотворении Тютчева представлены яркими и живыми образами – каждое время года обладает собственным, особенным характером, который полностью соответствует погоде в это время года. Зима – злая ведьма, которая пугает своими лютыми морозами, покрывает города снегом и прячет их от людского взора, а весна – юная прелестница, которая только и делает, что улыбается и веселится.

Такие образы приятны и легки для восприятия любому жителю нашей страны вне зависимости от возраста – дети с легкостью запоминают строки из произведения, ведь само стихотворение напоминает добрую сказку со счастливым концом, а взрослые получают возможность окунуться в мир детства и невинности, когда все еще было легко и понятно.

Безусловно, Тютчев оставил после себя просто колоссальное наследие, которое интересно сегодня самым разным категориям граждан. Среди его произведений существует широкий выбор направлений, который доступен любому желающему:

Пейзажная лирика

Любовная лирика

Гражданская лирика

Память о писателе не только не уменьшается, с каждым годом она становится все глобальнее – Федор Иванович увековечен в самых разных памятниках, его именем называются целые аллеи и улицы, а школьники с удовольствием читают его произведения, которые являются неизменной и неотъемлемой частью школьной программы.
Благодаря действиям, которые Федор Иванович совершал при жизни, память о нем и его творчество живы всегда в сердцах и душах его почитателей и ценителей его творчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *