Золотые правила этики

Конспект урока по ОПК на тему «Золотое правило этики» (4 класс)

ОПК

4 класс

Тема «Золотое правило этики»

Цель урока:

Формирование у школьников мотива к нравственному поступку, к осознанному выбору жить по совести, понимания самой жизни, как бесценного дара через знакомство с золотым правилом этики.

Задачи урока:

  1. Познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.

  2. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог

  3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: репродукция картины «Христос и грешница», портрет Серафима Саровского, диск с аудиозаписью, раздаточный материал, Детская библия.

Ход урока

I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок.

Мы скорей начнём урок.

— Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг, улыбнитесь друг другу. Проведем игру «Импульс». Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на выражение глаз. Из них льётся доброта. Когда мы видим в глазах лучики добра, нам легко, радостно, спокойно и комфортно. Мы ничего не боимся.

Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. Я желаю, чтобы наш урок прошёл для вас интересно.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Слушание стихотворения

1 ученик:

Каждый знает, этот мир

Словно кто-то разделил:

На хорошее, плохое –

В нас живут вот эти двое.

2 ученик:

Они борются с годами

В сказках, фильмах и в нас с вами.

Каждый вправе выбирать

Кому в этом помогать.

3 ученик:

Если хочешь в мире темном

Обижать людей с порога,

Драться, хмурить свои брови

В царство зла тебе дорога.

4 ученик:

Ну, а если ты с улыбкой

И хорошим делом тоже

Помогаешь всем на свете,

То добро всегда поможет.

5 ученик:

Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут!

  1. Задание «Продолжи предложение»

— Ребята, о чём говорится в стихотворении?

— Продолжите предложения

Зло порождает …

Добро порождает…

От зла добра …

Добро всегда побеждает…

3. Повторение заповедей

— Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

— Какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)

— Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?

4. Работа в парах.

  1. Выбрать верный ответ.

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● у человека жизнь стала сложнее, потому что соблюдать правила всегда сложно;

● у человека жизнь стала материально стабильной. Человек заповеди соблюдает – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● у человека жизнь стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и поступки его делаются более нравственными.

  1. Выбрать тот поступок, который можно назвать милосердным:

● не обращать внимания на чужие горести и беды;

● необходимо помогать людям, которые нуждаются в этом;

● необходимо помогать людям, чтобы получить награду.

  1. Подведение итогов общешкольной Акции милосердия.

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня мы попробуем с вами объединить все эти заповеди в одно правило.

На уроке мы узнаем

  • Золотое правило этики

  • Что такое неосуждение

IV .Работа над новым материалом

1. Объяснение нового материала.

— Перед вами (на карточках) несколько словосочетаний Какое из них «лишнее»? Объясняется значение каждого словосочетания.

• Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)

• золотое сердце (доброе сердце)

• золотое кольцо (изготовлено из золота)

• золотое правило (главное, самое важное)

(Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, а остальные — в переносном).

— А что значит выражение «золотое правило»?

Золотое правило – ценное правило

— Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

(Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).

— Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

— Итак, тема нашего урока «Золотое правило этики».

В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей, значит слово «этика» ?

  1. Инсценировка басни

Золотое правило этики.

(По книге «Классическая басня».)

«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

— Прокомментируете слова матери в этой басне?

  1. Слушание стихотворения

Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется, что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

— Что такое бумеранг?

Бумеранг — боевое и охотничье оружие. Бумеранг широко известен в силу своего свойства — возвращаться назад, к месту, с которого был произведён бросок.

Д.: Эффект «бумеранга». Чем больше сделаешь добра в жизни, тем больше положительного доброго вернуть тебе люди.

4 .Пояснение Золотого правила

Иисус сказал : «И так, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

  1. Работа с репродукцией Христос и грешница».
    — Память о своих ошибках и недостатках, помогает защитить себя от осуждения окружающих.

Однажды, к Христу люди привели женщину, которую должны были казнить по законам того времени. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». И тогда люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. Все тихо разошлись.

(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)

— Рассмотрите картину.

-Как поступил Христос? Как он защитил женщину?

5. Чтение учащимися слова Христа из Евангелия

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

6.Рассказ учителя об осуждении и неосуждении

— Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого человека есть сильные стороны и слабые. Неудачник может оказаться добрым гением в дальнейшем. Разве не бывает так в спорте? Например, спортсмен-биатлонист проигрывает одно соревнование, а другое выигрывает.

Разве человек, совершивший один отрицательный поступок, далее не может совершать положительные поступки? Даже школьный хулиган может стать героем.

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение — это различение оценки поступка и оценки самого человека. Нельзя по одному поступку клеймить человека. Плохой отрицательный поступок исправить можно.

— В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех»

— Быть грешником. Что это значит?

— Давайте научимся прощать друг друга.

7.Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.

— Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.

— Почему так поступил Серафим Саровский?

V. Итог урока

— Какое правило называют золотым правилом этики?

Песня. «Твори добро»

Руки твои сильные —
Ты защити слабого.
Мысли твои верные —
Ты научи глупого.
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая.
Дари её тому,
Кому больно одному.

Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
Я долечу до неба,

Я накричусь досыта,
Я расскажу все тайны дня
Досветла.
Я долечу до неба,
Я накричусь досыта,
Я расскажу все тайны дня
Досветла.

Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
Твори добро
На всей Земле,
Твори добро
Другим во благо
Не за красивое
«Спасибо»
Услышавшего
Тебя рядом…

Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом.
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое «спасибо»
Услышавшего тебя рядом!

— Пусть всегда и ваши сердца, и души будут открыты для добрых дел.

Классный час «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»

Внеклассное мероприятие:

«Относись к другим так,

как хочешь, чтобы они относились

к тебе».

Подготовила и провела: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Василяка Ольга Николаевна

Ильинка

2018

Тема. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Класс: 4.

Форма проведения мероприятия: классный час.

Место проведения мероприятия: классная комната.

Цель урока: формировать нравственные качества личности у обучающихся;

создавать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений.

Задачи:

– способствовать приобретению обучающимися положительного нравственного опыта и преодолению ими желания к проявлению безнравственных поступков;

– развивать у обучающихся потребность в совершении нравственных поступков;

– коррекция нравственной воспитанности обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

– формировать представления о «Золотом правиле нравственности», о значении понятий: добро-зло, правда- ложь, честность и ответственность, совесть и долг; анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда.

Метапредметные:

познавательные: овладение умением выражать свои мысли правильно, точно, не обижая чувств близких людей;

регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; самостоятельно искать пути решения проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;

коммуникативные: продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать выводы; учиться работать в паре, договариваться, слышать других и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

– осознание для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими поступками, словами, делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, интерактивная доска, карточки «Солнышки и тучки», солнышко и лучики, карточка «Подсолнух»; чёрная и белая коробочки с фишками, картинки для подобранных ситуаций, игрушка «Сердечко».

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

«Солнышко и тучка».

В руках у учителя солнышко и тучка. Она предлагает сравнить своё настроение с солнышком или тучкой. Если хорошее – солнышко, если нет – тучка.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Игра «Давайте дарить друг другу комплименты».

– Мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты». Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди. Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Одному из детей преподаватель дает сердце и говорит «Мне в тебе нравится …». Учащийся передает сердце другому и говорит эту же фразу и т.д.

Второй круг преподаватель начинает со слов «Мне в себе нравится…» и передает сердце другому ребенку. Он повторяет эту же фразу и передает сердце следующему и т.д.

После того, как игра закончится учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения:

– Вам понравилась эта ига?

– Почему?

– Что нового вы узнали друг о друге?

– Были комплименты одинаковыми или разными?

– Почему разные?

– Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми – жить на свете было бы просто не интересно.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Рассказ учителя.

Ещё в давние времена люди пытались узнать, существует ли такое слово, правило, которым можно руководствоваться всю жизнь. Ответ на него возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Слайд 2.

Обратимся ещё раз к умным мыслям из разных религий и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостнее.

Слайд 3.

«Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого». (Коран — священная книга мусульман.)

Слайд 4.

2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Слайд 5.

«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Слайд 6.

«В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

2. Беседа

-Назовите правило, которое можно выделить во всех высказываниях. (Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе).

Слайд 7.

— Это и есть «Золотое правило нравственности». Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

  1. Первичная проверка понимания.

  1. Слушание и обсуждение рассказа.

Слайд 8.

Сладость для сердца.

В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.

– Что это у тебя хрустит, доченька?

– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.

– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.

– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.

– На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.

– Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.

– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.

– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.

Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.

Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.

После того случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.

Вопросы для обсуждения:

– Почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями?

– Почему Инне было приятно приносить домой конфеты?

– Правильно ли мама сделала, что решила съесть все купленные конфеты и печенье?

  1. Физкультминутка «Честно — нечестно».

Слайд 9.
– Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» – вы должны будете сидеть, а если «нет» – встать.
Честно ли бросать друга в беде?
Честно ли обсуждать поступки других?
Честно ли без спроса брать чужие вещи?
Честно ли признавать свою вину?
Честно ли пользоваться подсказками?
Честно ли обманывать друга?

Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?
Честно ли рассказать чужой секрет?
Честно ли решить другу контрольную?

  1. Первичное закрепление.

  1. Игра «Составь пословицы».

  2. Слайды 10-16.

– Соберите пословицы.

Что посеешь, не выловишь и рыбку из пруда.

Около солнца – тепло, а его добрые дела.
Не одежда красит человека, то и пожнёшь.

Не рой другому яму – около матери – добро.
Без труда сам в неё попадешь.

– Выберите пословицы, соответствующие «золотому правилу» и объясните их смысл.

  1. Игра «Тёмные и белые».

– Я буду называть вам черты характера, а вы, с помощью фишек будете складывать в тёмную коробочку «темные» качества человека, а в белую – «светлые».

  • Активность.

  • Безразличие, благородство, безответственность

  • Верность, вредность, вежливость.

  • Грубость, гуманность.

  • Доброта.

  • Жадность, жестокость.

  • Зависть, злость.

  • Надежность.

  • Печаль, патриотизм.

  • Равнодушие, решительность.

  • Справедливость, совесть, сопереживание.

  • Трудолюбие, трусость.

  • Честность.

  • Ябедничество.

– Давайте закроем и спрячем чёрную коробочку. Она нам не нужна.

  1. Повторение и обобщение изученного материала.

  1. Обсуждение ситуаций.

а) Ребята показывают сценку «День рождения».

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе…

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

– Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны. (Ответы детей)

б) В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света, откусив кусочек, поморщились и сказали «Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!»

– Оцените поведение ребят. Что бы вы им посоветовали?

в) После уроков дети играли на улице. После дождя остались лужи. Ученица 4 класса Лена поскользнулась и упала в лужу. Мальчики, ее одноклассники, начали громко смеяться. Лена не могла подняться, потому что очень болело колено. На глаза навернулись слезы. Вдруг к девочке подошел третьеклассник Сережа, ее сосед по дому. Он подал ей руку, помог подняться, почистить одежду, поинтересовался, не больно ли ей.

– Как поступил Сергей?

– Как можно назвать поведение одноклассников Лены?

  1. Игра «Ссоримся-миримся».

– Разбейтесь на пары. Найдите причину для ссоры, а потом помиритесь.

– Кому было сложно в игре? Почему?

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

– Учитель читает стихотворение.

Не обижай людей – придёт расплата,

Нам счастья не сулит обида чья-то.

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим того,

Чего себе не пожелаешь.

– В начале урока вы показывали своё настроение с помощью тучек и солнышек. А сейчас обратите внимание на доску. На полянке тоже не хватает солнышка, чтобы расцвели цветы и не исчезли бабочки. Давайте его зажжём. Каждый из вас прикрепит к солнышку лучик со словами: «Я понял, что по отношению к другим нужно быть…»

Дети вместе с учителем прикрепляют солнышко и цветы.

– Посмотрите, какая чудесная полянка у нас получилась. Хотелось бы, чтобы наша планета тоже была всегда солнечной и цветущей, а для этого мы должны помнить, что…

Все хором: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Как я понимаю золотое правило этики…

Галина Щербакова
Как я понимаю золотое правило этики…

Сочинение придумывали вместе с внучкой, в основном рассказывала она. а я только фиксировала ее мысли. Вот что у нас получилось.

Я думаю, что золотое правило этики — это принцип отношения человека к другим людям. Если относишься к людям хорошо, то и они к тебе будут относиться хорошо. Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. Я понимаю правило так, что никогда ничего плохого делать нельзя, надо делать все хорошее. Например, бабушка не может перейти через дорогу, я подойду и помогу ей перейти. Что бы к тебе хорошо относились надо всё делать хорошо. Золотое правило называется, потому что надо делать всё хорошо. В пример хочу привести Христа, который защитил девушку, которую хотели забить камнями.Он сказал: «Кто безгрешен, поднимите камень…» И девушка осталась жива.

К золотому правилу этики можно отнести многие русские пословицы.Например: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «как аукнется, так и откликнется».

Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, а решение выносили судьи. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та,что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

Давайте придерживаться этого правила и жизнь изменится в лучшую сторону!

Стихотворение взято из интернет. адрес сайта к сожелению не сохранили.

Золотое правило этики

Всю ценность этики можно свести к одной простой и ёмкой фразе: поступай с людьми так же, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой. По сути, золотое правило этики – важнейший принцип, определяющий жизнь человека в обществе. Оно не имеет отношения к какой-либо конкретной религии: его черты можно обнаружить во всех вероисповеданиях – от буддизма до ислама. Не имеет это правило и возраста, ведь оно начало работать давным-давно: когда пещерные люди стали объединяться в племена, чтобы выжить, и у них возникло подобие общества.

В философии понятие золотого правила этики появилось только в 16-м веке, хотя его следы можно обнаружить и в трудах ученых, живших намного раньше. А также в древних книгах, в том числе и в Библии. В Ветхом завете рассказывается история некоего Тобита. Этот человек, переживший изгнание и потерявший зрение, не падает духом и учит сына, как правильно жить в мире людей. Его пожелание дать от хлеба своего голодающему и от одежды – тому, кто ее не имеет, а также не жалеть о поданной милостыне является образцом золотого правила этики. По-своему формулирует золотое правило и Книга изречений, призывающая каждого из нас не отказывать в добре и участии тому, кому они так необходимы. Новозаветные авторы – Матвей и Лука – тоже опираются на это правило, единодушно утверждая: человеку надо поступать сообразно тому, чего он ожидает от окружающих.

Пристальное внимание золотому правилу этики уделяли философы. Первым очертил его границы мыслитель Фалес, живший в Древней Греции в шестисотые годы до Рождества Христова. Описывая Диогена Лаерция, он отмечает: человек не должен сам делать того, за что не одобряет других. Сенека прямо предупреждает читателя: жди от людей того же, что делаешь для них. Конфуций так же, как и Фалес, формулирует правило, строя его на отрицании: не желаешь чего-то себе – значит, не делай этого другому.

Поздние философы пытались переосмыслить и даже отвергнуть золотое правило. Одним из самых яростных критиков этой нравственной нормы был Ницше, полагавший, что в отношениях между людьми не должно быть места этике сострадания. Но историческая практика показала: отдельные личности и целые империи, забывавшие о золотом правиле этики или считавшие, что оно изжило себя, испытали на себе всю тяжесть совершенных ими негативных дел.

В современном мире о золотом правиле этики нередко говорят однобоко: его воспринимают как пожелание творить добро и ожидать, что окружающие будут так же добры к тебе. Такая точка зрения далека от истины. Для любого человека не менее важно еще и не делать зла, а по сути, не нарушать 10 универсальных заповедей, предложенных людям Моисеем. Ведь зло, как и добро, способно возвращаться к человеку подобно бумерангу. В основе золотого правила этики лежат не только принципы гуманизма, но и пожелание для каждого из нас хорошенько подумать, прежде чем что-либо делать. А перед тем как решиться на какой-нибудь поступок, обязательно поставить себя на место субъекта, на которого будет направлено действие.

Золотое правило этики применимо во всех видах отношений: в супружеской жизни и воспитании детей, в отношениях с коллегами по «офисному муравейнику», в интернет-общении. Даже в простом приветствии. Ведь когда мы говорим знакомому человеку «здравствуйте!» и сопровождаем это пожелание здоровья приветливой улыбкой, то подсознательно надеемся, что он тоже тепло поприветствует нас и улыбнется в ответ.

  • Особенности немецкого делового этикета
  • История этикетной культуры

«Золотое правило» этики

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. » Не рой другому яму – сам в не попадешь», » как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *