Звучащие картины 2 класс

Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон»

Учитель музыки Ключко Ирина Николаевна

Дата:___________________

Класс: 2

Тема урока: «Великий колокольный звон»

Цель:

  • формирование знаний о колоколах и колокольных звонах на Руси, их значимости в истории и культуре русского народа;

  • знакомство с колоколами, колокольными звонами (благовест, трезвон, набат), тембрами колоколов.

Планируемый результат УУД:

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия:

Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, колокольня, традиции, обычаи.

Оборудование:

  • Ноутбук, фонограммы, наглядный материал, презентация к уроку

  • С.В. Рахманинов «Итальянская полька»

  • Портреты М.П. Мусоргского, С.В. Рахманинова

  • М.П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», пролог 2 картина, оркестровое вступление.

  • Учебник

Ход урока

I. Организационный момент. Вход в класс. Музыкальное приветствие.

II. Актуализация изученного материала.

1. Беседа с учащимися:

2. Сейчас проведем небольшую игру «Угадай: Какой кит звучит?».

а) «Маленькая полька» – Д. Кабалевского
б) «Марш» – Д. Кабалевского
в) «Полька» – М. Глинки
г) «Веселый музыкант» – В. Филиппенко. Какая в ней особенность? (киты встретились)

3. Вокально-хоровая работа:

Распевка.

Исполнение песни В. Филиппенко «Весёлый музыкант»

III. Мотивация (самоопределение) к учебной цели.

Слайд 1. Урок начинаем с прослушивания произведения С. Рахманинова «Светлый праздник»

— Скажите, пожалуйста, звуки музыкальных инструментов что напоминают? (звучание колокола).

— Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о колоколах) Слайд 2.

— Правильно. Тема нашего урока: «Великий колокольный звон» (дети записывают тему урока в тетрадь)

IV. Сообщение новой темы.

Сегодня мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как появились колокола, как называются некоторые виды колокольных звонов.

1. Рассказ учителя: слайд 3. С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Но специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, еще в 4 веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

2. Знакомство с колокольными звонами: Слайды 4,5. У колокольных звонов несколько названий:

Благовест — это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест).

Трезвон — это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем трезвон).

3. Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола» (физкультминутка)

А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».

Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)

1 группа: маленькие – «зазвонные» — колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.

2 группа: средние колокола поют: бим- бом,

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.

4. Слушание: Слайд 6. Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М.П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки: до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем.

(М.П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление).

– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).

– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).

— В этом произведении звучал набат. Набат — тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара либо иной общей опасности.

– Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое — нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)

5. Работа с учебником. Слайд 7.

– В нашем учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этих картинах. (РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник. Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).

– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине «Вечерний звон» колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым; а на картине «Над вечным покоем» – печальным, грустным, скорбным, задумчивым

V. Итог урока

– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).

– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).

– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).

— Спасибо за урок. Всего доброго!

Урок музыки в рамках ФГОС по теме «Великий колокольный звон». 2-й класс

Цель: знакомство учащихся с колокольным звоном и его разновидностями.

Задачи:

  • Образовательная: дать представление учащимся о колокольном звоне, познакомить с его разновидностями и особенностями звучания.
  • Развивающая: формировать умение различать колокольные звоны; развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
  • Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру учащихся, чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к отечественному музыкальному искусству.

УУД:

  • Личностные УУД: выражать своё отношение к прослушанному музыкальному произведению, чувства эмоции, аргументируя личностными ощущениями; опираться на свой личностный имеющийся опыт и использовать его на практике; оценивать свои собственные суждения, ответы;
  • Регулятивные УУД: определять тему, цель урока, анализировать музыкальные произведения по плану – на основе средств музыкальной выразительности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и понимать позицию другого;
  • Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности музыкального произведения, на основе анализа делать выводы.

Основные понятия: колокольня, звонарь, набат, благовест, трезвон, кантата, опера, хор.

Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство.

Ресурсы: основные дополнительные. Интерактивная доска, презентация, музыкальный центр, средства музыкальной выразительности, таблица эмоциональных состояний, уровни самооценки «Звонкий колокольчик», большой колокол на ватмане, колокольчики из бумаги разных цветов, инструменты: треугольники, колокольчики.

Форма урока: фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Цель: создание условий для восприятия музыкального произведения с целью введения учащихся в тему урока.

Учащимся перед входом дается задание: войти в класс со звучанием музыки и обратить внимание, какой инструмент в ней будет ведущий?

Музыкальное приветствие учителя и учащихся

2. Подготовка учащихся к активной учебной деятельности на основном этапе урока.

– Под музыку какого характера вы входили в класс? (звонкого, радостного, легкого, светлого)
– Что вы услышали в музыке? (колокольный звон)

2.1.Постановка темы, целей урока (2 мин.)

Цель: организация восприятия вопросов, способствующих учащимся самостоятельно поставить тему и цели урока, нацеливающих на изучение нового материала.

Звучит стихотворение Юрия Сомова «Звон колоколов» (Приложение 1)

– Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о колокольном звоне)
– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

2.2. Актуализация знаний. (2 мин.)

Цель: организация восприятия вопросов, способствующих нацеливающих на изучение нового материала.

– А с какой целью мы будем о них говорить? Верно, молодцы!
Тема нашего урока – «Великий колокольный звон».
Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях и о том, какое место он занимал и занимает в жизни человека.
Мы сегодня научимся различать виды колокольного звона и отличать их друг от друга.

3. Изучение нового материала. (7 мин.)

Цель: организовать условия для совместного открытия новых знаний, с опорой на имеющиеся знания и музыкальный опыт учащихся.

Рассказ о колокольном звоне (Приложение 2)

3.1. Усвоение новых знаний. (8 мин.)

Цель: формирование целостного представления о разновидностях и особенностях колокольного звона.

– Как вы думаете, почему колокола все по-разному звучат?
– От чего это зависит? (от размера)
Правильно, чем больше колокол, тем звучание более глубокое, насыщенное, громогласное, мощное. Колоколами руководит специально обученный этому человек. Его называют звонарь.

Разновидности колокольного звона

Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся, и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Одним из видов колокольного звона является набат.
Набат – это вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (например о пожаре, о нападении врага), звучит при помощи частых ударов в один колокол.
Нацеливающее задание перед слушанием:
Вслушайтесь в колокольный набат и определите характер его звучания

Слушание:

– Как звучит набат? (тревожно, взволновано, напряженно, призывно, мощно)
– О чем он оповещает? (о бедствии)
– А какого размера вы представили набатный колокол, большой или маленький?
– Почему так решили?

Обобщение:

– Итак, какой вид колокольного звона мы слушали? (набат)
– Когда его можно услышать? (когда случилось какое-то бедствие: пожар , напал враг)
– Назовите основные особенности его звучания? (частые удары в один колокол)

А сейчас вслушайтесь в строчки поэтического текста Сергея Есенина, они вам помогут узнать следующий вид колокольного звона.

Звучит стихотворение Сергея Есенина «Колокол дремавший…» (Приложение 3)

– О каком колокольном звоне идет речь в стихотворении? (благовест)
Следующий вид колокольного звона о котором мы с вами будем говорить называется Благовест – он оповещает о хороших вестях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол.

Нацеливающее задание перед слушанием:
Полюбуйтесь звучанием колокольного звона благовест и определите его характер.

Слушание:

– Каково звучание благовеста? (звонкое, радостное, легкое, светлое, лучезарное, ликующее, праздничное)
– О чем оно оповещает? (о хороших вестях, о празднике, о победе над врагом, или о каком-нибудь важном торжественном событии).

Обобщение:

– Назовите основные особенности колокольного звона благовест? (одиночные редкие удары в один колокол)
И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня с вами познакомимся – трезвон.
Трезвон – самый сложный вид колокольного звона звон во все колокола, который мы можем услышать во время праздников.

Нацеливающее задание перед слушанием:
Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона.

Слушание.

– Каким было звучание? (звонким, праздничным, радостным)
– Когда мы его можем услышать? (на церковных праздниках)

Обобщение:

– Назовите характер звучания колокольного звона трезвон? (звонкое, праздничное, радостное звучание)
– Каковы основные отличительные особенности вида колокольного звона Трезвон? (звон во все колокола).
– Когда его можно услышать? (во время праздников)

3.2. Первичная проверка понимания нового знания (о виде колокольного звона). (12 мин.)

Цель: организация восприятия вопросов, нацеленных на закрепление новых знаний о видах колокольного звона обобщение полученных знаний.

– С какими видами колокольного звона мы с вами познакомились? (набат, благовест, трезвон)
– Когда они звучат и как?
Сейчас мы с вами не только отдохнем, а еще закрепим виды колокольного звона, которые мы с вами изучили. И при помощи движений, мимики и пластики попробуем передать особенности их звучания.
Итак, давайте с вами примем форму колокола. Будьте внимательны и повторяйте за мной.

Динамическая музыкальная пауза. (1 мин.)

Цель: создать условия для психологической и эмоциональной разгрузки; для закрепления и усвоения полученных знаний суметь при помощи движений, мимики и пластики передают разновидности звучания колокольного звона, особенности его звучания.

Физминутка (Приложение 4)

Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений, и пластики передать главные особенности характерные трём видам колокольного звона: набата, благовеста, трезвона.

Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «А. Невский» – слушание

Красотой звучания колокольного звона издавна на Руси люди любовались, и многие композиторы в своем творчестве пытались передать звучание колокольного звона и его разновидности в своих произведениях.
Одним из таких композиторов был С.С. Прокофьев. Это русский композитор прошлого XX века. Одним из его выдающихся произведений была кантата «Александр Невский», в которой он изобразил звучание одного из видов колокольного звона.
Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей для солиста, хора и симфонического оркестра.
А. Невский прославился тем, что встал на защиту своей Родины и возглавил борьбу против врагов. А Невским прозвали его за разгром шведов на реке Неве. Ему тогда было всего 20 лет.
Посмотрите каким мужественным, отважным выглядит А. Невский.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с фрагментом из этой кантаты, под названием «Вставайте, люди русские». В этом фрагменте С.С. Прокофьев использует звучание колокольного звона, постарайтесь услышать и определить к какому виду он относится: набату, благовесту, трезвону.

I слушание:

– Какой вид колокольного звона звучал? (набат)
– Как он звучал? (при помощи частых ударов в один колокол)
– Какой была музыка по характеру? (призывная, тревожная)
– Куда призывали людей встать? (на защиту своей Родины)
– Что помогло композитору создать мощь и громогласность? (колокол, а также помогло исполнение мужского и женского хора, поэтому звучание громкое, мощное).
Давайте еще раз послушаем этот фрагмент, и при помощи музыкального инструмента треугольника, дети у доски нам помогут передать ритм звучания набата.
(вспомнить методику игры на треугольники)

II слушание (ритмическая работа).

Обобщение:

– Итак, какой композитор написал данное произведение? (С.С. Прокофьев)
– Какой фрагмент из кантаты «А. Невский» мы с вами прослушали? (хор «Вставайте, люди русские»)
– Как он прозвучал? (призывно, тревожно)
– Куда призывали людей встать? (на защиту своей Родины)
– При помощи чего? (колокольного звона)
– Какой вид колокольного звона мы учились различать в этом произведении? (набат)

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» – слушание

Но не только С.С. Прокофьев передает звучание колокольного звона в своем произведении. Русский композитор, классик который жил более 150 лет назад М.И. Глинка также обращается к звучанию колокольного звона в своем крупном произведении под названием опера «Иван Сусанин». События, о которых рассказывает опера, происходят очень давно ровно 400 лет назад. В опере рассказывается о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, который отдал жизнь ради спасения своей Родины. Несмотря на то, что главный герой погибает, опера заканчивается общенародным ликованием.
М.И. Глинка изображает красную площадь в Москве заполненную ликующим народом, который празднует победу над врагом.
Фрагмент, который мы с вами сейчас прослушаем, называется хор «Славься».
– Послушайте и скажите, какой вид колокольного звона использует М.И. Глинка в этом фрагменте.

I слушание:

– Какой вид колокола услышали здесь? (трезвон)
– Почему так решили? Как прозвучало произведение? (торжественно, празднично, ликующе, звон во все колокола).
А сейчас мы посмотрим фрагмент из оперы, который прославляет не только подвиг Ивана Сусанина, но и подвиг всего народа. Обратите еще раз как празднично, ликующе народ празднует победу, а колокола им в этом помогают.

II слушание (учащиеся смотрят фрагмент из оперы).

Обобщение:

– Итак, какой композитор написал произведение? (М.И. Глинка)
– Какой фрагмент из оперы «Иван Сусанин» прослушали? (хор «Славься»)
– Какой вид колокольного звона мы учились различать в этом произведении? (трезвон)

«Я люблю тебя Россия» – исполнение (Приложение 5)

Мы сегодня на примерах музыкальных фрагментов убедились, что многие композиторы положили в основу своих произведений исторические события, в которых рассказывалось о нашей Родине. Прославляли ее в своих музыкальных произведениях.
Мы с вами тоже знаем песню, в которой прославляется наша Родина. Песня «Я люблю тебя Россия».
– Давайте сейчас вспомним, о чем поется в этом произведении?
(о колокольчики луговом, об удивительном народе, о знакомой тропинке, о хороводе из березок, о гостеприимности нашей Родины). Давайте сейчас исполним эту песню посвятив ее нашей Родине.

Исполнение (работа над плавностью звуковедения).

Обобщение:
– Итак, чему было посвящено это произведение? (нашей Родине – России)

Беседа о цветке – колокольчик (Приложение 6)

Показ фрагмента из мультфильма «Чудесный колокольчик»

Обобщение:

– Фрагмент какого м/ф просмотрели? («Чудесный колокольчик»)
– Что помогло девочки убежать от медведя? (колокольчик)
– Как помог цветочек-колокольчик девочки? (он выполнил роль инструмента колокольчика и помог девочке обыграть медведя)

Легенда о появлении первого колокольчика (Приложение 7)

А сейчас внимание на экран.

Показ фрагмента из сказки «Морозко»

– Фрагмент какой сказки посмотрели? («Морозко»)
– Для чего развешивали колокольчики под дугой? (чтобы предать праздничность)

4. Закрепление изученного материала материала. (2мин.)

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний на уроке;

– О чём мы сегодня с вами говорили на уроке? (о колоколах, о колокольчиках)
– Что нового о них узнали? (узнали о его разновидностях)
– С какими видами колокольного звона познакомились? (набат, благовест, трезвон)
– О чём они оповещают и как звучат?

4.1. Контроль и самооценка знаний. (2 мин.)

Цель: самооценка своей работы на уроке.

У вас на столах лежат уровни самооценки, которые называются «Звонкий колокольчик». Если вы считаете что работали на уроке отлично, то поднимите колокольчик на самый верх; если вы считаете что работали хорошо – поднимите колокольчик на средний уровень; а если вы считаете что работали плохо – опустите колокольчик вниз.
Оцените пожалуйста себя как вы работали на уроке (выяснение учителем почему оценили себя именно так).

4.2. Домашнее задание (1 мин.) (Приложение 8)

Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

5. Рефлексия (2 мин.) (Приложение 9)

Цель: мобилизовать обучающихся на рефлексию своей деятельности, выражение своего понимания и отношения к уроку.

Я хочу пожелать вам, чтобы ваши мечты и желания всегда исполнялись. Колокольчики я хочу подарить вам на память о нашем уроке, пусть он будет вашем талисманом в новом году, во всём вам помогает и исполняет ваши желания. Спасибо за урок!

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

  • Что такое рай и как туда попасть
  • Что означает нимб над головой святых
  • Может ли Бог простить убийство и убийцу

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса. Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Урок музыки «Великий колокольный звон»

Цель урока: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. Познакомить учащихся с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
    • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси;
    • закрепить полученные знания и подготовить учащихся к разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.
  • Развивающие:
    • формировать умение различать колокольные звоны;
    • способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте;
    • развивать творческие способности через организацию разных видов музыкальной деятельности.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
    • воспитать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа, почитающего колокол, как символ русской земли;
    • способствовать развитию творческой активности учащихся.

Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:
– выражать свое отношение, чувства, эмоции к прослушанному музыкальному произведению, аргументируя личностными ощущениями;
– опираться на собственные предпочтения и свой личностный субъективный опыт, на свои интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности и учиться максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать, что говорит учитель
Регулятивные УУД:
– определять тему урока;
– анализировать музыкальное произведение на основе средств музыкальной выразительности;
– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме;
– участвовать в диалоге;
– слушать и понимать позицию друг друга.
Познавательные УУД:
– уметь извлекать информацию из музыкальных, художественных и поэтических иллюстраций;
– выявлять сущность и особенность музыкального произведения;
– уметь на основе анализа делать выводы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы: словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.
Зрительный ряд: Презентация.
Музыкальный ряд:

  • М.Мусоргский «Великий колокольный звон».
  • Колокольный звон «Благовест».
  • Колокольный звон «Набат».
  • Колокольный звон «Трезвон».
  • Муз. народная, сл. И Козлова «Вечерний звон».
  • Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьевой «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

Литературный ряд:

  • Ю.Сомов «Звон колоколов» – стихотворение.
  • С.Есенин «Колокол дремавший» – стихотворение.

Дидактический материал:

  • Текст стихотворения Ю.Сомова «Звон колоколов».
  • Текст стихотворения С.Есенина «Колокол дремавший».
  • Учебник «Музыка» 2 класс /Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
  • Карточки с определением колокольного звона.
  • Колокольчики разного цвета.

Урок музыки – урок искусства и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного эксперементирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

Ход урока

У. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, тему которого мы определим вместе с вами. Давайте прочитаем стихотворение Ю.Сомова

Презентация. Слайд 1 /Текст стихотворения/ «Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага.
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо!

– Так о чем мы с вами будем говорить на уроке?
Д. Мы будем говорить на уроке о колокольном звоне.
У. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Д. Тема нашего урока – колокольный звон.
У. Молодцы. Мне осталось лишь добавить одно слово – «Великий колокольный звон».

Слайд 2 /Тема урока/

– Сегодня на уроке мы будем говорить о звоне колоколов, колокольчиков и выяснять, когда появился колокольный звон, где его можно услышать, а также поговорим о его разновидностях и о том, какое место он занимал и занимает в жизни человека. Мы сегодня научимся различать виды колокольного звона и отличать их друг от друга.
– Предлагаю послушать вступление к опере «Борис Годунов», автором которого является М.П.Мусоргский.

Слайд 3 / «Великий колокольный звон» М.Мусоргского/Слушание: вступление к опере М.Мусоргского «Борис Годунов»

У. Какая музыка сейчас звучала?
Д.Звучал колокольный звон.
У. Вы услышали именно звук колоколов или что-то еще?
Д. Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону.
У. Какие инструменты или группы инструментов имитировали колокольный звон?
Д. Колокольный звон передали духовые инструменты, струнные смычковые, оркестр.
У.Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке?
Д. Колокола большие и маленькие.
У. Как вы смогли определить?
Д. Низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.
У. Какое настроение передали нам колокола?
Д. Колокола предали настроение радости, праздника, торжества.
У. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по-разному.

Слайд 4 /Колокола/

По преданию, в IV веке монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. (Звучит колокольчик). Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Какой?

Слайд 5 /Колокольчик/

Д. Колокольчик
У. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

Слайд 5 /Колокольчик и колокол/

У. Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины.
О чем нам может говорить голос Родины – колокольный звон?
Д. Колокольный звон может говорить о добре, о любви, о горе, о печали.
У. Когда нам может говорить колокол о печали, о горе?
Д. Когда война или пожар.
У. Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о горе и печали?
Д. Колокол будет разговаривать низким и громким голосом.
У. А когда колокол может говорить нам о радости и любви?
Д. Когда победа, хорошая новость, радость.
У. Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о победе и хорошей новости?
Д.Колокол будет разговаривать нежным, тихим, добрым, ласковым голосом.
У.Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому колокольному голосу. Другими словами, вы назвали ТЕМБР голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, у маленького колокола тембр будет высоким.

Слайд 6 /Колокола/

У. У колоколов, как у людей, есть свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите, как он устроен: тулово, ухо и язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

Существует несколько видов колокольных звонов. С некоторыми мы сегодня познакомимся и будем учиться различать, вслушиваясь в их звучание.
Вслушайтесь в строчки поэтического текста С.Есенина, они вам помогут узнать вид колокольного звона.

Читаем стихотворение С.Есенина «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за рекою Благовеста звон.

У. О каком колокольном звоне идет речь в стихотворении?
Д. В стихотворении идет речь о звоне – Благовест.
У. Благовест – название этого звона происходит от двух слов «Благая весть».
Что означают эти слова?
Д. Радостная, добрая новость.

Слайд 7 /Благовест/

У. Благо = добро, радость, праздник
Вест = весть – добрая весть.

Благовест оповещает о хороших новостях, о победе над врагом, о празднике, о торжественном событии. Звучит при помощи одиночных редких ударов в один колокол. Послушайте колокольный звон Благовест и определите его характер.

Слушание: Колокольный звон «Благовест»

У. Какой характер колокольного звона «Благовест»?
Д. Характер полетности, радости, светлый звон.

Повторное слушание: Колокольный звон «Благовест».

У. Сейчас прозвучит еще один вид колокольного звона. Послушайте и определите характер его звучания.

Слушание: Колокольный звон «Набат»

У. Какой характер звучания этого звона?
Д. Колокольный звон передает характер тревоги, волнения.
У. О чем оповещает этот звон?
Д. Оповещает о горе, беде, страданиях.

Слайд 8 /Набат/

У. Этот колокольный звон называется Набат – вид колокольного звона, который представляет собой тревожные сигналы о бедствии (о пожаре, о нападении врага). Звучит при помощи частых ударов в один колокол.

Повторное слушание: Колокольный звон «Набат»

У. И еще один вид колокольного звона, с которым мы сегодня познакомимся. Давайте послушаем, как звучит этот вид колокольного звона, и какой характер этого звона.

Слушание: Колокольный звон «Трезвон»

У. Какой характер звучания этого звона?
Д. Колокольный звон передает характер радости, праздника, звучит звонко.
У. А чем отличается этот звон от Благовеста и Набата?
Д. В этом колокольном звоне много колоколов разных тембров звонят одновременно.
У. Какое настроение передает этот звон?
Д. Настроение праздника, радости.

Слайд 9 /Трезвон/

У. Этот колокольный звон называется Трезвон – самый сложный вид колокольного звона – звонят во все колокола, которые мы можем услышать во время радостных событий и праздников.

Повторное слушание: Колокольный звон «Трезвон»

У. Итак, ребята, с какими видами колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными звонами: Благовест, Набат, Трезвон.

У. А чтоб дальше продолжить заниматься,
Пришло время нам размяться!
Мы не только отдохнем, а еще и закрепим виды колокольного звона, которые мы с вами изучили. И при помощи движений, мимики и пластики попробуем передать особенности их звучания.

Слайд 10 /Физминутка/

Физминутка:

У. Молодцы! Мы с вами сумели при помощи мимики, движений и пластики передать главные особенности колокольных звонов: Благовеста, Набата и Трезвона.

Слайд 11 /Колокола/

У. В народе по особому, с любовью и гордостью относились к колоколам – что даже давали им имена – Сысой, Георгий, Гавриил, Лебедь, Медведь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
Да и судьба колокола, что судьба человеческая – колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Говорят, что один колокол испугал коня царя Ивана Грозного и тот велел отрубить колоколу уши.

Слайд 12 /Звонница/

У. Ребята, вы видите на слайде дом, в котором живут колокола. Как он называется?
Д.Этот дом называется колокольня.
У.Еще у этого здания есть второе название – ЗВОННИЦА. Почему его так называют?
Д. Колокола звонят! Мы слышим колокольные звоны.
У.А кто руководит этим чудным ансамблем колоколов?
Мы знаем, что музыканта, играющего на пианино называют – пианист,
На скрипке – скрипач,
На гуслях – гусляр,
На колоколах – звонарь.

Слайд 13 /Звонарь/

Чтобы заставить дружно и слаженно звучать этот ансамбль, необходимо учиться в специальной школе звонарей. Колокольный звон – это целая наука.
Сейчас мы с вами попытаемся представить, что находимся в школе звонарей на первом уроке. Перед вами на каждой парте находятся карточки-определения услышанной колокольной музыки.
Первый ряд, работая в паре с соседом, находит слова, которые относятся к звону Благовест.
Второй ряд – к звону Набат.
Третий ряд – к звону Трезвон.
Все определения наклеиваем на листок в форме колокола.

Работа парами. Проверка определений.

Слайд 14 /И.Левитан «Вечерний звон»/

У. Тема колоколов волновала и интересовала поэтов, музыкантов, художников. Сможем ли мы услышать колокольный звон в картинах художников?
В учебнике на стр.38 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана «Вечерний звон». Давайте внимательно рассмотрим, что изображено на картине.
Разбор картины: что изображено? (церкви, вечер, наверное художник слышал колокола, когда писал картину), какие цвета использовал художник?
Рассмотрев картину, попробуем и мы услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова-подсказки, которые даны у вас в учебнике на цветных плашках.
Д. На картине «Вечерний звон» колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым.
У. А сейчас прозвучит песня, написанная на народную музыку и стихи И.Козлова.

Слушание песни «Вечерний звон»

У. Как вы думаете – как называется песня?
Д. Песня называется «Вечерний звон»
У. Эти произведения появились на свет отдельно друг от друга, но если совместить два «Вечерних звона», то можно найти много интересных совпадений. В чем заключаются эти совпадения?
Д. В картине и в песне говорится о колокольном звоне.
У. Какое внутренне ваше душевное состояние, когда вы смотрите на картину и слушаете музыку?
Д. Состояние спокойствия, доброты, покоя.
У. Но главная общая черта этих двух произведений в их содержании. Что воспели в своих творениях: художник в картине, поэт в стихах, народ в музыке?
Д. Воспели любовь к Родине.

Слайд 15 /Колокола/

У. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах:

Колокола! Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей.
Живёт в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червоным золотом горящий.
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

Мы тоже с вами знаем песню, в которой прославляется наша Родина.

Исполнение песни «Моя Россия» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

У. Вот и подошел к концу наш урок. Чему он был посвящен?
Д. Урок посвящен колокольному звону.
У. С какими видами колокольного звона мы познакомились?
Д. Мы познакомились с колокольными звонами – Благовест, Набат, Трезвон.
У. Ребята, у вас на партах лежат колокольчики разных цветов – красный, зеленый, синий. Если вам очень понравился урок – возьмите красный колокольчик; если не очень понравился урок – возьмите зеленый колокольчик; если вам урок не понравился – возьмите синий колокольчик. На выбранном колокольчике напишите, как он звучит.
А сейчас при помощи ваших маленьких колокольчиков мы озвучим большой колокол.
Дети прикрепляют свои колокольчики на большой колокол – «озвучивают».
У. Вот как зазвучал наш колокол (проговариваются слова, которые написали дети). Какой звон получился?

Ответы детей.

У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, узнали много нового и интересного о колокольном звоне и его разновидностях. И чтобы вы еще раз подтвердили отличное усвоение знаний, полученных на уроке, домашнее задание будет таким: выразить знания, полученные на уроке в рисунке – изобразить, на ваш выбор, колокола, чтобы мы поняли, о каком колокольном звоне вы хотели нам рассказать.

Слайд 16 / Пусть звучит Благовест/

У. Итак, мы сегодня познакомились с колокольными звонами. Колокольные звоны – голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. Колокола – сама жизнь, история, часть музыкальной культуры России.

Колокольные звоны плывут над Россией,
Разгоняя все беды, над раздольем летят.
Колокольного звона не сыщешь красивей,
Об истории русской звоны те говорят!

Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго, пусть чаще звучит в вашей душе и жизни Благовест!

Какие есть виды колокольных звонов

По сложившимся церковным традициям, колокольный звон подразделяется на две большие группы: собственно звон и благовест.

Первый вид: собственно звон

Собственно звоном церковные служители называют колокольный звон, который производится при помощи всех имеющихся или нескольких церковных колоколов. Такой звон разделяют на несколько разновидностей:
— трезвон;
— двузвон;
— перезвон;
— перебор.
Трезвон совершается при помощи ударов во все колокола. Такие удары осуществляют три раза в три приема. Сначала производят удары во все колокола, затем делают небольшой перерыв, потом опять удар и перерыв, затем опять удар и перерыв. Таким образом, колокольный звон происходит трижды. При переборе после удара в большой колокол ударяют сразу во все колокола и так повторяют множество раз.
Двузвон – таким звоном называют удары, которые совершают дважды по всем колоколам. При этом звонят в колокола в два приема. Перезвон – это поочередное извлечение звука из колокола, которое начинается с самого большого и заканчивается маленьким.
Перебор представляет собой медленный звон по очереди в каждый колокол по 1 разу, начиная с наименьшего и заканчивая наиболее большим.

Второй вид колокольного звона: благовест

Благовестом церковные служители называют мерные удары в огромный колокол. Такой вид ударов очень хорошо слышно на большом расстоянии. Именно поэтому работники церкви решили использовать этот колокольных звон для созыва народа на богослужение. Благовестом такой звон называли потому, что с его помощью возвещается добрая, благая весть о начале богослужения.
Совершается благовест определенным образом. Сначала церковный служитель производит три медленных и протяжных удара, дожидаясь при этом затухания звука, а затем совершает более мерные удары. При этом ударные воздействия могут отличаться, в зависимости от размера самого колокола. Если он сравнительно большой, они производятся по всему диаметру колокола. Если же он не очень большой, язык колокола просто притягивают веревкой к его краю и при помощи положенной доски совершают удары нажимом ноги.
В свою очередь, благовест разделяется на несколько разновидностей:
— обыкновенный (частый) — такой звон производят при помощи самого большого колокола;
— постный (редкий) – такой звон выполняют при помощи маленького колокола во время Великого Поста.
Если при храме есть несколько больших колоколов, а это возможно при больших монастырях, кафедральных соборах, лаврах, то большие колокола в зависимости от их назначения разделяют на несколько видов:
— воскресный;
— праздничный;
— будничный (простодневный);
— полиелейный;
— малый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *