Звук б в конце слова

Один, два, три, четыре, пять. Урок пора нам начинать, Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

У барана Бубы болят зубы…

Какой звук часто слышится в этом предложении?

Итак, второй Интернет — урок по обучению грамоте посвящен звуку .

Давайте вместе произнесем звук .

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук звонкий.

— Звук — согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синей фишкой, он будет жить в синем домике.

Сравните слова БУЛКА и БЕЛКА. Что скажите? .. в слове «булка» звук — твёрдый, в слове «белка» — мягкий.

Пора играть…

1. «Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук , хлопните в ладоши…

Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу, да, ду, баран, корова, бык, забор, сорока…

2. Посмотрите на картинки. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук

Вы назвали: банан, собака, кабан, арбуз? Да, это правильно! Молодцы!

3. Подобрать слова к первому слогу:

БА: -тон, -гаж, -лет…; БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон…;
БО: -ря, -бик…

4. Договорить в словах последний слог:
БА: вер…, из…, гу…, тру…, стрель…, борь…;
БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…

5. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)

Стоят в поле сестрицы,
Платья белены,
Шапочки зелены. (Березы)

Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. (Белка)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)

6. Назови предметы на картинке, которые начинаются на звук

7. «Слоговой аукцион» (Выигрывает тот, кто назовет слово последним)

8. Чистоговорка (учащиеся проговаривают стоя, показывая соответствующие движения.)

ба-ба-ба,

— Мама, мама! Вон труба!

бу-бу-бу,

— Ты и мне купи трубу,

би-би-би,

— Ты на этой потруби.

бу-бу-бу,

— Дядя, дайте мне трубу

бе-бе-бе,

Потрубил я на трубе,

ба-ба-ба

Не нужна уже труба.

9. Доскажи словечко

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (барабан)

***

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листке уселась ловко –

Это… (божья коровка)

***

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла… (бурундук)

***

Она весну встречает –

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице – в полоску.

Ты узнаешь… (березку)

***

Буквы все от «А» до «Я»

На страницах… («Букваря»)

У каждого звука есть свой знак, символ. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И сейчас мы будем учиться писать букву Б.

Учимся красиво писать

Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).

Буква Б – просыпается рано.

Буква Б – бочонок с краном.

— Построим из пальцев букву Б.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

1. Определи букву в неправильном положении.

2. Соедини с буквой Б только те предметы, названия которых начинаются со звуков .

3. И г р а «Подбери пару»

По ставьте стрелочку к подходящему по смыслу слову (прилагательному):

блузка брюки банан брат баран бабушка больница бабочка бодливый белый большой больной бережливый бархатный бодрый быстрый

4. И г р а «Превращение слов – волшебные цепочки»

1. Замените букву «б» в слове бочка так, чтобы получились новые слова. (Дочка, почка, точка, ночка, мочка, кочка.)

2. В слове бок замените первую букву. (Кок, док, сок, ток, шок.)

3. В том же слове замените вторую букву. (Бак, бык, бук.)

4. В том же слове замените третью букву. (Боб, бог, бор, бой, бот.)

5. А теперь в слове бок заменяйте то вторую то третью букву. (Бак, бал, был, бык, бук.)

6. В слове бак замените одну любую букву. (Бук, лук, лак, мак, рак.)

5. И г р а «Из одного слова – десять»

Отнимая от слова БОТАНИКА по 4–5 букв, образуйте 10 новых слов. Мы только подскажем их значение, а угадывать будете сами.

1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде.

2. Тонкая скрученная пряжа.

3. Лента, завязанная в виде нескольких переплетающихся в середине петель.

4. Крупное учреждение, где хранят деньги.

5. Музыкальный звук.

6. Стеклянный сосуд.

7. Дикая свинья.

8. Род бревен или толстых досок, настилаемых на балки.

9. Травянистое растение, из листьев которого делают то, что я никогда не советую вам пробовать.

10. Вышитый цветной шнурок по краю или шву одежды.

О т в е т : тина, нитка, бант, банк, нота, банка, кабан, накат, табак, кант.

6. И г р а «Полсловечка за вами»

Бой… (-кот); бал… (-кон); буй… (-вол); бес… (-еда).

7. И г р а «Занимательные модели»

Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

б – –; б – – – –; б – б; б – б – –; б – к; б – нт; б – лка.

Ответ: бык, бак, бок, бор, боб; белка, булка, буква, баран, банан; боб; бобры; бык, бак; бант, бинт; булка, белка.

8. И г р а «Буква заблудилась»

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

***

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

***

На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

9. Посмотрите, перед вами слоги. Приготовились читать.

Используйте интерактивную доску ИЛИ Скачайте и распечатайте:

10. Найди спрятанные буквы Б. Обведи их.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква Б написана правильно. Соедини их ниточками с Буратино.

12. Добавь недостающий элемент буквы.

13. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Б с правой стороны рисунка.

14. Соедини с буквой Б только те предметы, названия которых начинаются со звуков .

15. Серым карандашом раскрась те области рисунка, в которых есть буква Б.

Словарь

  • Багет — 1) планка для изготовления рам к картинам, фотографиям, зеркалам; 2)распространённый во Франции тип хлеба. Имеет продолговатую форму,
  • Багровый — цвет темно-красный,почти коричневый.
  • Баланс — равновесие.
  • Бандероль — почтовое отправление.
  • Баннер — плакат — реклама на сайте или улицах.
  • Бенефис — спектакль или концерт, устраиваемый в честь одного актёра или певца.
  • Бизнес — это дело, которое приносит доход.
  • Благодетель — человек, который оказывает кому нибудь большую пользу или услугу.
  • Бульвар — это широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Без сучка, без задоринки — хорошо, безукоризненно, без затруднений.
  • Белая ворона — человек, резко отличающийся от окружающих; не такой, как все.
  • Биться как рыба об лёд — безрезультатно добиваться улучшения.
  • Бить баклуши — бездельничать.

С давних пор люди делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

  • Быть на седьмом небе — испытывать состояние счастья; «быть как в раю».
  • Быть не в своей тарелке — чувствовать себя неуютно; быть не на должном месте, вне привычной обстановки; в плохом расположении духа, не в настроении.

Буква Б, звук [б]

Введение

Буратино, барабан,

Белка, булка и банан.

Кто играет на трубе?

Наша гостья, буква «Б»!

Как вы узнали ранее, буквы бывают гласными и согласными. С гласным звуком и его буквой мы познакомились, и вы знаете, что, когда мы произносим гласный звук, воздух выходит свободно, не встречая на пути преград. Если воздух встречает преграды, значит, произносится согласный звук. На этом занятии мы познакомимся с буквой Б и ее звуком, первой буквой алфавита с согласным звуком.

Характеристика звука

При произношении звука воздух встречает на пути преграду, такой звук мы не можем пропеть, этот звук согласный.

Произнесем этот звук в словах: бабочка, белка, бусы (Рис. 1).

Рис. 1. Слова

Мы услышим звонкий голос. Звук звонкий. Определим, твердый или мягкий звук .

Сравним слова: башня, белый (Рис. 2).

Рис. 2. Слова

В одном слове звук твердый, во втором звук мягкий. Буква одна и та же, а звуки разные. В этом случае нам для правильного произношения слов с Б помогут буквы-помощники, которые стоят после. Если после идут буквы Е, Ю, Ё, И, Я, то согласный звук мягкий. Если после идут буквы О, А, У, Ы, то согласный звук твердый.

Буква Б обозначает согласный, звонкий звук, который может быть и твердым, и мягким.

Упражнения

Буква Б в русском языке ведет себя активно, может встречаться в любом месте слова. Например, балерина (Рис. 3).

Рис. 3. Балерина

В начале слова слышен твердый звук , так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Слово бегун (Рис. 4).

Рис. 4. Бегун

В начале слова слышен мягкий звук , так как за буквой Б идет буква Е, которая говорит о мягкости согласного звука.

Вспомним слова, в которых буква Б стоит в середине слова. Отгадайте загадку:

Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет

И на задних лапах пляшет…

(Е. Груданов)

Ответ: собака (Рис. 5).

Рис. 5. Собака

В середине слова слышен твердый звук , так как за буквой Б идет буква А, которая говорит о твердости согласного звука.

Рассмотрим слова с мягким в середине: кибитка (Рис. 6).

Рис. 6. Кибитка

В середине слова слышен мягкий звук , так как за буквой Б идет буква И, которая говорит о мягкости согласного звука.

Рассмотрим слова с буквой б на конце.

Слово столб (Рис. 7).

Рис. 7. Столб

Пишется слово с буквой Б на конце, но, когда вы произносите слово столб, слышен звук . Скоро мы узнаем, почему так происходит. Назовем слова, в которых буква Б встречается больше одного раза: бобёр, бабочка, бублик, бубен, бабушка, баобаб (Рис. 8).

Рис. 8. Слова

Отгадайте загадку, ответ подскажет буква Б:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Ответ: берёза (Рис. 9).

Рис. 9. Берёза

Печатная буква Б

Посмотрим на печатную букву Б (Рис. 10).

Рис. 10. Буква Б

У этой буквы забавное брюшко, и она похожа на бегемотика (Рис. 11).

Рис. 11. Сходство

Учимся писать заглавную и строчную прописную букву Б

Пишем строчную букву Б. Писать начинаем, как букву А. Сначала делаем овал, затем пишем дополнительный элемент, ведем прямую линию вверх и делаем плавный поворот направо (Рис. 12).

Рис. 12. Строчная буква Б

Пишем красивую заглавную букву Б. Безотрывно пишем длинную прямую линию с петлей, линия петли плавно переходит в правый полуовал. Шапочку пишем с отрывом, на середине расстояния между строчками пишем закругление, затем прямую линию (Рис. 13).

Рис. 13. Заглавная буква Б

На занятии мы встретились с буквой Б и познакомились с её твердым и мягким звуками, разгадали несколько загадок, вспомнили слова с буквой Б в разных частях.

Домашнее задание

1. Попробуйте слепить букву Б из пластилина или нарисовать на бумаге и раскрасить.

2. Придумайте слова, в которых звук был бы в начале, середине и в конце слова.

3. На что нужно обращать внимание, чтобы определить, каким будет звук – мягким или твердым?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Интернет-портал «TextoLogia.ru»

Интернет-портал «Readik.ru»

Интернет-портал «Открытый урок»

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звуки [Б] и [Б’]. Буква «Б».

Конспект занятия по обучение грамоте по теме: «Звуки , . Буква «Б».

Цель: Научить детей правильно произносить звуки , и давать аккустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи:

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуков – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: картина Буратино, предметные картинки на звуки , в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход занятия

1.Организационный момент. Установка на занятие.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

2.Артикуляционная гимнастика.

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

3.Сообщение темы

К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это?

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? Буратино

А в имени Буратино какой первый звук? (Звук .). Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками. Буртино не знаком со звуками и и хочет научиться четко их произносить.

4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

— Ребята давайте произнесём звук .

-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

— Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук звонкий.

— Звук — согласный, твердый, звонкий.

— А звук ? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

— Молодцы ребята.

5. Произношение звуков , в слогах. Развитие координации движений.

— Буратино любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним:

— на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу; (1 картинка)

— на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо; (2 картинка)

— на барабане – бам-бом-бум-бим. (3 картинка)

6. Развитие фонематических представлений.

Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:

— воробей, белка, арбуз, лебедь.

— яблоко, рубашка, автобус, голуби.

— собака, обезьяна, рыба, баранки.

Молодцы!

7.Анализ слогов «би», «ба», «бу»,

— Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки у вас на столе? (Чтобы обозначать звуки.)

— А что это за омики и почему они разноцветные? (В этих комиках живут звуки. В красном домике живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

— В левую руку возьмите синий кружок, в правую — красный. Даю я вам звуки , . Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки , . (Бо.)

Теперь звуки , . (Бу)

Игра «Кто внимательный»

8.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

— А теперь ребята, угадайте слово, начав его или :

…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

— Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки и .

— Что у нас в сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы., браслет).

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук .)

— А где вы произносили звук ? (В начале слова.)

9.Произношение звука .

— Повторим вместе с Буратино чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

— Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

— Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би

— Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

— Дядя, дайте мне трубу,

Бе-бе-бе, бе-бе-бе

— Потрубил я на трубе,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

— Не нужна уже труба.

Физкультминутка

У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Молодцы!

10.Знакомство с буквой «Б».

— Ребята, с какими звуками мы познакомились? (Со звуками и .) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

С большой буквы пишутся имена людей, названия городов, в начале предложения, а с маленькой пишутся в середине и в конце слова.

— Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.

11. Организация окончания занятия.

— Вот вы и справились со всеми заданиями. Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня?

Ребята вам понравилось занятие?

Оценка речевой деятельности.

Вы прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением.

2. Развивать у ребенка динамический праксис.

3. Научить ребенка четко произносить звуки , , дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Научить ребенка делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных.

5. Продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову.

6. Учить звуковому анализу слов.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания).

Задание 2. Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие координации движений рук).

Ребенок по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно) выполняет следующие движения руками одновременно: правая рука — кулак, левая рука — ладонь и т.д.

Задание 3. Знакомство со звуком .

Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук ) и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:

У барана Бубы болят зубы…

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука :

— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;

— горлышко «работает».

Символ звука: стук большого барабана: ББББ…

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение. Мальчик упал с санок — бух! бух!

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «:

д, т, б, б…; да, ба, ду…; баран, корова, бык, забор, сорока..

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним слогов, голосом выделяя ударный:

ба-ба-ба-ба, бы-бу-бо-ба…

Задание 7. Договорить в словах последний слог:

БА: вер…, из…, ту…, тру…, стрель…, борь…;

БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…

Задание 8. Подобрать слова к первому слогу:

БА: -тон, -гаж, -лет…;

БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон…;

БО: -ря, -бик…

Задание 9. Дидактическое упражнение «Веселый мяч». Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):

бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки…

Задание 10. Работа с картинками (при затруднении использовать карточки и синий кружок с колокольчиком).

Выбрать картинки, в названии которых звук стоит в начале слова.

Выбрать картинки, в названии которых звук стоит в середине слова.

Задание 11. Ребенку предлагается вспомнить слова со звуком самостоятельно, определить место звука в словах.

Задание 12. Подобрать родственные слова к слову

баба — бабушка, бабуля…

Задание 13. Выучить чистоговорки:

Ба-ба-ба — новая труба.

Бу-бу-бу — взяли мы трубу.

Бы-бы-бы — нет трубы.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

В дупле живет

Да орешки грызет. (Белка)

Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь…

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 15. Фонетическое упражнение. Баран блеет: беее…

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

бь, дь, ть, бь…; бя, бе, ди, те…; кошка, бегемот, бизон, корова, обида…

Задание 17. Повторить за взрослым ряд слогов, голосом выделяя ударный:

бя-бя-бя-бя; бя-бе-бю-би…

Задание 18. Из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук .

Задание 19. Дифференциация звуков — .

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

б, бь, б, бь, бь…; бя, ба, бы, бю…

Определить на слух лишнее слово в ряду ( или ):

баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан. (Баран)

Стоят в поле сестрицы,

Платья белены,

Шапочки зелены. (Березы)

Без крыльев, а быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает. (Белка)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

Задание 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки и .

Подобрать слова со звуками и , разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.

Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:

быть — бить, были — били, забыть — забить.

Выучить скороговорки:

Все бобры добры для своих бобрят.

Баран-буян залез в бурьян.

Задание 21. Знакомство с буквой Б:

Б — большая бочка с краном,

Пьем из бочки утром рано.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Б?

Игры с буквой.

Задание 22. Звуковой анализ слов (составление схем слов из кружков, анализ):

баба, Бим.

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание письмо печатными буквами под диктовку.

Как научить ребенка выговаривать букву «Б»

Постановка звука Б должна начинаться в 3-4 года, т. к. он относится к звукам раннего онтогенеза. Нарушение речевого развития, когда ребенок не выговаривает этот звук, встречается редко и легко корректируется при помощи простых упражнений и игр.

Постановка звука Б.

Артикуляция звуков Б и БЬ

При правильном произнесении Б или БЬ речевой аппарат находится в таком же состоянии, как и при произнесении П. Губы сначала смыкаются, напрягаются, зачем через них выталкивается воздух. Можно почувствовать его струю, если поднести ко рту ладонь. Она будет ощущаться меньше, чем при произнесении П.

В зависимости от последующих звуков кончик языка образует смычку с корнями нижних зубов или отодвигается назад и лежит свободно. Расстояние между зубами небольшое, голосовые связки сомкнуты.

Упражнения в произнесении звука Б

У ребенка звук Б должен появиться в 1-2 года. Если этого не произошло или произношение неправильное, нужно принимать меры по его постановке. В самом раннем возрасте в этом помогут игры для формирования звуков:

  1. Подражание. Чаще всего ребенок произносит Б или П в каких-то словах, например «папа» и «баба». Нужно обратить внимание на слоги ПА и БА, выделить их. Повторяя и вставляя их в конструкцию других слов, ребенок запомнит, как они произносятся. Если П выговаривается правильно, можно научить говорить Б, объясняя, что нужно сказать громче, добавить голос.
  2. Ребенок надувает щеки и резко нажимает на них пальчиками. Через губы выталкивается воздух. Можно попросить «лопнуть шарик». При «взрыве» должен получиться звук, похожий на Б.
  3. Положение губ: расслаблены, не сомкнуты. Ребенок выдувает воздух, добавляя голос. Логопед кладет палец под нижнюю губу, параллельно ей, и начинает быстро поднимать и опускать его. При этом движении будут повторяться звуки Б. Можно менять темп упражнения. Позже ребенок кладет свой палец, а в дальнейшем тренируется без помощи пальцев.
  4. Пальчики здороваются. Ребенок по очереди дотрагивается четырьмя пальцами до большого пальца той же руки. При каждом касании произносятся слоги БА, БО, БЫ, БУ.
  5. Глухой или звонкий. Логопед учит ребенка различать «голоса» машины и мышонка: где би-би, а где пи-пи?

Автоматизация звука Б

Закрепление происходит:

Слоги и слова с буквой Б.

  • в слогах;
  • в словах;
  • в словосочетаниях и коротких предложениях;
  • в текстах.

Можно повторять произнесение слогов, меняя их местами, комбинируя по 2-3 одинаковых и т. д.

  • ба — бо — бы — бу;
  • бя — бе — би — бю;
  • об — аб — уб — ыб;
  • яб — еб — иб — юб.

Слова:

Словосочетания и предложения: Большой бант. За забором баран. Голубая бабочка. Бабушкина шуба. Большая жаба. Добрая собака. Дубовый короб.

Один из способов закрепления по тексту — сочинение рассказов. Педагог предлагает ребенку персонажа: «Придумаем сказку про бабочку». Логопед направляет ученика в сюжете, предлагает использовать слова со звуком Б: голубая, большая, обедать, гриб и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *