Звук буквы й

Буква «й» (и краткое), обозначающая согласный звук [й’]» (1-й класс)

Задачи:

  • Познакомить с новым звуком и буквой («и краткое»).
  • Учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к старшему поколению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сядьте удобно. Впереди нас ждёт интересная работа, поэтому будьте на уроке внимательны. Я думаю, что своими ответами на уроке вы будете радовать и себя, и меня, и наших дорогих гостей.

II. Повторение

Выделение звука

Учитель: Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (Трамвай)

Это вид транспорта. К сожалению, в нашем городе трамваев нет, но может быть появятся в будущем. (Приложение. Рисунок 1)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова?
Предполагаемый ответ учащихся: Звук
Учитель: Этот звук вам уже знаком. Мы встречали его, когда изучали буквы «е», «я», «ё». Прочитайте слова и вспомните, в каких случаях буквы «е», «ё», «я» обозначают два звука.
Слова для чтения: енот, маяк, ружьё
Предполагаемые ответы учащихся: В начале, после гласной, после разделительного Ь

III. Объяснение нового материала

Постановка цели

Учитель: Сегодня мы научимся распознавать звук и обозначать его новой буквой » и краткое». А также научимся читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Работа со звуком

Учитель: Произнесём звук и поймаем его ладошкой. Обратите внимание: при произношении этого звука мы улыбаемся, язык упирается, верхние и нижние зубы обнажены.

Вопросы учащимся:

  • Дайте характеристику звуку (Согласный)
  • Докажите (Не поётся, есть преграда во рту)
  • Закройте уши, произнесите звук
  • Что услышали? (Звук)
  • Сделайте вывод: звук звонкий или глухой. (Звонкий)
  • Определите, твёрдый или мягкий.
  • Повторите характеристику звука

(1 учащийся дает полную характеристику звука , затем все повторяют хором, далее учащимся предлагается игра «Найди звук»)

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите звук . Если звука нет, молчите.

Лиса, копьё, майка, игрок, лицо, троллейбус, имя, чай, сильный, яма, машина, чайка.

– Молодцы! Большинство из вас правильно нашли звук. А кто ошибался, не огорчайтесь. Мы учимся.

Знакомство с новой буквой

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук . (И краткое)
– Посмотрите внимательно. На что похожа буква?

Учитель показывает карточку с буквами Й й

– Чтобы Й (и краткое) не путать с И, сверху галочку пиши.
– Посмотрите, на что ещё похожа буква.

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Приложение. Рисунок 2)

Учитель: Чтобы букву вы хорошо запомнили, напечатаем её на спинке друг у друга.

Работа в парах

Дети печатают на спине друг друга заглавную букву Й, маленькую букву й.

Учитель: Я думаю все запомнили эту букву.

Буква Й (и краткое) не простая.
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.

IV. Закрепление нового материала

Отгадывание сказочных героев

Учитель: Ребята, а вы любите читать сказки?
Я проверю, как хорошо вы знаете сказочных героев.
«Доскажите слово» и определите место звука : в начале, в середине, в конце и скажите, какой буквой обозначается этот звук.

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

1. В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный (Бармалей)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла. (Дюймовочка)

2. Я – великий умывальник
Знаменитый (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена сказочных героев)

Работа со слогами, словами

Учитель: Заглянем в больницу к Айболиту. На приёме у него посетители невесёлые, больные. Пусть Доктор Айболит их послушает трубочкой. (Приложение. Рисунок 3) А мы будем отправлять к доктору других пациентов.
– Сегодня день особенный. На приём к доктору могут придти только те больные, в названии которых есть буква Й. Кто может придти к Айболиту?
Предполагаемые ответы учащихся:Воробей, соловей, чайка, Незнайка, муравей, змей, лентяй, Гадкий утёнок
Учитель: Достаточно на сегодня посетителей.
Ребята, а вам интересно узнать, какой диагноз Айболит поставил больным?

Всех послушал Айболит
И животным говорит:
«Ваша хитрая семейка
Заболела «неумейкой».
Помогать вам не хочу,
Я лентяев не лечу.»

Учитель: Почему доктор не захотел лечить, ведь он был такой добрый? (Звери – лентяи, притворщики)

Учитель: Давайте поможем, ребята, вылечить болезнь «неумейку» и вернём животным доброе имя.

1) Кто был первым посетителем? (Приложение. Рисунок 4)

– Научим читать слоги и слова воробья.

ОЙ АЙ ЫЙ ИЙ

свой – свои
мой – мои
твой – твои

Учитель: В чём отличие каждой пары слов?
– На какую букву оканчиваются слова в 1 столбике? А во втором?
– Сколько слогов имеют слова в 1 столбике? Почему? А во втором?

2) И Зайка слёзы льёт. Он не может написать правильно своё имя.

ЗАИКА (карточка со словом)

– Прочитаем, в кого он превратился. Что надо сделать, чтобы вернуть зайке имя?

Предполагаемые ответы учащихся: Дописать галочку сверху. (Приложение. Рисунок 5)

3) Поможем попугаю подобрать противоположные по смыслу слова: узкий, высокий, добрый, большой, здоровый, далёкий. (Приложение. Рисунок 6)

4) Научим Белого медведя делить слова на слоги. (Приложение. Рисунок 7)

ЛИ – НЕЙ – КА, КА – РА – ВАЙ, ЙОД , ГЕ – РОЙ, ВОЙ – НА

Задания детям: (учащиеся выполняют задания по каждому слову)

1. Прочитайте слово.
2. Разделите на слоги. Какое правило знаете?
3. Растолкуйте значение этого слова.

ЛИ – НЕЙ – КА: (показ предмета)

а) прямая черта на бумаге. В тетрадях в узкую линейку вы пишете на уроках письма

б) инструмент для измерения и чертежа. (на математике – отрезки чертим по линейке)

в) строй в шеренгу (на физкультуре)

КА – РА – ВАЙ: большой круглый хлеб (показ предмета)
ЙОД: лекарство, которым смазывают царапины (показ предмета)
– А знаете ли вы? Йод есть в воздухе, воде, пище. Если его не будет, то люди будут болеть. Больше всего йода в морских водорослях. Из них и делают на фабрике йод.
ГЕ – РОЙ: человек, который совершает подвиги. Он храбрый, доблестный.
ВОЙ – НА: вооруженная борьба между государствами, народами.

V. Физминутка

Учитель: Молодцы! Вылечили всех больных. Можно и отдохнуть.

Учитель проводит игру «Если нравится тебе, делай так…».

VI. Работа с учебником (работа с текстом)

Учитель:

Дети, а вы здоровы?
Тогда отвечайте дружно мне
С какой буквой сегодня знакомы?
С буквой «И краткое». Молодцы!

– Откройте азбуку на странице 158-159.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию.

Учитель: Какое страшное слово «война». В течение столетий русскому государству приходилось вести войны с оружием в руках, защищать мирную жизнь людей. К счастью, мы не были участниками того тяжёлого времени. Не знаем, что такое война. Мы живём мирной жизнью.

Задание детям: У кого есть бабушки и дедушки, которые участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, поинтересуйтесь, как жили они в военное время. А потом расскажете об этом в классе.

Работа со словами

Учащиеся учатся читать слова, которые встретятся в тексте: дедушка, медаль, солдат, отвага.

Учащиеся читают текст самостоятельно, затем хором: одно предложение громко, другое вполголоса.

Вопросы детям: Из чего состоит текст? Что выражает предложение?

Вопросы детям по прочитанному тексту:

– Кем был дедушка на войне? (Солдатом)
– Какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)
– Как вы понимаете слово «отвага»? (Смелость, храбрость, бесстрашие)
– Какой подвиг мог совершить дедушка? (Мог подорвать танк гранатой, мог сбить самолёт, взять в плен немецкого офицера…)
– Прочитайте из текста, что сказала мама о дедушке. (дедушка стар, а душа у него молодая.) (Приложение)
– Как понимаете слова мамы? (В пожилом возрасте дедушка чувствует себя молодым, энергичным, жизнерадостным, ощущает прилив новых сил)

Учащиеся читают еще раз текст («жужжащее чтение») и готовятся к пересказу.

Задания учащимся: Найдите в тексте слова, в которых есть буква Й (Война)

Учитель: А вы бы хотели, чтобы сейчас наступила война? Почему? (Война всё разрушает, гибнут люди)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда будет МИР!

VII. Подведение итогов урока

Учитель: С какой буквой познакомились на уроке?
– Обратимся к алфавиту, между какими буквами стоит Й?
– Какой звук эта буква обозначает?
– Поднимите руку, кто порадовал себя своими ответами.

VIII. Домашнее задание

Читать текст на страницах 158-159, уметь его пересказывать.

Й — самая несогласная

Без кратки

И краткое (Й) существует как самостоятельная буква со времен орфографической реформы 1918 года. Но писать И с краткой стали гораздо раньше: написание Й попало в русский язык из малороссийских книг в XVII веке, во время церковной реформы патриарха Никона, и постепенно перешло из церковнославянского и в светское русское письмо. «Кратка» — это русское название диакритического знака бреве (от латинского breve — «короткое»), заимствованного и латынью, и кириллицей из древнегреческого. Выглядит кратка как дужка над буквой, причем знатоки шрифтов отличают кратку кириллическую по утолщениям на концах дужки от латинского бреве, утолщенного в середине.

В 1708 году Петр I, чтобы упростить начертание букв русского алфавита, ввел гражданский шрифт. В кириллице были отменены надстрочные знаки, под нож попала и кратка. В 1735-м Й в правах восстановили, но отдельной буквой не признали — в словарях Й объединялось с И.

В конце XIX века законодатель русского правописания профессор Яков Грот посетовал на то, что И и Е с диакритическими знаками обозначают совершенно другие звуки. Он предложил включить буквы Й и Ё в алфавит на равных правах с остальными и назвать Й не «И с краткой», а «И краткое». Буквы в алфавит при его жизни введены не были, а вот название прижилось и вскоре стало единственным.

Под краткой

Лингвисты затрудняются точно определить звук, который буква Й обозначает. Долгое время его в словарях называли гласным, теперь называют согласным. Дело в том, что в разных позициях Й обозначает разные звуки: когда Й идет после гласной, звук гласный (как в слове «май»), а когда перед гласной, тогда согласный — (как в слове «йод»). Чтобы разобраться в столь сложном прошлом И краткого, стоит вспомнить историю буквы И. До 1918 года в русском языке существовало сразу три буквы для передачи звука . Первая — I — звучала как И после согласных (внизу). Эту букву называли «И десятеричное», так как ей соответствовало числовое значение 10. Современная кириллическая И происходит от прописной греческой буквы эта — Η (вверху). Интересно, что у буквы И общий финикийский предок с греческой Η/η и произошедшей от нее латинской Η/h. Это финикийская буква хет. Именно она, кстати, в позиции между гласными или в начале слова передавала звук : iена, маiоръ. Было еще И осьмеричное (современное И, имевшее числовое соответствие 8). А еще была ижица (в центре), она происходила от греческой буквы ипсилон и ставилась преимущественно в церковных терминах, поскольку и введена была ради того, чтобы делать заимствования как можно более походящими на греческий оригинал. Последовавшая в 1918 году реформа сократила число вариантов И, не оставив места для латинской йот.

С краткой

Считается, что реформа орфографии 1918 года была призвана упростить жизнь гражданам, поскольку новая власть объявила курс на поголовную грамотность. О том, что реформа обсуждалась и готовилась Орфографической подкомиссией при Императорской академии наук задолго до революции и еще в 1912 году была одобрена, строители нового государства предпочитали не вспоминать. Декретом наркома просвещения Анатолия Луначарского с 1 январа 1918 года устанавливалось новое правописание всех государственных изданий. Среди прочего упразднялось i. Об ижице в тексте закона ни слова нет, но она к тому времени умерла сама собой, ею перестали пользоваться. Таким образом, для звука оставалась одна буква — та, которой мы пользуемся и сегодня. Об И кратком реформа отдельно не позаботилась, но с 1918 года Й уже значилось как отдельная буква в учебных пособиях. А в 1934 году в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова она была зафиксирована задним числом в составе русского алфавита.

Буква Й

Й, й — Буква большинства славянских кириллических алфавитов. Буква Й входит также в письменности на кириллической основе для многих неславянских языков. Буква Й обозначает палатальный аппроксимант (так называемое «и неслоговое») и близкий к нему звонкий палатальный фрикативный согласный (перед ударным гласным). В украинском и болгарском языках сочетание йо используется в начале слов и после гласных вместо отсутствующей в них буквы Ё.

Общие сведения

Йй Название буквы: й Буква: согласная Звук: Начертание: Й — заглавная
й — строчная Позиции в алфавите: 11-я с начала
23-я с конца Старое название: — Ранг: 23 Употреблений: 6106262 Частотность: 0.05% Транслит: j По-английски: Cyrillic Letter I Азбука Морзе: точка тире тире тире
· − − − Радиоалфавит: Иван Краткий Юникод: Й: U+0419
й: U+0439 HTML-код: Й: Й или Й
й: й или й URL-код Й: %D0%99
й: %D0%B9

Буква «Й» в различных азбуках, языках и системах

Й
Иван Краткий В радиоалфавите

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Й». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

Материалы для изучения

Стихи

* * *
Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.

Стихи про букву «Й»

Загадки

* * *
Этой буквой мажут раны,
Часто завтракают мамы —
Им давно рецепт знаком
Свежих фруктов с молоком.
(Буква Й — йод, йогурт)

Загадки про букву «Й»

Скороговорки

* * *
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.

Скороговорки на букву «Й»

Сказки

Про букву Й

Во-вторых, если буква «И» всех соединяла, то буква «Й» наоборот, разъединяла. Но не слова, а буквы. Если послушать слова «майка», или «лайка», то кажется что они состоят из двух разных частей, так уж постаралась буква «Й».

– Ну и что же в ней было тогда хорошего? – спросишь ты.

А у буквы «Й» была одна особенная отличительная черта. Это то, что её ещё и отличало от буквы «И». Вот послушай историю, и ты всё поймешь.

Однажды буквы «И» и «Й» пошли прогуляться. Гуляли они, гуляли и зашли в кафе, покушать чего-нибудь вкусненького. Сели они за стол, взяли в руки «меню». Это такой список, где написано обо всём, что можно в кафе заказать и скушать. Буквы почитали внимательно это «меню». Там было много всего вкусного.

К ним подошёл официант и спросил:

– Что будете заказывать?

Буква «Й» сразу ясно и чётко сказала: читать продолжение сказки про букву «Й»

Как обозначается звук «й» в фонетическом разборе?

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке.

Буква «й»: согласный или гласный? Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

ласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: , , , , и . Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении , , и . При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, , ). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: , , , ).

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые и мяг­кие соглас­ные — это зву­ки, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Выясним, какие зву­ки явля­ют­ся твёр­ды­ми и мяг­ки­ми, как их отли­чить друг от дру­га, ука­жем пар­ные и непар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные. Приведем при­ме­ры слов с твёр­ды­ми и мяг­ки­ми соглас­ны­ми.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки , , , , , . Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

А ещё соглас­ные могут раз­ли­чать­ся по при­зна­ку мяг­ко­сти и твер­до­сти. Чтобы понять, что такое твёр­дые и мяг­кие соглас­ные, про­из­не­сём, напри­мер, очень похо­жие на пер­вый взгляд сло­ва «пар» и «пир»:

  • пар
  • пир .

Слово «пир» про­из­но­сит­ся несколь­ко ина­че. При про­из­не­се­нии пер­во­го соглас­но­го сере­дин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу в виде гор­ба­то­го мости­ка, а воз­дух устрем­ля­ет­ся по боко­вым узким про­хо­дам мимо язы­ка. Так обра­зу­ет­ся мяг­кий соглас­ный. А твёр­дый соглас­ный звук про­из­но­сит­ся более широ­кой стру­ёй воз­ду­ха.

Парные твёрдые и мягкие согласные

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство одних и тех же соглас­ных могут быть как твер­ды­ми, так и мяг­ки­ми. Они обра­зу­ют меж­ду собой пары, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Согласные, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёр­до­сти мяг­ко­сти, явля­ют­ся пар­ны­ми. С их помо­щью мож­но раз­ли­чить сло­ва с раз­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

  • быть — бить
  • завыть — завить
  • шест — шесть
  • лот — лёд .

Но неко­то­рые зву­ки рус­ско­го язы­ка не име­ют соот­вет­ству­ю­щих пар­ных твёр­дых или мяг­ких соглас­ных.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Согласные, у кото­рых нет соот­но­си­тель­но­го зву­ка по при­зна­ку твёрдости/мягкости, явля­ют­ся непар­ны­ми.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­до зву­чат соглас­ные , , .

  • жёст­кий — обжо́ра
  • широ­кий — шок
  • цель — цокать .

Мягкие непар­ные соглас­ные , , все­гда сохра­ня­ют этот при­знак:

  • йод — май­ка
  • чай­ник — чёт­кий
  • щадить — щёт­ка .

Мягкость непар­ных соглас­ных в зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) отме­ча­ет­ся с помо­щью спе­ци­аль­но­го знач­ка в виде запя­той — апо­стро­фа.

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

  • вар — вилка
  • знак — корзина
  • сом — серый
  • хоро­шо — хитрый

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся бук­вы:

1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • белый
  • пёст­рый
  • сан­ки
  • рюм­ка
  • вялый

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных , , , и , выра­жа­ет «ь»:

  • большой
  • семь
  • ска­терть
  • борьба .

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

  • дрожь
  • гуашь
  • поешь
  • замажь
  • не тре­вожьтесь .

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на дру­га:

  • пенсия
  • банщик
  • пончик
  • болезнь
  • кости

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *