Звук буквы я

Буквы Я, я. Звуки буквы я

Гласные буквы русского языка

Сегодня на уроке речь пойдёт о гласной букве. На наш урок из сказочного музея не пришла, а прилетела героиня:

Бабуся знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Дом её на курьих ножках,

Стоит на сказочных дорожках.

Это Баба-Яга (рис. 1).

Рис. 1. Баба-Яга (Источник)

Отправимся по сказочной дорожке в страну познания. Перед нами стоят три указателя: налево пойдём – к гласным звукам попадём, направо пойдём – к гласным буквам попадём, прямо пойдём – тайны откроем.

Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть гласных звуков: а, о, у, ы, и, э. Гласные звуки могут быть ударными и безударными. Они помогают сосчитать количество слогов в словах, потому что именно гласные образуют слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вот как много вы уже знаете о гласных звуках, поэтому не пойдём к звукам, а пойдём в гости к буквам и выясним всё про гласные буквы.

Представьте себе два домика, в котором живут уже знакомые вам гласные буквы. В первом домике живут гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных: а, у, о, ы, э. А во втором домике живёт буква и. Она живёт в отдельном домике, потому что её пишут после мягких согласных звуков, чтобы показать их мягкость. Но в этом домике есть ещё четыре окошка, а это значит, что каких-то букв не хватает. Отправимся по сказочной дороге прямо и откроем секреты этих букв. Вот они – четыре подружки: е, ё, ю, я. Их называют йотированными гласными. Сегодня на уроке вы познакомитесь с одной из них. Тема этого урока: «Буква Я и звуки, которые она обозначает».

Характеристика звука

На уроке вы узнаете, почему буквы Е, Ё, Ю, Я называют йотированными. Начнём с буквы Бабы-Яги – с буквы Я.

Произнесите букву Я и дайте характеристику звуку, который вы услышали. Удивились? Слышится звук , но вы уже знакомились с этим звуком. Всё дело в том, что перед звуком , при произношении буквы Я, произносится очень короткий звук . Поставьте ладошки на шею и произнесите еще раз – Я, чтобы это услышать.

Итак, Я состоит из двух звуков – согласного короткого звука и гласного звука , который можно пропеть и протянуть. Вот отсюда и название йотированные звуки. Прочитайте эти звуки в транскрипции:

Йот – согласный звук, изображаемый буквой Й. Вот откуда название «йотированный».

Йотированные буквы состоят из двух звуков, а не из одного:

Я –

Буква Я обозначает на письме два звука. Это первая тайна. Прочитайте стихотворение и запомните слова, которые начинаются с буквы и звука этого урока:

Я однажды видел сам:

Як летал по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне.

Я видал это во сне.

Виктор Лунин

Назовите слова, начинающиеся на букву Я, которые встретились вам в этом стихотворении.

Як (рис. 2)

Рис. 2 Як (Источник)

Ястреб (рис. 3)

Рис. 3. Ястреб (Источник)

Ягуар (рис. 4)

Рис. 4. Ягуар (Источник)

Язь (рис. 5)

Рис. 5. Язь (Источник)

Ясень (рис. 6)

Рис. 6 Ясень (Источник)

А также коротенькое слово Я.

Приведите примеры своих слов.

Знакомство с буквой Я

Рассмотрите печатные буквы Яя. Они различаются только размером (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Яя (Источник)

Каждый должен ясно знать,

Как нам букву Я писать.

Букву Р мы повернули

И подпоркой подоткнули.

Получилась буква Я,

Букв пополнилась семья (рис. 8).

Рис. 8. Буквы Р и Я (Источник)

Буква Я, буква Я

С виду очень важная –

Толстый выпучит живот,

Ногу выставит вперёд.

Но узнал недавно я,

Что она последняя.

Куча яблок на прилавке…

И заметил я, друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я (рис. 9).

Рис. 9. Буква Я (Источник)

Произносите не вдруг вы

Это слово – эту букву!

О себе рассказ начёте,

Вот её и назовёте.

Я сказала про себя:

– Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит.

Гол! Закончен алфавит!

Чтобы лучше запомнить букву Я, вылепите её из пластилина или выложите из любых материалов. Нарисуйте интересную картинку из этой буквы.

Буква Я может о многом рассказать:

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете, то я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква, Я –

Буква, слог и слово!

Проверим это и почитаем:

я

яр

я-ма

мой

мо-я

Ян

Ма-я

Ра-я

Я-на

Прочитайте те слова, в которых Я – слог: я-ма, мо-я, Ма-я, Ра-я, Я-на.

Прочитайте те слова, где Я – слово: я.

Буква же Я потребовалась во всех словах, где она написана, потому что букву мы пишем и читаем.

Посчитайте, сколько раз слово я встретится в шуточном стихотворении, которое называется «Я да я».

– Кто спешит к столу присесть?

– Я.

– Кто спешит варенье съесть?

– Я.

– А посуду мыть кто будет?

– Ты спроси об этом Люду.

Почему всё я да я!

Слово я встречается здесь четыре раза и два раза в названии стихотворения.

Прочитайте слова, которые записаны не буквами, а звуками в транскрипции:

– –

В слове мал звук – твёрдый, а в словах мил и мял – мягкий. Запишем эти слова буквами:

мал – мил – мял

Мы знаем, что звук показывает нам, что букву м читать надо мягко. А как же записать слово мял так, чтобы его не прочитали как слово мал? Откроем второй секрет буквы Я. Когда она стоит после согласных букв, то обозначает не два звука , а только один звук – , но сама буква Я подсказывает, что предыдущую букву согласного звука надо читать мягко. В этом её работа похожа на работу буквы И. Теперь, зная вторую работу буквы Я (обозначать мягкость предыдущих согласных), прочитайте слова:

Оля

Уля

Юля

Лиля

Ляля

няня

Слово няня написано не с заглавной буквы, как все остальные слова, потому что это не имя. Найдите в словах все буквы мягких согласных звуков. Проверьте:

Оля

Уля

Юля

Лиля

Ляля

няня

Итак, теперь вы знаете, какие функции выполняет буква Я.

  1. Обозначение двух звуков – . Эту работу буква выполняет, когда стоит в начале слова, после гласных букв и ещё в одном случае, о котором вы узнаете в дальнейшем.
  2. Обозначение мягкости предыдущих согласных.

Учимся писать заглавную букву Я

Рассмотрите письменные буквы Яя (рис. 10). Сравните их с печатными буквами.

Рис. 10. Письменные буквы Яя (Источник)

Будем учиться писать заглавную букву Я. В ней два элемента. Начинаем писать букву чуть выше линии рабочей строки (рис. 11).

Рис. 11. Написание буквы Я (Источник)

Слева направо прописываем закругление, коснувшись нижней линии строки. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вправо, коснувшись верхней линии рабочей строки. Закрываем овал и продолжаем плавную линию к дополнительной линейке. Вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании заглавной буквы Я: очень большой или очень маленький овал; второй элемент буквы сильно отклонился вправо.

Если присмотреться, то можно увидеть, что внутри буквы Я спряталась буква Л и буква О.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Учимся писать маленькую букву я

Напишем маленькую букву я. Она отличается от заглавной буквы только размером (рис. 12).

Рис. 12. Написание буквы я (Источник)

Порядок написания элементов и их направление при письме у маленькой буквы я такое же, как и у заглавной. Поэтому попробуйте написать её сами. Сначала в воздухе, затем обратной стороной ручки на ладошке, и в тетради. Старайтесь писать аккуратно и красиво.

Соединение заглавной и маленькой букв Я и я с другими буквами очень похоже на соединение букв Лл. Вспомните эти соединения и попробуйте написать их сами.

Закрепление материала

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Я, которая начинает имена Яна, Ярослав, Яша. Эта буква может обозначать два звука , за что и получила название йотированной гласной, и один звук , но в таком случае эта буква будет показывать мягкость согласного, который стоит перед ней. Я – самая последняя буква нашего алфавита (33). Борис Заходер про эту букву сочинил интересную сказку, которая называется «Буква Я» (рис. 13).

Рис. 13. Б. Заходер «Буква Я» (Источник)

Попросите кого-то из взрослых вам её прочитать. Эта сказка заканчивается словами:

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы Я.

Как вы думаете, иметь своё мнение (говорят «иметь своё Я») и якать – это одно и то же? Подумайте.

Учитесь так, чтоб знать всё от А до Я. Это выражение означает знать всё очень хорошо, от начала до конца.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Lusana.ru (Источник).
  2. Detskiychas.ru (Источник).
  3. Textologia.ru (Источник).

Урок обучения грамоте «Гласная буква Я. Строчная буква я.»

УМК «Школа России»

«Обучение грамоте» авт. В.Г. Горецкий и др.

1 класс

Гласная буквы Я. Строчная буква я.

Россия – Родина моя. Звуки , . Буквы Я. Двойная роль буквы Я. Письмо строчной буквы Я.

Цель изучения темы

Научить:

— различать и обозначать при письме звуки , буквами Я, я;

— характеризовать звуки , , находить места соответствующих букв на ленте букв;

— находить звуки , , в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами;

— писать строчную букву я по образцам в прописях;

— читать тексты с изученными буквами.

Формировать:

— универсальные учебные действия.

Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, двойная роль буквы, строчные и заглавные буквы, слого-звуковая схема слова.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

Межпредметные связи:

Математика. Темы: Учебник математики. Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа).

Окружающий мир. Темы: Что мы знаем о народах России? Проект «Моя малая Родина»

I. Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Сопоставлять звуки по твердости – мягкости, звонкости/глухости. Определять место новой буквы на «ленте букв».

Обозначать слияние j’а буквой я. Называть особенность буквы я

Выявлять способ чтения буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делать вывод (под руководством учителя): буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется.

Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делать вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ’а, то пишется буква я. Обозначать буквой я гласный звук ’а после мягких согласных.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Называть правильно элементы букв.

Сравнивать печатную и письменную буквы.

Обозначать на письме твёрдость и мягкость предыдущего согласного соответствующими буквами я — а; одной буквой я звуки в начале слова и после гласной.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Выполнять гигиенические правила письма.

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем

Анализировать выполнение учебной задачи урока.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Ученик научится:

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (чертой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных буквах.

Воспроизводить форму изучаемой буквы. Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.

Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости

Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки.

Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Узнавать, сравнивать и различать строчную, печатную и письменную буквы.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Объяснять смысл пословицы и поговорки, разные значения многозначных слов.

Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

Объясняет понятие слова Родина, Россия, рассуждает о своей малой Родине.

Применяет правила самостоятельной работы, рассуждает о необходимости быть внимательным и старательным

Приводит примеры справедливого поведения из личного опыта.

Анализирует и оценивает внутренний смысл пословиц.

II. Этапы изучения темы

Гласная буква Я. Строчная буква я.

Россия – Родина моя. Звуки , . Письмо строчной буквы Я

Деятельность

Достижения обучающихся

Диагностика достижений

учителя

обучающихся

I. Организационный момент.

II. Актуализация имеющихся знаний.

III. Постановка учебной задачи.

IV. Изучение и первичное закрепление новых знаний

V. Физминутка.

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок, психологическая установка на работу.

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Сравнение печатной и письменной букв.. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. Бордюры. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Оформление границ предложения.

Создание проблемной ситуации.

— Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям.
А теперь — начинаем наш урок!
— Настроились все на работу и произнесём нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

  1. Чтение и обсуждение темы урока (А1- с.110-112). , Обзор учебного материала. Определение задачи урока.

2. Вступительная беседа: актуализация задач прошлого урока, их достижения.

  1. На основе созданной учителем проблемной ситуации обсуждение темы «Россия – Родина моя». Обнаружение межпредметной связи с окружающим миром. Формулирование вывода совместно с учителем.

  2. Выполнение заданий (А1 – с110-111).

  3. Изучение темы «Звуки , . Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я». Актуализация имеющихся у учащихся знаний. (А1 – с. 111-112

  4. Тренировка в чтении слов и текстов с буквой Я (А1 – с. 112)

  5. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя

  6. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

  7. Обсуждение и выбор условных обозначений для самооценки.

  8. Самооценка учащимися своей деятельности

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

1 ученик:

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречаем!
2 ученик: Хорошо ли мы умеем
И читать. И отвечать!

3 ученик:

Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.

«Я хочу много знать!»

  1. Обсуждение темы урока (П3- с.20-21), Обзор учебного материала. Определение задачи урока.

  2. Изучение написания строчной буквы я. Использование электронного приложения (ЭП).

  3. Тренировка в написании срочной буквы я и слов с ней (П3 – с. 20)

  4. Тренировка в написании слов и предложений со срочной буквой я (П3 – с. 20)

  5. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя.

  6. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

  7. Самооценка учащимися своей деятельности в верхней части «Прописи» на с.20.

Рассказывает о двойной роли буквы Я.

Выявляет функцию буквы Я в разных случаях.

Читает слоги, слова, предложения, тексты с буквой Я.

Пишет строчную букву я по образцу.

Контролирует выполнение учебной задачи.

Анализирует и синтезирует информацию.

Демонстрирует умение работать со знаково-символическими средствами.

Результаты наблюдений учителя.

Качество ответов при подведении итогов.

Качество выполненных заданий в «Прописи»

Результаты самооценочной деятельности учащихся

Урок чтения «Буква «я» и ее звуки». 1-й класс

Цели:

  1. познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
  2. раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
  4. воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята!

– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.

– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

– А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)

– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)

– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд

– Это буква Я

– Буква Я – хитрая буква

– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.

– Как он называется? (Москва)

– Правильно, столица нашей Родины.

– В России очень ценятся яблоневые сады

– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.

– Помогать нам в этом будет девочка Рая.

– За правильные ответы вы будете получать яблочки.

IV. Открытие нового.

– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К какой группе букв относится буква Я?

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки)

– Давайте послушаем букву. ()

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом

– Давайте ещё раз послушаем букву. ()

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ()

– Впечатайте первый звук буквы. ()

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ()

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ()

– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)

Чтение схемы к слову «яблоки»

– Положите перед собой карточку №1. слайд

– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ()

– Каким гласным образован этот слог? ()

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ()

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ()

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии )

– Назовите 2 слог. ()

– Какой гласной образован? ()

– Какой согласный стоит перед ним? ()

– Назовите 3 слог? (

Какой гласной образован ? ()

– Какой согласный стоит перед ним? ()

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите два звука первого слияния. ()

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

– Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

– Положите перед собой карточку №2.

слайд

– Прочитайте слово.

– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)

– Назовите 1 слог. ()

– Каким гласным образован слог? ()

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Назовите согласный, который стоит перед ним. ()

– Какой он? (твёрдый)

– Почему? ( обозначает его твёрдость – раскрашиваем)

– Назовите 2 слог. ()

– Каким гласным образовании слог? ()

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите согласный перед ним. ()

– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите звуки второго слияния. ()

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: и в начале слова и после гласной буквы.

– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

Какую работу выполняет буква Я в слиянии?

(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)

Чтение схемы слова «яблоня»

– Положите перед собой карточку №1.

– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)

– Сравните схемы слов. (они одинаковые)

– Чем отличаются слова? (буквами)

– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)

– Произнесите последний слог и послушайте его.

– Каким гласным образован? ()

– Впечатайте звук в схему.

– Какой буквой обозначен звук? (я)

– Какой звук стоит перед гласным звуком? ()

– Почему мы слышим звук , а пишем букву Я?

– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

– Если мы слышим гласный в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный — звук ! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук тут же возвращался обратно к букве Я.

Чтение слогов-слияний с буквой Я

– Посмотрите на экран. слайд со слияниями

Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?

Вывод:

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом

Обобщите, что вы знаете о букве Я?

(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V. Первичное закрепление.

Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)

– Найдите текст в учебнике

– прочитайте

– найдите в словах букву я

– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии

Игра со звуками и

(класс разбивается на варианты)

1 вариант – это звуки 2 вариант – это звуки

– 1 ученик целыми словами читает слова с доски

– если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант

– если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант

– кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.

Варианты меняются звуками, всё начинается с начала.

VI. Итог урока

– с какой буквой познакомились?

– прочитайте вывод урока в учебнике

– его надо выучить дома

– дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки

– прочитайте слова в столбиках в азбуке

– кому сегодня было сложно?

– у кого всё получилось?

– давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску

– вы сегодня все молодцы!

– спасибо за урок

– урок окончен

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы сегодня последняя буква русского Алфавита буква «Я». Теперь ваш малыш знает все буквы, я думаю, что не только буквы, но и уже научились составлять и читать слоги. Вы уже купили своему малышу магнитную азбуку?

Я приготовила для вас практический материал и картинки на букву Я.

Буква «Я»

Веселые стихи

Каждый знает: буква ЯСамая хвастливая.

Г. Юдин

Ящерицу я ловил,

Страх меня остановил.

– А чего же тут бояться?

– Хвостик может оторваться!

Г. Виеру

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна!

Вместе дружная семья.

В слове мы – сто тысяч я!

Ягод нет кислее клюквы.Я на память знаю буквы.

Собирали ягоды и вели мы счет:

Ягоду – в кружку, две ягоды – в рот.

* * *

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых «я» да «мне»

Стоят на первом месте.

* * *

Ястреб ягод не клюет,

Ястреб тетерева ждет.

* * *Я – бродяга с рюкзаком,

Путешествую пешком.

Г. Виеру

На фуражке моряка

Виден он издалека

И горит, как огонек,

Золотистый якорек.

* * *

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить всегда готова:

– А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово!

А. Шибаев

Ястреб на ясене ясли открыл,

Птичьих детишек к себе пригласил.

Но не подходят пернатые к ясеню,

Не доверяют птенцов своих ястребу –

Ишь хитрый какой!

* * *

Я – Яга – детей люблю,

Я им песенки пою.

* * *Я сказала про себя:

– Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит –

Гол! Закончен алфавит.

В. Степанов

Вот и доехали, друзья,

Мы до последней буквы «Я».

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд последний.

* * *

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы Я.

Б. Заходер

считалка

Я – зверек и ты – зверек,

Я – мышонок, ты – хорек.

Ты – хитер, а я умен.

Кто умен, тот вышел вон.

Пословицы и поговорки

1. Я – последняя буква алфавита.

2. Язык болтает – рукам мешает.

3. Язык острее мяча.

4. На языке мёд, а под языком – лёд.

Скороговорки

1. Яхта легка и послушна моя,Я бороздить на ней буду моря. 2. Ящерка на ящикеЯблоки на ярмарку

В ящике везла.

Чистоговорки

Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

Ял-ял-ял – кисель полезный, в нем крахмал.

Яр-яр-яр – сделал стол и стул столяр.

Игры

Игра «Слоговое лото».

Составьте слова из слогов: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя.)

Игра «Найди слово».

Из букв следующих слов составьте новые слова.

Ярмарка – яр, марка, рама, кара, маяк.

Яблоко – я, блок, кол, око, бок, лоб.

И г р а «Лесенка».

И г р а «Подбери слово».

Акростих

Я ельником шла,

Гостинец нашла –

Отличный, отличный, отличный,

До самых краев

Корзина полна,

И свеж аромат земляничный.

О т в е т : ягодки.

И г р а «Малышки-коротышки».

Мы – малышки-коротышкиБудем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и хвосты.

Это трудно, но не слишком.Ты сумеешь или нет?

Нам, малышкам-коротышкам,

Срочно вышли свой ответ.

Яр – маляр, столяр, ярмарка, яркость, боярин, боярыня, боярышник, бильярд, ярус, ярлык.

И г р а «Доскажи словечко».

Игра «Я» в квадрате».

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я.

Ответ : Я добрался до конца.

Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

Ответ : 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар,

2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

Ребусы

Ответ : семья, заяц, Ялта.

Загадки

Спасибо, дорогие, что посетили мою страничку! Успеха вам и творческих побед в в развитии и воспитании ваших детей!

Изучаем азбуку с детьми: стихи про букву Я

На этой странице сайт «Любимый Детский» собирает веселые, добрые и легкие в запоминании детские стихи про букву «Я» русского алфавита, которые написали современные авторы. Надеемся, что и вашим детям короткие стихи о букве «Я» из цикла Детская азбука в стихах понравятся.

Спасибо авторам!

( лучший способ помочь ребенку запомнить букву Я — в игровой форме выучить с ним короткий стишок про букву Я)

Изучаем алфавит: БУКВА «Я»

Вера Аношина

В алфавите буква «Я»

СамаЯ последнЯЯ,

Но бывают ребятишки,

Что её балуют слишком,

«Я» у них на первом месте,

Целый день их видишь вместе,

Слышно только «Я хочу»,

«Я умею», «Я могу»,

«Я главнее», «Я умней»…

Нет у Якалок друзей!

Не забудьте, буква «Я»

Нам нужна не длЯ себЯ!

Аппетитная азбука. Буква Я

Вера Аношина

ЯБЛОКО с собой взял в сад,

там полно уже ребят.

Откусить дал всем лишь раз…

фрукт исчез мгновенно с глаз.

Азбука растений в стихах. Буква Я

Михаил Метелёв

Яблоки душистые с яблони попадали,

На траву примятую, лежат у наших ног,

Соберем мы яблоки, отнесем их бабушке,

Испечет она для нас яблочный пирог.

Азбука животных в стихах. Буква Я

Михаил Метелёв

Ящерица юркая

На камне придорожном

Греется в тепле

Солнечных лучей,

Дни стоят осенние

Последние погожие,

Скоро сменит их пора

Затяжных дождей,

А за ней придет зима,

Белая, холодная,

Будет снег кружиться в танце,

Вьюга завывать,

Только ящерица наша

В пору ту бесплодную,

Спрятавшись подальше в норке,

Будет крепко спать.

Азбука Фрукты-овощи. Буква Я

Елена Черникова

Вместо зеркала – листочки.

Яблоко румянит щёчки.

Азбука в стихах. Буква Я

Наталья Шевякова

Яблоко..ну как конфетка

Пока спеет …держит ветка,

А поспеет,так держись

Кушать только не ленись.

Буква Я

Роза Горенбургова

Ярко-ярко солнце светит.

Яхта фрукты возит детям.

Привезла нам с ярмарки

Ягоды и яблоки.

Азбука для детей. Буква Я

Владимир Ломовцев

Вот дошли до буквы Я,

Эта буква крайняЯ,

Я скажу вам так, друзьЯ,

В азбуке без Я нельзЯ.

Якорь есть у корабля.

Яблоню растит земля.

Яйца курица несет.

Яркий солнце свет дает.

Яхта вышла в океан.

Яша сел в катамаран.

Азбука для малышей. Буква Я

Сказочник-Робинзон

На базар Яга ходила,

Ящик Яблок там купила.

Показала всем Язык,

И умчалась в тот же миг.

Дети, ешьте Ягоды,

Если вы не Ябеды!

Раз-два-три-четыре-пять,

Букву «Я» нам надо знать!

Весёлая азбука для детей. Буква Я

Елена Трифонова

Я сегодня сам испёк

вкусный ЯБЛОЧНЫЙ пирог.

Но осталось ЯБЛОК много.

Все не съесть.Нужна подмога.

Приходите поскорей!

Угощу я всех друзей:

двух Маринок,Яну,Яшу

и ещё соседа Сашу!

Чай заварен.Ждёт пирог.

Удержаться я не смог,

откусил совсем немножко!

Отчего ж на блюде крошки?!

Детская Азбука. Буква Я

Алекс Манфиш

Сколько Ягод! Сколько Яблок!

Ясно всё! Приплыл кораблик.

Мы приехали, друзьЯ,

Нас встречает буква Я.

ЦВЕТОЧНАЯ АЗБУКА . Буква Я

Илья Родионов

Я – Ясенец

Ясенец ясеня

Младшенький брат.

Об этом листочки

Его говорят!

Хочешь обидеть –

Подумай сто раз!

Старший братишку

В обиду не даст!

Евгений Мартишин

Ящик новый под столом.

Это для игрушек дом.

Поиграю – уберу.

Будет чисто на полу.

Азбука огородника. Яблоко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *