Звук п какой

Дифференциация звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ]

Цели:

1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков , и , .

3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.

4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята.

— Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.

1. “Колечко”

Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

2. “Кулак—ребро—ладонь”

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

3. “Лезгинка”

Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

4. “Ухо — нос”

Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

— Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.

II. Повторение пройденного

— На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.

— Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Прочитайте эти буквы:

А, О, У, Ы, Э

Я, Ё, Ю, И, Е

— Сколько гласных звуков вы знаете? (6)

— Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)

— Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)

— Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)

— Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.

— Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

III. Сообщение новой темы занятия

1. Письмо от Петрушки

— Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:

— Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:

В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)

—Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)

Петрушки в гостях у ребят

В гости к вам пришли Петрушки,

Принесли мы вам ПАМПУШКИ,

ПИРОГИ и ПЫШКИ.

— Кушайте, мальчишки!

И девчонок не забыли,

Им подарки накупили:

ПИРОГИ и ПЛЮШКИ.

—Кушайте, подружки!

Угощения на славу

На столе стоят по праву!

Мы Петрушки неспроста

Принесли их вам сюда!

Проведем сейчас опрос:

— Кто ответит на вопрос:

Звук, какой стоит, дружок,

Первым в слове ПИРОЖОК?

— Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?( )

— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

—В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
—Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

— Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ()

— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!

— Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

2. Характеристика звука П.

— Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.

— губы сомкнуты

— язык внизу

— голос не дрожит (глухой)

— воздушная струя (горячая)

— звук согласный

— Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)

— Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске

— А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:

Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)

— У нас в гостях Буратино.

Я — веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.
Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?

— Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ()

— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути —
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

— Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ()

— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

— Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.

3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)

— губы сомкнуты

— язык внизу

— голос дрожит (звонкий)

— воздушная струя (горячая)

— звук согласный

—Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)

—Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске

— Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.

IV. Закрепление темы занятия

— Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”

— Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.

В конце занятия мы их посчитаем.

пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.

— Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.

банка

сапог

кабан

лопата

собака

— Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.

— Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.

— При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)

V. Работа в тетрадях.

— Слушайте внимательно задание.

Задание 1.

—Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.

па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)

— Молодцы! Вы справились с этим зданием.

Задание 2.

— Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.

ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)

— Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.

VI. Физминутка

Хомка.

Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать

(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).

— Вместе с Хомкой мы отдохнули.

— А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.

Задание 3.

— На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

В море звонко волны блещут
Водяные брызги плещут

— Прочитайте слова данные за чертой.

— Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?

— Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?

— Прочитайте предложение, которое получилось.

— Все поняли задание?

— А теперь работа в парах.

— Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.

Бревна нужно нам белить
Стены нужно нам пилить
Огурцы солят в почки
Весной на деревьях набухают бочки
Весной вспахали плугом башню
Построили из камня пашню

— Все справились с заданием хорошо.

— А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?

— А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.

Задание 4. Письменно по карточкам

ЛА … Ы … АРАН
ЗУ … Ы … АКЕТ

— А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.

— Проверим как мы различаем звуки Б и П.

— Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.

Задание 5. письменно

Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.

Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.

… орис … ошёл в …ор за гри…ами.

— Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.

— Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии

VII. Итог занятия

— Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?

— Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.

Русский язык. Глухие согласные

Глухие и звонкие согласные звуки

В Русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.

Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

Звонкими являются следующие согласные: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Звонким является также звук , встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухие согласные звуки произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума

Глухими являются следующие согласные звуки: , , , , , , , , , , , , , , .

Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» — «Фи!» содержатся все глухие согласные.

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью.

Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.

Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)

1) в абсолютном конце слова: пруд ;

2) перед глухими: будка .

Система работы по автоматизации звуков П, Пь. рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Безуглая И.Л., логопед II категории ДДНЗ № 8 города Авдеевки, 2012г.

Система работы по автоматизации звуков П и Пь.

1 задание «Поймай звук».

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П: а, с, у, п, т, и, м, п, к.

2 задание «Отбери картинки». (Приложение 1)

Логопед показывает и называет картинку, ребёнок отбирает себе картинку, если в её названии есть звук П (или Пь), и оставляет логопеду, если такого звука нет.

3 задание «Подражаем звукам». (Приложение 2)

Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п , паровоз выпускает пар: П – П – П .

4 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 3)

Логопед читает слоги, указывая на них пальцем. После трёхкратного повторения «читает» слово-картинку. Затем эту же строку повторяют вместе с ребёнком.

а) па – па – па – палка , па – па – па – папа, па – па – па – палатка,

по – по – по – поле, пу – пу – пу – пуля, пы – пы – пы – пыль;

б) уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап — краб ;

в)шап – шап – шапка , лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,

кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.

5 задание «Чистоговорки». (Приложение 4)

По – по – по – песню пой.

Па – па – па – мелкая крупа. Пы – пы – пы – вытри пыль.

Пу – пу – пу – купили мы крупу. Пу – пу – пу – летит пух.

Пы – пы – пы – желтые снопы. Уп – уп – уп – готовлю суп.

6 задание «Закончи слово». (Приложение 5)

Ребёнку предлагается закончить слово, добавив слог ПА, затем повторить слово целиком: па-(па), лам-(па), кру-(па), лу-(па), ла-(па), тол-(па).

7 задание «Один — много» . (Приложение 6)

Логопед показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе (в первый раз ребёнок просто повторяет оба варианта за логопедом):

Папа – папы лампа – лампы крупа — крупы

Лупа – лупы лапа – лапы толпа – толпы

8 задание «Продолжи слово». (Приложение 7)

Ребёнок рассматривает, а логопед называет все предложенные картинки. Затем логопед называет первый слог слова, а ребёнок должен выбрать и назвать (показать) те картинки, название которых начинается на этот слог.

ПА – павлин, папка. ПУ – пушка, пуля. ПО – поле, полка. ПЫ – пышка, пыль.

9 задание «Чего нет?». (Приложение 7)

Логопед закрывает карточкой одну из картинок, ребёнок должен сказать, чего не стало.

Павлина, папки, пушки, пули, поля, полки, пышки, пыли.

10 задание «Что делают?» (Приложение 8)

Ребёнку предлагается назвать действия по картинкам. Логопед помогает вопросами: — Дети что делают? – Плавают.

Глаголы: плавают, поют, прыгают, путешествуют, плачет, пылесосит, просит, спят, топают, купаются, копают, пишут.

11 задание «Твёрдые — мягкие»

а) логопед вместе с ребёнком поёт песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь (при необходимости во время произношения звуков можно приложить к губам палец).

б) повторяем слоги с твёрдым, затем с мягким звуком. Можно поиграть с мячом: логопед говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.

Па-па-па – пя-пя-пя пы-пы-пы – пи-пи-пи

По-по-по – пё-пё-пё пу-пу-пу – пю-пю-пю

12 задание «Читаем слоги и слова». (Приложение 9)

Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.

Пя – пя – пя – пятки пи – пи – пи – пирог

Пю – пю – пю – пюре пе – пе – пе – песня

Пё – пё – пё – пёс пе – пе – пе — печка

13 задание «1 – 2 – 5 » (Приложение 10)

Логопед предлагает «сосчитать» картинки по образцу:

Одно платье – два платья – пять платьев.

Одна лампа – две лампы – пять ламп.

Один компьютер – два компьютера – пять компьютеров.

Один паровоз – два паровоза – пять паровозов.

Один паук – два паука – пять пауков.

Один пингвин – два пингвина – пять пингвинов.

Одна цепь – две цепи – пять цепей.

Одна черепаха – две черепахи – пять черепах.

Одна парта – две парты – пять парт.

Один пароход – два парохода – пять пароходов.

Одно пальто – два пальто – пять пальто.

Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.

Одна пушка – две пушки – пять пушек.

Один гриб – два гриба – пять грибов.

Одна печь две печи – пять печей.

Один сапог – два сапога – пять сапогов.

14 задание «Звуки П и Пь» (Приложение 11)

Логопед предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.

Слова со звуком П: платье, лапти, паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.

Слова со звуком Пь: компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.

15 задание «Делим слова на слоги» (Приложение 12)

Логопед предлагает ребёнку поделить каждое слово на слоги и провести от картинки линию к домику с таким числом этажей, сколько слогов оказалось в слове.

Односложные слова: зуб, гриб.

Двусложные слова: пальма, тюльпан, капли.

Трёхсложные слова: пеликан, попугай, капитан.

16 задание «Скороговорки и стихи» (Приложение 13)

Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.

Пекарь пёк пироги в печи. Пошла поля полоть в поле. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

В поле Фрося полет просо.

— Расскажите про покупки.

— Про какие, про покупки?

— Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

17 задание «Определяем место звука в слове» (Приложение 14)

Логопед знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.

Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.

Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.

Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп.

Задания с буквой п для дошкольников. Буква п — занятие

7. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова! ()

8. Составить из слогов слова! ()

9. Прочитай слова и найди их на картинк е! ()

10а. Звук П и ПЬ ()

10б. Отгадайте загадку! ()
(1) В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
/Паук/

(2) На полюсе южном
Морозном и вьюжном
Родился у мамы дитёныш один.
Он в море ныряет,
Простуды не знает,
Ведь он настоящий…
/Пингвин/

13. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова? ()

14. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ. ()

15. Соедини с буквой П только те предмета, названия которых начинаются со звуков «П» и «ПЬ». ()

16. Прочитай слоги и отметь красным карандашом гласный звук, а синим — согласный. ()

17. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек . ()
18. Определи первый звук в названии каждой картинки . Впиши её в клеточку и прочитай название животного.()

19а. Печатная буква П ()

19б. Печатная буква П ()

19в. Печатная буква П ()

Буква П прописью ()

19г. Прописная буква П ()

19д. Буква П — пропись для детей ()

20. Логопедическое лото ()

21а. Рабочий лист Т.В.Игнатьевой ()
21б. Рабочий лист ()

21в. Рабочие листы ()

21г. Рабочий лист из «Игры по развитию речи»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки , , дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком .

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука :

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП…

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «:

п, м, т, м, п…; па, ма, мы…; an, оп, ум…;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук .

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-…; …ап-па; оп…

Задание 8 . Работа с картинками: — четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? «;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука ;

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук , определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук . Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — …, Оля — …

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком .

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?… (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь…

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук »

пь, ть, мь, пь…; пя, мя, пи, ти…; перо, пила, молоко, пироги корова…

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог…;

ПЕ: -рец, -чень, -карь…

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков —.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «: п, пь, пь, п…

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-…; пя-па, пи…

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками и .

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.

Цель занятия: изучаем букву П, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой П, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву П по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

У дедушки Паши есть большая блестящая труба. Когда дедушка дует в трубу, она поет: пу-пу-пу!..

  1. Повтори, как поет труба.
  2. ПУ — какой тут первый звук?

При произнесении слов взрослый и повторяющий слоги и слова ребенок подчеркнуто артикулируют звук .

  1. Как звали дедушку?
  2. Какой первый звук в словах ПАША? — ПОДСОЛНУХ? — ПОМИДОР?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:


Когда мы произносим звук , губы сначала смыкаются, потом размыкаются. Произнеси: П! Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук .

  1. Гласный или согласный звук ?
  2. С голосом или без голоса мы произносим этот звук?
  3. Какие гласные звуки ты знаешь?
  4. А какие ты знаешь согласные звуки?
  5. Вспомни и назови слова, в которых первый звук .

Рассмотри букву П. На что она похожа? Напиши букву П в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? … (Палатка.)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? … (Петушок.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я… (подосиновик).

Я — хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны… (подушка).

Я взял муку и взял творог.
Испек рассыпчатый… (пирог).

Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять).

Он круглый и красный.
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).

Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева»,-
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в … (паутине).

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник.
Букварь и … (пенал).

Веселятся Коля, Лена —
Это значит… (перемена).

Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали?
Это … (птица).

Сказка про букву П

День поросенка
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете почтальону:
— Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко, не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

Помогите! Тону-у! — кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо — Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.
— Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

Загадки для детей на букву П

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня».
(Полотенце)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела)

Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает.
(Пылесос)

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос)

Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг.
(Подснежник)

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
(Подосиновик)

Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)

Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажите, я такой?
(Подъемный кран)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.
(Пальцы)

Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?
(Пастух)

Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт.
(Паук)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.

Золотое решето
Черных домиков полно.

Пословицы и поговорки на букву П

Поздно поднялся — день потерял, в молодости не учился — жизнь потерял.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Правда глаза колет.
Пишут не пером, а умом.
Признание — половина исправления.
Переливать из пустого в порожнее.

Веселые стихи про букву П для детей

Петя
Петуха спросили дети:
— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
— Хорошо умею петь я.
(И. Коньков)

Попугай
— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет попугай?
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!
(Б. Заходер)

Полосатые стихи
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у Енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума — полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята —
Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
(Г. Сапгир)

Пони
Адрес перепутали
Маленькие кони:
Вместо Лилипутии
К нам попали пони.
(А. Шлыгин)

Прививка
— На прививку!
Первый класс!
— Вы слыхали?
Это нас!
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну подумаешь, укол!
Укололи и — пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
— На прививку!
Первый класс!
— Вы слыхали?
Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки.
(С. Михалков)

Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
(В. Берестов)

До чего красив Павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается С хвоста.
(Б. Заходер)

Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом
— Прослывешь большим глупцом.
(Ф. Бобылев)

Паучок приехал на базар,
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
— Кто из вас желает паутинки?
(В. Орлов)

В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
— Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывет.
— Слов на букву П немало,
— Птичка Пеночка сказала.
(Г. Сатир)

Петрушка-озорник привез
На самый полюс Пылесос.
Он в пять минут почистил льдину,
Ну а потом — пиджак пингвину.
(Г. Сатир)

Причина
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет.
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир.
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
(В. Викторов)

Продленный день
Две девчонки говорили:
— В нашей школе день продлили!
— Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали.
Тут же нас
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом обед продленный —
Борщ, сметаной забеленный.
А потом — внимание! —
Во дворе гуляние!
А потом — продленный срок,
Чтобы выучить урок.
Только вечер очень-очень
Был в тот вечер укорочен.
(Л. Фадеева)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Постановка звука П

Буква П: задания для дошкольников, стихи, сказки о ней и игры для детей представлены в данном уроке. Он поможет провести развивающее занятие по изучению алфавита для детей, познакомить их с буквой П.

Знакомство с буквой П.

Цели и задачи

Цели урока состоят в знакомстве дошкольников с буквой П и ее написанием, способствовании развитию словесно-логического мышления, памяти, внимания у ребенка. Дошкольникам предлагается изучить слоги, которые буква образует, ее фонетические характеристики, правила написания П печатным и письменным вариантами.

Для начала необходимо повторить, какая буква стоит в алфавите перед П. Ребенку нужно прописать «О» и назвать слова, начинающиеся с нее.

Знакомство с буквой П

П — семнадцатая в алфавите. Она пишется так: П (две вертикальные палки, над которыми перегородка; похожа на прямоугольную арку) и письменная П (как печатная, но с «хвостиками» на концах палок).

Артикуляция звука П

Изучаем фонетические характеристики П. Звук — согласный; глухой, парный ; твердый, парный . Особенности артикуляции буквы П: губы сжаты и размыкаются под воздействием выдыхаемого воздуха. Кончик языка слегка отходит от нижнего ряда зубов. Язык плоский. Голосовые связки должны быть в расслабленном состоянии.

Карточка с буквой П для выполнения задания.

Задание для дошкольников: печатная буква П

Ребенку нужно нарисовать предметы, на которые похожа печатная П; вещи, названия которых начинаются с нее. Также необходимо написать заглавную и маленькую буквы несколько раз. Для этого понадобится карточка, где написана большая П, пропись, изображения предметов, похожих на П и начинающихся на нее.

Слоги с буквой П

Это: па (ПАук), пе (ПЕрец), пе (ПЁсик), пи (ПИнгвин), по (ПОмидор), пу (ПУзырь), пы (ПЫлесос), пю (ПЮре), пя (ПЯтачок).

Эти слоги вместе с примерами слов нужно прописать несколько раз для лучшего усвоения материала.

Сказки с буквой для детей

Чтобы ребенку было проще запомнить новое, можно познакомить его со сказками про П.

В стране Алфавит жили 33 буквы. У каждой из них была своя жизнь. Все они были разными и неповторимыми, у всех был свой характер. Например, Н была непоседливой, Л- ленивой, А-аккуратной. А П была печальной. Она произносила слова глухо и тихо, ее плохо слышали. Она часто плакала, потому что ей неудобно было жить в доме: в дверь не пройдешь, на стуле не посидишь, приходится вечно стоять, как табуретка.

Тогда она решила отправиться в увлекательное путешествие по стране в поиске других глухих звуков, с которыми она могла бы дружить и которые помогли бы ей построить более удобное жилище.

Она прошла поле и дошла до джунглей, где жили попугаи. Увидев букву, они сильно обрадовались и начали кричать: «Привет! Привет!». И тогда П поняла, что она точно может найти друзей, ведь с нее начинаются слова: «привет», «пока», которые произносят при встрече и прощании с друзьями. С нее начинается слово «помощь», которое так важно в дружбе. П сразу повеселела и пошла домой.

Придя домой, она напекла пироги своим соседям — буквам О и Р. Они пообщались, и соседки решили помочь построить для П просторный дом. Они стали часто навещать ее, приносить подарки и стали ее лучшими подругами! Так П поняла, что она важна. И ей стало сладко жить.

В мире Азбуки случилось Происшествие: Пропала П. Никто не мог Понять, куда она делась. У Порога ее жилья нашли записку: «П Похитили мы, Пираты! Принесите сокровища, и сможете Получить ее назад.» У букв не было никаких сокровищ, поэтому они решили всем алфавитом спасать Подругу.

На Паруснике Пиратов Плакала П: «Зачем вы меня Похитили? Я нужна дома, чтобы дети могли читать и Писать». «А зачем это нужно?»-спросили Пираты. «Чтобы быть образованными, многое знать, делиться информацией с другими. И ведь это так интересно, сидеть, перелистывая страницы книги, читая газеты. Можно Писать Поэмы, Письма»-ответила П. «Мы тоже хотим!»-закричали Пираты.

Вдруг на корабль стали Подниматься буквы. «Мы спасем тебя!»- воскликнули они. «Подождите! Поможем Пиратам научиться читать и Писать. Тогда они Перестанут Похищать кого-то и будут заниматься образованием». Таким образом Пираты стали грамотными и решили оставить разбой.

Загадки, пословицы и поговорки

Загадки помогут определить, как ребенок усвоил изученное.

***
С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться —
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!
(Буква П)

***
Я писал ее до полдника —
Перекладина, два столбика.
Как турник, иль дверь в купе,
В алфавите буква … (П)

***
Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву… (П)

***
Ярко-красный гребешок
Гордо носит (Петушок).

Пословицы помогают ребенку выучить букву П.

Пословицы и поговорки тоже могут помочь при изучении алфавита. Дайте ребенку небольшой список народных мудростей, начинающихся с П. Пусть он вклеит их в пропись, чтобы все время повторять. После пусть подчеркнет П.

  1. Пан или пропал.
  2. Пар любить — баню топить.
  3. Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха.
  4. Пей да дело разумей.
  5. Пень колотить — день проводить.
  6. Первая вина прощается.
  7. Перед смертью не надышишься.
  8. Перо про бумажку, а игла про рубашку.
  9. Пес космат — ему тепло; мужик богат — ему добро.
  10. Песком моря не засыплешь.
  11. Петуху ячменное зерно жемчужины дороже.
  12. Петушиным гребнем головы не расчешешь.

Стихотворения про букву

«П»- ворота, табурет,
Стол… Похоже или нет?
ПаПа так сказал: «Похоже!»
Я согласна с ПаПой тоже!

На букву П у нас Песок,
И Помидор, и Петушок,
Пузырики, Подарки
И Пони в зооПарке

Этой буквы я не знал,

А сегодня написал.

Учим вместе П сейчас,

Она радует всех нас.

Предложите ребенку выучить стих про букву П.

Подходящие игры

Можно предложить детям игру для усвоения материала. На подготовительном этапе начертите 9 столбцов:

Нужно заполнить все столбики словами этих групп на П. Тот, кто первый напишет по одному в каждую колонку, может остановить игру. У кого больше всего слов — выиграл.

Пример заполнения таблицы:

  • Псков;
  • Перу;
  • Павел;
  • Пингвин;
  • Папоротник;
  • Пирамида Хеопса;
  • Персидский залив, Петр Первый;
  • «Приключения Алисы в зазеркалье».

Эта игра поможет не только запомнить букву П, но и развить смекалку.

Игра «Запоминалки»

Напишите на 5 карточках легкие слова, начинающиеся на П. Дайте ребенку минуту на запоминание и переверните их. Он должен будет назвать все, что запомнил. Добавьте еще 2 слова и дайте 45 секунд на запоминание. Потом увеличьте количество до 10. Если ребенок назовет все, он выиграл.

И напоследок повторите, что ребенок усвоил за этот урок. Вопросы для детей:

  1. Какую букву мы сегодня изучили?
  2. С каким звуком она образует пару звонкости-глухости?
  3. Как она пишется?
  4. Какие слоги вы знаете с этой буквой?
  5. Какие слова, начинающиеся на П, вы можете назвать?

Если дети ответили на все эти вопросы, то материал можно считать пройденным. Если нет, повторите с ребенком то, что он не понял.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *