Звук в фонетике

Фонетика — это раз­дел нау­ки о язы­ке, пред­ме­том иссле­до­ва­ния кото­ро­го явля­ет­ся звук. Звук явля­ет­ся основ­ной еди­ни­цей язы­ка наря­ду со сло­вом и пред­ло­же­ние, но в отли­чие от них он сам по себе не име­ет ника­ко­го зна­че­ния.

Фонетика и звук

Звуки выпол­ня­ют в язы­ке важ­ную смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ную роль. Они оформ­ля­ют сло­во фоне­ти­че­ски, созда­вая его внеш­нюю зву­ко­вую обо­лоч­ку.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое фоне­ти­ка дает Википедия:

Фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «зву­ко­вой») — раз­дел линг­ви­сти­ки, изу­ча­ю­щий зву­ки речи и зву­ко­вое стро­е­ние язы­ка (сло­ги, зву­ко­со­че­та­ния, зако­но­мер­но­сти соеди­не­ния зву­ков в рече­вую цепоч­ку).

Звуки, соеди­ня­ясь в раз­ные ком­би­на­ции, помо­га­ют раз­ли­чать сло­ва в речи. В каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лен­ное коли­че­ство зву­ков. Сравним:

  • бор — сбор;
  • порт — спорт;
  • кош­ка — окош­ко;
  • кас­ка — сказ­ка

Слова раз­ли­ча­ют­ся набо­ром зву­ков и после­до­ва­тель­но­стью их рас­по­ло­же­ния. Понаблюдаем за сло­ва­ми, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся

одним зву­ком

  • вагон — вазон;
  • поход — под­ход;
  • город — ого­род;

дву­мя зву­ка­ми

  • лож­ка — облож­ка;
  • фасоль — пароль;
  • смаз­ка — замаз­ка.

В фоне­ти­че­ском обли­ке слов наблю­да­ем отли­чие в после­до­ва­тель­но­сти зву­ков:

  • сорт — торс;
  • кор­шун -шну­рок;
  • короб — порог ( — ).

Образование звуков языка

Фонетика изу­ча­ет каж­дый звук с точ­ки зре­ния аку­сти­ки, как физи­че­ский объ­ект, и арти­ку­ля­ции — спо­со­ба обра­зо­ва­ния зву­ка с помо­щью орга­нов речи чело­ве­ка. Звуки обра­зу­ют­ся в рече­вом аппа­ра­те при выды­ха­нии воз­ду­ха. К рече­во­му аппа­ра­ту отне­сем гор­тань с голо­со­вы­ми связ­ка­ми, рото­вую и носо­вую поло­сти, язык, губы, нёбо.

Гласные звуки

Они состо­ят толь­ко из голо­са.

Согласные звуки

Выдыхаемый воз­дух может встре­тить пре­гра­ду в рото­вой поло­сти в виде смыч­ки или сбли­же­ния орга­нов речи и вый­ти через рот или через нос. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они состо­ят из шума, а неко­то­рые — из голо­са и шума.

Источник изоб­ра­же­ния: абв-стенд.рф

Фонетическая позиция звука

В речи все зву­ки нахо­дят­ся либо в силь­ной пози­ции, либо в сла­бой. В силь­ной пози­ции звук слы­шит­ся отчет­ли­во. Для глас­ных зву­ков силь­ная пози­ция — это нахож­де­ние зву­ка под уда­ре­ни­ем, а сла­бая — без уда­ре­ния, напри­мер:

  • го́рка — гора́
  • ведро́

Согласный звук име­ет силь­ную пози­цию, если рядом с ним нахо­дят­ся глас­ные зву­ки:

боро­да, воро­та, ура­ган, рука, сто­лик, чулан, тро­пы.

Слабой пози­ци­ей для соглас­ных зву­ков явля­ет­ся их рас­по­ло­же­ние

1. в кон­це сло­ва

  • гар­де­роб
  • кров
  • пирог
  • брод
  • сто­рож
  • князь

2. перед глу­хи­ми соглас­ны­ми

  • ко́вшик
  • вста́вка
  • обхо́дчик

Видеоурок «Фонетическая транскрипция»

Видеоурок «Фонетический разбор слова»

  • Количество глас­ных и соглас­ных зву­ков в рус­ском язы­ке
  • Как запом­нить глас­ные и соглас­ные зву­ки
  • Что такое сонор­ные зву­ки
  • Согласный «л» звон­кий или глу­хой?
  • Согласный «м» звон­кий или глу­хой?
  • Согласный «н» звон­кий или глу­хой?
  • Звук «ц» твер­дый или мяг­кий, звон­кий или глу­хой?
  • Звук «ч» твер­дый или мяг­кий?
  • Количество шипя­щих зву­ков в рус­ском язы­ке
  • Как узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве
  • Звуко-буквенный (фоне­ти­че­ский) раз­бор сло­ва
  • Что такое чере­до­ва­ние зву­ков
  • Беглые глас­ные в корне, суф­фик­се и при­став­ке

Звуковые единицы речи

  1. XІ. ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ
  2. А 11.В2. Морфологический анализ. Части речи.
  3. Вопрос о частеречном статусе модальных слов. В.В. Виноградов о месте модальных слов в системе частей речи. Синтаксические функции вводно-модальных слов.
  4. Восприятие речи. Управление языком тела и невербальными сигналами
  5. Выделяются четыре основных подстиля письменной научной речи.
  6. Географическая сегментация – деления рынка на различные географические единицы: районы города области страны регионы и т.д.
  7. Единицы измерения пропускной способности каналов связи
  8. Единицы информации
  9. Единицы политических коммуникаций
  10. Жанры письменной деловой речи.
  11. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.

(по Аванесову) С ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу высказывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объединен в произношении особой интонацией, указывающей на его относительную смысловую законченность, и отделен от других отрезков паузой.

Высказывание может члениться на речевые такты (или синтагмы), которые отделяются друг от друга более короткими паузами. Ритмико-интонационное членение высказывания обусловлено смыслом, значением, которое вкладывает в него говорящий, а при чтении – пониманием текста читающим.

Фонетические закономерности, существующие в русском языке, действуют в пределах фонетического слова, в состав которого входят безударные служебные слова и частицы. Слова делятся на фонетические единицы – слоги. (по Матусевич) Слог – минимальная произносительная единица. Русский слог не является носителем смысла, он является результатом физиологической последовательности движений артикуляционных органов, дающих определенный акустический результат. Границы слога не определяются смысловыми условиями, но не являются совершенно свободными. Основа слогоделения – удобство произношения и восприятия.

Для выделения наименьшей звуковой единицы речи необходимо выяснить, как происходит деление потока речи. Речевой поток ни артикуляционно, ни акустически не распадается на отдельные звуки (поэтому мы не способны расчленить на отдельные звуки речь на незнакомом языке, она кажется нам в фонетическом отношении аморфной). Данные приборов также показывают сложную природу звука, его неоднородность (например, по данным эксперимента, проведенного Щербой, звук в слове ад имеет 6 различных оттенков). Немецкие ученые П. Менцерат и А. Лацерда указывают, что в речевой цепи имеет место коартикуляция, т.е. артикуляция соседних звуков перекрещивается и разделить их невозможно.

Дж. Фланаган писал: «Распознавание лингвистических элементов основано на знании контекстуальных, грамматических и семантических закономерностей данного языка. Достаточно изучить сравнительно небольшое количество звуковых спекрограмм, чтобы убедиться, что в общем случае в акустическом сигнале не существует очевидных фонетических границ».

Трубецкой полагал, что фонемы в слове вычленяются как и морфемы на основании ассоциативного анализа. Слово воспринимается как состоящее из фонем, потому что те же фонемы встречаются в других словах данного языка. «Благодаря этим звуковым ассоциациям с различными другими словами того же языка данное слово <…> разлагается на его фонологические составные части, т.е. на отдельные звуковые представления или фонемы».

Л.В. Щербой полагал, что ведущим началом в членении речи на звуки является потенциальная связь их со смыслом, возникновением определенных смысловых ассоциаций # с представлением субъекта в словах корова, вода; с представлением прош. времени в словах пил, дал.

Зиндер указывает, что на том же основании человек разграничивает звуки, стоящие на стыке двух морфем, а при отсутствии морфемной границы соответствующие сочетания членятся в следствие системного характера языковых явлений. Морфологическую функцию фонема может обретать в результате чередования (внутренняя флексия). Некоторые фонемы, никогда не встречающиеся вне сочетаний с другими, обособляются в силу остаточной выделимости # слог делится на две части, за счет выделения в формах смеха, страха.

Следовательно, отдельный звук речи вычленяется из звуковой последовательности лишь как представитель фонемы, как форма ее реализации в речи. Хотя понятия звук и фонема противопоставлены как единица языка и единица речи, они оказываются теснейшим образом связанными между собой.

По данным исследователей детской речи, способность расчленять слог на звуки у русскоязычных детей развивается лишь к школьному возрасту на базе уже усвоенной морфологической системы.

Процесс коммуникации.Лингвистические и экстралингвистические аспекты речи.

(по Зиндеру С. 42) В плане общей теории коммуникации язык можно рассматривать как код, а речь – как сообщение. Восприятие при это является процессом декодирования. Речевая деятельность (Л.В. Щерба) включает процессы говорения и понимания. Понимание речи и ее восприятие не одно и то же. В понимании имеется экстралингвистический аспект; оно предполагает знакомство слушателя с теми явлениями объективной действительности, которые служат предметом высказывания, его содержанием.

Восприятие предшествует пониманию, т.к. заключается в декодировании звукового речевого сигнала. Для восприятия достаточно только владение языковым кодом. Надежность восприятия обеспечивается повышенной помехоустойчивостью языкового кода, его избыточностью. Восприятие возможно без понимания, понимание же без восприятия немыслимо. Восприятие предшествует пониманию и может быть определено как распознавание звуковой стороны значимых единиц языка – морфем, слов, фраз.

Восприятие как распознавание – это идентификация соответствующего звука. Восприятие является не чисто физиологическим процессом, а фонетическим, т.к. определяется языковой системой.

Звуковые единицы и звуковые средства языка

ФОНЕТИКА

Фонетика(греч.phōnē – звук, phōnētikos – звуковой)– это учение о звуковой стороне языка; наука, изучающая звуковые средства (звуки, ударение, интонацию) и звуковые единицы языка (звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы).

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук, так как имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного смыслового значения.

Речь линейна. Речь представляет собой звуковой поток, который членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые разными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются речевая фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Речевая фраза- это отрезок звучащей речи, заключенный между двумя длительными паузами, объединенный интонацией законченности и одним фразовым ударением.

Речевой такт (или синтагма) — часть речевой фразы между двумя короткими паузами, объединённая интонационно и одним тактовым ударением.

Речевая фраза и речевой такт выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и такты связано со смыслом и синтаксическим членением.

Царь с царицею простился, /

В путь-дорогу снарядился, /

И царица у окна /

Села ждать его одна. //

Фонетическое слово — часть речевого такта, объединённая одним словесным ударением.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам, так как в русском языке часть служебных слов и частиц не имеет самостоятельного ударения. Такие слова примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой: наÈгорé, неÈзнáю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой: скажú-Èка, конéчноÈже, придëтÈли.

Слог — часть фонетического слова, которая произносится на одном толчке выдыхаемого воздуха.

Звук — минимальный элемент звукового потока речи; главный элемент «природной материи» языка.

В звуковом потоке следует различать линейные, или сегментные, единицы языка и нелинейные, или суперсегментные. Под линейными (сегментными) единицами понимаются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, речевая фраза, то есть звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом. Звук – наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких.

Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам. К суперсегментным (нелинейным) единицам относится ударение и интонация. Они отличаются от сегментных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков речи, а только вместе с ними. Они как бы накладываются на линейные отрезки: линейный отрезок можно произнести отдельно, а суперсегментный – только вместе с ним.

Итак, кроме звуков, к звуковым средствам, способствующим выражению содержания в языке, относятся ударение и интонация.

Почему важно знать законы фонетики

Человек, говорящий на своем родном языке, обычно не задумывается, что существуют какие-то фонетические законы. Он просто произносит привычные для него звуки и понимает окружающих, которые говорят примерно так же, как и он. Проблемы начинают возникать, если человек произносит звуки родного языка неправильно. Он обращается к логопеду, который дает ему соответствующие упражнения и объясняет, какие части речевого аппарата в каком случае должны участвовать в звукообразовании.Необходимость корректировать речь возникает не у васех. А вот читать и писать учатся все. Вот тут-то ученик и выясняет, что, оказывается, не все слова пишутся так, как слышатся. Чтобы для ребенка это не оказалось неприятной неожиданностью, его необходимо учить различать звуки речи задолго до того, как он начнет осваивать буквы. Можно использовать, например, модели, обозначая специальными значками гласные и согласные, твердые и мягкие, шипящие и свистящие. Ребенок начнет задумываться над тем, как же он говорит, и это облегчит ему дальнейшее обучение. Его не удивит, что в русском языке есть буквы, которые вообще не обозначают никакого звука, но свидетельствуют о мягкости согласного или о том, что согласный и гласный в конкретном случае не нужно произносить слитно.Знание законов фонетики сделает значительно более увлекательным изучение литературы. Ведь стихи и прозу пишут люди, которые в совершенстве владеют этими законами. Тот или иной звук способен передать образ предмета или явления. Поэту или писателю нет необходимости подробно описывать предмет, он может сказать одно-два слова — и читатель сам все поймет. Особенно виртуозно владеют звуковой стороной речи детские поэты — достаточно вспомнить хотя бы С. Маршака, К. Чуковского и других, на чьих стихах выросли многие поколения читателей.Тому, кто хочет научиться красиво говорить или хорошо писать, практическое применение законов фонетики просто необходимо. Дело в том, что неуместные звуковые сочетания зачастую придают сказанному дополнительный смысл. Хорошо, когда этот смысл не противоречит основному. Но может случиться и так, что серьезное произведение покажется смешным только из-за того, что автор просто не слышит, что самые обычные звуки в его произведении оказались в очень неподходящем окружении. В результате чего слушатель обнаружил новое и совершенно ненужное в данном контексте слово.Кроме звука, сегментными единицами фонетики являются слог, фонетическое слово, речевой такт и речевая фраза. Есть и суперсегментные единицы, к которым относятся ударение, тон, темп и длительность. В каждом языке свое сочетание этих единиц. Им нужно научиться владеть, чтобы ваша речь не казалась слишком быстрой или слишком медленной, неразборчивой или похожей на речь робота. В особенности это важно учитывать тем, чья профессия связана с публичными выступлениями. У актеров и в обычной жизни сохраняется привычка говорить выразительно и разборчиво, с интонациями, в максимальной степени передающими смысл сказанного.Изучение законов фонетики необходимо тем, кто начинает учить иностранный язык. Неправильное произнесение похожих звуков ведет к тому, что слушатели вас просто не поймут, или поймут, но неправильно. В одних языках есть редукция гласных, в других ее нет. При образовании вроде бы похожих согласных нередко участвуют разные части речевого аппарата, а соответственно, звук имеет иную окраску. Для того чтобы понять, чем звуки одного языка отличаются от звуков другого, необходимо как можно больше слушать иноязычную речь. Кроме того, сейчас существуют компьютерные программы, которые позволяют корректировать фонетику.

Фонетика

Лингвистика

Теоретическая лингвистика

Дескриптивная лингвистика

Прикладная лингвистика

Прочее

Портал:Лингвистика

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

  • 1 Предмет фонетики
  • 2 Три аспекта фонетических исследований
  • 3 История фонетики как науки
  • 4 Методы фонетических исследований
  • 5 Основные фонетические единицы и средства
  • 6 Разделы фонетики
  • 7 Артикуляционная фонетика
  • 8 Перцептивная фонетика
  • 9 Классификация звуков речи
    • 9.1 Акустические признаки
    • 9.2 Согласные
      • 9.2.1 звонкие
      • 9.2.2 Сонорные
      • 9.2.3 Место образования
    • 9.3 Гласные
  • 10 Фонетика русского языка
    • 10.1 Чередования
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Три аспекта фонетических исследований

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Активны или пассивны голосовые связки

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

История фонетики как науки

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).

Методы фонетических исследований

  • Артикуляционный аспект:
    • самонаблюдение (интроспекция)
    • палатографирование
    • лингвографирование
    • одонтографирование
    • фотографирование
    • киносъёмка
    • рентгеносъёмка.
  • Акустический аспект:
    • осциллографирование
    • спектрографирование
    • интонографирование.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность — время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Артикуляционная фонетика

Место артикуляции звуков

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Классификация звуков речи

Все звуки речи делятся на гласные и согласные — это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый звучащий звук: , самый шумный: .

В пределах шумных выделяют:

скройте на время

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

  1. свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода — это гласные;
  2. суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода — это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся , , , , , , , , а также и гортанные придыхательные ;
  3. сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду — смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это , и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа ;
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское ), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру!).

звонкие

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся р, л, м, н, й’ (р’, л’, м’, н’)

Место образования

Основная статья: Место образования

Гласные

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса — музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

Фонетика русского языка

Основная статья: Русская фонетика

Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема — это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить — ). В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c- сделать — : глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими — оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад — , но клады — .

Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).

Редукция — видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил — , где Ъ-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.

Чередования

Как было упомянуто выше, в процессе речи звуки чередуются, сменяют друг друга. Порой эти чередования принимают вид довольно причудливых сочетаний, ср. жёлтый — желтеть — . О чередуется с Ы. Чередование О//Ы называется минимальным фонемным рядом. Существует несколько различных фонемных рядов, вот наиболее распространённые из них:

  • О//А: говор — говорить
  • Е//И: держит — держать
  • А//И: час — часы
  • А//Ы: жаль — жалеть и т. д.

Различают два вида чередований: фонетические и исторические. Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные — позицией звука в слове, морфеме.

Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу — бежать, где бег чередуется с беж (раньше было 2 различных глагола); рука — ручной и т. д.

См. также

  • Фонология
  • Звуковедение

Примечания

Фонетика и фонология
Основные понятия
Фонетика Речевой звук • Речевой поток • Сегментация • Артикуляционный аппарат • Фонация • Артикуляция • Место образования согласных • Форманта • Гласные • Согласные • Ударение • Тон • Интонация • Слог • Мора • МФА • РЛА • Фонетическая транскрипция • Универсальные фонетические классификации
Фонология Фонема • Оппозиция • Позиция • Нейтрализация • Дифференциальный признак • Минимальная пара • Фонологизация • Аллофон • Вариант фонемы • Вариация фонемы • Архифонема • Гиперфонема • Чередование • Фонематическая транскрипция
Персоналии И. А. Бодуэн де Куртенэ • Н. С. Трубецкой • Л. В. Щерба • Л. Р. Зиндер • М. И. Матусевич • Л. В. Бондарко • В. Б. Касевич • Р. И. Аванесов • В. Н. Сидоров • А. А. Реформатский • М. В. Панов • Р. О. Якобсон • Н. Хомский • М. Халле • Г. Фант
Фонологические концепции Казанская лингвистическая школа • Фонологическая концепция Н. С. Трубецкого • Петербургская фонологическая школа • Московская фонологическая школа • Фонологическая концепция Р. И. Аванесова • Фонологическая концепция М. В. Панова • Порождающая фонология
Разделы и дисциплины Артикуляционная фонетика • Акустическая фонетика • Перцептивная фонетика • Просодия • Акцентология • Орфоэпия • Экстранормальная фонетика
Морфонология • Морфология • Синтаксис • Портал:Лингвистика
Согласные звуки в Международном фонетическом алфавите
Согласные (Список, Более полная таблица) См. также: Алфавит МФА, Гласные
Лёгочные Губно-губные Губно-зубные Зубные Альв. Постальв. Ретр. Палат. Вел. Увул. Фаринг. Эпигл. Глотт. Нелёгочные и прочие
Носовые m ɱ n ɳ ɲ ŋ ɴ Щёлкающие ʘ ǀ ǃ ǂ ǁ
Взрывные p b t d ʈ ɖ c ɟ k ɡ q ɢ ʡ ʔ Имплозивные ɓ ɗ ʄ ɠ ʛ
Фрикативные ɸ β f v θ ð s z ʃ ʒ ʂ ʐ ç ʝ x ɣ χ ʁ ħ ʕ ʜ ʢ h ɦ Абруптивы
Аппроксиманты ʋ ɹ ɻ j ɰ Другие латеральные ɺ ɫ
Дрожащие ʙ r ʀ я Коартикулированные аппроксиманты ʍ w ɥ
Одноударные ѵ ѵ ɾ ɽ ɢ̆ ʡ̯ Коартикулированные щелевые ɕ ʑ ɧ
Латер. фрикат. ɬ ɮ ɭ˔̊ ʎ̥˔ ʟ̝̊ Аффрикаты ʦ ʣ ʧ ʤ
Латер. сонанты l ɭ ʎ ʟ Двухфокусные лабиовелярные k͡p ɡ͡b ŋ͡m
На этой странице содержатся фонетические символы алфавита МФА, которые могут некорректно отображаться в некоторых обозревателях.
Если символы образуют пару, справа помещается звонкий согласный. Затенение указывает, что данная артикуляция считается невозможной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *